В центре произведения стоит, несомненно, личность Бориса Годунова , который виновен в смерти сына Ивана Грозного – царевича Дмитрия. Одиозная фигура – Дмитрий Отрепьев , самозванец, выдававший себя за убиенного царевича. В результате своих козней и хитроумных планов, Лжедмитрию удается свергнуть Годунова и уничтожить всю его семью.

    Князь Шуйский – также неоднозначный персонаж. Он хитер и лукав, готовый служить «и вашим, и нашим».

Другие герои

  1. Среди других персонажей, играющих второстепенную роль с разворачивающихся драматических событиях, Марина Мнишек , влюбившая в себя Гришку Отрепьева и выведавшая у него все его планы.Кроме того, в трагедии звучат имена князя Воротынского , бояр Мосальского , Басманова , Пушкина , отца Пимена , летописца, свидетеля убийства царевича Дмитрия , детей Бориса Годунова – Федора и Ксении , юродивого Николки и бродяг-чернецов Варлаама и Мисаила .

Годунов поддается уговорам

Идет 1598 год. После кончины царя Федора Иоанновича, народ умоляет его шурина Бориса, укрывшегося ото всех в монастыре, принять корону. Бояре, патриарх также уговаривают Бориса на царство.

Князь Воротынский переживает, что будет дальше, если Годунов не согласится взойти на престол. Шуйский уверен в успехе предприятия, иначе убийство царевича Дмитрия просто бессмысленно. С другой стороны, князья уверены, что и они могли бы с не меньшим успехом править страной. Тут вдруг доносится шум, это на Красную площадь собирается народ, который жаждет видеть Бориса Годунова на престоле.

Многие бессильно рыдают, кто-то начинает кричать. В толпе смятение, неразбериха. В конце концов, поддавшись общему настроению и долгим уговорам, Борис Годунов соглашается принять власть. Однако он предупреждает, что делает это только по большой необходимости. Сам он не хочет власти. Почему так долго не решается Борис Годунов сесть на трон? Возможно, он уже тогда предчувствует беду, запах которой буквально витает в воздухе.

Чудов монастырь

Далее действие переносится в 1603 год. В Чудовом монастыре, в келье сидят монахи. Проснувшись, молодой монах Григорий с интересом наблюдает за старцем Пименом, который пишет летопись. Не в силах держать в себе свой странный сон, повторявшийся целых три раза, он рассказывает его всем присутствующим.

Старец пытается списать увиденное на молодость монаха, его бурлящую кровь, однако Григорию явно не дают покоя его ночные видения. Он уже жалеет, что так рано, не узнав, как следует, жизни, стал монахом. Тем временем Пимен вдруг вспоминает приход в монастырь и покаяние самого Иоанна Грозного. Пытливый Григорий просит старца рассказать о расправе над малолетним царевичем Димитрием. Григорий понимает, что сейчас убиенному было бы столько же лет, сколько и ему самому.

Старец рассказал молодому монаху (Гришке Отрепьеву), что на время убийства, в котором подозревали Бориса Годунова, мальчику было около семи лет. Отрепьев, он потрясен услышанным и вскоре сбегает из монастыря. У него уже созрел план: он назовет себя царевичем Димитрием и взойдет на престол.

Тем временем очень тревожно и неспокойно на душе Бориса Годунова, который мучается воспоминаниями об убийстве ни в чем не повинной души юного царевича и страшными сновидениями.

Самозванец направляется в Москву

Самозванец добирается до самой литовской границы и решает остановиться на ночлег в корчме, вместе бродячими монахами. Однако, неожиданно на постоялом дворе, появляются сторожевые приставы, которые разыскивают преступника, объявившего себя царевичем.

Приметы, которые те зачитали, совпадают с приметами Отрепьева. Самозванцу грозит арест, его пытаются поймать, однако шустрому Григорию удается бежать.

Тем временем по Москве ползут недобрые слухи о самозванце. Князь Пушкин передает их князю Шуйскому, а тот обо всем сообщает самому Борису Годунову. Император очень напуган, он требует у Шуйского признания, на самом ли деле царевич Димитрий был убит тогда. Борис негодует, он сыплет угрозы в адрес Шуйского, принесшего ему недобрую весть.

Тем временем Отрепьев, будучи в Кракове, за поддержку со стороны поляков обещает им, что, взойдя на престол, сам станет католиком и обратит в католичество всех своих подданных. Те готовы помогать самозванцу, с радостью поддерживают Гришку Отрепьева и донские казаки.

Григорий Отрепьев движется по направлению к Москве. По дороге, он влюбляется в дочь воеводы Мнишека. Во время свидания с Мариной Мнишек, Отрепьев раскрывает перед ней все свои карты. Она узнает, что он никакой не царевич Димитрий, а всего лишь самозванец.

На его чувства Марина на самом деле не отвечает, ею движет холодный расчет. И то ли в шутку, то ли всерьез дает Григорию обещание стать его супругой, как только он взойдет на престол.

Конец династии Годуновых

Тем временем Борис Годунов в страшных раздумьях, он призывает к себе бояр, чтобы совместно придумать план, как расправиться с самозванцем. А на могиле убиенного царевича происходят настоящие чудеса. Отрепьев продолжает идти на Москву, а Годунов вдруг умирает при невыясненных обстоятельствах. Лжедмитрий, по приказу князя Пушкина, провозглашен царем, с семьей Годунова расправляются очень жестоко.

И детей, и жену вскоре находят задушенными, а народу объявляют, что они, якобы, отравились. И когда люди узнают, что отныне править ими будет самозванец, они безмолвствуют. Однако, это не просто молчание, это молчание-протест. Это говорит о том, что народ не такой уж и глупый, как о нем думают власти. Он тоже умеет думать и делать выводы.

Власть Лжедмитриев

Согласно идее, вложенной Пушкиным в данное произведение, России необходима крепкая рука, власть, которая бы думала не только о своей выгоде, но и о чаяниях народа. И, конечно, эта самая власть ни в коем случае не должна быть опорочена чьей-то безвинно пролившейся кровью, погубленной жизнью.

Именно поэтому народ, который вначале, не зная истины, слепо поддерживал Бориса Годунова, затем стал его люто ненавидеть. Кроме убийцы, он увидел в нем еще и деспота, который заботится только о своем благе и совсем не думает о движущей силе государства – о самом народе.

По трактовке Пушкина, именно в этом настоящая трагедия Бориса Годунова. В том, что он лишился уважения масс. Народ, который делает историю, всегда остается на бобах. Созданными его трудом благами пользуются все, кроме него самого.

И пока он молчит и думает, что ничего не способен изменить, властвуют Лжедмитрии…Однако доколе хватит его поистине безграничного терпения?

Известный русский критик Белинский назвал «Бориса Годунова» первой подлинно русской драмой, которая создана на принципах реализма и историзма. За Пушкиным, руководствуясь этими же принципами, стали писать свои произведения и другие писатели и поэты.

Тест по трагедии Борис Годунов

В этой статье будет представлено краткое содержание "Бориса Годунова". Пьеса эта была написана Пушкиным в 1825 году. Начинается она следующим образом. Князья Воротынский и Шуйский встречаются в Кремлевских палатах. Разговор они ведут о Борисе Годунове. Тот уже месяц как затворился с сестрой в монастыре, и никто не может склонить его к согласию на принятие короны.

Разговор двух князей

Краткое содержание "Бориса Годунова" по главам следующее. В беседе Воротынский говорит, что он опасается того, что произойдет, если откажется от царства Борис. Шуйский считает, что в таком случае пролилась понапрасну кровь царевича Дмитрия. Воротынский же сомневается: возможно, не Борис сгубил его? Оба князя говорят о том, что для Руси невеликая честь - иметь царем татарина, вчерашнего раба, зятя Малюты Скуратова. Сами они, представители древних родов, являются более достойными того, чтобы быть избранными на престол. Борис сумел лишь "очаровать" народ. Шуйский видит из окна, как разошлась толпа на площади. Уходят оба князя для того, чтобы узнать о решении, принятом на Соборе.

