Выбор школы - процесс важный и хлопотный. Часто информация об учебном заведении оказывается неоднозначной, сайты школы и места в рейтинге сообщают одно, а сарафанное радио - совсем другое. Чтобы не оказаться в тупике, родителям важно уметь расставить приоритеты исходя из потребностей и особенностей своего ребенка. В рамках проекта « » бывший директор ГБОУ лицея № 1535 Михаил Мокринский помогает родителям разобраться в самых часто задаваемых вопросах.

Для тех, кто готовится к главному школьному экзамену

Насколько интернет-отзывы о школе и родительские форумы отражают действительное положение вещей?

В каждой школе есть свой культурный вектор. Безусловно, важно, какие проблемы обсуждаются в учительской, какие темы выносят на педсовет, какие истории рассказывают о школе в народе. Об одной говорят в контексте олимпиад, о другой - в контексте проектной деятельности, о третьей - поездок и походов. Все это характеризует школу. Но не нужно забывать, что современное образования вариативно. В хорошей школе узнаваемые «фирменные» решения для всех обязательно дополняются разнообразием нестандартных возможностей для детей, которым необходимо что-то другое: самоутверждение, поиск. Это тоже подготовленные решения, в известной степени штампы. Но достаточное количество штампов позволяет школе не подстраивать под себя ребенка, а самой подстраиваться под него. И это верный показатель, что со школой все в порядке. Это позволяет школе уверенно действовать в потоке перемен.

В интернете часто можно найти следы того, о чем думает школа, ее родители, дети, учителя, какие вызовы для себя видит школа, как на них отвечает. Плохо, когда позиционирование размыто и неопределенно, когда нет повестки дня. Хотя часто нужно лишь знать, что ищешь и проявить настойчивость.

В чем заключается утилитарность официальных рейтингов школ?

Правильный рейтинг - отражение государственной политики в сфере образования. Точка. У первых рейтингов, которые мы имеем сейчас, нет предыстории, корней, которые дали бы возможность оценить динамику, рассмотреть цикл развития. Это объективно слабое место.

Когда рейтинги вводились, я знакомился с новыми правилами и никогда к ним не возвращался. Искренне не хотел числиться на первом месте. Быть - да, числиться - нет. Лучше на четвертом-пятом, тогда бы к нам шла целевая аудитория, а не аудитория ажиотажного спроса. Я очень хорошо помню коммерческие рейтинги журнала «Спрос» и «Карьера» в 90-е. Тогда в одной линейке оказались государственные и негосударственные школы. Возникла путаница ориентиров. Часть родителей привела детей не в те школы и долго не могла понять, где кроются причины несоответствия их представлениям.

Рейтинги должны стать одним из способов для общества и профессионального сообщества ориентироваться в пространстве и во времени. Государство, родители, учителя должны иметь возможность измерять качество. Пока мы не очень хорошо умеем измерять, еще хуже сравнивать и еще хуже - планировать на основе точных данных и прогнозов. Одна из причин - стадиальное отставание отрасли. И в профессионализме, и в управлении. Нет системы критериев качества - прозрачных, обоснованных, релевантных. Есть традиция бюрократических механизмов и процедур, когда решение спускается по вертикали, обязательное к исполнению. И нет других внешних генераторов решений, сопоставимых по системности и качеству. А должны бы уже быть.

У современного учителя, ученика и родителя часто разные точки опоры. Общество учится разным способам анализировать возможности, договариваться. В том числе на основе рыночных механизмов спроса и предложения. А вот школа в целом в стороне от этого процесса. И это не про деньги, а про конкретность и согласованность ожиданий, про новый уровень осмысленности и профессионализма в управлении ресурсами. Надо делать управление школой эффективным, заинтересованным в понимании меняющихся запросов детей и родителей.

