Амфибии и Рептилии могут предсказывать погоду. Лягушка квакает – дождь зовет. Жабы в нору спрятались на теплую погоду. Жабы днем на дорожку сада выходят – перед дождем. Крокодил из воды выходит на сушу – к холодной погоде. Змеи прячутся в норы – к похолоданию. Амфибии уничтожают вредных насекомых, являются пищей для птиц и мелких водных млекопитающих животных, в некоторых странах, например в Китае и Франции человек употребляет в пищу мясо Амфибий.) Ящерицы истребляют вредных насекомых, змеиный яд используется как обезболивающее и кровесвертывающее средство, кожа крокодилов используется для изготовления портфелей, сумок, ремней, мясо и яйца черепах человек использует в пищу, мелкие рептилии являются пищей для более крупных животных, из панциря черепах изготавливают гребни, панцири черепах используют для декорации цветочных клумб. Рыбы являются промысловыми. Рыбы, вылавливаемые в большом количестве для потребления в свежем виде и для переработки в промышленном. К ним относятся сельдь, лосось, треска, судак, лещь и т.д. Особенно ценны в этом отношении осетровые. Они дают отличное мясо, ценную икру и другие продукты.

Обобщающий урок «Земноводные и пресмыкающиеся»

(урок-игра) 7 класс.

Цель урока:

Активизация познавательной деятельности с учетом типа личности обучаемого, углубление межпредметных связей.

    Сформировать и углубить знания о представителях животного мира

    Развить навыки индивидуальной и коллективной работы

    Закрепить умения анализировать, систематизировать, обобщать материал, полученный в процессе обучения

    Совершенствовать навыки работы с терминами, биологическими понятиями, определениями.

Для проведения игры необходимо следующее оборудование: компьютер, мультимедийная установка, презентация на диске или флешкарте, жетоны с очками.

ХОД УРОКА

    Орг. момент – 2 мин.

    Пояснение правил игры – 2 мин.

    Блиц - турнир – 2 мин.

    1 раунд. Объекты ихтиологии, потомки стегоцефала, родственники динозавров. – 10 мин.

    2 раунд. Лягушки, ящерицы, черепахи, змеи, крокодилы. – 10 мин.

    3 раунд. Ученые, законы, определения, эксперименты. – 5 мин.

    4 раунд. Термины. – 5 мин.

    Подведение итогов урока.

Правила игры:

Урок-игра построен по принципу известной телеигры «Своя игра».

1 этап – отбор игроков. Классу предлагается блиц - турнир (может проводится в виде тестового задания или в виде фронтального опроса). Или загадки:

А) Бугорками на спине отпугнет любого. Но животное полезно, не найдешь такого!

(жаба-амфибия).

Б) На себе ношу я дом, от врагов я прячусь в нем. (черепаха - рептилия).

В) По реке плывет бревно, ох, и злющее оно; кто б на встречу не поплыл, всех – проглотит. (крокодил – рептилия).

Г) Скачет зверушка, не рот, а ловушка. Попадут в ловушку и комар и мушка.

(лягушка-амфибия)

Д) бегает среди камней, не угонишься за ней. Ухватился за хвост – ах, удрала, а хвост в руках оставила (ящерица – рептилия).

Е) Лежит веревка, шипит плутовка. Брать ее опасно – укусит. Ясно? (змея – рептилия).

Правила викторины

В викторине принимают участие три команды, которые, пользуясь приведённой выше схемой, выбирают тему вопроса и его стоимость (можно провести игру на личное первенство).

Право ответа принадлежит команде (игроку), первой поднявшей руку. В случае верного ответа на счёт команды (игрока) поступает количество баллов, соответствующее стоимости вопроса, и команда (игрок) получает право выбора следующего вопроса. Если команда (игрок) дала (-ёт) неправильный ответ, то с её (его) счёта снимается количество баллов, соответствующее стоимости вопроса, а право ответить на этот вопрос переходит к другим командам (игрокам).

В игре встречаются следующие подраунды:

“Кот в мешке”. Вопросы этого подраунда должны быть переданы любой другой команде (другому игроку);

“аукцион”. Стоимость вопроса этого подраунда может быть увеличена в пределах всей суммы баллов, которой на данный момент располагает команда (игрок). Соперники могут “выкупить” право ответа на этот вопрос, поставив на кон большее количество баллов. Право ответа на этот вопрос принадлежит только выигравшей торги команде (игроку). Если одна из команд (один из игроков) идёт ва-банк, то есть ставит на кон всю имеющуюся на их (его) счету сумму баллов, другие участники могут перекупить вопрос только своим ва-банком, если сумма баллов у них на счету больше. В случае игры ва-банк при неправильном ответе на счету команды (игрока) остаётся ноль баллов, при правильном ответе – сумма баллов на счету команды (игрока) удваивается.

1 раунд.

Объекты ихтиологии:

10 очков .- Какую промысловую рыбу можно считать одомашненной? (Одомашненной рыбой, можно считать карпа. Он был получен путём одомашнивания дикого сазана. К настоящему времени выведены следующие породы карпа: чешуйчатый, зеркальный (с крупными чешуями), голый (почти без чешуй). Карп отличается от сазана не только высоким качеством мяса и скороспелостью, но и поведением: карпы менее пугливы и осторожны)

20 очков. Скелет у них пожизненно остаётся хрящевым. Кожа покрыта своеобразной чешуёй, напоминающей по строению зубы, покрытые эмалью. Жаберных крышек нет, жаберные щели открыты наружу самостоятельными отверстиями. Парные плавники расположены горизонтально, хвостовой плавник имеет две непарные лопасти, из которых верхняя – более крупная. Плавательного пузыря нет. Назовите класс и его характерных представителей. (Класс Хрящевые рыбы. Акулы и скаты)

