Несколько дней нелегальной жизни в Зоне Отчуждения Чернобыльской АЭС. Сотня километров своим ходом по этому уникальному месту. С фотографиями и видео.

По понятным причинам я не буду указывать места входа в Зону и названия некоторых населенных пунктов.
Я не поддерживаю нелегальный экстремальный туризм по Чернобыльской Зоне и не вожу туда людей.

Наступила долгожданная весна. Всю зиму с нетерпением ждал ее, потому что только в теплую погоду можно поехать в многодневное путешествие с ночевками на природе.

Одиночное путешествие в Чернобыльскую Зону отчуждения и город Припять я планировал еще с прошлого года. И вот билет на поезд куплен, и мне пора собирать рюкзак.

Вариант путешествия я выбрал довольно экзотический: я, как гражданин России, пересекаю на поезде российско-украинскую границу, после в одиночку нелегально проникаю в Зону, за два дня пересекаю ее, по пути посещая мертвые, эвакуированные поселки, вхожу в город Припять и живу там несколько дней, осматривая Город и окрестности. Для остроты ощущений не беру с собой мобильный телефон и топографическую карту (она у меня в голове).

Как обычно, рано утром приезжаю на поезде в Киев и еду на автостанцию. Сажусь на автобус Киев-****** и доезжаю до одного населенного пункта. Выхожу в небольшой деревеньке в нескольких километрах от границы Чернобыльской Зоны. Проходящая через нее железная дорога ведет прямо в Припять. По этой дороге мне идти два дня. Через несколько километров подхожу к деревне В. Это и есть начало Зоны. Запретная, охраняемая территория. Зона безусловного отселения. Теперь надо быть очень осторожным, так как встреча с любым человеком там — это уже опасность быть пойманным.

Неожиданно из-за поворота, закрытого деревьями, навстречу мне выходит человек в камуфляжном костюме, везущий в руках велосипед. Прятаться уже бесполезно (он меня увидел), поэтому спокойно продолжаю идти вперед. Поравнявшись с ним, здороваюсь. Завязывается примерно следующий разговор:

— Куда путь держишь?
— Я турист, иду из Овруча («чистая» территория), хочу посмотреть деревню В*******.
— Так это же Зона!
— Я знаю, поэтому хочу посмотреть издалека.
— А чего издалека? Зайди в деревню, погуляй.
— А милиция?
— Да она только на КПП в паре километрах отсюда. Иногда патруль ездит, но если документы в порядке, то все нормально будет.
— А на железнодорожной станции если меня заметят и спросят что я тут делаю?
— Скажи, что в институте пишешь проектную работу.
— А поезда здесь часто ездят?
— Да каждую ночь, тут лесобаза.

Я не стал спрашивать у этого человека, кем он работает работает в Зоне отчуждения. Прощаюсь с ним и иду дальше. Теперь надо незамеченным пройти через действующую станцию В., на которой работают люди. Сворачиваю с железной дороги и иду по асфальту невдалеке от станции. Возле нее замечаю двух людей. Спрятавшись за одной из построек, пережидаю минут 15, выглядываю – никого.

Быстро прохожу участок, который просматривается от станции, и двигаюсь дальше, скрываясь в зарослях природы. В. — это первая на моем пути отселенная деревня. Она очень заросла, большинство домов сгорели, от них остались только руины с кирпичными печными трубами, одиноко смотрящими в небо, будто ждущие своих бывших хозяев. Это типичный пейзаж Зоны, к которому трудно привыкнуть. Где-то в этой деревне еще теплится жизнь – там доживают свой век несколько местных стариков — коренных жителей В., которые не захотели переезжать из этого зараженного места на чистую территорию – в одноименный поселок, специально построенный для переселенцев в Харьковской области. Шесть лет после аварии они жили на радиоактивной земле, пока Полесье не признали опасной зоной, а местным жителям не предложили переехать. А в отселенной В., так же как и в других немногочисленных обитаемых населенных пунктах Зоны, местных жителей с каждым годом становится все меньше и меньше…

Гамма-фон в Вильче около 40 мкР/ч.

Я выхожу из деревни и делаю небольшой привал. Уже больше полудня, а пройти надо большое расстояние. Теперь два дня идти по безлюдной территории к сердцу Чернобыльской Зоны – в город Припять. Беру рюкзак и направляюсь вдоль по железной дороге. Идти по ней тяжело: шаг человека заметно больше расстояния между шпалами. Если наступать на каждую – шаги становятся короткие, а это сильно изматывает. А с тяжелым рюкзаком делать шаг через шпалу – тоже трудно.

Эта железнодорожная ветка почти не используется. Об этом свидетельствуют ржавые рельсы и могучий кустарник, растущий между шпал и на насыпи. Кое-где между шпал встречаются даже невысокие деревья. Повалившееся лесное дерево наклонилось над рельсами, перекрыв путь для возможного поезда:

Природа отвоевывает свои территории, занятые когда-то человеком…

Через несколько километров подхожу к станции П. Издалека не сразу можно заметить платформу, состоящую из бетонных блоков – там тоже все заросло кустарником. С 1986 года уже никто с нее не уезжал на поезде.

Часы в Зоне не нужны — путешествие корректируется по взгляду на положение солнца. Световой день в апреле не слишком длинный, как летом, а пройти надо еще большое расстояние.

Время близится к вечеру, поэтому я ускоряю шаг. Заканчивается чистая вода, купленная в Киеве. Запас воды пополняю из небольшого водоема, образовавшегося в лесу после таяния снега. Вода настолько прозрачная, что пью ее, даже не фильтруя. Это только весной таких водоемов на пути много. Летом они пересыхают и на протяжении 55 километров встречаются только несколько грязных болот и две реки с водой сомнительного качества.

Солнце опускается к горизонту, надо выбирать место для ночлега. На пути станция К. Это единственная постройка рядом со станцией с заросшей платформой. Выросшее в асфальте дерево упирается в крышу здания станции. Место для ночлега не очень хорошее: от диких зверей эта открытая постройка, конечно, не спасет, зато есть крыша над головой на случай дождя. Оставляю на станции уже порядком надоевший рюкзак и иду осматривать окрестности, пока солнце еще не совсем опустилось за горизонт. Недалеко железнодорожную линию пересекает песчаная дорога со свежими следами от колес автомобиля. Это настораживает, но не настолько сильно, как многочисленные следы от животных на дороге и рядом с местом ночлега.

Темнеет еще больше.

Возвращаюсь на станцию, распаковываю спальный мешок, надеваю теплые вещи. После легкий ужин при свете фонаря (сильно стемнело). Вокруг меня на десятки километров безлюдный радиоактивный лес. Это место официально называется «Полесский радиационно-экологический заповедник».
Уровень гамма-фона 30-40 мкР/ч.
Через пару часов перестают петь птицы, и наступает полная тишина, изредка нарушаемая покачивающимися от ветра деревьями…
Я засыпаю в спальном мешке чутким сном.

На рассвете нехотя вылезаю из спального мешка и собираю рюкзак.

