Полуколониальное положение Китая, разграбление его иностранцами, голод и эпидемии привели к концу XIX века к кровавому восстанию, которое было направлено против засилья европейских держав.

В течение XIX века Цинская империя попала под полный контроль европейцев. Сильно отставая в технологическом развитии. Китай не мог противостоять европейской экспансии и прямому военному вторжению. В результате, проиграв несколько войн, к концу столетия Цинская империя была поделена на сферы влияния между Великобританией (провинции вдоль реки Янцзы, Бирма и Гонконг), Францией (южные провинции и о. Хайнань), Германией (рудники провинции Шандунь) и Россией (вся Маньчжурия). К европейцам присоединилась Япония, контролировавшая провинцию Фуцзянь.

ПРЕДПОСЫЛКИ ВОССТАНИЯ

Экономическое положение Цинской империи было ужасным. Китай был повязан множеством неравных договоров, не позволявших использовать собственные порты, вести самостоятельную внешнюю политику и торговлю. Опиум и многочисленные миссионеры ослабляли национальный дух и способствовали дальнейшему порабощению китайцев.

Дешевые иностранные товары приводили к массовому разорению кустарного производства, в результате чего миллионы ремесленников оказывались без средств к существованию.

Строительство железных дорог, организация почтово телеграфной связи приводили к тому, что без средств остались представители традиционных видов транспорта и связи: лодочники, возчики, носильщики, погонщики, охранники и смотрители посыльных служб. При строительстве дорог уничтожались поля, разрушались дома, сносились кладбища. Положение простых китайцев с каждым днем становилось все хуже. А вместе с этим росла их ненависть к иностранцам.

Все это усугублялось засухой и эпидемией холеры, которая случилась в северных провинциях Китая.

«СВЯЩЕННЫЕ ОТРЯДЫ»

К концу 1890-х годов в северных провинциях стали стихийно возникать и активно действовать боевые отряды. Именовали они себя: «Ихэцюань» («Кулак во имя справедливости и согласия»), «Ихзтуань» («Отряды справедливости и мира»), «Иминьхуэй» («Союз справедливых»), «Дадаохуэй» («Союз больших мечей») и т. д. Когда сопротивление перекинулось на северо-восточные провинции, самыми распространенными названиями отрядов стали «Ихэцюань» и «Ихэтуань». Ихзтуани называли себя «священными отрядами».

Всех их объединяла ненависть к иностранцам, главным образом к миссионерам, а также к китайцам-христианам. Члены отрядов соблюдали традиционные религиозно-мистические ритуалы, регулярно занимались боевыми искусствами (цюань), напоминавшими европейцам кулачный бой, за что впоследствии и были прозваны англичанами «боксерами».

Отряды пополнялись обедневшими крестьянами, разорившимися ремесленниками, транспортными рабочими и демобилизованными солдатами. Не оставались в стороне женщины и подростки.

Тем не менее группы ихэтуаней не имели общего руководства и были плохо организованы. Имели место случаи грабежей местного населения и мародерство.

Первые столкновения с китайскими и иностранными войсками начались в ноябре 1897 года. К лету 1898-го появились первые жертвы среди мирного населения и к концу года ситуация полностью вышла из-под контроля местных властей.

К концу 1898 года в волнениях принимало участие более 25 тыс. человек. Восстание начало перекидываться на соседние провинции.

2 ноября 1899 года лидер движения ихэтуаней Чжан Саньдуо «принес жертву знамени» и официально объявил о начале восстания против династии Цин и иностранцев, хотя де-факто оно началось еще в 1898 году.

Численность восставших быстро росла: в 1899 году их количество оценивалось в 40 тыс. человек, а к июню 1900 года уже в 150 тыс. Ихэтуани с неоправданной жестокостью вырезали христианских проповедников, европейцев, китайцев, принявших христианство. Отряд уничтожали железнодорожные станции, телеграфные линии, мосты, учреждения и жилища иностранцев.

ПРИ ПОДДЕРЖКЕ ИМПЕРАТРИЦЫ

Несмотря на неспособность китайского правительства противостоять засилью иностранных держав, оно справедливо опасалось реакции на начавшееся истребление иностранцев и уничтожение их собственности. Были предприняты попытки подавить восстание силой. Между повстанцами и китайской армией постоянно возникали столкновения. Однако, после того как принц Дуань-ван — главный советник китайской императрицы Цы Си — обратил ее внимание на хорошую бойцовскую подготовку отрядов повстанцев, на которую династия могла опереться в борьбе с европейцами, отношение к ихэтуаням со стороны властей изменилось. 28 мая 1900 года Цы Си выпустила указ о поддержке восстания. За убитых иностранцев были назначены награды. 9 июня председателем кабинета министров был назначен ярый сторонник ихэтуаней принц Дуань-ван. Императрице Цы Си поднесли сфальсифицированный доклад о том, что иностранные державы собираются ее низложить и вернуть власть императору Гуансюю, которого она отстранила от дел. В результате 21 июня 1900 года императрица Цы Си объявила войну Великобритании, Германии, Австро-Венгрии, Франции, Италии, Японии, США и России.