Народ собирается, призывая к престолу Бориса

Краткое содержание "Бориса Годунова" продолжим событиями в Москве, на Красной площади, где собрался народ. Слышатся разговоры о том, что на царский престол вновь отказался взойти Борис. Щелкалов, верховный дьяк, сообщает с Красного крыльца народу о том, что в последний раз завтра будет отслужен молебен, и будет сделана последняя попытка пригласить на царствование Бориса Годунова. Людям предложено разойтись по домам и молиться.

Царь соглашается править

Опишем следующий эпизод. Произведение "Борис Годунов", краткое содержание которого вы читаете, переносит нас на Девичье поле. Здесь, перед Новодевичьим монастырем, собрался народ. Человек из толпы рассказал о том, что к сестре Годунова вошли в келью Борис, а также патриарх вместе с толпой бояр. Народ поднял плач и вой. Наконец послышался крик: "Царь согласен!"

Борис Годунов в Кремлевских палатах говорит о том, что принял власть со смиреньем и страхом, просит у бояр и господа помощи в управлении страной. Он призывает поклониться всех гробам прошлых правителей России, после чего созывать на пир народ.

Разговор Пимена с Григорием

Отец Пимен, монах, в Чудовом монастыре ночью пишет последнее свое сказание, которое завершает летопись. Не будем подробно останавливаться на ней, описывая краткое содержание "Бориса Годунова". Отрывок этот при желании можете перечитать в оригинале. Для нас гораздо важнее следующее.

Григорий - один из главных героев интересующего нас произведения Пушкина. Краткое содержание "Бориса Годунова" продолжается тем, что он просыпается и жалуется на то, что ему снится один и тот же сон вот уже третий раз. Григорий смотрит на сидящего перед лампадой Пимена. Говорит, что ему нравится спокойный вид этого старика, размышляет, о чем пишет на этот раз он, равнодушный одинаково и к добру, и к злу. Пимен замечает, что Григорий проснулся. Тот просит благословить его и растолковать значение его сна.

Сон Григория

Сон таков: Григорию снилось, что на башню его ведет крутая лестница. Виделась Москва с высоты, словно муравейник. Народ кипел внизу на площади, со смехом указывал на юношу. Тому становилось страшно и стыдно. Он пробуждался, падая стремглав. Лишь несколькими словами мы описали этот сон, составляя краткое содержание "Бориса Годунова" А. С. Пушкина.

Пимен говорит о том, что это младая кровь играет в Григории, советует себя смирять постом и молитвой. Тот отвечает, что у старца много воспоминаний, поскольку молодость его была насыщенной, а вот Григорию приходится с юных лет скитаться по кельям и монастырям. Старец говорит, что ему не о чем печалиться, и дает совет не горевать из-за раннего ухода из мира. Пимен вспоминает, что он многим насладился в молодости, но изведал истинное блаженство, лишь когда пришел в монастырь. Старец вспоминает о различных царях, которые меняли на монашеский клобук царский венец тогда, когда он становился тяжел им. Пимен сокрушается о том, что, назвав цареубийцу владыкой, люди прогневили бога.

Пимен вспоминает о смерти Дмитрия

Григорий спрашивает Пимена о смерти Дмитрия, маленького царевича. Тот снова погружается в воспоминания и говорит, что находился в Угличе во время его убийства. Он побежал вместе с другими на площадь, на которой лежал зарезанный царевич. Вслед трем убийцам бросился народ и привел их к трупу младенца. Произошло чудо - тот затрепетал. Завопил народ, чтобы покаялись убийцы. Они же, раскаявшись под топором палача, назвали имя Годунова.

Интересуется Григорий, каких лет был убитый царевич. Старец отвечает, что сейчас он был бы с Григорием одних лет.

Григорий Отрепьев бежит из монастыря

Игумен монастыря докладывает в палатах патриарху о том, что Отрепьев Григорий три дня как сбежал. Тот произносит вслух его слова о том, что Григорий будет в Москве царем, приказывает его поймать и сослать на вечное покаяние в Соловецкий монастырь.

Борис рассказывает о своем правлении

В царских палатах два стольника разговаривают о запершемся у себя в опочивальне с очередным колдуном царе. Они уходят, выходит Борис. Годунов рассказывает о том, что он достиг своей высшей власти, царствует спокойно уже шестой год. Но не веселит его такая жизнь. Он хотел славой и довольствием успокоить народ, однако решил эти помыслы оставить. Для черни ненавистна живая власть, любить они умеют лишь мертвых. Годунов накормил во время голода народ, дал работу людям - они же лишь проклинали его. После пожара, истребившего их дома, Борис приказал построить новые, а люди попрекали его этим же пожаром. Царь хотел осчастливить браком дочь, но смерть унесла ее жениха. Вновь молва стала упрекать Годунова за вдовство дочери. Лишь одна совесть может успокоить среди мирских печалей, считает царь.

Отрепьева разыскивают

На Литовской границе, в корчме сидят Варлаам и Мисаил, бродяги-чернецы. С ними в мирской одежде находится Отрепьев. Они мирно разговаривают, едят и пьют. Григорий здесь узнает от своей хозяйки, что повсюду расставлены заставы, так как ищут беглого. Появляются приставы, оглашают царский указ о поимке Григория Отрепьева. Тот вызвался его зачитать, сообщив, что владеет грамотой. Он пытается свести указанные на бумаге приметы к приметам Варлаама. Но тот также обучен грамоте и раскрывает хитрость Отрепьева. В указе - приметы Григория. Беглый преступник достает кинжал, перед ним все расступаются. Григорий бросается в окно, за ним бегут приставы.

До Москвы доходят слухи о том, что Дмитрий жив

В доме Шуйского в Москве узнают о том, что царевич Дмитрий, по слухам, жив. Ксения, дочь Годунова, плачет в царских палатах об умершем женихе. Сын ее чертит географическую карту. Семен Годунов с докладом приходит к царю. Тот просит дочь удалиться. Борису докладывают о собрании, произошедшем в доме Шуйского, а также о том, что сам он здесь. Шуйский, войдя, сообщает царю о том, что самозванец объявился в Кракове, а король и все паны - на его стороне. Он направляется к литовской границе. Царь спрашивает Шуйского, правда ли, что в Угличе убит был царевич Дмитрий, не могло ли быть подмены. Тот успокаивает Бориса, говоря, что это исключено.

Люди славят Дмитрия

В доме Вишневецкого, в Кракове, самозванец беседует с представителями знати, умело находя к каждому собеседнику подход. Поэт в конце беседы преподносит стихи Отрепьеву, он получает также перстень в подарок. Все готовы отправиться в поход. В честь Дмитрия звучат здравицы.

Мнишек и Вишневецкий говорят в замке о том, что самозванец занят лишь дочерью воеводы, Мариной. Мнишек говорит, что советовал девушке не упускать Дмитрия, и он попался в ее сети.

Свидание Григория и Марины

У фонтана ночью происходит свидание Григория и Марины. Отрепьев открывает ей свою тайну. Девушка заявляет в гневе, что тот ее недостоин, когда лишь из любви сознался, что он беглый монах. Она не может свою судьбу соединить с человеком, который так ветрено открыл собственный позор. Девушка угрожает самозванцу раскрыть его тайну. Тот говорит, что не боится. Она - только польская дева, а он в глазах людей - русский царевич. Марина говорит, что наконец слышит речь мужа, а не мальчика. Она посылает Григория скорее стать царем в Кремле. Самозванец выступает. С ним - Курбский.

Боярская дума

Последние события обсуждаются в Боярской думе. Возмущаются бояре, что расстрига дерзает писать государю угрозы. Басманов клянется, что скоро преступник будет наказан.

Дальнейшие события отражает написанное нами краткое содержание. Бориса Годунова посещает мысль о том, что необходимо создать войско и усмирить в народе смутные мысли. Патриарх предлагает святые мощи убитого младенца перевезти в Кремль из Углича, чтобы народ увидел истину. Но Шуйский против. Он предлагает выйти к народу самому. Бояре хвалят Шуйского.