Рейтинг - отражение результатов и качества работы школы. Государственный рейтинг впервые перевел язык общественного признания (читай: сарафанного радио) и профессионального признания (авторитета в среде коллег) на язык цифр, объективных показателей и прогнозов. И открыл путь для размышлений, кому что важно в современной школе, каким оценкам верить, - путь к множественности оценок и показателей, к сочетанию разных подходов, к складыванию системы рейтингов, представляющих разные подходы и интересы, но в равной степени заинтересованных в объективности, убедительности, доказательности.

Михаил Мокринский с 1992 по 2012 год руководил московскимлицеем № 1535. С 2011 года лицей занимает верхние строчки в рейтинге московских школ, составленном Департаментом образования г. Москвы, и находится в списке 500 сильнейших школ России. Сейчас Мокринский - директор некоммерческого проекта «Школа Летово», который объединяет лучшие образовательные практики в одном учебном заведении.

Рейтинги общественных интересов и рейтинги государственной политики параллельны. Это орудия воздействия на школу. Никакой из факторов рейтинга не должен подталкивать к манипуляции цифрами. Большое достоинство первых официальных рейтингов - защита от дурака. От того, кто, соблазнившись красотой отчетности, захочет пожертвовать судьбой слабых детей. Не сработает.

Нельзя добиться успеха, не понимая, какие тенденции измеряются и как на них работать.В одночасье самостоятельность и стратегия не появятся. Многие директора продолжают работать в прежнем ключе, и рейтинг оказывается некоторой заменой собственных соображений. Эффективность можно превратно понимать как экономию: давай-ка попробуем оптимизировать - добиться того же результата меньшими затратами. А можно как новаторство: с тем же ресурсом добиться нового качества. А можно и как предпринимательство: одни успехи превращать в другие и добиваться от государства большего объема ресурсов.

Тот, кто умеет планировать и выполнять планы, получает два объективных преимущества. Первое - преимущество ясности: о внятных планах, делах и успехах рассказать проще. И второе - ему поверят. Успехи и работа говорят сами за себя.

С первого по четвертый класс лучше учиться рядом с домом

Но вы должны понимать, чего ожидаете от будущих одноклассников. Если ребенок отличается яркими способностями, живым интересом - правильно искать класс, в котором будет группа подобных детей. Если вы та мама, которая таскает без продыху ребенка по кружкам, секциям, поездкам и так далее, то вы все равно сделаете так, чтобы ребенок был загружен по полной программе. Соответственно, вы будете искать ту школу, которая может все это предоставить. И тех детей, семья которых сформировала у них схожие привычки.

В началке выбор учителя важнее выбора школы. И здесь выбор возможен не по рейтингам, а в самом что ни на есть ручном режиме. Вы узнаете, какие структурные подразделения комплекса работают лучше, делаете вывод, собираете мнения мамочек детей, отучившихся четыре класса, узнаете, по какому принципу комплектуются классы. Почему все хотят в класс к Мариванне, а молодой учительнице достается то, что осталось? При настойчивости и вдумчивости вы можете получить совершенно неожиданный ответ. Умение избежать шаблонных и формальных оценок обеспечит вашему ребенку четыре года учения с удовольствием и хорошим результатом.

Итак, вы не готовы возить ребенка через всю Москву, и первые четыре класса он учится рядом с домом. Но не упустите тот момент, когда он перерастет средний уровень класса. Если ребенок способен и любознателен, любит учиться, «берет» любой материал и знает, чего хочет, - однозначно надо искать лучшее место.

Стоит ли ориентироваться на показатели ЕГЭ, выбирая школу?

Совершенно точно не надо полагаться на школу, где плохо сдают ЕГЭ. Современный подход к рейтингу - это показатель того, как усилия интегрируются в результаты. Все имеют право на ошибку, но одно дело - признать и исправить ошибки, и совсем другое - скрывать их и перекладывать на других. Беда, если тем, кто сдает ЕГЭ, сообщают, что их разгрузили, чтобы они могли заниматься с репетиторами. Вот это черная метка. Это и сговор, и обман одновременно. Получается, что школа, демонстрируя чужие по сути результаты ЕГЭ и давая возможность получать образование в другом месте, поколение за поколением вводит в заблуждение своих учеников, манипулируя информацией, предоставляя каждому возрасту свою приукрашенную, искаженную картину. Привязывает их к заведомо неоптимальному выбору.

