Мы часто мечтаем: о праздниках, об отпуске, о новых встречах, о покупках. Картины воображаемого счастья активируют в нашей нервной системе нейромедиатор дофамин. Он относится к системе поощрения и благодаря ему, мечтая, мы чувствуем радость и удовольствие. Помечтать – это простой и легкий способ улучшить настроение, отвлечься от проблем и побыть наедине с собой. Что в этом может быть плохого?

Иногда Марина вспоминает предыдущую поездку к морю. Она так ее ждала, так о ней мечтала. Жаль, что не все, что она намечтала, совпало с реальностью. Номер оказался не таким, как на картинке, пляж не очень, городок… В общем, сюрпризов было много – и не все приятные.

Мы радуемся, разглядывая идеальные картинки, которые создало наше воображение. Но многие замечают парадокс: иногда мечты оказываются приятнее, чем обладание. Бывает, получив желаемое, мы даже чувствуем разочарование, ведь действительность редко похожа на то, что рисовало наше воображение.

Реальность обрушивается на нас непредсказуемо и многообразно. Мы не готовы к такому, мы мечтали о чем-то другом. Растерянность и разочарование при встрече с мечтой – плата за то, что мы не умеем получать удовольствие в повседневной жизни от реальных вещей – таких, какие они есть.

Марина замечает, что редко находится здесь и сейчас, в настоящем: она мечтает о будущем или перебирает воспоминания. Иногда ей кажется, что жизнь проходит мимо, что неправильно жить мечтами, ведь на поверку они часто оказываются эфемерными. Ей хочется радоваться чему-то реальному. Что, если счастье не в мечтах, а в настоящем? Может, чувствовать счастье – это просто навык, которого у Марины нет?

Мы нацелены на реализацию планов и многие вещи делаем «на автомате». Погружаемся в размышления о прошлом и будущем и перестаем видеть настоящее – то, что находится вокруг нас и происходит в нашей душе.

В последние годы ученые активно исследуют влияние на самочувствие человека осознанной медитации – техники, основанной на развитии осознания реальности.

Эти исследования начались с работ профессора Массачусетского университета биолога Джона Кабат-Зинна. Он увлекался буддистскими практиками и смог научно доказать эффективность применения осознанных медитаций для снижения стресса.

Практика осознанности – это полное перенесение внимания на настоящий момент, без оценки самого себя или действительности

Психотерапевты когнитивно-поведенческого направления стали с успехом применять отдельные техники осознанных медитаций в работе с клиентами. У этих техник нет религиозной направленности, для них не обязательна поза лотоса и какие-то особые условия. В их основе – осознанное внимание, под которым Джон Кабат-Зинн понимает «полное перенесение внимания на настоящий момент – без какой-либо оценки самого себя или действительности».

Осознавать настоящий момент можно когда угодно: на работе, дома, на прогулке. Внимание можно концентрировать по-разному: на своем дыхании, окружающей обстановке, ощущениях. Главное – отслеживать моменты, когда сознание переходит в другие режимы: оценки, планирования, воображения, воспоминаний, внутреннего диалога – и возвращать его обратно, к настоящему.

Исследования Кабат-Зинна показали: люди, которых научили осознанным медитациям, лучше справляются со стрессом, меньше тревожатся и грустят и в целом чувствуют себя счастливее, чем раньше.

Сегодня суббота, Марина никуда не торопится и пьет утренний кофе. Она любит мечтать и не собирается от этого отказываться – мечты помогают Марине удерживать в голове образ целей, к которым она стремится.

Но теперь Марина хочет научиться чувствовать счастье не от предвкушения, а от реальных вещей, поэтому она развивает новый навык – осознанное внимание.

Марина разглядывает свою кухню, как будто видит ее впервые. Синие дверцы фасадов освещает солнечный свет из окна. За окном ветер покачивает кроны деревьев. Теплый луч попадает на руку. Надо бы помыть подоконник – внимание Марины ускользает, и она начинает привычно планировать дела. Стоп – Марина возвращается к безоценочному погружению в настоящее.

Она берет в руку кружку. Разглядывает узор. Всматривается в неровности керамики. Делает глоток кофе. Ощущает оттенки вкуса, словно пьет его первый раз в жизни. Замечает, что время останавливается.

Марина чувствует себя наедине с собой. Как будто она долго путешествовала и наконец вернулась домой.

