Вопросы домашнего задания В чем заключается социальная сущность деятельности? Какова структура деятельности? Как связаны между собой цель, средства и результат деятельности? Каковы мотивы деятельности? Как соотносятся потребности и интересы? В чем особенности творческой деятельности?


Дайте определение понятий...- форма активности, направленная не только на приспособление к окружающему миру, но и на изменение, преобразование внешней среды; на получение нового продукта или результата. ... - осознанный образ предвосхищаемого результата, на достижение которого направлена деятельность. ... - побуждения, связанные с удовлетворением потребностей.


Дайте определение понятий 4. ... - устойчивые взгляды на мир, идеалы и принципы, а также стремления воплотить их в жизнь через свои действия и поступки. 5. ... - ценности, характерные для определенной группы людей. 6. ... - деятельность, порождающая нечто качественно новое, никогда ранее не существовавшее.


Проверяем понятия Деятельность - форма активности, направленная не только на приспособление к окружающему миру, но и на изменение, преобразование внешней среды; на получение нового продукта или результата. Цель - осознанный образ предвосхищаемого результата, на достижение которого направлена деятельность. Мотивы деятельности - побуждения, связанные с удовлетворением потребностей.


Проверяем понятия 4. Убеждения - устойчивые взгляды на мир, идеалы и принципы, а также стремления воплотить их в жизнь через свои действия и поступки. 5. Интересы - ценности, характерные для определенной группы людей. 6. Творчество - деятельность, порождающая нечто качественно новое, никогда ранее не существовавшее.


2. М.Е. Салтыков-Щедрин в своей известной сказке «Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил» рассказывает о двух заслуженных чиновниках, попавших на необитаемый остров. Изголодавшись до умопомрачения, они взглянули друг на друга: в глазах их светился зловещий огонь, зубы стучали, из груди вылетало глухое рычание. Они начали медленно подползать друг к другу и в одно мгновение ока остервенились. Полетели клочья, раздался визг и оханье; генерал.. . откусил у своего товарища орден и немедленно проглотил. Но вид текущей крови как будто образумил их. - С нами крестная сила! - сказали они оба разом, - ведь этак мы друг друга съедим! 2. М.Е. Салтыков-Щедрин в своей известной сказке «Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил» рассказывает о двух заслуженных чиновниках, попавших на необитаемый остров. Изголодавшись до умопомрачения, они взглянули друг на друга: в глазах их светился зловещий огонь, зубы стучали, из груди вылетало глухое рычание. Они начали медленно подползать друг к другу и в одно мгновение ока остервенились. Полетели клочья, раздался визг и оханье; генерал.. . откусил у своего товарища орден и немедленно проглотил. Но вид текущей крови как будто образумил их. - С нами крестная сила! - сказали они оба разом, - ведь этак мы друг друга съедим! Что лежало в основе описанных действий? а) осознанный мотив; б) поставленная цель; в) инстинктивный порыв; г) потребность в общении.


3. Верны ли следующие суждения о человеческой деятель 3. Верны ли следующие суждения о человеческой деятель ности? А. Изменение и преобразование мира в интересах людей - характеристика человеческой деятельности. Б. Человеческую деятельность характеризует направленность на создание того, чего нет в природе. а) верно только А; б) верно только Б; в) верно и А, и Б; г) оба суждения неверны. 4. Каким термином можно определить общую черту деятельности художника, писателя, изобретателя, учителя? а) познание; б) творчество; в) преподавание; г) изображение.


5. Верны ли суждения? 5. Верны ли суждения? А. Орудийная деятельность присуща только человеку. Б. Животные используют природные предметы в качестве орудий и даже изготавливают их. а) верно только А; б) верно А и Б; в) верно только Б; г) оба неверны. 6. Человек преобразует окружающий мир с помощью: а) деятельности; б) общения; в) религиозных обрядов; г) фантазии.


7. Верны ли суждения? 7. Верны ли суждения? A. Деятельность способствует приспособлению к окружающей среде. Б. Деятельность преобразует природу. B. Деятельность не влияет на окружающий мир. Г. Деятельность носит целеполагающий характер. а) АБ; б) АБВГ; в) БГ; г) АБГ.


8. Ученик для учителя является: 8. Ученик для учителя является: а) субъектом деятельности; б) объектом деятельности; в) конкурентом; г) коллегой. 9. К духовной деятельности относится: а) строительство кинотеатра; б) изготовление орудий труда; в) съемки фильма; г) работа типографии.


10. К экзистенциальным относятся потребности: 10. К экзистенциальным относятся потребности: а) в комфорте; б) пище; в) общении; г) самоуважении. 11. Аффективное действие обусловлено: а) четко продуманной целью; б) понятиями о долге; в) привычкой; г) эмоциональным состоянием.


