Реферат по философии

Философские взгляды Ф.М.Достоевского


Федор Михайлович Достоевский – великий русский писатель, христианский мыслитель и публицист. Н.Бердяев пишет в работе “Миросозерцание Достоевского”, что Достоевский открыл новый духовный мир, вернул человеку его духовную глубину.

Родился Федор Достоевский в 1821 году в семье штаб-лекаря Михаила Андреевича Достоевского и Мария Федоровны, урожденной Нечаевой, дочери московского купца третьей гильдии. С 1831 года Достоевские – владельцы села Дарового и деревни Черемошны в Тульской губернии. Будущий писатель получил неплохое домашнее образование: с ранних лет знает Евангелие, осваивает французский и латинский языки, знакомится с классической европейской и русской литературой – произведениями Жуковского, Карамзина, Вальтера Скотта, Шиллера, знает наизусть почти всего Пушкина, прочитывает Гомера, Шекспира, Сервантеса, Гете, Гюго, Гоголя. В 1834 году он поступает в пансион Чермака, в котором преподавали лучшие педагоги Москвы, изучались древние языки и античная литература.

В 1838 году Федор Достоевский переезжает в Петербург для поступления в Инженерное училище. В 1839 году умирает его отец (есть подозрение, что он был убит его крепостными крестьянами). Потрясение, связанное с известием о смерти отца, явилось причиной первого эпилептического припадка Достоевского.

В годы учения в училище начинаются опыты литературного творчества, в 1841 году пишутся оставшиеся неизвестными драмы “Мария Стюарт” и “Борис Годунов” – знак изучения Шиллера и Пушкина. Достоевский занимается переводами романов Бальзака и Жорж Санд. Во время учебы живет очень бедно. Получая из дома значительные суммы, довольно беспорядочно их тратит, снова залезая в долги. Вообще денежные проблемы всю жизнь преследовали писателя. Лишь брак с Анной Григорьевной Сниткиной в 1867 году (вторая жена Достоевского), взявшей на себя устройство его издательских дел и отношений с кредиторами, ослабил напор этих проблем.

В 1843 году заканчивается учеба в училище и начинается служба в инженерном корпусе при Санкт-Петербургской инженерной команде. В феврале 1844 года Достоевский отказывается от наследственных прав на владение землей и крестьянами в обмен на небольшую, единовременно выплаченную сумму денег, в октябре того же года выходит в отставку.

В ноябре 1844 года написана повесть “Бедные люди”. Через Д.В.Григоровича повесть попадает к Н.А.Некрасову, который, за ночь прочитав ее, едет вместе с Григоровичем около четырех утра знакомиться с автором. Повесть читает В.Г.Белинский и тоже приходит от нее в восторг. В 1845 году повесть публикуется в “Петербургском сборнике”, она приносит Достоевскому славу “второго Гоголя”. Однако следующие его повести и рассказы: “Двойник”, “Господин Прохарчин”, “Хозяйка” – вызывают недоумение и досаду тех, кто им недавно так восхищался. Творчество Достоевского все менее укладывается в рамки реалистической натуральной школы с ее критикой социальной действительности и любовью к “маленькому человеку”.

В 1847 году Достоевский начинает посещать кружок М.В.Буташевича-Петрашевского, на котором обсуждались планы преобразований в России на основе идей французского утопического социалиста Шарля Фурье. В апреле 1849 года членов кружка, в том числе и Достоевского, арестовывают и помещают в Петропавловскую крепость. В декабре 1849 года осужденных привозят на Семеновский плац, имитируют приготовления к смертной казни и в последний момент сообщают царскую милость о замене казни каторгой и последующей ссылкой. Свои переживания перед казнью Достоевский через много лет отразит в романе “Идиот”. Достоевский отбывает 4 года в Омской каторжной тюрьме, после чего до 1859 года служит сначала солдатом, а затем унтер-офицером и прапорщиком в Семипалатинске. В 1859 году получает дозволение вернуться в Россию с проживанием в Твери, вскоре и это ограничение было снято, и Достоевский в возрасте 38 лет, наконец, возвращается в Петербург.

С этого времени начинается второй период творчества Достоевского, принесший ему мировую известность и славу. В начале 60-х годов выходят “Записки из Мертвого дома”, отразившие опыт жизни на каторге, а также роман “Униженные и оскорбленные”. В 62-63 годах Достоевский выезжает заграницу, после чего публикует “Зимние заметки о летних впечатлениях”, посвященные его встрече с европейской цивилизацией в ее буржуазной реальности.

В 1864 году выходят “Записки из подполья”, исповедальная по форме работа; в ней намечается та диалектика свободы и своеволия, которая будет развернута в последующих романах: “Преступление и наказание” (1865-66), “Идиот” (1867-68), “Бесы” (1870-73), “Подросток” (1874-75), “Братья Карамазовы” (1878-80).

