Музей открыт 4 ноября 2006 года. Его экспозиция посвящена жизни и деятельности И.А. Милютина, прослужившего на посту городского головы г. Череповца около полувека. Иван Андреевич Милютин (1829 – 1907 г.) был успешным купцом, промышленником, незаурядным общественным деятелем, вынесшим на своих плечах законодательную работу и практическое осуществление великих реформ 60- х годов 19-го века.

Дом, в котором открыт музей, был построен на окраине города как дачный. Он стоит на берегу р. Шексны, на высоком холме, напротив главного городского собора. Композиция усадьбы гармонично вписывается в единство природного ландшафта и архитектуры.

В музее проводятся творческие вечера и деловые встречи, мероприятия, позволяющие окунуться в атмосферу купеческой жизни. Музей активно сотрудничает с научными и образовательными учреждениями города в форме круглых столов, семинаров, конференций. Предоставляется возможность фотосъемок в исторических интерьерах.

Постоянные экспозиции:

  • Экспозиция, посвященная жизни и деятельности городского головы Ивана Андреевича Милютина
  • Экспозиция «Династия Романовых и город Череповец» , рассказывающая о представителях династии Романовых и о том, каким образом правящая династия была связана с городом Череповцом.
  • Интерактивная экспозиция «Милютинские Афины» , повествующая об учебных заведениях, открытых при И.А. Милютине.

Темы лекций, музейных уроков:

  • «Урок в старинной школе»
  • «Чаепитие в купеческом доме»

Клуб «Интеллектуал»

Занятия секции «Кино» клуба «Интеллектуал» направлены на знакомство целевой аудитории с интеллектуальным, некоммерческим, арт-хаузным кино различных эпох, стилей и направлений. Художественный материал, представляющий творчество различных режиссеров, внимательно и вдумчиво просматривается заинтересованной аудиторией, после чего следует обязательное обсуждение просмотренного киноматериала, а также вопросов, связанных с тонкостями операторской работы, социальной и психологической наполненности и художественной осмысленности очередного «кино не для всех». Обсуждение проходит в неформальной, теплой обстановке, за чашкой ароматного крепкого чая из самовара.

По вопросам обеспечения доступности музея и предоставляемых услуг для инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья обращаться к заведующему музеем "Дом И.А. Милютина" Ольге Михайловне Кисляковой. Телефон: 55-87-15, 55-87-17.

Индивидуальное посещение экспозиции (без экскурсовода)
Полный - 120 рублей
Льготный - 60 рублей

Экскурсия с человека в группе (от 10 до 20 человек включительно)
Единая цена - 120 рублей

Семейное экскурсионное посещение (для малых групп от 4 до 10 человек включительно)
Оплата услуги экскурсовода (в дополнение к стоимости входных билетов) - 300 рублей

Дополнительные услуги

Музейное занятие
Полный - 120 рублей
Льготный - 70 рублей

Мастер-класс
Полный - 150 рублей
Льготный - 100 рублей

Гастрономическая экскурсия
Единая цена - 300 рублей

Организация и проведение праздничных мероприятий в музее
Единая цена - 1500 рублей

Коммерческая фото- и видеосъемка (в экспозиции музея)
Полный - 1500 рублей
Льготный - 1500 рублей

По предложению Губернатора Вологодской области Вячеслава Позгалева и мэра г. Череповца Михаила Ставровского, а также при энергичном содействии городской общественности, 4 ноября 2006 года открылся Музей "Дом И.А. Милютина". Он расположен в живописном местечке на берегу реки Шексны. Богатое убранство дачного дома приковывало внимание весьма значительных особ, показывая благосостояние небольшого провинциального города. В музее размещена экспозиция, которая посвящена жизни и деятельности И.А. Милютина. В залах размещены личные вещи, фотографии, документы, книги, принадлежащие семье Милютиных.