12. Труд как целесообразная деятельность человека начался: 12. Труд как целесообразная деятельность человека начался: а) с занятий охотой; б) изготовления орудий труда; в) земледелия; г) овладения огнем. 13. Запишите соответствующие буквы в порядке возрастания. К биологическим потребностям человека могут быть отнесены следующие потребности: а) сон; б) отдых; в)созидание; г) воздух: д) общение; е) творчество.


1. Заполните пропуски: 1. Заполните пропуски: Создание новых материальных и духовных ценностей называется. . . 2. Сопоставьте два высказывания и определите в них общее и различное. В чем ценность этих суждений? Свой ответ аргументируйте. Когда у человека есть действительно какие-нибудь убеждения, то ни сострадание, ни уважение, ни дружба, ни любовь, ничто, кроме обязательных доказательств, не в состоянии изменить в этих убеждениях ни одной мельчайшей подробности (Д. Писарев). Недостаточно определять нравственность верностью своим убеждениям. Надо еще беспрерывно возбуждать в себе вопрос: верны ли мои убеждения (Ф.М. Достоевский)!


3. М.Е. Салтыков-Щедрин в своей известной сказке «Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил» помещает на необитаемый остров двух заслуженных чиновников, привыкших жить на всем готовом. Здесь они вдруг обнаруживают, что «человеческая пища, в первоначальном виде, летает, плавает и на деревьях растет». «Стало быть, если, например, кто хочет куропатку съесть, то должен сначала ее изловить, убить, ощипать, изжарить...». 3. М.Е. Салтыков-Щедрин в своей известной сказке «Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил» помещает на необитаемый остров двух заслуженных чиновников, привыкших жить на всем готовом. Здесь они вдруг обнаруживают, что «человеческая пища, в первоначальном виде, летает, плавает и на деревьях растет». «Стало быть, если, например, кто хочет куропатку съесть, то должен сначала ее изловить, убить, ощипать, изжарить...». О какой деятельности идет речь в приведенном фрагменте? Что выступает целью этой деятельности? Из каких действий она состоит? Как вы думаете, оказались ли генералы способными к преобразующей деятельности?


4. Двух генералов, изображенных М.Е. Салтыковым-Щедриным, спас от голодной смерти, как известно, мужик, который «зачал перед ними действовать. Полез перво-наперво на дерево и нарвал генералам по десятку самых спелых яблоков.. . Потом покопался в земле - и добыл оттуда картофелю; потом взял два куска дерева, потер их друг об дружку - и извлек огонь. Потом из собственных волос сделал силок и поймал рябчика. Наконец, развел огонь и напек. .. разной провизии...» Каковы были цель деятельности мужика, средства ее достижения и результаты? Из каких конкретных действий эта деятельность состояла? Соответствовали ли ее результаты поставленной цели?


5. В своих воспоминаниях Л.Н. Толстой пишет об отце, который много читал, собирал библиотеку, рисовал детям картинки, казавшиеся им верхом совершенства, весело шутил и рассказывал забавные истории за обедом и ужином, заставлял сына читать по- 5. В своих воспоминаниях Л.Н. Толстой пишет об отце, который много читал, собирал библиотеку, рисовал детям картинки, казавшиеся им верхом совершенства, весело шутил и рассказывал забавные истории за обедом и ужином, заставлял сына читать по- любившиеся и выученные наизусть стихи, внимательно слушал «и был очень счастлив этим». Правильно ли предположить, что отца Л.Н. Толстого побуждали к данной деятельности определенные интересы? Ответ аргументируйте.


6. Учитель младших классов обратился к старшеклассникам с просьбой помочь ему в подготовке новогоднего праздника для малышей. Те из старшеклассников, кто откликнулся на эту просьбу, организовали «Мастерскую Деда Мороза». Они сочиняли сценарий сказочного спектакля, шили костюмы, подбирали музыку, разучивали с малышами песни и игры. Подключили малышей к оформлению сказочного городка, изготовлению елочных игрушек, сюрпризов. 6. Учитель младших классов обратился к старшеклассникам с просьбой помочь ему в подготовке новогоднего праздника для малышей. Те из старшеклассников, кто откликнулся на эту просьбу, организовали «Мастерскую Деда Мороза». Они сочиняли сценарий сказочного спектакля, шили костюмы, подбирали музыку, разучивали с малышами песни и игры. Подключили малышей к оформлению сказочного городка, изготовлению елочных игрушек, сюрпризов. Охарактеризуйте структуру данной деятельности старшеклассников: определите ее субъект, объект, цель, средства и результаты. Что могло явиться побудительным мотивом данной деятельности?


