Меню статьи:

Драма Александра Николаевича Островского «Гроза», написанная автором в 1859 году, – очень популярная пьеса, которую играют на многих городских театральных сценах. Отличительная особенность произведения заключается в том, что герои четко делятся на угнетателей и угнетенных. Развращенные сердцами эксплуататоры не только не видят ничего зазорного в грубом отношении к зависящим от них, но считают такое поведение нормальным, даже правильным. Впрочем, чтобы вникнуть в суть пьесы, нужно ознакомиться с её кратким содержанием.

Главные герои пьесы:

Савел Прокофьевич Дикой – злобный, жадный и очень скандальный человек, купец, готовый обругать любого, кто позарится на его добро.

Марфа Игнатьевна Кабанова – богатая купчиха, властная и деспотичная женщина, которая держит в ежовых рукавицах не только своего сына Тихона, но и всю семью.

Тихон Кабанов – безвольный молодой человек, живущий по указке матери и не имеющий своего мнения. Он никак не может определиться, кто дороже – маменька, которую нужно слушаться беспрекословно, или жена.

Катерина – главная героиня пьесы, жена Тихона, страдающая от произвола свекрови, от поступков мужа, покорно подчиняющегося маменьке. Она тайно влюблена в племянника Дикого – Бориса, но до поры до времени боится признаться в своих чувствах.

Борис – племянник Дикого, испытывающий давление от своего дяди-тирана, который не желает оставлять ему положенное наследство и поэтому придирается к каждой мелочи.

Варвара – сестра Тихона, добрая девушка, еще незамужняя, сочувствующая Катерине и пытающаяся защитить её. Хотя обстоятельства и вынуждают её иногда прибегать к хитрости, Варя не становится плохой. Она, в отличие от брата, не боится гнева матери.

Кулигин – мещанин, человек, хорошо знающий семью Кабановых, механик-самоучка. Он отыскивает перпетуум-мобиле, старается быть полезным людям, воплощая в жизнь новые идеи. К большому сожалению, его мечтам не суждено сбыться.

Ваня Кудряш – конторщик Дикого, в которого влюблена Варвара. Он не боится купца, и, в отличие от других, может сказать правду ему в глаза. Однако, видно, что молодой человек, так же, как и его хозяин, во всем привык искать выгоду.

Действие первое: знакомство с героями

Явление первое.

Мещанин Кулигин, сидя на скамейке в общественном саду, смотрит на Волгу и поет. «Вот, братец ты мой, пятьдесят лет я каждый день гляжу за Волгу и все наглядеться не могу» – обращается он к молодому человеку Ване Кудряшу. Вдруг они замечают, как купец Дикой, у которого Иван служит конторщиком, ругает своего племянника Бориса. Ни Ваня, ни Кулигин недовольны злым купцом, придирающимся к каждой мелочи. В разговор включается мещанин Шапкин, и теперь беседа проходит уже между ним и Кудряшом, который хвастается, что смог бы при удобном случае усмирить Дикого. Вдруг сердитый купец и Борис проходят мимо них. Кулигин снимает шапку, а Кудряш с Шапкиным предусмотрительно отходят в сторону.
Явление второе.
Дикой сильно кричит на Бориса, ругая его за бездействие. Однако, тот проявляет полное равнодушие к словам дяди. Купец в сердцах уходит, не желая видеть племянника.
Явление третье
Кулигин удивляется тому, что Борис до сих пор живет с Диким и терпит его несносный характер. Племянник купца отвечает, что держит его не что иное, как неволя и объясняет, почему так происходит. Оказывается, бабушка Анфиса Михайловна невзлюбила его отца за то, что он женился на благородной. Поэтому родители Бориса жили отдельно в Москве, сыну и дочери ни в чем не отказывали, но, к сожалению, умерли от холеры. Скончалась и бабушка Анфиса, оставив завещание на внуков. Но наследство они могли получить только в том случае, если будут почтительны к дяде.

Борис понимает, что с таким придирчивым характером дяди наследства ни ему, ни сестре не видать никогда. Ведь если свои такому домашнему тирану угодить не могут, племянник и подавно.

«Трудно мне здесь» – жалуется Кулигину Борис. Собеседник сочувствует молодому человеку и признается ему, что умеет писать стихи. Однако, признаться в этом боится из-за того, что в городе его никто не поймет: и так достается за болтовню.

Вдруг входят странница Феклуша, которая начинает восхвалять купеческие нравы. Кулигин называет её ханжой, помогающей нищим, но издевающейся над собственной семьей.

Вообще, у Кулигина есть заветная мечта: отыскать перпетуум-мобиле, чтобы впоследствии материально поддержать общество. Об этом он рассказывает Борису.

Явление четвертое
После ухода Кулигина Борис остается один и, завидуя товарищу, сокрушается о собственной судьбе. Влюбленность в женщину, с которой этот молодой человек никогда не сможет даже поговорить, вызывает в душе грусть. Вдруг он замечает её, идущую со свекровью и мужем.

Явление пятое
Действие начинается с наставлений купчихи Кабановой своему сыну. Вернее, она приказывает ему, не терпя никаких возражений. А слабовольный Тихон не смеет ослушаться. Кабанова высказывает, что ревнует его к невестке: меньше сын стал её любить, чем раньше, жена милее родной мамы. В её словах сквозит ненависть к Катерине. Она убеждает сына быть строже с ней, чтобы жена боялась мужа. Кабанов пытается вставить слово о том, что любит Катерину, но мать непреклонна в своем мнении.

Явление шестое.

Когда Кабаниха уходит, Тихон, его сестра Варя и Катерина остаются наедине, и между ними происходит не очень приятная беседа. Кабанов признает, что абсолютно бессилен перед самовластием матери. Сестра упрекает брата за слабоволие, но ему хочется поскорее выпить и забыться, отвлекшись от реальности.

Явление седьмое

Теперь беседуют только Катерина и Варвара. Катерина вспоминает свое беззаботное прошлое, когда мама её одевала, как куклу и не принуждала ни к какой работе. Сейчас все изменилось, и женщина чувствует надвигающуюся беду, будто она висит над пропастью, а удержаться не за что. Бедная молодая жена сокрушается, признаваясь, что любит другого. Варвара советует встретиться с тем, к кому влечет сердце. Катерина боится этого.

Явление восьмое
Входит еще одна героиня пьесы – барыня с двумя лакеями – и начинает говорить о красоте, которая ведет лишь в омут, устрашая неугасимым огнем, в котором будут гореть грешники.