Поднимающееся ввысь солнце своими теплыми лучами освещает недавно лежавшую в полной ночной темноте железную дорогу и станцию К. Утренняя свежесть бодрит лучше крепкого кофе. Я продолжаю свое путешествие дальше. До Припяти 30 километров, которые обязательно надо пройти до заката солнца. Эта цифра, легко укладывающаяся в сознании городского жителя, в данный момент кажется слишком большой: здесь нет машин – никто не подвезет, нет магазинов – негде купить воды, нет электричества и мобильной связи. Это пустыня. Зеленая, красивая, с поющими птицами, с лесными лужицами, но пустыня.
Через пару километров под железнодорожным мостом протекает река Илья.

Над рекой второй мост – для машин. После аварии на ЧАЭС для ликвидации последствий потребовалась переправа через реку. Военные привезли этот раскладной металлический мост, который так и не забрали.

В реке пополняю запас воды и иду дальше. На одежду цепляются лесные клещи, их приходится скидывать через каждые 10-15 минут.
Радиационный фон постепенно повышается до 60-80 мкР/ч.
До этого времени я шел в 30-километровой Зоне отчуждения. После открытых ворот с колючей проволокой, когда-то закрывавших железную дорогу, начинается 10-километровая Зона (ее еще называют «десятка»).

Вообще существуют три чернобыльские Зоны: 30-километровая, 10-километровая и Припять с промплощадкой ЧАЭС. Есть анекдот на эту тему: «В 30-километровой зоне принято обращаться друг к другу с приставкой «фон», в 10-километровой – «Ваша светлость», а около ЧАЭС – «Ваше сиятельство».
Однополосная железнодорожная линия разветвляется на три колеи – впереди следующая станция — Толстый Лес. Слева большое кирпичное здание вокзала с ржавой вывеской «ТОЛСТЫЙ ЛЕС юго-западная ордена Ленина железная дорога».

Пробираясь сквозь заросли, подхожу к двери станции. Вход туда преградило растущее на ступеньках дерево. С трудом протискиваюсь через его ветки и вхожу внутрь вокзала. Справа окошко кассы, в которой до 1986 года продавали билеты, рядом – ржавый металлический котел для обогрева помещения. На нем еще различимы надписи, сделанные в советские времена, до аварии на ЧАЭС.

Это здание вокзала, по сравнению с другими, очень хорошо сохранилось: почти все стекла в окнах целы, есть двери, на потолке висит лампочка, только уже много лет нет электричества.
В других помещениях на полу лежат советские плакаты и горы бухгалтерских документов этой станции. В правом крыле здания раньше находился магазин для пассажиров, ожидающих свой поезд. Там наверняка в то время продавались всякие вкусности. Теперь остались пыльные пустые витрины и сломанные весы:

Рядом с вокзалом – небольшой пристанционный поселок. Он находится в очень живописном лесу вековых дубов. Там действительно очень красивые места. Это заповедник, о чем и указывает табличка:

Другие здания этого поселка в полуразрушенном состоянии. Недалеко находится непонятное подземное сооружение:

Внутри еще более непонятные емкости с надписью «Заражено»

Измеряю рядом радиационный фон, но он оказывается не выше, чем в окрестностях.

Время близится к полудню. Надо идти дальше. За станцией радиационный фон заметно увеличивается. На радиометре показания уже легко достигают сначала 100, после 200 и 300 мкР/ч. Это не удивительно: здесь прошел западный радиоактивный след после аварии на атомной станции.
Через 7 километров к железнодорожной линии примыкает большое село Толстый Лес.

У этого населенного пункта большая история. Первое упоминание в исторических документах относится к 1447 году. До революции 1917 года в селе проживало больше 1000 человек. В 1970-х годах – около 800. До чернобыльской катастрофы в селе работала средняя школа и уникальная Свято-Воскресенская церковь, освященная в 1860 году. Она была построена из дерева без единого гвоздя. В 1996 году в этих местах были сильные пожары. В них сгорела не только эта церковь, но и местное кладбище.
Гамма-фон в Толстом Лесу во многих местах превышает 1000 мкР/ч. Жителей отселили в 1986 году в Макаровский район Киевской области.
Недалеко от Толстого Леса село Новая Красница. Там же и станция Красница, по строению идентичная станции Кливины.

Радует то, что там есть лавка со столиком. Ненадолго присаживаюсь отдохнуть и снова в путь. До Припяти еще 20 километров, а уже больше полудня.
Гамма-фон – больше 300-400 мкР/ч.
Через пару километров радиация заметно снижается – я прошел полосу сильного заражения. Железная дорога улучшается: прогнившие и заросшие деревянные шпалы cменяются на бетонные, засыпанные свежим гравием. На склоне вырублены деревья, чтобы не мешать проезду поезда.

Недалеко станция с названием Буряковка. Вообще, «буряковка» — это украинское название водки, произведенной по особому рецепту. Так называется и село, образовавшееся в средине 19 века. После аварии на ЧАЭС всех жителей отселили в Макаровский район Киевской области.

Опять заканчивается вода. В пристанционном колодце она непригодна для питья. Значит пополнять запасы воды буду опять из открытых источников.
Рядом с селом Буряковка расположен радиоактивный могильник зараженной техники и единственное цивилизованное в Зоне хранилище радиоактивных отходов «Вектор», построенный совместно с немецкой компанией «NUKEM». Там скопились не только «чернобыльские» отходы: в 2003 году в условиях повышенной секретности в Буряковку были ввезены для захоронения 16 кубометров радиоактивного происхождения с бывшего Макаровского военного полигона.
До трубы 4-го блока ЧАЭС — 12 километров. Радиационный фон на железнодорожной линии около 100 мкР/ч.
Через три километра от станции Буряковка – станция Шепеличи.

Это последняя станция перед Припятью. Я выхожу на финишную прямую. Через несколько километров я войду в Город – главный уровень Чернобыльской Зоны.
Лось!
Впереди меня вдалеке появляется движущийся силуэт. Неужели люди?! Сразу смотрю по сторонам, на случай отхода, чтобы спрятаться в глубине леса. Но рядом заболоченная местность, хотя это не должно останавливать. В бинокль наблюдаю за силуэтом на моем пути. Это оказывается лось, вышедший на железнодорожную линию. Через бинокль удается сфотографировать этого зверя:

Лосей в Зоне много, я встречал их и в прошлых поездках. Лоси не нападают на людей, они их боятся и убегают. Я продолжаю идти вперед.
Заметно темнеет, а до Припяти идти еще несколько километров. Возле леса на земле стоят два ржавых вагона:

В бинокль уже различимы столбы станции Янов.

Машина!
Справа от дороги метрах в 200 слышу звук проезжающей машины! Быстро кидаюсь с насыпи в заросли и наблюдаю: микроавтобус проехал в сторону Припяти и скрылся за деревьями. Это местные рабочие ездят в Буряковку. Чтобы не рисковать, осторожно иду дальше по тропинке рядом с железной дорогой.
Припять рядом, но чтобы выйти в Город, надо еще найти место, где можно пролезть через колючую проволоку, которой опоясана Припять. Но сильно стемнело, поэтому решаю заночевать где-нибудь на окраине, чтобы рано утром при свете солнца спокойно войти в закрытый Город.

