1. Глагол - это часть речи, которая обозначает действие либо состояние предмета, отвечает на вопросы что делать? что сделать?: идти, прилететь, болеть, взбодриться .

2. Каждый глагол имеет последующие формы:

  • исходную форму, которая именуется неопределенной формой (либо инфинитивом ). Она оканчивается на -ть, -ти, -чь (это формообразующие суффиксы): цвести , печь , купать ся . Неопределенная форма только именует действие либо состояние, не указывая ни времени, ни числа, ни лица, т.к. это неизменяемая форма глагола. Она обладает только неизменными признаками глагола;
  • спрягаемые формы (не инфинитив). Они владеют неизменными и непостоянными признаками глагола;
  • причастие;
  • деепричастие.
  • 3. Глаголы делятся на переходные и непереходные (это неизменный признак глаголов). Переходные глаголы обозначают действие, переходящее на иной предмет, заглавие которого может быть выражено

  • существительным (либо местоимением) в винительном падеже в отсутствие предлога: читать газету, видеть его ;
  • существительным в родительном падеже в отсутствие предлога, обозначающим часть чего-то: испить чаю, отрезать хлеба ;
  • существительным (либо местоимением) в родительном падеже в отсутствие предлога при глаголе с отрицанием: не иметь права, не видеть её .
  • Все другие глаголы непереходные: гулять в парке , веровать в добро .

    4. Глаголы, имеющие постфикс -ся (-сь), именуются возвратимыми : обриваться , пытаться . Другие глаголы безвозвратные : мыслить, знать (это неизменный признак глаголов). Все возвратимые глаголы непереходные.

    5. Глаголы бывают совершенного либо неидеального вида (это неизменный признак глаголов). Виды глагола демонстрируют, как протекает действие.

    Глаголы совершенного вида отвечают на вопрос что сделать? и указывают на завершенность действия, его итог, конец действия и начало: запеть . Они имеют два времени: прошедшее (что сделали? - запели ) и будущее обычное, состоящее из 1-го слова (что сделают? - запоют ). Формы реального времени глаголы совершенного вида не имеют.

    Глаголы неидеального вида отвечают на вопрос что делать? и при обозначении действия не указывают на его завершенность, итог, конец либо начало: петь . Они имеют три времени: прошедшее (что делали? - читали ), истинное (что делают? - зацветают ) и будущее сложное , состоящее из 2-ух слов - «буду» («будешь») и неопределенной формы данного глагола (что будет делать? - будет чертить, будет петь ).

    В российском языке есть маленькое число двувидовых глаголов, другими словами подобных глаголов, которые зависимо от контекста имеют то значение совершенного вида (и отвечают на вопрос что сделать? ), то неидеального вида (и отвечают на вопрос что делать? ): казнить, женить, жениться, велеть, изучить, исследовать, арестовать, штурмовать и др. К примеру: По стране распространялись слухи, что повелитель лично казнит (что делает? - неидеальный вид) собственных противников; Повелитель казнит (что сделает? - совершенный вид) немного мятежников .

    6. Глаголы имеют три формы наклонений (это непостоянный признак глаголов). Формы наклонения демонстрируют, как говорящий оценивает действие, т. е. считает ли он его реальным, вероятным либо желательным при каком-либо условии.

  • Изъявительное наклонение указывает, что действие реально, по сути происходит, происходило либо произойдет: Мы противников встречаем просто: били , бьем и будем бить .
  • Сослагательное (условное) наклонение указывает, что действие может быть только при определенном условии: В отсутствие тебя я не добрался бы до города и промерз бы на дороге . Сослагательное наклонение появляется от формы прошедшего времени методом добавления частички бы (б) . Частичка бы пишется раздельно.
  • Повелительное наклонение обозначает действие, которое велят, требуют, рекомендуют совершить: опрыскивай водой . Повелительное наклонение появляется методом добавления суффикса -и к базе реального (грядущего обычного) времени либо в отсутствие суффикса: нести - несут - неси . Во мн.ч. прибавляется постфикс -те : несите .
  • 7. В изъявительном наклонении глаголы меняются по временам

  • истинное время: хожу, думаю ;
  • будущее время: принесу (будущее обычное), буду приносить (будущее сложное);
  • прошедшее время: прогуливался, задумывался .
  • 8. В формах реального и грядущего времени глаголы имеют категорию лица (это непостоянный признак глаголов):

  • 1-е лицо: я иду, мы идём ;
  • 2-е лицо: ты идёшь, вы идёте ;
  • 3-е лицо: он (она , оно )идёт, они идут .
  • Некие глаголы именуют состояние, действие, происходящее в отсутствие роли действующего лица, вроде бы само по себе. Такие глаголы именуются безличными : Светает. Лихорадит. Мне недужится .