Достоевский не только писатель, но с1861 по 1874 годы редактор литературно-публицистических журналов “Время”, “Эпоха”, “Гражданин”. Он создатель “Дневников писателя”, выходивших в 70-е и 80-й годы, – особого литературного жанра, соединившего публицистику на злобу дня с художественными произведениями. Именно в “Дневниках писателя” были помещены рассказы “Кроткая” и “Сон смешного человека”.

Умер Ф.М.Достоевский в январе 1881 года и был похоронен на Тихвинском кладбище Александро-Невской лавры по соседству с могилами Карамзина и Жуковского.

В изложении философской проблематики творчества Достоевского мы будем опираться на работы М.М.Бахтина, Н.А.Бердяева, Б.П.Вышеславцева.

Общей темой произведений Достоевского является человеческая свобода. Здесь он совершает шаг вперед по сравнению с классической европейской философией. В последней свобода (например, в философии И.Канта) рассматривалась, с одной стороны, как поведение, неподвластное природной причинной необходимости, но, с другой стороны, отождествлялась с сознательным подчинением нравственному долгу. В качестве природного и социального существа человек, конечно, следует своим эгоистическим, в том числе классово-групповым интересам, стремится к личному счастью и к выгоде. В то же время человек способен в своем поведении исходить из всеобщих нравственных законов, и в этой своей способности следовать нравственным законам вопреки своей природной и социальной обусловленности человек выступает как свободное существо.

Таким образом, свобода сводилась к другому виду необходимости – не природной, но нравственной. Не случайно классическая философия явилась источником социалистических теорий, согласно которым конечная цель исторического прогресса состоит в построении на началах разума общественных отношений, при которых все люди необходимо были бы добрыми и нравственными.

Согласно Достоевскому, человеческая свобода, чтобы остаться именно свободой, а не еще одним видом необходимости, неизбежно должна включать свободу произвола, чистого каприза, иррационального “глупого хотенья” (“Записки из подполья”) не только по отношению к причинным закономерностям, но и по отношению к нравственным ценностям. Эта возможность произвола есть условие того, чтобы нравственный выбор был не принудительным, но действительно свободным. Только в этом случае личность несет ответственность за свое поведение, что, собственно, и означает быть личностью. Таким образом, исходной формой свободы выступает чистое самовластие человеческого Я. И лишь над этой первичной свободой возвышается другая – высшая свобода, совпадающая с сознательным подчинением нравственному долгу.

Здесь возникает напряженная антиномия, которую не знает классическая философия: человеческая свобода должна быть подчинена нравственным ценностям (тезис), и человеческая свобода должна включать возможность произвола по отношению к нравственным ценностям (антитезис). Противоречивый характер человеческой свободы открывает возможность восстания личности, которая не хочет быть средством даже по отношению к так называемым высшим ценностям, она хочет быть целью самой для себя, совершенно отбрасывающей всякое принудительное, извне идущее долженствование. Опыт такого восстания, опыт своеволия и показывает Достоевский в своих романах. Он берет человека, отпущенного на свободу, и исследует судьбу его в свободе.

Путь человека на свободе начинается с крайнего индивидуализма и бунта против внешнего миропорядка. Выясняется, что природа человека полярна и иррациональна. Человек отнюдь не стремится именно к выгоде, в своем своеволии он сплошь и рядом предпочитает страдание. Свобода выше благополучия. Эта безмерная свобода мучит человека, влечет его к гибели. И человек дорожит этой мукой и этой гибелью.

Подпольный человек отвергает всякую рациональную, заранее продуманную организацию всеобщей гармонии и благополучия. Он уверен, что даже в случае построения в будущем такого общества обязательно появится какой-нибудь джентльмен с неблагородной и насмешливой физиономией и предложит столкнуть ногой все это благоразумие единственно с целью, “чтоб нам опять по своей глупой воле пожить”. И он непременно найдет последователей. Человек так устроен, что “всегда и везде, кто бы он ни был, любил действовать так, как хотел, а вовсе не так, как повелевали ему разум и выгода; хотеть же можно и против собственной выгоды, а иногда и положительно должно”. “Ведь это глупейшее, ведь этот свой каприз, и в самом деле, господа, … может быть выгоднее всех выгод, даже и в таком случае, если приносит нам явный вред и противоречит самым здравым заключениям нашего рассудка о выгодах, - потому что во всяком случае сохраняет нам самое главное и самое дорогое, то есть нашу личность и нашу индивидуальность”. Человек “свои фантастические мечты, свою пошлейшую глупость пожелает удержать за собой, единственно для того, чтобы самому себе подтвердить (точно это так уж необходимо), что люди все еще люди, а не фортепьянные клавиши…”.

Человеческая природа никогда не может быть рационализирована, всегда остается некий иррациональный остаток, и в нем – источник жизни. И в обществе всегда присутствует иррациональное начало, и человеческая свобода, которая стремится, чтобы “по своей глупой воле пожить”, не допустит превращения общества в муравейник. Здесь обнаруживается у Достоевского обостренное чувство личности и глубокое недоверие к любому окончательному устроению человеческой судьбы.