Явление девятое
Катерина признается Варе, что барыня напугала её своими пророческими словами. Варвара возражает, что полусумасшедшая старуха сама боится умирать, поэтому и говорит об огне.

Сестра Тихона волнуется, что надвигается гроза, а брата еще нет. Катерина признается, что ей очень страшно из-за такой непогоды, потому что, если вдруг умрет, предстанет перед Богом с нераскаянными грехами. Наконец, к радости обеих, Кабанов появляется.

Действие второе: прощание с Тихоном. Тирания Кабановой.

Явление первое.
Глаша, служанка в доме Кабановых, упаковывает вещи Тихона, собирая его в дорогу. Странница Феклуша начинает рассказывать о других странах, где правят султаны – и все неправедно. Это очень странные речи.

Явление второе.
Варя и Катерина снова беседуют между собой. Катя, на вопрос, любит ли она Тихона, отвечает, что очень его жалеет. Но Варя догадывается, что объектом настоящей любви Катерины является другой человек и признается, что беседовала с ним.

Противоречивые чувства захлестывают Катерину. То она причитает, что будет мужа любить, ни на кого Тишу не променяет, то вдруг грозится, что уйдет, и не удержать её никакой силой.

Явление третье.
Кабанова напутствует сына перед дорогой и заставляет его приказать жене, как жить, пока его не будет. Малодушный Тихон повторяет за маменькой все, что нужно исполнить Катерине. Эта сцена унизительна для девушки.


Явление четвертое.
Катерина остается наедине с Кабановым и слезно умоляет его либо не уезжать, либо взять её с собой. Но Тихон возражает. Он хочет хотя бы временной свободы – и от мамы, и от жены – и прямо говорит об этом. Катя предчувствует, что без него быть беде.

Явление пятое
Кабанова перед дорогой приказывает Тихону кланяться ей в ноги. Катерина в порыве чувств обнимает мужа, но свекровь резко обличает её, обвиняя в бесстыдстве. Невестке приходится подчиниться и тоже поклониться мужу в ноги. Тихон прощается со всеми домочадцами.

Явление шестое
Кабанова, оставшись наедине сама с собой, рассуждает о том, что молодые люди не придерживаются никакого порядка, даже попрощаться друг с другом нормально не могут. Без контроля старших над ними будут все смеяться.

Явление седьмое
Кабанова упрекает Катерину за то, что та не плачет за уехавшим мужем. Невестка возражает: «Не к чему», и говорит, что вовсе не желает смешить людей. Варвара уходит со двора.

Явление восьмое
Катерина, оставшись одна, задумывается о том, что теперь в доме будет тихо и скучно. Она жалеет, что здесь не слышно детских голосов. Вдруг девушка придумывает, как пережить две недели, пока приедет Тихон. Она хочет заниматься шитьем и раздавать бедным сделанное своими руками.
Явление девятое
Варвара предлагает Катерине тайно встретиться с Борисом и дает ей украденные у маменьки ключи от калитки с заднего двора. Жена Тихона боится, возмущаясь: «Что ты затеяла, греховодница?» Варя уходит.

Явление десятое
Катерина, взяв ключ, колеблется и не знает, как ей поступить. Оставшись одна, она со страхом рассуждает, правильно ли сделает, если воспользуется ключом или лучше выбросить его. В душевных переживаниях она принимает решение все-таки увидеть Бориса.

Действие третье: Катерина встречается с Борисом

Сцена первая


На скамейке сидят Кабанова и Феклуша. Беседуя между собой, они рассуждают о суете городской и тишине деревенской жизни и о том, что настали тяжелые времена. Вдруг во двор входит хмельной Дикой. Он грубо обращается к Кабановой, прося разговорить его. В беседе Дикой признается: он сам понимает, что жадный, скандальный и злой, однако, ничего не может с собой поделать.

Глаша сообщает, что исполнила повеление и «закусить поставлено». Кабанова и Дикой входят в дом.

Появляется Борис, который ищет своего дядю. Узнав, что он гостит у Кабановой, успокаивается. Встретив Кулигина и немного поговорив с ним, молодой человек видит Варвару, которая подзывает его к себе и с загадочным видом предлагает попозже подойти к оврагу, который находится за садом Кабановых.

Сцена вторая
Подойдя к оврагу, Борис видит Кудряша и просит его уйти. Ваня не соглашается, думая, что он пытается отбить у него невесту, но Борис по большому секрету признается, что любит замужнюю Катерину.

Варвара подходит к Ивану, и они вместе уходят. Борис оглядывается по сторонам, мечтая увидеть свою возлюбленную. Потупив взор, Катерина приближается к нему, но очень боится греха, который камнем ляжет на душу, если между ними завяжутся отношения. Наконец-то, после недолгих колебаний, бедная девушка не выдерживает и кидается Борису на шею. Они долго разговаривают, признаваясь друг другу в любви, а потом решают встретиться и на следующий день.

Действие четвертое: признание в грехе

Явление первое.
В городе, возле Волги, гуляют пары. Надвигается гроза. Люди переговариваются между собой. На стенах разрушенной галереи возможно различить очертания картин геенны огненной, а также изображение битвы под Литвой.

Явление второе.
Появляются Дикой и Кулигин. Последний уговаривает купца помочь ему в одном благом деле для людей: дать деньги на установку громоотвода. Дикой говорит в его адрес обидные слова, оскорбляя честного человека, который старается для других. Дикой не понимает, что такое «электричество» и для чего оно нужно людям, и сердится еще больше, особенно после того, как Кулигин дерзнул читать стихи Державина.

Явление третье.
Внезапно из поездки возвращается Тихон. Варвара в недоумении: что им делать с Катериной, ведь она стала сама не своя: на мужа боится поднять глаза. Бедную девушку сжигает чувство вины перед супругом. Гроза все ближе и ближе.

Явление четвертое


Люди стараются спрятаться от грозы. Катерина рыдает на плече у Варвары, еще больше чувствуя, что виновата перед мужем, особенно в тот момент, как видит Бориса, который выходит из толпы и приближается к ним. Варвара делает ему знак, и тот отдаляется.

Кулигин обращается к людям, убеждая, чтобы не боялись грозы, и называя это явление благодатью.

Явление пятое
Люди продолжают рассуждать о последствиях грозы. Некоторые считают, что она кого-то убьет. Катерина со страхом предполагает: это будет она.

