Латеральное мышление

Латеральное мышление и его родственные связи с творчеством.

Юмор и латеральное мышление.

Изменение стереотипов сознания.

Применительно к мышлению в зеленой шляпе я использовал понятие творческого начала, потому что это понятие является общепринятым. Большинству из тех, кто сейчас читает эту книгу, вполне вероятно, никогда прежде не приходилось слышать ни обо мне, ни о предложенной мною концепции латерального мышления.

Мышление в зеленой шляпе открывает перед человеком широкие горизонты творчества, одним из проявлений которого и является латеральное мышление.

Термин «латеральное мышление» я ввел в употребление в 1967 году, и в настоящее время он официально занесен в Оксфордский словарь английского языка.

Необходимость введения в обиход нового термина вызвана двумя причинами. Во-первых, понятие «творчество» очень многозначно и достаточно расплывчато по своему значению. Творческое мышление, как мне думается, содержит в себе все творческое начало в целом – от создания творческого беспорядка на рабочем столе до написания симфонии. Латеральное мышление по своему понятию гораздо уже и касается исключительно видоизменения устоявшихся понятий и точек зрения, представляющих собой коллекцию моделей поведения и стереотипов мышления, сложившихся в процессе накопленного нами жизненного опыта.

Вторая причина для введения предложенного мной термина заключается в том, что латеральное мышление непосредственно связано с обработкой данных, представленных в виде активных самоорганизующихся информационных систем. Латеральное мышление – это изменение стереотипов в асимметричной системе сознания. Я понимаю, что это звучит излишне механистично, но для использования методов латерального мышления вовсе не обязательно разбираться в его механике. Принцип действия латерального мышления приводится мной на страницах этой книги только для удовлетворения любопытства тех, кто хотел бы во всем «дойти до самой сути». Если логическое мышление основано на закономерностях языка символов, представляющих собой часть целого, то в основе латерального мышления лежит деятельность системы стереотипов сознания, в свою очередь также являющих собой часть единого целого.

Существует тесная взаимосвязь между природой, или, как я начал обозначать это понятие, принципом действия юмора и принципом действия латерального мышления. И тот и другой основываются на асимметричности нашего восприятия. На этом основано внезапное переключение сознания и снисходящее на человека озарение, после которого «тайное становится явным».

Осознанное и целенаправленное использование приемов латерального мышления – различные формы ломки общественных представлений и устоявшихся стереотипов – непосредственно основывается на деятельности системы стереотипов сознания. Эти методы разработаны для того, чтобы помочь человеку уйти с наезженной колеи мышления, идти вразрез с устоявшимися стереотипами, а не следовать им. Обращающийся к латеральному мышлению человек сознательно «расчленяет» единую схему на части, и, когда это действие начинает давать свои результаты, возникает эффект внезапного озарения.

Значительная часть нашего мышления обращена на рассмотрение протекающих в нашем сознании процессов – на процессуальную часть нашего мышления, как я ее называю. Именно поэтому у нас оказываются настолько развиты такие дисциплины, как математика, статистика, обработка данных, язык и логика. Однако все эти дисциплины способны оперировать только словами, символами и образными взаимосвязями, предоставляемыми нашим восприятием. Именно восприятие сводит весь окружающий нас чрезвычайно сложный мир к этим простым формам усвоения. С восприятием и имеет дело латеральное мышление, призванное изменить установившиеся стереотипы сознания.

Латеральное мышление, природу которого я рассматривал в таких своих книгах, как «Латеральное мышление» и «Латеральное мышление для менеджмента», включает в себя соотнесенность с объектом, идиоматические выражения, этапы и методы. В этой книге нет необходимости обращаться к уже написанному ранее.

И тем не менее в следующих разделах я коснусь некоторых существенных сторон латерального мышления, поскольку они являются частью мышления в зеленой шляпе.

Из книги Общая психология автора Первушина Ольга Николаевна

МЫШЛЕНИЕ Мышление определяют в психологии обычно как опосредованное и обобщенное отражение человеком действительности в ее существенных связях и отношениях.Необходимо рассмотреть мышление как процесс и мысль как результат этого процесса.Мышление как

Из книги Занимательная психология автора Шапарь Виктор Борисович

Мышление Пример с 6-летним математиком ГауссомКогда знаменитому математику Гауссу было шесть лет, он учился в школе маленького города. Однажды учитель дал следующую задачу по арифметике: «Кто из вас скорее сосчитает сумму 1 + 2 + 3 + 4 + 5 + 6 + 7 + 8 + 9 + 10?» Через некоторое время,

Из книги Психологическая безопасность: учебное пособие автора Соломин Валерий Павлович

МЫШЛЕНИЕ Мышление – познавательный процесс установления закономерностей, взаимосвязей явлений окружающей действительности. Оно формируется в общественных условиях жизни, проявляется сначала как развернутая предметная деятельность, затем приобретает характер

Из книги Шесть шляп мышления автора Боно Эдвард де

Творческое и латеральное мышление Источник рождения новых идей, понятий и представлений.Целенаправленный поиск новых идей.Больше всяческих точек зрения – новых и разных.Откуда веет ветер перемен.Зеленый цвет – цвет плодородия и роста; он символизирует растение,