50 очков . Проходные рыбы: осётр, белуга, лосось, некоторые сельди и др. – для метания икры (нереста) поднимаются из морей в реки. А какая рыба для размножения идёт из рек в море? (Угорь. Эта рыба для размножения направляется из рек Европы, а западную часть Атлантического океана – район Бермудских островов (Саргассово море). Интересно отметить, что личинка угря совсем не похожа на взрослую рыбу. Поэтому до конца 19 столетия, когда были выяснены подробности жизни и размножения европейского угря, его личинку считали за особый вид рыбы, и даже выделяли в отдельный род – лептоцефал)

100 очков . Известен случай, когда рыба прожила 267 лет. Она была выловлена в Германии близ Хейльбронна в 1947 году и весила 143 кг, длина её тела – 5 м 80 см. Рыба данного вида часто встречается в водоёмах нашего района. (Щука)

Потомки стегоцефала

10 баллов . Большую тёплую часть года он проводит в стоячих водоёмах и питается в значительной мере личинками комаров. О ком идёт речь? (Обыкновенный тритон)

20 баллов. Как – то весной школьники сообщили мне, что видели синих лягушек. Что это – шутка или, правда? (Да, это правда. Весной, в период размножения, самцы остромордой лягушки, находясь в воде, приобретают своеобразный брачный наряд – красивую лазурно-голубую окраску. Множество таких лягушек, скопившихся на мелководье, представляет занимательное и эффективное зрелище. Извлечённые из воды, лягушки теряют эту окраску)

50 баллов «Кот в мешке ». В каком произведении известного русского писателя упоминаются опыты на лягушках (И.С. Тургенев. «Отцы и дети» .)

100 баллов. Какое наше земноводное обитает в пустынях? Это земноводное встречается не только в обычных условиях Европейской части России, но характерно также и для типичного пустынного ландшафта Средней Азии, поселяясь вблизи постоянных или пересыхающих водоёмов, в том числе и солоноватых. Это земноводное лучше всех остальных наших земноводных приспособлено к сухому климату. (Зелёная жаба)

Родственники динозавров

10 баллов . Оба его глаза в своих движениях независимы друг от друга. Один может смотреть вверх, а другой в это же время – вниз, или вбок, или быстро вращаться, что позволяет, не сходя с места, следить за жертвой. У А.П. Чехова есть рассказ с таким же названием, несмотря на то, что именно это животное не является его героем. О ком идёт речь? (Хамелеон )

20 баллов. Ядовитый плевок летит метров пять. Во рту яд смешивается со слюной. В минуту опасности они выбрасывают эту ядовитую смесь через своё жало – раздвоенный язык. Обитают в тропической Африке. (Кобры – снайперы )

50 баллов. Один вид обитает в Крыму, на Кавказе и в Средней Азии, другой – в умеренном поясе: лесах и лесостепи. Они довольно длинны, по земле двигаются, извиваясь. Их часто принимают за ядовитых змей и безжалостно уничтожают, хотя они безвредны и даже полезны, т. к. питаются улитками, насекомыми, грызунами. О ком идёт речь? (Это безногие ящерицы – желтопузики и веретеницы)

100 баллов. Сюрприз.

2 раунд.

ЛЯГУШКИ

100 баллов. Какие особенности строения тела есть у земноводных и отсутствуют у рыб? (Легкие, второй круг кровообращения, трехкамерное сердце, суставные конечности, веки, среднее ухо .)

200 баллов. Лягушка – саламандра – тритон – варан. (Четвертый лишний)

500 баллов «Аукцион». Лягушки не могут обходиться без воды, но иногда подолгу живут на суше. Как им это удается? (Лягушки запасают воду под кожей и в мочевом пузыре. На суше вода испаряется через кожу лягушки, но ее потери восполняются за счет этих «цистерн».) Почему лягушка не может жить без воды? (Кожа лягушки пропускает воду как в ее тело, так и из него. В сухих условиях влага из организма быстро теряется, ее запас необходимо постоянно пополнять. Легкие лягушки развиты слабо, для нее очень важен газообмен через кожу, возможный только тогда, когда кожа влажная. )

100 баллов . В отличие от многих видов ящериц с чувствительной (тонкой) кожей, у гребенчатого …………. кожа плотнее, однако нужно быть внимательным, так как эти ящерицы теряют хвост, который больше не отрастает(геккон).

200 баллов. Это огромное, сильное существо, способное убить оленя, свинью, обезьяну, используя когти и сильные ноги. Его зубы позволяют отрывать куски от добычи. Он зачастую объедается до такой степени, что только через несколько дней может отползти с места пиршества.Комодский варан. В начале ХХ века на малых Зондских островах был открыт новый вид варана, который получил название от острова Комодо. Это крупнейшая ящерица из существующих ныне; ее длина достигает 4м, окраска серо-черная.

500 баллов. Эта ящерица – быстро бегает, высоко прыгает и хорошо лазает по веткам. Занесена в Красную книгу (прыткая ящерица).

ЧЕРЕПАХИ.

100 баллов. Форма панциря черепах зависит от способа существования вида. У этих черепах панцирь тоньше, поэтому они самые быстроходные рептилии(морские ).

200 баллов. «Кот в мешке». Эта черепаха – самая крупная из всех морских черепах. Ее панцирь покрыт кожистой оболочкой, а не роговыми пластинками, как у других видов (кожистая черепаха).

500 баллов. Эта черепаха, происходит из Новой Гвинеи. Она обитает исключительно в воде и использует длинную и подвижную шею для ловли маленьких рыбок и головастиков (змеиношейная).

100 баллов. Род змей семейства гадюк. Длина до 80 см. Чешуи по бокам туловища с зубчатыми ребрышками, которые при свертывании змеи в кольца издают характерный шуршащий звук. 5 видов в пустынях Сев. Африки, Юго-Зап., Юж. и Ср. Азии. Ядовиты, укус может быть смертелен для животных и человека (песчаные Эфы).

