За всю историю Китая никто не смог затмить славу Конфуция.

Он не был ни первооткрывателем, ни изобретателем, но его имя знает каждый житель планеты благодаря выдающимся философским учениям.

Из биографии Конфуция:

Об этом выдающимся человеке известно немного, но это не мешает считать, что Конфуций является влиятельной фигурой в развитии Китая.

Конфуций (настоящее имя – Кун Цю) является древним мудрецом и философом Китая. Родился он примерно в 551 году до н. э. Его мать Янь Чжэнцзай являлась наложницей, ей в то время было всего 17 лет. Отцу Шулян Хэ на тот момент исполнилось уже 63 года, он был потомком Вэй-цзы, полководца императора. Мальчику при рождении было дано имя Кун Цю. Когда ребенку было полтора года, отец скончался.

После смерти отца маленького Конфуция, между двумя женами и молоденькой наложницей происходили тяжёлые ссоры, что и вынудило мать мальчика покинуть дом. Переехав в город Цюйфу, Янь Чженцзай стала жить сама с сыном. У Конфуция было тяжелое детство, с малого возраста ему приходилось работать. Мать Янь Чжэнцзай рассказывала о его предках и об их великой деятельности. Это являлось огромным стимулом для возвращения великого титула, который был утерян. Слушая рассказы матери, про своего отца и его знатный род, Конфуций понимал, что бы быть достойным своего рода необходимо заниматься самообразованием.

Для начала он изучил основу системы образования молодых аристократов - шесть искусств. В этом он преуспел, и его назначили на должность чиновника распорядителя амбаров, потом - чиновником, отвечающим за скот. Примерно в 19 лет женился, и у него родилось двое детей.

Свою успешную карьеру он начал примерно в 20 лет. +В это же Конфуций получил признание и создал целое учение – конфуцианство, которое имело огромное значение для развития Китая. Он стал основателем первого университета и написал правила для всех сословий. Преподавал 4 дисциплины: литературу, язык, политику и мораль в своей же частной школе, в которую принимали всех желающих независимости от сословия и материального достатка.

Примерно 528 году до нашей эры у него умирает мать, и по традициям он должен оставить государственную работу на 3 года. В этот период Конфуций полностью погрузился в размышления создать идеальное государство.

Когда Конфуцию было 44 года, он занял пост резиденции княжества Лу. Он был очень активен на своем посту, являлся опытным и умелым политиком. +В скором времени в стране начались большие перемены. На смену стабильным правлениям династий, пришли продажные жадные чиновники, начались междоусобные распри. Осознав свою безысходность, Конфуций подал в отставку и вместе со своими учениками подался путешествовать по Китаю. В это время он старался донести свои идеи до правительств разных провинций. Конфуций стал проповедовать совместно с последователями философское учение. Его идея заключалась в проповедовании знания нищим, пахарям, старикам и молодым.

За свое обучение Конфуций брал символическую плату, жил на средства, выделенные состоятельными учениками. Занялся обучением новых учеников и систематизацией древних книг Ши дзин и И дзин. Сами же ученики составили книгу Лунь Юй. Она стала основополагающей книгой конфуцианства, в которой содержится краткие высказывания, заметки, поступки их учителя.

Примерно в 60 лет он окончил свои странствования, Конфуций возвращается на родину, которую не покидает до самой смерти. Остальную часть жизни он работает над своими творениями: «Книги Песен», «Книги перемен» и над многим другими. + Интересно то, по подсчетам ученых у него было примерно 3000 учеников, но поименно насчитывается примерно 26.

Хотя конфуцианство считают религией, в ней нет ничего связанного с теологией. Она отражает принципы создания гармоничного общества. Основное правило, которое сформулировал Конфуций это: «Не делай человеку то, что не желаешь самому себе». +Конфуций умер на 73-м году, перед этим он предсказал свою скорую гибель, о чём поведал ученикам. Умер он примерно в 479 году, и бытует мнение, что перед этим он 7 дней просто спал. Похоронен был на кладбище, где предполагалось хоронить его последователей. +На месте дома после его смерти был построен храм, который не раз перестраивали, увеличивали его площадь. Дом Конфуция с1994 года находиться под охраной ЮНЕСКО. В Китае принято давать премию имени Конфуция за достижение в сфере образования.

Конечно, вокруг жизни и биографии Конфуция частично созданы легенды, но не стоит преуменьшать факт влияния его учений на будущие поколения.

Он был одним из первых, кто предложил идею построить высоконравственное и гармоничное общество. Его учение нашло такой широкий отклик у людей, что его приняли в качестве идеологической нормы на уровне государства, и оно оставалось популярным почти 20 веков. Уроки Конфуция просты для понимания каждому человеку – наверное, поэтому они вдохновляют людей очень эффективно.

Конфуций был обычным человеком, но его учение нередко называют религией. Хотя вопросы богословия и теологии как таковые для конфуцианства не важны вообще. Все учение строится на морали, этике и жизненных принципах взаимодействия человека с человеком.

25 интересных фактов из жизни Конфуция:

1.Генеалогическое древо Конфуция с историей приблизительно в 2500 лет является самым длинным в мире. На сегодняшний день древо охватывает 83 поколения клана Конфуция.

2.Конфуций известен также под именами: «Великий мудрец», «Самый мудрый ушедший учитель», «Первый учитель» и «Навеки образцовый учитель».

3. Цю («Qiū», дословно «Холм») - настоящее имя Конфуция, данное ему при рождении. Вторым именем учителя было Чжун-ни (仲尼Zhòngní), то есть «Второй из глины».

4. Конфуцианство, основанное Конфуцием и развитое его последователями, - одна из самых распространённых и самых древних учений в Китае и во всем мире.