Ближайшие здания припятьского предприятия огорожены забором с колючей проволокой. Иду вдоль забора и через некоторое время нахожу место, где можно пройти через него: там колючая проволока свисает до земли, и я спокойно перешагиваю через нее, направляясь вглубь предприятия. Рядом заброшенные гаражи и учреждения с уровнем гамма-фона 700-900 мкР/ч, а это нездоровая обстановка. Иду дальше искать другое место. 200-300 мкр/ч по гамме уже лучше, тем более, что времени на поиски подходящего места для ночлега уже не осталось. Вхожу в длинное одноэтажное здание, выбираю комнату, и при свете фонаря распаковываю рюкзак. Теперь можно поужинать и отдохнуть после многокилометрового перехода.

Ночью поднимается сильный ветер. В полной темноте старые двери и рамы окон скрипят, не давая уснуть. Залетающий в помещение ветер шелестит многочисленными бухгалтерскими бланками, разбросанными на полу. Но усталость берет свое, и я постепенно засыпаю.

Проснувшись рано утром, собираю рюкзак и осторожно направляюсь в центр Припяти. Погода ухудшается: солнце спряталось за тучами, дует прохладный ветер, но настроение это не портит – я дошел до Города!

Подойдя к известной 16-этажке с гербом СССР на крыше (ул. Лазарева, дом 1), слышу звук машины. Бегу к этому дому и прячусь. Машина проезжает где-то рядом и уезжает (я не выглядывал и не видел что это за авто). Вхожу в это здание и залезаю на крышу, откуда хорошо виден весь город и реактор.

Смотря на опустевший закрытый Город, возникает особенное чувство, которое нельзя передать словами. Припять совсем не кажется «прокаженным» местом. Напротив, возникает чувство уютности и спокойствия. Здесь теперь нет городской суеты, нет спешащих на работу людей, с причала не отходят «ракеты», в парках не отдыхают люди. Тишина и спокойствие. Город погас юным, в 16 лет, когда 27 апреля 1986 года эвакуировали 48 тысяч его жителей. В тот день людям сказали, что город эвакуируют временно, на три дня. Никто из них не знал, что это навсегда.

Если впервые взглянуть с высоты на Город, то сразу и не скажешь, что он мертв: жилые кварталы с виду неплохо сохранились. Но если приглядеться – замечаешь, что сила растительной жизни в Припяти настолько велика, что заросли деревьев подступили к домам и подъездам. Деревья растут даже на балконах, из открытых люков, на крышах зданий, из асфальта, покрытого мхом и кустарником. Футбольное поле городского стадиона превратилось в рощу.

Но это только с высоты кажется хорошая сохранность зданий. На самом деле Припять разрушается. Первой обвалилась часть здания школы № 1. Подземная инфраструктура затоплена, много зданий в аварийном состоянии. В некоторые из них заходить уже опасно. Вот почему я против нелегальных поездок, когда неопытные и незнающие люди приезжают туда и подвергают опасности свое здоровье и жизнь. Еще больше огорчает то, что посетители Города оставляют после себя мусор: в одном только подъезде этого дома я увидел недавно оставленные пустые бутылки, пачки из-под сигарет и т.д. Я ничего в Зоне отчуждения не оставляю: весь свой мусор забираю с собой и выбрасываю в урну, вернувшись в Киев.
Ветер усиливается и становится очень прохладно. Я спускаюсь с крыши в пустую квартиру на 16 этаже. Уже решаю пойти в город, как через окно вижу автобус, подъехавший по проспекту Ленина от КПП «Припять». Он остановился на улице Курчатова около магазина «Радуга» (где желтая телефонная будка).

Из него вышли несколько человек и направились в это здание. Минут через 15 они вышли, неся с собой что-то наподобие стенда, и занесли его в автобус. После развернулись и уехали обратно к КПП. За это время проехал еще один автобус, тоже через проспект Ленина, но направился в другую сторону – к улице Леси Украинки.

Через несколько минут тем же маршрутом проехал грузовик.

Проехавший вскоре милицейский патруль окончательно привел меня к мысли, что Припять — как проходной двор.
Но вот Город на некоторое время становится пустым. Осторожно выхожу из подъезда и иду дворами в парк.
Открытие парка аттракционов планировали на 1 мая 1986 года. Но в целях предотвращения паники и отвлечения жителей от ситуации на 4-м энергоблоке, колесо обозрения запустили 26 апреля. Один день оно находилось в эксплуатации. Всего 1 день. Застывший 23 года назад аттракцион больше никогда не дождется своих посетителей.

В этом парке легло радиоактивное пятно. Мой радиометр показывает значения, заметно превышающие гамма-фон: 300-400-600 мкР/ч. Есть там места и с более высокими уровнями.

Начинается дождь. Я направляюсь в центр города. Здесь уже давно знакомые мне Торговый центр, ДК «Энергетик», гостиница «Полесье», музыкальная школа, кинотеатр «Прометей».

Дождь усиливается, и я скрываюсь от него в музыкальной школе. Здание в плохом состоянии: мозаика из цветных камешков перед главным входом обваливается на радость несознательным туристам; внутри школы прогнивший пол зарос мхом, повсюду сломанная мебель; потолок протекает и заливает водой пианино с оторванными клавишами. Интересно, кому потребовалось их отрывать? В другом помещении деревянный ящик со знаком радиоактивности.

Дождь прекращается, и я направляюсь через заросли Припяти вдоль улицы Курчатова к речному причалу.
Подождем автобус?

Чтобы пройти к реке Припяти, надо найти место в заборе с колючей проволокой. Причал находится за кафе «Припять».

На пристани легло радиоактивное пятно. Но загрязнение радионуклидами там очень неравномерное. Я долго на пристани проводил контроль радиационной обстановки, чтобы найти самое «грязное» место, сантиметр за сантиметром исследуя местность.
Уровень фона различается в десятки раз на расстоянии всего пол метра. Например, на предпоследнем пролете лестницы при спуске к пристани на ступеньках около 4000 мкР/ч, а на земле за лестницей в 50 сантиметрах не больше 800 мкР/ч. В нескольких метрах от лестницы – на асфальте пристани – от 100 до 400 мкР/ч.
Ловись на ужин, рыбка, большая и маленькая, двухвостая и двуглавая =))

В нескольких сотнях метров от асфальтовой пристани находится частично затопленная плавучая пристань.

По пути к ней еще одно локальное радиоактивное пятно.

За плавучей пристанью – спасательная станция.

Через несколько сотен метров от выхода из Припяти находится село Новые Шепеличи. Это село намного старше Припяти, и раньше было районным центром Киевской области.
Еще до поездки, планируя посетить Новые Шепеличи, я в интернете узнал, что в селе действует АСКРО (автоматическая система контроля радиационной обстановки) – такая будка с оборудованием, автоматически делающим замеры радиационного фона и передающим данные в Чернобыль. Такая же система есть и в Припяти около стадиона. Особенность АСКРО в том, что эта система работает без участия людей.
Еще есть данные, что после аварии на ЧАЭС в Новых Шепеличах организовали ферму, на которой изучали влияние радиации на быков и коров. По каким-то причинам эту ферму закрыли.

Слава от дороги – предприятие ПМК, на его территории продовольственный магазин и несколько 4-этажных домов. Справа от дороги – автобусная остановка, пустующая 23 года. В центре села – магазин «Товары для детей».
Сельские одноэтажные деревянные домики заросли и полуразрушены. Прохожу до конца села и спускаюсь к реке. На берегу прогнившие лодки, «съедаемые» растительностью в тени подступивших к реке деревьев.

