Сегодня все чаще от пар, живущих без регистрации своих отношений и тем более без венчания, можно услышать: «Мы в гражданском браке». И если такую пару упрекнуть в блуде, она очень удивится и оскорбится: «Ведь у нас же брак!!!» На такие «браки» закрывают глаза и родители, считая, что эта «проба семейной жизни» многому научит их чад, которые потом, имея опыт, вступят в брак настоящий. Так брак это или блуд? Ведь блудом мы привыкли считать беспорядочную смену сексуальных партнеров, а тут он и она живут годами вместе. И можно ли считать эти браки гражданскими? Что такое вообще гражданский брак и как Церковь к нему относится? И почему однозначно осуждает как блуд такие вот сожительства, в чем видит тут грех и опасность?

Блуд не брак, но противоположен браку

Противная богооткровенному нравственному учению позиция – это выгораживание своего «права на распутство»

– «Блуд – не подготовка к браку, а состояние, ему противоположное», – определил святитель Иоанн Златоуст. Что хорошо, что плохо на этом свете, не человек выясняет, а Бог установил и нам открывает. Область тяжких грехов может казаться привлекательной только для того, кто еще не признал наличие в мире сотворенных свободно-разумных существ нравственного закона, установленного Создателем. Из него ясно следует, что для стремящегося наследовать Жизнь Вечную есть два плотских состояния: невинность-чистота-вдовство или венчанное супружество. Дискуссии с современниками здесь неизбежны, но каждая противная богооткровенному нравственному учению позиция будет попыткой выгораживания своего «права на распутство».

– Отношения между мужчиной и женщиной мы называем грехом блуда, если в такие отношения почему-то вступают верующие люди, игнорируя их церковное оформление. Но! Если на момент вступления в такие отношения оба были неверующие, но потом один из них уверовал, а другой нет, и отношения сохраняются, то тут имеет место несколько иное. Читаем: «Если какой брат имеет жену неверующую, и она согласна жить с ним, то он не должен оставлять ее; и жена, которая имеет мужа неверующего, и он согласен жить с нею, не должна оставлять его» (1 Кор. 7: 12–13). Совершенно очевидно, что так как один из данного союза неверующий, то о церковном бракосочетании не могло быть и речи. Однако о мужчине и женщине в этом отрывке из послания апостола Павла говорится как о «муже» и «жене»!

В случае, если и второй супруг уверует, они смогут оформить свои отношения по церковным правилам. Читаем: «Также и вы, жены, повинуйтесь своим мужьям, чтобы те из них, которые не покоряются слову (то есть не веруют в Евангелие. – прот. О.С. ), житием жен своих без слова приобретаемы были, когда увидят ваше чистое, богобоязненное житие» (1 Пет. 3: 1–2). Оказывается, такое положение не является вызовом чистому и богобоязненному житию верующей половины.

Нарушение законов, установленных Богом, ведет к тяжелым последствиям

– Добрачные плотские отношения (сожительство) Церковь определяет как грех блуда. Почему? Но прежде, чем дать ответ на этот вопрос, давайте определим, что такое грех. Грех – это нарушение закона, данного Богом. Господь – Творец Вселенной, Творец физических законов, законов химии, но и Творец духовных законов. Мы знаем, что физические законы нарушать нельзя. Ты можешь в них верить, можешь не верить, можешь изучить эти законы и знать их, а можешь не знать их, но при этом они всё равно на тебя будут действовать. Например, закон Архимеда. Если ты наберешь полную, до краев ванну воды, то, когда сядешь, вытесненная твоим телом вода выплеснется на пол, и тебе придется собирать ее тряпкой, чтобы она не просочилась к соседям. Верь или не верь в закон Архимеда, но он объективно действует. Или, например, закон гравитации. Если ты его нарушишь, если не учтешь тяготение, ты, выйдя из окна 3-го этажа, полетишь вниз, переломаешь себе кости – это в лучшем случае, а в худшем – разобьешься насмерть. Тут последствия твоего незнания и неверия будут трагическими.

Законы духовного мира «работают» так же. Они изложены в Священном Писании. Какие есть заповеди о семье? Не изменяй своей семье, не прелюбодействуй. А также – чти отца своего и мать свою. И если ты нарушаешь эти законы, тебе непременно – со 100-процентной гарантией – придется за это поплатиться.

В Священном Писании неоднократно осуждается грех блуда. Апостол Павел говорит: блудники Царства Божия не наследуют. Понятно, если не покаются и не изменят свою жизнь. Говорится также, что блудящий человек становится одним телом с блудницей, то есть, участвуя в этом грехе, оскверняет свое тело. Почему этот грех так серьезен, что называется одним из смертных грехов? Дело в том, что все отношения между мужчиной и женщиной разрешены и благословляются Богом только в одном случае: когда они совершаются в законном – подчеркиваю! – браке. Для чего существуют эти отношения? Для рождения детей – в первую очередь. Во-вторых, как выражение любви – для того, чтобы муж и жена стали единым целым, в том числе и телесно. И это взаимное плотское притяжение помогает супругам справиться с возникающими в семейной жизни проблемами. Но все это совершается только в законном супружеском союзе. Все прочие «союзы» – для греховных наслаждений.

Добрачные сожительства не ведут к деторождению, потому что от деторождения при таких отношениях бегают как от чумы. Результатом становится бесплодие женщины, потому что она делала несколько абортов, пила сильнейшие контрацептивы в течении нескольких лет. Беременности женщины избегают в таких союзах еще и потому, что прекрасно понимают: ребенок будет незаконнорожденный, и в случае каких-то драматических поворотов или если «отец» от него откажется, попробуй докажи отцовство.