    9. Число - непостоянный признак глагола, присущий всем изменяемым формам глагола:

  • единственное число: иду, шёл, пойду ;
  • множественное число: идём, шли, пойдём .
  • 10. Род - непостоянный признак глагола, присущий формам единственного числа в прошедшем времени и в условном наклонении:

  • мужской род: возжелал бы ;
  • дамский род: возжелала бы ;
  • средний род: захотело бы .
  • 11. В предложении глагол обычно является сказуемым и совместно с подлежащим образует грамматическую базу предложения: Луна ярко озаряла всю равнину .

    Однако инфинитив может быть хоть каким членом предложения:

  • Жить - родине служить (жить - подлежащее, служить - сказуемое);
  • Я желаю поступить в консерваторию (желаю поступить - составное глагольное сказуемое);
  • У меня появилось острое желание обернуться (желание (какое?) обернуться - определение);
  • Она попросила меня прочесть письмо (попросила (о чём?) прочесть - дополнение);
  • Она присела отдохнуть (присела (с какой целью?)отдохнуть - событие цели).
  • См. Как найти синтаксическую роль инфинитива?

    12. Морфологический разбор глаголов (план)

    1. Часть речи, общее грамматическое значение и вопрос.

    2. Исходная форма (инфинитив).

  • вид (совершенный, неидеальный);
  • возвратность (безвозвратный, возвратимый);
  • переходность (переходный, непереходный);
  • спряжение (I, II, разноспрягаемый либо архаический).
  • 4. Непостоянные морфологические признаки:

  • наклонение;
  • время (в изъявительном наклонении);
  • число;
  • лицо (в реальном, будущем времени; в повелительном наклонении);
  • род (в единственном числе прошедшего времени и сослагательного наклонения).
  • 5. Роль в предложении (каким членом предложения является глагол в данном предложении).

    Эталоны разбора глаголов

    Любишь кататься - обожай и саночки возить .

    Любишь

    что делаешь?
    2. Н. ф. - обожать.
    3. Неизменные морфологические признаки:
    1) неидеальный вид;
    2) безвозвратный;
    3) переходный;
    4) II спряжение.
    1) изъявительного наклонения;
    2) реального времени;
    3) единственного числа;
    4) 2-го лица.

    Кататься

    1. Глагол; обозначает действие; отвечает на вопрос что делать?
    2. Н. ф. - кататься.
    3. Неизменные морфологические признаки:
    1) неидеальный вид;
    2) возвратимый;
    3) непереходный;
    4) I спряжение.

    Обожай

    1. Глагол; обозначает действие; отвечает на вопрос что делай?
    2. Н. ф. - обожать.
    3. Неизменные морфологические признаки:
    1) неидеальный вид;
    2) безвозвратный;
    3) переходный;
    4) II спряжение.
    4. Непостоянные морфологические признаки. Употреблён в форме:
    1) повелительного наклонения;
    2) единственного числа;
    3) 2-го лица.
    5. В предложении является частью составного глагольного сказуемого (вспомогательный глагол).

    Возить

    1. Глагол; обозначает действие; отвечает на вопрос что делать?
    2. Н. ф. - возить.
    3. Неизменные морфологические признаки:
    1) неидеальный вид;
    2) безвозвратный;
    3) переходный;
    4) II спряжение.
    4. Непостоянные морфологические признаки. Употреблён в форме инфинитива (неизменяемая форма).
    5. В предложении является частью составного глагольного сказуемого.