И с другой стороны: чем больше в школе детей, которые хорошо сдают ЕГЭ, тем стабильнее работает коллектив школы. Если одновременно есть совпадение между тем, какой профиль заявила школа, и тем, по какому предмету наиболее высокие результаты, то это хороший показатель. Если есть расхождение между заявленным профилем и результатами ЕГЭ по профильным предметам - это должно настораживать.

Если школа не пускает детей в профильные классы, мотивируя это тем, что ребенок не потянет - это хорошая школа?

Ситуация неоднозначна. Все зависит от того, честна ли школа с родителями. Допустим, школа вам говорит: у нас есть три класса - физмат, гуманитарный, а третий простой (в нем все, кто не в первых двух). Давайте диагностировать эту школу через то, что она говорит родителям разных детей. Если в школе сообщают, что ваш ребенок не про физику с математикой, но в этом сильном классе у нас лучший состав учителей и детей, то перед вами школа, которая вынуждена в конкуренции делать хорошую мину при плохой игре: удерживать детей в неактуальном профиле, сохранять сильных учеников, не обеспечивая им оптимальный режим обучения.

В действительности для физмата в школе есть два учителя и 12 учеников. Честнее было бы открыть физмат-группу и разработать трехлетний план профилизации

При этом убедив коллектив школы, что именно это приоритет развития и финансирования. И родителям рассказывать о недостатках, преимуществах, планах и объективных показателях планирования. Вот это хорошая школа. Она не обманывает и умеет думать о будущем - своем и вашего ребенка. Иначе школа проигрывает, делая заложниками детей и родителей, это недобросовестная конкуренция. И, скорее всего, самый пострадавший в цепочке - тот, кто попал в третий «обыкновенный» класс.

Современная московская система защищает интересы детей третьего класса за счет того, что у школы большой объем ресурсов и реальная возможность маневров по их использованию. Но возможность - еще не гарантия результата. «Средние» школы финансируют так же, как лидирующие. Но, не умея конкурировать, неправильно организовав кадровую политику, часть этих школ оказалась в ситуации, когда пенять уже не на кого, и школа - то самое крайнее звено, которое несет полноту ответственности за недостойный результат.

Школа вроде бы вкладывает в стабильность (ведь есть семьи, для которых самое главное - базовый уровень, подготовка к ЕГЭ, соразмерная нагрузка и привычная обстановка) и высокие зарплаты учителям. Но в каких альтернативных возможностях отказывает такая школа ничего не подозревающему ученику? Часто она делает самую базовую работу и, по сути, расписывается в беспомощности своей кадровой политики. Объем ресурсов дает возможность богатства выбора, возможность начать строить то, что когда-то будет называться холистическим обучением, всесторонним развитием ребенка.

Тебе дали ресурсы - позаботься о том, чтобы их хватило на полноценную жизнь ученика. Ребенок может считаться успешным тогда, когда у него сформирована сумма компетенций, и он приучен к планированию самостоятельного выбора.

Уже в начальной школе детей натаскивают к итоговой контрольной. Нормально ли это и как такая позиция характеризует школу?

Это никак не характеризует школу. Задача учителя начальной школы - понимать формат и возможные проблемы. Допустим, есть девочка, которая постоянно неуспешна в одном и том же. Правильная стратегия: обращать внимание не на формат контроля, а строить систему знаний и умений на понимании и интересе.

Для большинства же в нужный момент требуется чуть больше внимания к формату и нужный объем повторения. Всегда есть часть ребят, для которых предмет представляет сложность. Школа должна иметь компетенцию и помогать в правильном выборе стратегии.