Победа и поражение Лжедмитрия

Дмитрий одерживает первую победу возле Новгород-Северского. В церквях Москвы ему объявляют анафему, а в Севске он допрашивает пленного о настроениях в столице. Сражение назначено на завтра.

Лжедмитрий на следующий день терпит поражение. Однако он вскоре опять собирает войско и угрожает царю. Вновь находится под угрозой Борис Годунов. Краткое содержание произведения Пушкина познакомит вас далее с тем, что произошло в конце концов с Борисом.

Борис Годунов умирает

Царь в Москве хочет назначить воеводой Басманова, несмотря на его низкое происхождение. Вдруг чувствует себя плохо Борис Годунов. Пушкин, краткое содержание произведения которого вы читаете, рассказывает о следующих событиях. Царь просит оставить сына с ним. Он прощается, благословляет его на царствование и говорит, что ответит Богу за все грехи. Берет клятву с Басманова и бояр в том, что они будут служить Федору, царь Борис Годунов.

На Лобном месте в Москве Пушкин призывает людей признать Димитрия царевичем. Он говорит, что Басманов свои полки привел к присяге. Восхваляя Димитрия, народ несется во дворец для того, чтобы убить "борисова щенка".

Ксения и Федор отравили себя ядом

Дом Годунова под стражей. У окна его дети - Ксения и Федор. Некоторые их жалеют, но другие считают, что недалеко падает яблоко от яблони. Люди узнают через некоторое время, что они отравили себя ядом. Мосальский спрашивает народ, почему он молчит. Следует восхвалять Димитрия Ивановича. Однако безмолвствует народ.

Так заканчивается произведение "Борис Годунов" (Пушкин). Краткое содержание знакомит читателя лишь с основными событиями этой пьесы. Конечно, Александра Сергеевича пересказывать очень сложно, поскольку практически каждое его произведение распадается на цитаты. Значим каждый эпизод. Это относится и к такой пьесе, как "Борис Годунов". Очень краткое содержание ее мы постарались представить, но рекомендуем читателю все-таки ознакомиться с оригиналом.

Красная площадь

Дьяк Щелкалов объявляет собравшемуся народу решение бояр: завтра утром всё московское население во главе с патриархом должно идти к монастырю, где поселился Борис, и вновь уговаривать его занять престол.

Борис Годунов

Девичье поле, Новодевичий монастырь

Понукаемый боярами народ собирается у кельи Годунова в Новодевичьем монастыре. Бояре идут к Борису и вскоре торжественно объявляют: он всё же согласился принять трон. Толпа поневоле изображает вид радости.

Кремлёвские палаты

В Кремле проходит церемония помазания Годунова на царство. Боярин Воротынский пытается вновь заговорить с Шуйским об убийстве царевича Дмитрия, но его лукавый собеседник теперь притворяется, что ничего про это не знает.

Ночь. Келья в Чудовом монастыре

Престарелый инок-летописец Пимен оканчивает книгу своих сказаний. Рядом с ним просыпается молодой монах Григорий Отрепьев , который видел странный сон: он, якобы, по крутой лестнице взобрался на башню, с которой можно обозревать всю Москву. Но народ внизу указывал на него со смехом, и Григорий стремглав упал со страшной высоты. Отрепьев просит, чтобы Пимен поведал ему про свою бурную молодость, когда он участвовал в Казанских походах и Ливонской войне Ивана Грозного , видел его опричников . Пимен рассказывает Григорию не только об этом, но и об убийстве в Угличе царевича Дмитрия, свидетелем которого он являлся. Отрепьев узнаёт, что Дмитрий был ровесником ему. Мечтая о бурной, славной жизни, он решает использовать это обстоятельство против Бориса Годунова.

Палаты патриарха

Игумен Чудова монастыря докладывает патриарху, что монах Отрепьев бежал из обители, оставив странную записку: «Буду царём на Москве». Патриарх повелевает изловить беглеца и сослать на Соловки.

Царские палаты

Два стольника беседуют друг с другом о том, что процарствовавший уже шесть лет царь Борис стал часто запираться с гадателями и ворожеями. Ушедших стольников сменяет сам Годунов с монологом, где признаётся: власть не принесла ему счастья. Несмотря на многие благодеяния народу, он не снискал ничьей любви . Даже добрые его поступки люди объясняют тайными злыми намерениями. Борис знает: подданные догадываются, что он проложил себе путь к трону убийством невинного Дмитрия. Этот смертный грех не даёт ему покоя: в глазах то и дело встают кровавые мальчики.

Корчма на литовской границе

Отрепьев, странствуя с пожилыми монахами Мисаилом и Варлаамом, подходит к границе с Литвой. Хозяйка стоящей здесь корчмы сообщает, что все заставы впереди перекрыты: стражники ловят какого-то беглеца из Москвы. Сообразив, что речь идёт о нём самом, Григорий узнаёт у хозяйки окольный путь в Литву.

Как раз в этот момент входят два пристава, которые ищут еретика Отрепьева. У них есть и царский указ с приметами преступника, однако по неграмотности приставы не могут его прочесть.

Григорий берёт у них бумагу и читает её вслух, переиначивая смысл. По его описанию оказывается, что беглый еретик очень похож на Варлаама. Стражники собираются уже хватать того, но Варлаам выхватывает указ у Отрепьева и читает подлинный текст, где перечисляются приметы Григория. Отрепьев быстро выскакивает в окно.

Москва. Дом Шуйского

Пир в доме Василия Шуйского. Гости поднимают тосты за здравие царя Бориса Годунова. Но когда приглашённые расходятся, Шуйский уединяется с боярином Пушкиным и ведёт с ним совсем иные речи. Пушкин рассказывает: его племянник Гаврила написал из Кракова, что в Польше появился человек, который выдаёт себя за чудесно спасшегося царевича Дмитрия . Он нашёл себе почётный приём вначале у пана Вишневецкого, а потом у самого короля, обворожил всех умом, приветливостью и ловкостью. Пушкин и Шуйский сходятся на том, что если этот Дмитрий двинется в Россию добиваться «отцовского» престола, Годунову придётся несладко. Незнатный выскочка Борис побросал в тюрьмы людей из знатнейших родов – и тем снискал в этой среде сильную ненависть.

Царские палаты

Близкий родственник, Семён Годунов, извещает царя Бориса о доносах: к Пушкину приезжал гонец из польского Кракова, а потом он и Шуйский, запершись вдвоём после вечернего пира, долго беседовали наедине. Борис собирается послать за Шуйским, но тот является к нему сам и передаёт слух о появлении в Польше Дмитрия. Потрясённый Годунов велит выставить войска на всех пограничных заставах. Шуйский, некогда ведший следствие по делу о гибели царевича в Угличе, уверяет Бориса, что тот никак не мог остаться в живых. После его ухода Годунов в страшном волнении восклицает: «Так вот зачем тринадцать лет мне сряду всё снилося убитое дитя!»

Мусоргский. Борис Годунов. Монолог Бориса

Краков. Дом Вишневецкого

Самозванец готовит поход в Россию. В краковском доме магната Вишневецкого вокруг него собирается множество сторонников. Кроме Гаврилы Пушкина сюда прибывают сын знаменитого изгнанника Андрея Курбского , опальные беглецы от Годунова из Москвы во главе с Хрущовым, атаман Карела с донскими казаками. Польские поэты подносят Лжедмитрию хвалебные стихи. Предприятие благословляет католическое духовенство, которому Самозванец обещает подчинить русскую церковь папе.

Замок воеводы Мнишка в Самборе

На балу в замке польского воеводы Мнишка Отрепьев увлекается его дочерью, Мариной . Во время танцев холодная, расчётливая Марина назначает ему свидание в аллее лип у фонтана.