Об авторе

клинический психолог, член Ассоциации когнитивно-бихевиоральных терапевтов, работает в клинике «Доктор рядом». Подробнее на ее сайте .

Почему мы часто задумываемся над вопросом в чем смысл жизни? Для чего мы живём? Как жить чтобы быть счастливым? Что мне нужно для счастья? А что будет, когда я достигну успеха или потерплю поражение? Что скажут родители если я не оправдаю их ожидания? Как найти в себе силы подняться с колен после очередного поражения? Зачем нам переживать поражения и испытания, какой смысл? Почему все говорят делать выводы, наблюдая за чужими ошибками? И почему мы эти выводы формируем только, когда самостоятельно ошибаемся? Почему мы не можем реализовать свои планы с первого раза или ещё хуже - не понимаем, что хотим? Все эти весомые и на первый взгляд банальные вопросы возникают в мыслях каждой сознательной личности.

Каждый день мы наблюдаем за взлётами и падениями разных людей, своих родных, друзей или посторонних. Ещё в детстве мы задаём родителям много странных вопросов, среди которых: "Мама, а что такое жизнь? В чем его смысл, почему все живут по-разному?" И часто родители не совсем понятно нам объясняют, возможно потому что сами ошиблись на своем жизненном пути. Логично, что у каждого ребёнка преобладают положительные эмоции, радужные мечты, надежды, улыбки и веселье.

Чем старше мы становимся, тем больше от нас удаляется такой чистый, откровенный, детский оптимизм. В школе начинаем сталкиваться с первыми проявлениями несправедливости. Когда дети по-разному относятся друг к другу, критикуют за внешний вид, материальное положение родителей или не похожи взгляды на ту или иную ситуацию. Также всегда детей удивляет отношение учителей, их предпочтения и поощрения тем или иным ребёнком. Прежде будущее мировоззрение ребёнка формируется в семейной среде. Родители своим отношением друг к другу, к детям, к жизни и проблемам на своем пути, формируют определённую модель-схему будущего ребёнка. Поэтому дети часто повзрослев стараются подражать родителям, или же наоборот-не повторять ошибок.

Во взрослом возрасте, когда мы начинаем трезво наблюдать за всем и всеми, кто нас окружает, задумываемся над выше упомянутыми вопросами. Исчезает эта детская наивность, появляется неопределённость и растерянность, из-за которой часто не знаем чего хотим достичь в жизни и как сделать правильный выбор. Несмотря на сильных духом людей, которые уже себя реализовали в жизни, сделали свои мечты реальностью, мы удивляемся, где взять столько терпения, силы воли и желания работать. Ведь ни для кого не секрет, что в основном путь к успеху "покрыта колючей терниями", конечно если твои родители не миллионеры и не поставят тебя на все готовое. Богатые и умные люди пробиваются сквозь стены проблем и разочарований на пути к мечте. Некоторые доходит до цели, а кто-то опускает руки и разбивает в порошок свои добрые намерения и проекты, не найдя внутренней силы и поддержки окружающих, зацикливаясь на собственных страхах и предубеждениях.

Так в чем же заключается причина таких падений на пути к успеху?

После очередных неудач люди начинают анализировать каждый шаг, ища ошибку. Порой они думают, что поняли, где ошиблись, а порой спихивают вину на кого-то другого (так же проще, правда?). Но почему, понимая причины неудач, снова и снова ничего не получается?

Часто их безудержный порыв все изменить к лучшему, гаснет через месяц-два или даже за считанные дни. Причиной может быть что угодно. Начиная от неопределённости в выборе, "дружественным советам", невезению, неуверенности, нехватке мотивации или поддержки, - заканчивая комплексным разочарованием во всем и всех. На самом деле, учёными было проведено много исследований, которые обнаружили, что никакой глобальной для всех причины падений не существует.

Часто кажется, что какая-то злая сила-невезения постоянно нас сдерживает, препятствует и критикует, за что бы мы не взялись. Причина всего заключается в более философском и духовном мире, а не во внешних факторах. Недаром существует утверждение: ""Все наши мысли материализуются". А если это действительно правда? Тогда для достижения своей цели и прежде всего, понимания своих желаний, нам нужно научиться думать в положительном направлении, а главное думать о чём думаем (как бы это абсурдно ни звучало)! Также все зависит даже от совсем маленьких шагов и решений, которые принимаем сотни раз изо дня в день. Именно такие малые шаги становятся фундаментом и кирпичиками нашего успеха в жизни. Именно в море таких несущественных и простых шагов, лежат наши тайные сокровища, скрывающие в себе надежду, желания и мечты!

