Щи

Щи - основное жидкое горячее блюдо на русском столе вот уже более тысячелетия. Оно устойчиво сохранялось в разные эпохи, хотя вкусы менялись, и никогда не знало социальных преград, его употребляли все слои населения. Разумеется, щи были не для всех одинаковыми: одни, более полные по составу, так и назывались - «богатые», про другие говорили - «пустые», так как их порой варили из одной капусты да лука. Однако при всех многочисленных вариациях от «богатых» до «пустых» и при всех региональных (областных) разновидностях щей всегда сохранялся традиционный способ их приготовления и связанный с ним вкус и аромат. Огромное значение для создания неповторимого вкуса щей имело то, что они приготовлялись, а затем томились (настаивались) в русской печи. Не истребимый ничем аромат щей - «щаной дух» - всегда стоял в русской избе. Со значением щей в повседневной жизни были связаны русские поговорки: «Щи - всему голова», «Щи да каша - пища наша» и др.
Поразительное долголетие щей можно объяснить, пожалуй, их неприедаемостью. Щи не надоедают при частом употреблении. Их можно есть чуть ли не ежедневно в любое время года.
Щи в их наиболее полном варианте состоят из шести основных компонентов: капусты (или заменяющей ее ведущей овощной массы), мяса (или, в очень редких случаях, рыбы, грибов - сушеных или соленых), кореньев (моркови, корня петрушки), пряной заправы (лука, сельдерея, чеснока, укропа, перца, лаврового листа) и кислой заправы (сметаны, яблок, капустного рассола). Из этих шести компонентов первый и последний, т. е. овощная ведущая масса и кислая заправа, совершенно обязательны. Самые простые щи могут состоять только из них, продолжая оставаться щами.
Что касается ведущей овощной массы в щах, то чаще всего ею бывает капуста - свежая или квашеная. Но это отнюдь не означает, что щи - это суп с капустой. Признаком щей является кислота, создаваемая чаще всего рассолом квашеной капусты (либо в составе капусты, либо в чистом виде) или, вместо нее, щавелем (зеленые щи), разваром зеленых, диких или антоновских яблок, солеными грибами, а также сметаной (в щах из свежей капусты). Вот почему капусту можно заменять в щах различной зеленой, кислой или нейтральной массой (щавелем, снытью, крапивой, борщевиком - в так называемых зеленых борщевых щах), а также овощной нейтральной массой, хорошо впитывающей кислоту (репой или редькой - в так называемых репяных щах).
Технология приготовления всех видов щей одинакова. Вначале отдельно с кореньями и луком отваривают мясо или грибы. Затем в готовый бульон добавляют капусту или ее заменители и кислоту. Если для щей используют кислую капусту, то ее варят отдельно от мясного бульона и соединяют с ним после его готовности. В обоих случаях лишь после разваривания овощной массы до необходимой мягкости добавляют соль и пряную заправку. Сметаной заправляют готовые щи, чаще всего во время их подачи.
Первоначально в щи вводили еще и мучную заправку (вместе с капустой), чтобы сделать бульон щей более плотным. Это было принято обычно в западных и южных областях России. Однако такая заправка ухудшает вкус щей, огрубляет их аромат. Поэтому с появлением картофеля в целях крахмализации бульона в щи стали добавлять одну-две картофелины - в целом виде, до закладки капусты и кислой основы. Причем часто картофель затем изымают из щей, так как от кислоты он затвердевает. Уплотнению консистенции бульона в постных и зеленых щах способствует также добавление небольшого количества крупы, обычно гречневой (1 ст. ложка на всю кастрюлю), которая полностью разваривается.