Ночь. Сад. Фонтан

На свидании в саду Григорий молит, чтобы Марина отдала ему свою руку. В приступе откровенности Отрепьев признаётся Марине: он не сын Ивана Грозного, а безвестный бедняк, ради честолюбивых замыслов покинувший монашескую келью. Крайне раздосадованная этим гордячка хочет отвергнуть Лжедмитрия и даже грозит разоблачить его. Но Отрепьев в запальчивости говорит, что словам Марины никто не придаст значения: королю и шляхтичам безразлично, истинный он царевич или нет; им нужен лишь предлог для вторжения в Россию. Марине нравится дерзость Самозванца. Она обещает ответить на его любовь, но торопит скорее начать войну и отнять московский трон у Годунова.

Граница литовская (1604 года, 16 октября)

Самозванец и князь Курбский во главе своих отрядов переходят границу России и Литвы .

Царская дума

Царь Борис, патриарх и бояре обсуждают весть о вторжении в Россию армии Самозванца. Отправляемый против него воевода Басманов обещает привезти пленного Лжедмитрия в Москву в железной клетке. Патриарх считает нужным поскорее рассеять в народе молву о том, что царевич Дмитрий спасся от смерти. Он советует привезти из Углича в Москву гроб с мощами Дмитрия и выставить его в Архангельском соборе. При этих словах Борис Годунов бледнеет, с лица его капает пот. Царя выручает льстивый Шуйский: он советует не привозить гроба в Москву, чтобы не оживлять толков о судьбе царевича.

Равнина близ Новгорода-Северского (1604 года, 21 декабря)

В первой битве с Лжедмитрием у Новгорода-Северского русские войска бегут. Тщетно пытаются остановить их наёмные иноземные командиры, состоящие на службе у Годунова.

Площадь перед собором в Москве

На торжественной службе в Соборе духовенство предаёт анафеме еретика Гришку Отрепьева. Но многие в Москве верят, что тот, кого называют Самозванцем, – настоящий царевич. Малые дети у собора насмехаются над юродивым Николкой. Когда после службы из храма выходит царь Борис, Николка просит, чтобы он «велел зарезать их, как зарезал маленького царевича». Потрясённый Годунов не в силах возразить и лишь просит юродивого молиться за себя.

Севск

Под городом Севском Лжедмитрий расспрашивает русского пленника Рожнова, о том, что происходит в Москве. Рожнов рассказывает: все там недовольны, что Годунов держит у себя на службе множество шпионов и доносчиков. Про Лжедмитрия же говорят: он хоть и вор, но молодец. Отрепьев, услышав это, смеётся. Хотя против него двинута большая армия, тысяч в пятьдесят, Самозванец из удали даёт приказ своим 15 тысячам вступить в сражение с нею.

Лес

Этот бой оканчивается разгромом Лжедмитрия. С трудом спасшись, он, Гаврила Пушкин и горсть сопровождающих скрываются в лесу и думают скакать оттуда в Рыльск.

Москва. Царские палаты

Воевода Басманов рассказывает Годунову, что Самозванец собрал новую армию и занял города Путивль и Кромы. Борис собирается, устранив обычай местничества , сделать незнатного Басманова главнокомандующим. Царь уходит принимать иноплеменных гостей, но через некоторое время вбежавшие люди извещают Басманова: с Годуновым прямо на троне сделался удар. Бориса выносят на стуле. Умирая, он даёт сыну и наследнику Фёдору наставления, как править царством, умоляет бояр быть верными ему.

Ставка

К прибывшему на войну Басманову приезжает посланный Лжедмитрием Гаврила Пушкин, склоняя его изменить юному Фёдору Годунову и перейти на сторону Самозванца. За это Отрепьев обещает сделать его вторым после себя человеком в государстве. Басманов вначале отвергает уговоры, но потом задумывается: повсюду растёт измена – и стоит ли ждать, когда вскоре взбунтовавшиеся солдаты свяжут его и выдадут «царевичу»?

Лобное место

Гаврила Пушкин приезжает в Москву и с Лобного места держит речь перед горожанами. Он рассказывает, что армия Басманова соединилась с «царевичем Дмитрием» . Зачем теперь москвичам хранить верность наследнику Годунова, царя, который недавно угнетал их опалами, шпионством и тяжкими поборами? Лучше послать гонцов к «законному владыке» и поцеловать ему крест!

Народ, зашумев, толпой несётся в царские палаты «вязать Борисова щенка».

Кремль. Дом Борисов. Стража у крыльца

Народ толпится у дома в Кремле, где заперт арестованный сын Бориса, Фёдор Годунов, с сестрой Ксеньей и матерью Марией (дочерью Малюты Скуратова). Некоторые жалеют узников, но другие не хотят сострадать отпрыскам царя-злодея. Появляются и идут в дом Голицын, Мосальский, Молчанов и Шерефединов с тремя стрельцами. Люди у порога гадают о цели их визита.

Из дома вдруг начинают доноситься крики. Когда они затихают, дверь отворяется и вышедший Мосальский возглашает: «Мария Годунова и сын ее Феодор отравили себя ядом. Кричите: да здравствует царь Димитрий Иванович!» Охваченный ужасом народ безмолвствует.

План пересказа

1. Царевич Дмитрий убит, Борис Годунов отказывается принять власть.
2. Народ умоляет Бориса стать царем, и он внимает этим мольбам.
3. Разговор Григория Отрепьева и отца Пимена.
4. Побег Григория из монастыря.
5. Выходит царский указ о поимке беглого монаха.
6. Московская знать узнает о появлении в Кракове царевича Дмитрия и подозревает, что это самозванец.
7. Григорий Отрепьев, выдавая себя за Дмитрия, получает поддержку поляков.
8. Он влюбляется в Марину Мнишек и открывает ей, что он самозванец.
9. Войска под предводительством Лжедмитрия одерживают победы над русскими войсками.
10. Царь Борис внезапно умирает, завещая власть Федору.
11. Среди бояр смятение. Некоторые хотят установления власти Лжедмитрия.
12. Легенда о якобы чудесно спасшемся царевиче Дмитрии.
13. Мосальский сообщает о самоубийстве Марии Годуновой и ее сына.
14. Народ безмолвствует в ответ на предложение бояр радоваться возвращению царевича Дмитрия Ивановича.

Пересказ

КРЕМЛЕВСКИЕ ПАЛАТЫ (1598 г., 20 февраля). Князья Шуйский и Воротынский разговаривают о Борисе, который заперся в монастыре с сестрою и отказывается от «благословения на державу». Все его уговаривают: и патриарх, и бояре, и народ. Оба горюют о зря убитом маленьком царевиче Димитрии, если Годунов отказывается от престола. Они почти уверены в том, что злодеяние совершено по его приказанию. Но «царь на все глядел глазами Годунова, всему внимал ушами Годунова». Шуйский поражается тому, что «Вчерашний раб, татарин, зять Ма-люты, / Зять палача и сам в душе палач, / Возьмет венец и бармы Мономаха...» Потом думают, что и они могли бы взойти на престол. Они ведь князья «Природные, и Рюриковой крови». Видят в окно, что народ разошелся. Наверное, что-то произошло.

КРАСНАЯ ПЛОЩАДЬ. Народ волнуется: «О, Боже мой, кто будет нами править? О горе нам!» Потом выходит дьяк Щелка-нов и говорит: «Завтра опять "Мы все пойдем молить царицу вновь, / Да сжалится над сирою Москвою / И на венец благословит Бориса"».

ДЕВИЧЬЕ ПОЛЕ. НОВОДЕВИЧИЙ МОНАСТЫРЬ. Народ шумит, прислушивается к тому, что творится в монастыре. Поднимается вой и плач: «Ах, смилуйся, отец наш! властвуй нами! Будь наш отец, наш царь!», а одна баба бросает своего ребенка на землю, чтобы тот плакал. Одни плачут, другие выжимают из себя слезы. Потом вдруг народ восклицает: «Венец над ним! он царь! он согласился!»

