Гончаров Иван Александрович

ГОНЧАРОВ Иван Александрович

“Чтение было моей школой…” родился в купеческой семье. Первоначальное образование он получил в частном пансионе, где выучил французский и немецкий языки, перечитал все доступные книги “невообразимую смесь… почти выученную наизусть”. В 1822 его отдали в Московское коммерческое училище, в 1831 он поступил на словесное отделение Московского университета: изучение литературы подстегивало “страсть к чтению” и “формировало перо”. Еще студентом Гончаров перевел и поместил в журнале “Телескоп” две главы из романа Э. Сю “Атар-Гюль” (1832). По окончании университета (1834) он ненадолго вернулся в Симбирск, затем навсегда переехал в Петербург, где начал службу в Министерстве финансов, продолжая все свободное время заниматься литературой: много переводил, писал романтические стихи и шуточные повести для домашнего чтения в кругу Майковых (в этой семье он преподавал русскую литературу и латинский язык будущему поэту А. Н. Майкову и его брату В. Н. Майкову, впоследствии известному критику). В их доме писатель завязал и первые литературные знакомства. Гончаров входил в литературу нерешительно, переживая глубокие сомнения в своих силах: “кипами исписанной бумаги… топил печки”. В 1842 он написал очерк “Иван Савич Поджабрин”, напечатанный лишь шесть лет спустя.

В 1845 Гончаров напряженно работал над романом, который передал В. Г. Белинскому “для прочтения и решения, годится ли он”. Этот роман “Обыкновенная история” вызвал восторженную оценку критика и его окружения. Напечатанный в “Современнике” в 1847, роман принес писателю настоящее признание. Столкновение двух центральных героев романа Адуева-дяди и Адуева-племянника, олицетворяющих трезвый практицизм и восторженный идеализм, воспринималось современниками как “страшный удар романтизму, мечтательности, сентиментальности, провинциализму” (). Однако автор рисовал с иронией не только прекраснодушие и ходульное поведение запоздалого романтика. В. П. Боткин, справедливо замечая, что в романе достается и голому практицизму, что художник “бьет обе эти крайности”, признавался: “Я ничего не знаю умнее этого романа”. Десятилетия спустя антиромантический пафос становился все менее актуальным, и следующие поколения воспринимали роман иначе как самую “обыкновенную историю” охлаждения и отрезвления человека, как вечную тему жизни.

Многомерность авторской позиции и изощренность психологического анализа, ставшие устойчивыми чертами поэтики Гончарова, объясняются отчасти и своеобразным автобиографизмом романа: каждый из героев-антиподов психологически близок писателю, представляя разные проекции его душевного мира. Фрегат “Паллада” В 1852 Гончаров в качестве секретаря адмирала Е. В. Путятина отправился в кругосветное плавание на фрегате “Паллада”. Секретарские обязанности отнимали много сил, тем не менее уже во время экспедиции “явилась охота писать”, и Гончаров “набил целый портфель путевыми записками”. Они сложились в итоге в книгу очерков, печатавшихся в 1855-57 в периодике, а в 1858 вышедших отдельным изданием под названием “Фрегат “Паллада”. У Гончарова с детства был вкус к литературе путешествий, и здесь он выступил истинным мастером этого жанра. “Параллель между своим и чужим”, острые впечатления от встречи с другими культурами (главным образом с британской и японской), привычка все “прикидывать” “на свой аршин” обеспечили заинтересованное внимание русского читателя к этим очеркам. Н. А. восхищался остроумием и наблюдательностью “блестящего, увлекательного рассказчика”. Цензор-изгнанник По возвращении из путешествия Гончаров определился на службу в Петербургский цензурный комитет. Должность цензора, а также принятое им приглашение преподавать русскую литературу наследнику престола превратили писателя в “ негодования либералов” (дневник Е. А. Штакеншнейдер). Заметно охладились его отношения с кругом Белинского.