Из книги Биология познания автора Матурана Умберто

Мышление (1)Я полагаю, что в нервной системе, детерминированной состоянием, нейрофизиологический процесс, состоящий в том, что нервная система взаимодействует с некоторыми из своих собственных внутренних состояний, как если бы они были независимыми сущностями,

Из книги Характеры и роли автора Левенталь Елена

МЫШЛЕНИЕ Мозг циклотимика обладает удивительным талантом к восприятию реальности. Как великий стратег, он видит вехи жизни, ее стремительность и краткость. И, как великий тактик, он подмечает каждую мелочь, каждый блик солнца, так же как и каждый оттенок патологии,

Из книги Элементы практической психологии автора Грановская Рада Михайловна

МЫШЛЕНИЕ Представителям этого характера далеко до изощренного интеллекта шизоида, тонкого и умного астеника, сверкающего циклотимика, на лету усваивающего информацию и мгновенно ее анализирующего. Мышление эпилептоида более неповоротливо.Однако здоровый подросток

Из книги Психология рекламы автора Лебедев-Любимов Александр Николаевич

МЫШЛЕНИЕ Особенностями мышления эпилептоида являются невысокий интеллект, отсутствие гибкости, трудность переключения, замедленность мыслительных процессов, легкость образования сверхценных идей.Психика его достаточно неповоротлива, ригидна. Она словно вырублена из

Из книги Тренировка мозга для генерации золотых идей [Школа Эварда де Боно] автора Штерн Валентин

МЫШЛЕНИЕ Удивительные особенности мышления шизоида, причудливость его интеллектуальных процессов нашли свое отражение в произведениях литературы, искусства, в религиозных и философских построениях, в научных открытиях. Порождения его мышления сформировали целый

Из книги Правила жизни от Альберта Эйнштейна автора Перси Аллан

МЫШЛЕНИЕ Астеник обладает блестящими интеллектуальными способностями. Но как часто его интеллект вовлечен в нелепую борьбу, которую ведут с сознанием две армии - суперэго (социальные нормы) и подсознание.Победа сознания и его освобождение приводят к раскрепощению и

Из книги Креативное решение проблем [Как развить творческое мышление] автора Лемберг Борис

Мышление О смертной мысли водомет, О водомет неистощимый. Какой закон непостижимый Тебя стремит, тебя метет? Ф.

Из книги Позитивная психология. Что делает нас счастливыми, оптимистичными и мотивированными автора Стайл Шарлотта

Из книги автора

Мышление обыденное и мышление стратегическое: принципиальная разница Большинство из нас не думает, как отбирать «пищу» для своего мышления, а просто «хватает» первое, что попадется под руку. Такой тип мышления можно назвать фоновым, потому что оно как бы является фоном

Из книги автора

27 Интуитивное мышление – это священный дар, а рациональное мышление – верный слуга. Мы создали общество, воздающее почести слуге, но забывшее о даре Так называемое шестое чувство – внутренний компас, который есть у каждого и который помогает принимать решения, –

Из книги автора

Латеральное мышление Термин «латеральное мышление» ввел в обиход гуру творческого потенциала Эдвард де Боно в 1967 году.В кратком Оксфордском словаре латеральное мышление определено как «поиск решения проблем неортодоксальным и как будто нелогичным методом». В книге

Из книги автора

Позитивное мышление – более совершенное мышление Многие исследования подтверждают одно важное открытие: умение видеть светлую сторону жизни и оставаться позитивным стимулирует мышление. Было доказано, что люди, сохраняющие надежду и оптимизм, мыслят яснее и

» Латеральное мышление

© Елена Бутивщенко

Непредсказуемость и юмор - маркетинг будущего

При решении проблем мы часто наталкиваемся на собственную «психологическую инерцию». Она может быть вызвана боязнью вторгнуться в незнакомую область, опасениями стать посмешищем из-за слишком необычной - «сумасшедшей» - идеи, стремлением не впасть в ошибку, оглядкой на имена и авторитеты и другими, тормозящими креативность, факторами. Снять их помогают психологические методы, позволяющие нейтрализовать психологические барьеры и стимулирование процесса генерирования идей, без которого невозможен плодотворный поиск. Здесь мы обращаемся к самостоятельной междисциплинарной области знаний - продуктивному мышлению.

Сбрасывая груз

Что может заставить человека по-другому посмотреть на привычный товар, вещь, продукт, человека или день жизни? Пожалуй, многие, исходя из своего долголетнего опыта семейной жизни, подтвердят, что с годами к супругу привыкаешь. И как же порой сложно взглянуть на свою вторую половинку не как на домашнее существо в спортивках с вытянувшимися коленями, а как на мужчину, некогда пленившего сердце своей мужественностью. Этот бытовой пример иллюстрирует отношение покупателей, лояльных и привыкших к продукту, но не испытывающих к нему остроты чувств или свежих эмоций.

Для чего бороться, если лояльность уже приобретена? Ответ прост - потому что на рынок выйдет новый, незнакомый продукт, который всколыхнет и порадует, привлечет и влюбит в себя. И тогда полетят за тридевять земель все устои и привычки, которые не смогут сравниться по силе с новой влюбленностью. Вопрос: как же можно повторно влюбиться в своего, домашнего, привычного мужа? Ответ: увидев его в новом, непривычном качестве. Например, случайно оказавшись на конференции и послушав его вдохновенный доклад, можно открыть его новое лицо. В бизнесе можно сознательно прибегнуть к методике латерального мышления. Причина, по которой стоит задуматься над своими жизненными взглядами очевидна: на потребительских рынках неудачными оказываются 80% новых товаров, в сфере B2B - около 40%.