7. Германский общественный деятель Ф. Лассаль (1825-1864) писал: «Цель только тогда может быть достигнута, когда уже заранее само средство насквозь проникнуто собственной природой цели». 7. Германский общественный деятель Ф. Лассаль (1825-1864) писал: «Цель только тогда может быть достигнута, когда уже заранее само средство насквозь проникнуто собственной природой цели». Что означают слова о собственной природе цели? Разве нельзя достичь цели, используя средства, обеспечившие достижение иной цели? Свое мнение аргументируйте. 8. Постройте логическую цепочку, основанную на высказывании русского публициста В.Г. Белинского: «Без цели нет деятельности, без интересов нет цели, а без деятельности нет жизни». Объясните, какую роль в жизни человека играют интересы, цели, деятельность? Какова связь между ними?


9. Какое мнение вам кажется правильным? Аргументируйте ответ. 9. Какое мнение вам кажется правильным? Аргументируйте ответ. Цель оправдывает средства. Недостойными средствами нельзя достичь хороших целей. 10. В Древнем Риме рабы строили прекрасные дороги, здания, водопровод. Можно ли считать подневольную работу деятельностью? 11. Объясните, какую роль в жизни человека играют биологические, социальные и духовные потребности. 12. Как вы понимаете изречение из Евангелия «Не хлебом единым жив человек»? Объясните возможные мотивы следующих действий: Человек постоянно приобретает в личное пользование автомобили, каждый раз покупая все более дорогие и престижные машины. Человек жертвует на нужды больницы личные средства.


13. О каких потребностях - материальных или духовных - идет речь в приведенном ниже высказывании? Согласны ли вы с этим 13. О каких потребностях - материальных или духовных - идет речь в приведенном ниже высказывании? Согласны ли вы с этим суждением? Двумя обычными причинами несчастья людей являются, с одной стороны, незнание того, как мало им нужно, чтобы быть счастливыми, а с другой - мнимые потребности и безграничные желания (К.А. Гельвеций, французский философ, XVIII в.).

Работа может использоваться для проведения уроков и докладов по предмету "Обществознание"

Основная цель презентации по обществознанию - изучить общество и разобраться в социальных процессах. В данном разделе сайта собраны готовые презентации охватывающие всю школьную программу по обществознанию. Здесь Вы можете найти и скачать готовую презентацию по обществознанию для 6,7,8,9,10,11 класса. Хорошо иллюстрированные и грамотно составленные презентации помогут учителю провести урок в увлекательной форме, а учащиеся могут использовать их для подготовки к уроку, повторения уже пройденного материала или же в качестве визуального сопровождения при выступлении с докладом.

§ 1 Особенности практической и духовной деятельности

Человек с рождения активно преобразовывает окружающий мир, то есть занимается деятельностью. Деятельность - процесс сознательного и целесообразного изменения человеком мира и самого себя. Именно в ней человек может проявить свои способности, развиться как личность.

Деятельность людей до неузнаваемости изменила мир вокруг нас, общество и усовершенствовала само человечество. Она затрагивает разные сферы жизни общества и отличается большим разнообразием. Ученые выделяют несколько классификаций видов деятельности. По способу осуществления деятельность подразделяют на практическую и духовную.

В практической деятельности объектом преобразования являются природа и общество, её подразделяют на материально-производственную и социально-преобразовательную. Деятельность, объектом которой является природа, а результатом - материальные блага, называют материально-производственной. А деятельность, объектом которой является общество, а результатом - изменение общественных отношений, называют социально-преобразовательной. Духовная деятельность формирует сознание человека. К ее подвидам относят: познавательную (результатом которой являются знания), ценностно-ориентировочную (в результате которой формируется мировоззрение человека) и прогностическую (планирование или предвидение возможных изменений действительности).

Эти виды деятельности связаны между собой. К примеру, результаты духовной деятельности (музыка, научные достижения и т.п.) запечатлены при помощи практической деятельности (печать нот, издание книг). В свою очередь, практическая деятельность невозможна без первоначальной духовной деятельности - определенной идеи.

§ 2 Труд, игра, учение как основные виды деятельности

Другая классификация видов деятельности основана на способе формирования человека как личности. Ученые, придерживающиеся этой типологии, к видам деятельности относят: труд, игру, учение, творчество, общение.

Труд - взаимодействие человека с окружающим миром, направленное на производство общественно-полезного продукта. Составляющими труда являются знания и умения человека, а также его мастерство. Труд осуществляется по необходимости, но при этом преобразует окружающий мир. Он направлен на получение практически полезного результата, в отличие от игры, в которой главное - процесс.

Игра - деятельность, в процессе которой через имитацию действительности осуществляется познание окружающего мира. Игра носит условный характер, то есть предлагает решение в воображаемой ситуации; она основана на выполнении определенных правил и норм. В ней человек исполняет предопределенную роль. Это единственный вид деятельности, который свойственен не только людям, но и животным.