КРЕМЛЕВСКИЕ ПАЛАТЫ. Новый царь говорит, что принял власть «со страхом и смиреньем». Потом все собираются поклониться гробам «почиющих властителей России» и устроить пир. И бояре с Борисом уходят. Остаются Шуйский и Воротынский. Воротынский напоминает Шуйскому об их разговоре насчет того, что они могли бы взбунтовать народ и сами взяться за царствование. Шуйский, «хитрый царедворец», отказывается.

НОЧЬ. КЕЛЬЯ В ЧУДОВОМ МОНАСТЫРЕ (1603 г.). Отец Пимен заканчивает свою летопись, Григорий спит. Потом просыпается встревоженный и повествует свой сон: «Мне снилося, что лестница крутая / Меня вела на башню; с высоты. / Мне виделась Москва, что муравейник; / Внизу народ на площади кипел / И на меня указывал со смехом,.. / И три раза мне снился тот же сон». Пимен успокаивает его, говоря, что дело все в его молодой крови, рассказывает ему, что он видел за все годы, покуда писал летопись. А Григорий интересуется смертью Димитрия-царевича, поскольку Пимен был в то время в Угличе.

Пимен рассказывает: «Привел меня Бог видеть злое дело, / Кровавый грех... Наутро в час обедни / Вдруг слышу звон, ударили в набат, / Крик, шум. Бегут на двор царицы. / Я спешу туда ж -а там уже весь город. / Гляжу: лежит зарезанный царевич; / А тут народ, остервеняеь, волочит безбожную предательницу-мамку... / Вдруг меж их, свиреп, от злости бледен, является Иуда Битяговский...» Пимен гасит лампаду, а Григорий про себя: «Борис, Борис! все пред тобой трепещет, / Никто тебе не смеет и напомнить / О жребии несчастного младенца... / Не уйдешь ты от суда мирского, как не уйдешь от Божьего суда».

ПАЛАТЫ ПАТРИАРХА. Игумен Чудова монастыря докладывает о том, что из монастыря сбежал Григорий Отрепьев, который был поручен отцу Пимену. «Он был весьма грамотен: читал наши летописи, сочинял каноны святым...» Патриарх в бешенстве: «Уж эти мне грамотеи! что еще выдумал! буду царем на Москве! Ах, он сосуд диавольский!.. Поймать и сослать на вечное покаяние!»

ЦАРСКИЕ ПАЛАТЫ. Один стольник другому говорит, что царь заперся с каким-то колдуном. Входит царь: «Достиг я высшей власти; / Шестой уж год я царствую спокойно. Но счастья нет в моей душе... / Предчувствую небесный гром и горе... Я думал свой народ / В довольствии, во славе успокоить, / Щедротами любовь его снискать - / Но отложил пустое попеченье: / Живая власть для черни ненавистна, / Они любить умеют только мертвых». Бориса Годунова мучает совесть за убийство царевича.

КОРЧМА НА ЛИТОВСКОЙ ГРАНИЦЕ. Григорий Отрепьев в облике мирянина в доме у хозяйки вместе с бродягами-чернецами Михаилом и Варлаамом. Бродяги просят мирянина выпить с ними вина, тот отказывается. Григорий интересуется у хозяйки: «А далече ли до Луевых гор?» Хозяйка отвечает, что недалеко, но пройти к ним будет сложно, так как везде «заставы царские да сторожевые приставы».

Мимо избы идут приставы, самозванец волнуется, хочет спрятаться, да негде. Приставы входят, спрашивают у всех, кто кем является, достают царский указ о поимке Гришки Отрепьева. Приставы подозревают, что беглец — Мисаил. Просят кого-нибудь из грамотных прочитать указ, Григорий отзывается и читает: «Чудова монастыря недостойный чернец Григорий... впал в ересь и дерзнул, наученный диаволом, возмущать святую братию всякими соблазнами и беззакониями... царь повелел изловить его...» Приставы добавляют: «И повесить».

Потом Григорий начинает описывать внешность Мисаила, как будто это написано в указе. Тут Варлаам, перепугавшись, вспоминает грамоту: «Я давно не читывал и худо разбираю, а тут уж разберу, как дело до петли доходит... А лет ему от роду двадцать... А ростом он мал, грудь широкая, одна рука короче другой, глаза голубые, волоса рыжие, на щеке бородавка, на лбу другая». Все смотрят на Григория, тот вынимает кинжал, а потом бросается в окно, приставы за ним.

МОСКВА. ДОМ ШУЙСКОГО. В доме ужин и множество гостей, все поднимают бокалы за государя. Потом все уходят, остаются хозяин дома и Афанасий Михайлович Пушкин. Пушкин говорит: «Странную племянник пишет новость. Сын Грозного... / По манию Бориса убиенный... Димитрий жив». Шуйский удивляется, Афанасий Михайлович продолжает: «Да слышно, он умен, приветлив, ловок, / По нраву всем. Московских беглецов / Обворожил. Латинские попы с ним заодно. / Король его ласкает / И, говорят, подмогу обещал». Шуйский уверен, что это самозванец.

ЦАРСКИЕ ПАЛАТЫ. Царевич Феодор чертит географическую карту, Ксения, царевна, тоскует по убиенному царевичу. Входит царь, а через некоторое время — Семен Годунов. Он провожает Ксению с мамкой в свои покои и сообщает, что прибыл гонец Пушкина из Кракова и что Пушкин после этого уже разговаривал с Шуйским. Царь приказывает гонца схватить, а за Шуйским послать.

Входит Шуйский, докладывает, «Что в Кракове явился самозванец / И что король и паны за него». Государь не понимает, тогда Василий Шуйский продолжает: «Конечно, царь: сильна твоя держава... / Но знаешь сам: бессмысленная чернь изменчива, мятежна, суеверна... / Для истины глуха и равнодушна, / А баснями питается она... / Так если сей неведомый бродяга / Литовскую границу перейдет, / К нему толпу безумцев привлечет / Димитрия воскреснувшее имя».

Царь в бешенстве. Он провожает за дверь царевича Феодора и спрашивает, был ли по правде убит царевич Димитрий или произошла подмена? Шуйский искренне отвечает, что он сам видел его труп в соборе. Годунов успокаивается и просит его удалиться, а сам переводит дух: «Я чувствовал: вся кровь моя в лицо мне кинулась — и тяжко опускалась... / Так решено: не окажу я страха, — / Но презирать не должно ничего. / Ох, тяжела ты, шапка Мономаха!»

КРАКОВ. ДОМ ВИШНЕВЕЦКОГО. Григорий уверен, что русский народ его поддержит, а pater Черниковский благословляет его. Входит толпа русских и поляков. Самозванец говорит всем: «Товарищи! мы выступаем завтра / Из Кракова. Я, Мнишек, у тебя / Остановлюсь в Самборе на три дня... / Прелестную Марину я надеюсь увидеть там... / Сыны славян, я скоро поведу / В желанный бой дружины ваши грозны». Потом у него «просят меча и службы» Курбский, Хрущев, Карела, казак с Дона, присланный от вольных атаманов.

ЗАМОК ВОЕВОДЫ МНИШЕКА В САМБОРЕ. Мнишек и Вишневецкий говорят, что мнимый Димитрий влюбился в Марину Мнишек (дочь Мнишека) и что, кроме нее, никого не видит. Отец радуется за дочь, ведь он и не думал, что она будет царицей: «Я только ей промолвил: ну, смотри! / Не упускай Димитрия!., и вот / Все кончено. Уж он в ее сетях». Марина во время танца тихо назначает Димитрию свидание в аллее у фонтана. Некие дама и кавалер обсуждают их. Кавалер: «Что в ней нашел Димитрий?.. Да, мраморная нимфа: глаза, уста без жизни, без улыбки...»

НОЧЬ. САД. ФОНТАН. Самозванец трепетно ждет Марину: «Мне вечная неволя угрожала, / За мной гнались - я духом не смутился... / Но что ж теперь теснит мое дыханье?»