Классик маркетинга Филипп Котлер признает кризис маркетинга. Хочется отдать должное Котлеру, он сам признает, что разработанные в 60-70-х годах принципы и модели маркетинга сегодня перестали работать. Возможно, одна из причин в том, что большая часть новшеств разрабатывается традиционно. В продукт вносят лишь незначительные изменения, связанные с запахом, размером, дизайном упаковки, содержанием калорий. А все из-за того, что логическое мышление подсказывает нам, как углубить, скажем, существующую ямку. С помощью латерального яму копают на новом месте.

Наш ум предпочитает обычные и предсказуемые решения проблем. Латеральное мышление ищет решение трудных проблем с помощью необычных методов, которые игнорируются обычным логическим мышлением . Инструменты латерального мышления бросают вызов нормальной работе самоорганизующейся системы мозга человека. Сегодня более качественное и лучшее обслуживание клиента является основой успеха в бизнесе, но не единственным условием. Творческие способности и инновации - основные источники длительного и глобального успеха в современном изменяющемся мире. Методы латерального мышления были разработаны в 1968 году и опубликованы в книге Эдварда де Боно «Механизмы ума» в 1969. Эти техники простые, мощные и убедительные.

Сравнивая латеральное мышление с традиционным логическим, мы видим, что в противовес ему, латеральное мышление не предполагает обязательного пошагового движения мысли, при котором ошибка в исходной позиции или любом одном действии неминуемо приведет к неправильному выводу.

Латеральное мышление позволяет делать «скачки» в любом направлении и допускает ошибку как промежуточный шаг. Почему? Оно избавляет от стереотипов и создает новые модели - оригинальные, творческие, поскольку привлекает интуицию. Этот способ мышления составляют креатив плюс юмор. Он парадоксален, но эффективен. Техника «мозгового штурма» построена именно на латеральном подходе.

Большинство бизнесменов не способны мыслить оригинально, потому, что они не в состоянии избавиться от тирании логических рассуждений. Их воображение блокировано. Эдвард де Боно создал техники для поддержания «телефонной линии» с подсознанием, на случай, если у этого беспорядочного хранилища есть что нам сказать. Эдвард сам часто слушает музыку, долго принимает горячую ванну, работает в саду. Он замыкается у себя в загородном доме, наблюдая за птицами и долго гуляя за городом. Также по возможности часто беря отпуск, чтобы мозг находился «под паром»: ни гольфа, ни вечеринок с коктейлями, ни бриджа - никакой сосредоточенности, только езда на велосипеде. За время, пока он ничего не делает, его мозг получает постоянный поток «телеграмм» из подсознания, и они превращаются в сырой материал для его рекламных сообщений. Однако для воплощения результатов работы подсознания требуется больше: тяжелая работа, открытый ум и неуправляемое любопытство.

Мировая практика уже продемонстрировала яркие примеры эффективных находок в латеральном маркетинге. Одна Лондонская строительная компания никак не могла добиться, чтобы потенциальные клиенты приходили смотреть ее дома. Тогда директор подумал о том, как бы сделать, чтобы дома сами пошли навстречу людям. Был построен макет здания в натуральную величину. Затем его погрузили на баржу и отправили в путешествие по Темзе. Время от времени судно бросало якорь у густо заселенных берегов. В результате за три месяца дом посетили 26 тыс. человек.

«Пуск» для новых идей

Метод, который широко известен и используется повсеместно - «мозговой штурм», однако существует еще несколько эффективных психологических методик, которые можно использовать поочередно. Приведем девять наиболее действенных приемов генерирования идей.

Мозговая атака - метод коллективного генерирования идей. Прямая мозговая атака - это сбор максимального количества идей, селекцию которых производят специалисты-эксперты, как правило, в два этапа. Критика высказываемых предложений исключается. Содействие появлению и высказыванию максимального количества идей. Поощрение идей в виде смелых и необычных замыслов и свободных ассоциаций. Высказываемые замыслы и идеи комбинируются и улучшаются. Метод особенно эффективен при обсуждении общей идеи, стратегии и концепции рекламы

Синектический штурм - модификация метода мозговой атаки. Преимущественно дает возможность отыскать наиболее оригинальные решения, но не позволяет решать слишком специальные творческие задачи. Отличается лишь организацией работы творческой группы, собранной для решения конкретной задачи («синектика» - объединение разнородных элементов). Элементы критики допустимы. Обязательно выполнение четырех приемов, основанных на аналогиях:

  • прямая аналогия («А как решаются проблемы, сходные с данной?»);
  • личная аналогия или эмпатия («Попробуем войти в образ данного субъекта и порассуждать с его точки зрения»);
  • обобщающая аналогия («Сформулируем образное определение сути проблемы в двух словах, в одной фразе»);
  • символическая аналогия («Как бы эту проблему попытался решить маршал Ворошилов, Бен Ладан, Иванушка-дурачок?» Призовите себе в помощь любого исторического деятеля или сказочного персонажа).