Иван Андреевич Милютин появился на свет в Череповце 8 апреля 1829 года. Экономист, промышленник-судовладелец, купец, государственный деятель, блестящий публицист и череповецкий городской голова, он до конца своего жизненного пути неустанно работал на благо родного города. При его активном участии в Череповце было развернуто строительство, создавались учебные заведения, банки и страховые общества, торговые заведения и гостиницы. Развиваются торговые и промышленные связи Череповца со многими городами России. Милютин являлся одним из экспертов при разработке, а затем и продвижении нового "Городового положения". Иван Андреевич ратовал за создание в регионе новой системы транспорта. Добился проведения через Череповец Северной железной дороги, благодаря чему город стал важным коммуникационным и транспортным узлом.

Во время исполнения обязанностей городского главы И.А. Милютиным, в городе происходит расцвет культуры и образования. Начинается сооружение новых соборов, строятся учебные заведения, образовывается краеведческий музей, создается библиотека, открываются магазины и книжные лавки. Среди учебных заведений можно выделить наиболее значительные: учительскую семинарию, реальное училище, женскую Мариинскую гимназию и другие. В учебных заведениях Череповца образование получали, не только жители города, но и жители всего региона.

И.А. Милютин являлся автором множества статей, которые печатались не только в губернской, но и в центральной прессе, он был талантливым публицистом. Ему принадлежат заметки, статьи, воспоминания, в том числе: «Вопросы дня», «Экономические письма. Россия и Германия», большое количество его полемических заметок и докладных записок, было опубликовано в местной, а также столичной периодике.

Сейчас в Череповце на месте захоронения И.А. Милютина установлен его бюст. На площади, которая названа его именем, располагается памятник городскому голове. Каждый год здесь проходят Милютинские ярмарки, публикуются книги, которые посвящены жизненному пути и деятельности И.А. Милютина.

В музее проводятся творческие встречи с писателями и художниками города, заседания, переговоры, литературные вечера, деловые встречи, круглые столы, семинары, конференции. В научной сфере музей проводит собственные исследования и тесно сотрудничает с образовательными и научными учреждениями города. Музей организует и проводит праздники, связанные с купеческим бытом, предлагается проведение фотосъемки в исторических интерьерах. Посетителям представлен Череповец конца 19–начала 20 веков, здесь можно много узнать о жизненном укладе черепан (раннее название жителей города), узнать экономическую обстановку того времени и др.

В музее "Дом И.А. Милютина" проводятся музейные уроки. На этих уроках школьники имеют возможность, познакомиться с городом и его населением, буднями и праздничными мероприятиями прошлого и позапрошлого веков. Особенное звучание каждому событию придает атмосфера XIX века.

Дачный дом череповецкого городского головы И. А. Милютина – характерный образец особняка нового типа конца XIX – начала XX века, яркое свидетельство промышленного и культурного подъема тех лет. Расположен дом на берегу Шексны западнее Воскресенского собора.

Дачный дом был задуман хозяином как парадный, оборудован и обставлен в соответствии с лучшими образцами столичных интерьеров.


В залах музея представлены документы, фотографии, книги, вещи, принадлежавшие семье Милютиных.

Иван Андреевич Милютин (1829 - 1907гг.) занимал пост городской головы с 1961 по 1907 год. Выступал одним из экспертов при разработке и внедрении нового Городового положения. Был удостоен звания почетного гражданина, кавалера четырех орденов, купца первой гильдии, действительного статского советника.


В Череповце установлен бюст И.А. Милютину на месте его захоронения. 4 ноября 2005 года, в День рождения Череповца открылся бронзовый памятник Милютину. Высота памятника 3 метра 20 сантиметров - это ровно в два раза выше роста Милютина при жизни. Скульптор: Андрей Ковальчук.