Для того чтобы пройти океан испытаний на пути к мечте, часто недостаточно ни силы воли, ни мотивации, поддержки или морального подталкивания (так называемого пинка или фраз: "Собери свою силу воли в кулак и не распускай сопли"). Все эти факторы обычно помогают идти вперёд, но часто не надолго. Мы боимся однообразия и испытываем страх перед изменениями, не зная, какие они будут. Поэтому наши мечты тянут нас на дно, если мы не уверены в себе. Сила воли является одним из весомых факторов на пути к саморазвитию. Очень часто можно услышать утверждение, что сила воли - это способность заставить себя делать вещи, которые нам не по душе. Это утверждение бесспорно ошибочно. На самом деле умение выбрать свое долгожданное занятия среди многих вариантов и является силой воли.

Люди веками тренируют свою силу воли, изнуряя себя физически и морально ненужными делами. Только после таких недоразумений с собой, понимают смысл понятия - сила воли. Её смысл заключается в добровольной работе над собой и чем-то, без насилия. Но что же делать людям, которые выбрав желаемый стиль жизни, не могут в который раз реализовать все задуманное?

И возникает вопрос: "Почему я живу не так как хочу?" Прежде всего это потому, что нас сильно влияют внешние факторы: ситуация в стране, экономика и недостаток денег, невезение с любовью, разочарование в человеке, отсутствие должного образования или даже банальная зависть к успешным людям. Из-за таких вещей мы разучились прислушиваться к себе, к своему сердцу и уму. А умение понимать себя - является важнейшим для любой реализации задуманного. Не важно касаются ли наши желания сферы личных отношений, семьи, друзей, образования, работы или отдыха. Все сферы взаимосвязаны и не создав желаемую модель для каждой из них, мы не почувствуем себя счастливыми и успешными. Поэтому всегда нужно помнить о фразе, упомянутой ранее в данной статье: ""Все наши мысли материализуются".

Если не сбывается мечта после первой, второй или десятой попытки, возможно стоит задуматься это ваша вожделенная мечта или совет друга или брата, потому что так будет лучше? Если желание действительно Ваше и оно искреннее и сильное, для его реализации Вы прилагаете невероятную и ежедневный труд, а не только визуализируете в своих мыслях, поверьте оно исполнится!

Часто мы живем не так как хотим, так как не верим в собственные силы и возможности добиться успеха. Многие люди делают ошибки или выбирают, например, не свою профессию. Но они не сдаются. Например история одного преподавателя-математика, который 15 лет преподавал в университете, тронула его студентов и стала для них движущей силой. Он преподавал изо дня в день в течение 15 лет детям и студентам математику, которую в душе терпеть не мог. Ему надоедалы постоянные проверки тетрадей, опросы и Университетская атмосфера. Однажды он решился поменять профессию, как и хотел. Он всегда интересовался сферой информационных технологий и в свободное от работы время самостоятельно изучал тестирования программ. Изучив много теории, он подал свое резюме в ИТ компанию, где впоследствии успешно прошел собеседование и поменял работу. Он рискнул своей карьерой и уважением коллег и студентов, но не изменил собственному желанию и преуспел самостоятельно.

Итак, даже истории простых и малоизвестных людей, помогают нам двигаться дальше. Главное поверить в собственные силы, хорошо работать, не бояться саморазвития, меняться в лучшую сторону и уверенно знать чего мы хотим! Тогда каждый будет жить именно так как хочет!

"Успех - это не более, чем несколько простых правил, соблюдаемых ежедневно, а неудача - это просто несколько ошибок, повторяемых ежедневно". Джим Рон.

Мы живем в трехмерном мире: длина, ширина и глубина. Некоторые могут возразить: «А как же четвертое измерение - время?» Действительно, время - это тоже измерение. Но вот вопрос, почему пространство измеряется в трех измерениях - загадка для ученых. Новое исследование объясняет, почему мы живем в мире 3D.

Вопрос о том, почему пространство трехмерно, мучил ученых и философов с античных времен. Действительно, почему именно три измерения, а не десять или, скажем, 45?