Массовая мозговая атака позволяет существенно увеличить эффективность генерирования новых идей в большой аудитории. Групповая дискуссия имеет сильное психологическое насыщение, давно используется за рубежом, в частности, в США. При использовании метода уделяется большое внимание процедуре дискуссии.

Программированная дискуссия является разновидностью метода групповой дискуссии. При этом обсуждение ведется по заранее строго установленным пунктам. Использование методов предполагает высокое мастерство руководителя творческой группы. Целесообразно использовать после предварительной обработки проблемы, начав, к примеру, с мозговой атаки. Процедура предусматривает обдумывание участниками проблемы и фиксацию (бланки, рабочие тетради) конкретных шагов по ее решению.

Детерминированная дискуссия - разновидность метода групповой дискуссии. Результаты отражают на страницах с двумя колонками «за» и «против».

Метод фокальных объектов переносит признаки случайно выбранных объектов на тот, что помещен в фокус внимания участников. Необычные сочетания, новые качества. Возбуждают цепь ассоциаций, необходимых для творческих решений.

Метод морфологического анализа - метод «морфологического ящика» или многомерных матриц основан на принципе системного анализа новых связей и отношений, возникающих в процессе матричного анализа исследуемого предмета, темы. Достоинства: возможность решения сложных задач и нахождения множества оригинальных идей. В процессе обсуждения проблемы сначала выделяют ее главные характеристики, выстраивая «оси». Затем на каждую из них мысленно «нанизывают» возможные комбинации «элементов». В поле зрения, как правило, попадают самые неожиданные варианты. Например, размышляя над характеристикой образа героя рекламного фильма в качестве «осей» может быть выбрано его обаяние, а за «элементы» принимаются поступки.

Метод эвристических вопросов - метод ключевых или контрольных вопросов. Эвристические вопросы использовали в своей научной и практической деятельности еще древнеримские философы. Они рекомендовал ставить семь ключевых вопросов и отвечать на них: «Кто?», «Что?», «Зачем?», «Где?», «Как?», «Чем?», «Когда?». Достоинства: простота и эффективность. Активизации поиска оригинальных идей служат вопросы, задаваемые в процессе обсуждения варианта: «А если сделать наоборот?», «А если изменить возраст персонажа?» и т.д.

Метод организованных стратегий в определенной мере помогает преодолевать инерцию мышления. В основе лежит принцип самоуправления личности при выборе новых стратегий решения творческой задачи и принцип отстранения, т.е. рассмотрение объекта, предмета, процесса всякий раз с неожиданно новой точки зрения.

Результатами таких мозговых пертрубаций и латерального мышления является нахождение связи между двумя разными понятиями. Котлер и Триас де Без приводят простой пример постановки вопроса и поиска решения. Допустим, можно взять цветок и сфокусироваться на одном из его качеств - «цветок вянет». А затем осуществить латеральный сдвиг данного качества, то есть выдвинуть некую провокационную идею - «цветы не вянут». Образовалось несоответствие, логический разрыв, и теперь его нужно ликвидировать. В каких ситуациях цветок никогда не вянет? Если он сделан из ткани или пластика. «Инновации - это результат взаимосвязи двух идей, которые в принципе не имеют явной и непосредственной связи»,- пишут Котлер и Триас де Без. Итальянский предприниматель Ферреро Роше собирался выпустить на рынок новый шоколадный продукт. Вместо того, чтобы работать над новым вкусом и упаковкой, он создал новую концепцию - шоколадное яйцо с игрушкой внутри. После него уже многие стали копировать идею, трансформируя ее - конфетки в игрушке, игрушка- конфета и прочее. Существует масса других свидетельств работы подсознания: Интернет-кафе; мобильный таксофон; клей «БФ», способный склеивать края ранки; подарок мобильных телефонов и получение основной прибыли от оплаты счетов за связь; продажа по минимальной цене бритвенных станков и получение основного заработка от продажи лезвий.

Зачастую нестандартные решения приходят в голову новаторам от природы - не обязательно директорам и бренд-менеджерам. Например, предприниматель из Санкт-Петербурга Владимир Денисов изобрел лекарственный маркер. «Если пользоваться йодом или зеленкой традиционным способом, приходится наматывать на спичку вату и окунать во флакон. Всегда остается риск испачкать руки и одежду», - говорит Владимир Денисов. Во время обучения в Военно-медицинской академии он нашел необычное применение всем знакомому маркеру и придумал устройство, позволяющее легко хранить и наносить лекарство. Целебный фломастер состоит из корпуса, переходника, колпачка, накопителя и твердого пористого стержня. Раствор, содержащийся в капиллярах накопителя, пропитывает твердый стержень. Свое изобретение Денисов запатентовал и назвал его «леккер» - от слов «лекарственный маркер».

Безусловно, латеральный маркетинг, равно как и другие традиционные методы раскачивания своего сознания не исключают друг друга, а лишь дополняют и усиливают. Важно в нужный момент понять, что пора принимать стратегическое решение.

Справка

Lateral (англ.) - боковой, поперечный, направленный в сторону.

Латеральное мышление (lateral thinking) - из области творческого, это метод нестандартного подхода и решения задач. Сам термин (описывающий принцип целой научной концепции) предложил в конце 1960-х гг. Эдвард де Боно, ныне один из самых авторитетных в мире экспертов в сфере креативности, «гуру менеджмента».