Немного отдохнув у реки, возвращаюсь в село. Тишину заброшенной местности нарушает звук автомобиля, выехавшего сзади меня из переулка. Оборачиваюсь и осознаю, что прятаться уже бесполезно – на прямой дороге меня уже увидели (кстати, никто не продает шапку-невидимку?). Спокойно продолжаю идти вперед, отойдя к левой обочине, уже смирившись с тем, что мое путешествие заканчивается. Мимо меня проезжает красный «жигуленок». Единственный в машине человек – водитель – взглянув на меня, не останавливаясь поехал дальше. Удивительно! Я нахожусь в 10-километровой Зоне, один, с рюкзаком, без сопровождающих, а меня не то что не останавливают, так еще и не интересуются что я тут делаю! Машина скрылась за поворотом. Там живут единственные в 10-километровой Зоне местные жители — дед Савва с женой Еленой. Вот их дом:

Припять окружена колючей проволокой.

Продолжение следует.

Владимир Яворивский, народный депутат, глава Временной депутатской комиссии по расследованию причин и последствий аварии на ЧАЭС:

Чернобыльская АЭС остается опасной, даже очень опасной. Объясняю почему. Во-первых, в Чернобыльской зоне до сих пор остается около 800 незахороненных временных хранилищ, которые уже существуют 28 лет. Это техника, зараженная высоким уровнем радиации, покинутые песчаные или болотные ямы. Они излучают высокий уровень радиации.

Второе. Есть проблема так называемого "рыжего леса", который рос вблизи самого реактора. Его называют рыжим, потому что все эти сосны изменили цвет под воздействием радиации после катастрофы.

Новый конфайнмент решит проблему радиации на ЧАЭС, но она останется и для потомков

Ну и третья проблема - это сам конфайнмент, который закрывает четвертый реактор. Он рассчитан на тот период, который уже давно закончился. Сейчас готовят вторую обшивку вокруг этого спрятанного реактора. Он очень тяжелый, это колоссальный вес, тысячи тонн бетона, а сама атомная станция построена в исключительно преступном месте, на болотистых грунтах Полесья, очень близко к грунтовым водам. И это возможное проседание очень опасно, ведь поверхностные воды могут проникнуть в основные подземные слои воды.

Я уже не говорю о самоселах, которые там живут, о самой этой тридцатикилометровой зоне с загрязненными лугами и водами.

Конечно, сохраняется опасность. Вы знаете, что даже был разгон реактора. Про него мало тогда говорили, это было еще в советские времена. То есть начиналась цепная реакция в четвертом реакторе, когда туда попадала вода. Сам же этот саркофаг негерметичный. Туда попадали вода, снег и так далее, и начался разгон цепной реакции. Хорошо, что его вовремя заметили и просто погасили.

Ну и сам по себе саркофаг является опасным, излучает радиацию все-таки. И там не установлено количество ядерного топлива, которое осталось.

Новый конфайнмент решит проблему радиации на ЧАЭС, но она останется и для потомков.

Я не являюсь специалистом в ядерной отрасли, но мне кажется, что построить хранилище для отходов было бы самым лучшим вариантом. Мы уже потеряли Припять, туда никто не вернется в ближайшие столетья. Потому логично хранилище строить там, а не загрязнять какое-то другое место. Но это уже пусть решают ученые.

Но хранилище нужно делать обязательно. У нас столько ядерных отходов! Все те капсулы с топливом, которые были в четвертом реакторе, и которые остались, - их же оттуда изъяли, и поставили их в хранилище ядерных отходов. Точно так же и от других реакторов, все это нужно где-то прятать.

Время чтения примерно: 4 - 6 минуты

Авария на Чернобыльской АЭС произошла уже более 30 лет назад. Разрушение реактора привело к колоссальному выделению радиоактивных веществ в окружающую среду. Согласно официальной версии, за первые 3 месяца погиб 31 человек, а в последующие года эта цифра приблизилась к сотне. Всё ещё ведутся споры относительно того, что стало причиной катастрофы. Последствия произошедшего будут давать о себе знать ещё многие десятки, если не сотни лет. После аварии была установлена 30-километровая зона, откуда было эвакуировано почти всё население, и запрещено свободное перемещение. Вся эта территория так и застыла в 1986 году. Сегодня мы рассмотрим 7 самых интересных объектов в Чернобыльской зоне отчуждения.

Сегодня Припять не такой уж и «мёртвый город» — там регулярно организуются экскурсии, и разгуливают сталкеры. Припять считается советским городом-музеем под открытым небом. Это заброшенное место сохранило энергетику середины 80-х годов, чем и привлекает туристов со всего мира. Мы рассмотрим несколько самых интересных мест этого города.

Гостиница «Полесье» в своё время была визитной карточкой Припяти. Она расположена в центре города, рядом парк аттракционов, который отлично виден из её окон, а со смотровой площадки хорошо просматривается главная городская площадь и не менее знаменитый ДК «Энергетик». На крышу с каждым годом подниматься всё опаснее, т. к. она давно не в лучшем состоянии, но посетителей Зоны так и тянет прикоснуться к огромным буквам, составляющим название гостиницы.


В здании гостиницы был развёрнут штаб ликвидации последствий аварии. С крыши гостиницы прекрасно виден 4-й энергоблок , поэтому можно было корректировать действия вертолётов, которые тушили пожар.

В некоторых номерах встречаются полуразвалившиеся предметы интерьера. Вообще в Припяти в своё время неплохо поработали мародёры. Они вывозили технику, мебель, срезали батареи и забирали всё, что имело хоть какую-то ценность, даже не задумываясь, что всё это может нанести большой вред здоровью.

Как ни парадоксально, но даже сегодня гостиница принимает туристов, которые, конечно, приходят туда не для того, чтобы снять номер. Они любуются видами Припяти, знакомятся с особенностями советских апартаментов и поражаются деревьям, которые прорастают сквозь пол.

Этот искусственный водоём был создан для охлаждения реакторов станции. Пруд-охладитель находится на месте заброшенного карьера, нескольких небольших озёр и старого русла реки Припять. Глубина этого водоёма достигает 20 м. Посередине его разделяет дамба для лучшей циркуляции холодной и тёплой воды.

Сегодня пруд-охладитель находится выше уровня реки Припять на 6 метров, и поддерживать такой его в таком состоянии затратно. С учётом того, что станция больше не работает уровень воды постепенно снижают, а со временем водоём и вовсе планируется осушить . Это у многих вызывает опасение, ведь на дне лежит множество обломков реактора четвёртого энергоблока, высокоактивные топливные элементы и радиационная пыль. Однако негативных последствий можно избежать, если правильно рассчитать постепенное снижение уровня воды, чтобы оголённые участки дна успевали обзаводиться растительностью, которая будет препятствовать подъёму радиоактивной пыли.

Кстати, пруд-охладитель ЧАЭС – один из самых крупных искусственных водоёмов в Европе.

За состоянием пруда с ведется постоянное наблюдение, дабы оценить, как его экосистема пострадала от радиационного воздействия. Разнообразие живности хоть и поубавилась, но не исчезло совсем. Сегодня в пруду вполне можно поймать нормальную на вид рыбёшку, но в пищу её употреблять не рекомендуется.