200 баллов. Ядовитая змея семейства гадюк. Длина до 1,6 м. В Сев. Африке и Юго-Зап. Азии, а также в Закавказье, на юге Казахстана и в Ср. Азии. Укус может быть смертелен для человека. Яд используют в медицине. Подвид, обитающий на островах Эгейского м., - в Красной книге Международного союза охраны природы и природных ресурсов (МСОП) (гюрза).

500 баллов. Род змей семейства удавов. Длина до 11,4 м (обычно 5-6 м). 4 вида, в тропиках Юж. Америки, по берегам рек, озер и болот. Хорошо плавают и ныряют. Питаются различными позвоночными, нападают и на домашних животных; для человека не опасны. Яйцеживородящие (анаконда).

КРОКОДИЛЫ.

100 баллов. «Сюрприз» Его длина - до 6,6 м. Ест рыбу, схватывая ее с помощью резкого бокового движения головы. Иногда ловит птиц, мелких млекопитающих. (Крокодил гавиал - близкий родственник динозавров ).

200 баллов. Этот вид крокодилов распространен в Центральной и Южной Америке. Молодые питаются главным образом водными насекомыми; взрослые нападают на любую добычу, с которой могут справиться. Основная пища состоит из крупных водяных улиток, пресноводных крабов и рыбы (кайманы).

500 баллов. Что такое «крокодиловы слезы»? (Это выделение избытка солей .)

3 раунд.

Ученые – 500. Говорил, что каждый, кто желает убедиться в справедливости эволюционных идей, сам своими глазами может каждую весну видеть чудо – повторение выхода позвоночных на сушу. Этим чудом он считал превращение головастика во взрослое земноводное. Назовите ученого, которому принадлежит данное высказывание. (Жоффруа Сент-Илер.

Законы фольклора – 300 «Сидит Матрёна на мокрена, не говорит - ещё терпима, а как речь начнёт, всех досада возьмёт» (лягушка).

Определения – 200 . Дайте определениеСерпентарий (змеепитомник).

Эксперименты – 500. Исправь ошибки художника. (Земноводное: голова жабы, туловище и задние конечности травяной лягушки, передние лапы квакши, окраска тела озерной лягушки, хвост тритона.

Пресмыкающееся: голова черепахи, туловище ящерицы, лапы крокодила, хвост гремучей змеи, окраска гадюки)

Рисунки – 100. Такой дорожный знак установлен на автостраде в Швейцарии. Почему?

Заключительный раунд. Исправьте ошибки в предложенных терминах

    Гемофродиты

    Чещуйчатые

    Галовастики

    Аллегатер

    Пресмыкающие

    Веритеница

    Регинирация

Правильные ответы

    Ге р мофродиты

    Че ш уйчатые

    Г о ловастики

    Алл и гатор

    Пресмыкающие ся

    Вер е те н ница

    Рег е н е рация

Учащиеся выбирают тему и определенные очки, по гиперссылке открывается вопрос, право ответа имеет ученик первым поднявший руку. В течение игры предлагается вопрос-аукцион, вопрос «кот в мешке» подразумевающий передачу права ответа одному из соперников, сюрприз-подсказка, когда игроки могут получить подсказку одноклассников.

Для того, чтобы в течение всей игры были заняты все учащиеся, а не только игроки, каждый последний вопрос раунда предлагается классу, если игроки ошибаются, право ответа также переходит учащимся не занятым в игре, а игроки теряют баллы.

В 3 раунде игрокам предлагается вспомнить определения, биологические законы, поучаствовать в эксперименте. Правила игры сохраняются.

В заключительном раунде учащимся предлагается работа с терминами. Одновременно с игроками эту работу выполняют все ученики. Детям предлагается исправить ошибки в терминах.

По окончании игры поводятся итоги: подсчитываются очки и выставляются оценки.

На своем опыте я убедилась, ИКТ необходимый вид деятельности, в процессе которого отражается накопленный детьми необходимый опыт, углубляются и закрепляются представления об окружающем мире, приобретаются новые знания, навыки, меняется в положительную сторону климат на уроке, формируется стойкий интерес к предмету. Повышается качество обучения учащихся, расширяется их кругозор, способность применять полученные знания в повседневной деятельности.
























Назад Вперёд

Внимание! Предварительный просмотр слайдов используется исключительно в ознакомительных целях и может не давать представления о всех возможностях презентации. Если вас заинтересовала данная работа, пожалуйста, загрузите полную версию.

Цель урока: повторение и обобщение знаний по темам: “Надкласс Рыбы, Класс Земноводные и Класс Пресмыкающиеся”.

Задачи урока:

  • расширить представление учащихся о многообразии животных форм;
  • развивать интерес к биологии, бережное отношение к животным;
  • развивать самостоятельное мышление, умение анализировать;
  • закрепить полученные знания по пройденной теме;
  • обобщить знания учащихся 7 класса об особенностях морфологии, экологии и этологии холоднокровных животных;
  • провести занимательную викторину, которая поможет повысить интерес к биологии, как к одной из фундаментальных наук человечества.

Методы урока: эвристический или частично-поисковый, форма организации учебного процесса - познавательная командная викторина среди учеников 7-го класса.

Оборудование урока: мультимедийный проектор, экран, компьютер, компьютерная презентация в Power Point.

Ход урока

  1. Объявление темы урока, его целей и задач.
  2. Активизация знаний учеников 7 класса (введение в тему урока).
  3. Формулирование гипотезы урока.
  4. Формирование 3-х команд (по числу рядов в классе).
  5. Формулирование цели и правил проведения викторины.
  6. Проведение познавательной викторины, основанной на пройденном материале.
  7. Подведение итогов викторины.