    Источники:

  • Глава «Глагол» в пособии Зубковой А. «Русский язык и культура речи»
  • Раздел «Глагол» в пособии Литневской Е. «Русский язык: лаконичный теоретический курс для школьников»
  • Дополнительно на сайт:

  • Что такое причастие?
  • Как происходит переход причастий в прилагательные?
  • Как различать причастия и отглагольные прилагательные?
  • На какие вопросы отвечает причастие?
  • Какова исходная форма причастия?
  • Как меняется причастие?
  • Какие есть разряды причастий?
  • Что такое действительное причастие?
  • Что такое страдательное причастие?
  • Когда пишется одно Н в причастиях?
  • Когда пишется НН в причастиях?
  • Как верно создавать причастия?
  • При помощи каких суффиксов образуются причастия?
  • Что такое деепричастие?
  • На какие вопросы отвечает деепричастие?
  • Что обозначает деепричастие как часть речи?
  • Какие бывают ошибки в употреблении и образовании деепричастий?
  • Глагол - это самостоятельная часть речи, которая обозначает действие или состояние предмета и отвечает на вопросы что делать? что сделать?

    Начальная форма глагола называется инфинити­вом. Инфинитив - неизменяемая форма глагола, кото­рая отвечает на вопросы что делать? что сделать? (пи­сать, написать).

    Инфинитивы могут оканчиваться на -ть9 -ти, -чь.

    Постоянным признаком глагола является вид. Гла­голы совершенного вида (что сделать? сказать) указы­вают на завершенность действия, его конец или резуль­тат, несовершенного (что делать? говорить) не указы­вают на завершенность действия.

    Глаголы с суффиксом -ся (-съ) называют возвратны­ми (учиться). Суффикс -ся (-сь) отличается от других суффиксов тем, что стоит после всех морфем, его назы­вают постфиксом.

    Переходные глаголы сочетаются с существительным или местоимением в В. п. без предлога (любить (что?) фрукты). Существительное или местоимение при пере­ходном глаголе может стоять и в Р. п.:

    Если при глаголе имеется отрицание (отрицатель­ная частица НЕ): не читал книги;

    Если действие переходит не на весь предмет, а только на его часть: выпил чего? воды.

    Глаголы называются непереходными, если действие прямо не переходит на другой предмет: ходить на лы­жах. Возвратные глаголы всегда непереходные (подни­маться в гору).

    Спряжением глагола называется изменение глагола по лицам и числам. В русском языке 2 спряжения.

    Для того чтобы определить спряжение глагола с без­ударным личным окончанием, надо поставить его в не­определенную форму и определить, какая гласная стоит перед -ть.

    Ко II спряжению с безударными личными оконча­ниями относятся:

    Все на -ИТЬ, кроме брить, стелить, зиждиться;

    7 на -ЕТЬ: смотреть, видеть, ненавидеть, тер­петь, вертеть, обидеть, зависеть;

    4 на -АТЬ: слышать, дышать, гнать, держать.

    Все остальные глаголы относятся к I спряжению.

    Разноспрягаемыми называют глаголы, которые име­ют окончания разных спряжений, их в русском языке 4: хотеть, есть, дать, бежать.


    Наклонение глагола


    Глаголы в изъявительном наклонении обозначают действия, которые происходили, происходят или будут происходить на самом деле: говорил, говорю, буду гово­рить.

    Глаголы в условном наклонении обозначают дейст­вия, желаемые или возможные при определенных усло­виях. Они образуются от основы начальной формы гла­гола при помощи суффикса -л и частицы бы (б), которая может стоять перед глаголом, после него или отделяться от глагола другими словами: написал бы.

    Глаголы в повелительном наклонении выражают побуждение к действию, приказ, просьбу: сделай, на­пиши.

    В изъявительном наклонении глаголы несовершен­ного вида имеют 3 времени: настоящее, прошедшее и будущее. Глаголы совершенного вида - 2: прошедшее и будущее.

    Глаголы в форме настоящего времени обозначают действие, которое происходит в момент речи, а также постоянные и длительные действия: Я пишу письмо.

    Прошедшее время глаголы образуется от основы ин­финитива с помощью суффикса -л или без суффикса: купил, вез. Оно обозначает, что действие происходило до момента речи.

    Будущее время может быть простым и сложным. Форму будущего простого имеют глаголы совершенно­го вида (напишите), форму будущего сложного - гла­голы несовершенного вида. Они состоят изТ! слов: бу­дущее простое от глагола быть и инфинитив: буду пи­сать.

    В настоящем и будущем времени глаголы изменяют­ся по лицам (говорю, говоришь, говорит) и числам (го­ворю, говорим).