ДК Энергетик

Вернёмся в центр Припяти. На главную площадь города смотрит дворец культуры «Энергетик», который наряду с гостиницей «Полесье» является обязательным к посещению.

Логично предположить, что в этом здании сосредотачивалась вся культурная деятельность города . Здесь собирались кружки, проводились концерты и спектакли, а по вечерам устраивались дискотеки. В здании был свой спортзал, библиотека и кинотеатр. ДК был излюбленным местом молодёжи Припяти.


Сегодня там ещё можно найти остатки мраморной плитки, которой было облицовано здание, витражи и мозаику. Несмотря на разруху, в здании ещё сохранился тот знаменитый дух советской эпохи.

Городской парк развлечений в Припяти

Пожалуй, самой известной достопримечательностью Припяти является городской парк развлечений с его колесом обозрения. Стоит отметить, что это одно из самых заражённых мест города , но когда-то в парке то и дело слышались восторженные детские голоса.

Машинки, качели, карусели, лодочки и прочие атрибуты парка развлечений уже никогда не будут использованы по назначению, но среди многочисленных туристов и сталкеров они пользуются популярностью в качестве своеобразной достопримечательности.

Колесо обозрения успело стать символом уже опустевшей Припяти. Интересно, что оно так и не было введено в эксплуатацию. Его должны были открыть 1 мая 1986 года, но за 5 дней до этого произошла авария на ЧАЭС…

ЧАЭС

Сегодня за определённую сумму денег вы можете побывать на территории самой ЧАЭС. Там вы увидите, как проходит строительство «Арки» , которая должна накрыть 4-й энергоблок вместе со старым саркофагом. В самом здании электростанции вы сможете пройти по «золотому коридору», ознакомится со щитом управления реактором, а так же узнать, как вообще работала ЧАЭС. Обычные экскурсии ограничиваются только пребыванием туристов невдалеке от станции.


Арка должна накрыть весть 4й энергоблок

Конечно, нелегальные путешественники проникнуть в сердце Зоны не могут – всё надёжно охраняется. Однако станция и возводящаяся «Арка» прекрасно видны с многоэтажек Припяти. Каждый уважающий себя сталкер обязательно запечатлевает на фото вид на ЧАЭС.

Кстати, на территории станции сейчас работают около 4000 человек. Они занимаются строительством «Арки» и работами по снятию энергоблоков с эксплуатации.

Рыжий лес

Этот участок леса, расположенный невдалеке от ЧАЭС, во время аварии принял на себя самую большую долю радиоактивной пыли , что привело к гибели деревьев и окрашиванию их листвы в буро-красный цвет. Примечательно, что ферменты деревьев вступали в реакцию с радиацией, из-за чего по ночам в лесу наблюдалось свечение. В рамках дезактивации «Рыжий лес» был снесён и захоронен. Сегодня деревья снова разрастаются, конечно, уже имея нормальный цвет.


Тем не менее, сегодня встречаются молодые сосны с признаками мутаций. Это может выражаться в чрезмерно или, наоборот, в недостаточной ветвистости. Некоторые деревья, достигнув возраста около 20 лет, так и не смогли вырасти выше 2 метров. Хвоя на соснах тоже может выглядеть замысловатым образом: она может быть удлинённой, укороченной или вовсе отсутствовать.

Кстати, оставшиеся энергоблоки ещё работали некоторое время. Последний отключили в 2000 году.

Неприятное ощущение может складываться от могильников, где были закопаны снесённые деревья. Курганы и торчащие из земли ветки у многих вызывают неприятнее ассоциации.


Интерес вызывают и остатки незахоронённых деревьев. Подобный вид ярко свидетельствует о том, как природа может пострадать от человеческой деятельности. Этот участок – пожалуй, одно из самых печальных мест Зоны отчуждения.

Дуга

Объект представлен огромным комплексом антенн. Эта радиолокационная станция выполняла задачу по обнаружению пусков межконтинентальных баллистических ракет. Наши военные могли увидеть американскую ракету, фактически заглянув за горизонт. Отсюда и название «Дуга». Для обеспечения работы комплекса было необходимо около 1000 человек, поэтому и был организован небольшой городок для военных и их семей. Так и возник объект «Чернобыль-2» . До аварии установка использовалась всего несколько лет, а после – была заброшена.

Радиолокационные антенны являются советской инженерной мысли. По некоторым данным строительство «Дуги» обошлось в два раза дороже, чем создание ЧАЭС. Западные страны были не в восторге от этой установки. Они постоянно жаловались, что она мешает работе гражданской авиации. Интересно, что «Дуга» создавала в эфире характерный стукающий звук, за что её прозвали «Русским дятлом».

Высота антенн достигает 150 м, а длина всей постройки около 500 м. Благодаря своим внушительным размерам установка видна практически из любой точки Зоны .

Природа постепенно разрушает постройки объекта «Чернобыль-2». Но сама «Дуга» ещё простоит не один год, если, конечно, украинские власти (или какие другие) не захотят пустить в расход тонны заражённого металла, как это случилось с автопарком, который был задействован при ликвидации последствий аварии…

Многие сталкеры-руферы, не боясь охраны, которая патрулирует те места, забираются как можно выше на одну из антенн и запечатлевают чернобыльские пейзажи на фото.


В небезызвестной серии игр S.T.A.L.K.E.R. существует так называемая установка «Выжигатель мозгов», с которым и ассоциируется «Дуга», чем ещё больше привлекает искателей приключений.

Заключение

Чернобыльская зона отчуждения – несомненно, уникальное место на Земле, эдакий кусочек Советского союза в 21 веке. Очень печально, что город Припять был основательно разграблен мародёрами – могли хотя бы отделку не трогать, но нет – вытягивали даже проводку. Тем не менее, современному поколению важно относиться к Зоне не как туробъекту или месту, где можно увидеть места из игр, а как к напоминанию, что наши научные достижения могут оставить шрамы на Земле, которые будут заживать веками.

Карта Припяти относится к так называемой , закрытую для посещения рядовыми гражданами. Попасть в эту зону можно по специальным пропускам, которые выдаются либо туристическим группам, либо работникам Чернобыльской АЭС, которые до сих пор следят за полуразвалившейся станцией.

Примечательно, что все остальные поселки и ПГТ Зоны отчуждения были признаны фактически несуществующими и лишены каких-либо законных статусов. После в 1986 году все население города было эвакуировано. 30 лет Припять остается пустующей, но несмотря на статус покинутого людьми места Украина не лишила ее статуса населенного пункта. Чернобыль и Припять в документации страны — до сих пор существующие города.

Чтобы доехать до Припяти и воочию узреть город-призрак, нужно преодолеть сложный маршрут с проверками и КПП. Мы расскажем, как попасть в мистический атом-град, где находится Припять и как выглядит карта заброшенного города.

Припять на карте мира – это небольшой советский городок, рассчитанный на 75 тысяч жителей (жили в нем, однако, только 49 тысяч человек). Находится он на территории Украины, граничащей с Беларусью. Вокруг города стоят непроходимые леса с уникальной флорой и фауной, недалеко находится заповедная зона.