Особняк Д.А.Милютина расположен в непосредственной близости от Михайловского замка, на территории бывшего третьего Летнего сада, вырубленного и превращённого в плац после преобразования Михайловского замка в Инженерный.
Одной частью фасада он выходит на Садовую улицу, а другой - на Кленовую аллею



и на очаровательный павильон, в котором находилась «электровзрывательная лаборатория»

До 1874 года военные министры размещались в бывшем доме Лобанова-Ростовского на Исаакиевской площади, а с 1 июля 1824 года Военное министерство в этом доме стало арендовать 114 помещений.

В 1828 году Николай I полностью выкупил здание в казну для размещения Военного министерства.
В нем работали военные министры В. А. Долгоруков (1852–1856) и Н. О. Сyxoзaнeт (l856–1861).
Но здесь были только служебные помещения, а специального здания, где министры могли бы не только работать, но и жить вместе с семьёй, не было.

Решение о строительстве специального особняка было принято в 1872 году. Заказчиком строительства был военный министр генерал-фельдмаршал Д.А.Милютин, назначенный на этот пост в 1861 году.

Пару слов о заказчике: Дмитрий Алексеевич Милютин - высокообразованный человек с большими административными способностями, либерал по убеждениям, последовательный противник существовавших в стране военных порядков и активный сторонник таких преобразований в армии, объективный смысл которых способствовал бы приспособлению ее к новым историческим условиям.
Д.А. Милютин внес большой вклад в укрепление военно-сухопутных сил и боевой мощи Российского государства.

Проведенная под его руководством в 1860–1870-х гг. военная реформа, вошедшая в историю под названием милютинской, явилась крупнейшим после реформ Петра I преобразованием всей военной системы страны.

У Дмитрия Алексеевича была большая семья, поэтому планировка дома была продумана так, чтобы дать владельцу возможность совмещать службу, работу своей канцелярии с общественными обязанностями и домашней жизнью.

Проектировал здание известный архитектор, профессор Рудольф Богданович Бернгард. В строительстве принял участие также военный инженер Д.В. Покотилов, а в создании внутренней отделки – архитектор О. Г. Гиппиус.

Первый этаж дома предназначался для небольшой канцелярии министра. Здесь также располагались жилые комнаты семьи Д.А. Милютина. На втором этаже размещались 16 парадных помещений, в том числе и личные апартаменты Военного министра. В мансарде, которая выходила во двор, находились комнаты камердинера и дворецкого.

Во всех жилых и рабочих помещениях имелись голландские печи, отделанные изразцами или камины. Пол в вестибюле и на лестницах был выполнен из мозаики, в комнатах из наборного паркета.

В конце 19 века, для обеспечения безопасности министра и членов его семьи, жилые комнаты были перенесены на второй этаж дома.
Таким дом военного министра и оставался до революции 1917 года. В нем жили и работали все военные министры Российской империи, занимавшие этот пост после графа Дмитрия Алексеевича Милютина.

С 1917 года до 1925 года особняк занимало инженерное управление Петроградского военного округа.
В годы Великой Отечественной войны здание сильно пострадало.
Была безвозвратно утеряна часть уникальных элементов внутренней отделки особняка, в частности прямым попаданием бомбы были уничтожены плафон парадной лестницы и крыша здания дворовых служб.
В ходе послевоенной реконструкции исчезли художественная роспись стен парадной лестницы и тканевая обивка стен парадных залов второго этажа.
Но даже то, что осталось на сегодняшний день, даёт представление о богатстве убранства и вкусе архитекторов.

В доме много круглых и овальных помещений, что является редкостью для особняков того времени.

Парадный вестибюль:

Парадная лестница

Вход на лестницу охраняют два вот таких свирепых бульдога по обеим сторонам арки

В нишах под бульдогами - бронзовые статуи античных воительниц

Стены лестницы расписаны в античном стиле

В холле наверху - бронзовый газовый светильник

Отсюда открываются двери в парадные комнаты

Это бывшая парадная гостиная. Сейчас она называется бильярдной. Бильярдный стол уже в наше время перекочевал сюда из Дома офицеров.