РУССКАЯ ФИЛОСОФИЯ: Достоевский

7. Ф.М. Достоевский

Огромное место в истории русской и мировой философской мысли занимает великий писатель-гуманист, гениальный мыслитель Федор Михайлович Достоевский (1821-1881). В своих общественно-политических исканиях Достоевский пережил несколько периодов. После увлечения идеями утопического социализма (участие в кружке петрашевцев) произошел перелом, связанный с усвоением им религиозно-нравственных идей. Начиная с 60-х гг. он исповедовал идеи почвенничества, для которого была характерна религиозная ориентированность философского осмысления судеб русской истории. С этой точки зрения вся история человечества представала как история борьбы за торжество христианства. Самобытный путь России в этом движении заключался в том, что на долю русского народа выпала мессианская роль носителя высшей духовной истины. Он призван спасти человечество через «новые формы жизни, искусства» благодаря широте его «нравственного захвата». Характеризуя этот существенный срез в мировоззрении Достоевского, Вл. Соловьев пишет, что положительный общественный взгляд еще не был вполне ясен уму Достоевского по возвращении из Сибири. Но три истины в этом деле «были для него совершенно ясны: он понял прежде всего, что отдельные лица, хотя бы и лучшие люди, не имеют права насиловать общество во имя своего личного превосходства; он понял также, что общественная правда не выдумывается отдельными умами, а коренится во всенародном чувстве, и, наконец, он понял, что эта правда имеет значение религиозное и необходимо связана с верой Христовой, с идеалом Христа». У Достоевского, как отмечают его исследователи, в частности Я.Э. Голосовкер, было «исступленное чувство личности». Он и через Ф. Шиллера, и непосредственно остро чувствовал нечто глубинное у И. Канта: они как бы слиянны в осмыслении христианской этики. Достоевского, как и Канта, тревожило «лжеслужение Богу» католической церковью. Эти мыслители сходились в том, что религия Христа является воплощением высшего нравственного идеала личности. Все называют шедевром легенду Достоевского «О Великом Инквизиторе», сюжет которой восходит к жестоким временам инквизиции (Иван Карамазов фантазирует, что было бы, если бы Христос сошел на Землю, — его распяли бы и сожгли бы сотни еретиков)

Достоевский — один из самых типичных выразителей тех начал, которые призваны стать основанием нашей своеобразной национальной нравственной философии. Он был искателем искры Божией во всех людях, даже дурных и преступных. Миролюбие и кротость, любовь к идеальному и открытие образа Божия даже под покровом временной мерзости и позора — вот идеал этого великого мыслителя, который был тончайшим психологом-художником. Достоевский делал упор на «русское решение» социальных проблем, связанное с отрицанием революционных методов общественной борьбы, с разработкой темы об особом историческом призвании России, способной объединить народы на основе христианского братства
[Писатель, лауреат Нобелевской премии Генрих Бёлль говорил, что произведения Достоевского, прежде всего такие, как «Бесы» и «Идиот», сохраняли для него неизменную актуальность. «Бесы» — не только потому, что описание убийства Шатова он не мог забыть с 1938 г., когда читал роман, но и потому, что за пережитые с тех пор 30 лет современной истории они успели стать столько же классической, сколько пророческой моделью слепого, абстрактного фанатизма политических групп и течений.].

Философские взгляды Достоевского имеют небывалую нравственно-эстетическую глубину. Для Достоевского «истина есть добро, мыслимое человеческим умом; красота есть то же добро и та же истина, телесно воплощенная в живой конкретной форме. И полное ее воплощение уже во всем есть конец и цель, и совершенство, и вот почему Достоевский говорил, что красота спасет мир». В понимании человека Достоевский выступал как мыслитель экзистенциально-религиозного плана, пытающийся через призму индивидуальной человеческой жизни решить «последние вопросы» бытия. Он развивал специфическую диалектику идеи и живой жизни, при этом идея для него обладает бытийно-энергийной силой, и в конце концов живая жизнь человека есть не что иное, как воплощение, реализация идеи («идееносные герои» романов Достоевского). Сильные религиозные мотивы в философском творчестве Достоевского противоречивым образом иногда сочетались с отчасти даже богоборческими мотивами и религиозными сомнениями. В области философии Достоевский был скорее великим прозорливцем, нежели строго логичным и последовательным мыслителем. Он оказал сильное влияние на религиозно-экзистенциальное направление в русской философии начала XX в., а также стимулировал развитие экзистенциальной и персоналистской философии на Западе.
>
>
ИСТОРИЯ ФИЛОСОФИИ: содержание:

АНТИЧНАЯ ФИЛОСОФИЯ
1. От мифа к Логосу
2. Милетская школа: Фалес, Анаксимандр и Анаксимен
3. О семи мудрецах
4. Пифагор и его школа
5. Гераклит Эфесский
6. Элейская школа: Ксенофан, Парменид, Зенон
7.

27.07.1657 (09.08). – Умер гетман Богдан Михайлович Хмельницкий, предводитель освободительной войны за воссоединение Малороссии с Великороссией.