5.Законы, изданные Конфуцием, основывались на его учениях и были настолько успешными, что преступность в царстве Лу сошла на нет.

6. Конфуций считал, что каждый гражданин должен уважать и чтить предков.

7. В 19 лет Конфуций женился на девушке по имени Ки-коан-ши из семьи Ци, жившей в царстве Сун. Через год у них родился сын, которого назвали Ли.

8. В 50 лет (501 год до н.э.) Конфуций занял пост судьи. В его руках сконцентрировался весь закон и порядок царства Лу.

9. Ученики Конфуция на основе высказываний и бесед учителя составили книгу «Сы шу» или «Четверокнижие».

10.«Золотое правило» Конфуция гласит: «Не делай другим того, чего не желаешь себе». Также ему приписывают изречение: «Что не выберешь сам, не навязывай другим».

11. Имя «Конфуций» возникло в конце XVI века в трудах европейских миссионеров, которые таким образом на латинском языке (лат. Confucius) передали сочетание Кун Фу-цзы (кит. упр. 孔夫子, пиньинь: Kǒngfūzǐ), хотя чаще используется имя 孔子 (Kǒngzǐ) с тем же значением «Учитель [из рода/по фамилии] Кун».

12. По мнению Конфуция человек должен превозмочь себя, культивируя личность посредством нравственности и гуманности, и уничтожить в себе варвара и эгоиста.

13. Согласно данным Комитета по генеалогии семьи Конфуция, действующего в Гонконге и Китае, родословные книги с перечислением потомства Конфуция считаются самыми объёмными в мире: они насчитывают 43 тысячи страниц и включают имена более 2 миллиона человек.

14. На должности судьи Конфуции пробыл пять лет, но козни злопыхателей привели к его отставке в 496 году до н.э.

15. Конфуций вернулся к преподаванию и в последующие 12 лет в качестве учителя завоевал всеобщую любовь и уважение.

16. Он верил, что элита страны станет положительным примером для остальной нации. Так, в обществе воцарятся мир и согласие.

17.К важнейшим человеческим качествам он относил честность, доброжелательность, покорность, вежливость и здравомыслие. Народных лидеров Конфуций воодушевлял быть образчиками благонравия.

18. Студентам Конфуций преподавал идеи древнекитайских мудрецов, которые изучил сам, чтобы добиться реформ в правительстве, погрязшем на тот момент в коррупции и самовластии.

19. Мать Конфуция скончалась, когда ему было 23. Спустя год (в 527 до н.э.) Конфуций сменил поприще и занялся педагогикой.

20. Когда Конфуцию было полтора года, умер его отец Шулян Хэ, военный офицер. Мальчик рос в нищете, но смог получить хорошее образование.

21. В возрасте 60 лет Конфуций оставил трудовую деятельность и вернулся на малую родину. Через 12 лет, 21 ноября 479 года до н.э. он скончался.

22. Один из самых выдающихся учеников Конфуция и его духовный наследник – китайский философ Мэнцзы. Самым любимым учеником мыслителя был Янь Хуей.

23. Несколько десятков тысяч потомков «учителя всех китайцев» живут за пределами Китая в Корее (34 тысячи) и Тайване.

24. С раннего детства Конфуцию пришлось усердно трудиться, чтобы прокормить семью. Начав простым рабочим, он выслужился до чиновника, ответственного за выдачу и прием зерна. Позже в его ведение поступил и скот.

25. Конфуций (имя при рождении Кун Цю) родился в 551 году до н.э. в городе Цэоу (ныне город Цюйфу в провинции Шаньдун), принадлежавшем царству Лу.

25 мудрейших цитат Конфуция:

1.На самом деле, жизнь проста, но мы настойчиво её усложняем.

2.Три вещи никогда не возвращаются обратно – время, слово, возможность. Поэтому: не теряй времени, выбирай слова, не упускай возможность.

3.В древности люди учились для того, чтобы совершенствовать себя. Нынче учатся для того, чтобы удивить других.

4.Благородный в душе безмятежен. Низкий человек всегда озабочен.

5.Не тот велик, кто никогда не падал, а тот велик – кто падал и вставал.

6.Несдержанность в мелочах погубит великое дело.

7.Если тебе плюют в спину, значит ты впереди.

8.Три пути ведут к знанию: путь размышления - это путь самый благородный, путь подражания - это путь самый легкий и путь опыта - это путь самый горький.

9.Счастье - это когда тебя понимают, большое счастье - это когда тебя любят, настоящее счастье - это когда любишь ты.

10.Люди в древности не любили много говорить. Они считали позором для себя не поспеть за собственными словами.

11.Драгоценный камень нельзя отполировать без трения. Также и человек не может стать успешным без достаточного количества трудных попыток.

12.Выберите себе работу по душе, и вам не придется работать ни одного дня в своей жизни.

13.Попытайтесь быть хотя бы немного добрее, и вы увидите, что будете не в состоянии совершить дурной поступок.

14.Можно всю жизнь проклинать темноту, а можно зажечь маленькую свечку.

15.Красота есть во всем, но не всем дано это видеть.

16.Советы мы принимаем каплями, зато раздаём ведрами.

17.В стране, где есть порядок, будь смел и в действиях, и в речах. В стране, где нет порядка, будь смел в действиях, но осмотрителен в речах.

18.Давай наставления только тому, кто ищет знаний, обнаружив свое невежество.

19.Благородный человек предъявляет требования к себе, низкий человек предъявляет требования к другим.

20.Пришло несчастье – человек породил его, пришло счастье – человек его вырастил.

21.Я не огорчаюсь, если люди меня не понимают, - огорчаюсь, если я не понимаю людей.

22.Перед тем как мстить, вырой две могилы.

23.Если ты ненавидишь – значит тебя победили.

24.Побороть дурные привычки можно только сегодня, а не завтра.