Если школа переходит ради успеха своей статистики к смешиванию стратегий обучения сильных и слабых, к натаскиванию всех детей, то это признак непрофессионализма

А также нарушения профессиональной этики. Мониторинг, программа, ЕГЭ - все это просто система ориентиров. Система независимого тестирования - единый срез для всех. И вы встраиваетесь в нее либо сверху, с запасом прочности, либо снизу, латая дыры в последний момент. Если школа постоянно натаскивает, она нуждается в смене профессиональной культуры. И, вероятно, в смене руководства. Ведь именно руководитель отвечает за выявление и исправление системных ошибок.

Страшен ли ОГЭ? Специфика ОГЭ в том, что уровень требований невысок, он совершенно не мешает делать то, что школа умеет и считает самым нужным. И если ребенок не справляется, значит, со школой что-то не так. Учителя, которые нагнетают страсти вокруг ОГЭ, не столько расписываются в профессиональной несостоятельности, сколько косвенно указывают на то, что государство не решило другую проблему: программа перегружена, а требования к ОГЭ занижены. И это именно то противоречие, которое должен решать не учитель, а министерство образования. Вернее, должно было давно решить.

Учителя часто настороженно настроены. И в этом есть как консерватизм, так и здравый смысл. Реформа хороша, если государство подготовило альтернативу, подготовило инструменты, систему профессиональной переподготовки. А пока сохраняется не просто перегрузка, сохраняется сумма приоритетов, методических и управленческих решений, по поводу которых давно уже нет не только общественно-профессионального согласия, но и единого понимания. А есть традиция и трудности с ее осмыслением и развитием. Слишком много накопилось разнообразных ожиданий, не доведенных до конца планов, да и просто мифов.

Учитель выбирает, как справиться с тем, что не отрегулировало государство. И если у него нет ясного понимания, методически осмысленной стратегии, в этом случае часть вины он невольно берет на себя.

Существует ли тенденция к формированию так называемых «мажорных» школ?

Образование - слишком сложная система и не умеет двигаться по прямой. Государство либо выбирает новый курс, либо пытается стабилизировать старый, возможно, придать ему динамизма. В центре этих перемен существуют родительские интересы. Иногда консолидируются. Иногда вступают в борьбу. Бывает, группа родителей добивается, чтобы их дети не учились вместе с детьми шоферов и сантехников. И находит союзника в лице директора, которому сегрегация кажется простым путем к спокойствию и успеху. К счастью, в государственных школах такие альянсы нечасты и неустойчивы. В результате их участники зачастую перебираются в негосударственную систему образования. Но российская традиция такова, что самые лучшие школы по-прежнему государственные, и часть родителей вновь и вновь пытается перестроить их под себя.

Элитарное, качественное образование и социальная избирательность - вещи прямо противоположные, несовместимые. Но желающие поучиться на своих ошибках будут всегда. Лицей № 1535 всегда относился к тем школам, которые верят в ребенка и в функцию социального лифта. И для подобных школ рекомендация одна: внимательно следить за процентом потенциальных «мажоров», которым родители дали неосторожный сигнал о «правде жизни», о том, что для них все уже якобы подготовлено и гарантировано. Их количество не должно превышать пяти процентов и в школе, и в классе. Иначе у них появляется шанс серьезно испортить жизнь себе и окружающим, деформировать отношения внутри коллектива. Задача директора - предупреждать и контролировать эти процессы.

"Мы не заметили, как с нашими детьми поработали команды профессионалов, в которые вложены сотни и сотни миллиардов долларов, формируя образ жизни, потребительские ценности, субкультуры. Это так грамотно было смоделировано, выстроено... Можем ли мы, игнорируя эту поляну, сражаться за ребенка? - задает риторический вопрос Михаил Мокринский и уточняет в конце лекции: - Задача школы не добавить к тому безобразию, которое создает безответственное формирование потребительского поведения. Задача школы ровно обратная. Научить ребенка воссоздавать смыслы и искать смыслы там, где ему подбрасывают возможность жить без них".

