Имя: Валерий Брюсов (Valeriy Bryusov)

Возраст: 50 лет

Деятельность: поэт, прозаик, драматург, переводчик, литературовед, литературный критик

Семейное положение: был женат

Валерий Брюсов: биография

Блок считал себя недостойным рецензировать этого гения и тем более - печататься с ним в одном журнале. Дело в том, что главный поэт Серебряного века, перечитав произведение Валерия Яковлевича, настолько поразился его творением, что сразу поставил себя на ранг ниже. Стоит сказать, что поэт, чьи стихотворения цитируются любителями словесности и по сей день, обожествлялся современниками. Многие видели в Брюсове мессию, грядущего по водам хитросплетенных строк и обозначающим новые витки литературы.


В действительности этот мастер пера по праву считается основоположником русского символизма и предтечей акмеизма, который обзавелся как почитателями и последователями, так и коварными недоброжелателями.

Примечательно, что Валерий Яковлевич известен не только по стихотворениям – этот талантливый писатель проявил себя также в переводах, журналистике и нетривиальных прозах. Брюсов знаком по произведениям «Август», «Прощаю все», «Я люблю», «Первый снег» и другим примечательным работам, которые стали бессмертными.

Детство и юность

Мэтр русского символизма родился холодным зимним днем 1 (13) декабря 1873 года в самом сердце России. Будущий поэт рос и воспитывался в зажиточной купеческой семье вместе с сестрой Надеждой, которая стала профессором Московской консерватории.


У Валерия Яковлевича интересная родословная. Его дедушка по отцовской линии, Кузьма Андреевич, был крепостным помещика Брюса и за два года до отмены крепостного права – реформы, проведенной , – выкупился на волю и начал свое торговое дело. Благодаря упорству и трудолюбию, Кузьма Андреевич выбился из грязи в князи и приобрел двухэтажный особняк на Цветном бульваре в Москве.

По линии матери дедушкой литератора был Александр Яковлевич Бакулин, известный современникам как поэт-баснописец и автор сборника «Басни провинциала». Возможно, именно этот человек оказал влияние на Валерия Яковлевича.


Что касается отца Валерия, то Яков Кузьмич был фигурой загадочной и неоднозначной, сочувствовал идеям революционеров-народников, которые, движимые социалистическими идеями Герцена, всеми способами хотели приблизиться к интеллигенции и найти свое место в мире. Глава семейства был человеком азартным: увлекшийся лошадиными скачками, Брюсов-старший мигом просадил все состояние на ставках и чуть не остался без гроша в кармане.


Валерий Яковлевич рано пристрастился к литературе. Вместо того чтобы играть с мальчишками во дворе, будущий автор стихотворения «Грядущие гунны» проводил время за чтением классических произведений и бульварных романов, можно сказать, что юноша проглатывал книги одну за другой. Даже научные статьи, попадавшиеся случайно в руки Брюсова, не оставались без должного внимания.

Фаворитами Валерия были автор приключенческой литературы, подаривший миру «Капитана Немо», и писатель, сочинивший «Всадника без головы», Томас Майн Рид. Также известно, что Валерий Яковлевич получил блистательное образование, он учился в двух престижных гимназиях, а в последние годы пребывания на школьной скамье начал проявлять интерес к царице наук – математике – и успешно решал самые сложные уравнения и задачи.


Возможно, имя Брюсова стояло бы наравне с , Франсуа Виетом и , однако молодой человек выбрал другой, творческий, путь. Заслужив аттестат зрелости, молодой человек продолжил получать образование и стал студентом Московского университета им. – учился на историко-филологическом факультете.

Литература

Валерий Яковлевич Брюсов с детства знал свое призвание, поэтому уже в 13-летнем возрасте занимался сочинительством стихов. Яков Кузьмич поддерживал отпрыска во всех начинаниях, поэтому отсылал творческие потуги горячо любимого чада по изданиям и даже отправил его очерк об отдыхе с семьей в детский журнал «Задушевное слово». Написанное одиннадцатилетним мальчиком «Письмо в редакцию» было опубликовано в 1884 году.