Явление шестое
Вошедшая барыня напугала Катерину. Она тоже пророчит ей скорую смерть. Девушка боится ада как возмездия за грехи. Потом не выдерживает и признается домашним, что десять дней гуляла с Борисом. Кабанова в ярости. Тихон – в растерянности.

Действие пятое: Катерина бросается в реку

Явление первое.

Кабанов беседует с Кулигиным, рассказывая, что происходит у них в семье, хотя всем и так известны эти новости. Он находится в смятении чувств: с одной стороны досадует на Катерину, что согрешила против него, с другой – ему жалко бедную жену, которую грызет её свекровь. Понимая, что тоже не без греха, безвольный муж готов простить Катю, да вот только мама… Тихон признает, что живет чужим умом, и иначе просто не умеет.

Варвара не выдерживает укоров матери и сбегает из дома. Все семейство разделилось, став врагами друг другу.

Вдруг заходит Глаша и с грустью говорит, что Катерина исчезла. Кабанов хочет искать её, опасаясь, как бы жена не наложила на себя руки.

Явление второе
Катерина плачет, ища Бориса. Она чувствует непрекращающуюся вину – теперь уже перед ним. Не желая жить с камнем на душе, девушка хочет умереть. Но перед этим еще раз встретиться с любимым. «Радость моя, жизнь моя, душа моя, люблю тебя! Откликнись!» – зовет она.

Явление третье.
Катерина и Борис встречаются. Девушка узнает, что он не сердится на неё. Любимый сообщает, что уезжает в Сибирь. Катерина просится с ним, но нельзя: Борис едет с поручением от дяди.


Катерина сильно тоскует, жалуясь Борису, что ей невероятно тяжело терпеть укоры свекрови, насмешки окружающих и даже ласку Тихона.

Очень не хочется прощаться с любимой, но Борису, хоть и мучается он от нехорошего предчувствия, что Катерине недолго осталось жить, все же надо ехать.

Явление четвертое
Оставшись одна, Катерина понимает, что возвращаться к родным ей теперь не хочется совсем: опротивело все – и люди, и домашние стены. Лучше умереть. В отчаянии, сложив руки, девушка бросается в реку.

Явление пятое
Родные ищут Катерину, но её нигде нет. Вдруг кто-то закричал: «Женщина в воду бросилась!» Кулигин с еще несколькими людьми убегает.

Явление шестое.
Кабанов пытается вытащить Катерину из реки, но мать строго-настрого запрещает делать это. Когда девушку вытаскивает Кулигин, уже поздно: Катерина мертва. Но выглядит как живая: одна маленькая ранка только на виске.

Явление седьмое
Кабанова запрещает сыну оплакивать Катерину, но тот осмеливается обвинить мать в смерти жены. Первый раз в жизни Тихон настроен решительно и кричит: «Вы её погубили!» Кабанова грозится дома строго поговорить с сыном. Тихон в отчаянии бросается на мертвое тело жены, говоря: «Я-то зачем остался жить да мучиться». Но уже поздно. Увы.

“Гроза” – пьеса А.Н. Островского. Краткое содержание

5 (100%) 5 votes

Действие 1

Общественный сад на берегу Волги.

Явление 1

Кулигин сидит на скамейке, Кудряш и Шапкин прогуливаются. Кулигин восхищается Волгой. Слышат, как в отдалении Дикой ругает своего племянника. Обсуждают это. Кудряш говорит, что Борис Григорьевич, сетует1 на покорность обывателей, что некому Дикого в темном переулке. Шапкин замечает, что кроме, которая делает то же самое, но под видом благочестия. Добавляет, что недаром Дикой хотел Кудряша в солдаты отдать. Кудряш отвечает, что Дикой его боится, так как понимает, что он свою голову. Жалеет, что у Дикого нет взрослых дочерей, а то бы он его.

Явление 2

Появляются Дикой и Борис. Дикой ругает Бориса, тот покорно слушает, Дикой уходит.

Явление 3

Борис рассказывает присутствующим о своей семье и домашних обстоятельствах. Бабушка Бориса (мать Дикого и отца Бориса) невзлюбила за то, что он женился на. Сноха со свекровью не ужились, так как снохе. Переехали в Москву, где растили детей, ни в чем им не отказывая. Борис учился в Коммерческой академии, а его сестра в пансионе. В холеру родители умерли. Бабушка в городе Калинове также умерла, оставив внукам наследство, которое им должен выплатить дядя, когда они вступят в совершеннолетие, но только на том условии, что они будут с ним почтительны. Кулигин замечает, что ни Борису, ни его сестре не видать наследства, так как ничто Дикому не помешает сказать, будто они были непочтительны. Борис делает, а жалованья не получает - разочтут в конце года, как Дикому будет угодно. Все домашние боятся Дикого - он всех ругает, а ему ответить никто не смеет. Кудряш вспоминает, как Дикого на перевозе обругал гусар, которому он не мог ответить тем же, и как потом Дикой срывал злость несколько дней на домашних. Борис говорит, что никак не может привыкнуть к здешним порядкам. Кулигин отвечает: Кулигин вспоминает, что Дикой ответил городничему, когда тот пришел к нему по жалобам работников, что их рассчитывают неверно:
Появляется Феклуша с еще одной женщиной. Феклуша говорит, что вокруг, что, благословляет, а особенно. У ходят.
Кулигин говорит о Кабанихе, что она, . Затем добавляет, что для общей пользы ищет перпетуум-мобиле (вечный двигатель), гадает, где бы достать денег на модели.

Явление 4

Борис (один) говорит о Кулигине, что он хороший человек - . Горюет о том, что придется загубить молодость в этой глуши, что.

Явление 5

Появляются Катерина, Варвара, Тихон и Кабаниха. Кабаниха пилит сына, что ему жена милее матери, что попробуй свекровь. Тихон пытается разуверить ее. Катерина вступает в разговор, но Кабаниха ее обрывает, сетует на Тихона, что не держит в страхе жену. Тихон отвечает: . Кабанова упрекает сына, что он. Тот отвечает: Кабанова замечает, что если жену в страхе не держать, она может завести любовника.

Явление 6

Тихон упрекает Катерину, что ему все время достается из-за нее от маменьки. Оставшись без присмотра маменьки, Тихон хочет пойти к Дикому выпить. Уходит.

Явление 7

Катерина и Варвара остаются вдвоем.