В Воронеже с 31 октября по 3 ноября проводится Фестиваль науки "Кстати". Открылся фестиваль интереснейшей лекцией "Школа - какие нужны изменения?" Михаила Мокринского, которую я смог посетить.

Михаил Геннадьевич Мокринский - бывший директор московского лицея №1535, который при нем стал занимать первое место в рейтинге лучших школ столицы.

Среди основных мыслей, высказанных им в течение почти двухчасовой лекции, я выделил следующие тезисы.

Мы привыкли жить в условиях изоляционизма. Нужно смотреть на мировой опыт.

Школе не хватает того, что есть у бизнеса - способности тиражировать лучшие методики, передавать инструмент, добиваться качества результата.

Школу ждут следующие вызовы - разнообразие, сложность, неопределенность.

Школа не успевает следить и за 10% того, что важно для ребенка. Те базовые ценности, которые дает школа - это прекрасно, но катастрофически недостаточно. Мы не заметили, как с нашими детьми поработали команды профессионалов, в которые вложено сотни и сотни миллиардов долларов, формируя образ жизни, потребительские ценности, субкультуры. Это так грамотно было смоделировано, выстроено... Можем ли мы, игнорируя эту поляну, сражаться за ребенка? Нужно научиться находить подход к нему, затаскивая на привычную для нас поляну, где все сделано великими, о великом, и задает тот масштаб жизни и тот масштаб ценностей, которые школа обязана нести ребенку.

При таком контексте нужно задать для детей позитивную программу. Это когда ты собираешься победить. Достичь успеха не в мелочах, а в чем-то главном. Позитивная программа должна быть предельно конкретной.

Мы формируем глубокое научное мировоззрение, мы формируем классическую культуру, мы прикладываем к этому личность учителя. Такая классная формула, так всегда работала. И будет работать, если мы к ней приложим то, чего не хватает. Вчера хватало, сегодня нет. Почему? Разнообразие, сложность, неопределенность.

Для этого нужно, чтобы учителя учитель с этим справился, надо понять, что он транслирует помимо своих хороших целей и свои ограничения. Учителю предстоит учиться всю оставшуюся жизнь, а не транслировать свой собственный социальный опыт детям. Нужно учить детей не "как правильно", а "как лучше для тебя".

Школа должна собрать человека воедино, преодолев проблему множественной идентичности, когда ребенок не может ответить на вопрос - кто я?

Школа должна научить детей действовать в состоянии неопределенности, быть "рискующими". Для этого учителя должны и сами обладать такими компетенциями. Школа - одно пространство, разные этажи.

Возможно, где-то невольно я исказил мысль докладчика, лекция была очень насыщенной.

После выступления я задал лектору следующие вопросы:
1. Одним из важных направлений развития школ обозначено внедрение инклюзивного образования. Как это сочетается с изложенным вами, ведь внимание учителя будет концентрироваться на той части класса, которая требует специального подхода?

2. Если учить детей будут не "как правильно", а "как для тебя", то не приведет ли это к тому, что раз потребительские ценности формируют у ребенка запрос на обеспечение досуга, а не запрос на получение образования, то и государственные школы будут воспитывать потребителя, отвечая на запрос ребенка "для тебя"? А реальное образование будут давать частные спецшколы, куда отправить детей смогут только обеспеченные родители? И не создаст ли это резкого расслоению системы образования по имущественному цензу, когда в обычной школе дети, которые могли бы многого достичь, что было обеспечено в советское время, сейчас будут обделены вниманием учителя, особенно с учетом инклюзии?