25.Лишь, когда приходят холода, становится ясно, что сосны и кипарисы последними теряют свой убор.

Храм Конфуция

из Википедии, фото из интернета

Тема урока: «Чему учил китайский мудрец Конфуций.»

Цель: сформировать представление о жизни китайского общества, философском учении Конфуция, используя активные формы обучения и информационные технологии.

Задачи:

Познавательные задачи:

Освоение системы теоретических знаний: основных событий, исторических личностей и практическое знание карт;

Формирование исторического подхода к событиям;

Создание условий для адекватной оценки результатов обучения и самооценки у учащихся 5 классов

Развивающие задачи:

Развитие творческого мышления учащихся;

Развитие самостоятельности;

Развитие способностей к анализу, систематизации и обобщению исторических фактов и событий;

Развитие умения использования информационных технологий в процессе обучения.

Воспитательная задача: воспитание уважения людей друг к другу.

Основные результаты обучения:

Личностные: Учащиеся, знакомясь с основами конфуцианства, приобретаю опыт, формируют представления о древних цивилизациях и формах и правилах взаимодействия людей.

Предметные: Отработка навыка работы с картой (акцент на обозначение на карте исторических объектов); освоение технологии проблемного изучения учебного материала. Анализируя, систематизируя и обобщая исторические факты и события доказали проблему, поставленную в начале урока «Китай – удивительный, мудрый, уникальный»;

Метапредметные: Формирование навыка работы с различными источниками информации (учебник, справочная литература Интернет-ресурсы) Учащиеся готовят самостоятельно сообщения по новой теме (опережающее обучение); экспресс-опрос, в виде тестового задания использованного в конце урока оптимизирует проверку усвоения учебного материала новой темы и мотивирует учащихся на работу с электронными учебными пособиями

Методы управления учебной деятельностью и восприятия информации:

а) по источнику передачи и восприятия информации – словесные, наглядные, практические;
б) по логике передачи и восприятия информации – индуктивные и дедуктивные;
в) по степени самостоятельности учащихся – репродуктивные и проблемно-поисковые;
г) по степени управления учебной деятельностью – учебная деятельность, организованная и управляемая учителем, самостоятельная деятельность уч-ся, работа с учебником.

Система контроля, оценивания: а) фронтальная работа, опрос; экспресс-опрос; самоконтроль

Оборудование:

Мультимедиапроектор, доска-экран; Карта «Китай в древности» Учебник истории для 5 класса (авторы Вигасин А.А., Годер Г.И., Свенцицкая И.С. год издания – 2000)

Ход урока

1. Вводнаячасть.

1. Приветствие. Организационный момент.

Друзья мои, звенит звонок И рада я начать урок

Нас впереди открытья ждут, Итак, вперёд и в добрый путь!

2. Проверка домашней работы.

На сегодняшнем уроке продолжим знакомиться с государствами Древнего мира, но прежде давайте вспомним все, что вы узнали об Индии. Для этого я раздам каждой группе карточки, прочитайте их внимательно и выполните задания (2 минуты).

«Исправь ошибку в тексте»: «Страна Индия расположена в Южной Африке. На севере Индии расположены горы Гималаи, самые высокие горы в мире. В Индии климат сухой, дождей не бываетникогда. По Индии протекают реки Евфрат и Тигр. В Индии много густых и труднопроходимых лесов. Их называют джунглями. В джунглях очень много хищных животных и птиц. Священными животными они считали крокодила и быка. Они считали, что после смерти человек обязательно будет жить в облике только богатого человека».

В предложенном тексте надо назвать слова, обозначающие предметы, пришедшие из Древней Индии. «Несмотря на то, что мы с отцом засиделись вчера заполночь за шахматами, мама

разбудила меня утром пораньше, ведь сегодня мы с классом отправляемся в поход.

На столе уже стояла горячая рисовая каша, дымилась чашка с чаем. Я положил туда пару ложек сахара, и с удовольствием выпил сладкий, бодрящий напиток. После завтрака проверил

рюкзак. Компас – на месте! Взял и запасную хлопчатобумажную футболку, на которой были нарисованы цифры. Можно отправляться!»Выступление по 1 человеку отгруппы, совместные

1. Северной границей Индии служат самые высокие горы …………..

2. Сколько каст было в индийском обществе?.........

3. О ком идет речь?

« …им запрещалось жить в деревне. Они питались отбросами, жили в жалких лачугах. Они выходили в деревню убирать мусор или сделать другую черную работу…» ………

4. Мог ли, например, индиец перейти из одной касты в другую? Например, воин в священнослужители? ........

5. Кто такие кшатрии? …….

Ключ для взаимопроверки: Гималаи, 4, неприкасаемые, нет, правители и воины.

3. Мотивация.

Учитель. Молодцы. А теперь ребята у меня такой к вам вопрос: играли ли вы когда-нибудь в компьютерные игры? (Дети отвечают). Замечательно. Сегодня я предлагаю вам провести наш урок в виде компьютерной игры. В основе каждой компьютерной игры лежит та или иная история. И в основу нашей игры мы с вами тоже положим историю одной удивительной страны.

Для того чтобы узнать, о какой стране идет речь, предлагаю вашему вниманию видеоролик.

Итак, вы просмотрели ролик. Как вы думаете, о какой стране мы с вами будем сегодня говорить? (Дети отвечают: Китай).

4.Подготовка к активному усвоению новых знаний.

Вы правы, государство, историю которого мы возьмем за основу нашей игры – это Китай. Вот что говорят о Китае наши современники: « Это поистине уникальная страна. Оказавшись на ее территории, вы сразу же окунетесь в дух древнего Востока, его атмосферу. Создается такое чувство, что находишься на пересечении прошлого и будущего: с одной стороны - это богатая и интересная культура, история, длящейся тысячелетия, утонченное искусство, удивительно музыкальный язык. А с другой - быстрый темп развития технологий, которые имеют большие перспективы в будущем».