Правила проведения познавательной викторины.

  1. Ученики 7 класса формируют 3 команды (по числу рядов в классе).
  2. Каждый правильный ответ - + 10 баллов команде (при неполном ответе допускается судьей-учителем засчитать 5 баллов из 10).
  3. При неверном ответе, другие две команды могут попытаться ответить на этот вопрос в порядке очередности.
  4. В конце – подведение итогов и выставление оценок для выявления победившей команды.

Вопросы познавательной викторины .

Тема “Надкласс Рыбы”

1. Рыбы (ерш и окунь), чистое полотенце и раствор йода. Какая связь между ними?

Ответ: Спинной и анальный плавники этих рыб имеют жесткие и колючие лучи. Уколы лучей при ловле и разделке рыб очень чувствительны и болезненны, приводят к образованию опухолей на коже рук. Руки при уколе необходимо вытереть чистым полотенцем, а ранки продезинфицировать раствором йода.

2. Чешуя рыб “паспорт” и “медицинская” книжка одновременно. Почему?

Ответ: Чешуя рыб имеет годичные кольца, как ствол дерева. Эти кольца можно рассмотреть под микроскопом. В составе годичных колец два слоя: летний – широкий и светлый; зимний – узкий и темный. Подсчет годичных колец на чешуе рыбы дает возможность определить не только возраст, но и условия жизни рыбы в разные годы.

3. В аквариум к слепой щуке пустили рыб. Не видя их, щука бросилась на них и всех без промаха переловила. Каким образом она их обнаружила?

Ответ: Боковая линия – орган чувств – заменяет рыбам зрение, она позволяет: определять направление и скорость движения воды; воспринимать колебание воды и отраженные от различных объектов волны; определять величину движущихся объектов.

4. Обычай рыболовов плевать на приманку – не просто дань традиции. Почему?

Ответ: В состав слюны человека входят вещества, оказывающие стимулирующие воздействие на вкусовые почки некоторых рыб. Эти почки располагаются на усиках, челюстях, жаберных дугах, в полости рта и глотке.

5. Почему избыток растений в аквариуме оказывает вредное влияние на рыб?

Ответ: Процесс фотосинтеза ночью не происходит. Растения кислород не выделяют, только поглощают его в процессе дыхания. Рыбам кислорода достается меньше, происходит угнетение их жизнедеятельности.

6. После дождя клев рыбы в водоеме заметно усилился. Почему?

Ответ: Дождевые капли сбивают на поверхность воды насекомых, обогащают воду кислородом, охлаждают воду в жаркий день.

7. У японцев существует поговорка: “Хочешь съесть фугу – напиши сначала завещание”. Каков ее смысл?

Ответ: Национальным блюдом в Японии является рыба-собака, которую готовят опытные повара в специальных ресторанах. В этих ресторанах всегда висит объявление: “Администрация не несет ответственность за жизнь клиентов”.

Тема “Класс Земноводные”

1. Лягушка и спортивный стиль плавания. Какая связь между ними?

Ответ: Брасс – спортивный стиль плавания, основанный на эффективном лягушачьем плавании.

2. Можно ли сделать рентген грудной клетки лягушки?

Ответ: Нельзя. У лягушки нет ребер и грудной клетки. Отсутствуют и дыхательные мышцы, которые поднимают и опускают ребра при вдохе и выдохе.

3. Может ли лягушка сбрасывать с себя кожу как в сказке про Ивана-царевича? Почему?

Ответ: Может. Кожа лягушки со временем стареет и изнашивается. Линька у обычных лягушек происходит до 4 раз в год.

4. Растут ли лягушки средней полосы России зимой? Почему?

Ответ: Зимой лягушки находятся в состоянии оцепенения на дне водоемов, в норах грызунов, под опавшей листвой и др. У амфибий резко понижается обмен веществ, клетки не делятся, рост лягушек не происходит.

5. Как по посадке можно различить лягушку и жабу?

Ответ: Объект охоты у жаб – ползающие и бегающие по земле насекомые, а у лягушки – летающие насекомые (в основном). Ввиду этого голова жабы наклонена ближе к земле, а у лягушек приподнята вверх.

6. Жаба теряет на ночь около 15% своего веса. Как и чем она восполняет недостаток влаги?

Ответ: Жаба восполняет потерю воды, поглощая ее из влажной почвы, из росы при помощи специального участка кожи на животе в паху.

7. На головастика тритона напала рыба. Рванулся головастик, вырвался, а хвоста и ноги нет. Через некоторое время вместо хвоста выросла лапа, а вместо лапы появился хвост. Возможно ли это? Как называется такое явление?

Ответ: Да, возможно. У тритона хорошо развита способность к регенерации, но вместо одного органа может вырасти другой.

Тема “Класс Пресмыкающиеся”

1. Аллигатор, анаконда, саламандра, черепаха, удав. Какое животное лишнее в этой компании? Почему?

Ответ: Саламандра – земноводное.

2. В зеленой траве он зеленый, в высохшей и пожелтевшей – желтый. На стволе дерева он имеет цвет коры и листьев. Кто это? Каковы его биологические особенности?

Ответ: Хамелеон. Изменчивость окраски обусловлена перераспределением пигментов кожи под влиянием определенных факторов. Глаза хамелеона могут независимо друг от друга совершать повороты. Питается хамелеон насекомыми, которых он добывает при помощи своего длинного языка.

3. Почему змеи часто высовывают язык из межчелюстного отверстия?

Ответ: Длинный и узкий язык змей – орган осязания, который позволяет им общаться в внешним миром: ощупывать предметы и пищу, улавливать запах, ощущать тепло, воспринимать звуковые колебания.