Позднее Гончаров подчеркивал, что его либеральные настроения молодости не имели ничего общего с “юношескими утопиями в социальном духе” и что влияние Белинского ограничивалось сферой эстетики. Гончаров-цензор облегчил печатную судьбу целого ряда лучших произведений русской литературы (“Записки охотника” И. С. Тургенева, “Тысяча душ” А. Ф. Писемского и др.), однако к радикальным изданиям он относился откровенно враждебно, что вызывало раздражение в кругах левой интеллигенции. В течение нескольких месяцев, с осени 1862 по лето 1863, Гончаров редактировал официозную газету “Северная почта”, что также дурно отразилось на его репутации. В 1860-70-е гг. Гончаров, человек мнительный и, по его собственному определению, “нервозный”, упрямо удалялся от литературного мира. “Кусок независимого хлеба, перо и тесный кружок самых близких приятелей” составили его житейский идеал: “Это впоследствии называли во мне обломовщиной”. “Я был счастлив успехом “Обломова” Замысел нового романа сложился у Гончарова еще в 1847. Два года спустя была напечатана глава “ ” “увертюра всего романа”. Но читателю пришлось еще в течение десяти лет ждать появления полноготекста “Обломова” (1859), сразу завоевавшего огромный успех: “Обломов и обломовщина… облетели всю Россию и сделались словами, навсегда укоренившимися в нашей речи” (А. В. Дружинин). Роман спровоцировал бурные споры, свидетельствуя о глубине замысла. Статья Добролюбова “Что такое обломовщина” (1859) представляла собой беспощадный суд над главным героем, “совершенно инертным” и “апатичным” барином, символом косности крепостнической России. Эстетическая критика, напротив, видела в герое “самостоятельную и чистую”, “нежную и любящую натуру”, далекую от модных веяний и сохранившую верность главным ценностям бытия. К концу прошлого века полемика о романе продолжалась, причем последняя трактовка постепенно возобладала: ленивый мечтатель Обломов по контрасту с сухим рационалистом Штольцем стал восприниматься как воплощение “артистического идеала” самого романиста, тонкий психологический рисунок свидетельствовал о душевной глубине героя, читателю открылся мягкий юмор и скрытый лиризм Гончарова.

В начале 20 века И. Ф. Анненский по праву назвал “Обломова” “совершеннейшим созданием” писателя. Последний роман “Обрыв” (1868) был задуман еще в 1849 как роман о сложных отношениях художника и общества. К 1860-м гг. замысел обогатился новой проблематикой, рожденной пореформенной эпохой. В центре произведения оказалась трагическая судьба революционно настроенной молодежи, представленной в образе “нигилиста” Марка Волохова. Уже символическое название романа, найденное на самом последнем этапе работы, свидетельствовало об авторском неприятии общественного радикализма. Издания левой ориентации возмущенно реагировали на роман, отказав автору в таланте и в праве суда над молодежью, пройдя мимо глубокой трактовки любовной темы в “Обрыве”. Напряженный конфликтный фон, не свойственный обычно Гончарову-романисту, диктовался острой постановкой проблемы свободы в любви: борьба главной героини со страстью, столкновение нравственных императивов с силой любовного влечения дали Гончарову богатый материал для глубокого психологического анализа.

Последние годы После “Обрыва” имя Гончарова редко появлялось в печати. Он ограничился публикацией лишь нескольких мемуарных очерков и литературно-критических статей, среди которых выделяется “критический этюд” “Мильон терзаний” (1872), посвященный постановке “Горя от ума” А. С. Грибоедова на сцене Александринского театра, ставший классическим разбором комедии. Гончаров предложил столь глубокую трактовку психологической и драматической природы “Горя от ума”, что ни один историк литературы в дальнейшем не обошел вниманием его анализ. Сам писатель болезненно переживал творческое молчание последних десятилетий. Его письма тех лет рисуют образ одинокого и замкнутого человека, необычайно тонкого наблюдателя, сознательно сторонящегося жизни и вместе с тем страдающего от своего изолированного положения. В романе “Обломов” (1859) судьба главного героя раскрыта не только как явление социальное (“обломовщина”), но и как философское осмысление русского национального характера, особого нравственного пути, противостоящего суете всепоглощающего “прогресса”. В романе “Обыкновенная история” (1847) конфликт между “реализмом” и “романтизмом” предстает как существенная коллизия . В романе “Обрыв” (1869) поиски нравственного идеала (особенно женские образы), критика нигилизма. Цикл путевых очерков “Фрегат “Паллада” (1855-57) своеобразный “дневник писателя”; литературно-критические статьи (“Мильон терзаний”, 1872).