Ребята, я предлагаю вам задуматься над вопросом: «Почему же все-таки Китай считают уникальной страной?» Для ответа на этот вопрос предлагаю вам сделать следующее задание: перед каждым из вас лежит информация, состоящая из различных фактов о Китае. Ваша задача будет внимательно прочитать и выписать те факты, которые, по вашему мнению, могут доказывать уникальность Китая. На работу вам 3 мин.

Вариант 1. 1.Китай является самой густонаселенной страной в мире. По статистике каждый пятый человек в мире – китаец. Здесь проживает 1 миллиард 350 миллионов человек. Это практически в 4 раза больше, чем жителей в Соединенных Штатах Америки.

2. Китайцы являются первооткрывателями печати, компаса, пороха и бумаги.

3. Примерно 35 % территории страны занимают горы, пустыни, равнины около 19%, высокогорные плоскогорья занимают 27%, низкие равнины составляют 13% и горно-холмистая местность – 8 % от общей площади.

4. Китай граничит с такими государствами как Россия и Монголия на севере, на юге – это Мьянма, Вьетнам, Индия, Непал, Бутан и Лаос, на западе – Афганистан, Пакистан и Таджикистан.

Вариант 2. 1. Главной достопримечательностью Китая является Великая Китайская стена. Длина конструкции достигает 8851,8 км и проходит она через весь северный Китай.

2. Самым важным праздников в Китае является Китайский Новый Год, или как он еще называется, Лунный Новый Год. В этот день считается, что каждый человек становится на год старше, тем самым Новый год в Китае это и День рождения у всех его жителей.

3. В сравнении с Европейскими странами в Китае траурный цвет белый, а не черный.

4. Китай часто называют «Цветочным царством», т.к. именно там было выведено множество сортов цветов и фруктов, которые сейчас выращивают во всем мире.

5. Самым популярным хобби у жителей Китая является сбор марок.

Завершаем наше упражнение. Я надеюсь, теперь для каждого из вас Китай стал уникальным по-своему. А теперь ребята, как и в каждой игре, мы с вами должны определить нашего главного героя. В истории Китая было много выдающихся личностей. Но мне бы хотелось обратить ваше внимание одну из них. Он является одним из великих мудрецов древности, был своего рода символом Китая, его культуры, философской мысли. Сейчас внимательно посмотрите на экран. Здесь приведены различные факты из жизни нашего главного героя, а вы попробуете угадать, о ком идет речь.

Китайский мыслитель, основные взгляды которого изложены в книге "Лунь-юй" ("Беседы и суждения"). Он принадлежал к старинному аристократическому роду, генеалогия которого восходила к династии Шан-Инь, правившей Китаем до XI века до н. э.

На протяжении многих десятков поколений миллиарды жителей Китая свято чтили его как учителя жизни. Фактически его учение в ходу уже 2.400 лет и до сих пор еще ему продолжают следовать в его отечестве.

Установлено, что он начал свою деятельность учителя на 22 году жизни. Ценностным ориентиром Учитель считал жизнь человека, при условии, что жизнь и поступки каждого человека будут преисполнены мудрости, чувства долга, справедливости, чистосердечия, милосердия, гуманности и соблюдения обрядов и церемоний.

Истину последователи Учителя видели в развитии идеи цзюнь-цзы - идеи совершенного человека, или благородного мужа, который своим поведением поддерживает порядок и равновесие в мире. Изучай прошлое, если хочешь предвидеть будущее – таким было главное

наставление Учителя.

Вы познакомились с фактами из жизни нашего героя. Теперь давайте же постараемся определить, как же его звали? Верно, ребята. Сегодня мы с вами будем говорить о Конфуции – великом Учителе Китая. Как вы думаете, почему его называли Учителем?

Да, вы правы. И сегодня нам с вами тоже посчастливится обрести частицу его мудрости. Теперь, когда определили историю нашей игры, выбрали главного героя, который будет нас сопровождать и помогать в постижении мудрости, давайте теперь с вами назовем нашу игру. Итак, какое название вы можете предложить? (Дети дают примерную тему урока)

Замечательные предложения. Название нашей игры будет: «Чему учил китайский мудрец Конфуции». Запишем число и тему урока в тетрадь.

Как и в любой игре, в нашей игре тоже будут уровни для прохождения. Сегодня нам предстоит пройти 5 уровней. Давайте посмотрим на карту прохождения

План прохождения игры:

1. природные - географические особенности Китая

2. древний мыслитель и философ Китая - Конфуций

3. письменность Древнего Китая

4. основы воспитания китайского общества

II. Изложение нового материала.

Итак, мы начинаем нашу игру. Но для того, чтобы встретиться с нашим главным героем, нам необходимо определить, где он проживает. Для этого мы с вами перенесемся в прошлое и найдем местоположение Древнего Китая, где проживал Конфуций.

1.Изучение нового материала:

И вот перед нами первый уровень. Нам необходимо определить – где же жил Конфуций? Для определения «адреса» Древнего Китая предлагаю воспользоваться картой, которая находится в учебнике на стр.106. Сейчас вы самостоятельно определите «адрес» Древнего Китая, и ответите письменно на вопросы. Задание.

Где находится Китай? (В Восточной Азии).

Какие крупные реки протекают на территории Китая? (Янцзы и Хуанхэ)

На какой равнине селились китайцы? (Великая Китайская Равнина).

Какой рельеф в этом государстве? (На западе лежат горы и пустыни Центральной Азии, на северо-западе – степи, а на юге – горы Южной Азии, покрытые тропическими лесами).