Процесс познания осуществляется не только в процессе игры. В большей степени человек узнает новое при помощи обучения.

Учение - деятельность, направленная на приобретение различных знаний, умений и навыков. В нем используются специфические средства (учебники, книги, компьютер и т.д.), оно не обязательно может быть целенаправленным, человек иногда приобретает их стихийно. Например, новые знания приобретаются из прочитанных книг, фильмов, телепередач, Интернета. Обучение предполагает взаимодействие двух сторон - учителя и ученика, носит репродуктивный характер, так как ученик не создает знание, а осваивает уже имеющееся. Последнее не исключает элементов творчества в учении.

§ 3 Особенности творчества и общения как видов деятельности

Творчество - деятельность, направленная на создание качественно нового результата. Она отличается неповторимостью, уникальностью и оригинальностью идей. Для творчества важными составляющими являются интуиция (предвосхищение результата), воображение и фантазия.

Творчество включено практически во все виды деятельности человека, так же как и общение - деятельность, направленная на обмен информацией, эмоциями, чувствами, оценками и конкретными действиями. К особенностям этого вида деятельности относится обязательное наличие партнера - равноправного субъекта общения, использование речи (языка) в процессе этой деятельности.

Общение образует эмоциональную общность, взаимопонимание субъектов, которые дополняют позиции друг друга. Общение исполняет важные социальные функции: коммуникативную (обмен информацией), регулятивную (управление совместной деятельностью), компенсаторную (утешительную) и воспитательную (социализация личности).

Разные виды деятельности охватывают всю социальную действительность. Человек изменяет окружающий мир, его потребности возрастают, и вслед за этим повышается его преобразовательная активность.

§ 4 Краткие итоги по теме урока

Деятельность человека преобразовывает окружающий мир. По способу осуществления деятельность подразделяют на практическую и духовную. В практической деятельности объектом преобразования являются природа и общество. Духовная деятельность формирует сознание человека. К видам деятельности по способу формирования человека относят труд, игру, учение, творчество, общение. Труд направлен на получение практически полезного результата, в отличие от игры, в которой главное - процесс. Игра носит условный характер, она основана на выполнении правил, свойственна не только людям, но и животным. Учение предполагает взаимодействие учителя и ученика, носит репродуктивный характер, может осуществляться стихийно. Практически во все виды деятельности человека включены творчество и общение. К особенностям последнего относится обязательное наличие партнера - равноправного субъекта общения, использование речи (языка) в процессе деятельности.

Список использованной литературы:

  1. Обществознание. 10 класс: учеб. для общеобразоват. учреждений: профильный уровень / [Л.Н. Боголюбов, А.Ю. Лазебникова, Н.М. Смирнова и др.]; Рос.акад.наук, Рос.акад. образования, изд–во «Просвещение». – 4 изд. – М.: Просвещение, 2010. – 416 с.
  2. Гречко П.К. Введение в обществознание. – М.: Уникум–Центр, 1999.
  3. Дидактические материалы по курсу «Человек и общество»: 10 -11 класс: Пособие для учителя / Л.Н. Боголюбов, Ю.А. Аверьянов и др.; Под ред. Л.Н. Боголюбова, А.Т. Кинкулькина. – М.: Просвещение, 2014.
  4. Методические рекомендации по курсу «Человек и общество»: В 2 ч./ Под ред. Л.Н. Боголюбова. – М.: Просвещение, 2011.
  5. Никитин А.Ф. Большой школьный словарь: обществознание, экономика, право. – М.: АСТ-ПРЕСС ШКОЛА, 2006. – 400 с.
  6. Школьный словарь по обществознанию / Под ред. Л.Н. Боголюбова, Ю.И. Аверьянова. – М., 2006.
  7. Дедова И.А. Обществознание. Подготовка к ЕГЭ: пособие для абитуриентов / И.А.Дедова, И.И.Токарева. – Йошкар-Ола, 2008. – 388 с.
  8. Клименко А.В. Обществознание. Для школьников старших классов и поступающих в вузы / А.В. Клименко, В.В. Румынина. – М.: Дрофа, 2003. – 442 с.
  9. Кравченко А.И. Социология в вопросах и ответах: Учебное пособие. – М.: ТК Вебли, Изд-во Проспект, 2004.
  10. Кравченко А.И., Певцова Е.А. Обществознание: Учебник для 10 класса. – М.: ООО «ТИД «Русское слово - РС», 2011.
  11. Обществознание: 10 – 11 класс: Учеб. для общеобразоват. учреждений / А.Ю. Лазебникова., О.О. Савельева и др.; Под ред. А.Ю. Лазебниковой. – М.: ООО «Издательство АСТ»: ООО «Издательство Астрель», 2012.
  12. Обществознание: учебное пособие / В.В. Баранов, А.А. Дорская, В. Г. Зарубин и др. – М.: АСТ «Астрель», 2005. – 334 с.
  13. Обществознание: учебное пособие для школьников и абитуриентов / В.И. Анишина, С.А. Засорин, О.И. Кряжкова, А.Ф. Щеглов. – М.: Материк-Альфа, 2006. – 220 с.
  14. Обществознание. 100 экзаменационных ответов: учебное пособие для абитуриентов, поступающих на экономические и юридические специальности / под ред. Б.Ю. Сербиновского. – Ростов н/Д: МарТ, 2001. – 320 с.