Катерина! Катерина вспоминает о том времени, когда она жила у родителей - ходила за водой, поливала цветы, потом с, странницами да богомолками шли в церковь - Ей снились необыкновенные сны, в которых пели, пахло кипарисом и т. д. Катерина говорит Варваре, что у нее ощущение, будто она стоит перед пропастью, чует беду. Признается, что у нее на уме грех. Варвара говорит, что после отъезда Тихона что-нибудь придумает. Катерина кричит:

Явление 8

Появляется полусумасшедшая барыня с двумя лакеями, кричит, что красота ведет в бездну, в омут, показывает на Волгу, грозит геенной огненной.

Явление 9

Катерина напугана. Варвара успокаивает ее, говорит, что барыня. Гроза, начинается дождь. Катерина пугается, они с Варварой убегают.
Действие 2

Комната в доме Кабановых.

Явление 1

Феклуша и Глаша беседуют. Глаша говорит, что, спрашивает, что бы им в мире не жить. Феклуша отвечает, что в миру без греха нельзя, говорит, что и за ней водится грех -г- любит. Говорит, что. Рассказывает, что есть страны, где. Феклуша уходит, Глаша одобрительно отзывается о странниках, которые рассказывают обо всем, .

Явление 2

Катерина рассказывает Варваре о том, как ее в детстве чем-то обидели и она выбежала на Волгу, села в лодку, а утром ее нашли верст за десять. Затем признается Варваре, что любит Бориса. Варвара говорит, что Катерина ему тоже нравится, только жаль видеться негде. Катерина пугается, кричит, что своего Тишу ни " на кого не променяет. Варвара спорит с ней, что можно делать. Катерина уверяет ее, что, если ей жизнь здесь опостылет, ее не удержат ничем - она или в окно кинется, или в Волге утопится. Варвара говорит, что, как Тихон уедет, она, зовет с собой Катерину.

Явление 3

Входят Кабаниха и Тихон, который собирается в дорогу. Каба-ниха говорит ему, чтобы он приказывал жене, как жить без него, затем сама произносит наставления, Тихон за ней повторяет. Вместе с Варварой уходит.

Явление 4

Катерина просит Тихона не уезжать. Тот отвечает: Катерина просит тогда ее взять с собой. Тихон отказывается, объясняя это тем, что ему надо отдохнуть от скандалов и всех домашних. Катерина умоляет мужа взять с нее страшную клятву, падает перед ним на колени, тот поднимает ее, не слушает, говорит, что это грех.

Явление 5

Приходят Кабаниха, Варвара и Глаша. Тихон уезжает, Катерина прощается с ним, Кабанова заставляет ее кланяться мужу в ноги, .

Явление 6

Кабаниха одна. Сетует на то, что старина выводится, что нет уже былого почтения к старикам. Молодые, по ее мнению, ничего не умеют, а еще хотят своей волей жить.

Явление 7

Кабаниха упрекает Катерину за то, что не простилась с мужем, как надо. . Катерина отвечает, что не умеет так и не хочет людей смешить.

Явление 8

Катерина в одиночестве сетует на то, что у нее нет детей. Жалеет, что не умерла в детстве, тогда бы она как бабочка летала с Цветка на цветок и т. д. Собирается ждать Тихона.

Явление 9

Варвара говорит Катерине, что она отпросилась спать в сад, где есть калитка, ключ от которой Кабаниха обычно прячет, затем добавляет, что этот ключ унесла, а вместо него подложила другой. Дает этот ключ Катерине. Катерина кричит: , но ключ берет.

Явление 10

Катерина в одиночестве спорит сама с собой, держа в руке ключ, хочет его бросить, но потом прячет в карман. Решает увидеть Бориса, а там.
Действие 3

Улица у ворот дома Кабановых.

Явление 1

Феклуша говорит Кабанихе, что настали последние времена, что по другим городам: шум, беготня, езда беспрестанная. Рассказывает, что в Москве все торопятся, что и проч. Кабанова соглашается с Феклушей, заявляет, что никогда туда ни за что не поедет.

Явление 2

Появляется Дикой. Кабанова спрашивает, что он так поздно бродит. Дикой пьян, пререкается с Кабанихой, та дает ему отпор. Дикой просит у нее прощения, объясняет, что его с утра разозлили: работники стали требовать выплаты причитающихся им денег. . Жалуется на свою вспыльчивость, которая доводит его до того, что потом приходится прощения просить. Дикой уходит.

Явление 3

Борис говорит Глаше, что его из дома послали за Диким. Вздыхает, что никак не может повидать Катерину. Появляется Кули-гин, восхищается погодой, красивыми местами, потом добавляет, что, что. Бедным гулять некогда, а богатые сидят за закрытыми воротами, собаки дом стерегут, чтобы никто не видел, как они грабят сирот, родственников, племянников. Появляются Кудряш и Варвара, целуются. Кудряш уходит, за ним Кулигин.

Явление 4

Варвара назначает Борису встречу в овраге за садом Кабановых.

Ночь, овраг за садом Кабановых.

Явление 1

Кудряш играет на гитаре и поет песню о вольном казаке.

Явление 2

Появляется Борис. Пререкается с Кудряшом из-за места для свидания. Потом рассказывает Кудряшу, что любит замужнюю, которая, когда в церкви молится, похожа на ангела. Кудряш догадывается, что это, говорит, что, замечает, что.

Явление 3

Приходит Варвара, они с Кудряшом отправляются гулять. Борис и Катерина остаются вдвоем. Катерина: Обвиняет Бориса, что он ее загубил, боится будущего. Борис призывает ее не думать о будущем, . Катерина признается, что любит Бориса.

Явление 4-5

Приходят Кудряш и Варвара, интересуются, сладили ли влюбленные. Те отвечают утвердительно, удаляются. Кудряш с похвалой отзывается об идее лазить в садовую калитку. Через некоторое время Борис и Катерина возвращаются. Условившись о новом свидании, все расходятся.
Действие 4

Узкая галерея начавшей разрушаться постройки, по стенам которой изображены сцены страшного суда.

Явление 1

Идет дождь, гуляющие забегают в галерею, обсуждают изображения на стенах.

Явление 2

Появляются Кулигин и Дикой. Кулигин пытается уговорить Дикого пожертвовать денег на установление на бульваре солнечных часов. Тот ругает Кулигина, пытается от него отвязаться, говорит: . Кулигин объясняет Дикому, что необходимо в городе установить несколько громоотводов. Дикой кричит, что гроза - это наказание господне, а никакое не, обзывает Кулигина безбожником и татарином. Кулигин уходит ни с чем, бормоча про себя, что надо покориться, и обещая, что они поговорят, когда у него будет миллион. Дождь кончается.