Тяжело хранить верность тому, у кого был предыдущий опыт неверности

Хотел бы привести только один пример (а их множество), иллюстрирующий то, как грех блуда не позволяет человеку потом создать семью, разрушает его жизнь. Один мой знакомый очень гордился тем, что не употребляет наркотики, не курит, не пьет, но у него была очень серьезная страсть: он был очень любовно зависим, и то с одной девушкой у него «любовь», то с другой, то с третьей. И вот одно из сожительств он решил завершить законным браком: его возлюбленная забеременела. Но через какое-то время эта женщина его бросила – ей не нужны были «крепкие узы». И сейчас тот человек очень страдает, потому что его бывшая к ребенку его не подпускает, да и семью нормальную он не может создать. Почему? Потому что человек в браке чудесным образом не меняется. И если он привык блудить, ни в чем себе не отказывать, он жене своей будет изменять. Все эти предыдущие связи очень серьезным образом сказываются. Почему апостол Павел говорит, что, кто соблудит, тот становится одним телом с блудницей? Потому что эта греховная связь всегда будет с ним, ему тяжело будет хранить верность, если был предыдущий негативный опыт – опыт неверности. Церковь не зря говорит о грехе блуда!

Период добрачный дается человеку как период целомудрия. Потому невеста и называется «невестой», то есть неизведанной мужем. Люди должны найти свое счастье в законной семье.

Почему еще добрачное сожительство является большим грехом? Потому что, во-первых, такие отношения крайне безответственны. Вступая в них, люди не думают отвечать за последствия этих отношений. Это подобно тому, как человек, не имея прав, не имея документов на машину, берет автомобиль и ездит на нем, нарушая правила, при этом он знает, что поймать его невозможно, и если он совершит, например, ДТП, то машину просто бросит и убежит. Так и в добрачном сожительстве. Хотя, мне кажется, тут последствия намного тяжелее. Да, здесь безответственное бегство не наказуется, но, по моим представлениям, это не меньшее преступление, чем совершить ДТП, даже если в результате его было нанесено увечье другому человеку. Бросить доверившуюся тебе женщину с родившимся от тебя ребенком, отказаться от своего ребенка – большее преступление. Кто-то скажет, что и, прожив в браке, мужчина уходит от жены и детей. Но все-таки в браке такое случается намного реже, и человек сто раз подумает, прежде чем сознательно разрушить свою семью. Да и в браке закон на стороне женщины с ребенком, и по суду нерадивого отца можно привлечь к очень большой ответственности. Сожительство же, повторюсь, очень безответственно. Но последствия его, в том числе и духовные, весьма разрушительны.

Интимные отношения без заключения брака – это всегда недоверие друг другу

– Блуд – это не только беспорядочные связи с кем попало, но и допущение интимных отношений до законного брака. Это то же самое, что прийти на чей-то обед и тут же начать есть, не дожидаясь других, руководствуясь только тем, что ты голоден. Это преждевременное вкушение того, что уместно лишь в свое время и в своем месте. Впрочем, объяснить это достаточно трудно, если люди привыкли так жить.

Обычно в миру подобные отношения называются гражданским браком. И молодые люди в каком-то смысле успокаивают себя тем, что поживут «пока так», а в случае чего они «ничем не связаны». Вот это «ничем не связаны» уже показывает, что ничего серьезного в этих отношениях нет: это не брак и не семья. Да они и сами знают, что если что не понравится, они разбегутся в разные стороны.

Интимные отношения без заключения брака – это всегда недоверие друг другу. Партнеры заранее готовят себе путь к отступлению, но при этом уже спешат насладиться телесной близостью. Еще это проявление сомнения. Сомнение – ясный признак неведения, и его справедливым выражением является фраза: «А вдруг не получится? Вдруг он (она) меня бросит?» Такое неведение означает, что «их» души еще не стали едины, хотя «им» уже хочется слиться в единое тело. Сомнение – выражение внутренних смутных чувств, неуверенности. Вы будто находитесь в густом тумане, когда на расстоянии протянутой руки уже ничего не видно, и потому вы не видите, точно ли рядом с вами ваша будущая жена. Все это говорит об одном – у юноши и девушки еще не наступило внутреннее единение, сердце подсказывает о самообмане, и потому «они» на всякий случай не расписываются.

Подлинный брак предполагает взаимную ответственность и обязательства. В интимных внебрачных отношениях взаимная ответственность сводится к минимуму, а познание друг друга вершится почти по единственной мерке – мерке собственной постели. В конечном итоге всё это означает, что парень и девушка не обрели подлинного единения душ, почему не уверены друг в друге и боятся вступить в законный брак, но при этом им уже хочется насладиться взаимными телесными достоинствами, а дальше «авось как получится». А получится сожитие на основе внешней симпатии при полном отсутствии внутреннего родства.

При этом есть статистика, согласно которой мужчины, живущие в подобных отношениях, в большинстве своем считают себя холостыми, а женщины, напротив, считают себя замужними. То есть мужчины трезво видят ситуацию, но считают, что им и так сойдет, а женщины наивно гонятся за мечтой о хорошей семье, но видят семью там, где ее нет.

Жалко бывает видеть, как у людей проходит много лет в подобных отношениях, а в итоге они остаются ни с чем. Они и сами со временем понимают, что поступили ошибочно, но зачастую этот вывод слишком поздно приходит.

