Одно из важных проявлений уверенного поведения - это умение противостоять нежелательному влиянию. Чаще всего такое влияние имеет манипулятивный характер, т. е. совершается таким образом, что его истинную цель стремятся скрыть от адресата. Чтобы успешно противостоять ему, необходимо:

    распознать сам факт маницулятивного влияния;

    планомерно отстаивать свои интересы, не идя на поводу у манипулятора.

Упражнения, входящие в состав этого занятия, позволяют тренировать все перечисленные составляющие, главный акцент сделан на третью из них.

Упражнение «Волк и семеро козлят»

Описание упражнения. Игра основана на сюжете одноименной народной сказки. Семеро участников-добровольцев берут на себя роли «козлят» (если общее количество участников меньше 12, то «козлят» тоже будет не 7, а меньше). Их задача - не пускать к себе в домик (который сооружается, например, с помощью загородки из нескольких стульев) «серых волков», но пустить «маму-козу», «тетю-козу» и прочих представителей козьего племени. Между всеми остальными участниками роли распределяются так, чтобы примерно половина из них оказались «серыми волками», а половина - различными родственниками «козлят» (которые не знают, кому досталась какая из этих ролей). Потом все эти участники поочередно подходят к «домику козлят» и в течение минуты пытаются убедить их, что они их родственники, а не волки, и их нужно пустить в дом. «Козлята» совещаются и принимают решение - пустить очередного персонажа или нет. Когда все находившиеся за пределами «домика» попробовали свои силы, игра завершается и каждый персонаж говорит, кем же он был на самом деле - «козочкой» или «волком». Соответственно, появляется возможность подсчитать, сколько раз «козлята» были бы съедены, пустив в дом волка, а скольких родственников они сами оставили на улице на съедение волкам.

Тренировка уверенного поведения при необходимости убеждать других людей, а также наблюдательности. Хороший материал для обсуждения признаков, на основе которых мы делаем выводы, кому можно доверять, а кому нет.

Обсуждение. Чем руководствовались «козлята», принимая решения о том, кому можно поверить, а кто пытается ввести их в заблуждение? Что важнее всего для тех, кто пытался убедить «козлят» в чистоте своих намерений, чтобы им поверили? А на основании чего мы выносим суждения об искренности/неискренности окружающих людей в реальных жизненных ситуациях?

Упражнение «Заезженная пластинка»

Описание упражнения. Упражнение направлено на отработку техники уверенного отстаивания своих интересов и требований - так называемой «заезженной пластинки». Ее суть сводится к тому, что человек раз за разом повторяет свое требование вне зависимости от того, какие бы возражения он не услышал, уподобляясь поцарапанной граммофонной пластинке, которую «заело» на одной строчке из песни. Высказывания строятся по схеме: «Я понимаю, что... (пересказ своими словами возражения собеседника), но мне нужно... (повторение своего требования)».

Упражнение выполняется в четверках, при этом два человека предъявляют претензии или отказываются выполнить требование, а еще два отстаивают свои интересы с помощью указанной техники (2–3 минуты). Остальные участники в это время находятся в роли наблюдателей и потом делятся своими соображениями о том, насколько эффективно была применена техника и какую пользу она могла бы принести, будь это не игра, а реальная жизненная ситуация.

Вот примеры ситуаций для разыгрывания.

♦ Вы хотите вернуть в магазине деньги за купленный там товар, оказавшийся некачественным.

♦ Знакомый уговаривает вас принять участие в сетевом маркетинге: купить у него некий товар, стать его распространителем и продавать такой же товар дальше. Вы хотите вежливо отказаться и убедить его больше не обращаться к вам с подобным предложением.

Психологический смысл упражнения. Отработка конкретной техники, позволяющей отстаивать свои интересы или отказываться от неприемлемых требований окружающих, не переходя к оскорблениям собеседников и другим агрессивным проявлениям.

Обсуждение. Что служит условием эффективности этой техники? (Сохранение собственного спокойствия, принципиальная выполнимость и обоснованность предъявляемых требований и т. д.) Когда имеет смысл прибегать к ней? А когда отстаивать свои требования не имеет смысла, а лучше согласиться с тем, что предлагает другой человек?