Чем проще овощной состав щей, чем постнее они, тем больше умения требуется для их приготовления. Настоящие щи немыслимы без пряной заправы, которая играет немалую роль в создании «щаного духа». Прежде всего огромное значение имеет внесение лука в щи. Наилучшим способом является его двойная закладка: первый раз - целой луковицей вместе с мясом, кореньями и грибами (затем эту луковицу вынимают) и второй раз - мелко нарезанным луком (крошеным) вместе с капустой. В щи нельзя вносить пережаренный отдельно на масле лук - в таком виде он не свойствен настоящим щам.
Точно так же дважды вносят в щи и другую пряную заправу - петрушку и сельдерей: первый раз - корешком, который вынимают затем вместе с луковицей, вторично - в конце варки, в виде зелени. Остальные пряности - лавровый лист, черный перец горошком (раздавленный), укроп и чеснок - вносят так: первые два вида - за 15 мин до готовности, вторые два - вместе с зеленью петрушки в конце варки. После этого щи должны обязательно постоять под крышкой, помлеть, чтобы настояться, минут 10-15 как минимум. Именно в это время щи «доходят до настоящего вкуса»: капуста становится мягкой, кислота и аромат пряностей передаются овощам. Поэтому прежде оставляли щи млеть и томиться после приготовления в легком духу русской печи, где они не остывали, или же отставляли на край плиты, где тепло сохранялось, но кипение прекращалось. Особенно нуждаются в этом щи из кислой капусты. Их хорошо ставить в слабо нагретую духовку на 10-15 мин, а то и более. Иногда настаивание щей может длиться несколько часов (от 12 до 24), отчего они приобретают лучший и более своеобразный вкус. Такие щи называются суточными, их готовят загодя, за сутки.
Наконец, надо обратить внимание еще на два обстоятельства, влияющие на качество щей, - это выбор мяса и подбелка или забелка. На щи идет говядина, преимущественно жирная - грудинка, тонкий и толстый край, огузок. Для создания особого запаха к говядине можно добавлять небольшое количество ветчины: десятую - восьмую (а на юге России даже третью) часть от массы говядины. При этом говядину в щах всегда отваривают целым куском, а ветчину измельчают. Только в сборных щах измельчению подвергают все мясные компоненты. Щи из одной свинины, встречающиеся главным образом в пограничных с Украиной областях России, не типичны для русской кухни. То же можно сказать и о встречающихся в отдельных областях России щах с рыбой вместо мяса. Для таких щей когда-то непременно требовались особый подбор рыб (сочетание соленой красной - белужины и осетрины с речной - окунями, карасями и линями) и их раздельная тепловая обработка. Приготовление щей с другой рыбой дает не столь вкусное блюдо, которое потому и не получило распространения.
Что касается забелки, то хорошие щи не могут обойтись без нее. Роль забелки и одновременно подкислителя обычно выполняет сметана. Иногда сметану заменяют простоквашей или просто молоком. В богатых щах из кислой капусты забелкой служит смесь сметаны и сливок в пропорции 4:1. Это очень вкусная забелка.
Несколько слов о консистенции щей. Щи всех видов могут быть густыми либо жидкими, в зависимости от соотношения воды и массы вложенных продуктов. Когда-то идеальными считались густые щи, в которых «ложка стоит», или «щи с горкой», т. е. когда кусок мяса возвышается над поверхностью налитой в тарелку жидкости и гущи. Наши рецепты рассчитаны на щи более чем средней густоты; это означает, что количество жидкости на 1 порцию не должно превышать 350 мл. Холодной воды надо заливать не более 2 л на 4 порции, а лучше 1,5 л, чтобы готовый бульон составлял 1,25-1 л (после выкипания). Варить следует 2 ч. Пряности вносят в щи за 5-10 мин до готовности.
Едят щи обычно с черным ржаным хлебом.