Действительно, вот мы с вами и определили, где располагалась территория Древнего Китая.

Итог. Мы определил «адрес» Древнего Китая. Выяснили, что Китай находится в Восточной Азии, на его территории протекают две большие реки- Янцзы и Хуанхэ. Рельеф в Китае различен: здесь есть горы и пустыни, степи и тропические леса. Я думаю, мы выполнили все условия первого уровня и переходим ко второму!

Физминутка:

Учитель: Давайте вспомним о труде историков и сделаем физзарядку.

Знают взрослые и дети, Знает каждый на планете. Как история важна,

Она каждому нужна. Нас, историков, все знают. Труд наш очень уважают.

Ищем тайны до заката – Мы - отличные ребята!

    Раз, два, три, четыре, пять – Все умеем мы считать.

Раз! Подняться, потянуться.

Два! Согнуться, разогнуться.

Три! В ладоши три хлопка,

Головою три кивка.

На четыре – руки шире.

Пять – руками помахать.

Шесть - за парту мы присели.

Значит, хватит отдыхать!

Около 1700 года до н.э. на территории Китая возникли первые государства. Предположите, исходя из природно-географического положения Китая, какие занятия существовали у его жителей? (Дети отвечают: земледелие, ремёсла, торговля).

Жители всех государств считали себя одним народом, потому что имели сходные языки, верования и обычаи. Верили в богов, духов, крылатых змеев – драконов. Самым высшим существом для них было Небо, которое считали предком правителя, поэтому царя в Китае называли Сыном неба, а страну - Поднебесной

Верно. А еще огромное внимание китайцы уделяли образованию. В далеком прошлом, 4 тыс. лет назад, начинается история развития китайской философии. Одним из таких философов был Конфуций. О его учении один известный немецкий поэт Фридрих Шиллер сложил замечательное стихотворение:

ИЗРЕЧЕНИЯ КОНФУЦИЯ

Трёхмерно пространство, в котором живём.
Без устали всё изменяется в нём.
Всё в новые дали стремится ДЛИНА,
Льёт вширь бесконечно себя ШИРИНА,
Уходит в глубины без дна ГЛУБИНА.
Пример их обязан тобой повториться:
Без устали должен вперёд ты стремиться.
Стоять на своём, будь всё время готов,
А хочешь узреть окончанье трудов –
Тогда должен вширь развернуться суметь,
На мир под различным углом посмотреть,
Безмерных глубин в погруженье достичь –
Тогда только суть ты сумеешь постичь.
Лишь настойчивость ведёт к цели.
Лишь содержание ведёт к пониманию,
На дне которого живёт истина!

Ребята, как вы поняли смысл этого стихотворения?(Дети высказывают предположения.)

Молодцы. В основе своего учения Конфуций считал, что нравственность составляет главную основу поведения человека, и поэтому оценивал людей, прежде всего с моральной точки зрения. По его мнению, все люди по своей природе близки между собой, но им присущи разные привычки. Одни становятся добрыми и нравственными, а другие – дурными и злыми. Человека высшей добродетели Конфуций назвал «благородным мужем» и противопоставлял ему «низкого человека», лишенного этого качества.

Прочитайте документ на с. 107 и скажите, какими качествами должен обладать благородный человек.

Какие качества осуждал?

Теперь я предлагаю вам сделать небольшое упражнение. Сейчас я буду вам называть действия, а вы будете определять, относятся они к «благородному мужу» или же к низкому человеку. Для этого, если действие будет относиться к «благородному мужу» вы будете поднимать руки вверх, если нет – хлопать в ладоши. Всем понятно? Начинаем!

Задание. Помогать старшим, заботиться о младших, обманывать, выполнять обещания, поддерживать в трудную минуту, взять тебе не принадлежащее, говорить дурное за спиной, поступать по совести.

Итог : спасибо, ребята. Теперь вы познакомились с нашим главным героем Конфуцием и определили основную суть его учения.

Ребята, давайте вспомним, на какие два типа делил людей Конфуций? (Дети отвечают: на благородного мужа и низкого человека)

Верно. А какими качествами должен обладать «благородный муж»? (Дети отвечают: быть честным, не обманывать, помогать старшим)

Верно. Итак, думаю, мы с честью выполнили задания второго уровня и переходим на третий!

И третий уровень нас встречает следующим вопросом: ребята, какие предметы нам помогают в усваивании новых знаний? Посмотрите на ваши парты. (Дети отвечают: тетради, ручки, книги).

Верно. Вот и наш с вами главный герой- Конфуций, передавал знания своим ученикам при помощи книг. Но книги эти были очень необычными и сильно отличаются, например, от наших книг.

Что же собой представляли книги в Китае? Прочитайте п.3 с. 107 и ответьте на вопросы:

Как называлась письменность Китая?

Что собой представляли книги? Дети отвечают: ствол бамбука расщепляли на тонкие палочки и на них записывали иероглифы сверху вниз.)

Каково содержание книг?

Сообщение об иероглифах Письменность на основе иероглифов Более 3,5 тысяч лет тому назад китайцы создали свою письменность. Они писали иероглифами. Специальной кисточкой или палочкой иероглифы наносили сверху вниз на шелковую ткань или полоски бамбука.

В китайской письменности существовало около 50 тысяч иероглифов. Только для того чтобы выучить все иероглифы, нужно больше 20 лет. Письменные принадлежности, несмотря на кажущуюся простоту, были очень дорогими. Писали кистями, обмакивая их в чернила изготовленные из золы. Очень высоко ценилось искусство каллиграфии – красивое написание иероглифов. Учащимся приходилось сдавать очень большое количество экзаменов. Но те ученики, которые обучились чтению, письму счету в древнем Китае могли рассчитывать на достойную и хорошо обеспеченную материально жизнь. Потому что они могли занять очень престижную должность чиновника.