Как бы ни было, человеческие отношения отягощены необходимостью отказывать другим людям. Безусловно, есть ситуации, когда мы не можем сказать «нет» (например, при исполнении служебных обязанностей). Но все же, в большинстве случаев нам предоставлена свобода выбора, которую мы, впрочем, не всегда используем.

Как поступить в ситуации, когда другой человек просит нас о чем-то, усердничает, пытаясь убедить в своей правоте, но при этом наши точки зрения кардинально не совпадают? И отказать как-то не красиво, и соглашаться не хочется. Особенно непросто, когда человек назойливо атакует своими доводами, опровергая любые наши аргументы.

Часто такие ситуации возникают в плоскости манипуляционного взаимодействия. Причем манипуляции тем сложные, что взаимодействие протекает в границах эмоционального поля. Манипулятор прямо или физически ни к чему нас не принуждает, не кричит и не хамит. Его непросто упрекнуть в невежестве, в то же время он четко навязывает свою линию поведения. «Жертва» испытывает только эмоциональный дискомфорт, неестественность в словах и поведении, ощущает, что «что-то не так», «происходит что-то не то».

Одним из наиболее эффективных методов сохранить свободу выбора и не поддаться воздействию есть техника «заезженной пластинки» . Ее суть состоит в отстаивании своей позиции путем постоянного повторения фразы (что именно вы хотите получить или узнать). Причем, фраза условно должна состоять из двух частей: первая, – высказывание понимания точки зрения собеседника, вторая, – формулировка вашей позиции. Первая часть может изменяться, в зависимости от контекста разговора, вторая же – несменная.

В данном случае важно не переключаться на другую тему, не оправдываться, не обсуждать доводы собеседника, поскольку они не имеют значения для содержания разговора, в то же время могут запутать в эмоциональном неводе.

Для упрощенного понимания сути техники, предлагаю рассмотреть два примера диалога двух товарищей.

  1. Разговор манипулятора с «жертвой»:

– Да, но завтра я хотел бы отдохнуть…

– Ничего, отдохнешь в воскресение! Ну чего же ты?

– Но… я запланировал пойти с женой в ресторан…

– Ага!!! Ясно! Стал подкаблучником!!!

– Я не подкаблучник… Просто мы это спланировали еще на прошлой неделе

– Ну, так объясни жене, что твоему другу необходима помощь. Я знаю, что ты сможешь убедить! Она поймет!

– Я думаю, она обидится…

– Не обидится! Мы быстро – туда и обратно. Разве друзья так поступают? Настоящие друзья всегда помогают, даже если им не совсем удобно!

  1. Разговор манипулятора с товарищем, владеющим техникой «заезженной пластинки»:

– Завтра выходные и я попросил бы тебя помочь перевезти некоторые инструменты для ремонта на дачу. У тебя же автомобиль на ходу?

– Да, но завтра я не смогу это сделать!

– Что случилось? Чем занят?

– Я понимаю, что тебе нужна моя помощь, но завтра я действительно не смогу отвезти твои вещи на дачу.

– Да ведь мы туда и обратно! Разве друзья так поступают?

– Ты мой друг, и я это ценю! Поверь, если бы у меня булла такая возможность, или же ты предупредил меня загодя, – я бы поехал. Но вот сейчас у меня нет такой возможности. Я не поеду на дачу!

Отказ от предложения или в просьбе не значит, что вы пренебрегаете человеком или же его потребностями. Вы просто отстаиваете в конкретной ситуации свое право выбора и желания. Вспомните ситуации, когда люди вам отказывали. Они же не пренебрегали вами как личностью.

«Заезженная пластинка» – хорошая техника в тех случаях, когда вы уверенны в своей позиции и праве относительно чего-то. При иных обстоятельствах разумно применять более гибкие техники общения.

Указанная техника также может быть использована и с другой стороны, когда мы хотим убедить в правильности своей точки зрения, отстоять право, особенно когда оно прописано конкретными нормами или правилами. В то же время, для ее эффективного использования необходима хорошая эмоциональная стойкость и уверенность. А такие качества лучше всего развивать на практике.

ЗАЕЗЖЕННАЯ ПЛАСТИНКА

Всё, - сказала Заезженная Пластинка, - довольно. Меня заездили окончательно.