. В.В. Похлебкин . 2005 .

Щи - это мясной суп, не обычный непозволительно скверный
мясной суп, а чудесное русское кушанье с наваром из различных
сортов мяса, с яйцом, сметаной и зеленью. Собственно говоря,
мне кажется, немыслимо есть что-либо после щей.

Кнут Гамсун

История русских щей насчитывает многие века. Считается, что они появились в национальной кухне еще в IX веке, когда капуста была завезена из Византии. Старинные источники называют несколько наименований щей: шти, шти капустны, шти борщовы, шти репяны.

Быстро завоевав популярность во всех слоях населения, они заняли одну из ведущих позиций в трапезе. Поначалу это было вегетарианское культовое блюдо (на овощном или грибном отваре), но затем из него сделали и скоромное, добавляя мясной или рыбный бульон. В зависимости от состава ингредиентов щи были либо «богатыми», либо «пустыми».

У бедного люда, которому редко доводилось отведать мясную пищу, в щи при случае добавляли растолченное сало. Но случалось, что приходилось варить их только с капустой и луком. По весне добавляли сушеные грибы или «окостки» - обрезки мяса с костей. Такие щи назывались «сборными». Или же к ним подавали наряду с традиционной гречневой кашей «голяшку да пазанку», т.е. говядину «второго разбору» - те же окостки. Да, вот еще одна особенность старинных щей: для густоты в них добавляли ржаную муку. Картофель в щах появился в XVII веке, а до этого в них при желании и наличии клали репу.

Изысканный вариант щей для гурманов предусматривал свежую или квашеную капусту («белые щи» готовились из соответствующих капустных листьев, «серые» - из зеленых), мясо (говяжью грудинку, свинину, птицу, включая потрошки) или «благородную рыбу» (например, осетрину либо головизну), грибы (свежие, сушеные или маринованные), коренья (морковь, петрушку, сельдерей и т.п.), пряности (зелень петрушки, сельдерея, укропа, лук, черный перец, чеснок и лавровый лист), кислую заправку (капустный рассол или зеленые яблоки, щавель, а то и квас), «подболтку» или «забелку» (сметану в чистом виде либо в смеси со сливками).

Лук добавляли дважды: сначала в мясной навар (в сыром виде), а затем - в овощной (предварительно обжарив до золотистого цвета), который варился отдельно от мясного. Коренья резали кружочками или, как тогда говорили, «копеечками». А мясо после двух часов варки одним куском вынимали из бульона и перекладывали к капустному еще на полчаса, и только потом соединяли этот самый мясной бульон с остальным содержимым готовящегося блюда.

Солили минут за 10 до окончания варки, тогда же добавляли пряности. К богатым щам подавали выпечку (ушки из обжаренных блинчиков с начинкой, например, грибной), перепечи (ватрушки из пресного теста со свежими или маринованными грибами, печенью, яйцом с луком, картофелем, мясом и т.д.), а также няню - бараний желудок, фаршированный гречневой кашей.

Кто только из знаменитостей не воздавал хвалу щам: Михайло Иванович Ломоносов, Денис Иванович Фонвизин, государи российские Петр I, Александр III, Николай II! С легкой руки Александра Васильевича Суворова разошлась по России-матушке знаменитая фраза: «Щи да каша - пища наша».

Писатель Глеб Успенский оставил нам свидетельство о том, что московский трактир «Арсентьич», располагавшийся в Черкасском переулке во второй половине XIX века (между прочим, один из самых степенных в городе - здесь никогда не случалось скандала или дебоша), был знаменит своими наивкуснейшими щами с головизной.

И вот еще один прелюбопытнейший факт: в XVIII - XIX веках щи в студеную зимнюю пору… морозили и брали с собой в дорогу в виде больших ледяных кругов, а потом рубили топором, укладывали в котел, разогревали и ели. Еще Владимир Иванович Даль отмечал, что замороженные, а потом разогретые щи вкуснее свежеприготовленных. Надо же! Оказывается, не только суточные щи улучшают вкус этого супа!

Щи - общепризнанное национальное русское блюдо, о котором народ сложил (но о них поговорим отдельно). На щи зазывали гостей, они были знаком гостеприимства. И одним из главных достоинств, наряду со вкусом и полезностью, признается то, что суп этот не «приедается». А потому и до сих пор трудно представить себе соотечественника, который обходился бы без него. И даже песенка есть шутливая у «Сектора Газа» со словами:

…Знаешь мать, с тобой мне хорошо, но решил жениться я ещё,
Ты мне, мать, невесту подыщи, чтоб она варить умела щи,
Я без щей и дня не проживу, в жёны даже дуру я возьму,
Пусть она кривая и в прыщах, лишь бы разбиралась она в щах.