4. Живой организм не может обходиться без воды. Но вот гремучая змея, обитающая в пустынях юго-запада США, никогда не пьет воду. Как она решает “водную” проблему?

Ответ: Гремучая змея, питаясь грызунами, получает воду из их крови.

5. Если пасть крокодила закрыта, ничего не стоит удержать ее в этом состоянии одной рукой. Зато, если она открыта, то уж лучше держаться от него подальше. Как можно объяснить этот факт?

Ответ: Мышцы, смыкающие челюсти крокодила, во много раз сильнее мышц, размыкающих их.

6. Как можно различить укус двух змей: ядовитой и неядовитой?

Ответ: Укус змей оставляет на теле человека следы зубов в виде двух серповидных полос, образующих полуовал. След от укуса ядовитой змеи имеет в передней части полуовала две кровоточащие ранки (следы от ядовитых зубов), Неядовитые змеи оставляют только след в виде полуовала.

7. Объясните, почему говорят: “Плачет крокодиловыми слезами”?

Ответ: Так говорят о неискренних людях. У крокодилов во время еды выделяются слезы, и они как бы оплакивают свою жертву, хотя в это время рвут ее на куски. На самом деле появление слез – просто физиологический процесс. Со слезами у крокодилов выделяются излишки солей.

Литература

Для подготовки вопросов занимательной викторины использовалось пособие:

1. Дмитров Е.Н. Познавательные задачи по зоологии позвоночных и их решения. Тула: “Родничок”, 1999. – 144 с.



Урок-викторина «Обобщение и повторение материала по темам «Надкласс Рыбы, Класс Земноводные и Класс Пресмыкающиеся»

  • Цель урока: повторение и обобщение знаний по темам: «Надкласс Рыбы, Класс Земноводные и Класс Пресмыкающиеся».

  • Задачи урока:

  • расширить представление учащихся о многообразии животных форм;

  • развивать интерес к биологии, бережное отношение к животным;

  • развивать самостоятельное мышление, умение анализировать;

  • закрепить полученные знания по пройденной теме;

  • обобщить знания учащихся 7 класса об особенностях морфологии, экологии и этологии холоднокровных животных;

  • провести занимательную викторину, которая поможет повысить интерес к биологии, как к одной из фундаментальных наук человечества.

  • Ученики 7 класса формируют 3 команды (по числу рядов в классе).

  • Каждый правильный ответ - + 10 баллов команде (при неполном ответе допускается судьей-учителем засчитать 5 баллов из 10).

  • При неверном ответе, другие две команды могут попытаться ответить на этот вопрос в порядке очередности.

  • В конце – подведение итогов и выставление оценок для выявления победившей команды.


Ответ:

  • Ответ: Спинной и анальный плавники этих рыб имеют жесткие и колючие лучи. Уколы лучей при ловле и разделке рыб очень чувствительны и болезненны, приводят к образованию опухолей на коже рук. Руки при уколе необходимо вытереть чистым полотенцем, а ранки продезинфицировать раствором йода.


Ответ:

  • Ответ:

  • Брасс – спортивный стиль плавания, основанный на эффективном лягушачьем плавании.


Ответ: Саламандра – земноводное.

  • Ответ: Саламандра – земноводное.


Ответ:

  • Ответ: Чешуя рыб имеет годичные кольца, как ствол дерева. Эти кольца можно рассмотреть под микроскопом. В составе годичных колец два слоя: летний – широкий и светлый; зимний – узкий и темный. Подсчет годичных колец на чешуе рыбы дает возможность определить не только возраст, но и условия жизни рыбы в разные годы.


Ответ:

  • Ответ: Нельзя. У лягушки нет ребер и грудной клетки. Отсутствуют и дыхательные мышцы, которые поднимают и опускают ребра при вдохе и выдохе.


Ответ:

  • Ответ: Хамелеон. Изменчивость окраски обусловлена перераспределением пигментов кожи под влиянием определенных факторов. Глаза хамелеона могут независимо друг от друга совершать повороты. Питается хамелеон насекомыми, которых он добывает при помощи своего длинного языка.


Ответ:

  • Ответ: Боковая линия – орган чувств – заменяет рыбам зрение, она позволяет: определять направление и скорость движения воды; воспринимать колебание воды и отраженные от различных объектов волны; определять величину движущихся объектов.


Ответ:

  • Ответ: Может. Кожа лягушки со временем стареет и изнашивается. Линька у обычных лягушек происходит до 4 раз в год.


Ответ:

  • Ответ: Длинный и узкий язык змей – орган осязания, который позволяет им общаться в внешним миром: ощупывать предметы и пищу, улавливать запах, ощущать тепло, воспринимать звуковые колебания.


Ответ:

  • Ответ: В состав слюны человека входят вещества, оказывающие стимулирующие воздействие на вкусовые почки некоторых рыб. Эти почки располагаются на усиках, челюстях, жаберных дугах, в полости рта и глотке.


Ответ:

  • Ответ: Зимой лягушки находятся в состоянии оцепенения на дне водоемов, в норах грызунов, под опавшей листвой и др. У амфибий резко понижается обмен веществ, клетки не делятся, рост лягушек не происходит.


Ответ:

  • Ответ: Гремучая змея, питаясь грызунами, получает воду из их крови.


Ответ:

  • Ответ: Процесс фотосинтеза ночью не происходит. Растения кислород не выделяют, только поглощают его в процессе дыхания. Рыбам кислорода достается меньше, происходит угнетение их жизнедеятельности.


Ответ:

  • Ответ: Объект охоты у жаб – ползающие и бегающие по земле насекомые, а у лягушки – летающие насекомые (в основном). Ввиду этого голова жабы наклонена ближе к земле, а у лягушек приподнята вверх.


Ответ:

  • Ответ: Мышцы, смыкающие челюсти крокодила, во много раз сильнее мышц, размыкающих их.