Украшение над дверью в билльярдной

Бывшая парадная столовая

Потолочная лепка в столовой

Камин, который находится в рабочем состоянии, как и камины во всех помещениях особняка

Танцевальный зал

Архитектор О. Г. Гиппиус тематически совместил рисунок лепки потолочных бордюров и подзеркальников - и там, и там раковины с чешуёй:
лепной бордюр

подзеркальник

Люстра и потолочная лепка в танцевальном зале

Розовый зал

Люстра и отделка потолка в Розовом зале:

Оригинальные бронзовые светильники

Будуар министра.
Министерский письменный стол

и мягкая мебель

с вот такими резными украшениями

Элементы потолочного бордюра

Дамская гостиная

Мебель здесь фанерована розовым деревом.

Столешницы украшены наборными рисунками

Из всех этих столиков больше всего понравился вот этот. Его поверхность представляет из себя филигранную стеклянную мозаику

Бронзовые французские часы на камине - принадлежность особняка с дореволюционных времён.

Вот сам камин

Филенки дверей почти во всех парадных помещениях дома сохранились оригинальные.
Вот эти - в дамской гостиной

Элемент потолочного декора

Люстра в дамской гостиной - обыкновенная, стеклянная. Она интересна тем, что была специально изготовлена для применения электрического освещения. Тогда, как все остальные - для свечного.

Все остальные помещения особняка никакой художественной ценности сейчас не представляют.
С 1925 года здание использовалось под гостиницу для высокопоставленных военных чинов. Здесь останавливалась прокурорская комиссия, расследовавшая в 1934 году убийство С.М.Кирова.
После реконструкции здания, в 1999 году, здесь опять же находится гостиница Военного совета Ленинградского военного округа, которая в 2009 году была переименована в гостиницу «Михайловская».

Давно мы с вами не гуляли. Я соскучилась, да и материала еще лежит много, а со временем номера снятых домов забываются и могут получится казусы... так что погуляем мы (с Романюком и Сорокиным в компании, конечно)по Милютинскому пока я еще не все забыла.



В конце XVII - начале XVIII в. переулок назывался Казенным, так как тут находился "казенный двор" - место хранения имущества Семеновского полка. Нынешнее название переулок получил, как это часто случалось в Москве, по фамилии самого приметного его жителя Алексея Яковлевича Милютина, истопника Петра 1, который в 1714 г. завел здесь "шелковую, лентную и позументную фабрику на свои собственные деньги и своими мастеровыми людьми, своим старанием преждее другии фабрик". Его мануфактура была самой старой и самой большой в Москве - к концу XVIII в. на ней трудились 350 работников. Дома Милютиных сохранились - перестроенные, они стоят под №№ 14 и 16.

Дом во дворе - одно из пушкинских мест Москвы.

1834 - 1837 гг. тут жили родственники А. С. Пушкина - его тетка Елизавета Львовна с мужем Матвеем Михайловичем Сонцовым (Солнцевым) и двумя дочерьми - кузинами поэта.

Он писал Наталье Николаевне II мая 1836 г. о посещении этого дома: "Был я у Солнцевой. Его здесь нет, он в деревне. Она зовет отца к себе в деревню на лето. Кузинки пищат, как галочки". В 1837 году у родственников гостил Сергей Львович Пушкин, здесь он узнал от поэта Баратынского о гибели своего сына. Е. А. Баратынский вспоминал, что он "как безумный долго не хотел верить" страшному известию. "Мне остается одно, - сказал тогда ему Сергей Львович, - молить Бога не отнять у меня памяти, чтоб я его не забыл".

Это еще один вид пушкинского памятника с другого бока, от вл. 18.