Богдан (Зиновий) Михайлович Хмельницкий (ок. 1595–27.7.1657), русский государственный деятель, полководец, гетман Малороссии, одержавший победу в освободительной войне с 1648 по 1654 гг. против польского господства. Результатом войны стало уничтожение влияния польской шляхты, католического духовенства и их еврейских арендаторов, а также воссоединение Малороссии с Великороссией.

Хмельницкий Родился в православной семье казачьего сотника. Первоначальное образование получил в киево-братской школе; затем, по словам польских историков, учился у иезуитов в Ярославле-Галицком и получил хорошее по тому времени образование. Кроме родного малороссийкого языка, он владел польским и латинским. Во время польско-турецкой войны в 1620 г. попал в плен к туркам; пробыл два года в , где научился турецкому языку. По возвращении на родину вступил в реестровое казацкое войско. Участвовал в морских походах запорожцев на турецкие города (в 1629 г. казаки под начальством Хмельницкого побывали под Константинополем и вернулись с богатой добычей); в народном восстании 1637–1638 гг.; занимал должность войскового писаря; после восстания – чигиринский сотник.

В середине 1640-х гг. начал подготовку восстания против польского господства в Малороссии. Вступил в тайные переговоры с королем Владиславом IV (который в 1610-1613 гг. царствовал в Москве); внешне согласившись с его планом посылки казаков против крымского хана, вассала Турции, Хмельницкий под прикрытием этого плана стал формировать казацкое войско для борьбы против Польши. В 1647 г. Хмельницкий был арестован, но бежал в Запорожскую Сечь. В январе 1648 г. в Сечи под руководством Хмельницкого вспыхнуло восстание, положившее начало освободительной войне. В Запорожье Хмельницкий был избран гетманом. 6 мая 1648 г. Хмельницкий разбил близ Желтых Вод польский авангард, а 16 мая под Корсунем – главные польские силы. Эти победы послужили сигналом к всенародному восстанию в Малороссии. Крестьяне и горожане бросали свои жилища, организовывали отряды и старались отомстить полякам и евреям за притеснения, которые они от них претерпели за долгие годы. К концу июля казаки выбили поляков из Левобережья, а в конце августа, укрепившись, освободили три правобережных воеводства: Брацлавское, Киевское и Подольское. При этом уничтожались панские имения, были убиты многие польские магнаты, евреи-арендаторы и вообще тысячи евреев.

Письмо (8.6.1648) Богдана Хмельницкого московскому Царю с сообщением о победах над польским войском и желании запорожского казачества перейти под власть русского Царя

8 июня 1648 г. гетман Хмельницкий обратился к с просьбой о воссоединении Малороссии с Великороссией. При этом в военной помощи Москвы Хмельницкий тогда еще не нуждался: победы казачьего войска над поляками продолжались.

20-22 сентября 1648 г. Хмельницкий разбил 36-тысячное шляхетское ополчение около местечка Пилявы (Подольской губернии). В октябре осадил Львов и приблизился к крепости Замостье, служившей ключом к Варшаве, однако дальше не пошел. Решил дожидаться избрания короля для переговоров (поскольку в мае 1648 г. Владислав IV умер). На престол был избран иезуит и папский кардинал Ян-Казимир. Он задобрил Хмельницкого знаками гетманского достоинства и обещаниями благоприятных для Православия реформ, поэтому Хмельницкий приказал прекратить восстание. В январе 1649 г. он был торжественно встречен народом в Киеве. Иерусалимский Патриарх Паисий благословил гетмана на крепкое стояние за Православную веру.

Из Киева Хмельницкий отправился в Переяслав, куда стали прибывать одно за другим посольства – из Турции, Молдавии, Валахии, России с предложениями о дружбе и союзе. В начале 1649 г. Хмельницкий вторично обратился к Царю Алексею Михайловичу с просьбой о воссоединении Малороссии с Великороссией. Но царское правительство медлило, ибо это означало войну с Польшей.

Прибыли и польские послы для переговоров о мире. Хмельницкий поставил ультиматум: полное уничтожение унии в пределах всей Руси и замещение всех чинов и должностей в ней лицами исключительно православного исповедания; предоставление Киевскому митрополиту места в Сенате; подчинение гетмана непосредственно самому королю. Поляки сочли ультиматум неприемлемым и решили продолжать войну.

К Хмельницкому продолжали стекаться многочисленные добровольцы. Весной 1649 г. казачье войско в сопровождении татар под предводительством крымского хана Ислам-Гирея двинулся на запад, осадив в июле польское войско под Збаражем (на р. Гнезне в Галиции). 5 августа началась битва, но на следующий день, когда близились разгром поляков и пленение короля, Хмельницкий в разгар битвы отдал приказ прекратить атаку (не желая, чтобы христианский король попал в плен к татарам). Был заключен Зборовский договор на следующих условиях: Польша фактически признавала свою Украйну Малороссийскую автономией – Гетманщиной, где запрещалось размещение польских войск, административные должности должны были предоставляться православным, единственным правителем признавался выборный Гетман, а верховным органом – Общеказацкая Рада. Численность реестровых казаков устанавливалась в 40 тысяч; иезуиты не могли жить в Киеве и лишались влияния на русские школы; Киевский митрополит получал место в Сенате; всем участникам восстания объявлялась амнистия. Это была победа восстания.