Пять методических советов от Эдварда де Боно

  1. Уйдите от клише и установившихся моделей мышления.
  2. Сомневайтесь в допускаемом.
  3. Обобщайте альтернативы.
  4. Хватайтесь за новые идеи и смотрите, что получится.
  5. Находите новые точки входа, от которых можно оттолкнуться.

Елена Бутивщенко, член Украинского маркетинг-клуба, маркетинг-директор компании «КОНТУР-2001»

© Е. Бутивщенко, 2008 г.
© Публикуется с любезного разрешения автора

Здравствуйте, дорогие читатели! Когда перед нами стоит какая-либо задача, мы привыкли решать ее уже по знакомому алгоритму, так как это дает нам ощущение уверенности в результате. Но не всегда привычное решение – правильное. Иногда необходим творческий подход к делу. Вот здесь нам и может помочь латеральное мышление. Что это? Латеральное мышление – это способ мыслить нестандартно , максимально задействовав творческий потенциал.

Зачастую мы боимся давать волю латеральному мышлению, ведь нам неизвестен итог, к которому оно может нас привести. Но, если научиться им пользоваться, и включать его по мере необходимости, то можно выйти на абсолютно новый уровень жизни и профессиональной деятельности. О методах латерального мышления и советах по его развитию читайте далее.

Как развивать латеральное мышление?

Прежде чем рассматривать методы, изучите следующие 5 советов , которые как памятка помогут вам отказаться от догм в момент принятия решения или работой над сложными задачами.

Применяйте творческий подход в стандартных ситуациях

Даже если это нечто элементарное, стремитесь придумать что-то неординарное, экспериментируйте. Например, если вы часто ругаетесь с супругой, в следующий раз вместо активной агрессии напишите ей письмо, можете даже зарифмовать ваши проблемы в стих. Смена угла обзора и восприятия одной и той же ситуации может изменить ее в корне.

Не сдаваться раньше времени

Если вы сделали попытку, но у вас не получилось, это не значит, что пора опускать руки. Ищите новые решения и возможности.

Абстрагируйтесь от очевидного

Чтобы вам было максимально понятно, приведу пример:

«Жил на свете один ростовщик. Был он старый, немощный и злой. Приглянулась ему дочь купца, который денег был ему должен. Пришел ростовщик к ним в дом и говорит: «Отдашь мне дочь, прощу долг. А если не отдашь, в тюрьму брошу». Купец отказался, но ростовщик решил не сдаваться. «В пустой мешочек положу я 2 камня: черный и белый» — говорит ростовщик. «Если дочка твоя вынет черный, то долг прощаю, а ее себе забираю. А если белый, то с тобой она останется, и долг прощен будет». Согласились они на сделку. Но девушка заметила, что с земли ростовщик два камня поднял и оба черные, и в мешочек их положил».

Что бы вы предприняли на месте дочери купца? Поступок девушки – пример латерального мышления.

«Девушка вынула камень, не показав никому, сделала вид, что сразу уронила, и затерялся он на земле среди других камней. «Ой! Выронила камень! Ну не страшно, чтобы понять, какой я уронила, посмотрите, какой остался в мешочке».

Изучайте новое

Анализируйте поступающую информацию, не проходите мимо. Зачастую люди настолько убеждены в непоколебимости собственных суждений, что отказываются открыться для новых идей.

Подвергайте идеи сомнению

Так вы можете отсеять нерелевантные, оставив только продуктивные. Ваша задача нацелиться на результат. Если какая-то идея сомнительна и недостижима, то пробуйте подбирать другие.

Методы латерального мышления

Представленные методы помогут вам научиться нестандартному мышлению, если вы регулярно будете выполнять данные упражнения:

  • Обобщение. Пробуйте решать проблему, совместив несколько возможных развитий события, или сочетая мнения.
  1. Как решают эту проблему все? Самый простой и стандартный способ.
  2. Чтобы предпринял я на месте… (кого-то)?
  3. Как эту проблему решил бы тот, кому вы доверяете (авторитет)?
  4. Как не стоит решать эту задачу?
  • Творческая пауза. В ходе спора или обсуждения какого-либо вопроса мы не останавливаемся, чтобы обдумать и взвесить решения и суждения. Вам знакомо ощущение, когда вы, уже успокоившись, думаете, что не стоило делать или говорить что-то, а можно было поступить по-другому? Если вы будете применять метод творческой паузы, это даст вам возможность обдумать все за и против сразу и не сожалеть потом о своей поспешности.
  • Поиск альтернативных идей. Вы выдвигаете идею и сразу к ней альтернативу, т.е. как можно максимально изменить идею, при этом практически не снизив выгоду и результативность для себя? Этот метод поможет вам создать целую систему идей, которые в итоге можно будет сплотить в одну цельную.
  • Провокационные идеи. Поиск решений и идей, которые на первый взгляд могут звучать нелепо, глупо, нереально или смешно. Смысл в том, чтобы оттолкнувшись от провокации, перейти к реальной идее, которая сможет решить вашу задачу.

Заключение

Применять латеральное мышление – это не значит отказаться от других видов мышления. С помощью него вы сможете создать собственный подход к достижению целей. Способность нестандартно мыслить поможет вам увидеть выход там, где, казалось, был тупик.