Дом № 16 по улице - памятник театрального прошлого Москвы. В его подвале (восемь окон слева от входа во двор были лет десять тому назад заложены) в 1912 г. начались спектакли "Летучей мыши", первого московского театра миниатюр, выросшего на основе капустников артистов МХТа. На занавесе вместо чайки была изображена летучая мышь:

Мышка, ты так мила, резва,
Мышка, твоя афишка
Мала, пестра,
Смешна, остра...

Создатель этого театра, артист Николай Балиев, был одним из первых конферансье в России. Даже это слово - "конферансье" - до его выступлений не было известно. Атмосфера отдыха, непринужденной беседы, общения со зрителем - все это было заслугой Балиева. Обладая незаурядным вкусом, он сумел поставить дело так, что выступать на подмостках его театра считали за честь многие известные артисты. Современники вспоминали, что на эти актерские "ужины шуток" приглашалась вся Москва, а сам Балиев приобрел репутацию "самого большого мастера на самые маленькие пьесы". Биография этого театра началась с маленького подвальчика в доме Перцова (на Пречистенской набережной). Здесь после спектаклей собирались актеры и их гости, шутили, смеялись, отдыхали, выступали перед товарищами на маленькой сцене. Но Шаляпин и Собинов не пели, а... демонстрировали французскую борьбу, Станиславский показывал фокусы, а Качалов танцевал польку.

В 1912 году театр переехал сюда в отделанный для него полуподвал из дома Перцовых на Пречистенской набережной.
Помещение театра в Милютинском переулке уже значительно больше старого. Стены его были украшены панно, в углу зрительного зала виднелся фонтан в виде струившей слезы трагической маски, сделанной известным скульптором Н. А. Андреевым. Театр был необыкновенно популярен в Москве - его зеленоватая карточка с изображением летучей мыши и со словами "Летучая мышь разрешает вам посетить ее подвал" была предметом сокровенных желаний многих, здесь выступали такие знаменитости, как Шаляпин и Баттистини, Собинов и Качалов, Савина и Варламов. Здесь состоялся дебют будущей известной певицы Валерии Барсовой.

В начале 1913 года газеты извещали: “Cabaret “Летучая мышь”. Ежедневные спектакли. Плата за вход 5 руб. 10 коп.”. В репертуаре были театральные пародии, художественные миниатюры. В театре выступали Шаляпин, Собинов, Качалов, Варламов, начала свою сценическую жизнь Валерия Барсова. 21 января 1914 года театр посетил писатель Герберт Уэллс.
К сезону 1915 г. театр перешел в свое третье помещение, в подвал только что отстроенного дома в Большом Гнездниковском переулке, 10.

В подвале же этого дома обосновалось тоже театральное предприятие - так называемая массалитиновская школа, руководимая артистами Художественного театра Н. О. Массалитиновым, Н. А. Подгорным и Н. Г. Александровым. В этом же памятном в истории русского театра месте 24 ноября 1916 г. спектаклем "Зеленое кольцо" родилась 2-я студия Художественного театра.
В этой школе училась А. К. Тарасова. Рассказывали, что пришедший тогда на школьный спектакль Ф. И. Шаляпин непременно захотел сфотографироваться с юной Тарасовой. Неподалеку разместились Студия Т. А. Савинской, где давали уроки гимнастики, пластики и танцев, и Общество помощи сценическим деятелям, возглавляемое А. А. Бахрушиным. Здесь 24 ноября 1916 года спектаклем “Золотое кольцо” родилась Вторая студия Художественного театра и играла до сезона 1923/ 24 года, а в сезоне 1924/25 года эту сцену занял Научный этнографический театр.

Между этими владениями и Мясницкой и была расположена шелковая, ленточная и позументная фабрика Милютина.

Многие старинные здания Милютинской фабрики сохранились до наших дней, но они включены в более поздние надстройки и пристройки.