Где находится Припять? Припять на карте Украины расположена на севере страны, «выше» Киева, совсем близко к границе с Беларусью. Город входит в Иванковский район Киевской области. Вся Зона отчуждения занимает север Иванковского и север Полесского районов (всего в Киевской области 25 районных единиц). Фактически Припять подчиняется Киевскому областному совету.

Интересно, что раньше на территории Украины существовал Чернобыльский район. Нетрудно догадаться, что его административным центром был Чернобыль, а крупнейшим городом – Припять.

В 1988 году Чернобыльский район упразднили, а его территорию отдали району Иванковскому (административный центр – ПГТ Иванков).

После присоединения Иванковский район территориально стал самым большим в Украине. Его площадь – 3616 кв. км. В районе проживает около 35 тысяч человек.


Главная достопримечательность района (кроме Чернобыльской АЭС, конечно) – Чернобыльский специальный заказник. По сути, это заповедник, созданный в 2007 году в лесной зоне близ . Основная его цель – сохранить и увеличить популяцию редких животных и растений. В заповеднике живут бурые медведи, европейские норки и евразийские рыси. Несмотря на близость с местами, загрязненными радиацией, животные живут и здравствуют, – кстати, как и в самом городе Припять.

Интересно, что в Украине существует еще один населенный пункт с названием Припять. Село Припять Шацкого района Волынской области находится в 150 км от Луцка, на северо-западе страны. Село Припять на карте Украины занимает всего 0,001 кв. км. Там проживает около 600 человек. Этот населенный пункт был основан раньше, чем одноименный город-призрак, в 1946 году.

Как доехать до Припяти?

Карта Припяти позволяет добраться в пункт назначения различными способами. Рассмотрим каждый из возможных маршрутов.

Маршруты Киев — Припять

Как добраться до Припяти из Киева или Москвы? Какие КПП нужно преодолеть? Сколько километров от Киева до Припяти придется проехать? Есть ли возможность добраться до Припяти «дикарём» и насколько это опасно?

Поскольку Припять входит в Киевскую область, проще всего будет сначала добраться до столицы Украины, а оттуда двигаться в сторону Зоны отчуждения. Расстояние от Киева до Припяти – 152 километров. Это примерно 2-2,5 часа езды на легковой машине. Ехать нужно с юга на север, от Киева и выше по карте. Что касается расстояния от начала до конца пути, то на разных маршрутах Киев Припять оно примерно одинаковое. Существенных различий нет и в состоянии дорог.

Маршрут «Киев Припять» на машине может проходить по двум дорогам. Первый вариант будет выглядеть примерно так: Киев – Вышгород – Демидов – Катюжанка – Иванков – Дитятки – Чернобыль – Припять. В этом случае путь будет пролегать непосредственно через Чернобыльскую АЭС.

Рядом с деревней Дитятки находится контрольно-пропускной пункт в 30 километровую Зону отчуждения. Называется он «КПП – Дитятки». Будьте готовы предъявить документы.

Как доехать до Припяти по другому пути?

Второй путь «Припять Киев» более обходной, он проходит по трассе Т-1019. С Киева нужно держать курс на деревню Дмитровка, потом Микуличи – Шибеное – Сосновка. После Сосновки маршрут пойдет на Иванков, далее маршрут будет точно таким же, как если бы вами была выбрана карта Припяти в первом варианте.

Во втором маршруте расстояние Киев Припять будет на пару километров длиннее, но местные говорят, что вторая дорога менее загружена и более удобна.

Заблудиться по пути почти нереально: карта Припяти довольно проста. В округе только одна нормально асфальтированная дорога, к тому же, местные старожилы всегда готовы подсказать, где находится город Припять. Несмотря на то, что после 1986 года большинство жителей территорий, прилегающих к Зоне отчуждения, покинули свои дома, в последнее время наблюдается тенденция возвращения. В Зоне жить, конечно, отваживаются немногие, но близлежащие районы уже не пустуют.

Маршруты Москва — Припять

Маршрут Москва Припять будет, конечно, гораздо длиннее. Прямое расстояние от Москвы до Припяти – от 950 до 1050 км в зависимости от того, каким путем вы предпочтете ехать.

Вариантов автомобильных дорог три. Первый: Москва – Обнинск – Калуга – Брянск – Конотоп – Бровары – Киев – Припять. Путь займет 13 часов без учета российско-украинской таможни.

При втором варианте пути Москва Припять расстояние будет максимальным – через город Орёл. Выглядит это примерно так: Москва – Подольск – Серпухов – Тула – Орёл – Конотоп – Бровары – Киев – Припять. Ехать придется около 12-ти часов.

Третий автомобильный путь лежит через Беларусь. По дороге придется пересекать две границы, но стоит отметить, что все белорусско-украинские границы считаются менее загруженными, чем российские, и пройти таможню, скорее всего, будет гораздо быстрее. Ехать придется вот так: Москва – Смоленск – Могилёв – Гомель – Славутич – Припять.

Кроме того, расстояние от Москвы до Припяти можно преодолеть множеством вариантов поездов. Нужно ехать из столицы России до Киева или Могилева, а дальше добираться автомобильным транспортом, т.к. никаких электричек или автобусов до Припяти не идет. Самолетом до Киева, правда, не долететь, российские авиалинии не работают на украинской территории после событий 2013-2014 годов.

Припять. Контрольно-пропускные пункты

Важно знать, что вся карта Припяти делится на три территории: 30-ти километровая зона, 10-ти километровая зона и опасная зона.

Опасная зона – это земля в непосредственной близости от ЧАЭС и сама атомная станция.
Эта 10-ти километровая зона простирается вокруг ЧАЭС, как понятно из названия зоны, на 10 км.
30-ти километровая зона – на 30 км соответственно.

Всю территорию Зоны отчуждения окружают разные КПП. С какой бы стороны вы не заехали или не зашли, вам придется показывать пропуск в Зону или на месте его выписывать. Кто выдает пропуск в Зону? Бюро пропусков Администрации Зоны отчуждения.

Чтобы получить пропуск необходимо заполнить заявку, где объяснить, с какой целью вы посещаете закрытую территорию. Как правило, пропуски не выдаются конкретным физическим лицам, заявки заполняют те или иные предприятия, к примеру, экскурсионные бюро, исследовательские центры или правоохранительные органы. После заполнения заявки в течение 10 дней Администрация Зоны оформит пропуск.

В 30-ти километровой зоне находятся такие КПП (с востока на запад), как Зеленый мыс, Дитятки, Старые Соколы, Диброва, Полесское, Овруч, Вильча. Последний – уже прям на границе с Беларусью.

ВАЖНО ЗНАТЬ:

В 10-ти километровой зоне контрольно-пропускные пункты такие: Парышев, Лелёв (рядом с городом Чернобыль), Припять и Бенёвка.

Как добраться до Припяти без заранее подготовленного пропуска? Это возможно. Но только два раза в году. 26 апреля и 9 мая карта города Припять становится доступной для всех желающих. Это так называемые «дни поминок», когда родственники тех, кто похоронен на территории Зоны, могут приехать на могилки к родным.

В случае с днями поминок необходимо сообщить на КПП о том, что вы едите на кладбище и охранники обязаны выписать вам временные пропуски. Нужно знать, что по закону работники пропускных пунктов могут осмотреть машину и попросить открыть багажники и бардачки.