Ответ:

  • Ответ: Дождевые капли сбивают на поверхность воды насекомых, обогащают воду кислородом, охлаждают воду в жаркий день.


Ответ:

  • Ответ: Жаба восполняет потерю воды, поглощая ее из влажной почвы, из росы при помощи специального участка кожи на животе в паху.


Ответ:

  • Ответ: Укус змей оставляет на теле человека следы зубов в виде двух серповидных полос, образующих полуовал. След от укуса ядовитой змеи имеет в передней части полуовала две кровоточащие ранки (следы от ядовитых зубов), Неядовитые змеи оставляют только след в виде полуовала.


Ответ:

  • Ответ: Национальным блюдом в Японии является рыба-собака, которую готовят опытные повара в специальных ресторанах. В этих ресторанах всегда висит объявление: «Администрация не несет ответственность за жизнь клиентов».


Ответ:

  • Ответ: Да, возможно. У тритона хорошо развита способность к регенерации, но вместо одного органа может вырасти другой.


Ответ:

  • Ответ: Так говорят о неискренних людях. У крокодилов во время еды выделяются слезы, и они как бы оплакивают свою жертву, хотя в это время рвут ее на куски. На самом деле появление слез – просто физиологический процесс. Со слезами у крокодилов выделяются излишки солей.

Урок - игра

Обобщение темы: «Земноводные и пресмыкающиеся»

Предварительная подготовка: ученикам предлагается по­вторить темы «Класс Земноводные», «Класс Пресмыкающиеся». Учащиеся делятся на две команды, придумывают для каждой из команд название, девиз и эмблему.

Цели: повторить темы «Класс Земноводные», «Класс Пресмы­кающиеся»; упорядочить и систематизировать полученные в ходе обучения знания; развить логическое мышление и творческие спо­собности учащихся; воспитать научное и творческое мировоззрение, привить интерес к изучению редких видов животных.

Оборудование: учебник; карточки с заданиями; схемы; таблица учета очков; наглядные пособия. Приветст­вуются изображения различных видов земноводных и пресмыкаю­щихся, выполненные учащимися. Желательны небольшие призы- сувениры для победителей викторины.

Тип урока: комбинированный (с элементами викторины).

Ход урока

  1. I. Организационный момент

Работа над новым материалом

Заключительное занятие по темам «Класс Земноводные», «Класс Пресмыкающиеся» пройдет несколько необычным образом. Я пред­лагаю выяснить и оценить уровень ваших знаний в виде командного соревнования. Вам предлагалось разбиться на команды и придумать для каждой из команд название и эмблему. Я приглашаю к доске капитанов команд.

(Выходят капитаны и представляют свои команды.) Теперь можно приступить и к самой викторине. Я предлагаю вам несколько заданий, различных по типу. Каждый правильный ответ принесет вам очки, результаты после каждого задания будут занесены в таблицу учета очков. В конце урока будет выявлен по­бедитель. Итак, начнем!

Класс делится на две команды: «Земноводные» и «Пресмыкающиеся».

Представление команд и их девизы

Команда «Земноводные»

Прыгунья, пловчиха – в воде и на суше.
Наряд у лягушки удобен и прост.
Зачем под водой ей пушистая шерстка?
И прыгать мешал бы искрящийся хвост.

Команда «Пресмыкающиеся»

Полюбите крокодилов,
Ящериц и черепах,
Да и змей,
Тогда и змеи
Нагонять не будут страх.

За одну минуту команда должна дать как можно больше правильных ответов .

Вопросы команде «Земноводные»

1. Личинка лягушки. (Головастик .)
2. В какой части сердца земноводных смешанная кровь? (Желудочек .)
3. Предки земноводных. (Кистеперые рыбы .)
4. Органы дыхания земноводных. (Легкие и кожа .)
5. Расширенная часть прямой кишки земноводных. (Клоака .)
6. Особые мешки лягушки, усиливающие звуки. (Резонаторы .)
7. Животные, температура тела которых зависит от температуры окружающей среды. (Холоднокровные .)
8. Что означает слово «амфибии»? (Ведущие двойной образ жизни. )
9. Какое позвоночное животное первым побывало в космосе? (Озерная лягушка .)
10. Что позволяет квакшам лазать по деревьям? (Присоски .)
11. Хвостатое земноводное, напоминающее ящерицу. (Тритон .)
12. У какой лягушки самый сильный яд? (Кокои .)

Вопросы команде «Пресмыкающиеся »

1.Что означает слово «динозавры»? (Ужасные ящеры .)
2. Процесс восстановления утраченной части тела. (Регенерация .)
3. Самая крупная змея. (Анаконда .)
4. Подвижное сочленение конечностей. (Сустав .)
5. Предки пресмыкающихся. (Стегоцефалы .)
6. Сколько кругов кровообращения у пресмыкающихся? (Два .)
7. Органы дыхания пресмыкающихся. (Легкие .)
8. Наружная часть органа слуха пресмыкающихся. (Барабанная перепонка .)
9. Каких ящериц принимают за змей? (Веретеница, желтопузик .)
10. Самая долгоживущая рептилия. (Сейшельская черепаха .)
11. Ядовитая змея с капюшоном. (Кобра .)
12. Что такое «крокодиловы слезы»? (Это выделение избытка солей .)

Ученик: Земноводные и пресмыкающиеся являются, пожалуй, наиболее таин­ственными представителями царства животных. Именно с ними связано огромное количество разнообразных преданий и поверий. Так, в средневековой Германии верили, что лягушка после вежливой просьбы и поцелуя могла указать необходимое направление.