Ответ Михаила Геннадьевича:
Первое. Инклюзия и одаренность - это звенья одной цепи. Когда я говорил, что школа должна быть разнообразной, она ровно этой задаче и должна соответствовать. Как работать с детьми с разными задатками, предпосылками, проблемами развития. В этом смысле я абсолютно уверен, что никакого противоречия тут нет. У школы есть задача научиться работать с детьми, первые из которых воспринимают информацию в восемь раз быстрее, чем последние. Научиться работать с детьми, познавательные стили которых разные, интересы разные, способы мотивации разные. Вот это и есть вызов завтрашней школе.

Второе. Хочу ли я сказать, что есть две разные судьбы у разных школ? Нет. Абсолютно уверен, что когда речь идет о "как лучше для тебя", то задача школы не добавить к тому безобразию, которое создает безответственное формирование потребительского поведения. Задача школы ровно обратная. Научить ребенка воссоздавать смыслы и искать смыслы там, где ему подбрасывают возможность жить без них. Смотрите, в чем задача - сначала скомпенсировать. У тебя есть какие-то привычки, ты привык жить не очень напрягаясь, не очень задумываясь. И школа это единственный социальный институт, который обязан вернуть тебя к осмысленности, то есть скомпенсировать поверхностность твоего потребительского поведения, паттерный круг. И она должна не просто скомпенсировать, она должна подтолкнуть вперед, создать смыслы, ради которых стоит напрягаться, стоит строить стратегии, стоит взаимодействовать с людьми, которых раньше ты не знал. Опять про ценности, про систему, которую школа должна научиться достраивать, пристраивать к опыту потребительского поведения. Так что здесь все в порядке, школа про высокое, она с этим и будет работать.

Далее, уже во время перерыва, я спросил, неужели можно учителю сочетать эффективную работу, например, с аутистами и эффективную работу с обычными детьми? Мокринский ответил, что аутисты - это совсем другое. Видимо, как и другие особо сложные категории детей, с которыми должны заниматься специалисты. Предполагаю, что Михаил Геннадьевич под инклюзией понимает некие варианты работы с немного отстающими детьми, а не то, что нам хотят реально внедрить.

Лекция оказалась очень интересной и позволила увидеть взгляд на развитие системы школьного образования со стороны директора школы, добившегося выдающихся практических результатов.

Хочу добавить, что профессионалы, о которых говорил лектор, в первую очередь поработали не с детьми, а с их родителями и со всем нашим обществом, которому еще предстоит сформировать свою позитивную программу .

Слезы являются проявлением чувств и эмоций. Иногда положительных, иногда отрицательных. Мы можем плакать и от боли, и от радости - это нормальная физиологическая реакция на острое состояние. Плач при этом тоже разный. Какие же слезы полезные? И вредно ли для здоровья плакать?

Учёные разделяют слёзы на два вида – рефлекторные (механические) и эмоциональные.

Рефлекторные слёзы – такой вид слёз достаточно функциональный, так как увлажняет слизистую поверхность глаза, очищает её, защищает от трения и раздражения, и от воздействий внешней среды – пыли, сора, ветра. Например, при холодном осеннем ветре на глаза наворачиваются слёзы, но, вовсе не потому, что вы так прониклись осенним пейзажем. Примечательно, что такой вид слёз встречается и у животных.

Одной из основных биологических особенностей слёзных желез и протоков является их особенность при поступлении болевого сигнала в человеческий мозг выделять вместе со слезами активные вещества, которые ускоряют процессы заживления ушибов и ран. Так что, если вы ушиблись – не стыдитесь своих слёз, а запустите в своём организме восстанавливающие программы.

Эмоциональные слёзы – это уже результат наших переживаний. Интересно, что такая реакция на позитивные или негативные происшествия присуща только человеку. В психологии даже существует специальный термин – «адаптация». Так вот, эмоциональные слёзы помогают человеку адаптироваться к ситуации, принять происшедшее, легче перенести стресс. Такие слёзы помогают справиться не только с душевной, но и физической болью, они обладают специальным бактерицидным свойством и способны стимулировать выработку грудного молока у кормящей мамы. В составе таких слёз содержится много белка.