Хотя ранние стихотворения Брюсова были сложены на ура, первые рассказы юноши нельзя назвать удачными. Стоит отметить, что, когда юный Валерий брал чернильницу и перо, его вдохновлял классик русской литературы . Позже Брюсов стал восторгаться Семеном Яковлевичем Надсоном.


Примечательно, что уже в 1893 году молодой поэт ставит перед собой цель стать распространителем символизма в России. Символисты старались обличить существование каждой души и наделить главного героя всем спектром человеческих переживаний. сказал, что возникновение этого течения является «желанием забыться, оказаться по ту сторону добра и зла».

Взглядам Брюсова предшествовали увлечения французскими поэтами, он наслаждался произведениями Бодлера, Верлена, Малларме и в конечном итоге стал автором драмы «Декаденты» («Конец столетия», 1893). В 1899 году Валерий Яковлевич получил диплом и стал усиленно заниматься литературой и разрабатываем теории символизма. Примерно в то же время Брюсов сблизился с .


Знакомство двух поэтов в дальнейшем переросло в крепкую дружбу, они тесно общались вплоть до эмиграции Константина Дмитриевича. Дошло до того, что в начале 20 века Брюсов посвятил приятелю сборник «Tertia Vigilia» («Третья стража»), который литературные критики считают первым ростком урбанистического этапа творчества писателя: автор все чаще и чаще воспевает в своих трудах просторы шумного города и скрупулезно описывает даже мельчайшие детали.

Через три года творческая биография Брюсова пополняется сборником гражданской лирики «Urbi et Orbi» («Граду и миру»). В собрание вошли элегия «Женщине», баллада «Раб», а также сонеты, поэмы, оды и послания. Произведения Валерия Яковлевича из «Urbi et Orbi» оказали влияние на , и .


Далее Валерий Яковлевич становится автором сборника «Στεφανος» («Венок», 1905), являющегося, по мнению Брюсова, апогеем его творчества. Все произведения из «Венка» написаны под влиянием ожесточенной революции, которая не могла не сказаться на настроении автора. В этой книге мало стихотворений о любви, но зато выражена активная гражданская позиция поэта.

В 1907 году Валерий Яковлевич становится автором дебютного романа «Огненный ангел». В основу сюжета легли взаимоотношения Брюсова, Андрея Белого и Нины Петровской, правда, действия главных героев происходят не в Москве, а в средневековой Европе. Писатель приправляет произведение фантастическими элементами и заимствует мотивы , взятые из «Фауста».


Позднее творчество Валерия Брюсова соотносят с революцией, причем, судя по произведениям поэта, он, подобно марксистам, начал восхвалять большевистский переворот и стал основоположником русской литературной ленинианы, противоречил своему же постулату, изложенному в стихотворении «Юному поэту» (1896).

По мнению литераторов, Валерий Яковлевич стремился под общий гул стать частью новой эпохи, однако не нашел поддержки публики и не смог выдержать конкуренции со стороны новой советской поэзии, которая отожествлялась с и .

Личная жизнь

Что касается личной жизни, то Валерий Яковлевич Брюсов женат только один раз: в 1897 году писатель сделал предложение руки и сердца чешке по происхождению Иоанне Рунт, которая ответила согласием. Влюбленные прожили рука об руку до самой смерти, а Иоанна была как верной женой, так и музой, вдохновляющей поэта на новые произведения. Детей в семье Брюсовых не было.

Смерть

Основоположник символизма в России умер 9 октября 1924 года в Москве. Причина смерти – воспаление легких. Великий поэт был предан земле на Новодевичьем кладбище. Известно, что после смети возлюбленного Иоанна Матвеевна опубликовала неизданные произведения супруга.