Снова повторюсь, существуют и другие виды мышления, изучению которых стоит посвятить свое время. Для начала, изучите , с помощью него вы даже можете научиться справляться с заболеваниями.

Развивайте свое мышление. Подписывайтесь на обновление, а также не забудьте рассказать о статье друзьям в социальных сетях. До встречи!

Хочу рассказать об очень интересном приёме активизации творческого мышления. Точнее, латерального мышления. Термин «латеральное» ввёл Эдвард де Боно, так как слово «творческое» не вполне отражало суть дела, и обозначает оно «боковое» мышление. То есть отход от стереотипов и паттернов (шаблонов) и через это рождение новых идей. Поясню.

Скажем, художник, который пишет картину, безусловно, творит. Но вполне возможно, что он рисует в какой-то ему присущей манере и его кисть будет узнана. То есть его новая картина будет всё же неким повторением его картин. Причём я вовсе не хочу сказать, что это плохо. Отнюдь! Это – творчество!

Предположим, Вы придумали, как расположить компьютер и периферийные устройства у себя в офисе, как организовать сеть. Творчество? Конечно! Но ведь не исключено, что такой вариант уже много где используется.
А вот Вы взяли и придумали что-то этакое, чего до сих пор не было. Творчество? Само собой! То есть под творчеством может пониматься как применение чего-то известного, но в новом аспекте, так и создание новых ценностей. Согласитесь, что это разные процессы.

Посему Де Боно и ввёл термин «латеральное» мышление, как мышление, направленное на создание чего-то принципиально нового. И дал некоторые приёмы.

Например, такой понравившийся мне приём, как «по» - «провокационной операции», которая позволяет резко уйти с проторенных путей. Сейчас объяснюсь, а пока ещё немного рассуждений.

Часто великие открытия сделаны вопреки логике и здравому смыслу. Классический случай – молодой английский учёный плохо помыл пробирки и получил пенициллин.Задним числом все новации и путь их открытия выглядят очень логичными, но при их получении никакой логики не было. Так вот, слово «по» - провокационная операция.

Провокация не претендует на разумность. ПО-утверждение может казаться полной бессмыслицей. Мы просто берем любое слово (лучше существительное) и ставим его рядом с областью, в которой нужна новая идея.

Пример. Мы можем сказать “пирожок ПО стекло”, пытаясь найти новые идеи о том, как уделать конкурентов в области выпекания пирожков. Теперь поищем, что тут можно найти этакого… Стекло прозрачно, так может, стоит подумать о варианте выпекания пирожка так, чтобы было видно, что там внутри? Стекло хорошо держит температуру, так может стоит подумать о варианте упаковки с сохранением температуры пирожка? Стекло аморфно, так может стоит подумать о каком-то другом варианте замеса теста?

Из этого сопоставления мы можем получить идею, к которой обычным логическим путём не пришли бы. Потом бы всё выглядело логично, но «латеральное» или «боковое» мышление позволяет придти к новой идее совершенно неожиданным путём. Никто не говорит, что раз прозвучала связка «пирожок По стекло», то тут же надо думать, как в пирожок стекла добавить. Но вот такой случайный выбор слова позволяет сгенерировать нечто принципиально новое.

Использовать случайные слова чрезвычайно легко. Процесс работает потому, что случайное слово позволяет нам войти в колею (или паттерн) мышления с другой точки, увеличивая шансы наткнуться на новую колею.
ПО означает, что идея предлагается не в качестве верной, точной и не в качестве описания ситуации, а в творческом смысле - чтобы привести к новым идеям и новым взглядам на вещи. Творчество пытается найти новые колеи.

Итак, технология такова:
1. Берём понятие, в области применения которого хотим сгенерировать что-то новенькое.
2. Через слово «ПО» случайным образом подбираем другое слово. Можно хоть словарь использовать и наугад открывать. Слово желательно – существительное.
3. Начинаем искать какие-то объединительные мотивы.
4. Получаем совершенно новый путь, который приведёт к новому решению.
5. А потом можно и логически обосновать новое решение.

Я так стал поступать и в делах, и просто играя. Надо сказать, что решения приходят… Ого-го! Только воплощай!

Ещё примерчик, вот прямо сейчас. «Семинар ПО снег». Слово «снег» взял из детской книжки, которая лежит на столе. Начнём…
Снег белый. Ничего не придумалось… Снег тает. А что, если на каждом занятии раздавать в печатном виде круг вопросов, которые остались в программе. Народ как-то чётче будет осознавать ход прохождения семинара. Обычно все дают те вопросы, которые рассмотрены, а если давать им таблички, на которых и то, что осталось пройти, что ещё предстоит пройти.
Снег искрится. А что, если придумать какие-то искорки? Скажем, ставить оценки-искорки, титул «самый искромётный на занятии» вроде жёлтой майки лидера раздавать. А что, если искорки – это какие-то быстрые переключения в программе, быстрый возврат к пройденным вопросам? Из снега лепят снеговиков. Катают шары из снега разного диаметра. А что, если занятие так и построить – по принципу кругов разного диаметра? По снегу катаются на лыжах. Лыж обычно две. А что, если внедрить в семинар принцип парного обучения?