Слезы являются признаком эмоционального отреагирования на ситуацию. Отреагирование - это способ снять накопившееся напряжение, избавиться от избытка стресса. Часто бывает так, что напрямую не связан с причиной наших слез. Например, на работе или учебе, а отреагирование происходит во время просмотра лирического фильма о любви или юмористической передачи, одновременно со смехом. Все это совершенно естественные реакции.

Как утверждают психологи, чаще всего люди плачут всё-таки от горя, реже – от счастья. А, вот прочие эмоции не вызывают у людей таких проявлений чувств.

Учёные же официально доказали, что люди, которые дают волю слезам – реже страдают от сердечно-сосудистых заболеваний. Но, вот беда, чем старше мы становимся, тем наши глаза всё реже увлажняются такими рефлекторными слезами. С возрастом такая способность выделение механических слёз постепенно исчезает, именно поэтому глаза стариков выглядят тусклыми и как будто-бы потерявшими свой цветовой пигмент.

Польза или все-таки вред от слез?

Негативным, в некотором смысле, проявлением слез, можно назвать безудержную истерическую реакцию, когда человек плачет, кричит и не может остановиться более 2-3 часов. Отчасти, это тоже нормальная реакция, во время сильного стресса или потери близкого человека. Настолько тяжелые эмоционально заряженные состояния через какое-то время необходимо компенсировать, они могут быть травматичны для психики.

Выпить легкое успокоительное, хорошо вкусно покушать, обязательно выспаться. Если же слезное состояние продолжается больше одного-двух дней, если нет явной причины, если оно проявляется слишком эмоционально и не меняет своей острой интенсивности, то стоит обратиться за помощью к врачу или психологу.

Что касается общественных норм, то в каждом обществе они свои и человек может самостоятельно выбирать проявлять ему свои эмоции или отложить отреагирование до более социально "безопасной" или комфортной ситуации.

Мужчинам, возможно, в этом смысле тяжелее, но в этом нет ничего постыдного. Мы все люди и у нас есть эмоции. Важно помнить, что постоянно подавляя свои эмоции и эмоциональное отреагирование , мы наносим себе вред. Конечно, мы сохраним какой-то социальный статус, но чувствительность со временем будет утеряна. А для здоровой и счастливой жизни способность чувствовать и выражать свои чувства - обязательное требование.

Причины слез у мужчин и женщин

Исследователи из Тилбургского университета опросили 5000 человек. Опрошенные рассказали, что могло заставить их плакать. В целом, когда случалось что-то плохое, женщины плакали в 4 раза чаще, чем мужчины. Однако слезы радости чаще появлялись на глазах мужчин, рассказывает The Daily Mail.

В среднем мужчины и женщины плакали из-за одного и того же. Причиной слез могли стать смерть близкого человека, расставание со второй половиной или ностальгия. Чаще всего люди плакали от бессилия. Представительницы прекрасного пола также нередко плакали из-за мелочей, например, конфликтов, критики или поломки компьютера.

Мужчины не могли сдержать слез радости, к примеру, когда их любимая команда выигрывала важный матч. В некоторых жарких странах Африки мужчины плакали так же часто, как и женщины. А вот в холодных европейских странах женщины плакали гораздо чаще мужчин. Чем холоднее было в стране, тем чаще плакали женщины.

Очищение и увлажнение глаз

Когда в глаза попадает какое-то инородное тело (пыль, соринки, мыльная пена, пыльца растений и пр.), слезы появляются рефлекторно. Это заложенный природой защитный механизм, оберегающий нежную слизистую глазного яблока и прилегающих к нему тканей от любых травмирующих факторов. Естественная влага выталкивает из этой области любые инородные тела, которые могут поцарапать глаз и привести к слепоте.

Организму также необходимо поддерживать достаточную степень увлажненности органа зрения. После долгой работы за компьютером и вынужденного редкого моргания у человека начинают пересыхать слизистые глазных яблок. Возникает ощущение песка в глазах, жжения, сильной сухости. Помочь могут специальные капли, по составу схожие с человеческими слезами. Они идеально снимают все негативные симптомы и восстанавливают естественный водный баланс тканей глаза.