Библиография

  • 1895 – «Chefs d’Oeuvre» («Шедевры»)
  • 1903 – «Urbi et orbi» («Городу и миру»)
  • 1907–1911 – «Земная ось»
  • 1907 – «Огненный ангел»
  • 1909 – «Все напевы»
  • 1911–1912 – «Алтарь победы. Повесть IV века»
  • 1912 – «Зеркало теней»
  • 1913 – «Ночи и дни»
  • 1916 – «Рея Сильвия. Элули, сын Элули»
  • 1916 – «Семь цветов радуги»
  • 1916–1917 – «Девятая Камена»
  • 1917–1919 – «Последние мечты»
  • 1922 – «Дали»
  • 1924 – «Mea» («Спеши»)
  • 1928 – «Неизданные стихи»

Родился я 1-го декабря (ст. ст.) 1873 г. в Москве. Дед по отцу был крепостным крестьянином Костромской губернии. Отец родился (в 1848 г.) тоже крепостным. Позднее дед получил "волю" и занялся торговлей, был купцом и довольно успешно. Отец этих способностей не унаследовал, принужден был по смерти деда торговлю бросить и перейти в сословие мещан. Дед по матери, А. Я. Бакулин, был лебедянский мещанин; будучи самоучкой, он увлекся литературой, писал и отчасти печатал стихи (особенно басни) и рассказы.

В 60-х годах мой отец, раньше учившийся только грамоте у дьячка, поддался общему движению и деятельно занялся самообразованием; одно время был вольнослушателем Петровской Академии. В те же годы отец сблизился с кружками тогдашних революционеров, идеям которых оставался верен до конца жизни. Между прочим, в 70-х годах отец был близок с Н. А. Морозовым, будущим шлиссельбуржцем, образ которого я помню из дней моего раннего детства. Над столом отца постоянно висели портреты Чернышевского и Писарева. Я был воспитан, так сказать, "с пеленок" в принципах материализма и атеизма.

Учился я сначала в частных гимназиях Москвы (ибо то были годы, при жизни деда, наибольшего благосостояния нашей семьи), потом в Московском Университете, курс которого по Историческому Отделению Историко-Филологического Факультета окончил в 1899 г. Из профессоров с благодарностью вспоминаю Ф. Е. Корша, с которым остался знаком и позже. Больше знаний, однако, чем в школе, я почерпнул из самостоятельного чтения. Выучившись читать еще 3-х лет от роду, я с тех пор непрерывно поглощал книги. Еще до поступления гимназию я прочитал огромное количество как чисто литературных, так и научных; особенно интересовался естественными науками и астрономией. В гимназии всего более увлекался математическими науками, - пристрастие, сохранившееся у меня и поныне. В университете много занимался историей философии.

Писать я начал тоже очень рано, еще ребенком, сочиняя (еще печатными буквами) стихи, рассказы и научные, статьи. Впервые напечатаны мои строки (какая-то статейка по вопросам спорта) еще в 80-х годах; стихи - в начале 90-х годов. Более регулярно стал я печатать свои произведения после 1894 г., когда появилось первое маленькое "собрание моих стихов. После того ежегодно я выпускал не менее, как по книге, иногда по две, по три" год, так что к настоящему временя всех книг, появившихся с моим именем, насчитывается (считая переиздания) около 80 или даже более (некоторые не попали в печатные списки, и я их не припомню). Среди этих книг - сборники стихов, сборники рассказов, драмы, романы, научные исследования, собрания статей и длинный ряд переводов в стихах и прозе.

Написано мною гораздо больше, нежели собрано в книгах. С конца 90-х годов стал я сотрудничать в разных журналах и газетах. За 25 лет я состоял сотрудником большинства выходивших за этот период повременных изданий, в том числе сборников и альманахов. В этих изданиях напечатано мною бесчисленное число статеек, заметок, рецензий (за моей подписью, под псевдонимами и вовсе без подписи), собирать которые в книги я считал совершенно излишним. Там же есть немалое количество стихов, рассказов и драматических сцен, также не включенных в отдельные издания. Пожалуй, еще большее количество написанного мною остается в рукописях. Там есть и законченные крупные произведения (поэмы, романы, драмы), доделать которые я как-то не удосужился, и разные научные исследования, которые долгими годами ждут своего довершения и стихи, по разным причинам не напечатанные,и, конечно, всевозможные начала и наброски, в стихах и в прозе.