Блуд – это восстание против Бога

Растлить свое или чужое тело – этот «малый храм Божий» – грех против Божиего установления о нас

– Многие вообще не понимают, в чем «смертность», тяжесть греха блуда. Говорят: «А что тут такого? Мы никого не обижаем, всё делаем по взаимному согласию, мирно…» Так вот, чтобы осознать тяжесть этого греха, нужно вспомнить слова апостола Павла о том, что каждый из нас есть «храм Духа Святаго», то есть мы призваны жить так, чтобы Бог обитал в нас, как в храме. А кто храм Божий растлит, – продолжает апостол, – жизнь того человека Господь разрушит. Почему? А вот задумаемся: осквернить храм – дело маленькое или нет? Конечно, это великий грех. Вот так и растлить свое или чужое тело – этот «малый храм» – это грех против Божиего установления о нас, восстание против Бога. А что не будет восстанием, что будет согласно с Его волей? А это в первую очередь исполнение заповеди о законном браке, и начало законного брака, как ни странно, полагается в законе человеческом, но согласном с законом Божиим, то есть брак – это законное сочетание мужчины и женщины, связанное с ответственностью перед обществом и друг другом. А ответственность предполагает приоритет долга над преходящими чувствами, хотениями и настроениями. Вот это очень важно понять. Ответственность!

Говорят иногда: «Да зачем нужна эта печать в паспорте? Какая разница – есть она или нет?» Я всегда переспрашиваю: «Нет никакой разницы?» «Ну конечно, нет», – отвечают. «Точно нет?» – переспрашиваю еще раз. – «Точно». – «Ну тогда пойдите и поставьте эту печать!» И вот тут же, просто в мгновение ока, оказывается, что разница всё-таки есть, потому что начинается какая-то заминка, а потом самооправдание и объяснения… А почему? Да потому, что та самая «печать» означает большую степень ответственности, и вот именно ответственность, закрепленная законодательно, отличает брак от блудного сожительства.

Но за соблюдение закона должно нести ответственность в том числе и государство, и это очень важная тема, потому что еще каких-нибудь 150 лет назад, если мужчина без вины прелюбодеяния оставлял свою жену с детьми, ему сначала выписывали батогов немало, а если не одумается – ссылали в Сибирь. Или, по крайней мере, он должен был выплатить такую «компенсацию» за свой грех, что сто раз подумает, уходить ли ему «на сторону» или нет. Да и общественное мнение относилось очень строго к такому поведению, так что разрушивший свою семью потом оказывался во многом в роли изгоя.

Если же говорить о церковном подходе, то у святителя Васили Великого и вовсе есть правило, согласно которому человек, послуживший причиной разрушения собственной семьи, больше не должен вступать в брак как поправший и не сохранивший то, что ему было вверено Богом. И святитель Василий говорит замечательные слова о том, что блудное сожительство есть «не брак и даже не начало брака» именно потому, что оно беззаконно. Так что как бы ни хотелось кому трактовать, брак – это именно законное сожительство мужчины и женщины, согласное с правилами церковного устроения жизни.

И следующая необходимая степень «воцерковления» супружеских отношений – это благословение их в Таинстве венчания. Как жизнь человека – душевная и телесная – нуждается в восполнении духовном, так и супружеская жизнь нуждается в духовном восполнении, когда целью супружества становится достижение Царствия Небесного и самими супругами, и детьми, если Господь дарует детей. Это крест, который надо нести, следуя за Христом, и «отвержение» которого означает поистине катастрофу. Горько только, что немногие это понимают.

Сожительство до брака – это бегство от спасительных скорбей

– Слово «блуд» по значению сходно со словом «блуждание». А блуждание – это потеря дороги, трата времени не на то, чтобы идти к цели, а на дорогу не туда. Блуждание – это всегда потерянные время и силы. А блуд – это духовное блуждание.

И единственная «польза» от блуда, если можно так выразиться, – это понимание того, что так делать нельзя, знание о том, что сожительство вне брака не приносит счастья, любви, но опустошает душу.

Всемилостивый Господь сотворил нас для любви, счастья и спасения в вечную жизнь. И показывает нам кратчайшую дорогу к ним. Дороги могут быть у каждого человека разными, но цель пути у всех одна. И указывают нам направление заповеди Господни, они же рассказывают нам и то, как облегчить нам дорогу, и что – а точнее Кто – и как нам помогает. И как получить этой помощи больше.

Семья – это одна из дорог ко спасению. И на этой дороге есть указательные знаки: с какой идти скоростью, где делать остановку, куда поворачивать, а где тупик. Вот тупиком является сожительство вне брака. По многим причинам. К любви идут через скорби. «Многими скорбями надлежит нам войти в Царствие Божие» (Деян. 14: 22). А сожительство вне брака – это как раз попытка найти для себя дорогу с наименьшими скорбями, удобную для себя. «Попробовать». Не жениться пока, а если будет трудно, быстро разбежаться и побежать «пробовать» с другим партнером: может, там будет легче. Сожительство блудное все построено на бегстве от скорбей. Выгодно, комфортно – сожительствуем. Не комфортно – разбежались.

Сожительство – это попытка избегнуть борьбы с блудной страстью. Но, удовлетворяя страсти, мы их не уничтожаем, а взращиваем

И заодно, конечно, это попытка избегнуть борьбы с блудной страстью, удовлетворяя ее в блудном сожительстве. Но, удовлетворяя страсти, мы их не уничтожаем, а взращиваем. Чем больше удовлетворяем страсть и потакаем греху, тем сильнее они порабощают нас. И в результате удовлетворения блудной страсти вне брака люди становятся не любящими супругами, а блудниками, которые всегда ищут острых ощущений и переживаний, понуждаемые своею страстью, принимая ее за любовь. И, конечно, не находят того, что нужно душе, находят только страдания и разочарование. Блуждают вне своего пути, в греховной темноте.