Появляется Марина, она холодна: «Я требую, чтоб ты души своей / Мне тайные открыл теперь надежды, / Намеренья и даже опасенья...» Димитрию не до этого, он хочет забыть обо всех трудностях и опасностях в объятиях девушки. Марина напоминает ему: «Стыдись; не забывай / Высокого, святого назначенья: / Тебе твой сан дороже должен быть...» Самозванец начинает сомневаться в чувствах Марины: «Не говори, что сан, а не меня / Избрала ты... Нет! полно: / Я не хочу делиться с мертвецом. / Нет, полно мне притворствовать!.. / твой Димитрий давно погиб, зарыт - и не воскреснет... / я бедный черноризец... Что скажешь ты, / надменная Марина?»

Димитрий падает на колени перед ней. Марина гневно просит встать «бедного самозванца». И он дает зарок: «Клянусь тебе, что сердца моего / Ты вымучить одна могла признанье. / Клянусь тебе, что никогда, нигде... / Сих тяжких тайн не выдаст мой язык». Марина его пугает, говорит, что сама откроет тайну. Самозванец, переступая через чувства: «Не мнишь ли ты, что я тебя боюсь? / Что более поверят польской деве, / Чем русскому царевичу?.. / Димитрий я иль нет — что им за дело? / Но я предлог раздоров и войны,... и тебя, / Мятежница! поверь, молчать заставят». Марина отвечает: «Наконец я слышу речь не мальчика, но мужа... / Но - слышит Бог - .../ Пока тобой не свержен Годунов, / Любви речей не буду слушать я».

ГРАНИЦА ЛИТОВСКАЯ (1604 г.). Курбский радуется русской границе: «Святая Русь, Отечество! / Я твой! Чужбины прах с презреньем отряхаю...» Самозванец идет с поникшей головой: «Как счастлив он! как чистая душа / В нем радостью и славой разыгралась...» Полки скачут вперед через границу.

ЦАРСКАЯ ДУМА. Царь посылает Трубецкого и Басманова «смирить безумца». Патриарх благословляет его. Потом рассказывает тайну, которую ему поведал старец в год, когда Годунов взошел на трон. В «младых летах» старец ослеп, затем долго и напрасно лечился. Но однажды, когда он уже привык к своей | слепоте, ему во сне явился голос царевича Димитрия, который сказал: «Встань, дедушка, поди / Ты в Углич-град, в собор Преображенья; / Там помолись ты над моей могилкой, / Бог милостив... Царь небесный / Приял меня в лик ангелов своих, / И я теперь великий чудотворец!» И когда старец пришел туда и помолился перед гробом, он прозрел. Патриарх посоветовал перенести святые мощи в Кремль. Общее смущение, царь отирает лицо платком и соглашается.

РАВНИНА БЛИЗ НОВГОРОДА-СЕВЕРСКОГО (1604 г., 21 декабря). Битва между «самозванским» и «царским» войсками. Димитрий побеждает: «Довольно: щадите русскую кровь. Отбой!».

ПЛОЩАДЬ ПЕРЕД СОБОРОМ В МОСКВЕ. Народ ждет царя. Мальчишки смеются над юродивым. Потом царь выходит из собора, вокруг него бояре. Царь приказывает подать милостыню юродивому. Юродивый кричит: «Борис, Борис! Ни-колку маленькие дети обижают. Вели их зарезать, как зарезал ты маленького царевича». Царь просит его помолиться за его душу, юродивый отказывается: «...молиться за царя Ирода -Богородица не велит».

СЕВСК. Войска самозванца схватили пленника. Димитрий допрашивает его, спрашивает о Годунове, о Москве. Тот отвечает: «...о тебе / Там говорить не слишком нынче смеют. / Кому язык отрежут, а кому / И голову...» Димитрий назначает бой на завтра. Многие сомневаются в успехе, так как царских войск больше.

ЛЕС. Все войско Лжедимитрия «побито в прах». Царевичу предлагают бежать.

МОСКВА. ЦАРСКИЕ ПАЛАТЫ. Царь сетует на то, что побежденный Лжедимитрий снова угрожает ему. Он хочет послать Басманова командовать царской дружиной. Царь уходит принимать «иноплеменных», просит Басманова подождать его. Через некоторое время бегут бояре: «Царь занемог... Царь умирает!.. На троне он сидел и вдруг упал — / Кровь хлынула из уст и из ушей». Царя выносят на стуле. Борис просит оставить с ним только царевича: «...я достиг верховной власти... чем? / Не спрашивай. Довольно: ты невинен, / Ты царствовать теперь по праву станешь. / Я, я за все один отвечу Богу...» Он советует сыну мудро управлять страной. Требует, чтобы бояре поклялись служить «усердием и правдой» Феодору. Начинается обряд пострижения Бориса. Он умирает.

СТАВКА. Басманов вводит Пушкина. Пушкин призывает пойти под власть Лжедимитрия. Басманов стоит за юного царя и отказывается. Пушкин уходит. Басманов переживает: «Он прав, он прав; везде измена зреет — / Что делать мне? Ужели буду ждать, / Чтоб и меня бунтовщики связали / И выдали Отрепьеву? Не лучше ль / Предупредить разрыв потока бурный / И самому... Но изменить присяге! / Но заслужить бесчестье в род и род!». Задумывается и, наконец, принимает решение: «Коня! трубите сбор».

ЛОБНОЕ МЕСТО. Пушкин сообщает народу: «Московские граждане, / Вам кланяться царевич приказал. / Вы знаете, как промысел небесный / Царевича от рук убийцы спас; / Он шел казнить злодея своего, / Но Божий суд уж поразил Бориса. / Димитрию Россия покорилась; / Басманов сам с раскаяньем усердным / Свои полки привел ему к присяге... / Подымите вы руку на царя / Законного, на внука Мономаха?» Народ послушен. Крики: «Да здравствует Димитрий, наш отец!., вязать Борисова щенка! Да гибнет род Бориса Годунова!»

КРЕМЛЬ. ДОМ БОРИСОВ. Стража у крыльца. Нищий просит милостыню у Феодора, тот отвечает: «Поди, старик, я беднее тебя, ты на воле». Кто-то из народа жалеет пленную семью Годунова, кто-то проклинает. Ксения в страхе замирает. В дом Бориса входят Голицын, Мосальский, Молчанов, Шерефединов, за ними стрельцы. Слышится шум в доме, женский крик. Мосальский является на крыльце и говорит народу: «Мария Годунова и сын ее Феодор отравили себя ядом. Мы видели их мертвые трупы». Народ в ужасе молчит. Мосальский продолжает: «Что ж вы молчите? кричите: да здравствует царь Димитрий Иванович!» Народ безмолвствует.

План пересказа

1. Царевич Дмитрий убит, Борис Годунов отказывается принять власть.
2. Народ умоляет Бориса стать царем, и он внимает этим мольбам.
3. Разговор Григория Отрепьева и отца Пимена.
4. Побег Григория из монастыря.
5. Выходит царский указ о поимке беглого монаха.
6. Московская знать узнает о появлении в Кракове царевича Дмитрия и подозревает, что это самозванец.
7. Григорий Отрепьев, выдавая себя за Дмитрия, получает поддержку поляков.
8. Он влюбляется в Марину Мнишек и открывает ей, что он самозванец.
9. Войска под предводительством Лжедмитрия одерживают победы над русскими войсками.
10. Царь Борис внезапно умирает, завещая власть Федору.
11. Среди бояр смятение. Некоторые хотят установления власти Лжедмитрия.
12. Легенда о якобы чудесно спасшемся царевиче Дмитрии.
13. Мосальский сообщает о самоубийстве Марии Годуновой и ее сына.
14. Народ безмолвствует в ответ на предложение бояр радоваться возвращению царевича Дмитрия Ивановича.