Припев:
Возьми мясо и хрящи, навари крутые щи,
Ты чугун прополощи и вари в чугуне щи,
Кидай больше овощей - не могу я жить без щей,
Чтоб я толстый был ваще, навари мне русских щей!

Мать, иди сюда - чего скажу, в армию я, мама, ухожу,
Мне повестка только что пришла, ну, вот, опять ты плакать начала,
Хорошо служить я буду, мать, буду все приказы выполнять,
Ну, а если не дадут мне щей, убягу из армии ваще.
Припев.
И раньше щи готовили по-разному, и сейчас. В современной кулинарии насчитывается несколько десятков рецептов.

Семья

Зоя Анатольевна Космодемьянская родилась 13 сентября 1923 года в селе Осино-Гай (село в различных источниках именуется также как Осинов Гай или Осиновые Гаи, что означает «осиновая роща» ) Гавриловского района Тамбовской области , в семье потомственных местных священников .

Дед Зои, священник Знаменской церкви села Осино-Гай Пётр Иоаннович Козьмодемьянский , был схвачен большевиками в ночь на 27 августа 1918 года и после жестоких истязаний утоплен в Сосулинском пруду. Труп его был обнаружен лишь весной 1919 года , священник был похоронен рядом с церковью, которая была закрыта коммунистами, несмотря на жалобы верующих и их письма во ВЦИК в 1927 году

Отец Зои Анатолий учился в духовной семинарии, но не окончил её; женился на местной учительнице Любови Чуриковой.

Зоя болела нервным заболеванием с г., когда переходила из 8-го в 9-й класс… У неё… было нервное заболевание по той причине, что её ребята не понимали. Ей не нравилось непостоянство подруг: как иногда бывает, - сегодня девочка поделится своими секретами с одной подругой, завтра - с другой, эти поделятся с другими девочками и т.д. Зоя не любила этого и часто сидела одна. Но она переживала всё это, говорила, что она одинокий человек, что не может подобрать себе подругу.

Плен, пытки и казнь

Казнь Зои Космодемьянской

Внешние изображения
Зою Космодемьянскую ведут на казнь 2.
Тело Зои Космодемьянской.

Боевая подруга Зои Клавдия Милорадова вспоминает, что во время опознания трупа на Зоиных руках была запёкшаяся кровь, ногтей не было . У мертвого тела кровь не течет, значит, при пытках Зои были также вырваны ногти.

В 10:30 следующего утра, Космодемьянскую вывели на улицу, где уже была сооружена виселица ; на грудь ей повесили табличку с надписью «Поджигатель домов». Когда Космодемьянскую подвели к виселице, Смирнова ударила её по ногам палкой, крикнув: «Кому ты навредила? Мой дом сожгла, а немцам ничего не сделала…» .

Саму казнь одна из свидетельниц описывает следующим образом:

До самой виселицы вели её под руки. Шла ровно, с поднятой головой, молча, гордо. Довели до виселицы. Вокруг виселицы было много немцев и гражданских. Подвели к виселице, скомандовали расширить круг вокруг виселицы и стали её фотографировать… При ней была сумка с бутылками. Она крикнула: «Граждане! Вы не стойте, не смотрите, а надо помогать воевать! Эта моя смерть - это моё достижение». После этого один офицер замахнулся, а другие закричали на неё. Затем она сказала: «Товарищи, победа будет за нами. Немецкие солдаты, пока не поздно, сдавайтесь в плен». Офицер злобно заорал: «Русь!». «Советский Союз непобедим и не будет побеждён», - всё это она говорила в момент, когда её фотографировали… Потом подставили ящик. Она без всякой команды стала сама на ящик. Подошёл немец и стал надевать петлю. Она в это время крикнула: «Сколько нас ни вешайте, всех не перевешаете, нас 170 миллионов. Но за меня вам наши товарищи отомстят». Это она сказала уже с петлёй на шее. Она хотела ещё что-то сказать, но в этот момент ящик убрали из-под ног, и она повисла. Она взялась за верёвку рукой, но немец ударил её по рукам. После этого все разошлись.