Неоднократно я принимал участие в редактировании разных журналов или как единоличный редактор, или как редактор отдела. Особенно близко я участвовал в редакции "Нового Пути", "Весов", "Русской Мысли". Мои драмы и мои переводы драматических произведений много раз ставились на сценах, в Москве, в Ленинграде, в провинции. В 900-х и 910-х годах я состоял членом большинства московских литературных организаций. В некоторых из них занимал выборные должности председателя; особенно близко я стоял к Московскому Литературно-Художественному Кружку и к Обществу Свободной Эстетики. Много раз я выступал как лектор с публичными лекциями. Виделся я с большинством выдающихся людей моего времени и с особой любовью вспоминаю дружбу, которой меня удостаивал Э. Верхарн.

Произведения мои вызывали интерес, за границей. Очень многие переведены на большинство европейских языков и на некоторые вне-европейские. В отдельных изданиях мои сочинения имеются, сколько я знаю, на языках немецком (много), французском, английском, итальянском, латышском, армянском, польском и др.; в журналах - на языках шведском, голландском, ряде славянских, новогреческом, японском и др. Оба мои романа, два сборника рассказов и одна драма имеются по-немецки как отдельные издания.

Несколько раз я совершил поездки по западной Европе и по России. Бывал неоднократно во Франции, в Бельгии, в Италии, в Германии, в Швеции, в Голландии, в Испании; был на Волге, в Крыму и на Кавказе, где доезжал до Эчмиадзина. В годы империалистической войны я был на фронте корреспондентом от газеты "Русские Ведомости"; одному из первых мне удалось, с товарищем, проехать в освобожденный Пшемысль. После занятия немцами Варшавы я вернулся в Москву, глубоко разочарованный войной, что тогда же и выразил в стихотворении, напечатанном в "Новой Жизни" М. Горького.

После Октябрьской революции я еще в конце 1917 г. начал работать с Советским правительством, что повлекло на меня тогда некоторое гонение со стороны моих прежних сотоварищей (исключения из членов литературных обществ и т. под.). С того времени работал преимущественно в разных отделах Наркомпроса. Был заведующим Московской Книжной Палаты, Отдела Научных Библиотек, Отдела Лито НКП, Охобра (Отдел Художественного Образования), Главпрофобра и др. Работал также в Гос. Издате, в Фото-Кино Отделе, одно время в Наркомземе и др.; с 1912 г. состою профессором 1-го Московского Государственного Университета (раньше, в 1915-1917 г., читал лекции в бывшем "вольном" Университете имени Шанявского). С 1921 г. состою также ректором (и профессором) Высшего Литературно-Художественного Института.

Поэт, прозаик, драматург, переводчик, литературный критик

Родился 1 (13) декабря 1873 года в Москве, в купеческой семье среднего достатка. Отец будущего поэта воспитывал сына в духе передовых идей того времени.

1893 - Брюсов оканчивает гимназию и поступает на историко-филологический факультет Московского университета.

1894-1895 - выходят три сборника стихотворений «Русские символисты», в которых представлены в основном стихи самого Брюсова (под разными псевдонимами). Критикой сборники были восприняты как литературный курьез, неумелое подражание французским декадентам.

1895 - Брюсов издает книгу «Chefs d’Oeuvre» («Шедевры»). Этот сборник был единодушно отвергнут критикой.

Лето 1896 Брюсов проводит в Крыму и на Кавказе, в 1897г. совершает первое заграничное путешествие (в Германию). 28 сентября 1897г. женится на Иоанне Матвеевне Рунт (гувернантке в семье Брюсовых), ставшей впоследствии его помощницей в литературных и организационных делах, а после смерти Брюсова хранителем его архива и издателем его произведений.