Пересказ

КРЕМЛЕВСКИЕ ПАЛАТЫ (1598 г., 20 февраля). Князья Шуйский и Воротынский разговаривают о Борисе, который заперся в монастыре с сестрою и отказывается от «благословения на державу». Все его уговаривают: и патриарх, и бояре, и народ. Оба горюют о зря убитом маленьком царевиче Димитрии, если Годунов отказывается от престола. Они почти уверены в том, что злодеяние совершено по его приказанию. Но «царь на все глядел глазами Годунова, всему внимал ушами Годунова». Шуйский поражается тому, что «Вчерашний раб, татарин, зять Ма-люты, / Зять палача и сам в душе палач, / Возьмет венец и бармы Мономаха...» Потом думают, что и они могли бы взойти на престол. Они ведь князья «Природные, и Рюриковой крови». Видят в окно, что народ разошелся. Наверное, что-то произошло.

КРАСНАЯ ПЛОЩАДЬ. Народ волнуется: «О, Боже мой, кто будет нами править? О горе нам!» Потом выходит дьяк Щелка-нов и говорит: «Завтра опять "Мы все пойдем молить царицу вновь, / Да сжалится над сирою Москвою / И на венец благословит Бориса"».

ДЕВИЧЬЕ ПОЛЕ. НОВОДЕВИЧИЙ МОНАСТЫРЬ. Народ шумит, прислушивается к тому, что творится в монастыре. Поднимается вой и плач: «Ах, смилуйся, отец наш! властвуй нами! Будь наш отец, наш царь!», а одна баба бросает своего ребенка на землю, чтобы тот плакал. Одни плачут, другие выжимают из себя слезы. Потом вдруг народ восклицает: «Венец над ним! он царь! он согласился!»

КРЕМЛЕВСКИЕ ПАЛАТЫ. Новый царь говорит, что принял власть «со страхом и смиреньем». Потом все собираются поклониться гробам «почиющих властителей России» и устроить пир. И бояре с Борисом уходят. Остаются Шуйский и Воротынский. Воротынский напоминает Шуйскому об их разговоре насчет того, что они могли бы взбунтовать народ и сами взяться за царствование. Шуйский, «хитрый царедворец», отказывается.

НОЧЬ. КЕЛЬЯ В ЧУДОВОМ МОНАСТЫРЕ (1603 г.). Отец Пимен заканчивает свою летопись, Григорий спит. Потом просыпается встревоженный и повествует свой сон: «Мне снилося, что лестница крутая / Меня вела на башню; с высоты. / Мне виделась Москва, что муравейник; / Внизу народ на площади кипел / И на меня указывал со смехом,.. / И три раза мне снился тот же сон». Пимен успокаивает его, говоря, что дело все в его молодой крови, рассказывает ему, что он видел за все годы, покуда писал летопись. А Григорий интересуется смертью Димитрия-царевича, поскольку Пимен был в то время в Угличе.

Пимен рассказывает: «Привел меня Бог видеть злое дело, / Кровавый грех... Наутро в час обедни / Вдруг слышу звон, ударили в набат, / Крик, шум. Бегут на двор царицы. / Я спешу туда ж -а там уже весь город. / Гляжу: лежит зарезанный царевич; / А тут народ, остервеняеь, волочит безбожную предательницу-мамку... / Вдруг меж их, свиреп, от злости бледен, является Иуда Битяговский...» Пимен гасит лампаду, а Григорий про себя: «Борис, Борис! все пред тобой трепещет, / Никто тебе не смеет и напомнить / О жребии несчастного младенца... / Не уйдешь ты от суда мирского, как не уйдешь от Божьего суда».

ПАЛАТЫ ПАТРИАРХА. Игумен Чудова монастыря докладывает о том, что из монастыря сбежал Григорий Отрепьев, который был поручен отцу Пимену. «Он был весьма грамотен: читал наши летописи, сочинял каноны святым...» Патриарх в бешенстве: «Уж эти мне грамотеи! что еще выдумал! буду царем на Москве! Ах, он сосуд диавольский!.. Поймать и сослать на вечное покаяние!»

ЦАРСКИЕ ПАЛАТЫ. Один стольник другому говорит, что царь заперся с каким-то колдуном. Входит царь: «Достиг я высшей власти; / Шестой уж год я царствую спокойно. Но счастья нет в моей душе... / Предчувствую небесный гром и горе... Я думал свой народ / В довольствии, во славе успокоить, / Щедротами любовь его снискать - / Но отложил пустое попеченье: / Живая власть для черни ненавистна, / Они любить умеют только мертвых». Бориса Годунова мучает совесть за убийство царевича.

КОРЧМА НА ЛИТОВСКОЙ ГРАНИЦЕ. Григорий Отрепьев в облике мирянина в доме у хозяйки вместе с бродягами-чернецами Михаилом и Варлаамом. Бродяги просят мирянина выпить с ними вина, тот отказывается. Григорий интересуется у хозяйки: «А далече ли до Луевых гор?» Хозяйка отвечает, что недалеко, но пройти к ним будет сложно, так как везде «заставы царские да сторожевые приставы».

Мимо избы идут приставы, самозванец волнуется, хочет спрятаться, да негде. Приставы входят, спрашивают у всех, кто кем является, достают царский указ о поимке Гришки Отрепьева. Приставы подозревают, что беглец — Мисаил. Просят кого-нибудь из грамотных прочитать указ, Григорий отзывается и читает: «Чудова монастыря недостойный чернец Григорий... впал в ересь и дерзнул, наученный диаволом, возмущать святую братию всякими соблазнами и беззакониями... царь повелел изловить его...» Приставы добавляют: «И повесить».

Потом Григорий начинает описывать внешность Мисаила, как будто это написано в указе. Тут Варлаам, перепугавшись, вспоминает грамоту: «Я давно не читывал и худо разбираю, а тут уж разберу, как дело до петли доходит... А лет ему от роду двадцать... А ростом он мал, грудь широкая, одна рука короче другой, глаза голубые, волоса рыжие, на щеке бородавка, на лбу другая». Все смотрят на Григория, тот вынимает кинжал, а потом бросается в окно, приставы за ним.

МОСКВА. ДОМ ШУЙСКОГО. В доме ужин и множество гостей, все поднимают бокалы за государя. Потом все уходят, остаются хозяин дома и Афанасий Михайлович Пушкин. Пушкин говорит: «Странную племянник пишет новость. Сын Грозного... / По манию Бориса убиенный... Димитрий жив». Шуйский удивляется, Афанасий Михайлович продолжает: «Да слышно, он умен, приветлив, ловок, / По нраву всем. Московских беглецов / Обворожил. Латинские попы с ним заодно. / Король его ласкает / И, говорят, подмогу обещал». Шуйский уверен, что это самозванец.

ЦАРСКИЕ ПАЛАТЫ. Царевич Феодор чертит географическую карту, Ксения, царевна, тоскует по убиенному царевичу. Входит царь, а через некоторое время — Семен Годунов. Он провожает Ксению с мамкой в свои покои и сообщает, что прибыл гонец Пушкина из Кракова и что Пушкин после этого уже разговаривал с Шуйским. Царь приказывает гонца схватить, а за Шуйским послать.

Входит Шуйский, докладывает, «Что в Кракове явился самозванец / И что король и паны за него». Государь не понимает, тогда Василий Шуйский продолжает: «Конечно, царь: сильна твоя держава... / Но знаешь сам: бессмысленная чернь изменчива, мятежна, суеверна... / Для истины глуха и равнодушна, / А баснями питается она... / Так если сей неведомый бродяга / Литовскую границу перейдет, / К нему толпу безумцев привлечет / Димитрия воскреснувшее имя».

Царь в бешенстве. Он провожает за дверь царевича Феодора и спрашивает, был ли по правде убит царевич Димитрий или произошла подмена? Шуйский искренне отвечает, что он сам видел его труп в соборе. Годунов успокаивается и просит его удалиться, а сам переводит дух: «Я чувствовал: вся кровь моя в лицо мне кинулась — и тяжко опускалась... / Так решено: не окажу я страха, — / Но презирать не должно ничего. / Ох, тяжела ты, шапка Мономаха!»