Что ж, я думаю вы завершили задание. Все верно. Ребята, сейчас я предлагаю вам выполнить небольшое упражнение. Так как мы с вами выяснили, что записывают иероглифы сверху вниз, что каждый из них имеет свое произношение. Я предлагаю вам записать свои имена по - китайским правилам. Только для того чтобы выучить все иероглифы, нужно больше 20 лет. Так мы с вами запишем наши имена слогами.

Итог: Вот ребята мы с вами и узнали, какую важную роль играли книги в жизни китайского общества и в учении Конфуция. Думаю, самое время переходить на 4 уровень!

Мы с вами выяснили, чем занималось китайское общество, как они получали знания. Давайте теперь разберемся, а как же они общались друг с другом и какие правила поведения действовали в обществе. Все знание, согласно Конфуцию, сводилось к изучению исторического наследия. "Учитель, - говорится в "Лунь-юй", - учил четырем вещам письменам, правилам поведения, верноподданности и чистосердечности". «Воспитанного человека легко узнать по его манерам»

Рассмотрите изображения на слайдах и сделайте выоды о том, как себя должен вести учтивый китаец (Учтивый китаец перед входом в дом всегда снимал туфли и шел босиком. Идти в туфлях по циновкам считалось неприличным. Сидели китайцы либо на циновке, либо на низком сидении, но непременно подогнув под себя пятки. Сидеть, свесив ноги, а тем более вытянув их вперед, могли только совершенно невоспитанные люди. Приглашенный к столу гость обязан попробовать все блюда, которые подаются к обеду. Иначе его манеры могут посчитать грубыми.

Как вы думаете, в нашей культуре есть такие заповеди? Да, а какие?

Сценка.

Гость. – Есть кто дома? Проходил мимо, решил зайти. (проходит в дом без приглашения и не снимает обувь)

Хозяин.- Здравствуйте. Семья вся дома. Проходите, присаживайтесь к столу. Скоро будем подавать обед.

Гость. – Нет, я буду лишь чай. А то недавно итак сильно отравился.

Хозяин.- Моя жена прекрасно готовит. Но лишь для тех, кто уважает ее старания. А вам с вашими манерами, есть страх всю жизнь только пить чай.

Ребята, как вы думаете, какие правила нарушитель гость? (Дети отвечают: не поздоровался, прошел в обуви, грубил и т.д.)

Итог: Так образом, мы с вами выяснили, каким должен быть воспитанный китаец, как он должен вести себя в обществе. Сделайте вывод: В своем учении Конфуций развивал положения древних учений, где говорилось об уважении людей друг другу и о необходимости соблюдать обычаи.

IV. Закрепление . Ну что же мы прошли 4 уровень и наша игра подходит к концу, мы вышли с вами на заключительный пятый уровень и здесь мне нужна будет ваша помощь. Тут мне на почту пришло письмо от моего друга из Китая, правда, некоторые слова написаны неразборчивым подчерком. Помогите мне восстановить это письмо, у вас на это 3 минуты, подпишите пожалуйста вверху свою фамилию (выполнение задания 2 мин.)

Задание.

1.Китай расположен в Восточной …………..

2. На территории Китая протекает две реки: …… и……..

3. Учителем Жизни в Китае называли……….

4. Книги в Древнем Китае делали из ствола………..

5. Совершенного человека, имеющего только хорошие качества называли……

6. Сколько лет было необходимо, для того чтобы выучить все китайские иероглифы?..........

Ключ: Азия, Хуанхэ и Янцзы, Конфуций, бамбук, благородный муж, 20.

Подведение итогов урока.

1. Ребята, а вы, помните, что в самом начале урока мы говорили с вами об уникальности Китая? Давайте вспомним, почему же его считают уникальным? (Дети отвечают).

2. Ребята, как вы понимаете следующие слова Конфуция: «Учитесь! Ибо жизнь всегда напоминает нам, что любых наших знаний мало. Когда человек перестаёт учиться, он может потерять и то, чему научился раньше».

3. Можно ли сегодня использовать положения учения Конфуция? Приведите примеры. Китайская нация имеет многовековую историю и блестящую культуру. У китайского народа выработаны и воспитаны такие прекрасные традиционные черты характера, как трудолюбие, мужество, простота и доброта.

V. Рефлексия Ребята, наша игра подошла к концу,

Ччто нового сегодня вы узнали на уроке?

Что интересного?

Понравился вам сегодняшний урок?

VI. Домашнее задание. Дом. задание: § 22, В чем сходства и различия учений Будды и Конфуция? На основе дополнительной литературы, ресурсов Интернета подготовьте сообщения об одном из китайских открытий, которые используются в наши дни (порох, китайский календарь, китайская медицина и.т.д.).

Нарисовать рисунок

Учитель истории и обществознания Андрианова Т.Э.

Тема: "Чему учил китайский мудрец Конфуций"

Тип урока: комбинированный.

Цели урока: 1. Учащиеся должны:

А) Знать: положения учения Конфуция о семье, государстве, обучении, поведении; факты из биографии Конфуция, географическое положение и крупные реки Китая.

Б) Уметь: работать с текстом, исторической картой, с дополнительной литературой (словари, энциклопедии), анализировать и делать выводы.

2. Развивать мышление, пространственные представления, творческие способности.

3. Воспитывать уважение к старшим, родителям.

Методы обучения: словесные, наглядные.

ФОПД: фронтальная, индивидуальная.

Оборудование: мультимедиа проектор, компьютер, учебник, карта, энциклопедия.

На доске: тема урока, новые слова: Хуанхэ, Янцзы, Конфуций, бамбук.

Ход урока:

1. Организационный момент.