Участки 14-16. Владение купца и фабриканта Алексея Яковлевича Милютина, построившего здесь в 1714 году “шелковую, ленточную и позументную фабрику на свои собственные деньги и своими мастеровыми людьми”. Милютин решил самостоятельно изучить ткацкое дело и экономическую сторону этого производства. Смастерив станок, он выткал кусок атласа, который показал Петру I. Царь дал ему почетное звание “комнатного истопника”. Милютин получил возможность заходить в палаты к царевнам и царице Прасковье Федоровне и советоваться с ними о достоинствах и недостатках производимого им товара. Петр I лично поручил ему сделать “покров бархатный с позументом хорошим”. Сначала Милютин завел фабрику в деревянном доме, а потом расширил свое владение, скупая соседние участки, возвел каменные строения.

Этим зданием открывается обширное владение Владение Римско-католической церкви св. апостолов Петра и Павла.

Они появилось в январе 1839 года. Первоначально эта церковь находилась в Немецкой слободе, где была построена в 1705 году с разрешения Петра I. Пострадавшая от пожара в 1812 году, она была приведена в порядок и существовала там до 1839 года. С разрешения священного Синода в 1838 году в Милютинском переулке была приобретена земля у Н. В. Петрово-Соловово площадью в 1854 кв. сажен за 24 тысячи рублей.

Тогда же архитектор А. О. Жилярди выполнил проект новой церкви. Здание построено в готическом стиле с куполом посредине.

Алтарей в церкви было шесть, один из которых - алтарь св. Эмилии сооружен на средства архитектора М. Д. Быковского в память его супруги Эмилии.

В 1839 году разрешено при церкви устроить школы для детей прихожан. В их организации принимали участие староста церковный Агапит Эларов, Каземир Осташевский, знаменитый “святой доктор” Федор Петрович Гааз и его друг профессор хирургии Александр Иванович Поль. Ф. П. Гааз был основателем библиотеки для христианского чтения. Скончался он 16 августа 1853 года. Здесь при большом стечении народа его отпевали и похоронили на Введенском кладбище (участок 10). При церкви св. аппостолов Петра и Павла было несколько благотворительных учреждений.

В 1904 году построено для школы новое кирпичное здание, а в 1905 году по проекту архитектора И. П. Залесского выстроено здание для библиотеки на средства, выделенные либеральным деятелем генерал-майором А. Л. Шанявским.
В 1915 году при церкви работало Литовское вспомогательное общество, которое возглавлял известный поэт Ю. К. Балтрушайтис.

Еще про это владение с уточнением назначения зданий можно прочесть

Напротив на углу с Сретенским пер. стоит дом № 13.

Угловое здание, построено в начале XX века по проекту В. В. Шервуда. В 1914-1916 годах был книжный магазин “Братья Башмаковы”.
Владение это также выходин на Б. Лубянку.

“Актовые книги” города Москвы сообщают, что здесь находилось владение бригадира Д. С. Порецкого, которое в 1764 году с палатами по Сретенскому переулку переходит к полковнику Василию Ивановичу Толстому. Его женою была Александра Ивановна, урожденная Майкова (приходившаяся сестрой известному писателю Василию Ивановичу Майкову). Их дочь Мария была выдана замуж за Павла Ивановича Фонвизина, писателя, директора Московского университета, брата великого комедиографа Дениса Ивановича Фонвизина. В конце 1770-х гг. владение переходит в руки купцов. Строения в 1812 году от пожара сохранились и в 1817 году числились за купеческой женою Марией Нальчини, а потом за известным скульптором Сантином Петровичем Кампиони, участвовавшим в строительстве и отделке французской католической церкви Святого Людовика в 1827-1830-х гг., а потом в отделке Кремлевского дворца и других зданий в Москве.