В «Акте опознания трупа» от 4 февраля 1942 года , проведённого комиссией в составе представителей ВЛКСМ, офицеров Красной Армии, представителя РК ВКП(б), сельсовета и жителей села, об обстоятельствах гибели на основании показаний очевидцев обыска, допроса и казни установлено, что комсомолка Космодемьянская З. А. перед казнью произнесла слова призыва: «Граждане! Не стойте, не смотрите. Надо помогать воевать Красной Армии, а за мою смерть наши товарищи отомстят немецким фашистам. Советский Союз непобедим и не будет побеждён». Обращаясь к немецким солдатам, Зоя Космодемьянская сказала: «Немецкие солдаты! Пока не поздно, сдавайтесь в плен. Сколько нас не вешайте, но всех не перевешаете, нас 170 миллионов» .

Тело Космодемьянской провисело на виселице около месяца, неоднократно подвергаясь надругательствам со стороны проходивших через деревню немецких солдат. Под Новый 1942 год пьяные немцы сорвали с повешенной одежду и в очередной раз надругались над телом, исколов его ножами и отрезав грудь. На следующий день немцы отдали распоряжение убрать виселицу, и тело было похоронено местными жителями за околицей деревни .

Впоследствии Космодемьянская была перезахоронена на Новодевичьем кладбище в Москве.

Распространена версия (в частности, это было упомянуто в фильме «Битва за Москву»), согласно которой, узнав о казни Зои Космодемьянской, И. Сталин приказал солдат и офицеров 332-го пехотного полка вермахта в плен не брать, а только расстреливать. Командир полка подполковник Рюдерер был захвачен фронтовыми чекистами, осуждён и по приговору суда позднее расстрелян. .

Посмертное признание подвига

О судьбе Зои стало широко известно из статьи Петра Лидова «Таня», опубликованной в газете «Правда » 27 января 1942 года . Автор случайно услышал о казни в Петрищеве от свидетеля - пожилого крестьянина, которого потрясло мужество неизвестной девушки: «Её вешали, а она речь говорила. Её вешали, а она всё грозила им…». Лидов отправился в Петрищево, подробно расспросил жителей и на основе их расспросов опубликовал статью. Её личность была вскоре установлена, об этом сообщила «Правда» в статье Лидова от 18 февраля «Кто была Таня»; ещё раньше, 16 февраля , был подписан указ о присвоении ей звания Героя Советского Союза (посмертно).

Во время и после перестройки, на волне антикоммунистической критики, в печати появлялась и новая информация о Зое. Как правило , она основывалась на слухах, не всегда точных воспоминаниях очевидцев, а в некоторых случаях - и на домыслах, что, впрочем, было неизбежно в ситуации, когда документальная информация, противоречащая официальному «мифу», продолжала держаться в секрете или только-только рассекречивалась. М. М. Горинов писал по поводу этих публикаций, что в них «отразились некоторые факты биографии Зои Космодемьянской, замалчивавшиеся в советское время, но отразились, как в кривом зеркале, - в чудовищно искажённом виде» .

Исследователь М. М. Горинов, опубликовавший в академическом журнале «Отечественная история» статью о Зое, к версии о шизофрении относится скептически, однако сообщения газеты отнюдь не отвергает, но лишь обращает внимание, что их утверждение о подозрении на шизофрению выражено в «обтекаемой» форме.

Версия о предательстве Василия Клубкова

В последние годы существует версия, что Зою Космодемьянскую предал её товарищ по отряду, комсорг Василий Клубков. Она основывается на материалах дела Клубкова, рассекреченных и опубликованных в газете «Известия » в 2000 году . Клубков, явившийся в начале 1942 года в свою часть, заявил, что он был взят в плен немцами, бежал, снова был схвачен, снова бежал и сумел добраться до своих. Однако на допросах изменил свои показания и заявил, что был схвачен вместе с Зоей и выдал её, после чего согласился сотрудничать с немцами, прошёл обучение в разведшколе и был отправлен с разведывательным заданием.