Когда пластинки такое говорят, это серьёзно. Обычно подобные слова означают никак не меньше, чем моему-терпению-пришёл-конец-я-отказываюсь-служить-дальше-и-пожалуйста-оставьте-меня-в-покое-отныне-и-навсегда.

Вы говорите так, словно Вы какой-нибудь конь… - тонко заметила Старая Граммофонная Игла (она всегда делала только очень тонкие замечания). - Как можно заездить пластинку? И кто может её заездить?

Заездить-то именно что очень просто, - вздохнула Заезженная Пластинка. - Ездить, ездить, ездить по мне… да и заездить! А заездили меня, извините, Вы. Потому что, извините, Вы по мне как раз и ездили.

Старая Граммофонная Игла тонко улыбнулась (она всегда улыбалась только очень тонко) - и опять устроилась на краешке Заезженной Пластинки с явным намерением поездить по ней ещё немножко.

Имейте в виду, меня заездили окончательно, - повторила Заезженная Пластинка и дала Старой Граммофонной Игле полезный совет: - Так что… пеняйте на себя.

Но Старая Граммофонная Игла вообще не имела никакого представления о том, как пеняют… тем более на себя - и, вместо того чтобы пенять на себя, принялась было - наоборот! - ехать по Заезженной Пластинке в привычном направлении.

Впрочем, далеко уехать ей не удалось… честно говоря, уехать ей и вовсе никуда не удалось: Старая Граммофонная Игла вообще как застряла на месте, так с него и не сдвинулась. А Заезженная Пластинка прокружилась три раза и три раза повторила одну и ту же музыкальную фразу.

Вы забыли мелодию? - задала тонкий вопрос Старая Граммофонная Игла (она всегда задавала только очень тонкие вопросы).

Да нет, - ответила Заезженная Пластинка и, помолчав, добавила: - Мелодию-то я как раз помню очень хорошо.

Зачем же Вы тогда заставляете меня топтаться на одном и том же месте? - Вопроса такой немыслимой тонкости она никогда ещё не задавала.

Меня заездили окончательно, - снова повторила Заезженная Пластинка, надеясь, что на сей раз её поймут. Но её, увы, опять не поняли.

Это не ответ, - тонко возразила Старая Граммофонная Игла (она всегда возражала только очень тонко). - Всякое музыкальное произведение имеет начало, середину и конец. Сперва обычно идет начало, затем обычно располагается середина и потом обычно наступает конец. Только после этого исполнение музыкального произведения считают исчерпанным. Вы же, скорее всего, полагаете, что достаточно одного начала, повторённого три раза.

После этого тонкого наблюдения (её наблюдения всегда были только очень тонкими) Старая Граммофонная Игла снова устроилась на краю Заезженной Пластинки, с которого, однако, тут же и была сброшена резковатым, честно сказать, движением Заезженной Пластинки.

Какая Вы, однако, мерзавка, - сделала тонкий вывод Старая Граммофонная Игла (она всегда делала только очень тонкие выводы).

Заезженная Пластинка промолчала: она была настолько заезжена, что никаких сил продолжать этот никому не нужный разговор у неё больше не оставалось.

Что же касается Старой Граммофонной Иглы, то она, понятное дело, сочла такое поведение Заезженной Пластинки недопустимо грубым: при своей необыкновенной тонкости Старая Граммофонная Игла не постигала, как это можно - оборвать разговор на самой середине. От обиды она, конечно, тут же сломалась - и её пришлось заменить новой. Новая Граммофонная Игла была блестящей и совсем молчаливой.

Ласковые руки осторожно взяли Заезженную Пластинку, а пришедший сверху Хороший Голос сказал:

Извините, дорогая Заезженная Пластинка, за то, что я так мало берёг Вас. Но всё дело в том, что очень уж мне нравится записанная на Вас соната. Я всегда готов слушать её снова и снова.

Увы, теперь это будет трудно, - с сожалением откликнулась Заезженная Пластинка. - Я заезжена окончательно… и всё время топчусь на одном месте, как совершенно справедливо и тонко заметила Старая Граммофонная Игла.