Явление 3

Борис с Варварой обсуждают последние новости - приехал Тихон. Варвара сообщает, что Катерина сделалась сама не своя, . Варвара боится, что она. Опять начинается гроза.

Явление 4

Появляются Кабаниха, Тихон, Катерина и Кулигин.

А.Н. Островский. «Гроза». Краткое содержание

Драма в пяти действиях (1859)

Действие первое

Борис Григорьевич, молодой человек, порядочно образованный, приехал из Москвы в город Калинов к своему дяде, Савелу Прокофьевичу Дикому в надежде получить наследство. По завещанию бабушки, Борис должен быть «почтителен» к дяде — только при выполнении этого условия он получит долю наследства — свою и своей сестры. Однако мало того, что племянник выполняет работы по хозяйству и ничего не получает, дядя его постоянно ругает и обзывает «дармоедом». Обо всем этом Борис рассказывает мещанам Кулигину и Шапкину, оказавшимся нечаянными свидетелями очередного скандала, который устроил Дикой. Кулигин, «мещанин, часовщик-самоучка», подтверждает,

что Савел Прокофьич всем в городе известен крутым нравом и жадностью, «у него никто и пикнуть не смей о жалованье». Вообще в городе Калинове «жестокие нравы» И «ничего, кроме грубости да бедности нагольной» здесь не найти. Сам же Кулигин мечтает изобрести вечный двигатель, или как он говорит, «перепету-мобиль», получить за него «у англичан» премию в миллион, и потратить его «для общества».

Оставшись один, Борис сокрушается о своей тяжелой жизни. Вдобавок ко всем своим несчастьям он влюбился в Калинове в замужнюю женщину — Катерину Кабанову.

Купеческая дочь Катерина, вышла замуж и живет в доме мужа Тихона Кабанова и его матери Марфы Игнатьевны, которую за глаза все называют Кабанихой. Дом Кабанихи, огорожен высоким забором, здесь царят невежество и «жестокие нравы», сохраняются

правила «Домостроя»: беспрекословное повиновение старшим, строгость по отношению к младшим, которые не должны «своей волей жить». Но главное — убеждение, что семью надо «в грозе держать», т.е. под угрозой наказания, хозяина или хозяйку дома все должны бояться. Кабаниха постоянно упрекает своего сына Тихона в том, что жена его не боится.

Катерине Кабановой не нравится жизнь в этой семье. Здесь ее понимает и «жалеет» только Варвара, сестра Тихона. В разговоре с Варварой, Катерина вспоминает, как

хорошо она жила «в девушках» в родительском доме, где распорядок был тот же, что и у Кабановых, но все делалось с душой. Катерина любила молиться в церкви, вышивать по бархату, слушать рассказы странниц. «Какая я была резвая! Я у вас завяла совсем», — говорит Катерина. И признается, что «грех на уме» у нее. Она влюбилась: «Ведь это нехорошо, ведь это страшный грех, Варенька, что я другого люблю?» — спрашивает Катерина.

Во время этого разговора в саду появляется «барыня с двумя лакеями, старуха 70-ти лет, полусумасшедшая», Увидев молодых женщин, она стучит палкой и «пророчит», что красота их погубит, введет во грех, за что они будут «в огне гореть неугасимом!» Варвара

только смеется над сумасшедшей старухой, а Катерина пугается, она боится наказания за свои грехи, «за помыслы лукавые». Даже грозовые облака на небе ее пугают как предвестие наказания, адского огня.

Действие второе

В доме Кабановых, где соблюдаются старинные ритуалы и обряды, традиционно принимают странников. Пока мужа Катерины Тихона собирают в дорогу, странница Феклуша рассказывает о том, что слыхала от других: о землях, где правят «салганы:

неправедные, «где все люди с песьими головами». Катерина беседует наедине с Варварой, открывает ей, что очень страдает: она любит Бориса, но должна оставаться верной своему мужу. Любовь к постороннему мужчине — это грех. Однако чувство сильнее убеждений,

Катерина боится, что не справится с собой и решает, что если не сможет забыть Бориса, то сделает «что-нибудь над собой»: уйдет из дома или в Волгу бросится: «Не хочу здесь жить, так не стану, хоть ты меня режь.

Но вот все готово в дорогу, и домашние прощаются с Тихоном так, как указывает Кабаниха, «по-старинному». Катерина обещает ему ни с кем не видеться и не думать ни о ком другом, и клянется: а не то «умереть мне без покаяния … » , Тихон рад, что

будет «на своей воле», и поэтому невнимателен к жене. Зато Кабаниха упрекает ее за нарушение ритуала прощания, за искреннее проявление чувств.

После отъезда Тихона Варвара идет гулять и сообщает Катерине, что «маменька» (Кабаниха) позволила им ночевать в саду. И передает Катерине ключ от калитки, через которую можно выйти из сада незаметно для домашних. Оставшись одна, Катерина дол-

го сомневается, выбросить ей ключ или оставить, ведь к калитке может прийти Борис, которого предупредит Варвара. Тогда она не сможет противиться своим чувствам и согрешит. В конце концов, она решает: «Мне хоть умереть, да увидеть его … Будь что

будет, а я Бориса увижу! Ах, кабы ночь поскорее!»

Действие третье

Кабаниха сидит на скамейке возле своего дома и беседует с Феклушей, рассказывающей о «суетной жизни» В Москве, о том, что там «для-ради скорости» «огненного змея стали запрягать» и что «тяжелые времена настали», теперь даже время « все короче и короче делается ». Кабаниха соглашается со странницей. К ним подходит Дикой. Он жалуется на своих работников, которые расстраивают eгo тем, что требуют денег, а ему платить не хочется, потому что «только заикнись мне о деньгах, у меня всю внутреннюю разжигает». Но Кабаниха знает, что «приводя себя в сердце», т.е, начиная скандалить, Дикой просто отпугивает тех, кому должен, чтобы они к ему, «сердитому», не подходили.

Ночью возле калитки в сад Кабановых встречаются Борис и Ваня Кудряш, — молодой человек, конторщик Дикого. Борис признается, что влюблен в замужнюю женщину. Кудряш советует ему забыть ее, чтобы не погубить, ведь в Калинове народ такой:

«Съедят, В гроб вколотят». Когда же Кудряш понял, что речь идет о Катерине, то предупреждает: « … хоть у нее муж дурак, да свекровь-то больно люта».