1897 - выходит книга «Me eum esse» («Это - я»)

1899 - окончив университет, полностью Брюсов отдается литературной деятельности. В течение двух лет работает секретарем редакции журнала «Русский архив». После организации издательства «Скорпион», которое стало выпускать «новую литературу» (произведения модернистов), Брюсов принимает активное участие в организации альманахов и журнала «Весы» (1904 - 09), лучшего журнала русского символизма.

1900 - выходит книга «Tertia Vigilia» («Третья стража»), после которой Брюсов получает широкое признание.

1902 - Брюсов посещает Италию (Венецию, Милан, Флоренцию), где изучает культуру эпохи Возрождения, пишет стихи на итальянские темы.

1903 - выходит книга «Urbi et Orbi» («Граду и миру»). Наряду с традиционными «антидекадентскими» рецензиями, она вызывает и сочувственные отзывы. «Младшие» символисты - А.Белый, А.Блок - воспринимают её восторженно.

Поездки Брюсова весной 1905 в Финляндию, летом 1906 в Швецию, летом 1908 в Италию, Испанию, Францию, Бельгию, позднее в Германию, Швейцарию и т.д. находят отражения в его поэтических циклах 1900-х гг.

1906 - издается книга «????????» («Венок»).

1908 - выходит роман «Огненный ангел» (биографическим подтекстом которого являются отношения с Н.И.Петровской и связанные с этим обстоятельства своеобразного идейно-психологического единоборства между Брюсовым и А.Белым в 1904-05гг.), позднее - «Алтарь победы» (1913). Оба романа имеют большой успех.

1909 - сборник «Все напевы».

В 1900-10-е гг. Брюсов проявляет себя как разносторонний и исключительно активный переводчик со множества языков, виртуозно владеющий стихотворной техникой и разнообразными стилистическими приемами. В сфере его переводческой деятельности - поэзия модернистов и их предшественников, классики мировой поэзии (Данте, Байрон, Гёте, Э.Верхарн, П.Верлен, Э.По, О.Уальд, Мольер, Метерлинк и др.)

В 1910-е гг. расширяется диапазон работы Брюсова как историка и литературоведа. Он становится крупнейшим пушкинистом (всего в печати появилось 82 работы Брюсова, посвященных А.С.Пушкину), изучает поэтику Пушкина (ст. «Стихотворная техника Пушкина», 1915), занимается его биографией и текстологией, издает «Краткий курс науки и стихе», 1919, 2-е издание под названием «Основы стиховедения», 1924.

1912 - книга «Зеркало теней».

1914 - в годы первой мировой войны, отправившись на фронт от одной из самых распространенных газет «Русские ведомости», Брюсов публикует большое число корреспонденций и статей, посвященных военным вопросам. К этому времени относятся острокритические стихи («Орел двуглавый», «Многое можно продать...» и др.), которые остаются тогда ненапечатанными. Скоро Брюсов возвращается с фронта.

1915 - по совету М.Горького, к Брюсову обращаются представители Московского армянского комитета с просьбой взять на себя организацию и редактирование сборника переводов армянской поэзии, охватывающего более чем полуторатысячелетнюю ее историю. В 1916 году выходит сборник «Поэзия Армении», большая часть переводов в котором была выполнена Брюсовым. Его роль в пропаганде армянской культуры не ограничилась этим. Он выпускает также обширный труд «Летопись исторических судеб армянского народа», является автором ряда статей, посвященных деятелям армянской культуры. В 1923 году ему присваивается почетное звание народного поэта Армении.

Октябрьскую революцию Брюсов воспринимает как грандиозный переворот в истории человечества и в 1920 году вступает в Коммунистическую партию. В это время он заведует Книжной палатой, отделом научных библиотек и Литературным отделом при Наркомпросе, читает в Московском университете курсы лекций по античной и новейшей русской литературе, по теории стиха и латинскому языку, по истории математики, ведет семинары по истории Древнего Востока и др.