Деятельность - форма активности, направленная не только на приспособление к окружающему миру, но и на изменение, преобразование внешней среды; на получение нового продукта или результата.

Цель - осознанный образ предвосхищаемого результата, на достижение которого направлена деятельность.

Мотивы деятельности - побуждения, связанные с удовлетворением потребностей.

Потребности - осознаваемая человеком нужда в том, что необходимо для жизни.


Классификации потребностей :

1. Естественные;

2. Социальные;

3. Духовные.

По Маслоу:


Убеждения - устойчивые взгляды на мир, идеалы и принципы, а также стремления воплотить их в жизнь через свои действия и поступки.

Интересы - ценности, характерные для определенной группы людей.

Творчество - деятельность, порождающая нечто качественно новое, никогда ранее не существовавшее.


1. Какое определение пропущено в следующей фразе: «Только деятельности человека свойственен... характер»?

а) инстинктивный; в) совместный;

б) орудийный; г) преобразовательный.

2. Верны ли следующие суждения о человеческой деятельности?

А. Изменение и преобразование мира в интересах людей - характеристика человеческой деятельности.

Б. Человеческую деятельность характеризует направленность на создание того, чего нет в природе.

а) верно только А; в) верно и А, и Б;

б) верно только Б; г) оба суждения неверны.


3. Каким термином можно определить общую черту деятельности художника, писателя, изобретателя, учителя?

а) познание; в) преподавание;

б) творчество; г) изображение.

4. Ученик для учителя является:

а) субъектом деятельности; в) конкурентом;

б) объектом деятельности; г) коллегой.


5. К экзистенциальным относятся потребности:

а) в комфорте; в) общении;

б) пище; г) самоуважении.

6. Запишите соответствующие буквы в порядке возрастания. К биологическим потребностям человека могут быть отнесены следующие потребности:

в) созидание;

г) воздух;

д) общение;

е) творчество.


1. Верны ли суждения?

А. Орудийная деятельность присуща только человеку.

Б. Животные используют природные предметы в качестве орудий и даже изготавливают их.

а) верно только А; в) верно только Б;

б) верно А и Б; г) оба неверны.

2. Человек преобразует окружающий мир с помощью:

а) деятельности; в) религиозных обрядов;

б) общения; г) фантазии.


3. Верны ли суждения?

A. Деятельность способствует приспособлению к окружающей среде.

Б. Деятельность преобразует природу.

B. Деятельность не влияет на окружающий мир.

Г. Деятельность носит целеполагающий характер.

а) АБ; в) БГ;

б) АБВГ; г) АБГ.

4. К духовной деятельности относится:

а) строительство кинотеатра; в) съемки фильма;

б) изготовление орудий труда; г) работа типографии.


5. Аффективное действие обусловлено:

а) четко продуманной целью; в) привычкой;

б) понятиями о долге; г) эмоциональным состоянием.

6. Труд как целесообразная деятельность человека начался:

а) с занятий охотой; в) земледелия;

б) изготовления орудий труда; г) овладения огнем.


М. Е. Салтыков-Щедрин в своей известной сказке «Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил» рассказывает о двух заслуженных чиновниках, попавших на необитаемый остров

Изголодавшись до умопомрачения, они взглянули друг на друга: в глазах их светился зловещий огонь, зубы стучали, из груди вылетало глухое рычание. Они начали медленно подползать друг к другу и в одно мгновение ока остервенились. Полетели клочья, раздался визг и оханье; генерал... откусил у своего товарища орден и немедленно проглотил. Но вид текущей крови как будто образумил их.

С нами крестная сила! - сказали они оба разом, - ведь этак мы друг друга съедим!

Что лежало в основе описанных действий?

а) осознанный мотив;

б) поставленная цель;

в) инстинктивный порыв;

г) потребность в общении.