Из сада за калитку выходит Катерина. Борис признается ей в любви. Для Катерины это предвестие ее «погибели», но у нее нет сил оттолкнуть его любовь. Осознавая, что со-

свершает тяжкий грех измены мужу, она повторяет, что теперь ей уж не жить, что Борис ее «загубил, загубил, загубил!», Не в силах справиться со своими чувствами, Катерина признается Борису в том, что и сама полюбила его с первого взгляда, как только увидела, что готова уйти с ним « хоть на край света».

Молодые люди встречаются все десять дней, которые отсутствует в Калииове Тихон Кабанов.

Действие четвертое

Прогуливающиеся по набережной Волги горожане укрываются от начинающегося дождя в крытой галерее. Сюда же входят Дикой и Кулитин. Кулигин уговаривает купца пожертвовать на постройку громоотвода — от этого «для всех вообще обывателей польза». Дикой не считает нужным даже обсуждать это и, обращаясь к Кулигину, высказывает свою жизненную позицию: «Ты червяк. Захочу — помилую, захочу — раздавлю,). Они спорят о том, что такое гроза. Кулигин утверждает, что это электричество, удара которого можно избежать при помощи громоотвода, а Дикой считает, что гроза «нам в наказание посылается».

В эту же галерею входит Варвара. Здесь она встречает и Бориса, которому рассказывает, что вернулся Тихон. Катерина теперь «сама не своя», все «мечется» и рыдает, может «таких дел наделать … бухнет мужу в ноги, да и расскажет все». Варвара и Борис боятся скандала. Начинается гроза. В галерею входят еще несколько человек, среди них Кабановы. Катерина так боится грозы, что даже посторонние замечают. Кабаниха подозревает, что для этого есть причина — большой грех. Тихон считает, что жена «от природы боится», что свойственно жителям Калинова. Кулигин пытается рассеять страх

сограждан: «Каждая теперь травка, каждый цветок радуется, а мы прячемся, боимся, точно напасти какой! Гроза убьет! Не гроза это, а благодать!» Однако горожане

продолжают гадать, «кого убьет» эта гроза.

Катерина предчувствует, что убьет ее. Тут появляется полусумасшедшая барыня и повторяет свои угрозы и пророчества. Катерина прячется от старухи, она едва жива от

страха. По совету Варвары отойти в сторону помолиться, она становится на колени и вдруг замечает, что на стене галереи изображена «геенна огненная» (адский

огонь). Увидев в этом очередное предзнаменование и призыв к покаянию, Катерина обращается к мужу при всем обществе и кается перед ним и его матерью в том,

что нарушила клятву и все десять ночей, пока мужа не было дома, гуляла с Борисом. Раздается удар грома, Катерина «падает без чувств на руки мужа».

Действие пятое

По дороге домой Тихон встречается с Кулигиным и рассказывает о том, что дома у него «все семейство врозь расшиблось. Не то что родные, а точно вороги друг другу». Мать «поедом ест» Катерину, а ему ее жалко, он все-таки ее любит, несмотря на измену. Тихон считает, что его мать «всему причиной». Уж очень она крута и «тиранит» домашних. Даже родная дочь ее, Варвара, ушла из дома с Кудряшом. Бориса же в нака-

зание отправляют «в Тяхту, к китайцам» на три года. Появляется служанка Глаша и сообщает Тихону, что Катерина пропала, ее не могут найти. Все вместе уходят искать беглянку.

А Катерина тем временем тихо бредет по саду на берегу Волги. Она рассуждает сама с собой о том, долго ль ей мучиться, для чего ей теперь жить, что единственная ее радость, душа, жизнь — ее возлюбленный. 3атем, подойдя к берегу, громко, во весь голос зовет Бориса.

ведь дома ей плохо, тяжело. «Кто ж это знал, что нам за любовь нашу так мучиться придется», — отвечает Борис, прощаясь навсегда. Уходя, он со слезами говорит

про себя: «Только одного и надо у бога просить, чтоб она умерла поскорее, чтобы ей не мучиться долго!»

Оставшись одна, Катерина думает, куда ей идти. Домой — все равно, что в могилу. И жить ей не хочется. Все ей противно: и люди, и дом, и стены. «Умереть бы теперь», — думает она. Но вспоминает, что самоубийство — грех, что за самоубийц нельзя молиться. «Кто любит, тот будет молиться … », — наконец решается она, и, крикнув: «Друг мой! Радость моя! Прощай!» уходит.

Через некоторое время на берегу собираются люди с фонарями, разыскивающие Катерину. Среди них Кабановы, Кулигин, работники. «Что, нашили?»-спрашивает кто-то. Кабаниха отвечает, что Катерина «точно провалилась куда». Вдруг издалека доносится голос: «Женщина в воду бросилась!» Тихон догадался: «Батюшки, она ведь это!» — и хочет бежать вместе с другими, чтобы вытащить жену из воды, но мать его не пускает: «Прокляну, если пойдешь». Кабановы остаются на месте.

Возвращаются работники, Кулигин. Они несут Катерину. «Вот вам ваша Катерина» -говорит Кулигин. — «Тело ее здесь, а душа теперь не ваша: она теперь перед судией, который милосерднее вас».

Тихон бросается к Катерине. Кабанова его опять останавливает: «Об ней и плакать-то грехи. Но теперь сын ее обвиняет: «Маменька, вы ее погубили! Вы, вы, вы … » Кабаниха отвечает ему обещанием «поговорить» дома и благодарит людей за помощь.

В отчаянии Тихон восклицает: «Хорошо тебе, Катя! А я-то, зачем остался жить да мучиться!» (Падает на труп жены).

Год написания:

1859

Время прочтения:

Описание произведения:

Известный русский писатель и драматург Александр Островский в 1859 году создал пьесу Гроза, которая получила такую популярность и пользуется ей до сих пор. Пьесу Гроза, чеь краткое содержание вы найдете ниже, Островский написал незадолго до отмены крепостного права.

Понятие грозы в пьесе неоднозначно, оно касается как природного явления, так и душевного переворота, страха наказания и греха. Несмотря на медленный, сонный и скучный уклад жизни в приволжском городе Калинове, Катерина, главная героиня, резко контрастирует на фоне других действующих лиц.

Прочитайте приведенное ниже краткое содержание пьесы Гроза.