КРАКОВ. ДОМ ВИШНЕВЕЦКОГО. Григорий уверен, что русский народ его поддержит, а pater Черниковский благословляет его. Входит толпа русских и поляков. Самозванец говорит всем: «Товарищи! мы выступаем завтра / Из Кракова. Я, Мнишек, у тебя / Остановлюсь в Самборе на три дня... / Прелестную Марину я надеюсь увидеть там... / Сыны славян, я скоро поведу / В желанный бой дружины ваши грозны». Потом у него «просят меча и службы» Курбский, Хрущев, Карела, казак с Дона, присланный от вольных атаманов.

ЗАМОК ВОЕВОДЫ МНИШЕКА В САМБОРЕ. Мнишек и Вишневецкий говорят, что мнимый Димитрий влюбился в Марину Мнишек (дочь Мнишека) и что, кроме нее, никого не видит. Отец радуется за дочь, ведь он и не думал, что она будет царицей: «Я только ей промолвил: ну, смотри! / Не упускай Димитрия!., и вот / Все кончено. Уж он в ее сетях». Марина во время танца тихо назначает Димитрию свидание в аллее у фонтана. Некие дама и кавалер обсуждают их. Кавалер: «Что в ней нашел Димитрий?.. Да, мраморная нимфа: глаза, уста без жизни, без улыбки...»

НОЧЬ. САД. ФОНТАН. Самозванец трепетно ждет Марину: «Мне вечная неволя угрожала, / За мной гнались - я духом не смутился... / Но что ж теперь теснит мое дыханье?»

Появляется Марина, она холодна: «Я требую, чтоб ты души своей / Мне тайные открыл теперь надежды, / Намеренья и даже опасенья...» Димитрию не до этого, он хочет забыть обо всех трудностях и опасностях в объятиях девушки. Марина напоминает ему: «Стыдись; не забывай / Высокого, святого назначенья: / Тебе твой сан дороже должен быть...» Самозванец начинает сомневаться в чувствах Марины: «Не говори, что сан, а не меня / Избрала ты... Нет! полно: / Я не хочу делиться с мертвецом. / Нет, полно мне притворствовать!.. / твой Димитрий давно погиб, зарыт - и не воскреснет... / я бедный черноризец... Что скажешь ты, / надменная Марина?»

Димитрий падает на колени перед ней. Марина гневно просит встать «бедного самозванца». И он дает зарок: «Клянусь тебе, что сердца моего / Ты вымучить одна могла признанье. / Клянусь тебе, что никогда, нигде... / Сих тяжких тайн не выдаст мой язык». Марина его пугает, говорит, что сама откроет тайну. Самозванец, переступая через чувства: «Не мнишь ли ты, что я тебя боюсь? / Что более поверят польской деве, / Чем русскому царевичу?.. / Димитрий я иль нет — что им за дело? / Но я предлог раздоров и войны,... и тебя, / Мятежница! поверь, молчать заставят». Марина отвечает: «Наконец я слышу речь не мальчика, но мужа... / Но - слышит Бог - .../ Пока тобой не свержен Годунов, / Любви речей не буду слушать я».

ГРАНИЦА ЛИТОВСКАЯ (1604 г.). Курбский радуется русской границе: «Святая Русь, Отечество! / Я твой! Чужбины прах с презреньем отряхаю...» Самозванец идет с поникшей головой: «Как счастлив он! как чистая душа / В нем радостью и славой разыгралась...» Полки скачут вперед через границу.

ЦАРСКАЯ ДУМА. Царь посылает Трубецкого и Басманова «смирить безумца». Патриарх благословляет его. Потом рассказывает тайну, которую ему поведал старец в год, когда Годунов взошел на трон. В «младых летах» старец ослеп, затем долго и напрасно лечился. Но однажды, когда он уже привык к своей | слепоте, ему во сне явился голос царевича Димитрия, который сказал: «Встань, дедушка, поди / Ты в Углич-град, в собор Преображенья; / Там помолись ты над моей могилкой, / Бог милостив... Царь небесный / Приял меня в лик ангелов своих, / И я теперь великий чудотворец!» И когда старец пришел туда и помолился перед гробом, он прозрел. Патриарх посоветовал перенести святые мощи в Кремль. Общее смущение, царь отирает лицо платком и соглашается.

РАВНИНА БЛИЗ НОВГОРОДА-СЕВЕРСКОГО (1604 г., 21 декабря). Битва между «самозванским» и «царским» войсками. Димитрий побеждает: «Довольно: щадите русскую кровь. Отбой!».

ПЛОЩАДЬ ПЕРЕД СОБОРОМ В МОСКВЕ. Народ ждет царя. Мальчишки смеются над юродивым. Потом царь выходит из собора, вокруг него бояре. Царь приказывает подать милостыню юродивому. Юродивый кричит: «Борис, Борис! Ни-колку маленькие дети обижают. Вели их зарезать, как зарезал ты маленького царевича». Царь просит его помолиться за его душу, юродивый отказывается: «...молиться за царя Ирода -Богородица не велит».

СЕВСК. Войска самозванца схватили пленника. Димитрий допрашивает его, спрашивает о Годунове, о Москве. Тот отвечает: «...о тебе / Там говорить не слишком нынче смеют. / Кому язык отрежут, а кому / И голову...» Димитрий назначает бой на завтра. Многие сомневаются в успехе, так как царских войск больше.

ЛЕС. Все войско Лжедимитрия «побито в прах». Царевичу предлагают бежать.

МОСКВА. ЦАРСКИЕ ПАЛАТЫ. Царь сетует на то, что побежденный Лжедимитрий снова угрожает ему. Он хочет послать Басманова командовать царской дружиной. Царь уходит принимать «иноплеменных», просит Басманова подождать его. Через некоторое время бегут бояре: «Царь занемог... Царь умирает!.. На троне он сидел и вдруг упал — / Кровь хлынула из уст и из ушей». Царя выносят на стуле. Борис просит оставить с ним только царевича: «...я достиг верховной власти... чем? / Не спрашивай. Довольно: ты невинен, / Ты царствовать теперь по праву станешь. / Я, я за все один отвечу Богу...» Он советует сыну мудро управлять страной. Требует, чтобы бояре поклялись служить «усердием и правдой» Феодору. Начинается обряд пострижения Бориса. Он умирает.

СТАВКА. Басманов вводит Пушкина. Пушкин призывает пойти под власть Лжедимитрия. Басманов стоит за юного царя и отказывается. Пушкин уходит. Басманов переживает: «Он прав, он прав; везде измена зреет — / Что делать мне? Ужели буду ждать, / Чтоб и меня бунтовщики связали / И выдали Отрепьеву? Не лучше ль / Предупредить разрыв потока бурный / И самому... Но изменить присяге! / Но заслужить бесчестье в род и род!». Задумывается и, наконец, принимает решение: «Коня! трубите сбор».

ЛОБНОЕ МЕСТО. Пушкин сообщает народу: «Московские граждане, / Вам кланяться царевич приказал. / Вы знаете, как промысел небесный / Царевича от рук убийцы спас; / Он шел казнить злодея своего, / Но Божий суд уж поразил Бориса. / Димитрию Россия покорилась; / Басманов сам с раскаяньем усердным / Свои полки привел ему к присяге... / Подымите вы руку на царя / Законного, на внука Мономаха?» Народ послушен. Крики: «Да здравствует Димитрий, наш отец!., вязать Борисова щенка! Да гибнет род Бориса Годунова!»

КРЕМЛЬ. ДОМ БОРИСОВ. Стража у крыльца. Нищий просит милостыню у Феодора, тот отвечает: «Поди, старик, я беднее тебя, ты на воле». Кто-то из народа жалеет пленную семью Годунова, кто-то проклинает. Ксения в страхе замирает. В дом Бориса входят Голицын, Мосальский, Молчанов, Шерефединов, за ними стрельцы. Слышится шум в доме, женский крик. Мосальский является на крыльце и говорит народу: «Мария Годунова и сын ее Феодор отравили себя ядом. Мы видели их мертвые трупы». Народ в ужасе молчит. Мосальский продолжает: «Что ж вы молчите? кричите: да здравствует царь Димитрий Иванович!» Народ безмолвствует.