В Припять без пропуска

Как доехать до Припяти «дикарём», то есть без пропусков и сопровождающих? (люди, которые изучают заброшенные места), давно организовали свои секретные тропы. Опираясь на информацию от блогеров и сталкеров, мы кратко расскажем, как добраться до Припяти окольными путями. Но нужно понимать, что дело это нелегальное и даже подсудное.

Самый популярный нелегальный маршрут – от заброшенной деревни Рудня — Вересня, которая стоит на правой стороне реки Уж. Этот населенный пункт – первое, что открывает карта Припяти с западной стороны Киевской области.

Начало пути, Рудня — Вересня, расположено довольно далеко от города Припять, где находится конечный пункт пешеходного путешествия. Их разделяет 25 километров. До города Чернобыль придется идти меньше, около 13-ти км.

После заброшенной деревни, где остались довольно целые дома, придется перейти реку Уж.


Затем держаться Чернобыльского направления, после Чернобыля чуть больше 10 км нужно прошагать до Припяти. Путь, конечно, экстремальный, но по дороге от Чернобыля до города призраков осталось много заброшенных мест, на которые будет интересно взглянуть. Экскурсионные группы показывают их нечасто, маршрут неудобен, но места заслуживают внимания. О них мы расскажем ниже.

Нелегальный путь от границы с Зоной до Припяти пешком у сталкеров занимает около двух суток.

Объекты Припяти: что посмотреть?

Что представляет собой карта Припяти сегодня? Это 8 кв. км заброшенного советского города, 5 жилых микрорайонов, больницы, школы, кинотеатры и парки. Все давно пришло в запустение. Большинство зданий либо разрушились сами, либо им помогли развалиться мародеры и бомжи.

После эвакуации жителей в 1986 году в город часто наведывались люди на грузовиках. Из опустелых квартир и магазинов вывозили продукты, технику и мебель. Сегодня что-либо вывезти из Зоны отчуждения вряд ли получится: на КПП осматривают машины в поисках радиоактивных предметов. С дозиметрами это делается проще простого. И если вы загрузите в багажник старое кресло из заброшенной квартиры в Припяти, это быстро станет известно.

Впрочем, теперь с территории и вывозить нечего. Там почти ничего не осталось. Город Припять на карте превратился в пустые одичалые джунгли.

Мало кто знает, что карта Припяти – это не только заброшенный город и Чернобыльская АЭС. В непосредственной близости от города-призрака находилось множество интересных объектов, развалины которых существуют близ Припяти и сейчас.

Если ехать обычным автомобильным маршрутом, то на эти объекты удастся взглянуть лишь издалека и мельком, но если остановиться и исследовать местность, можно обнаружить много интересного.

Объект «Дуга»

Припять на карте Киевской области находится в непосредственной близости от города Чернобыль, между ними около 10 километров. По автомобильному пути в город-призрак проезжать Чернобыль придется в любом случае. Но не только всем известный город, а и засекреченный, небольшой городок Чернобыль-2, построенный для работников радиолокационной станции «Дуга».

Загоризонтная радиолокационная станция «Дуга» (ЗГРЛС) – объект, основное назначение которого – обнаруживать межконтинентальные баллистические ракеты, которые будут лететь на территорию в районе трех километров от ЧАЭС.

Внешне это нагромождение очень высоких антенн, которые ловили радары подлетающих объектов. Станция была суперсекретной, и карта Припяти молчит о такой близкой к городу масштабной постройке. ЗГРЛС выполняла важную стратегическую функцию, о ней не знает и карта Украины, Припять замаскировывала «Дугу» как детский летний лагерь.

Интересно, что в СССР было всего три таких обнаруживающих ракеты комплекса: помимо «Дуги», еще близ Николаева (назывался он «Дуга-Н») и в Комсомольске-на-Амуре. Сохранилась «Дуга», пусть и в разваленном виде, только близ города Припять, карта, впрочем, до сих пор не обозначает этот объект. Интересно, что из-за постоянного характерного стука «Дугу» называли «русский дятел».

Объект Чернобыль-2

Это супер маленький городок близ «Дуги» для семей работников станции. Впрочем, каким бы маленьким он ни был, там существовал и детский сад, и больница, и небольшие жилые дома. Чернобыль-2, как и «Дуга» был засекречен. В заброшенном виде город существует и сегодня.

Ракетно-зенитный комплекс С -75 «Волхов». Похоже, что все секретные объекты Украинской ССР «запихнула» в себя карта города Припять и ее окрестностей. Объекты С-75 — это популярное в Союзе оружие, используемое и до сих пор.

Сказать доподлинно, включала ли в себя оружейная карта Украины припятьские оборонительные сооружения, нельзя. На территории были казармы, столовые, все военные палацы и смотровые площадки. Остались они и до сих пор. Ракет же, естественно, уже нет.

Ракеты «Волхова» никто никогда и не видел. Это секретный объект, который находился в лесной зоне, в паре километров от Припяти. Его задача – обеспечивать противовоздушную оборону Чернобыльской АЭС и «Дуги».

Самый знаменитый «памятник» ракетного комплекса – это теперь уже заброшенный бункер. По предположениям, там хранились боеприпасы. Находится он рядом со всеми зданиями комплекса С-75 в лесном массиве близ Припяти.

Карта Припяти в деталях

Город Припять на карте страны – место очень популярное для экскурсионных групп, сталкеров и научных исследователей. Но карта Припяти сегодня – вещь достаточно неконкретная, т.к. какие-то объекты, существовавшие ранее, давно стерты с лица Земли, а новые, недавно открытые находки, которые раньше были засекречены, никто не фиксирует.

Поэтому указать точное расположение «Дуги» или «Волхова» теоретически нереально, никто не считал километража до этих мест. То же самое происходит и с заброшенными деревнями. Какие-то особенно мелкие полностью развалились, какие-то напротив, стали заселены самоселами и обрели «второе дыхание».

Кроме самоселов территорию Припяти занимают мародеры, до сих пор вывозящие металлолом, и наркоманы, пытающиеся выращивать близ города наркотики. Есть и бомжи, которые от безвыходности занимают старые квартиры и дома жителей — среди них много бежавших уголовников, которых время от времени отлавливают правоохранительные органы.

Из-за близости лесных территорий Припять стала любимым местом многих диких животных, которые разгуливают по развалинам города. Конечно, часто из-за большой доли радиации, свалившейся на их головы, но уже радует, что они не вымерли совсем.

Другие объекты на карте Припяти

На территории Зоны отчуждения, помимо Припяти и Чернобыля, располагаются еще несколько достаточно крупных покинутых объектов. Например:


Село Новошепеличи. До 1986 года жители села занимались в основном скотоводством. Население до эвакуации – чуть меньше двух тысяч человек. Село примечательно тем, что там долгое время жили самые известные самоселы – герои многих документальных фильмов – Савва Гаврилович и его жена. Пара стала чем-то вроде символа Зоны отчуждения.


Село Полесское. Очень старое село, в котором на момент аварии жили всего 11 тысяч людей. Сегодня там обитают около 50 самоселов и, что интересно, действует единственная пожарная станция в округе.

Село Копачи. Этот населенный пункт находился в паре километров от Чернобыльской АЭС. Поэтому пострадал от радиации особенно сильно. Интересны Копачи тем, что все объекты села были полностью захоронены, то есть, вкопаны в землю. Осталось только здание детского сада, и то изрядно потрепанное временем.