Жизнь Гончарова охватила почти весь XIX век. Родился он за неделю до вступления войск Наполеона в Россию, за два месяца до знаменитого Бородинского сражения. В юности он видел и слышал Пушкина. Умер же Гончаров, когда набирал силу талант А. П. Чехова и начинал свой творческий путь М. Горький. При нем начали и завершили писательскую деятельность М. Ю. Лермонтов, А. К. Толстой, М. Е. Салтыков - Щедрин; он встречался и состоял в переписке с Л. Н. Толстым, А.

А. Фетом, обучал будущего известного поэта А. Н. Майкова.

Детство Ивана Александровича Гончарова прошло в Симбирске (ныне Ульяновске) в семье богатого, известного в городе купца. Рос будущий писатель в обстановке полного довольства, почти в настоящей помещичьей усадьбе. «Дом у нас был, что называется, полная чаша, - вспоминал он впоследствии. - Большой двор, даже два двора, со многими постройками, людскими, конюшнями, хлевами, сараями, амбарами, птичниками и баней. Лошади, коровы, даже козы и бараны, куры и утки - все это населяло оба двора. Амбары, погреба, ледники переполнены были запасами муки, разного пшена и всяческой провизии для продовольствия нашего и обширной дворни. Словом, целое имение, деревня». Родной угол вставал перед глазами писателя, когда он работал над романом «Обломов».

Учился Гончаров сначала в частном пансионе под Симбирском, затем в течение восьми лет в коммерческом училище в Москве, наконец в Московском университете, где слушал лекции выдающихся профессоров. Однажды он стал свидетелем спора А. С. Пушкина с профессором истории М. Т. Каченовскиим о подлинности «Слова о полку Игореве». «Пушкин, - писал Гончаров позднее, - горячо отстаивал подлинность древне - русского эпоса, а Каченовский вонзал в него свой беспощадный аналитический нож». На всю жизнь запомнил писатель глаза поэта, в которых чувствовались «задумчивая глубина и какое-то благородство».

По окончании университета, после короткого пребывания на родине, молодой Гончаров уезжает в Петербург, где определяется переводчиком в Департамент внешней торговли Министерства финансов. Судьбоносным для Гончарова стало знакомство с талантливой семьей художника Николая Аполлоновича Майкова, куда он был приглашен в качестве учителя подраставших детей - Аполлона (будущего поэта), Валериана (будущего критика) и Владимира (будущего переводчика). Преподавал он им отечественную словесность, эстетику и латинский язык. Николай Аполлонович содержал салон, который часто посещали известные писатели и деятели искусств. Майковы издавали рукописный журнал, и Гончаров стал публиковать в нем свои стихотворные и прозаические произведения. Правда, пока они носили ученический характер, но все же в них проявились некоторые черты стиля будущего крупного писателя: наблюдательность, внимание к художественным деталям, добродушный юмор.

Гончаров Иван Александрович (6.06.1812г. – 15.09.1891г.) – русский писатель, а также член-корреспондент Академии наук.

Биография

Родился Иван Гончаров 6.06.1812г. в Симбирске в семье, принадлежащей купеческому сословию. Отец умер, когда Ивану было семь лет. Важную роль в судьбе Ивана Гончарова сыграл его крестный, Трегубов Николай Николаевич, бывший отставным моряком, который вложил немало сил в воспитание мальчика, а также в его образование.

Начальное свое образование Иван получал дома, под началом крестного, а потом в частном пансионе. В десять лет Иван Гончаров поступил (по настоянию матери) в Московское коммерческое училище, где проучился восемь лет, однако вспоминал он впоследствии проведенные в училище годы как трудные и малоинтересные. Учеба в коммерческом училище Гончарова не увлекала, зато истинным наставником его стала отечественная литература. Достигнув восемнадцати лет, Гончаров сумел убедить мать добиться его отчисления из училища в 1830 году. Год спустя, в 1831 он поступил на словесный факультет Московского университета, сдав успешно экзамены.

В 1834г. Иван Гончаров окончил университет, но в Симбирск возвращаться после этого он не хотел. Однако, получив заманчивое предложение от симбирского губернатора занять место его секретаря, Гончаров согласился. Служба оказалась скучной, и, проведя долгих и неинтересных одиннадцать месяцев в Симбирске, Гончаров все же уехал в Петербург, где устроился переводчиком иностранной переписки в министерстве финансов.