Приветствие учащихся, пожелание плодотворной работы, создание доброжелательной атмосферы. Психолого-эмоциональный настрой на урок.

2. Актуализация опорных знаний учащихся по теме «Индийские касты».

1. Что такое – каста?

2. Чем касты отличаются от классов?

3. Какие касты существовали в Индии?

4. Как звали бога, из частей тела которого появились касты?

Когда произошло объединение Индии? – в 3 веке до н.э.

Какой царь объединил Индию? – царь Ашока.

Чему учил Будда?

Чем привлекателен легендарный Будда?

В чем отличие идей Будды от учения индийских брахманов?

3. Изучение нового материала .

План.

1. Природа и народ Китая.

2. Личность в истории – Конфуций.

3. Учение Конфуция.

Мы познакомились с религиозными верованиями древних индийцев. Выяснили, что Будда, основатель мировой религии – буддизма, учил отдавать предпочтение личным достоинствам человека, а не его происхождению. А вот чему учил китайский мудрец Конфуций, мы выясним сегодня на уроке.

1. Работа с картой. Итак, для начала, мы должны как можно больше узнать о стране – родине знаменитого мудреца. С чего начинается изучение незнакомой страны? – географическое положение. Звучат сообщения (регламент каждого сообщения не больше 2 минут) ребят о Великой Китайской равнине, Река Хуанхэ, Река Янцзы. Китай расположен на юго-востоке Азии. Берега Хуанхэ сложены из лесса – горной породы, похожей на мелкий слежавшийся песок. Лессовые почвы мягкие, а при хорошей поливке – очень плодородные. Поэтому уже три с половиной тысячи лет назад на берегах Хуанхэ существовали посёлки земледельцев и скотоводов. В то же время берега Янцзы, покрытые густыми лесами, не были заселены. Археологические находки подтверждают, что жители Великой Китайской равнины занимались земледелием, скотоводством, ремеслами сталкиваясь с немалыми трудностями. Им приходилось вырубать леса, осваивать новые земли, орошать поля, насыпать дамбы.

Словарная работа.

Китай – страна, расположенная в Восточной Азии на Великой Китайской равнине.

Первые государства в долинах этих рек возникли около 1700 г. до н.э. Правители стран постоянно враждовали между собой. В 3-м веке до н.э. почти все царства объединил под своей властью Цинь Шихуан.

2.Личность в истории – Конфуций.

Конфуций родился в 551 г. до н.э. в благородной, но обедневшей семье, в городе Лу. Поэтому его жизнь была наполнена лишениями, и одновременно страстным желанием пробиться и стать достойным и уважаемым членом общества. Его отличало жадное стремление к знаниям. Юноша много читал и стремился приобрести все книги, которые ему удавалось найти. Во времена Конфуция писали на узеньких дощечках их расщепленного бамбука. Конфуций много учился и в 22 года начал обучать сам. Он прославился как один из лучших педагогов Китая. В школе Конфуция дети изучали четыре науки: мораль, язык, политику и литературу.

В 50 лет Конфуций начал политическую деятельность и вскоре занял высокое положение в Лу. Три месяца торговцы не осмеливались поднимать цены, «на дорогах никто не смел поднимать оставленного» и в царстве был мир и спокойствие. Но вскоре ему пришлось уйти со службы из-за интриг.

После этого Конфуций 13 лет путешествовал по Китаю, но так и не смог найти применения своим способностям и идеям. Как видите, честным и справедливым быть непросто во все времена.

Конфуций путешествовал до 66 лет, проповедуя своё учение, а затем вернулся на родину. Умер Конфуций в возрасте 72 лет. А на месте его дома был построен храм. В историю мировой культуры Конфуций вошёл как основоположник особой религии – конфуцианство.

Распространение идей Конфуция началось во 2-м веке до н.э. Тогда была принята идея философа о необходимости работы учёных в правительстве. Вскоре идеи Конфуция были признаны государственной религией Китая и оставалась ею до 1912 года, когда народ сверг с престола последнего императора Китая.

Сегодня на смену конфуцианству в Китае пришёл буддизм.

Посчитайте, в каком году умер Конфуций и отметьте даты его жизни на линии времени.

В каком веке Конфуций родился и в каком умер? Умер в 479 г. до н.э.

3.Учение Конфуция .

В Китае сохранилось очень много сказаний и легенд о знаменитом мудреце. О нём писались книги, складывались стихи, сказки. А вот какую басню донесло до нас время. Послушайте её. – Выступают учащиеся (басня «Ответ мудреца»).

Вопросы: Как вы относитесь к тому, что стремился привить своим ученикам Конфуций?

Что вам больше всего нужно в жизни: ум, храбрость, трудолюбие, осторожность, радость?

Чему бы вы хотели научиться у своих учителей?

Работа с документом (раздаточный материал). Вопросы и задания по документу:

1. Выберите высказывания, которые характеризуют отношение к знанию и учению. В чём вы согласны с его утверждениями?

2. Выберите высказывания Конфуция, в которых говориться о том, как надо относиться к старшим, родителям, другим людям. Почему необходимо относиться с почтением к своим родителям?

3. К чему должен стремиться человек, согласно Конфуцию? Приведите пример из собственной жизни, когда вы поступили согласно правилу, совпадающему с советом Конфуция.

4. Объясните смысл предпоследнего высказывания Конфуция. Какой школьный предмет может помочь в изучении «старого»?

5. Объясните смысл последнего высказывания Конфуция. Какая русская поговорка соответствует словам китайского мудреца?

6. Как человек, с точки зрения Конфуция, должен относиться к богатству, славе, службе?

7. Какие высказывания сближают Конфуция с Буддой?

Приложение.

Конфуций учил.

В кругу семьи почитай родителей. Вне семьи почитай старших.

Будь честен и милостив с людьми, возлюби добро.