Забудьте о Старой Граммофонной Игле, - попросил Хороший Голос. - Сейчас я познакомлю Вас с совсем юной и очень милой Новой Граммофонной Иглой. Авось, втроём нам удастся вернуть к жизни мою любимую сонату…

И Новую Граммофонную Иглу осторожно поставили на самый краешек Заезженной Пластинки.

Снова, как в былые времена, тихонько зазвучала в комнате знакомая мелодия. Она казалась усталой, она пробиралась вперёд медленно и не очень уверенно, немножко спотыкаясь и ненадолго останавливаясь, но это, вне всякого сомнения, была всё та же невозможно красивая соната.

Когда соната кончилась, Новую Граммофонную Иглу осторожно сняли с Заезженной Пластинки, а Хороший Голос едва слышно произнёс:

Всё-таки нет такой сонаты, которую было бы нельзя вернуть к жизни.

И, между нами говоря, это была чистая правда.


| |

Доброго времени суток, друзья!

На тему сегодняшней статьи меня навела мысль о том, что вот я вроде упоминала несколько раз в своих статьях о том, что личное развитие очень способствует улучшению жизни в целом и отдельных её сфер в частности, а что именно подразумевается под этим понятием «личное развитие» не расшифровывала нигде подробно. Вот и решила сегодня исправить это упущение.

Личное развитие – что это?

Предположу, что многие из вас при упоминании этого понятия сразу представляют себе какие-то академические знания, которые нужно запихивать в себя, неважно, интересны они вам или нет. Однако, это совсем не так! Ваше личное развитие происходит тогда, когда вы привносите в свою жизнь нечто новое, что расширяет ваш кругозор, увеличивает багаж знаний и умений.

То есть всё то, что помогает вам не стоять на месте, а меняться, совершенствоваться. И не надо думать, что «считается» только что-то серьёзное, типа освоения новой профессии или второе высшее образование. Вовсе нет! Даже такие мелочи вроде нового способа заваривать чай или умения делать закладки в браузере, вносят свою лепту в наше развитие.

И дело тут даже не только и не столько собственно в новых знаниях (хотя, они тоже чрезвычайно важны для нас), сколько в том внутреннем ощущении «Я могу! У меня получается!», которое возникает при освоении нового. Потому что именно на это ощущение и притягиваются улучшения в вашей жизни. Ну например, если вы совершенствуетесь в вашем хобби, это тоже личное развитие.

На что влияет личное развитие

Да практически на любую сферу нашей жизни! Но пожалуй самая отзывчивая сфера в этом плане – деньги. Первое, что сигнализирует вам о том, что вы прекратили
развиваться – это снижение дохода. Деньги чрезвычайно чувствительны в этом плане и просто обожают, когда человек развивается.

Поэтому вот вам один из способов «разбудить» денежную сферу, если у вас там застой – начните осваивать что-то новое или выходите на более высокий уровень уже имеющихся у вас умений. То есть, от вас требуется рост и движение вперёд. И поверьте, деньги откликнутся и придут к вам!

Личное развитие даёт нам очень важную вещь – . А я уже не раз писала о том, что высокая самооценка просто необходима вам, если вы хотите чего-то добиться в жизни. Потому что она даёт вам веру в себя, в свои силы и знания, уверенность в том, что вы сможете добиться желаемого. А человек с таким настроем попросту «обречён» на успех.

Опять же, посмотрите на богатых людей, на тех, кто создал себе большое состояние. Они не позволяют себе останавливаться в развитии. Потому что знают о том, что в мире нет такого понятия, как остановка. Не двигается только то, что мертво. А всё живое обязательно находится в движении. Поэтому, если нет движения вперёд, то сразу же начинается движение в обратном направлении.

Понимаете? Есть или прогресс или регресс. Стояние на месте невозможно. И если вы прекращаете развиваться, то это автоматически означает, что вы сразу начинаете скатываться вниз. Пусть даже вам самим кажется, что вы просто остановились. Ну а что означает регресс? Это ведь не просто касается только лично вас, мол, подумаешь, забуду что-то и т.п. Нет, это означает и «проседание» по всем сферам жизни – регрессируете вы, ухудшается ваша жизнь.

Расслабьтесь и получайте удовольствие!