В другой известной сказке М.Е. Салтыков-Щедрин изображает глупого помещика, по молитве которого Бог очистил все его владения от мужиков. Наслаждался этот помещик воздухом, освободившимся от запаха мякины и овчины, и мечтал о том, какой ‘он плодовый сад разведет: «Вот тут будут груши, сливы: вот тут - персики, тут - грецкий орех!» Думал, каких он коров разведет, что ни кожи, ни мяса, а все одно молоко, все молоко, какой он клубники насадит, все двойной да тройной, по пяти ягод на фунт, и сколько он этой клубники в Москве продаст. Много ли, мало ли времени прошло, только видит помещик, что в саду у него дорожки репейником поросли, в кустах змеи да гады всякие кишмя кишат, а в парке звери дикие воют, «остановились и полати и регалии, и не стало возможности достать на базаре ни фунта муки, ни куска мяса».

Каковы были цели помещика? Какие он выбрал средства их достижения? Соответствовали ли средства целям? Привели ли действия помещика к тем результатам, к которым он стремился?



Домашнее задание: написать эссе.

В.Г. Белинского: «Без цели нет деятельности, без интересов нет цели, а без деятельности нет жизни».

Определение окружающей среды должно исходить из целей, преследуемых человеческим обществом и закрепленных в его мировоззрении. Социалистическое общество ставит своей целью удовлетворение материальных и культурных потребностей своих членов, а не только некоторых слоев. Путь к достижению этой цели - повышение производительности, общественной эффективности человеческого труда. К этому имеет непосредственное отношение и более рациональное использование природных, материальных ресурсов, т. е. опять-таки непосредственно окружающая среда как часть материального мира. Изменение и преобразование окружающей среды в социалистическом обществе должно быть сбалансированным, предусматривающим как удовлетворение нужд общества, так и рациональное использование природных ресурсов, а следовательно и защиту окружающей среды от «разбазаривания», расточительства. В капиталистическом обществе наблюдается явное преобладание форм присвоения и потребления окружающей среды правящим классом и близкими к нему слоями населения.[ ...]

В современном мире экологические проблемы по своему общественному значению вышли на одно из первых мест, оттеснив даже опасность ядерной войны. Бурное развитие хозяйственной деятельности людей привело к интенсивному, часто разрушительному, воздействию на окружающую среду. Влияние человека на природу происходит как путем преобразования сложившихся в течение тысячелетий естественных систем, так и в результате загрязнения почв, вод, воздуха. Это привело к резкому ухудшению состояния природы, часто с необратимыми последствиями. Экологический кризис представляет собой реальную опасность; практически в каждом регионе мы становимся свидетелями стремительного развития кризисных ситуаций.[ ...]

Рассмотрим, наконец, окружающий мир со скрытыми поверхностями. Открытое окружение проецируется в глаз движущегося наблюдателя в виде непрерывного текучего паттерна, чего нельзя сказать об окружении, которое заполнено предметами. Наличие наслоняющих краев приводит к тому, что поверхности то закрываются, то открываются, а соответствующие оптические текстуры то убывают, то растут. Этот вид изменений не является ни течением, ни преобразованием, потому что некоторые элементы предшествующего строя не отображаются в элементы последующего строя. Следовательно, инварианты, которые задают компоновку реального окружения, не являются просто инвариантами проективных преобразований. Об этом более подробно мы поговорим в третьей части книги.[ ...]

Рост численности населения мира, опережающее возрастание его потребностей, неуклонное расширение использования ресурсов Земли, внедрение новых технологий и расширение производства в энергетике, промышленности, сельском хозяйстве, транспорте, антропогенное преобразование ландшафтов мира, усложнение и расширение межнациональных хозяйственных связей, -эти и многие другие факторы привели к возрастающей антропогенной нагрузке на окружающую человека среду, с усилением взаимодействия между средой и обществом. В XX веке, и в особенности во второй его половине, антропогенная нагрузка экспоненциально усиливалась, став одним из важнейших факторов существования общества.[ ...]

Значительные изменения, происходящие в окружающей природной среде, вызывают серьезное беспокойство широкой общественности мира. Окружающая человека среда в последние годы стала предметом изучения, дискуссий, многочисленных публикаций. Каждый житель города или села в той или иной мере ощущает на себе актуальность этой проблемы, так как естественная или преобразованная человеком среда окружает нас в быту, на работе и отдыхе.[ ...]

Коренные организационно-экономические преобразования направлены на охрану и научно обоснованное и рациональное использование земли, ее недр, водных и лесных ресурсов, растительного и животного мира, улучшение природных ресурсов и окружающей среды. Среди природных богатств особое значение имеет земля как всеобщее средство производства и пространственный базис для всех сфер человеческой деятельности и главное средство производства в сельском хозяйстве. Российская Федерация располагает огромными земельными ресурсами, площадь которых, поданным Государственного земельного кадастра, составляет 1709,8 млн гектаров. Сельскохозяйственные угодья занимают 221,2 млн гектаров, или 13% общей площади, а пашня - 126,5 млн гектаров, что составляет 8% общей территории и 57% от площади сельскохозяйственных угодий.[ ...]

ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ - специфически человеческая форма отношения к окружающему миру, содержание которой составляет целесообразное его изменение и преобразование. Д. человека-оператора - процесс достижения поставленных перед системой «человек - машина» целей, состоящий из упорядоченной совокупности действий человека-оператора.[ ...]

В понятие «охрана природы входит не только естественная, но и преобразованная человеком среда (города, парки, сады, рекреационные комплексы, промышленные зоны и т. д.), т. е. вся окружающая среда как совокупность биотической, абиотической и социальной сред, природный и созданный человеком материальный мир (Тетиор А.Н., 1992), последнее понимается иногда как «вторая природа».[ ...]

В дальнейшем это должно привести к тому, что отношение человека к окружающей среде и к природе вообще будет сознательным, целенаправленным, активным. Научное познание объективной реальности материального мира осуществляется прежде всего для того, чтобы изменить его на пользу человека, ради обеспечения жизни на Земле. Субъективистские теории, опирающиеся при изучении материального мира, и в особенности окружающей среды, на ощущения отдельных индивидуумов и на отношение отдельно взятого человека к окружающей среде, подводят к выводу, что человеку не под силу изменить материальную объективность вокруг себя. Руководствуясь этими теориями, люди приходят к пессимистическим выводам, разоружают и демобилизуют себя в борьбе за преобразование и совершенствование окружающей среды. В лучшем случае их рассуждения заканчиваются общими призывами к защите окружающей среды и природы от негативных воздействий и вмешательства человеческого общества. В противовес этому материалистическое мировоззрение подчеркивает роль человеческого общества при формировании окружающей среды, достойной развитого социалистического общества.[ ...]

По мнению древнегреческих мыслителей, одним из четырех составляющих мир «элементов» был огонь. Они первыми подвергли анализу окружающий мир, хотя их анализ слишком сильно зависел от непосредственного наблюдения. Они вычленили землю, воздух, воду и еще огонь. Сегодня, глядя с высот современной химической науки, мы понимаем, что огонь - это просто быстро протекающая химическая реакция окисления, но тем не менее продолжаем воспринимать огонь как таковой. Его едва ли можно отнести к объектам, не является он также и веществом, и у него очень необычная поверхность. Огонь - это протекающее на суше событие, у которого есть начало и конец и в процессе которого расходуется горючее и выделяется тепло. Природный огонь в лесу или на равнине внушал и по-прежнему внушает ужас животным, однако наши предки очень рано научились управлять огнем - разводить его (например, посредством трения), поддерживать (подбрасывая топливо), сохранять (в отдельном медленно тлеющем очаге) и гасить. Управление огнем - замечательный навык человека. Наши примитивные предки-охотники в совершенстве владели им. И когда они смотрели на огонь, они знакомились с простейшим примером постоянства при изменении, инвариантности при преобразовании.[ ...]

Активность - всеобщая характеристика живых существ, их собственная динамика как источник преобразования или поддержания ими жизненно значимых связей с окружающим миром.[ ...]

Поведение - это наиболее широкое понятие, характеризующее взаимодействия живых существ с окружающей средой, опосредованное их внешней (двигательной) и внутренней (психической) активностью. Фундаментальной составляющей поведения являются реактивность и активность. Если реактивность дает возможность в основном приспосабливаться к среде, то активность - приспосабливать среду к себе. Чем выше уровень организации живого организма, тем большее значение приобретает активность по сравнению с реактивностью. У человека высшим уровнем активности является активность личности, которая позволяет ему решать сложные задачи, связанные с преобразованием не только предметного материального мира, но и мира идеального, духовного, внутреннего.[ ...]

Очевидно, что в последнем определении определяющая часть шире, чем определяемая: в нем фигурируют слова "окружающая природная среда". Слово "природа" относится более к естественному миру, в то время как "окружающая среда" подразумевает не только естественный, но и созданный или преобразованный человеком мир: к ней относятся рукотворные ландшафты, селитебные территории, промышленные комплексы. Поэтому наряду с понятием "охрана природы" чаще употребляется теперь другое - "охрана окружающей среды".[ ...]