Однако поляки не пожелали исполнять Зборовский договор. Митрополит коринфский Иоасаф, приехавший из Греции, побуждал гетмана к войне и препоясал его мечом, священным на гробе Господнем в Иерусалиме. Прислал грамоту и Константинопольский Патриарх, благословивший на войну против врагов Православия. Афонские монахи также подбадривали казачество на борьбу. Весной 1651 г. войско Хмельницкого снова двинулось на Запад. Под Збаражем он дождался прихода своего союзника, крымского хана, и передвинулся к Берестечку (Волынской губернии). Здесь 20 июня началась очередная битва с поляками, которая продолжалась почти две недели. Но хан изменил и отступил, захватив в плен Хмельницкого, а казаки 10 дней отбивались от поляков, но были разбиты.

Через месяц освободившийся гетман появился среди казаков и воодушевил их на продолжение борьбы; поднялись новые повстанцы, но поляки уже подошли к Киеву. Под Белой Церковью состоялись новые переговоры, и 17 сентября был заключен мир на менее выгодных условиях: казакам вместо 4 воеводств было предоставлено одно Киевское, число их уменьшено до 20 тысяч, крестьяне возвращались в прежнее состояние под власть польских помещиков и т.д. Поэтому Белоцерковский мир повлек за собой ряд новых столкновений крестьян и казаков с поляками. Начались массовые переселения на восток. Войско Хмельницкого уменьшилось также из-за недовольства народа союзом с татарами, без которых Гетман не мог обойтись. Весной 1653 г. польский отряд под начальством Чарнецкого стал опустошать Подолию, а вскоре татары с королевского позволения стали грабить Малороссию. Оставалась надежда только на помощь Москвы.

В августе 1653 г. «Гетман славного войска Запорожского и всее по обеим сторонам Днепра сущей Украины [окраины] Малороссийской» Богдан Хмельницкий еще раз писал Царю через посла: «Иному неверному царю служити не хочем; только тебе, великому Государю православному, бьем челом, чтоб твое царское величие не оставил нас. Король Польский со всей силою лятской идет на нас, погубити хотят веру православную, церкви святые, народ православный христианский из Малыя сия России» (Акты Южной и Западной России, т. ХIII).

1 октября 1653 г. Земский собор в Москве после некоторых дискуссий принял решение о воссоединении Малороссии с Россией и объявлении войны Польше. Решение о воссоединении было единогласно одобрено 8 января 1654 г. .

Хмельницкий умер 27 июля 1657 г. от апоплексии. Похоронен в селе Субботове (ныне Чигиринского уезда), в построенной им самим каменной церкви, существующей до настоящего времени.

(настоящее имя - Зиновий)

(1595-1657) украинский военный и государственный деятель

В своей жизни Богдан Михайлович Хмельницкий нередко оказывался перед выбором - сделать блестящую военную карьеру или остаться в тени, но приобрести славу народного заступника. Он неизменно предпочитал второе, полагая, что военная слава придет к нему сама.

Богдан Хмельницкий родился на родовом хуторе Суботов, который находился вблизи украинского города Чигирина. Его отец был сотником в реестровом казацком войске Речи Посполитой, как тогда называли Польшу.

Мальчик рос в обеспеченной семье. Грамоте его научил священник из соседнего села, а уже потом отец отвез Богдана во Львов и отдал его в иезуитскую коллегию. Там мальчик изучал риторику, историю, иностранные языки и числился среди первых учеников. Благодаря феноменальной памяти он освоил латинский, польский и турецкий языки и впоследствии не раз поражал своих оппонентов знанием истории и философии.

После окончания курса Богдан Хмельницкий возвращается домой и вскоре вместе с отцом отправляется в Запорожскую Сечь. Там он осваивает военное дело и вскоре становится помощником отца.

Вместе с отцом Богдан несколько раз участвовал в набегах на турецкое побережье Черного моря. В 1620 году он становится участником сражения с турками под Цецорой. Тогда запорожское войско было разбито турками, Михаил Хмельницкий погиб, а Богдан попал в плен. Вместе с остальными запорожцами его направили гребцом на галеру.

Капитан судна заметил юношу, бегло говорившего по-турецки, и сделал его своим переводчиком - толмачом. Перемена в судьбе помогла Хмельницкому избежать медленной смерти от постоянного переутомления. В свите турецкого капудан-паши Богдан пробыл целых два года, но он не собирался оставаться здесь навсегда. Воспользовавшись свободой перемещения, он совершил побег и вернулся в Запорожскую Сечь, где вскоре стал одним из командиров казацкого войска.

В начале тридцатых годов Богдан Хмельницкий несколько раз совершал дерзкие нападения на турецкие гарнизоны, возвращаясь в Сечь с освобожденными пленными и богатой добычей. Его стали считать спасителем запорожцев.