Уточните обстоятельства, при которых вы попали в плен? - Подойдя к определённому мне дому, я разбил бутылку с «КС» и бросил её, но она не загорелась. В это время я увидел невдалеке от себя двух немецких часовых и, проявив трусость, убежал в лес, расположенный в метрах 300 от деревни. Как я только прибежал в лес, на меня навалились два немецких солдата, отобрали у меня наган с патронами, сумки с пятью бутылками «КС» и сумку с продзапасами, среди которых также был литр водки. - Какие показания вы дали офицеру немецкой армии? - Как меня только сдали офицеру, я проявил трусость и рассказал, что нас всего пришло трое, назвав имена Крайнева и Космодемьянской. Офицер отдал на немецком языке какое-то приказание немецким солдатам, они быстро вышли из дома и через несколько минут привели Зою Космодемьянскую. Задержали ли они Крайнева, я не знаю. - Вы присутствовали при допросе Космодемьянской? - Да, присутствовал. Офицер у неё спросил, как она поджигала деревню. Она ответила, что она деревню не поджигала. После этого офицер начал избивать Зою и требовал показаний, но она дать таковые категорически отказалась. Я в её присутствии показал офицеру, что это действительно Космодемьянская Зоя, которая вместе со мной прибыла в деревню для выполнения диверсионных актов, и что она подожгла южную окраину деревни. Космодемьянская и после этого на вопросы офицера не отвечала. Видя, что Зоя молчит, несколько офицеров раздели её догола и в течение 2 - 3 часов сильно избивали резиновыми палками, добиваясь показаний. Космодемьянская заявила офицерам: «Убейте меня, я вам ничего не расскажу». После чего её увели, и я её больше не видел.

Клубков был расстрелян за измену Родине 16 апреля 1942 года. Его показания, как и сам факт его присутствия в деревне во время допроса Зои, не находят подтверждения в других источниках. К тому же показания Клубкова путаны и противоречивы: он то говорит, что Зоя при допросе у немцев назвала его имя, то говорит, что не называла; заявляет, что не знал фамилии Зои, а затем утверждает, что назвал её по имени и фамилии, и т. д. Даже деревню, где погибла Зоя, он называет не Петрищево, а «Пепелище» .

Исследователь М. М. Горинов предполагает, что Клубкова заставили оговорить себя либо из карьерных соображений (чтобы получить свою долю дивидендов с разворачивавшейся пропагандистской кампании вокруг Зои), либо из пропагандистских (чтобы «оправдать» попадание Зои в плен, недостойное, согласно тогдашней идеологии, советского бойца). Впрочем, в пропагандистский оборот версия предательства так и не была запущена.

Награды

  • Медаль «Золотая Звезда» Героя Советского Союза (16 февраля 1942 года) и орденом Ленина (посмертно).

Память

Памятник на станции метро «Партизанская»