В общем, можно сгенерировать что угодно. «Снег» - всего лишь провокация, которая увела мышление от привычных стереотипов.
Другой пример ПО. ПО-утверждение. Например, такое утверждение, ставшее у Де Боно классическим – у автомобили должны быть квадратные колёса. Сразу возникает куча возражений – понадобится много бензина, автомобиль может развалиться, движение будет идти рывками, в автомобиле тряслось бы абсолютно всё. И всё это справедливо. Если применять суждения и логику.
Но в результате появилась регулируемая подвеска. Появилась идея создать конструкцию автомобиля для езды по пересечённой местности.

А вот ещё ПО. Фабрика должна находиться ниже самой себя по течению реки. Абсурд, ведь это предполагает, что фабрика находится в двух местах сразу. Но в результате этой провокации в США был принят закон, который гласит, что устройство забора воды должно находиться ниже стока по течению. То есть фабрика первой начинает потреблять собственную грязную воду. И владельца фабрики начинают волновать очистные сооружения. Что произошло? ПО начало движение к новой идее, которая либо не появилась бы вообще, либо появилась гораздо позже и мучительнее.

Суть ПО заключается в том, что вы не выносите суждение «верно – неверно», а просто начинаете движение к новой ценности.
Попробуйте сами. Например:
1. Какая новая мысль может появиться в случае такой связки – «чашка ПО сыр»?
2. Поработайте со следующим ПО – Заряда батареи в мобильном телефоне должно хватать на 5 минут.

Здравствуйте, уважаемые читатели блога! Сегодня мы рассмотрим, что такое латеральное мышление, а также то, чем оно полезно и в каких ситуациях может пригодиться.

Немного теории

Латеральность – это одна из разновидностей творческого мышления, которая позволяет посмотреть на сложность или какую-либо ситуацию под совсем необычным углом.При этом исключает наличие алгоритма действий и избавляет от привычных стереотипов и шаблонов.

Человек может мыслить абсолютно в любом направлении, и даже если допустит ошибку – это не скажется негативно на результате, так как последующие решения позволять исправить ситуацию. Что очень отличается от пошаговых инструкций и логических размышлений, где из-за малейшего недочёта крах может потерпеть вся запланированная система действий.

Между прочим, «мозговой штурм» был основан именно на этой разновидности мышления. И что самое интересное, этот метод вполне может совмещаться с логикой. Сам термин ввел в обиход знаменитый психолог Эдвард де Боно в конце 1960-х годов. Он «умудрился» подвергнуть систематизации творчество, а также доказал, что креативность является очень важной характеристикой для личности, которая желает развиваться и достигать успеха, и необходимой для самоорганизующихся информационных систем.

Идеи Эдварда де Боно

  1. Эдвард считает, что стереотипы, помимо того, что позволяют человеку сориентироваться и определить необходимый ход действий, также ограничивают человека. К примеру, достаточно всего раз отравиться мороженым, чтобы перестать его покупать вообще. Так называемый полученный опыт отлично помогает сохранить целостность и безопасность, но человек способен в дальнейшем просто перестать проверять насколько какой-то шаблон совпадает с реальностью в данной ситуации. Может, он перестал работать, а личность находится в фантазиях и боится рискнуть, чтобы проверить.
  2. Вертикальное мышление, то есть вышеуказанными шаблонами, со временем убивает возможность мыслить креативно, а также изобретать что-то новое. Что, кстати, очень «стопорит» при решении проблем. Помните выражение «наступить на грабли»? Так вот, если у вас в жизни часто возникают ситуации, похожие друг на друга, то пора изменить подход в их решении.
  3. Боно приводил пример, объясняющий, как действует его метод. Допустим, вы находитесь в песочнице и у вас есть лейка с водой. Так вот, если вы воду начнёте лить на песок, в одно и тоже место, то она поначалу немного растечётся, после чего сделает ямку, в которой будет собираться, образуя своеобразный колодец. Теперь проведём аналогию с процессом обдумывания чего-то у человека. Вода – это информация, поступающая извне, песок – наш мозг, и соответственно образовавшийся колодец – стереотип. И вот как раз латеральность – возможность сделать бороздки, чтобы выпустить воду по бокам, пока ямка (стереотип) не углубилась ещё больше, что означало бы придание ему устойчивости.
  4. Использование его в повседневной жизни необходимо, как и задняя передача у автомобиля, без которой не выбраться из гаража или тупика. Умея сдавать назад, вы же не будете так ездить постоянно? Но если не научитесь, то и пользование машиной будет совсем нелегким трудом.
  5. Личность, которая привыкла в своих размышлениях руководствоваться шаблонами, не способна творить и придумывать что-то новое.

Методы развития

«6 шляп»


Самым известным и популярным является метод «6 шляп», благодаря которому все возникшие идеи вполне могут сосуществовать, не отрицая друг друга и не противореча. Для этого необходимо представить, что обдумывая какую-то проблему, чтобы приблизить решение, вы поочередно меняете шляпы, которые отвечают за определенную сферу и подход к мыслительной деятельности. Можно использовать коллективно, наделив каждого её участника определённой ролью.