Вот пишу я всё это сейчас и думаю, а ведь некоторых читателей наверняка напряжёт эта информация. Скорее всего будут те, кто подумает «Ох, так что же это, конец спокойной жизни, если хочешь улучшений?! Теперь не расслабишься, нужно всё время бежать вперёд?» Да-да, некоторые люди почему-то сразу представляют себе, что нужно будет обязательно делать что-то сложное и неприятное, вроде нелюбимого предмета в школе или институте.

Спешу вас сразу же успокоить и обрадовать – не нужно! Если вы хотите действительно развиваться и становиться успешными, то совершенствуйтесь в том, что вам нравится. Развивайтесь в том направлении, которое вам интересно, от чего вы получаете удовольствие и кайф!

Кстати, сразу скажу тем, кто считает, что получать удовольствие можно только от лежания на диване и просмотра телевизора – вам следует задуматься об уровне своей ! Если у человека нет стремлений и все его желания лежат лишь в сфере потребления, это говорит об очень низком уровне энергии.

Ну что же, друзья, как видите, «секрет» улучшения жизни не так уж и сложен – надо просто постоянно идти вперёд. Не останавливаясь. И помните всегда, что если вы идёте к Своей Цели, то вам легко и интересно. Поэтому и личное развитие в правильном для вас направлении – процесс приятный во всех отношениях.

Поэтому мне остаётся в итоге только пожелать вам идти вперёд по жизни с удовольствием! Развивайтесь, растите, двигайтесь и насаждайтесь!

Ваша Екатерина

Подпишитесь на самые интересные новости моего сайта и ПОЛУЧИТЕ В ПОДАРОК ТРИ ВЕЛИКОЛЕПНЫЕ АУДИОКНИГИ по Достижению Успеха и Саморазвитию!

«Личностный рост» - выражение из разряда психологии и на сегодняшние время довольно широко используется в разных психофизиологических направлениях. Понятие о личностном росте основывается на позитивном восприятии человеческой природы и возможности развития внутри-личностного потенциала(личной эффективности).

Личностное развитие человека

Личностное развитие человека(или тот же личностный рост) - это прежде всего стремление верить в себя и в свои силы , а также постоянное, сильное и упёртое движение навстречу к своему желанию. Вообще, как на меня, постоянное движение вперед и преодоление всех преград возникающих на пути к цели - это, по своему принципу, и есть личностный рост в самом чистом виде , но тем не менее, для полного и равномерного развитие разносторонней и эффективной личности есть и более функциональные формулы. Одну из них мы сейчас и рассмотрим. Эту формулу написал и использовал Наполеон Хилл. Он же и постоянно ее перечитывал, чтобы внушить и развить в себе все нужные качества успешных людей.

Формула личностного развития от Наполеона Хилла

1) Я знаю, что способен достигнуть своей жизненной цели, поэтому я разрешаю себе спокойную уверенность и позитивный настрой, которые обязательно приведут меня к желаемому результату. А также требую от себя настойчивых, непрерывных усилий на пути реализации своих желаний. Здесь и сейчас я обещаю сделать все, что в моих силах и даже больше, для осуществления моей мечты

2) Я отдаю себе отчет в том, что мысли, преобладающие в моем сознании, всегда будут воспроизводиться во внешних действиях и постепенно воплотятся в действительность. Поэтому по тридцать минут ежедневно я сосредоточиваюсь на создании в себе такого человека, каким я хотел бы стать, рисуя в воображении четкий мысленный образ.

3) Я знаю, что любое , которое я настойчиво культивирую в своем сознании, в конечном счете, находит выражение в практических средствах его осуществления. Поэтому десять минут ежедневно я посвящаю укреплению уверенности в себе и в своих силах.

4) Я четко сформулировал главную цель моей жизни и не оставлю стараний, пока не добьюсь уверенности в себе, необходимой для ее достижения.

5) Я в полной мере осознаю, что ни богатство, ни положение в обществе не могут быть долговечными, если они не основаны на правде и справедливости. Поэтому я не обременю свою совесть сделками, которые не принесут выгод всем ее участникам. Я добьюсь своего, привлекая на помощь силы, которые хотел бы использовать, и сотрудничая с другими людьми. Я постараюсь убедить их помочь, продемонстрировав свою готовность помочь им. Я подавлю в себе ненависть, зависть, подозрительность, черствость и цинизм, совершенствуя свою любовь ко всем людям, поскольку знаю, что негативное отношение к окружающим никогда не принесет успеха. Я заставлю людей поверить в меня, потому что сам верю в себя и в людей. Я подпишусь под этой формулой, заучу ее наизусть и стану повторять один раз в день с абсолютной убежденностью в том, что она повлияет на мои мысли и поступки, и я стану самостоятельным, успешным и уверенным в себе человеком.