Первая половина XIX в. Вымышленный приволжский городок Калинов. Общественный сад на высоком берегу Волги. Местный механик-самоучка Кулигин беседует с молодыми людьми - Кудряшом, приказчиком богатого купца Дикого, и мещанином Шапкиным - о грубых выходках и самодурстве Дикого. Затем появляется Борис, племянник Дикого, который в ответ на расспросы Кулигина рассказывает, что его родители жили в Москве, дали ему образование в Коммерческой академии и оба умерли во время эпидемии. Он же приехал к Дикому, оставив сестру у материнской родни, чтобы получить часть наследства бабушки, которое Дикой должен ему отдать согласно завещанию, если Борис будет к нему почтителен. Все его уверяют: на таких условиях Дикой никогда не отдаст ему денег. Борис жалуется Кулигину, что никак не может привыкнуть к жизни в доме Дикого, Кулигин рассказывает о Калинове и завершает свою речь словами: «Жестокие нравы, сударь, в нашем городе, жестокие!»

Калиновцы расходятся. Вместе с другой женщиной появляется странница Феклуша, хвалящая город за «бла-а-лепие», а дом Кабановых за особую щедрость к странникам. «Кабановы?» - переспрашивает Борис: «Ханжа, сударь, нищих оделяет, а домашних заела совсем», - поясняет Кулигин. Выходит Кабанова в сопровождении дочери Варвары и сына Тихона с женой Катериной. Она ворчит на них, но наконец уходит, разрешив детям пройтись по бульвару. Варвара отпускает Тихона тайком от матери выпить в гостях и, оставшись вдвоём с Катериной, беседует с ней о домашних отношениях, о Тихоне. Катерина рассказывает о счастливом детстве в родительском доме, о своих горячих молитвах, о том, что она переживает в храме, воображая ангелов в солнечном луче, падающем из купола, мечтает раскинуть руки и полететь и, наконец, признается, что с ней происходит «неладное что-то». Варвара догадывается, что Катерина кого-то полюбила, и обещает по отъезде Тихона устроить свидание. Это предложение приводит Катерину в ужас. Появляется сумасшедшая барыня, грозящая тем, что «красота-то в самый омут ведёт», и пророчит адские муки. Катерина страшно пугается, а тут ещё «гроза заходит», она торопит Варвару домой к образам молиться.

Второе действие, происходящее в доме Кабановых, начинается разговором Феклуши с горничной Глашей. Странница расспрашивает о домашних делах Кабановых и передаёт баснословные рассказы о дальних странах, где люди с пёсьими головами «за неверность» и т. п. Появившиеся Катерина и Варвара, собирающие Тихона в дорогу, продолжают разговор об увлечении Катерины, Варвара называет имя Бориса, передаёт от него поклон и уговаривает Катерину спать с ней в беседке в саду после отъезда Тихона. Выходят Кабаниха и Тихон, мать велит сыну строго наказывать жене, как жить без него, Катерину унижают эти формальные наказы. Но, оставшись наедине с мужем, она умоляет его взять её в поездку, после его отказа пытается дать ему страшные клятвы в верности, но Тихон и слушать их не хочет: «Мало ли что придёт в голову...» Вернувшаяся Кабаниха приказывает Катерине кланяться мужу в ноги. Тихон уезжает. Варвара, уходя гулять, сообщает Катерине, что они будут ночевать в саду, и даёт ей ключ от калитки. Катерина не хочет его брать, потом, поколебавшись, прячет в карман.

Следующее действие происходит на скамейке у ворот кабановского дома. Феклуша и Кабаниха беседуют о «последних временах», Феклуша говорит, что «за грехи наши» «время в умаление приходить стало», рассказывает о железной дороге («змия огненного стали запрягать»), о суете московской жизни как дьявольском наваждении. Обе ждут ещё худших времён. Появляется Дикой с жалобами на свою семью, Кабаниха упрекает его за беспорядочное поведение, он пытается ей грубить, но она это быстро пресекает и уводит его в дом выпить и закусить. Пока Дикой угощается, приходит присланный семьёй Дикого Борис, чтобы узнать, где глава семейства. Выполнив поручение, с тоской восклицает о Катерине: «Хоть бы одним глазком взглянуть на неё!» Вернувшаяся Варвара велит ему ночью приходить к калитке в овраге за кабановским садом.

Вторая сцена представляет ночное гулянье молодёжи, на свидание к Кудряшу выходит Варвара и велит Борису подождать - «дождёшься чего-нибудь». Происходит свидание Катерины и Бориса. После колебаний, мыслей о грехе Катерина не в силах противиться проснувшейся любви. «Что меня жалеть - никто не виноват, - сама на то пошла. Не жалей, губи меня! Пусть все знают, пусть все видят, что я делаю (обнимает Бориса). Коли я для тебя греха не побоялась, побоюсь ли я людского суда?»

Всё четвёртое действие, происходящее на улицах Калинова, - на галерее полуразрушенного здания с остатками фрески, представляющей геенну огненную, и на бульваре, - идёт на фоне собирающейся и наконец разразившейся грозы. Начинается дождь, и на галерею входят Дикой и Кулигин, который принимается уговаривать Дикого дать денег на установку солнечных часов на бульваре. В ответ Дикой его всячески бранит и даже грозит объявить разбойником. Стерпев брань, Кулигин начинает просить денег на громоотвод. Тут уж Дикой уверенно заявляет, что от посланной в наказание грозы «шестами да рожнами какими-то, прости Господи, обороняться» грех. Сцена пустеет, затем на галерее встречаются Варвара и Борис. Она сообщает о возвращении Тихона, слезах Катерины, подозрениях Кабанихи и выражает опасение, что Катерина признается мужу в измене. Борис умоляет отговорить Катерину от признания и исчезает. Входят остальные Кабановы. Катерина с ужасом ждёт, что её, не покаявшуюся в грехе, убьёт молнией, появляется сумасшедшая барыня, грозящая адским пламенем, Катерина не может более крепиться и прилюдно признается мужу и свекрови в том, что «гуляла» с Борисом. Кабаниха злорадно заявляет: «Что, сынок! Куда воля-то ведёт; <…> Вот и дождался!»

Последнее действие снова на высоком берегу Волги. Тихон жалуется Кулигину на своё семейное горе, на то, что мать говорит о Катерине: «Её надо живую в землю закопать, чтоб она казнилась!» «А я её люблю, мне её жаль пальцем тронуть». Кулигин советует простить Катерину, но Тихон объясняет, что при Кабанихе это невозможно. Не без жалости говорит он и о Борисе, которого дядя посылает в Кяхту. Входит горничная Глаша и сообщает, что Катерина исчезла из дома. Тихон боится, как бы «она с тоски-то на себя руки не наложила!», и вместе с Глашей и Кулигиным уходит искать жену.