Могила Зои Космодемьянской на Новодевичьем кладбище

Музеи

Монументальное искусство

Памятник Зое Космодемьянской у школы 201 в Москве

Памятник Зое Космодемьянской во дворе школы номер 54 в Донецке

Памятник Зое Космодемьянской в Тамбове

  • Памятник в селе Осино-Гай Тамбовской области , на родине Зои Космодемьянской. Тамбовский скульптор Михаил Салычев
  • Памятник в Тамбове на улице Советской. Скульптор Матвей Манизер.
  • Бюст в селе Шиткино
  • Памятник на платформе станции метро «Партизанская » в Москве .
  • Памятник на Минском шоссе близ деревни Петрищево .
  • Мемориальная плита в деревне Петрищево.
  • Памятник в Санкт-Петербурге в Московском парке Победы .
  • Памятник в Киеве : сквер на углу ул. Олеся Гончара и ул. Богдана Хмельницкого
  • Памятник в Харькове в «Сквере Победы » (за фонтаном «Зеркальная струя »)
  • Памятник в Саратове на улице Зои Космодемьянской, около школы № 72.
  • Памятник в Ишимбае у школы № 3
  • Памятник в Брянске у школы № 35
  • Бюст в Брянске у школы № 56
  • Памятник в Волгограде (на территории школы № 130)
  • Памятник в Челябинске на улице Новороссийской (во дворе школы № 46).
  • Памятник в Рыбинске на улице Зои Космодемьянской на берегу Волги .
  • Памятник в городе Херсоне у школы № 13.
  • Бюст у школы в селе Бармино Лысковского района Нижегородской области.
  • Бюст в Ижевске у школы № 25
  • Бюст в Железногорске Красноярского края у гимназии № 91
  • Памятник в Бердске (Новосибирская область) у школы № 11
  • Памятник в посёлке Большие Вязёмы у Большевязёмской гимназии
  • Памятник в Донецке во дворе школы номер 54
  • Памятник в Химках на улице Зои Космодемьянской.
  • Памятник в Ставрополе у гимназии № 12
  • Памятник в Барнауле у школы № 103
  • Памятник в Ростовской области, с. Тарасовский, памятник у школы № 1.
  • Бюст в селе Иваньково Ясногорского района Тульской областие во дворе Иваньковской средней школы
  • Бюст в пгт. Тарутино, Одесской области, у начальной средней школы
  • Бюст в Мариуполе во дворе школы № 34
  • Бюст в Новоузенске Саратовской области у школы № 8

Художественная литература

  • Маргарита Алигер посвятила Зое поэму «Зоя ». В 1943 году поэма была удостоена Сталинской премии .
  • Любовь Тимофеевна Космодемьянская опубликовала «Повесть о Зое и Шуре ». Литературная запись Фриды Вигдоровой.
  • Советский писатель Вячеслав Ковалевский создал дилогию о Зое Космодемьянской. В первой части, повести «Брат и сестра» , описаны школьные годы Зои и Шуры Космодемьянских. Повесть «Не бойся смерти! » посвящена деятельности Зои в суровые годы Великой Отечественной войны,
  • Поэмы Зое посвятили турецкий поэт Назым Хикмет и китайский поэт Ай Цин .
  • А. Л. Барто стихи «Партизанке Тане», «У памятника Зое»

Музыка

Живопись

  • Кукрыниксы . «Зоя Космодемьянская» ( -)
  • Дмитрий Мочальский «Зоя Космодемьянская»
  • К. Н. Щекотов «Последняя ночь (Зоя Космодемьянская)». 1948-1949. Холст, масло. 182х170. ООМИИ им. М. А. Врубеля. Омск.

Фильмы

  • «Зоя » - фильм 1944 года режиссёра Лео Арнштама.
  • «Во имя жизни» - фильм 1946 года режиссёров Александра Зархи и Иосифа Хейфица . (В этом фильме есть эпизод, где актриса играет в театре роль Зои.)
  • «Великая Отечественная », фильм 4-й. «Партизаны. Война в тылу врага».
  • «Битва за Москву » - фильм 1985 года режиссёра Юрия Озерова.

В филателии

Прочее

В честь Зои Космодемьянской назван астероид № 1793 «Зоя», а также № 2072 «Космодемьянская» (по официальной версии назван в честь Любови Тимофеевны Космодемьянской - матери Зои и Саши). Также посёлок Космодемьянский в Московской области, Рузского района, и Космодемьянская средняя общеобразовательная школа.

В Днепропетровске восьмилетняя школа № 48 (ныне СШ № 48) названа в честь Зои Космодемьянской. В этой школе учились певец Иосиф Кобзон , поэты Игорь Пуппо и Олег Климов.

В честь Зои Космодемьянской назван электропоезд ЭД2Т-0041(приписан к депо Александров).

В Эстонии, Ида Вирумааский уезд, на озёрах Куртна, в честь Зои Космодемьянской назван пионерский лагерь.

В Нижнем Новгороде, школе № 37 Автозаводского района, существует детское объединение «Школята», созданное в честь З. А. Космодемьянской. Ученики школы проводят торжественные линейки в день рождения и день смерти Зои.