В 1850-1870-х гг. владение принадлежит семье известного московского купца Отто Ивановича Левенштейна. Его “Московский магазин”, основанный в 1846 году на Никольской улице и переведенный в 1852 году на Кузнецкий мост, 20, торговал широким ассортиментом модной дамской одежды. Владелец дома коллекционировал картины иностранных художников, переписывался с ними. При его содействии основывались и пополнялись многие частные художественные коллекции в Москве. Оказывал помощь талантливым начинающим молодым художникам. Принимал деятельное участие в поддержании пансиона для глухонемых, основанного Арнольди. После смерти Отто Левенштейна в 1863 году магазином владела его жена Маргарита Агапитовна (урожденная Эларова) до 1878 года, а домом - до середины 1890-х гг. Их дочь Маргарита Оттовна, в замужестве Мамонтова, рано овдовев, отправилась в Париж и научилась там кроить и шить белье и платье. Вернувшись в Москву, стала хозяйкой одной из самых фешенебельных швейных мастерских в городе и попечительницей женской ремесленной школы. А ее дочь Маргарита Кирилловна (в замужестве - Морозова) была матерью “Мики Морозова”, изображенного художником В. А. Серовым. Дом, где жила семья Левенштейна, находится в центре владения и выходит своим фасадом в Сретенский переулок. При следующем владельце - Московском торговом строительном акционерном обществе - в 1900 году строится новый дом по проекту архитектора В. В. Шервуда. Этот дом поставлен на углу Сретенского переулка, а по Милютинскому переулку - под № 13.

Далее очень интересное владение №15

15 (Большая Лубянка, 24). В 1884 году строится дом по проекту архитектора Б. В. Фрейденберга. В нем размещались: книжный магазин Л. В. Петковича; амбулатория Благотворительного общества римско-католического исповедания; кондитерская О. Фидлер; в 1924 году помещалось Московское художественное общество.

В 1738 г. по “Переписным книгам” владение принадлежало князю М. А. Голицыну, а потом В. Г. Черткову. В конце XVIII века переходит в купеческие руки. В доме в 1825-1826 гг. держала женский пансион Мария Петрозилиус, жена известного московского педагога И. Д. Петрозилиуса, обучавшего в начале века юного А. С. Грибоедова, В доме, принадлежавшем следующей владелице, полковнице М. И. Хвостовой, в 1850-х гг. живет семья известного негоцианта - купеческая вдова Анна Катуар с сыновьями.

В 1880-1900-х гг. владение рижского гражданина, владельца литографии Ф. Ф. Сиверса, от которого оно переходит к его родственнику - известному архитектору Вл. Ивановичу Чагину. Дом несколько раз перестраивался, но сохранил свой “готический вид”. Помещения первого и подвального этажей сохранили коробовые и парусные своды конца XVIII - начала XIX вв. Владение выходит в Милютинский переулок, 15.
В 1907-1910 гг. во владении был электротеатр “Рекорд”.

Помещалось Московское городское общество взаимного страхования от огня, возглавляемое в 1915 году К. И. Гуцковым.


Это угол здания напротив владения №15 - дом 20. Он стоит на углу Милютинского и Боброва переулка. Владение в начале XVIII века принадлежало князю М. П. Черкасскому, затем присоединено к соседнему - стольника Г. П. Петрово-Соловово. Часть владения в начале 1839 года продана для строительства католической церкви. На оставшейся части сменилось восемь владельцев. Перед 1917 годом Акционерное общество феттер и Гинкель планировало строительство шестиэтажного дома по проекту архитектора В. Е. Дубовского, дом достроен только в 1920-х годах по измененному проекту архитектора А. М. Калмыкова. В 1920-1930 годах здесь был клуб “Красный деревообделочник”, жил архитектор К. С. Алабян; мемориальная доска, установленная в 1971 году, напоминает, что “в этом доме с 1934 года по 1946 год жил и работал выдающийся советский художник, академик Евгений Евгеньевич Лансере”.

Все, больше в этом переулке я домов не отсняла. Там осталось еще два дома с левой стороны.
На этом наша прогулка закончилась.

Спасибо, что погуляли со мной.