Бактерицидные свойства слез

В слезах человека присутствует особый белок лизоцим. Этот фермент разрушает стенки клеток бактерий, чем провоцирует их гибель. Из-за лизоцима слезная жидкость обладает антибактериальными свойствами. Она защищает роговицу, веки, носослезные каналы и все прилегающие к ним внутренние полости от многих возбудителей опасных болезней. Это вещество и связанную с ним уникальную способность слез открыл бактериолог Александр Флеминг .

Помимо лизоцима в слезах есть целый набор веществ, оберегающих здоровье глаз: ретинол, эндотелин-1 и др. Они заживляют микротрещинки , которые иногда образуются на роговице из-за травм и попадания в глаза посторонних предметов. О бактерицидных свойствах слез знали наши предки. В русских сказках они нередко выступают в роли «живой» воды, воскрешающей мертвых. Проплакав над любимым 3 дня и 3 ночи, красавица из сказки легко возвращает его к жизни.

При моргании веки равномерно распределяют по поверхности глазного яблока 3 слоя: водный, слизистый и липидный. Их называют слезной пленкой. Эта важная составляющая отвечает не только за здоровье глаз, но и за остроту зрения. Глаза у пожилых людей, которые обычно и страдают дефектами зрения, теряют способность достаточно увлажняться.

Слезы делают человека умнее

Американские ученые, в рамках проекта «BRAIN » исследовавшие влияние разных факторов на мозговую активность, установили любопытный факт: слезы делают людей умнее и открывают их творческий потенциал. Физиологам пока до конца не ясно, каким образом связана способность плакать с мозговой деятельностью. Зато практические исследования уже подтвердили, что только люди, способные от души выплакаться, могут широко мыслить и генерировать свежие идеи. Тот, кто сдерживает слезы, чаще пользуется штампами и готовыми (то есть чужими) мыслеформами .

Борьба со стрессом

Еще один важный момент касается способности слез выводить из организма гормон стресса кортизол . Когда его уровень в крови превышает все допустимые нормы, человек начинает плакать или даже рыдать взахлеб. Влага выталкивает через слезные каналы весь тот химический «коктейль боли», который вынуждает человека страдать. Наплакавшись вволю, последний ощущает легкость и успокоение.

Психологи утверждают, что возможность плакать в минуты печали, ярости или отчаяния - это уникальный механизм самосохранения. Он уберегает психику человека от «перегорания». Именно поэтому людям, переживающим тяжелую утрату, сочувствующие всегда советуют выплакаться. Вместе со слезами из организма выйдет химическая составляющая страдания - гормоны стресса.

Слезы всегда приносят облегчение и потому являются мощнейшим терапевтическим средством. Если в организме слишком высокий уровень кортизола удерживается длительное время, человек начинает болеть. Повышается количество холестерина в крови, растет риск инфаркта и инсульта. Слезы нельзя держать в себе, иначе переполненность гормонами стресса приведет к болезни.

Социальное значение

Интересно, что за многие века эволюции психика человека подстроилась под этот потрясающий механизм. Если кто-то плачет, посторонний автоматически начинает испытывать к нему жалость и сочувствие. Так действует механизм эмпатии : человек интуитивно чувствует, что уровень гормона стресса в теле плачущего превысил свой порог. В результате этот посторонний начинает испытывать к нему жалость.

Этот же механизм снижает половое влечение мужчин к плачущим женщинам. Рыдающая девушка ничего, кроме сочувствия, не вызывает. Психически здоровый, не склонный к садизму мужчина просто не способен испытывать к ней половое влечение. Так что слезы - это целый комплекс выгод. Они оберегают зрение, психику и другие системы организма, защищают от половой и любой другой агрессии окружающих, даже помогают раскрыть творческий потенциал.