    Глаголы, которые обозначают действия, совершае­мые без действующего лица, называются безличными: подморозило, смеркается. Личные глаголы могут упот­ребляться в безличном значении: Накрапывает мелкий дождик. - На улице накрапывает.

    Глаголы прошедшего времени изменяются по числам (рисовал, рисовали) и родам (рисовал, рисовала). Род глагола определяется при помощи окончания (м. р. -

    нулевое окончание: писал; ж. р.---------- а: писала; средний

    род------- о: гудело).

    Глагол - это одна из самых важных частей речи русского языка, на изучение которой в школьной программе отводится огромное количество времени. И это понятно, ведь тема на самом деле достаточно объемная. При ее изучении детям объясняют, как определять форму, вид и значение конкретного слова в предложении, а также как разбирать глаголы как части речи. Курс русского языка предполагает знакомство с данным разделом после всех именных частей. И делается это совсем не случайно, ведь, в отличие от имен существительных, прилагательных и числительных, глагол имеет форму спряжения, а это значит, что морфологические признаки данной части речи в корне отличаются от других слов и словоформ.

    Слово как часть речи: глагол

    Определение глагола, поданное в школьных учебниках, звучит примерно так: это часть речи, которая отвечает на вопросы, обозначающие действие, и может выражаться в состоянии (болеть), свойстве (заикаться), признаке (темнеть) и в отношении (ревновать). Начальную которая отвечает на вопросы "что делать" и "что сделать", называют инфинитивом, или неопределенной формой, которая в предложении может выступать любым из его членов.

    Например: понимать (подлежащее) - значит чувствовать; быть (сказуемое) дождю; друзья просили его спеть (дополнение); она пошла пройтись (обстоятельство).

    Тему раздела, повествующего о том, как разбирать глаголы как части речи, дети начинают изучать уже в 4 классе, а в последующие годы возвращаются к ней неоднократно. Однако перед тем, как перейти непосредственно к анализу глагола,следует изучить его признаки. Именно об этом и пойдет речь далее.

    Постоянные признаки глагола

    Одна из важных особенностей данной части речи заключается в том, что все слова, относящиеся к ней, могут иметь постоянные и не постоянные признаки, изучение которых обязательно для того, чтобы разобрать как часть речи глагол. К первым относятся:

    • Принадлежность к виду. Если процесс или действие, описанное глаголом, законченно на данный момент, или указано, что оно будет таковым - это совершенный вид. Например: уехал, пришел, напишу, прочитаю, скажу . А если слово не предполагает законченности, то это несовершенный вид глагола. Например: живу, рисовал, пишу.
    • Переходность и непереходность. Различия этих грамматических признаков заключаются в наличии предлога при употреблении глагола с местоимением или именем существительным. Переходные глаголы могут употребляться без предлогов с именительными частями речи в винительном, а при отрицании - в родительном падеже. А при непереходных формах наличие предлога для связи слов - обязательное условие. Например: читал письмо, не читал статью, построили дом, отвыкнуть от дома, сочувствовать другу, дорожить временем.
    • Возвратность. Определить этот признак достаточно просто, как правило, все глаголы такого типа заканчиваются на -ся или -сь. Стоит отметить, что данная характеристика указывает на то, что глагол непереходный. Например: смеялся над сестрой, растворился в воде, придерживаться диеты .
    • Спряжение - это одна из важнейших характеристик, которая участвует в формировании слов и заключается в изменении глаголов по числам и лицам. Для изучения и закрепления этой темы в школьном курсе русского языка уделяется немало времени, и от умения правильно определить спряжение глагола зависит качество правописания. Однако можно всю тему записать в один маленький конспект. Итак, к первому спряжению относят все глаголы с окончаниями -ешь, -ем, -ет, -ете, -ут, -ют , а ко второму - с окончаниями на -ишь, -им, -ит, -ите, -ат, -ят . Чтобы определить спряжение, глагол следует изменить по лицам и проследить за изменением окончания.