В 1637 году Богдан Михайлович Хмельницкий становится войсковым писарем, т. е. занимает одну из высших должностей в руководстве казацких войск. Официально он находился на службе у польского короля, но фактически все свои силы отдавал борьбе с ненавистными врагами.

Во время антипольского восстания казаков 1638 года, Богдан Хмельницкий возглавил запорожцев. После поражения восстания он был лишен должности и с большим понижением переведен в Чигиринские сотники. Некоторое время он даже не мог покидать свой хутор. Однако авторитет Хмельницкого среди запорожцев был так высок, что поляки не только побоялись подвергать его репрессиям, но даже предложили ему перейти к ним на военную службу.

Такое предложение сулило Богдану Хмельницкому блестящую карьеру. Но он отказался от него и продолжал жить в своем хуторе. Он понимал, что еще не настало время для решающего наступления. Его хутор стал своеобразным штабом, куда съезжались казацкие старшины для подготовки к новому выступлению против поляков.

Хмельницкому долго удавалось скрывать свои планы, поляки только в середине сороковых годов поняли, что он стал признанным вождем запорожских казаков. Несколько раз к нему подсылали наемных убийц, и тогда по совету друзей он стал носить под верхней одеждой кольчугу, а под казацкой шапкой - железный шлем.

В 1647 году поляки наконец приняли решение об аресте Богдана Хмельницкого, на хутор направили военный отряд под командованием Чаплинского, но Хмельницкого они там уже не застали: его успели предупредить. Тогда отряд в назидание всем остальным сжег его хутор.

С этого времени Богдану Хмельницкому пришлось скрываться в Запорожской Сечи, которая начала освободительную войну с Польшей. Весной 1648 года он возглавил казацкие войска и разгромил шеститысячный авангард польских войск, которым командовал сын гетмана С. Потоцкого. А уже через десять дней около города Корсунь нанес поражение основным польским войскам и захватил Потоцкого в плен.

Серьезные поражения шляхетских войск воодушевили казаков, и казацкое восстание переросло в настоящую народную войну. К войску Богдана Хмельницкого начали присоединяться отряды крестьян и жителей небольших городов. Судьба благоприятствовала Хмельницкому, он одерживал одну победу за другой.

В сентябре Богдан Михайлович Хмельницкий наголову разбил новое польское войско под Пилявцами. Сражение продолжалось в течение нескольких дней и завершилось победой благодаря умелому маневру Богдана Хмельницкого. Казакам удалось захватить весь польский обоз.

Пройдя по Правобережной Украине, Хмельницкий во главе восьмидесятитысячного войска вошел в Киев, где гетмана встретили как освободителя от иноземного гнета. Занимаемая им должность гетмана означала признание его главнокомандующим всех войск.

Вместе с тем полководец понимал, что для успешного завершения войны с Польшей необходимо добиться поддержки России. Обосновавшись в Киеве, он сразу же отправил посольство в Москву к царю Алексею Михайловичу. В специальной грамоте Богдан Хмельницкий просил принять запорожских казаков под царскую руку.

Однако московское правительство долго не решалось принять предложение Хмельницкого. Союз с Украиной означал немедленное начало войны с Польшей, но вести ее Россия тогда не могла.

Богдан Хмельницкий также понимал, что необходима небольшая передышка для подготовки к новым выступлениям. Пользуясь своей силой, он заключает временное соглашение с поляками и направляет послов на юг к крымскому хану Ислам-Гирею. Хотя тот и был связан договором с польским королем, но испугался мощи казаков и заключил с ними соглашение о военном союзе.

В 1649 году крымские и казацкие войска разбили поляков в Зборовском сражении. Кавалерия украинцев и татар неожиданно напала на поляков во время переправы и обратила их в бегство. Казалось, что новое поражение поляков неминуемо. Но крымский хан испугался такого развития событий и внезапно вывел свои войска из сражения, заключив тайный договор с польским королем Яном Казимиром.

Продолжение борьбы могло вызвать огромные человеческие жертвы, поэтому Хмельницкий вступает в переговоры с поляками и добивается подписания выгодного для себя Зборовского мирного договора. По нему запорожское войско получало признание как самостоятельная военная сила, в его распоряжение отходила Правобережная Украина. Казаки также добились увеличения реестровой численности войска с шести до сорока тысяч человек.

Внешне договор был выгоден казакам, но Богдан Михайлович Хмельницкий понимал, что набеги все равно будут продолжаться. И поляки, и запорожцы продолжали готовиться к новым схваткам.

В феврале 1651 года поляки первыми нарушили перемирие, разгромив отряд полковника Данилы Нечая в местечке Красном. Гибель Нечая в бою превратила его в народного героя.

Уже в июле 1650 года украинское и польское войска сошлись в решающем сражении под Берестечком. Теперь в распоряжении Богдана Хмельницкого оказалась огромная сила: его войско насчитывало 150 тысяч человек. Правда, 50 тысяч из них составляли татары, которыми командовал Ислам-Гирей. При первой же возможности он опять бежал с поля сражения, после чего преимущество перешло к полякам. Войска Хмельницкого были разгромлены, сам гетман попал в плен.