В целом, пространство-время четырехмерно (или 3+1-мерно): три измерения образуют пространство, четвертым измерением является время. Существуют также философские и научные теории о многомерности времени, которые предполагают, что измерений времени на самом деле больше, чем кажется: привычная нам стрела времени, направленная из прошлого в будущее через настоящее — всего лишь одна из возможных осей. Это делает возможными различные научно-фантастические проекты, вроде путешествий во времени, а также создает новую, многовариантную космологию, которая допускает существование параллельных вселенных. Однако существование дополнительных временных измерений пока не доказано научно.

Вернемся в наше, 3+1-мерное измерение. Нам хорошо известно, что измерение времени связано со вторым законом термодинамики, который гласит, что в замкнутой системе — такой, как наша Вселенная — энтропия (мера хаоса) всегда возрастает. Уменьшаться вселенский беспорядок не может. Поэтому время всегда направлено вперед — и никак иначе.

В новой статье, опубликованной в EPL, исследователи предположили, что второй закон термодинамики может также объяснить, почему пространство трехмерно.

«Ряд исследователей в области науки и философии обращались к проблеме (3 + 1)-мерной природы пространства-времени, обосновывая выбор именно этого числа его стабильностью и возможностью поддержания жизни», — рассказал соавтор исследования Джулиан Гонсалес-Айала из Национального политехнического института в Мексике и университета Саламанки в Испании порталу Phys.org. «Ценность нашей работы заключается в том, что мы представляем рассуждения, основанные на физической модели размерности Вселенной с подходящим и разумным сценарием пространства-времени. Мы первые, кто заявил, что число «три» в размерности пространства возникает в качестве оптимизации физической величины».

Ранее ученые обращали внимание на размерность Вселенной в связи с так называемым атропным принципом: "Мы видим Вселенную такой, потому что только в такой Вселенной мог возникнуть наблюдатель, человек". Трехмерность пространства объяснялась возможностью поддержания Вселенной в том виде, в каком мы её наблюдаем. Если бы во Вселенной было множество измерений, по ньютоновскому закону тяготения не были бы возможны устойчивые орбиты планет и даже атомная структура вещества: электроны падали бы на ядра.

В данном исследовании ученые пошли другим путем. Они предположили, что пространство трехмерно из-за термодинамической величины — плотности свободной энергии Гельмгольца. Во Вселенной, заполненной излучением, эту плотность можно рассматривать как давление в пространстве. Давление зависит от температуры Вселенной и от количества пространственных измерений.

Исследователи показали, что могло происходить в первые доли секунды после Большого взрыва, называемые Планковской эпохой. В момент, когда Вселенная начала охлаждаться, плотность Гельмгольца достигла своего первого максимума. Тогда возраст Вселенной составлял долю секунды, а пространственных измерений было ровно три. Ключевая мысль исследования заключается в том, что трехмерное пространство было «заморожено», как только плотность Гельмгольца достигла своего максимального значения, которое запрещает переход в другие измерения.

На рисунке ниже изображено, как это происходило. Слева — плотность свободной энергии Гельмгольца (е) достигает своего максимального значения при температуре Т = 0,93, которое возникает, когда пространство было трехмерным (n=3). S и U представляют плотности энтропии и плотность внутренней энергии, соответственно. Справа показано, что перехода к многомерности не происходит при температуре ниже 0,93, что соответствует трем измерениям.

Это произошло вследствие второго закона термодинамики, который допускает переходы в более высокие измерения только тогда, когда температура выше критического значения — ни градусом меньше. Вселенная непрерывно расширяется, и элементарные частицы, фотоны, теряют энергию — поэтому наш мир постепенно охлаждается: Сейчас температура Вселенной гораздо ниже уровня , предполагающего переход из 3D-мира в многомерное пространство.

Исследователи поясняют, что пространственные измерения похожи на состояния вещества, а переход из одного измерения в другое напоминает фазовый переход — такой, как плавление льда, которое возможно лишь при очень высоких температурах.

«В процессе охлаждения ранней Вселенной и после достижения первой критической температуры, принцип приращения энтропии для замкнутых систем мог запретить определенные изменения размерности», — комментируют исследователи.

Это предположение по-прежнему оставляет место для более высоких измерений, которые существовали в Планковскую эпоху, когда Вселенная была еще более горячей, чем это было при критической температуре.

Дополнительные измерения присутствуют во многих космологических моделях — в первую очередь, в теории струн. Это исследование может помочь объяснить, почему в некоторых из этих моделей дополнительные измерения исчезли или остались такими же крошечными, как были в первые доли секунды после Большого взрыва, в то время как 3D-пространство продолжает расти во всей наблюдаемой Вселенной.