В трех соснах блуждают, не входя в Царствие Небесное, которое уже здесь, на земле, начинается. Не находя ни любви, ни счастья.

А те, кто в браке находится, знают, что им разбегаться нельзя: они – муж и жена. И еще знают, что после трудностей, искушений, скорбей, обид приходит благодать Божия и утешение, если прощаешь и не разбегаешься. И что чем больше прощено человеку, тем больше он любит, как сказано Господом в Евангелие от Луки, в 7-й главе, на вечери в доме Симона фарисея. А в браке много и много раз и ты прощаешь, и тебя прощают.

Поэтому не надо вступать в блудное сожительство до брака. Иначе не видать будет настоящей любви и счастья и Царствия Небесного. А будет блуждание в собственных грехах и страстях и бессмысленная трата своей драгоценной, единственной земной жизни на бегство от этой самой Жизни в собственные страхи, малодушие и пустоту.

Не надо путать гражданский брак и сожительство

– Об отношениях без регистрации у нас почему-то говорят как о гражданском браке. Но тут путаница понятий. Что такое гражданский брак? Гражданский брак – это брак, зарегистрированный в государственном органе – ЗАГСе. Но люди обманываются и при сожительстве без регистрации именуют себя мужем и женой. Однако они не муж и жена не только с духовной точки зрения. Есть у этой проблемы и юридический аспект. С точки зрения закона они сожители, и никакие юридические нормы и законы, регулирующие отношения внутри семьи, например касающиеся детей и совместного имущества, на них не распространяются. И в уголовном праве мы четко читаем: если преступление совершается, не именуется мужем тот, отношения с которым в ЗАГСе не зарегистрированы, но именуется сожителем.

Если ты человека любишь, если хочешь с ним быть, если тебя всё устраивает в этом человеке, почему не зарегистрировать свои отношения – хотя бы в ЗАГСе? Но до ЗАГСа не доходят сегодня во множестве. А ведь и дети в таком сожительстве рождаются… И как решать возникающие при этом правовые вопросы, как защищать этих детей? Кто потом алиментные обязательства будет выполнять, если пара «разбежится»?

Итак, гражданский брак – это брак, зарегистрированный государственными органами. И если этот брак не венчан, Церковь не считает такие отношения блудом. Это особо подчеркивается. Так надо ли венчаться? Обязательно надо!

Что такое венчание? Венчание – это Таинство, с которым преподается благословение Божие. Как и в любом Таинстве. А если живут невенчанными, то выходит, что пара, вступая в брак, совершая такой ответственный шаг, забывает о самом главном – попросить у Бога благословение. Забывает о Божией благодати. Что же удивляться, что у нас столько разводов, что возникают конфликты. Как без благословения устраивать семейную жизнь?

А грех сожительства и в том, что человек не хочет нести ответственность за другого. Брак – это свидетельство перед обществом об ответственности друг за друга. Если человек желает нести ответственность за другого из любви, то он перед всем обществом объявляет: «Вот моя жена, вот мой муж – и в горе, и радости. На всю жизнь. И вы все – близкие, знакомые, государство – знайте: мы готовы на этот шаг».

Сожительство опасно, прежде всего, для женщины, ведь пострадавшей, когда пара расстается, всегда оказывается именно женщина: как только она забеременела, ее так называемый муж опечалился этим фактом и, если она аборт не хочет делать, ушел. А женщина, считавшая его мужем, остается одна с ребенком. Поэтому Церковь всегда настаивает, чтобы человек, встретивший другого человека как свою половинку, мужчина, полюбивший женщину, женщина, полюбившая мужчину, сказали обществу, Церкви о своей ответственности друг за друга, зарегистрировав брак в органах ЗАГСа и освятив его в храме Божием Таинством венчания.

Родители учащегося часто задаются вопросом касаемо взаимоотношений между учителем и его учениками. В Российской Федерации педагогический сегмент действует на основании профессионального устава, который имеет федеральное значение. Поэтому работники сферы образования - учителя осуществляют свою деятельность в соответствии с его положениями.

Какие права и формальные обязанности имеются у преподавателей школы, будет рассказано далее.

Какие права имеет учитель в школе в 2018 году

В любой учебной организации должная программа образования предполагает в отношении преподавателей школы следующие преференции:

  • получать соразмерное денежное вознаграждения, согласно имеющейся квалификации;
  • иметь все элементарные условия для оказания образовательных услуг;
  • рассчитывать на помощь в организации учебного процесса со стороны руководителя школы;
  • пользоваться всеми социальными и материальными гарантиями, рассчитанными законом для бюджетной категории;
  • получать положенный отпуск в соответствии с графиком деятельности.

Имеет ли учитель право выгонять с урока ученика?

Такого права в отношении учителя нигде не закреплено. Если ученик систематически нарушает дисциплину, либо своими действиями мешает проведению учебного процесса, то преподаватель школы в этих случаях не сможет выгнать его из класса. Это является нарушением формальной должностной инструкции, что может послужить применением санкций в отношении специалиста.

Вместо того чтобы выгонять учащегося из класса, тем самым нарушая образовательный порядок, специалист должен вызвать в класс руководство школы, которое обязательно найдет пути решения описываемой проблемы. Самостоятельные воспитательные меры здесь к проведению не допускаются.

О комендантском часе в СПБ для несовершеннолетних читайте

Есть ли право у учителя забрать телефон у ученика?

Отношения формально должны строиться на основе профессиональной преподавательской этики. Преподаватель школы, особенно в начальных классах, должен понимать, что работать ему придется в не самых легких условиях. Но несмотря на это, применять самостоятельные меры воздействия по отношению у обучающимся нельзя. Это прописано в диспозициях методических рекомендаций за номером 351-ФЗ (МО ноябрь 2016 года). Поэтому забирать телефон, даже на время урока — нельзя.