И так, используя эту формулу мы сможем увеличить и укрепить большую веру в себя . А теперь нам нужно выяснить что такое «преуспевающая личность» ? Что же это за сочетание черт характера, которые почти неизменно приводят человека к успеху?

Что такое преуспевающая личность

В свое время в одном из институтов изучили глубинные истоки успеха. Для этого пришлось проанализировать позиции и черты характера 1500 известных людей, наугад выбранных из справочника «Кто есть кто в Америке». Исследование позволило выделить ряд общих черт, встретившихся у самых преуспевающих участников опроса. Приводим ряд самых важных:

- Здравый смысл

Это наиболее распространенное качество у опрошенных. 61% утверждают, что здравый смысл — очень важный фактор их успеха . Для большинства это означает способность выносить оптимальные и конкретные суждения по поводу повседневных дел. А для этого нужно отбросить все посторонние мысли и смотреть в корень того или иного события. Возникает вопрос, каково происхождение здравого смысла. Рождается ли человек с этим качеством или надо что-то делать для его проявления? По мнению одного из опрошенных, его, безусловно, можно в себе развить. Один из способов — учиться на опыте других людей, а также на собственных ошибках.

- Знание своего дела

Это вторая после здравого смысла общая черта опрошенных. Вице-президент промышленной компании сказал: «Ничто так не помогает успеху , как глубокое знание того, чем занимаешься. Это снижает степень риска и действует как страховой полис твоих способностей. Профессиональные знания нельзя считать чем-то само собой разумеющимся. Процесс обучения продолжается даже после достижения самых больших высот. Чтобы добиться успеха , надо этого захотеть, — объясняет вице-президент. — А, добившись, стараться удержаться на завоеванных позициях.

- И снова таки уверенность в собственных силах

Ну что же это такое??? Ну никуда без этой уверенности нельзя! Это что то типа паспорта, который обязательно нам иметь для того что бы быть жителями страны под названием "Успех" .=))
Люди, достигшие наибольшего успеха , рассчитывают главным образом на собственные резервы и способности. Эта уверенность означает в данном случае скорее не осознание того, насколько вы хороши, а наличие решимости к смелым действиям. Она подразумевает еще силу воли и способность ставить перед собой четкие цели.
Дипломированный бухгалтер, создавший одну из крупнейших бухгалтерских фирм на северо-западе США, сказал: « в моей сфере занятий — не только гордость за то, что я делаю, но и мужество, выносливость, чтобы отсидеть все часы, необходимые для достижения целей».

- Высокий общий уровень развития

Это необходимое условие выдающихся достижений . Важна в этой связи способность быстро постигать сложные концепции и подвергать их быстрому и четкому анализу.
В результате исследования установлено, что на общем уровне развития участников опроса сказываются по крайней мере три элемента: богатый словарный запас, хорошие способности к чтению и письму. За год, предшествовавший опросу, каждый прочитал в среднем 19 книг, в том числе 10 — не относящихся к художественной литературе.

- Способность доводить дело до конца

Примерно 3/4 преуспевающих считают себя «очень деятельными» при выполнении поставленных задач. Все они согласны с тем, что стать таковыми им помогли три важных качества: организаторский талант, хорошие рабочие навыки и усердие.
Профессор физики складывает свою формулу успеха из следующего: «Напряженный упорный труд + способность установить для себя ритм этого труда». Он признается, что работает по 100 часов в неделю.

Помимо пяти перечисленных, существуют еще и другие факторы успеха:

Способность руководить,
творческий потенциал,
взаимоотношения с коллегами,
и, конечно, удача.
Но здравый смысл, знание дела, уверенность в своих силах, высокий уровень развития и способность доводить дело до конца играют самую важную роль. Если вы будете развивать в себе эти черты, у вас появится возможность достижения успеха!