Гипотеза о том, что информацию для восприятия жесткого, неизменного объекта образует инвариантность относительно оптических преобразований, берет свое начало в экспериментах с подвижными тенями (Gibson, Gibson, 1957). Этот эксперимент дал парадоксальные по тем временам результаты - изменяющая форма воспринималась постоянной, а изменяющимся воспринимался ее наклон. Пытаясь осмыслить полученные результаты, мы предположили, что неизменным объектам соответствуют определенные инварианты оптической структуры, которые сами по себе лишены какой бы то ни было формы, а любому движению объекта соответствует свое особое возмущение оптической структуры - перспективное преобразование. Различие между физическим и оптическим движением (то есть между событиями во внешнем мире и в оптическом строе) нужно было зафиксировать терминологически, но, поскольку ни одно из известных нам понятий не подходило для этих целей, пришлось ввести свою терминологию. По этой же причине нужно было ввести какие-то специальные термины для обозначения инвариантов и в меняющемся мире, и в изменяющемся оптическом строе - геометрическое понятие формы для этого не годилось. По-видимому, наилучшее решение этих терминологических проблем могло бы состоять в том, чтобы термины постоянство и изменение использовать применительно к окружающему миру, а сохранение и возмущение - применительно к оптическому строю.[ ...]

В результате воздействия человека на природу происходит перераспределение на Земле водных ресурсов, изменение местного климата, преобразование некоторых черт рельефа. Растут и масштабы прессинга на окружающую среду. Рост масштабов антропогенного воздействия на природную среду не проходит бесследно. Серьезной экономической и социальной проблемой в мире становится, например, поступление углекислого газа, оксидов азота и серы в атмосферу, а также избытки их соединений в компонентах окружающей среды.[ ...]

Научно-технический прогресс и связанные с ним грандиозные масштабы производственной деятельности человека привели к большим позитивным преобразованиям в мире - созданию мощного промышленного и сельскохозяйственного потенциала, широкому развитию вссх видов транспорта, ирригации и мелиорации больших земельных площадей, созданию систем искусственного климата. Вместе с тем резко ухудшилось состояние окружающей среды. Загрязнение атмосферы, водоемов и почвы твердыми, жидкими и газообразными отходами достигает угрожающих размеров, происходит истощение невозобновляемых природных ресурсов - в первую очередь полезных ископаемых и пресной воды. Дальнейшее ухудшение состояния экосферы может привести к далеко идущим отрицательным последствиям для человечества. Поэтому охрана природы, защита ее от загрязнении стала одной из важнейших глобальных проблем.[ ...]

Для нашего исследования большое значение имеет тот факт, что жесткая и неподвижная в целом среда может оказаться частично нежесткой и подвижной, что мир в некоторых своих аспектах неизменен, а в каких-то других изменчив, но никогда полностью не замирает в одной из крайностей и не превращается в хаос в другой. Этот факт станет очевидным позже, когда мы обсудим геометрию окружающего мира и его преобразования.[ ...]

Экология человека (антропоэкология) - комплексная наука (часть социальной экологии), изучающая взаимодействие человека как биосоциального существа со сложным многокомпонентным окружающим миром, с постоянно усложняющейся динамичной средой обитания. Важнейшей ее задачей является раскрытие закономерностей производственно-экономического, целевого освоения и преобразования природных ландшафтов под воздействием деятельности человека. Термин введен американскими учеными Р. Парком и Э. Бюргессом (1921). В нашей стране планомерные исследования в области экологии человека начались в 70-х гг. нынешнего столетия. По оценкам ВОЗ, три четверти болезней человека обусловлены экологически неблагополучным состоянием окружающей среды, нарушениями естественных связей в природе вследствие ее загрязнения продуктами цивилизации. Различные заболевания связаны с повышенными концентрациями в окружающей среде различных антропогенных токсикантов, в частности в Японии широкое развитие получили такие заболевания, как «Минамата» (избыток соединений ртути), «Итай-Итай» (избыток кадмия), Юшо (отравление ПХБ), чернобыльская болезнь (радиоизотоп йод-131) и др. Особенно от загрязнений окружающей среды страдают жители крупных городов и промышленных центров во многих регионах земного шара.[ ...]

Установка более крупного и сложного оборудования часто осуществляется производителем. В зависимости от продукта этап установки может нести с собой возможность ухудшения состояния окружающей среды. Примеры включают подземные резервуары хранения для жидкостей, трубопроводы жидкостей и газов и закладку межконтинентальных коммуникационных кабелей. Наиболее простая рекомендация в этих ситуациях - минимизировать разрушение окружающей среды и не рассматривать чувствительные области в качестве мест осуществления крупных проектов, в особенности тех, реализация которых приведет к значительным выбросам. Идеальным решением промышленной экологии, однако, остается разработка продуктов или конструирование социальных сетей, которые вовсе избегают таких преобразований. Примером может служить быстро развивающая сейчас сотовая телефонная связь. Используя радиосигналы, конструкторы двигаются в направлении такого мира, в котором связь вовсе не требует закопанных в землю или поднятых над ней проводов и кабелей.