В этом отношении родители задаются вопросом относительно того,имеет ли право учитель забирать телефон у ученика статья за это действие предусматривает ответственность? В первую очередь, такой статьи нет. Во-вторых, учитель должен обратиться к руководству школы с описанием сложившейся проблемы.

Законно ли повышение голоса на учеников?

Также родители интересуются, имеет ли право учитель повышать голос на ученика? В отличии от остальных оснований, здесь не следует относится к этому слишком категорично. Если специалист кричит во время учебного процесса на ребенка, без перехода на личности и без прямых оскорблений, то это не будет считаться нарушением.

Инструкции по охране труда в школе можно изучить и скачать бесплатно

Что не имеет права делать учитель по отношению к ученику?

Недопустимые в рамках любой школы действия выражаются в следующем:

  • нельзя делать никаких оскорбительных замечаний;
  • оказывать физическое воздействие;
  • ставить в угол;
  • выгонять из классного кабинета;
  • забирать (даже на время урока) личные вещи — телефоны, игрушки, плееры, и другие приспособления;
  • кричать с отходом от учебного процесса;
  • проявлять к ребенку личное отношение в обход образовательного процесса.
  • Эти действия специалист делать не имеет права в любой школе РФ.

Ответственность за оскорбление ученика

Такая ответственность может заключаться в разовом дисциплинарном взыскании. Если указанные нарушения являются уже систематическими, то закон в этом случае предполагает ответственность в виде прямого отчисления из штата школы.

Поэтому вопрос относительно того, имеет ли учитель право оскорблять ученика при всем классе, сам по себе является неуместным. Ни наедине, ни при всем классе прямые оскорбления в адрес учащегося не допускаются.

Обязанности учителя в школе по новому закону об образовании

Последние изменения профильный закон (351-ФЗ) претерпел в ноябре 2016-го года.

В соответствии с ними, преподаватели в рамках своей формальной деятельности несут следующие условные обязанности:

  • работать в целях передачи знаний в рамках своей квалификации;
  • оценивать старания, усердие, иные качества обучающихся только по объективным критериям;
  • не использовать никакие субъективные схемы оценки знаний;
  • при нарушениях не предпринимать самостоятельных действий;
  • выходящих за обозначенные должностной инструкцией рамки, а немедленно связаться с руководством условной школы.

Для благоприятной атмосферы в школе, дома, дети обязаны соблюдать нормы и правила поведения. Это помогает взаимопониманию, взаимодействию в детских коллективах.

Это способствует пониманию между ребёнком и родителями. Изначально родители должны воспитывать детей, таким образом, чтобы подготовить к школьной жизни. Необходимо вырабатывать поведение необходимое для жизни в обществе.

Безусловно, все постигается постепенно, но следует знакомить ребенка с раннего возраста с его обязанностями и правами.

Какие обязанности у ребенка? Существуют главные обязанности детей до 18 лет, которые основываются на конституции. До достижения 14 лет - ребенок считается малолетним.

До 6 лет закон не возлагает на человека, каких либо обязанностей. Права, потребности ребенка представляют его родители, либо люди, приравненные к ним (по закону).

С 6 лет список обязанностей ребенка:

  • слушаться старших (родителей, воспитателей, учителей) исключения составляют случаи, когда происходит насилие, оскорбление относительно малолетнего человека;
  • закон об образовании гласит, что общее образование обязательно для каждого;
  • соблюдение примерного поведения необходимо для пребывания в общественных местах, образовательных, воспитательных организациях;
  • после 8 лет возлагаются обязанности по соблюдению устава детского общеобразовательного учреждения;
  • появляются обязанности – иметь документ удостоверяющий личность (паспорт);
  • добросовестно выполнять трудовую деятельность, соблюдать дисциплину в рабочем коллективе ();
  • справляться с возложенными обязанностями, на основании контракта либо правил учено-трудового законодательства;
  • правила молодежной общественной организации необходимо так же выполнять;
  • с 16 лет молодые люди (юноши) должны готовиться к военной службе ( , 1-2 части);
  • с 17 лет юноша обязан пройти процедуру постановки на военный учет ( , 1 часть);
  • освоить военно - учетные специальности ( , 1 часть).

Основные обязанности детей в школе

Государственные и общественные интересы – растить грамотное, воспитанное поколение. Для обучения, получения среднего образования не нужно платить денег. Каждый ребёнок обязан, получит школьное образование. Закон гласит – прохождение школьной программы это обязанность детей.

Дальнейшее образование, получение специальности возможно в ВУЗах, техникумах и т.д. Но прежде необходимо сдать государственные экзамены в общеобразовательной школе. ЕГЭ дает возможность выявить качество полученных знаний.

Иногда школьник не хочет учиться из- за некомфортных условий пребывания в школе, либо дома. Зачастую не разобравшись, педагоги нежелание, принимают за неспособность ученика к освоению школьной программы. Ученику необходимо владеть своими правами и выполнять свои обязанности.

Получить полноценное образование. Недопустимо унижение ученика учителем. Доброжелательная, спокойная обстановка должна быть создана в классе, школе.

Объективность педагога – обязательна. Школьник имеет право высказывать свое мнение. Педагог должен выслушать ученика.

Сохранность личных вещей в школе должна обеспечиваться в полном объеме!

Если ученику будет необходим психолог, он должен оказать ему психологическую помощь.