Будьте строги к себе и мягки к другим. Так вы оградите себя от людской неприязни.

Добро надо творить. Зло сотвориться само.

Попробуйте стать хотя бы немного добрее, и вы увидите, что уже не в состоянии будете сотворить дурной поступок.

Дурные поступки люди делают от лени. Чтобы сделать добрый поступок, надо затратить труд.

Учитесь! Ибо жизнь всегда напоминает нам, что любых наших знаний мало. Когда человек перестаёт учиться, он может потерять и то, чему научился раньше.

Люди хотят для себя богатства и славы; если и то и другое нельзя обрести честно, их следует избегать. Люди страшатся бедности и безвестности; если того и другого нельзя избежать, их следует принять с достоинством.

Не беспокойся о том, что не занимаешь высокий пост. Беспокойся о том, хорошо ли ты служишь на том месте, где находишься.

Будьте почтительны к родителям и учителям вашим. Только в милосердии и самопожертвовании опережайте их.

Не завидуй никому и никого не презирай. Встречаясь с благородным человеком, думай, как сравняться с ним; встречаясь с низким человеком, думай, как самому не стать таким же.

Не будь лёгок на слова, не говори недозволенного.

Хочешь узнать новое – обратись к старому.

Что себе не пожелаешь, того не делай и другим.

4. Итог урока

Китай – это страна, в которой всё уникально, мудро, удивительно! В этой стране всё величественно и потрясает воображение: Великая Китайская равнина, реки Хуанхэ и Янцзы. Китайская нация имеет многовековую историю и блестящую культуру. У китайского народа выработаны и воспитаны такие прекрасные традиционные черты характера, как трудолюбие, мужество, простота и доброта.

5. Рефлексия

– На уголках ваших парт приклеены стикеры розового цвета, на них необходимо записать три слова, которые запомнились вам и характеризовали бы ваше отношение к Китаю, к его древним мудростям.

6.Домашнее задание.

Составить кластер.

1 группа - отношения в семье,

2 группа - отношения в государстве,

3 группа - поведение воспитанного китайца,


Конфуций (по-китайски его имя звучит иначе: Кун Фу-цзы) был необыкновенным человеком. Без него невозможно представить историю Поднебесной империи, поэтому ученые даже называют китайскую цивилизацию (правда, более позднего периода — средних веков) конфуцианской. И судьба философа была необычной.

Конфуций родился в середине VI века до н.э. в семье обедневших аристократов. Его детство и юность прошли в лишениях и тяжких трудах. Однако у Конфуция хватало и времени, и сил на изучение древних умных книг. В 20 лет, после многих унижений, ему удалось выбиться в чиновники, а через 10 лет он ушел в отставку и открыл частную школу, став первым в истории Китая профессиональным преподавателем. Говорят, у Конфуция было около 3 тысяч учеников. 20 лет мудрец вел занятия и одновременно создавал свое учение — программу усовершенствования общества и человека. Когда ему исполнилось 50, он решил, что пора от слов перейти к делу, и, подобно Шан Яну, отправился путешествовать по стране, предлагая свои проекты правителям царств. Но, в отличие от Шан Яна, Конфуцию не повезло: его философия никого не заинтересовала. Вернувшись домой, он провел остаток жизни в тишине и покое: занимался с учениками и писал новые труды. В 479 г. до н.э. мудрец умер.


Конфуций в окружении своих учеников изучает одно из древнейших китайских произведений — гадательную «Книгу перемен».

Признание и слава пришли несколько столетий спустя. Только в I веке н.э., в эпоху династии Хань, учение Конфуция стало чем-то вроде официальной религии, а сам философ был обожествлен — в его честь даже совершали жертвоприношения, и все образованные люди учили наизусть его книги.

Чем объяснить такой сказочный успех учения Конфуция? Наверное, главная причина в том, что он другими глазами посмотрел на человека и его роль в мире, на государство и отношения между властями и народом.
Конфуций мечтал воскресить «золотой век» с его идеальным обществом, похожим на одну большую семью. Дети, но есть народ, слушаются старших, то есть власти, а те руководят и заботятся о своих подопечных. Но главное, в такой семье царят любовь и взаимное доверие. Согласие достигается не принуждением или устрашением, а тем, что каждый по доброй воле честно выполняет свои обязанности. Гуманность, справедливость, преданность, мудрость и благопристойное поведение — вот на чем держится благополучие государства.

Шан Ян и тем более Шихуанди не согласились бы с Конфуцием. Как же держать народ в повиновении без жестоких наказаний? — спросили бы они. У Конфуция на это была своя точка зрения. «Если личное поведение тех, кто стоит наверху, правильно, дела идут, хотя и не отдают приказов, — говорил он. — Если же личное поведение тех, кто стоит наверху, неправильно, то, хотя приказывают, народ не повинуется». Значит, главная причина всех бед в том, что правитель, его приближенные и чиновники сами нарушают законы, ленятся и обогащаются за чужой счет. Почему бы и народу не вести себя так же? И разве может народ доверять такому правителю? А государству, каким бы оно и казалось могущественным, без доверия не устоять. Конфуций считал, что лучше пережить войну или голод, чем утратить доверие народа.

Особые требования предъявлял философ к чиновникам. Это понятно: в отличие от императора и придворных, они постоянно общаются с простыми людьми, собирают налоги, ведут дела в суде. Именно от них во многом зависит благополучие народа. Чиновники должны быть «благородными мужами» — образованными, глубоконравственными, бескорыстными.
Образцовый чиновник Конфуция походил на прекрасного принца или рыцаря. Наверное, поэтому любимыми героями китайских сказок были не персонажи вроде Золушки или Иванушки-дурачка, а бедняки, которые благодаря своим достоинствам становятся добрыми чиновниками.