В Новосибирске существует детская библиотека имени Зои Космодемьянской.

Именем Зои Космодемьянской был назван танковый полк Национальной народной армии ГДР .

В Сыктывкаре имеется улица Зои Космодемьянской.

В г. Пензе есть улица имени Зои Космодемьянской.

В городе Каменск-Шахтинский, на реке Северский Донец, расположен детский лагерь имени Зои Комодемьянской.

См. также

  • Космодемьянский, Александр Анатольевич - брат Зои Космодемьянской, Герой Советского Союза
  • Волошина, Вера Даниловна - советская разведчица, повешена в один день с Зоей Космодемьянской
  • Назарова, Клавдия Ивановна - организатор и руководитель подпольной комсомольской организации

Литература

  • Большая Советская Энциклопедия . В 30-ти томах. Издательство: Советская энциклопедия, твёрдый переплёт, 18240 с., тираж: 600000 экз., 1970.
  • Народная героиня. (Сб. материалов о Зое Космодемьянской), М., 1943;
  • Космодемьянская Л. Т. , Повесть о Зое и Шуре. Издательство: ЛЕНИЗДАТ, 232 с., тираж: 75000 экз. 1951, Издательство: Издательство Детской литературы, твёрдый переплёт, 208 с., тираж: 200000 экз., 1956 М., 1966 Издательство: Детская литература. Москва, твёрдый переплёт, 208 с., тираж: 300000 экз., 1976 Издательство: ЛЕНИЗДАТ, мягкая обложка, 272 с., тираж: 200000 экз., 1974 Издательство: Народная асвета, твёрдый переплёт, 206 с., тираж: 300000 экз., 1978 Издательство: ЛЕНИЗДАТ, мягкая обложка, 256 с., тираж: 200000 экз., 1984
  • Горинов М. М. Зоя Космодемьянская (1923-1941) // Отечественная история . - 2003.
  • Савинов Е. Ф. Зоины товарищи: док. очерк. Ярославль: Ярославское кн. изд., 1958. 104 с.: ил. [О боевой работе партизанского отряда, в котором воевала Зоя Космодемьянская.]
  • Ты осталась в народе живая…: Книга о Зое Космодемьянской / Составители: Заслуженный работник культуры РФ Валентина Дорожкина, Заслуженный работник культуры РФ Иван Овсянников. Фотографии Алексея и Бориса Ладыгиных, Анатолия Алексеева, а также из фондов Осиногаевского и Борщёвского музеев.. - Сборник статей и очерков. - Тамбов: ОГУП «Тамбовполиграфиздат», 2003. - 180 с.

Документальное кино

  • «Зоя Космодемьянская. Правда о подвиге» «Студия Третий Рим» по заказу ГТРК «Россия», 2005 г.

Примечания

  1. В некоторых источниках указана ошибочная дата рождения Зои Космодемьянской - 8 сентября
  2. Журнал «Родина»: Святой из Осиновых Гаев
  3. Зоя сменила фамилию в 1930 году
  4. М. М. Горинов. Зоя Космодемьянская//Отечественная история
  5. Закрытие церкви в селе Осиновые Гаи | История Тамбовской епархии: документы, исследования, лица
  6. Г. Набойщиков. Зоя Космодемьянская - Орлеанская дева России
  7. Сенявская Е. С. «Героические символы: реальность и мифология войны»
  8. 1941-1942
  9. …197-я пехотная дивизия и её 332-й полк нашли свою гибель в двух котлах под Витебском 26-27 июня 1944 года: между деревнями Гнездилово и Островно и в районе озера Мошно, севернее деревни Замошенье
  10. Манипуляция сознанием (книга)
  11. Библиотека - ПСИПОРТАЛ
  12. Владимир Лота «О подвиге и подлости», «Красная звезда» 16 февраля 2002 г.
  13. Глава 7. КТО ПРЕДАЛ ЗОЮ КОСМОДЕМЬЯНСКУЮ