В Петербурге произошло сближение Гончарова с семьей Майковых, чей дом был одним из культурных очагов Петербурга.

Постепенно Гончаров занялся серьезным литературным творчеством. Сороковые годы стали началом расцвета его творчества. В это время Гончаров написал первый свой роман, получивший название «Обыкновенная история». Это произведение Гончаров первым из своих литературных трудов признал достойным печати. Вначале писатель читал его в салоне Майковых и кружке Белинского, затем «Обыкновенная история» напечатана была в 1847 году на страницах журналах «Современник», а в 1848 она вышла уже отдельным изданием.

В 1852г. Гончаров, который служил переводчиком в министерстве финансов (во внешнеторговом департаменте) назначен был секретарем адмирала Путянина, с которым отправился на фрегате «Паллада» к берегам Японии для ведения мирных переговоров. С самого начала этого своего путешествия Иван Гончаров начал вести путевой журнал. Материалы данного журнала легли впоследствии в основу книги «Фрегат «Паллада». Длилась данная экспедиция два с половиной года, за это время Ивану Гончарову удалость побывать в Китае, Индонезии, Японии, В Южной Африке, Англии, на Филиппинах, а также на множестве океанских островов. По окончании экспедиции, высадившись на побережье Охотского моря, Гончаров сухим путем проехал через всю территории России, возвратившись в Петербург в феврале 1855г.

Уже в апреле 1855 опубликован был первым очерк о проделанном путешествии в «Отечественных записках», а последующие фрагменты – в «Морском сборнике». В 1858 сочинение это вышло уже отдельным изданием, став крупным литературным событием.

После завершения путешествия Иван Гончаров возвратился ненадолго в департамент министерства финансов, а вскоре получил место цензора. Должность эта была связана уже непосредственно с литературой, хотя и являлась трудной и хлопотной. Вскоре должностью цензора Гончаров начал тяготиться и вышел в 1860 году в отставку.

В 1859г. вышел роман «Обломов», после чего впервые прозвучал термин «обломовщина». Гончаров через судьбу главного героя романа «Обломов» показал целое социальное явление. Многие читатели в образе «Обломова» также увидели философское осмысление национального русского характера, а также намек на возможность иного, особого нравственного пути, в противовес суете всепоглощающего «прогресса» В романе «Обломов» Гончаров совершил художественное открытие, создав произведение гигантской обобщающей силы.

Слава одного из наиболее выдающихся русских литераторов пришла к Гончарову именно после выхода в свет и огромного успеха у читателей романа «Обломов». Вскоре после этого фурора Гончаров начал работу над романом «Обрыв». Одновременно, вынужденный зарабатывать на жизнь, Гончаров занял должность редактора газеты «Северная почта», а годом позже он назначен был членом совета по делам печати, вновь перейдя к цензорской деятельности. В 1867 году Гончаров вышел в отставку по собственному прошению.

Над последним романом «Обрыв» Иван Гончаров трудился около двадцати лет. Периодически он впадал в апатию, полагая, что закончить это произведение у него не хватит сил. Однако, превозмогая нравственные и физические недуги, ценой огромных усилий, Гончаров закончил такие роман «Обрыв», ставший завершающей частью трилогии и последним крупным литературным произведением Гончарова. После его завершения писатель, бывший одиноким и больным, часто стал поддаваться душевной депрессии. При этом он не оставлял литературную деятельность, написав ряд очерков. Помимо этого, Гончаров переписывался и общался с другими литераторами.

Оставшись в полном одиночестве, в сентябре 1891г. Гончаров простудился и спустя несколько дней умер на восьмидесятом году жизни от воспаления легких.

Литературное наследие Гончарова

  • Иван Гончаров создал масштабную литературную трилогию, состоящую из романов, каждый из которых отражает определенный период исторического развития России. В произведениях «Обыкновенная история», «Обломов», а также «Обрыв» Гончаров создал литературные образы, характерные для каждого из этих этапов развития и являющиеся составными элементами общей картины угасающей эпохи крепостничества.