Помимо прав у ученика есть обязанности, которые должны выполняться . Ребенка необходимо ознакомить с его обязанностями. Главное это уважение к старшим, к ровесникам, как в школе, так и дома. Обязанности ребенка в России:

  • ученик должен первым здороваться со старшими;
  • уважительное отношение к труду - важный аспект воспитания. Уважение проявлять необходимо к педагогам, а так же к обслуживающему персоналу (уборщицам, вахтерам и т.д.);
  • соблюдение режима обязательно для школьника;
  • добросовестное выполнение своих обязанностей важно для воспитания личности;
  • недопустимо прогуливать занятия без уважительной причины (которая подтверждается справкой из поликлиники либо запиской родителей);
  • соблюдение устава школы – норма для ученика. Это значит носить школьную форму, содержать одежду, школьные принадлежности чистыми, всегда опрятно выглядеть, быть аккуратным по отношению к своим и общим вещам;
  • следует соблюдать технику безопасности, если ученик обнаружит подозрительный незнакомый предмет стоит оповестить об этом взрослых;
  • соблюдение порядка в школе, на пришкольной территории обязательно для ученика.;

Есть общие нормы поведения в школе, а есть обязанности, которые обязательно нужно выполнять, присутствуя на уроке. Какие есть у ребенка обязанности? Все правила обозначены в уставе, с которым должен ознакомиться каждый школьник. Ниже приведены выдержки из этого документа:

  • необходимо добросовестно выполнять данное учителем на дом задание;
  • на уроке необходимо внимательно слушать педагога;
  • заранее готовиться к уроку, иметь все нужное для учебного процесса (школьные принадлежности);
  • посторонние предметы, которые отвлекают ученика (учеников) не разрешено приносить в школу;
  • школьник не должен пререкаться с преподавателем. Должен обязательно отвечать на вопросы учителя;
  • по требования учителя необходимо ответить усвоенный пройденный материал;
  • нельзя опаздывать на занятия;
  • поручения старших, должны безукоризненно выполняться;
  • следует правильно рассчитывать время, являться в школу за 15-20 минут до начала занятий, чтобы подготовиться к занятиям;
  • ученикам необходимо приветствовать учителя, стоя, когда он входит в класс;
  • нельзя есть на уроке, пользоваться мобильным телефоном;
  • во время перемены нельзя нарушать дисциплину бегать, громко кричать. Можно спокойно перемещаться по школе, беседовать с ровесниками, читать и т.д.;
  • недопустимо неудовлетворительное поведение (порча имущества, курение, хамство). Если это происходит, последствия бываю самыми неприятными. Школьник получает выговор на первый раз. Далее вызывают родителей к директору, за серьезные нарушения устава учебного заведения могут отчислить.

Воспитание непростой процесс, оно включает себя многие аспекты жизни. Важно родителям осознавать, какая большая ответственность лежит на них. Конечно, и педагоги играю весомую роль в воспитательном процессе.

Права и обязанности несовершеннолетних детей дома

Родителями определяются права и обязанности детей, конституция РФ не допускает нарушение прав несовершеннолетних в семье.

Ребенок вправе рассчитывать на уважительное отношение родителей, на их стремление сформировать идеальные условия для развития и обучения.

Так же у малолетних людей существуют свои . Как правило, семья обязует подрастающего человека выполнят элементарные вещи:

  • делать уборку в комнате, поддерживать в ней порядок (собирать разбросанные игрушки, заправлять спальное место, вытирать пыль);
  • уважительно относиться к родителям в семье, к бабушкам, дедушкам, братьям, сестрам. Прислушиваться к их замечаниям, пожеланиям, учитывать их мнение;
  • по мере возрастных возможностей оказывать домашнего хозяйства (следить, чтобы посуда была чистая, выносить ведерко с мусором).

Выполнение семейных обязанностей содействует благоприятному воспитанию.

Ответственность ребенка в общественных местах

Если ребенку привиты с рождения культурные навыки он безболезненно, естественно вольется в любой коллектив. Такому человеку легче установить контакт с окружающими, воспитанные дети, как правило, признаны обществом, пользуются уважением взрослых, сверстников.

Обучение азам поведения в обществе весьма важно, для воспитания полноценной личности. Например, такое общественное место, как театр (музей, зоопарк, выставка) требует соблюдения нехитрых правил поведения.

В таких многолюдных общественных местах дети ведут себя по разному, чем осложняют иногда работу экскурсоводов, работников театра и т.д.

Имея элементарные навыки культурного поведения можно избежать многих неприятных моментов:

  1. Ребенок должен знать, что говорить в общественном месте следует негромко, нельзя кричать. Чтобы он лучше усвоил, как надо себя вести, следует объяснить цель посещения культурного общественного места. Дома заблаговременно стоит побеседовать, подготовиться к культурному мероприятию.
  2. В общественных, культурных местах неприлично есть конфеты, шуршать фантиками. Для утоления голода существует буфет, специально отведенные места, в антракте при желание стоит их посетить.
  3. Нельзя есть мороженое, посещая музеи, выставки другие многолюдные места. Запрещено прикасаться к выставочным экспонатам. Нужно внимательно слушать экскурсовода, чтобы не создавать шум. Необходимо заинтересовать ребенка, если он с интересом будет слушать экскурсовода либо актеров, на сене не возникнет неприятных последствий.

В общественном транспорте стоит соблюдать правила:

  • входя в транспорт надо вежливо пропустить пожилых, а так же мам с маленькими детьми;
  • отойти от входа, чтобы не создавать препятствия на пути людей;
  • инвалидам, пожилым, а так же женщинам беременным либо с маленьким ребенком надо уступать место;
  • продвигаясь среди людей, нельзя толкать их локтями, можно попросить немножко потесниться;
  • кашляя, чихая, следует прикрывать рот платком, салфеткой;
  • чтобы не испачкать пассажиров, запрещено пить, есть в общественном транспорте (автобусе, троллейбус, метро);
  • в салоне транспорта не разрешается громко смеяться либо говорить.