1921 - Брюсов создает и возглавляет Высший литературно-художественный институт, много времени и сил уделяет педагогической деятельности в нем.

В 1920-1924 гг. поэт издает пять сборников («Последние мечты», «В такие дни», «Миг», «Дали», «Меа»).

Основные произведения:

Стихи в сборниках «Русские символисты» (вып. 1- 3, 1894- 95)

Книги стихов:

«Chefs d’Oeuvre» («Шедев-ры», 1895)

«Me eum esse» («Это - Я», 1896, на обложке 1897)

«Tertia Vigilia» («Третья стража», 1900)

«Urbi et Orbi» («Граду и миру», 1903)

«????????» («Венок»; 1906)

«Все напевы» (1909)

«Зеркало теней» (1912)

«Стихи Нелли» (1913)

«Семь цветов радуги» (1916)

«Опыты по метрике и ритмике, по евфонии и созвучиям, по строфике и формам» (1918)

«Последние мечты» (1920)

«В такие дни» (1921)

«Дали», «Кругозор», «Миг» (все - 1922)

«Меа!» («Спеши!», 1924)

Исторические романы:

«Огненный ангел» (1907- 08)

Брюсов Валерий Яковлевич
13.12.1873 - 09.10.1924
биография

Родился в купеческой семье. Дед со стороны отца - купец из бывших крепостных, а дед со стороны матери поэт - самоучка А. Я. Бакулин. Отец увлекался литературой и естественными науками.

В частную гимназию Ф. И. Креймана (1885-1889) Брюсов был принят сразу во II класс. На втором году обучения вместе с одноклассником В. К. Станюковичем он издает рукописный гимназический журнал "Начало", через который впервые осознает себя "литератором".

В 1889 г. он выпускает рукописный "Листок V класса", в котором обличает гимназические порядки. Из-за этой статьи у Брюсова обостряются отношения с администрацией, вследствии чего ему приходится перейти в гимназию Л. И. Поливанова (1890-1893). В это же время Брюсов переживает ряд первых юношеских увлечений, особенно сильный след в его душе оставила любовная связь со скоропостижно скончавшейся в 1893 г. от оспы Е. А. Масловой (Красковой), которой он посвятил множество стихотворений и последние главы (под именем героини Нины) повести "Моя юность".

В 1893-1899 гг. Брюсов учится на историко-филологическом факультете Московского университета. Помимо классической филологии он изучает Канта и Лейбница, слушает курсы истории В. О. Ключевского, П. Г. Виноградова, ходит на семинары Ф. Е. Корша. На годы учебы в университете приходится первый начальный период осознанного литературного творчества Брюсова.

В 1894-1895 гг. Брюсов издает три небольших выпуска сборника "Русские символисты", в которых дает образцы "новой поэзии". Это был первый коллективный манифест русского модернизма в России. Реакция на сборники была скандальной и оглушительной.

В 1895-1986 году Брюсов издает первый авторский сборник стихов "Шедевры", состоящий из двух изданий. Броское название, вызывающее содержание и далекое от скромности предисловие, обращенное к "вечности и искусству", вызвали дружное неприятие критики.

В период с 1895 по 1899 год он сближается с известными писателями - символистами: К. К. Случевским, К. М. Фофановым, Ф. Соллогубом, Д. С. Мережковским, 3. Н. Гиппиус, Н. М. Минским. На "субботах" Георга Бахмана, а затем и на собственных "средах" Брюсов начинает регулярно встречаться с московскими модернистами.

В 1897 г. впервые выезжает за границу, в Германию. В этом же году женится на Иоанне Матвеевне Рунт, ставшей его спутницей жизни и помощницей в литературных делах.

С 1900 по 1903 г. Брюсов - секретарь редакции "Архива". Он публикует здесь ряд статей, в том числе "О собрании сочинений Ф. И. Тютчева" (1898), "Ф. И. Тютчев. Летопись его жизни" (1903).