Важные даты биографии Гончарова

  • 6.06.1812г. – родился в городе Симбирске.
  • 1822 год – отправлен в Москву на учебу в коммерческом училище.
  • 1830 год – оставил учебу в училище.
  • 1831 год – поступил в Московский университет, на словесный факультет.
  • 1834 год – окончание университета. Переезд в Санкт-Петербург, работа переводчиком иностранной переписки.
  • 1847 год – «Обыкновенная история» печатается в журнале «Современник.
  • 1848 год – выход «Обыкновенной истории» отдельным тиражом.
  • 1852-1855 – путешествие на фрегате «Паллада».
  • 1855 – публикация в журналах глав из «Фрегата «Паллада».
  • 1858 – выход «Фрегата «Паллада» отдельным изданием.
  • 1959 – выход романа «Обломов».
  • 1960 – Гончаров уходит в отставку с занимаемой им должности цензора.
  • 1867 – окончательный уход Гончарова со службы в цензурном департаменте.
  • 1868 – выход заключительного романа «Обрыв».
  • 15.091891г. – смерть Гончарова после внезапно развившейся болезни.
  • Обучаясь в московском коммерческом училище, юный Иван Гончаров взахлеб читал, открыв для себя русскую литературу. Иван зачитывался Карамзиным, ставшим его наставником в нравственной сфере, но настоящим открытием для юноши стал «Евгений Онегин» Пушкина, который выходил в то время отдельными главами. Интересно, что это молитвенное почти отношение к имени Пушкина и к его творчеству Иван Гончаров сохранил на протяжении всей жизни.

Родился 6 (18 – по новому стилю) июня 1812 года в Симбирске, в купеческой семье. В возрасте семи лет Иван потерял отца. Воспитывать детей матери-одиночке помогал крестный, моряк в отставке, Николай Николаевич Трегубов. Он фактически заменил Гончарову родного отца и дал ему первое образование. Далее будущий писатель обучался в частном пансионе недалеко от дома. Затем в возрасте десяти лет по настоянию матери уехал учиться в Москву в коммерческое училище, где провел восемь лет. Учеба давалась ему сложно и была неинтересна. В 1831 году Гончаров поступил в Московский университет на факультет словесности, который спустя три года успешно закончил.

После возвращения в родные края, Гончаров служил секретарем губернатора. Служба была скучной и малоинтересной, поэтому продлилась всего год. Гончаров отправился в Петербург, где устроился в министерство финансов переводчиком и работал до 1852 года.

Творческий путь

Важный факт биографии Гончарова – он увлекался чтением с раннего возраста. Уже в 15 лет он прочел многие произведения Карамзина , Пушкина , Державина , Хераскова, Озёрова и многих других. С самого детства у него проявился талант к сочинительству и интерес к гуманитарным наукам.

Свои первые произведения – «Лихая болесть»(1838) и «Счастливая ошибка»(1839) Гончаров опубликовал, взяв себе псевдоним, в журналах «Подснежник» и «Лунные ночи».

Расцвет его творческого пути совпал с важным этапом в развитии русской литературы. В 1846-ом году писатель знакомится с кружком Белинского, и уже в 1847 году в журнале «Современник» публикуется «Обыкновенная история», а в 1848 – рассказ «Иван Савич Поджабрин», написанный им шесть лет назад.

В течении двух с половиной лет Гончаров был в кругосветном путешествии(1852-1855), где написал цикл путевых очерков «Фрегат Паллада». По возвращении в Петербург, опубликовал сначала первые очерки о путешествии, а в 1858 году вышла полноценная книга, которая стала значительным литературным событием 19 века.

Его самое главное произведение, знаменитый роман «Обломов» , выходит в свет в 1859 году. Этот роман принес автору славу и популярность. Гончаров приступает к написанию нового произведения – роману “Обрыв”.

Сменив несколько мест работы, в 1867 году он выходит на пенсию.

Иван Александрович возобновляет работу над романом «Обрыв», над которым трудился долгих 20 лет. Автору порой казалось, что не хватит сил его закончить. Однако в 1869 году Гончаров завершил третью часть романа-трилогии, в которую вошли также «Обыкновенная история» и «Обломов». Произведение отражало периоды развития России – эпохи крепостного права, которая постепенно угасала.

Последние годы жизни

После романа “Обрыв” писатель часто впадал в депрессию, писал немного, в основном этюды в области критики. Гончаров был одинок, часто болел. Однажды простудившись, он заболел воспалением легких, из-за чего умер 15 (27) сентября 1891 года, в возрасте 79 лет.