    Непостоянные признаки глагола

    Характеристика этих признаков заключена в их названии, и их также очень важно изучить до того, как разбирать глаголы как части речи. К ним относятся следующие факторы, которые влияют на словообразование:

    • Наклонение. Форма этого признака показывает на отношение действия к реальному времени. Существует три формы наклонения: изъявительная (действие происходит сейчас), условная (действие является лишь желаемым) и повелительная (действие возможно при определенных событиях).
    • Время и число. В русском языке существует прошедшее, настоящее и будущее время глаголов. Как правило, с определением этого грамматического признака трудностей не возникает, равно как и с определение множественного или единственного числа.
    • Род. Как и все знаменательные части речи, глаголы могут изменяться по родам, в зависимости от слова, определяющего лицо, с которым связано действие.

    Как разбирать глаголы как части речи

    Именно вышеуказанные особенности и следует указать в глагола, план которого выглядит так:

    1. Указать название части речи.
    2. Определить начальную форму.
    3. Указать как части возвратность, переходность, спряжение.
    4. Обозначить непостоянные признаки: наклонение, время, лицо и род (если они есть), а также число.
    5. Разобрать предложение, в котором употребляется глагол, и определить его функцию, то есть указать, каким членом он является.

    Примеры разбора глагола как части речи

    Для закрепления изученного материала (морфологические особенности и признаки глагола) школьной программой предусмотрены многочисленные разборы данной части речи по описанной выше схеме. При помощи такого приема детей учат систематизировать знания и правильно их применять, вновь и вновь повторяя при конкретном разборе все признаки той или иной части речи.

    В качестве примера рассмотрим такую фразу: "На небе ярко светит солнце".

    1. Светит - глагол.
    2. Начальная форма - светить.
    3. Глагол несовершенного вида, невозвратный, переходный, использован во втором спряжении.
    4. Солнце светит - действие происходит в настоящем времени, а значит, это изъявительная форма глагола, который употреблен в единственном числе, в третьем лице и в среднем роде.
    5. На - предлог, небе - обстоятельство, ярко - обстоятельство, светит - сказуемое, солнце - подлежащее.

    Разбор глагола по составу

    Не менее важной является тема: "Морфемный разбор слова". Что это означает и как разобрать слово по составу? Глагол, как и все слова, имеет основную часть, на базе которой и формируются другие формы. Именно эта часть без окончания, которое при обозначении заключается в прямоугольник, называется основой и является главной в определении лексического значения. При разборе она обозначается квадратной скобкой под словом.

    Вслед за основой выделяют суффикс - морфему, которая участвует в формо- и словообразовании однокоренных слов. На письме обозначается углом с направленной вверх вершиной.

    Для глаголов в изъявительном и условном наклонении прошедшего времени характерен нулевой суффикс или -л-. Например: читал - читал бы , нес - нес бы .

    Неопределенная форма образуется при помощи суффиксов -ть- и -ти-, однако в школьной программе эти морфемы рассматриваются как окончания. Например: спала - спать и спасла - спасти .

    Приставка - одна из значимых частей слова, которая стоит вначале и участвует в образовании новых словоформ. Схематически обозначается перевернутой буквой Г.

    Корень - обязательная и основополагающая часть, в ней заключено лексическое значение и объединяющая для всех однокоренных слов составляющая. Нет ни одной самостоятельной лексической единицы, в которой не было бы этой морфемы, то время как без остальных элементов они вполне нормально используются. Корень на письме обозначают дугой.

    Правила морфемного разбора

    Вопрос о том, как разобрать глагол по составу, интересует многих школьников. Об этом можно много говорить, но лучше показать на практике. Но для начала следует отметить, что у инфинитива и у глаголов единственного числа мужского рода, употребленного в прошедшем времени и условном наклонении, нет окончания. Также у этих глаголов нет суффикса.

    Морфемный разбор глаголов, как и других слов, проводят по такой схеме:

    1. Определение части речи.
    2. Выделение окончания с объяснением его значения.
    3. Подбор однокоренных слов и определение корня.
    4. Выделение приставки и суффикса.
    5. Определение основы слова, в которой заключено лексическое значение.

    Разбери глаголы по составу

    Для закрепления материала следует разобрать несколько слов по составу по такому примеру: страдает - начальная форма страдать . Это с окончанием -ет , которое указывает на настоящее время, третье лицо, единственное число. Основа слова -страда -, суффикс -а -. Однокоренные слова: страдает, страдание, страждущий . Корень - страд с возможной заменой буквы «д» на «ж». У этого слова нет приставки.