Однако поляки побоялись его казнить, а спустя некоторое время ему удалось бежать. Правда, за свою свободу он заплатил высокую цену. В сентябре 1651 года гетман был вынужден подписать новый договор с поляками, по которому к ним переходили все завоеванные запорожцами земли.

В борьбе запорожцев с поляками наступил критический момент. Богдан Хмельницкий развивает бурную дипломатическую и военную деятельность. Он направляет новое посольство в Москву и одновременно организует военные походы против поляков. Трезвомыслящий политик, он понимал, что только постоянная военная активность может убедить московское правительство, что запорожцы представляют реальную политическую силу.

1 октября 1653 года земский собор в Москве наконец решил признать запорожское войско и принять его в подданство Алексея Михайловича. Одновременно Россия начала войну с поляками.

В начале 1654 года на Украину была направлена делегация в составе боярина Бутурлина, окольничего Алферьева и думного дьяка Лопухина. И в январе того же года в городе Переяславе состоялась Тайная Рада (собрание) казацких старшин.

Казаки подтвердили свое намерение перейти в подданство России, и на круге (общем собрании войска) одобрили решение старшин. После этого им вручили соответствующую жалованную грамоту. По ней запорожцы получали широкую автономию, а вся Украина объявлялась частью Российского государства. Для России это был важный шаг, поскольку она впервые получала сильного союзника на южных границах. Союз с Россией был выгоден и Хмельницкому, поскольку казаки получали сильного покровителя.

Вместе с русскими войсками его армия начала войну с поляками. После освобождения Смоленска и ряда белорусских городов объединенная армия под командованием Хмельницкого и В. Шереметева вышла на Украину. Кампания завершилась походом на Львов.

Поляки были вынуждены заключить мирный договор и признать независимость завоеванных запорожцами земель. Одновременно Богдан Хмельницкий заключил договор с крымским ханом, по которому тот обязался не нападать на запорожцев и не воевать против них в союзе с другими странами.

После окончания военных дел, Богдан Михайлович Хмельницкий удалился на свой хутор, где и провел оставшуюся часть жизни. О личной жизни гетмана известно немного. Но мы знаем, что он был женат и имел двух сыновей. Старший сын Юрий также стал военачальником и некоторое время был гетманом Украины. Но это произошло уже через несколько лет после смерти его отца.

Героическая фигура гетмана неоднократно привлекала внимание писателей и кинематографистов. Наиболее крупное произведение, в котором воссоздан его образ, - роман Н. Рыбака «Переяславская Рада» (1948-1953). В 1999 году режиссер Николай Засеев-Руденко экранизировал этот роман, а на роль Хмельницкого пригласил известного артиста В. Ланового.

В истории каждого народа есть личности, роль и значение которых в становлении государственности сложно переоценить. Для Украины такой фигурой, несомненно, является гетман Войска Запорожского Богдан Хмельницкий . При жизни его называли «Великим гетманом, данным от Бога», «творцом украинской казацкой республики».

И казак, и шляхтич

Зиновий Богдан Хмельницкий родился на хуторе Суботов у города Чигирина в семье зажиточного казачьего сотника Михаила Хмельницкого , управляющего поместьем крупного польского магната. Юный Богдан начал обучение в киевской братской школе, а после её окончания поступил в Иезуитский коллегиум в Ярославе, а потом и во Львове.

Что характерно, получив прекрасное образование и в совершенстве овладев польским языком и латынью, Хмельницкий не перешёл в католичество и остался верен отцовской вере — православию. Как он напишет позже, западные христиане «не смогли добраться до самых недр его души».

Впрочем, кроме родного языка, латыни, польского, французского, а позже и турецкого, Хмельницкий прекрасно овладел ораторским искусством и риторикой. С такими знаниями и проницательным умом юноша мог бы служить в суде или при дворе крупного шляхтича, однако амбициозный молодой человек отправился прямо в Запорожскую Сечь, где была возможность сделать неплохую военную карьеру. Его заметил атаман казаков Пётр Конашевич Сагайдачный и стал брать в походы.

Турецкий плен и освобождение

Хмельницкий участвовал в польско-турецкой войне 1620-1621 годов, во время которой в битве под Цецорой был убит его отец. Сам же Богдан попал в турецкий плен. На свободе Хмельницкий оказался лишь через два года. По одной из версий, он был выкуплен родственниками, по другой — бежал.

Так или иначе, после освобождения будущий гетман вернулся в Суботов и был зачислен в реестровое казачество. Хмельницкий активно участвовал в морских походах запорожцев. Можно сказать, что кульминацией этого периода стал 1629 год, когда казакам удалось захватить предместья турецкой столицы.