(1812 - 1891)
прозаик, критик
Родился 6 июля (18 н.с.) в Симбирске в состоятельной купеческой семье. Отец, Александр Иванович, много раз выбирался городской головой, вел хлебную торговлю. Скончался, когда Гончарову было 7 лет. Воспитанием занималась мать, Авдотья Матвеевна. Первоначальное образование получил дома под руководством отставного моряка, помещика Н.Трегубова, человека просвещенного. Уже в детстве Гончаров прочитал произведения Ломоносова, Фонвизина, Жуковского, сочинения Расина, Вольтера и Руссо, описания всевозможных путешествий, исторические труды.

Московское коммерческое училище, в котором учился в 1822 - 30, оставило тягостные воспоминания о бездарных учителях и рутинном преподавании.

Осенью 1831 поступил на словесный факультет Московского университета. Мало интересовался общественно-политическими и философскими вопросами, больше - вопросами теории и истории литератур, изобразительным искусством, архитектурой, увлекался театром, преклонялся перед гением Пушкина. Самым сильным впечатлением тех лет для Гончарова стало посещение А.Пушкиным университета, "...для меня точно солнце озарило всю аудиторию: я в то время был в чаду обаяния от его поэзии; я питался ею, как молоком матери...", - вспоминал впоследствии писатель. К студенческим годам относится первый опубликованный в печати литературный опыт Гончарова.

По окончании университета с лета 1834 до весны 1835 пробыл в Симбирске, где служил в канцелярии губернатора, затем переехал в Петербург.

Первые десять лет жизни в столице ему пришлось служить мелким чиновником Министерства финансов. Эти годы принесли пользу ему как писателю, много взявшему из своих наблюдений над бюрократическим и коммерческим миром Петербурга. Но о своей чиновничьей службе всегда вспоминал с отвращением; "все свободное время от службы посвящал литературе".

В 1838 и 1839 в рукописных альманахах литературно-художественного кружка живописца Н.Майкова появились романтические стихи Гончарова и первые повести "Лихая болесть" и "Счастливая ошибка". Весной 1846 знакомится с Белинским, оказавшим большое влияние на его духовное развитие. И хотя он "не увлекался юношескими утопиями в социальном духе" и "не давал веры материализму", в его общественных симпатиях в 1840 - 50-е годы видны демократические тенденции, питавшие сильные стороны его творчества как художника-реалиста. Они нашли свое отражение в первом романе Гончарова "Обыкновенная история" (1847).

Осенью 1852 отправился в путешествие к берегам Японии на русском военном корабле "Паллада" в качестве секретаря начальника экспедиции. За два с половиной года побывал в Англии, Южной Африке, Малайе, Китае, Японии. В феврале 1855 вернулся в Петербург сухопутным путем, через Сибирь и Заволжье. Впечатления от путешествия составили два тома очерков, изданных под названием "Фрегат Паллада" (1858).

По возвращении в Петербург, вынужденный продолжать службу, становится в 1856 цензором, проявляя на этом поприще сочувственное отношение к прогрессивным явлениям литературы: способствовал новому изданию запрещенных в течение нескольких лет "Записок охотника" Тургенева, сборника стихотворений Некрасова, разрешил к печати роман Писемского "Тысяча душ".

В 1859 появился второй роман Гончарова - "Обломов", вершина творчества писателя, ставший предметом активного внимания критики. В 1860, когда вновь стали усиливаться цензурные гонения на литературу, Гончаров подает в отставку. К революционно-демократическому движению, к идеям социализма отнесся отрицательно, дальнейшее развитие России представлял себе в буржуазно-реформистском духе. Вновь был приглашен на высокую должность в цензурный комитет: член Совета по делам книгопечатания, Член Главного управления по делам печати. Лишь в 1867 окончательно покидает цензурный департамент.

Третий роман Гончарова "Обрыв" (1849 - 68) явился плодом двадцатилетней работы.

В 1870-е выступает как талантливый критик: статья "Мильон терзаний", "Заметки о личности Белинского" и др.

Последние годы жизни провел почти в полном уединении, больной, одинокий. 15 сентября (27 н.с.) 1891 Гончаров умер. Похоронен в Петербурге.

Использованы материалы кн.: Русские писатели и поэты. Краткий биографический словарь. Москва, 2000.