В будущем исследователи планируют улучшить свою модель, чтобы включить дополнительные квантовые эффекты, которые могли возникнуть в первую долю секунды после Большого взрыва. Кроме того, результаты дополненной модели могут также служить ориентиром для исследователей, работающих на других космологических моделях, таких как квантовая гравитация.

«Начиная с 1926 года, когда Макс Шелер ввел термин «философская антропология», было сделано достаточно много попыток ответить на вопрос о сущности человека сохраняя философскую точку зрения. Наиболее важное открытие философской антропологии состоит в том, что сущностью человека является его способность строить самого себя, а значит, постоянно изменять содержание ответа на вопрос о его собственной сущности».

Эта цитата как нельзя более точно отражает то понимание человека, речь о котором пойдет ниже.

Итак, сущностью человека является его способность строить самого себя . Здесь имеется ввиду сознательная способность себя образовывать исходя из своих собственных желаний и стремлений – самообразование .

Самообразование по некоторым причинам прямо противоречит детерминизму современной культуры в экзистенциальной сфере человеческого существования.

«В конечном счете, тот факт, что предшествующее поколение нечто делало (или что оно делало нечто так, а не иначе), сам факт по себе не может быть достаточным основанием для воспроизводства (повторения) этих действий в будущем».

Главное отличие этого типа человека от описанного состоит в том, что он перестает жить-из-вне , и начинает жить-из-себя . Он становится человеком, живущим так, как живет, поступающим так, как поступает, думающим так, как думает. И для этого ему не нужны никакие внешние обстоятельства. Он такой, потому что таким хочет быть, такой есть и находит способ таким быть. Его развитие, движение по жизни, его бытие зависят только от него самого, его устремленности.

Это «человек сам по себе, сам в себе для себя бытие – не нуждающийся ни в какой поддержке, программировании извне. Ничто ему не нужно снаружи, чтобы быть таким, каким он хочет быть».

То есть он полностью , во всех без исключения своих проявлениях обусловлен изнутри .

В каждом человеке есть так называемое «ядро личности», которое составляет комплекс само собой разумеющихся норм. Само собой разумеющиеся нормы появляются в процессе переживания субъективной истины – когда человек принимает что-то с полной уверенностью что это именно так, а не иначе. Эти истины закладываются в человека с детства в основном через авторитет родителей, затем продолжают складываться в процессе социализации.

Здесь возникает проблема свободы, т.к. истины закладываются из вне без ведома человека, и никто после не будет ему объяснять относительность всех этих истин по той простой причине, что передатчик этих истин сам переживал их когда-то как истины , и, следовательно, не может относится к ним критично.

Для того, чтобы человек стал полностью обусловлен изнутри должно произойти «извлечение» всего привнесенного и конструирование своей собственной реальности. Как правило, довольно часто выведение человека из состояния культурной обусловленности осуществляется с помощью Другого как посредника, своеобразного моста между реальностью субъективной и реальностью объективной (культурной), и важно, что происходит с человеком при этом переходе, - когда человек может занять метапозицию по отношению к культуре и самому себе?

Эта возможность появляется тогда, когда человек попадает в экзистенциальный вакуум, метафизическую пустоту – когда все, на что он опирался, все законы по которым он жил – все вдруг становится нереальным, нелепым, тем, что в индуизме называют майя (иллюзорность мира).

Как человек может попасть в экзистенциальный вакуум? Одной из причин может послужить современная культурная ситуация. Темпы изменения в общественной, социальной, государственной жизни таковы, что создали предпосылки к изменению самого характера культурной обусловленности человека. Под сомнение в разных странах все чаще начинает ставится вся система предыдущего обусловливания, то есть возникают ситуации, когда человек может заметить вещи, которые он не в состоянии был заметить до этого.

Почему? Потому что появились новые взгляды на необходимые аспекты внешней обусловленности. Появилось взаимное столкновение всевозможных аспектов обусловленности. И Я сам, и Мир оказываются передо мной на какой-то промежуток времени предельно обнаженными.

Вот здесь и возникает возможность «выхода из механизмов жизни и из механизмов самого себя в некое пустое пространство и зарождение новой жизни. То есть «штуковина» или происходит, или не происходит... Если же все-таки «штуковина произойдет», человек может осознать, что нет никакого «на самом деле», все ценности, цели и смыслы относительны , с этого момента только он сам является мерой всех окружающих его вещей и явлений – он один является критерием истины.