Мирная и сытая чигиринская жизнь

После долгого пребывания на Запорожье Хмельницкий вернулся в Чигирин. Военные трофеи сделали его богатым человеком и сулили сытую жизнь состоятельного помещика на родине — так же как и отец, он стал сотником чигиринским. На ряду с успехами на боевом поприще удача сопровождала его и в делах сердечных: он женился по любви на Анне Сомковне (Ганна Сомко) и обзавёлся шестью детьми.

Писарь Войска Запорожского

Карьера Хмельницкого стремительно шла в гору. Он становится писарем Войска Запорожского, а затем — послом казаков при дворе польского короля Владислава IV.

Когда началась война Речи Посполитой с Россией, Хмельницкий участвовал в осаде поляками Смоленска в 1634 году. В 1635 году в одной из стычек под Москвой за проявленную храбрость и спасение короля от русского плена он даже получил ценную и знаковую награду — золотую саблю.

К тому моменту Хмельницкий овдовел и подумывал жениться снова.

Польское предательство

Переломным моментом в жизни казака стало событие, произошедшее в 1646 году. Когда он был в отъезде, польский шляхтич Данило Чаплинский , его давний враг, разграбил хутор Суботов, засёк до смерти младшего сына Хмельницкого и увёз женщину, с которой тот собирался венчаться.

Будущий предводитель казаков обратился в суд, но тот не принял жалобу чигиринского сотника. «Как это так — вооружённые бравые казаки сами не могут отстоять своих прав?!» — вопрошал король Владислав.

Справедливость с оружием в руках

Отчаявшись отстоять свои права мирным путём, Хмельницкий тайно собрал казаков и сообщил им о намерении искать справедливости с оружием в руках. Казаки поддержали его и в 1648 году провозгласили своим гетманом. Украина же стала называться Гетманщиной.

Впоследствии под знамёнами Хмельницкого собралось небывалое по численности войско — до 100 тысяч человек. Это стало началом войны запорожцев за независимость. Вместе с татарами им удалось одержать ряд блистательных побед над поляками: под Жёлтыми Водами, Корсунем и Збаражем. Глядя на такие успехи, крестьяне и горожане бросали свои жилища, организовывали отряды и устраивали дикие погромы. Это вызвало шок у Речи Посполитой и удивление за рубежом. Одна из английских газет писала: «Польша в пыли и крови пала под ногами казаков».

В 1649 году Киев, куда въехал Хмельницкий, приветствовал победителя, как приветствовали князей Древней Руси. Его называли «Моисеем», «спасителем и освободителем народа руського». Иерусалимский патриарх Паисий в Софиевском соборе отпустил все настоящие и будущие грехи Хмельницкого и под пушечные выстрелы благословил на войну с поляками.

Въезд Богдана Хмельницкого в Киев. Картина Николая Ивасюка, конец XIX века. Источник: Public Domain

Зборовский мир

И всё же полная независимость от Польши так и не была достигнута. В июне 1651 года, проиграв сражение под Берестечком, казаки заключили мир на кабальных условиях — так называемый Зборовский договор, который оставлял незатронутыми социальные порядки, господствовавшие на Украине: сохранял шляхту и холопов.

Результатами войны стали огромные потери украинского населения. Многие были пленены и проданы в рабство. В конце 1648 года число пленных было столь большим, что неслыханно упали цены: татары порой меняли людей на щепотку табака. В ранее процветающих местах наступил голод. Москва, сочувствуя единоверцам, отменила таможенные сборы на завоз хлеба на Украину, а турецкий султан, в свою очередь, снял пошлины при торговле в османских портах. Подошли эпидемии. «От Днестра до Днепра люди падают, лежат, как дрова», «не было милосердия между людьми», — говорилось в казацкой летописи Самовидца.

Переяславская рада

Хмельницкий смог ясно убедиться, что Гетманщина не может бороться в кровавой войне одними своими силами — ей была необходима протекция какого-либо из государств. Он выбрал Москву и, таким образом, пришёл к знаковому и важному событию: объединению двух братских народов. Причём выбор этот был не столько сделан самим гетманом, сколько являлся волеизъявлением всей Гетманщины.

Итак, 8 января 1654 года в Переяславле была собрана рада, на которой после речи Хмельницкого, указывавшего на необходимость для Украины выбрать кого-нибудь из четырёх государей: султана турецкого, хана крымского, короля польского или царя московского — и отдаться в его подданство, народ единодушно закричал: «Волим под царя московского, православного!».

Памятник Богдану Хмельницкому в Киеве. Фото: www.globallookpress.com

Смерть Великого гетмана

Богдан Хмельницкий умер 27 июня 1657 года. Он считал, что будущее Украины — в развитии сельского хозяйства, признал за крестьянами право на переход в казачество и наследование земли. Примечательно, что, не допустив возобновления крупного панского землевладения, сам Хмельницкий не только не захватил себе ни одного поместья, но и активно препятствовал разграблению земель, с которых были изгнаны паны.

Хмельницкий был похоронен в родном Суботове. Ненависть поляков к Великому гетману была так велика, что шляхтичи надругались над его прахом. Никто так и не смог при жизни победить гетмана Войска Запорожского, человека, во многом предопределившего вектор развития всей Восточной Европы.