Заключение

Правила на самом деле очень несложные. Обращаться с людьми следует, вежливо употребляя слова: «Спасибо», «пожалуйста», «будьте добры», «извините». Обучать детей поведению должны взрослые – родители, педагоги.

Правила следует объяснять с раннего возраста и по нескольку раз, прежде чем ребенок поймет и усвоит их. На положительном примере взрослых вырастает культурный, воспитанный человек. Иногда ребенок не сразу услышит, поймет слова взрослого, но он всегда его наблюдает.

В нашей стране каждый, кто пришёл учиться в школу, пользуется определёнными правами и одновременно должен выполнять ряд обязанностей.

Каждый школьник имеет право:

Получить качественное образование;

Обучаться, если необходимо, по ускоренным программам, по индивидуальным учебным планам или дома;

Получать дополнительную помощь со стороны учителя, если возникли трудности в освоении учебного предмета или занятия были пропущены по болезни;

Бесплатно пользоваться школьной библиотекой;

Получать отметки по учебным предметам исключительно в зависимости от своих знаний и умений;

Свободно выражать своё мнение;

Участвовать в управлении школой, вносить предложения, касающиеся школьной жизни.

Каждый школьник обязан:

Действовать на благо родной школы, заботиться о её чести, поддерживать её авторитет и традиции;

Строго соблюдать режим работы школы, посещать занятия в соответствии с расписанием, не опаздывать на уроки;

Добросовестно учиться, расширять свои знания, умения и навыки, систематически и вовремя выпол-нять домашние задания;

В случае пропуска занятий предъявлять классному руководителю справку от врача или объяснительную записку от родителей;

Выполнять распоряжения и требования директора, администрации, учителей и других работников школы;

Относиться с уважением к работникам школы и другим ученикам, помогать младшим школьникам;

Предъявлять дневник по требованию учителя;

Записывать в дневник домашние задания по всем предметам;

Приносить на занятия все необходимые принадлежности: учебники, тетради, дневник, ручки, карандаши ит. п.;

Выглядеть чисто и опрятно, соблюдать требования школьной и личной гигиены, заботиться о соответствии своей одежды и внешнего вида строгому деловому стилю;

Заботиться о собственном здоровье и безопасности, о здоровье и безопасности других учащихся, соблюдать требования техники безопасности;

Обнаружив в школе или на пришкольном участке брошенную сумку (пакет, свёрток, коробку) или заметив незнакомого подозрительного человека, немедленно сообщить об этом учителю или другому работнику школы;

Беречь имущество школы, соблюдать чистоту и порядок в здании школы и на её территории;

Принимать участие в мероприятиях по благоустройству школы и её территории.

Старшее поколение вспоминает свои школьные годы так : на уроках внимательно слушаем учителя, выполняем все задания; на переменах помогаем дежурным учителям удерживать беготню в коридорах; после уроков приводим в порядок класс, поливаем цветы, моем пол; возвращаемся домой, и только после того, как добросовестно сделаем уроки, бежим с чистой совестью на улицу.

Рабочие будни нынешнего школьника : кто слушает учителя, кто нет, можно и пошалить; на переменах бегаем по коридору или на улице, ещё и в магазине побываем; шуршим упаковками с чипсами и шоколадом, можно бросить фантики на пол – кто-нибудь уберёт; помыть доску после урока? – Догони меня учитель! Надо поскорей убежать, чтобы не заметили; в столовой я потребитель, с чего я должен вытереть стол? А дома можно делать всё что угодно, тут никто ничего заставлять делать не будет. Домашка? — Спишу завтра у отличника, сейчас посижу в интернете или гулять пойду.

Я не училась в советское время, поэтому прошу простить, если не так описала его. Просто фильмы дали мне такие светлые представления о советском образовании и поведении учеников в школе. А про положение дел в наше время я знаю не понаслышке.

Почему же так изменилось поведение школьников?

Я думаю, проблема коренится во многих причинах.

  • Во-первых, изменилось государство и с ним ценности в образовании. Учителя стали обслуживающим персоналом (образование стало услугой, а учитель – по сути обслуга), а про других сотрудников школы (не педагогический состав) я промолчу. Их вообще ни во что не ставят. Учитель должен заинтересовывать любыми способами, во всех проблемах с учениками тоже виноват он – должен уметь справляться с любыми детьми. Главная цель получения образования в школе – не самоцель (получение образования!), а сдача ЕГЭ на хороший балл. А как же развитие личности?
  • Во-вторых, вместе с государством изменились и законы (об образовании, в частности). Об этом поговорим чуть ниже.
  • В-третьих, самая главная причинаотсутствие воспитания . Если ребёнку всё дозволено дома, то в школе он тоже будет чувствовать себя главным и вести себя как захочет.

Причин может быть гораздо больше, я описала основные. Если вы хотите что-то добавить, то напишите в комментарии. Не только на школьных, но и на жизненных примерах многим из нас понятно, что человек начал изучать (и потом качать) свои права, но почему-то совсем забывает про обязанности. А знать он их должен с пелёнок, не то, что уж со школьной скамьи.