Итак, сама расшифровка:

  • Белый – информация и «сухие» доводы, аргументы, теория.
    Красный – чувствительность (отвечает за любые, даже малейшие ощущения и эмоции)
    Жёлтый – оптимистичность, с помощью которой обнаруживаются преимущества и ресурсы.
    Черный – критика, недочёты и слабые места.
    Зелёный – генерирование новых и «свежих» идей.
    Синий – подведение итогов, а также обозначение «зоны ближайшего развития».

Творческая пауза

То есть возможность отдохнуть или переключиться на другую задачу, чтобы с новыми силами вернуться к изучению и поисков выхода из сложившейся ситуации, если в процессе отдыха не возник инсайт. Помните, что такое инсайт? Это озарение, неожиданное понимание проблемы в тот момент, когда занимаешься совсем другими вопросами и делами.

Ведь, даже если мы переключились на решение задач, не связанных с возникшей проблемой, то подсознание всё равно продолжает поиски способов, даже когда вы спите. Поэтому, чтобы не испытывать чрезмерный стресс и не загонять себя в тупик, разряжайте обстановку совсем другими занятиями.

Альтернатива

То есть, готовность человека приостановиться даже в тот момент, когда кажется, что придумал идеальный выход из положения, и поразмышлять ещё о возможных вариантах. Такой способ не позволит вам зациклиться на чём-то одном и «закостенеть», исключая возникновение «неработающих» стереотипов. Со временем вы уже автоматически будете продолжать искать возможные оптимальные решения, не останавливаясь в мыслительных процессах, а совершенствуясь и развиваясь.

Самой основной проблемой, вызывающей нарушения в способности творчески мыслить и генерировать новые идеи – это наросший пласт критики, которой подвергает себя личность. Отчего, чем опытнее, и взрослее человек становится, тем, как бы ни было парадоксально – глупее. Боно даже провёл ряд экспериментов, где показывал взрослым и детям один и тот же рисунок, предлагая рассказать обо всех вариантах и ассоциациях, которые возникают в ответ на него. Посмотрите внимательно, что он вам напоминает? Подключите фантазию, помните, что нет правильных и не правильных ответов, каждый из них имеет право на жизнь.


Сколько у вас вышло? Так вот, по результатам Боно, оказалось, что дети могут назвать до 40 вариантов, в то время, как взрослым не под силу и 10. А все потому, что «привязывались» к самой геометрической фигуре, относясь как к шаблону геометрии, ведь так учили в школе. А теперь представьте, сколько мы теряем в жизни, из-за ограниченности взглядов, потому что научились поддавать оценке свои действия, и выработали целую кучу стандартов.

Поэтому избавляйтесь от внутреннего критика, расширьте свои внутренние границы, и тогда вас ждёт больше возможностей, потому что вы их сможете хотя бы заметить. Постарайтесь и придумайте все 40, а то и больше вариантов, на что похожа эта фигура.

«Безумно глупо»

Старайтесь придумывать безумные и глупые идеи намеренно. Вот увидели картинку в журнале, и набросали пару вариантов о том, что и как на ней происходит. Только не очевидное, что, допустим, девушка лежит на шезлонге, отдыхая и загорая. Может, она потеряла сознание, потому что спасалась от стаи диких маленьких рыбок, и выбралась из бассейна совсем обессиленная? Когда научитесь не чувствовать стыд и вину за глупости, а наоборот – удовольствие, считайте, что первые шаги в сторону креативности удались.

«Данетки»

Как творческие способности развить незаметно, играя и развлекаясь? Да легко, с помощью «данеток». Это такие задачки, которые учат формулировать и задавать вопросы, причём, так, что они не иссякают. Играть можно как онлайн, так и с друзьями, что очень разрядит обстановку и настроит на весёлый лад. Условия просты, спрашивать нужно так, чтобы следовал закрытый ответ, то есть только «да» или «нет».

Самих задач в интернете полно. Приведу пример: «Одна женщина, прежде, чем лечь спать, спрятала туфельку в сейф. Почему она так сделала?». И вот с помощью вопросов пробуйте добраться до истины, это действительно увлекает и развивает.

Экспериментируйте

Стабильность – это хорошо, но если заметили, что в чём-то она мешает, рискуйте и действуйте по-другому, тогда и последствия будут совсем не такими, как обычно. К примеру, после нескольких неудачных романов женщина пришла к мысли, что «все мужчины одинаковы». Знакомый шаблон, да? Только, если задуматься, они были чем-то похожи, допустим, пристрастием к развлечениям. И теперь, живя с этим стереотипом, она неосознанно будет выбирать именно тех мужчин, которые ему соответствуют, убеждаясь, каждый раз, в своей правоте.

Подвергайте сомнению любую информацию


Это поможет вашему воображению набросать варианты, объясняющие подозрения. И кстати, это один из способов дедукции, о котором вы сможете почитать подробнее в статье . А это опять-таки подтверждает, что латеральность включает в себя и логику.

Заключение

А на сегодня всё, уважаемые читатели! Если вы хотите более углублённо изучить методы Эдварда де Боно, то рекомендую почитать его книгу «Латеральное мышление» . А ещё не забывайте, что развивать важно обе половинки мозга, чтобы достигнуть гармонии в своём развитии. Лучшие методы и способы описаны в статье «Основные функции правого полушария головного мозга а также упражнения для его развития». Успехов вам и свершений на пути саморазвития!
Материал подготовила Журавина Алина.