В Припяти действительно есть, что посмотреть — приезжайте!

Что такое зона отчуждения Чернобыльской АЭС?

«Чернобыльская зона отчуждения атомной электростанции» является официально обозначенной областью исключения вокруг места аварии на Чернобыльской атомной электростанции.

Ученые считают, что выброс радиоактивных веществ ускорил рост некоторых особей, а так как сомы являются долгожителями с возрастом их размер достигает небывалых показателей.

С момента аварии прошло более тридцати лет и животные уже являются потомках своих облученных предков, однако употреблять такую рыбу в пищу все равно опасно.

В Чернобыле можно посетить Свято-Ильинский храм и замок времен Великого княжества Литовского.

В Припяти особый интерес представляет и главная площадь.

Интерес с ним связан благодаря тому, что парк развлечений, в котором колесо расположено так и не открылся.

Его открытие было приурочено к празднованию дня труда 1 мая 1986 года, а авария произошла за пять дней до назначенной даты открытия. Все аттракционы парка так и остались не тронутыми.

Произвести демонтаж и установить их в другие парки не возможно. Они до сих пор излучают радиационных фон превышающий норму в десятки раз.

Загрязнение зоны отчуждения

Уровень радиации (цезий-137, стронций-90, америций-241 и плутоний-239) на Чернобыльской АЭС и Припяти в 2-2,5 раза превышают установленные нормы.


Зона загрязнения Чернобыльской АЭС карта

Чернобыльской зоной отчуждения управляет Государственная служба Украины по чрезвычайным ситуациям , в то время как сама электростанция и ее саркофаг (и замена) осуществляются отдельно.

Из-за того, что основная часть загрязненных территорий еще были за пределами 30-км зоны, то в 1990-х годах постепенно начали отселять населенные пункты (всего 94), так как там еще до сих пор превышали допустимые нормы.

За 6 лет окончательно отселили большую часть поселков. В 1997 году эту территорию включили в Чернобыльскую зону отчуждения и передали под управление МЧС и, соответственно, начали охранять.

Зона отчуждения сегодня

В городе рабочие магазины, есть “общага” и “столовка”. Также в зоне отчуждения живут местные жители из числа вернувшихся (до 500 человек).

Они размещены по нескольким селам территории и ведут замкнутый образ жизни, хотя другого здесь и не получится.

На территории отсутствует электричество, так же нет и продуктового снабжения. Люди, принявшие решение вернуться в свои дома, занимаются сельским хозяйством, охотой и рыбной ловлей.

Если животные имеют меньший радиационный фон и употребление их в пищу хоть как-то возможно, то почва очень загрязнена.

Загрязнение почвы настолько сильное, что для очистки ей необходимо несколько тысяч лет. По этой причине выращивание продуктов на территории зоны отчуждения затея плохая.

Зона отчуждения – довольно посещаемый объект туристами, сюда едут со всего мира.

Зона отчуждения туристическая

Существуют агентства, через которые можно попасть в , в Чернобыль или в Припять, “Ржавый лес” и ряд других объектов зоны отчуждения.

Ржавый или рыжий лес

Это территория в 10 квадратных километров, прилегающая к территории ЧАЭС.

Выброшенные в атмосферу радиоактивные вещества частично были поглощены деревьями, что к их гибели, а так же окрашиванию их в буро-красный цвет.

Окрашивание произошло в течение 30 минут после взрыва. Некоторые утверждают, что в ночное время наблюдается свечение погибших деревьев.

В рамках работ по очистке территории от радиационного заражения лес был вырублен и захоронен.

Сейчас лес восстанавливается природным путём. Радиационные нагрузки на сосну в результате аварии на ЧАЭС пришлись на период роста деревьев.

В такой период радиочувствительность растений увеличивается в 1,5-3 раза по сравнению с другими периодами.

Крона сосен достаточно плотная и является эффективным фильтром, что способствовало задержке значительного количества радиоактивной пыли и аэрозолей в кронах этих деревьев.

Сосна не сбрасывает хвою на протяжении 2-3 лет, что обуславливает медленную естественную очистку крон по сравнению с деревьями лиственных пород.

Этот фактор усилил радиационное поражение хвойных по сравнению с другими видами деревьев.

В результате выброса радиоактивных веществ и степени их воздействия на деревья лез был разделен на несколько зон:

  1. Зона полной гибели хвойных пород с частичным повреждением лиственных пород (так называемый «Рыжий лес»). Уровни поглощённых доз (по расчётам учёных) по внешнему гамма-облучению в 1986-1987 годах составило - 8000-10000 рад при максимальной мощности экспозиционной дозы - 500 мР/час и больше. Площадь этой зоны составляет около 4,5 тысяч гектар. В этой зоне надземные органы сосны погибли полностью, а хвоя приобрела кирпичный цвет. Весь лес практически «сгорел», аккумулировав на себе значительные объёмы радиоактивных выбросов.
  2. Зона сублетальных поражений леса в котором погибло от 25 до 40 % деревьев, а также погибла большая часть лесного подлеска (1-2,5 м высоты). В 90-95 % деревьев сильно повреждены и отмерли молодые побеги и почки. Поглощённая доза - 1000-8000 рад, мощность экспозиционной дозы - 200-250 мР/час. Площадь зоны составляла 12,5 тыс. гектар, в том числе сосновых лесов - 3,8 тыс. гектар.
  3. Зона среднего повреждения соснового леса. Для данной зоны характерным было поражение в основном молодых побегов, а хвоя желтела только на отдельных участках веток. Отмечались также небольшие морфологические отклонения в росте сосны, но эти растения сохранили свою жизнеспособность. Поглощённая доза - 400-500 рад, мощность экспозиционной дозы - 50-200 мР/час. Площадь третьей зоны составляла 43,3 тысяч гектар, в том числе сосновых лесов - 11,9 тысяч гектар.
  4. Зона слабого поражения, где отмечались отдельные аномалии в ростовых процессах. Видимые повреждения у сосен найдены не были. Все деревья сохранили нормальный рост и цвет хвои. Поглощённая доза составила 50-120 рад, мощность экспозиционной дозы - 20 мР/час.

Совсем недавно для приезжих построили , так что уже есть, где отдохнуть сотне туристов.

Который являлся центральным объектом города Припять. В нем было несколько секций, зал, где проводились концерты и устраивали киносеансы. Не давно на нем зажгли вывеску.

Комплекс зданий, расположенных на большой территории. В комплексе имелось три здания, самое высокое это административное здание, его высота восемь этажей.

Завод является секретным объектом, чем занимались его сотрудники не известно до сих пор.


на день стоит от $79, но лучше брать групповой тур, это обойдется дешевле в пару раз, также за $10 можно себе арендовать личный дозиметр.


Заплатив за экскурсию, вы сможете побывать на ЧАЭС, в “городе, которого нет” и в некоторых селах, а если тур многодневный, то еще другие достопримечательности.

Пребывая в зоне отчуждения, турист получит дозу радиации, сравнимую с часовым полетом на самолете.

Однако более длительное пребывание противопоказано, чем длительнее человек контактирует с радиационным фоном, тем большее воздействие происходит на организм.