Права и обязанности школьников: тогда и сейчас

Права учащихся закреплены в Конституции – это право на образование , причём бесплатное, начиная с садика и заканчивая вузом. Высших образований у нас может быть сколько угодно, но бесплатное – одно. Хотя и здесь есть оговорка – вы имеете право раз в жизни получить профессию (в том числе и высшее образование) во второй раз за счёт государства, если обратитесь в службу занятости. Ещё к правам школьников мы можем отнести право на безопасные условия обучения, на бесплатные учебники и пособия, бесплатное пользование библиотекой и другим инвентарем в школе, на бесплатное питание (при определённых условиях) и дальше по списку прав человека в Конституции РФ.

Перейдём к обязанностям…

Попробую сравнить две выписки из закона «Об образовании» в России и в СССР (взят закон «Об образовании в СССР» от 1973 года).

Что входило в обязанности учащихся в СССР:

  • систематически и глубоко овладевать знаниями и практическими навыками , развивать свои способности , вырабатывать умение самостоятельно пополнять знания и применять их на практике;
  • участвовать в общественно полезном, производительном труде, самообслуживании , соблюдать правила внутреннего распорядка учебно — воспитательного учреждения (правила для учащихся), быть дисциплинированными и организованными, вести здоровый образ жизни, повышать свой культурный уровень;
  • беречь и укреплять социалистическую собственность , беречь природу и охранять ее богатства, неукоснительно соблюдать советские законы и уважать правила социалистического общежития, нетерпимо относиться к антиобщественным проявлениям;
  • укреплять здоровье , заниматься физической культурой, готовить себя к защите социалистического Отечества.

Пусть много обязательств по отношению к государству, но сколько в то же время требований к самому себе – развивай личность, умения, знания, укрепляй здоровье.

А что сейчас? (ст. 43 закона «Об образовании в РФ»)

1) добросовестно осваивать образовательную программу, выполнять индивидуальный учебный план , в том числе посещать предусмотренные учебным планом или индивидуальным учебным планом учебные занятия, осуществлять самостоятельную подготовку к занятиям, выполнять задания, данные педагогическими работниками в рамках образовательной программы;
2) выполнять требования устава организации , осуществляющей образовательную деятельность, правил внутреннего распорядка, правил проживания в общежитиях и интернатах и иных локальных нормативных актов по вопросам организации и осуществления образовательной деятельности;
3) заботиться о сохранении и об укреплении своего здоровья , стремиться к нравственному, духовному и физическому развитию и самосовершенствованию;
4) уважать честь и достоинство других обучающихся и работников организации , осуществляющей образовательную деятельность, не создавать препятствий для получения образования другими обучающимися;
5) бережно относиться к имуществу организации , осуществляющей образовательную деятельность.

Если сравнить, то в принципе и в новом законе сохраняются те же обязанности по развитию своей личности, соблюдению устава школы и т.д. Но исчез один важный пунктучастие в общественно-полезном труде и самообслуживании .

Почему я обращаю такое внимание на этот пункт?

Я описала в самом начале статьи день современного школьника. На просьбу помыть доску после урока отзываются только самые отзывчивые ребята. Остальные, то ли в меру загруженности учебного дня или отсутствия воспитания сразу убегают после урока. Про помощь в конце дня я вообще молчу. В нашей школе уборщица мыла только полы. А остальное? Эту работа остаётся кому? Правильно, учителю. Но у него и так много забот, так еще и убираться в классе надо?

Своей статьей я хочу убедить уважаемых родителей воспитывать в своих детках трудолюбие. Просто убирать за собой после еды, намусорил – убери, позанимался с книгами – сложи на место. Это и вам поможет содержать дом в порядке и школе. Раз в четверть решите на провести в классе генеральную уборку. Помогите организовать это неблагодарное, но нужное для здоровья дело.


И на этой патетической ноте я расскажу,

что же ребёнок не обязан делать в школе.

Почему я размещаю данный раздел в самом конце статьи? Потому что он рассчитан на совесть. Хотите — делайте, хотите — нет. Вы не обязаны:

  • Выполнять любые трудовые обязанности (согласно ст. 34, п. 4 закона «Об образовании в РФ») без согласия родителей (законных представителей).
    Т.е. ребёнка по сути не могут заставить помыть доску, подмести пол и т.д. Вот теперь всем и дозволено кидать фантики, самолётики, кожуру от семечек. Но других детям потом приятно учиться в таком помещении?
    На Камчатке в своё время даже скандал раздули по этому поводу. Директор школы обязал всех учащихся участвовать в уборке класса и школы. Власти сочли это незаконным (согласно вышеуказанному пункту в законе об образовании) и всё.
  • Ходить на различные школьные мероприятия (кроме тех, что есть в учебном плане).
    На уроки ходить обязаны, а вот на концерты, утренники, митинги – нет.
  • Скажу ещё по поводу летней школьной практики. Это тоже трудовое принуждение. Заставлять ходить всех школьников – имеет ли смысл? В моей школе 1500 учеников. Добросовестные ребята решают проходить в июне, чтобы на остальное время куда-то уехать, и приходят всей оравой в школу. Но на такое большое количество детей работы столько не находится! Вот и получается, что в июне нет работы, а в июле и августе нет работников.
    Ещё раз повторюсь, что принуждать ребёнка проходить летнюю практику никто не вправе. Школа хитрит и называет её «помощь школе», «благоустройство школы» и т.д. Я не говорю, что помощь не нужна, ещё как нужна. Но нужно сделать её более выполнимой для ребёнка (а не по 20 часов!). Пришёл на день, помог где смог, и довольный идёшь домой. Что и предлагаю продумать вам, уважаемые родители.

Школа даёт нам бесплатное образование, а мы можем помочь ей в благоустройстве, мелком ремонте, . Всё равно детям там учиться, всё делаем только для комфорта наших детишек.
Понравилась статья? Поделись с друзьями через кнопки. Спасибо за внимание!