Появляется Катерина, она жалуется на своё отчаянное положение в доме, а главное - на страшную тоску по Борису. Её монолог заканчивается страстным заклинанием: «Радость моя! Жизнь моя, душа моя, люблю тебя! Откликнись!» Входит Борис. Она просит его взять её с собой в Сибирь, но понимает, что отказ Бориса вызван действительно полной невозможностью уехать вместе с ней. Она благословляет его в путь, жалуется на гнетущую жизнь в доме, на отвращение к мужу. Навсегда простившись с Борисом, Катерина начинает в одиночестве мечтать о смерти, о могиле с цветочками и птицах, которые «прилетят на дерево, будут петь, детей заведут». «Опять жить?» - с ужасом восклицает она. Подойдя к обрыву, она прощается с уехавшим Борисом: «Друг мой! Радость моя! Прощай!» и уходит.

Сцена заполняется встревоженным народом, в толпе и Тихон с матерью. За сценой слышен крик: «Женщина в воду бросилась!» Тихон порывается бежать к ней, но мать его не пускает со словами: «Прокляну, коли пойдёшь!» Тихон падает на колени. Через некоторое время Кулигин вносит тело Катерины. «Вот вам ваша Катерина. Делайте с ней, что хотите! Тело её здесь, возьмите его; а душа теперь не ваша; она теперь перед судией, который милосерднее вас!»

Бросаясь к Катерине, Тихон обвиняет мать: «Маменька, вы её погубили!» и, не обращая внимания на грозные окрики Кабанихи, падает на труп жены. «Хорошо тебе, Катя! А я-то зачем остался жить на свете да мучиться!» - этими словами Тихона завершается пьеса.

Вы прочитали краткое содержание пьесы Гроза. Предлагаем вам посетить раздел Краткие содержания , чтобы ознакомиться с другими изложениями популярных писателей.

Кроме того читайте критическую статью Добролюбова на пьесу Гроза под названием

Действие пьесы происходит в вымышленном городе на Волге – Калинове (). В первом же действии можно разглядеть мрачную картину нравов и быта в этом месте: богатый купец Дикой ругает своего племянника Бориса, приехавшего из Москвы, местный интеллигент Кулигин произносит свой главный монолог о жестоких нравах в городе (вот на эту тему). И, конечно же, здесь происходит появление зажиточной вдовы купца Кабанихи, ее сына Тихона и его жены Катерины.

Варваре – дочери Кабанихи – главная героиня Катерина (вот ее ) открывает свою душу. Мы сразу замечаем ее мечтательность и искренность благодаря монологу «Отчего люди не летают так, как птицы?». Так же девушка рассуждает о жизни в родительском доме, и невооруженным глазом видно, что в замужестве Катерина страдает. Ей не комфортно с не возражающим матери мужем и невежественной свекровью. Супруг не защищает жену от нападок матери, а идет отдохнуть в кабачок. Кроме того, в процессе разговора с Варварой Катерина открывает ей свою тайну и признается в возникших чувствах к Борису, племяннику Дикого из Москвы.

Грамотно построенную завязку прерывает старая купчиха с угрозами (вот ее ). И вот настает самое время для первой грозы.

Действие II

Второе действие пьесы открывают работница Глаша и странница Феклуша, которая рассказывает небылицы. Между делом, Тихон прощается с матерью и женой и на время отъезжает, а Кабаниха не теряет зря время – только и делает, что поучает да упрекает. Она заставляет невестку плакать и голосить на людях, дабы доказать, что она любит мужа. Катерина нехотя подчиняется.

Проникаясь к Катерине, Варвара (ее характеристика ) дает ей ключ от калитки, чтобы она могла встречаться с Борисом по ночам. Однако Катерина сомневается в необходимости и правильности этой затеи. Не нужно забывать о том, что героиня очень богобоязненна, и брак для нее — не пустой звук, поэтому ей не так просто согласиться на такие встречи.

Действие III

Если в начале пьесы Кулигин (его характеристика ) все же рассуждал о красоте природы, то ближе к ключевому моменту патриархальное купечество города встает на первый план, и в разговоре с Борисом Кулигин произносит свой второй монолог «Вот какой, сударь, у нас городишко!». Там он обличает старожилов города и их пороки: самодурство, жадность и злонравие (их собирательный образ ).

Борис рассказывает Кудряшу о Катерине и ее «ангельской улыбке», и подмечает, что, когда она молится, «от лица как будто светится».

А Варвара уже пригласила Бориса на свидание к Катерине, и к концу третьего действия драмы встреча героев уже состоялась.

Действие IV

Прошло десять дней. Кулигин говорит Дикому о своем желании сделать для города часы и громоотвод, но Дикой только возмущается в ответ на его предложение. Он считает, что молния и гроза – это последствия того, что по небу скачет Илья Пророк на колеснице. Кулигин возражает, что это электричество.

Тихон возвращается, а Катерина не находит себе места из-за своей измены. Варвара даже решает рассказать Борису о переживаниях Катерины. Одновременно с кульминацией драмы в Калинове вновь наступает гроза.

А на бульваре Катерина все-таки не выдерживает и признается Тихону в измене, да еще и делает это в присутствии Кабанихи, которая, в отличие от своего сына, не способна прощение.

Действие V

Ближе к финалу пьесы Тихон открывается читателям. Ему откровенно жаль свою жену, Кулигину он даже признается в том, что сам ее очень любит и убивается, глядя на нее. Но для него противостоять матери слишком трудно.

Катерина приходит к Борису, однако тот по приказу дяди уезжает далеко в Сибирь. Девушка просит Бориса, чтобы тот взял ее с собой, но тот отказывает ей, боясь гнева дяди. Так, Катерина оказывается в полном отчаянии: она не знает, куда ей идти, ведь домой дороги нет. Так она приходит к решению, что в могиле ей будет лучше.

Начинаются активные поиски Катерины, и объявляется весть о том, что «Женщина в воду бросилась!». Читатель понимает, что Катерина не выдержала подобного состояния, и действительно предпочла смерть. Рядом со своей мертвой супругой сидел Тихон и, словно не веря в происходящее, уже сумел дать матери отпор, утверждая, что именно она ее и погубила. Поразительно то, что Тихон даже позавидовал Катерине, не понимая, зачем он-то «остался жить на свете да мучиться?».

Интересно? Сохрани у себя на стенке!