В Китае и Японии жабы ассоциировались с домашними бо­жествами денег. Змеям приписывалась мудрость. Наибольшее же количество легенд связано с саламандрой: в старину считалось, что это существо способно противиться огню и не сгорать в нем, кроме того, оно могло само вызывать или гасить огонь, а также любило танцевать в кострах и очагах, зачаровывая случайных зри­телей. Однако «огнеупорные свойства» саламандры имеют вполне научное объяснение - большое количество слизи, выделяющейся из кожи, препятствует обгоранию. А таинственные «танцы» на углях объясняются вполне естественным желанием животного сбежать из неуютного ему места.

Гейм 2. «Заморочки из бочки»

Члены команды по очереди достают из бочонка фишки с номерами, учитель называет соответствующий номеру вопрос.

1. Про каких животных можно сказать, что они вылезают из кожи? (Змеи при линьке сбрасывают кожу целиком – «чулком» .)

2. Какие особенности строения тела есть у земноводных и отсутствуют у рыб? (Легкие, второй круг кровообращения, трехкамерное сердце, суставные конечности, веки, среднее ухо .)

3. Как называются змеепитомники? (Серпентарии .)

4. Каким образом гремучие змеи обнаруживают свою жертву? (С помощью расположенного на голове органа, воспринимающего тепловые лучи. )

5. В каком произведении известного русского писателя упоминаются опыты на лягушках (И.С. Тургенев. «Отцы и дети» .)

6. Где установлены памятники лягушкам? (В Сорбонне, в Токийском университете, в Бостоне .)

7. Сердце трехкамерное, в желудочке перегородки нет.
8. В желудочке сердца есть неполная внутренняя перегородка.

8. Кожа тонкая и влажная, с большим количеством желез.
9. Дыхание исключительно легочное.

11. Есть грудная клетка.
12. Есть третье веко – полупрозрачная мигательная перепонка.
13. Глаза могут втягиваться внутрь, помогая проталкиванию пищи.

Ученик :Одно из самых занимательных животных класса пресмыкаю­щихся - хамелеон. Обычный цвет шкуры этого животного - зеленый. Но в зависимости от окружающей среды, температуры или настрое­ния хамелеон может менять цвет на красный, желтый, фиолетовый и любой другой. Хамелеон может сильно раздувать тело от испуга или злости.

Это единственное животное, способное вращать глазами в раз­ных направлениях, а знаменитый язык хамелеона - его главное ору­дие для охоты - может быть длиннее его тела в 1,5 раза!

Интересным историческим фактом является то, что в Испании хамелеонов держат дома, усаживая их на специальную подстав­ку или жердочку. Делается это для того, чтобы избавиться от мух и прочих мелких летающих насекомых.

(По ходу рассказа ученика на экране фото саламандры)

Гейм 3. «Наши рекордсмены»

Каждая команда представляет домашнее задание – презентацию о рекордах класса Земноводные и Пресмыкающиеся

Конкурс капитанов

А теперь - конкурс капитанов. В зависимости от полноты ответа, командам зачисляется от 5 до 10 баллов. Капитаны команд вытягивают номерки слайдов, на которых изображены земноводные и пресмы­кающиеся - лягушкой, саламандр ой, тритоном, змеей, ящерицей, черепахой. Необходимо за 5 минут рассказать как можно больше о строении и образе жизни животного, а также определить его место в пищевой цепи. (можно использовать ресурсы ИКТ)

(Капитаны соревнуются.)

Гейм 4. «Гонка за лидером»

Для какого класса характерен этот признак?

Вопросы задают поочередно то одной, то другой команде .

1.Живут только там, где есть вода.
2. Могут жить в совершенно сухих местах.
3. Сердце трехкамерное, в желудочке перегородки нет.
4. В желудочке сердца есть неполная внутренняя перегородка.
5. Имеют сухую кожу, покрытую роговыми чешуйками.
6. Кожа тонкая и влажная, с большим количеством желез.
7. Дыхание исключительно легочное.
8. В дыхании важную роль играет кожа.
9. Размножаются икрометанием или живорождением.
10. Размножаются откладыванием яиц или живорождением.
11. Есть грудная клетка.
12. Грудной клетки нет, воздух проталкивается в легкие дном ротовой полости.
13. Есть третье веко – полупрозрачная мигательная перепонка.
14. Глаза могут втягиваться внутрь, помогая проталкиванию пищи.

Гейм 5 «Исторический»

Учитель. Сегодня на дворе XXI век. Ужасные драконы были персонажами сказок и легенд многих народов. Они нагоняли на людей страх и ужас. Они извергали пламя, дым из пасти и ноздрей, а рев их был настолько громким, что от него дрожала земля. В древнегреческом мифе девятиглавая Гидра пожирала прекрасных молодых девушек до тех пор, пока ее не убил Геракл. Химеру – чудище с огнедышащей пастью – сразил молодой воин Беллерофон с помощью своего крылатого скакуна Пегаса. Золотое руно охранялось стоглазым чудовищем… Ну, а в русских сказках часто присутствовал Змей Горыныч.
Но Дракон был не только воплощением зла, он иногда символизировал силы, защищающие человека. В старые времена воины рисовали драконов на своих щитах, чтобы вселять страх в сердца врагов. Образы драконов – результат фантазии и воображения человека, но они возникли не на пустом месте. (Демонстрация книги «Драконы», серия «Зачарованный мир». – М.: ТЕРРА, 1996 г.) Издавна взглядам людей открывались гигантские кости неизвестных животных. Об истории знакомства с ними людей расскажет ученик…

Из Указа Петра I от 13 ноября 1718 г.: «...Ежели кто найдет в земле или воде старыя вещи, а именно: каменья необыкновенныя, кости человеческия или скотския, рыбьи или птичьи, не такия, какия у нас ныне есть, или такия, да зело велики или малы перед обыкновенными, також бы приносили, за что давана будет довольная дача».
Ученые-палеонтологи проводят поиски и раскопки вымерших животных. Эти находки помогают восстановить историю развития животного мира. Чаще всего удается найти окаменевшие фрагменты скелетов.
На территории Монголии палеонтологи нашли скелеты двух динозавров, травоядного и хищного, сцепившихся в смертельной схватке. Хищник, вероятно, был неопытным или больным и слишком глубоко вонзил свои когти в жертву. Жертва, видимо, пыталась скрыться в родной для нее водной стихии. Здесь они и погибли оба, их тела затянули ил и песок... на 80 млн лет.