Здесь может начаться свершаться переход «снаружи» во «внутрь». Очень важную роль в этом переходе играет творчество.

«Когда перейдете (если перейдете; это, конечно же, не момент, это – процесс), никто вам ничего не предложит. Не из чего выбирать, не в чем искать, не к чему приспосабливаться – нужно все делать. Готового ничего нет…Все надо делать, все то, что раньше приходило готовым. Вы будете как рыба, которая сама себе должна делать море, или пруд, или реку. Никто ничего не предлагает, сплошное творчество. И не в переносном, а в буквальном смысле, потому что даже если вы берете что-то готовое, то должны его как-то трансформировать – заполнить эту форму своим содержанием».

Таким образом, человек начинает творить собственную реальность, собственную историю – ту, которую он сам сознательно выбирает. То есть человек не создан природой и эволюцией. Человек создается. Непрерывно, снова и снова создается. Создается в собственной истории, с участием его собственных индивидуальных усилий – с участием его самого. Он овладевает культурой и творчески ее преодолевает - самореализуется.

Этот процесс приобретает непрерывный характер, т.к. человеку свойственно постоянно выходить за свои пределы, постоянно меняться. При таком подходе непрерывное образование выступает как модус развития личностного существования отдельного человека.

Вообще говоря, каждый человек находится в непрерывном образовании. Жизнь человека – это его реальность, и все, что он пережил в ней, узнал, сделал и т.д., так или иначе, в грубом или тонком виде отпечатывается во всех аспектах его существования – психологической, физической, ментальной – любой. Вся разница лишь в том, что некоторые люди этого не осознают, а некоторые сознают.

У вторых это образование носит характер самообразования, т.к. они контролируют окружающее пространство и фильтруют всю информацию, поступающую из социума во «внутрь» и «изнутри наружу» (по крайней мере, максимально – на сколько это вообще в принципе возможно).

Если присутствует такой контроль, человек может воспринимать себя как текст, который читают - т.к. он своим поведением каким-то образом воздействует на окружающее пространство и всех, кто в него входит. И свою собственную жизнь как текст – как самый главный написанный им текст.

Таким образом, идея «непрерывности образования» или идея «самообразования» направлены против предзаданности и контролируемости образа действия, чувствования и мысли, и таким образом – против культуры, как основы некритичного образования.

Об этом же говорил и П. Г. Щедровицкий:

«…процессы самоопределения, процессы становления…всегда протекают в какой-то культурной, социокультурной среде, а значит, опираются на определенные социокультурные институты… Однако, по мере того, как это пространство возникает, мы все больше и больше сталкиваемся с тем, что социокультурная и пространственная среда не обустроены для развития, и те направляющие, которые создает эта среда, расходятся и противоречат тем целям и ценностям, которые мы с вами как субъекты, практикующие развитие, выдвигаем»

Выводом из всего рассмотренного будет описание понятия «epimeleia » – «забота о самом себе » - введенном Мишелем Фуко. Он считал заботу о себе сущностной необходимостью и конечной целью жизни любого человека. Человека, заботящегося о себе, характеризует следующее:

1. Своеобразная и индивидуальная манера смотреть на мир, действовать и вступать в отношения.

2. Перенесение взгляда с внешнего, окружающего мира на самого себя. Предполагает своего рода наблюдение и контроль за собственными мыслями, действиями и т.д.

3. Определенный образ действий, осуществляемый субъектом по отношению к самому себе – действие, которым он изменяет, очищает, преобразует и преображает себя.

«Человек должен стремиться…к тому, чтобы приобрести статус субъекта, которого он никогда не имел до этого. Не-субъекту следует придать статус субъекта, что определяется полнотой его отношений к своему «Я». Нужно создать себя как субъекта…».

Примерно то же сказал и Мераб Мамардашвили.

«Люди освобождаются ровно настолько, насколько они сами проделали свой путь освобождения изнутри себя, ибо всякое рабство – это самопорабощение. «Внутренняя свобода» - это вовсе не подпольная свобода ни в социальном смысле, ни в смысле душевного подполья. Это реально явленная свобода в смысле освобожденности человека внутри себя от оков собственных представлений и образов, высвобожденности человеческого самостояния и бытия».