Осенью 1900 г. в издательстве "Скорпион" выходит третья книга лирики Брюсова "Третья стража. Книга новых стихотворений. 1897-1900", открывающая второй зрелый период творчества писателя.

В марте 1903 г. Брюсов выступает с программной лекцией об искусстве "Ключи тайн", воспринятой в качестве манифеста новейшего русского символизма.

С конца 1902 г. поэт некоторое время состоит секретарем в журнале "Новый путь", публикует стихи, статьи, заметки, а также ведет рубрику "Политическое обозрение". В это же время он входит в состав комиссии Московского литературно-художественного кружка, а с 1908 г. - председатель ее дирекции.

Сборник "Венок. Стихи 1903- 1905 гг.", стал первым по-настоящему крупным успехом поэта. В него наряду с историко-мифологическими сюжетами и лирикой интимного плана, Брюсов включил стихи на злободневную тему войны и революции. С фантастическим упоением, как на очищающую стихию судьбы, смотрит поэт на войну и революцию.

К 1909 году Брюсов становится признанным мастером "мужественной", аполлонической лирики.

В 1904-1908 гг. Брюсов является организатором, бессменным руководителем и ведущим автором главного журнала русских символистов "Весы". После закрытия "Весов" (1909), с сентября 1910 г. в течение двух лет Брюсов становится заведующим литературно-критическим отделом журнала "Русская мысль".

В первую мировую войну Брюсов в качестве корреспондента много месяцев провел на театре военных действий. Вначале эта война казалась поэту последней ("Последняя война", 1914), способной преобразить в лучшую сторону человеческую жизнь. Однако через два с половиной года, мнение о ней Брюсова изменилось ("Тридцатый месяц", 1917). Разочаровываясь в исходе войны и политике, Брюсов все глубже уходит в литературу и научную работу. Он обращается к переводам армянской, финской и латышской поэзии.

В 1923 г., в год 50-летия поэта, правительство Армении присвоило Брюсову почетное звание народного поэта Армении.

Разочарование в победном исходе войны после непродолжительных колебаний подготовило Брюсова к принятию Октябрьской революции. В 1920 г. он вступает в Коммунистическую партию, работает в Наркомпросе, возглавляет президиум Всероссийского союза поэтов, читает разнообразные лекционные курсы, организует (1921) и руководит Высшим литературно-художественным институтом.

Послеоктябрьские, преимущественно революционные сборники стихов Брюсова ("В такие дни", 1921; "Дали", 1922; "Спеши", 1924) знаменовали последний, завершающий период творчества мастера.

Знаменитый русский поэт, прозаик, драматург, переводчик, критик-литературовед. Человек, который стал одним из немногих основоположников русского символизма. Человек, которого помнят и любят, произведения которого перечитывают с уважением и в наши дни. Всё это, без преувеличения можно сказать о Брюсов Валерии Яковлевиче. Он был рожден в обычной купеческой семье, которая ничем не отличалась от других таких же семей того времени, в 1873 году.

Нужно отметить, что маленький мальчик Валера начал получать своё образование на дому, так как родителям это было удобно. После он отправился учиться в гимназию в Москве, из которой был переведен в другую гимназию, там же в столице.

После окончания всего вышеперечисленного он с легкостью поступает в Московский институт на историко-филологический факультет. В это время Валерий Яковлевич много занимается дополнительно, открывая для себя различных знаменитых писателей и поэтов, в том числе и французских символистов, которые были популярны в то время.

Как ни странно, творчество многих из них для него становиться очень близким и он начинает создавать свои собственные произведения, представляя себя не просто писателем и поэтом, а русским символистом. Кстати, именно русскому символизму данный человек посветил целых три своих книги.

Окончив институт с отличием Брюсов устраивается на работу в издательский журнал. Именно в это время по словам специалистов в области литературы данного автора настигает активная издательская пора. Он выпускает один своё произведение за другим. Среди них были и целые сборники стихов, и другие различные произведения.