Показ презентации «Происхождение пресмыкающихся», заранее подготовленное учеником.

Гейм6. «Художественный»

1. Басня И.А. Крылова «Лягушка и Юпитер».

Живущая в болоте под горой,
Лягушка на гору весной
Переселилась;
Нашла там тинистый
в лощинке уголок
И завела домок
Под кустиком, в тени,
меж травки, как раёк;
Однако ж им она
недолго веселилась.
Настало лето, с ним жары,
И дачи Квакушки
так сделалися сухи,
Что, ног не замоча,
по ним бродили мухи.
«О боги! –
молится Лягушка из норы, –
Меня вы, бедную, не погубите
И землю вровень хоть с горою
затопите,
Чтобы в моих поместьях
никогда
Не высыхала бы вода!»...
Лягушка вопит без умолку
И наконец Юпитера бранит,
Что нету в нем ни жалости, ни толку.
«Безумная! – Юпитер говорит
(Знать не был он тогда сердит), –
Как квакать попусту тебе охота!
И чем мне для твоих затей
Перетопить людей,
Не лучше ль вниз тебе
стащиться до болота?»
_________________
На свете много мы таких
людей найдем,
Которым все,
кроме себя, постыло
И кои думают, лишь мне бы
ладно было,
А там весь свет горит огнем.

2. Басня И.А. Крылова «Змея и овца».

Змея лежала под колодой
И злилася на целый свет;
У ней другого чувства нет,
Как злиться: создана
уж так она природой.
Ягненок в близости резвился и скакал;
Он о змее совсем
не помышлял.
Вот, выползши, она в него
вонзает жало:
В глазах у бедняка
туманно небо стало;
Вся кровь от яду в нем горит.
«Что сделал я тебе?» –
змее он говорит.
«Кто знает? Может быть,
ты с тем сюда забрался,
Чтоб раздавить меня, –
шипит ему змея. –
Из осторожности тебя
караю я». –
«Ах, нет!» – он отвечал
и с жизнью тут расстался.
____________________
В ком сердце так сотворено,
Что дружбы, ни любви
не чувствует оно
И ненависть одну ко всем питает.
Тот всякого своим

Контрольное тестирование по темам «Земноводные и пресмыкающиеся»

Работа проводится по вариантам.

1 вариант

2вариант

1. Пресмыкающихся также называют:

а) рептилиями;
б) амфибиями;
в) драконами;
г) динозаврами.

2. Пресмыкающиеся дышат при помощи :

а) кожи;
б) жабр;
в) легких;
г) жабр и кожи.

3. В связи с жизнью на суше у пресмыкающихся:

а) тело покрыто сухой кожей с роговыми чешуйками;
б) появляется кожное дыхание;
в) внутреннее оплодотворение;
г) имеется третье веко.

4. Яйца пресмыкающихся:

а) покрыты известковой скорлупой;
б) покрыты тонкой нежной оболочкой;
в) покрыты кожистой оболочкой;
г) не имеют оболочки.

5. Температура тела пресмыкающихся зависит от строения:

а) выделительной системы;
б) кровеносных сосудов;
в) сердца;
г) дыхательной системы.

6. У безногой ящерицы в отличие от змей:

а) подвижные непрозрачные веки;
б) тело покрыто чешуей;
в) раздвоенный на конце язык;
г) покровительственная окраска.

7. Свою добычу заглатывают целиком:

а) только ядовитые змеи;
б) все змеи;
в) только удавы;
г) только неядовитые змеи.

8. Длинный раздвоенный на конце язык змеи – это:

а) ядовитый аппарат;
б) орган осязания;
в) орган вкуса;
г) орган, отвечающий за координацию движений.

1. Самая крупная ящерица:

а) зеленая ящерица;
б) варан;
в) желтопузик;
г) медяница.

2. Морские черепахи проводят в море:

а) всю жизнь;
б) всю жизнь, за исключением периода кладки яиц;
в) период кладки яиц.

3. В скелете змей отсутствуют:

а) ребра;
б) грудина;
в) череп;
г) хвостовые позвонки.

4. Зубы отсутствуют у:

а) змей;
б) крокодилов;
в) черепах;
г) ящериц.

5. Сердце у ящерицы:

а) однокамерное;
б) двухкамерное;
в) трехкамерное;
г) четырехкамерное.

6. Оплодотворение у пресмыкающихся:

а) наружное (происходит в воде);
б) внутреннее;
в) самооплодотворение;
г) наружно-внутреннее.

7. В неблагоприятные периоды года пресмыкающиеся:

а) подвергаются метаморфозу;
б) линяют;
в) впадают в оцепенение;
г) активно передвигаются.

8. Ядовитые железы змей – это преобразованные :

а) слюнные железы;
б) железы желудка;
в) половые железы;
г) зеленые железы.

Результат оформите в таблице

1

2

3

4

5

6

7

8

Подведение итогов

Производится подсчет очков, набранных командами. Выявляется и награждается победитель викторины.

Домашнее задание

В качестве домашнего задания ученикам предлагается вы­полнить доклады на тему «Редкие виды рептилий», «Земноводные и народные поверья, связанные с ними».

Рефлексия

1.Понравился ли тебе урок? Почему?

2.Чему я научился на уроке?

Анализируются ответы учащихся