В 1900 году выходит его художественный сборник стихотворений «Tertia Vigilia», который дословно можно перевести как третья стража. Именно он приносит ему самую сильную славу.

4 класс по датам

Биография Брюсова Валерия Яковлевича о главном

Родился Брюсов в купеческой семье. Родители очень любили сына и ни в чём ему не отказывали. Но у них были свои принципы и методы воспитания. Отец мальчика считал, что незачем забивать голову разными сказками и небылицами. Первыми его игрушками стали приборы, которые использовал для опытов его отец. Брюсов много читал о путешествиях, научных открытиях. Биографии учёных, мореплавателей, путешественников расширяли кругозор мальчика. В честолюбивых мечтах он видел себя знаменитым учёным или писателем.

В одиннадцать лет Брюсова устроили в частную школу. Но за резкие высказывания в адрес учителей и директора его отчислили. Новая попытка попасть в гимназию была успешной, но для этого ему пришлось сдать экзамены за пять классов. В новой гимназии ему очень понравилось. Вместе с одноклассниками они выпускали рукописный журнал, сочиняли весёлые истории, фантастические рассказы. Во время учёбы Брюсова заинтересовали французские символисты. Им он посвятил несколько своих статей. Их творчество он назвал новой поэзией, а себя – родоначальником символизма в России.

Учёба в университете пополнила его знания по многим предметам, отточила его способности переводчика. Брюсов прекрасно знал и использовал в своих трудах до двадцати иностранных языков. Это были не только современные, но и древние языки. За годы, проведённые в этом учебном заведении, он выпустил три книги со стихами русских символистов. Стихи Брюсова в этих сборниках тоже были напечатаны, но под другой фамилией. Чуть позже вышла первая его книга – «Шедевры». Благодаря этой книге Брюсов познакомился с Бальмонтом, который был близок ему по духу и со временем стал его другом. С ним он организовал издательство «Скорпион», в котором вышел второй сборник поэта. В книге он ярко отобразил тему времени.
Посещение Италии подтолкнуло Брюсова к написанию книги об искусстве.

Во время путешествия по Европе поэт встретился с поэтом Вячеславом Ивановым. Вместе с ним Брюсов посещал исторические места, памятники культуры, зачитывался мифами различных народов. Особенно поразила его Германия, с её старинными замками, легендами, мистическими историями. Ей он позже посвятит свой роман «Огненный ангел». Под этими впечатлениями появилась в стихах Брюсова историко-мифологическая тематика. В это же время была напечатана новая книга Брюсова, высоко оценённая Александром Блоком.

В стихах этого сборника ярко проявилось отношение поэта к простому трудовому народу. Хотя и вырос поэт в богатой семье, не знал нужды, но его острый и наблюдательный ум подсказывал ему, что государственный строй в России необходимо сменить. Поэтому революцию в России принял сразу и бесповоротно.

Встреча с наркомом просвещения Луначарским помогла ему найти своё место. Он с жаром окунулся в работу. Занятость не мешала ему творить: писать стихи, статьи, жить напряжённой духовной жизнью. Сотрудничество с Максимом Горьким поспособствовало Брюсову подготовить к выходу сборники стихов народов России. В этот период поэт увлекался армянской поэзией и решил выпустить книгу под названием «Поэзия Армении». Многие стихотворные произведения были переведены им лично.

В своих переводах он старался сохранить индивидуальность каждого автора, чтобы донести до русского читателя силу духа армянского народа, пострадавшего от турецкого ига. Прекрасно зная поэзию прошлого, Брюсов старался ни на шаг не отходить от действительности. Две темы волновали поэта – родина и революция. Но главным его детищем был институт, который он создал и в котором трудился в должности ректора до самой смерти. Умер поэт от пневмонии, оставив в наследство будущим поколениям свои произведения.

Интересные факты и даты из жизни