После объявления Цинской Империей войны мировым державам ихэтуани официально были объявлены «йиминами» (чистосердечными людьми) и зачислены в милицию под общим командованием принца Гуна.

К июню разрозненные отряды стали стягиваться к Пекину и Тяньцзиню. 11 июля 1900 года основные группы ихэтуаней вошли в священную столицу Цинской империи. Началось объединение повстанцев с армией Дун Фусяна. Было принято решение вооружить и обучить ихэтуаней для отпора иностранцам.

Императрица Цы Си была довольна успехами отрядов — многие чужеземцы бежали. Казалось, еще немного, и ихэтуани совместно с армией изгонят из страны всех иностранцев.

ПЕКИН В ОГНЕ

Между тем в Пекине начались грабежи и погромы. Опьяненные безнаказанностью ихэтуани убивали не только иностранцев и китайских христиан, но даже китайцев, у которых обнаруживали европейские вещи: часы, спички, электрические лампы. Убивали и грабили и просто зажиточных пекинцев. Были перерезаны все телеграфные и электрические линии в столице и окрестностях. Железнодорожные пути разворочены, а станция сожжена. На пекинских улицах были убиты германский посланник Кеттелер и японский советник Сугияма.

900 иностранцев и около 2800 китайцев-христиан укрылись в укрепленном Посольском квартале, осада которого продолжалась с 20 июня по 14 августа, когда уланы Бенгальского полка совместно с осажденными сняли блокаду. За 55 дней осады погибло 68 иностранцев — 55 солдат и офицеров, 13 гражданских.

Не лучше обстояли дела в провинциях. Сотни иностранцев, в том числе русских, оказались в осадном положении. Так бои в Тяньцзине шли круглосуточно. Потери русского отряда составили более 200 человек убитыми и ранеными. В Дундинане ихэтуани сожгли храм и школу русской православной миссии. В Мукдене — уничтожили здания больницы и школы. Бунтовщики разрушали полотно КВЖД, убивали железнодорожных рабочих и инженеров. Китайская артиллерия обстреливала Благовещенск. Был блокирован Харбин.

Отряды ихэтуаней формально подчинялись нескольким принцам, а общее командование осуществлял принц Гун. Но реально повстанцы подчиняться им не хотели, т. к. те не были «посвященными», да и не могли, по причине слабой организации. Увязнув в убийствах и грабежах ихэтуани и китайская армия упустили время для решительных действий.

ИНТЕРВЕНЦИЯ

Еще в мае 1900-го для защиты своих подданных на рейд порта Дагу собирается международная эскадра европейских стран. 10 июня русские войска под командованием вице-адмирала Е. Алексеева были направлены в провинцию Чжили для подавления восстания. Сводный англо-американский отряд адмирала Е. Сеймура (2 тыс. моряков и морских пехотинцев) двинулся на Пекин для обеспечения безопасности европейцев, но не дошел до столицы, остановленный восставшими. Взятие Пекина ихэтуанями заставило мировые державы действовать быстро и согласовано. Формируется альянс восьми стран: Англии, Франции, США, Японии, России, Италии, Германии и Австро-Венгрии. 4 августа экспедиционный корпус численностью до 20 тыс. человек под командованием русского генерала Николая Линевича, составленный из российских, британских, американских, японских, французских войск, двинулся на Пекин, 14 августа, взорвав ворота Тянанмынь, русские и американские войска ворвались в китайскую столицу. Уличные бои шли двое суток. В захваченном Пекине союзники устроили массовый грабеж.

Императрица Цы Си бежала на запад, в Сиань. 9 сентября она издает указ о беспощадной расправе с «ихэтуанями», доведшими страну до кровопролития и иностранной интервенции.

Несмотря на поражение в Пекине, ихэтуани продолжают активно сопротивляться. Только в октябре 1900-го русским войскам удается полностью очистить от них все крупные города Маньчжурии.

В начале 1901 года уцелевшие ихэтуани объединились в «Армию честности и справедливости». После многочисленных боев в провинциях Ляонин и Хэйлунцзян армия была разгромлена в декабре 1901 то русскими войсками. Это ознаменовало окончание «Боксерского восстания» — восстания ихэтуаней. Последние ихэтуани были ликвидированы к концу 1902 года.

Результатом восстания стало ухудшение положения Китая. В сентябре 1901 года китайское правительство подписало очередной неравный договоре 11 державами, названный «Боксерским протоколом». Договор,
в частности, обязывал казнить всех лидеров повстанцев, запрещал все организации религиозного толка и направленные против иностранцев, китайским властям запрещался самостоятельный сбор налогов. Кроме того, запрещалось в течение двух лет ввозить в страну оружие и боеприпасы.

К выплате была назначена огромная контрибуция — 450 млн лян серебра (из расчета 1 лян — на каждого жителя Китая). 1 лян — 37,3 г — по обменному курсу 1902 года около двух рублей серебром.

Россия получала 29 % репараций, Германия — 20 %, Франция — 15,75 %, Британия — 11,25 %, Япония — 7,7 %, США — 7,3 %, оставшаяся сумма была разделена между остальными государствами-членами коалиции.

2901

История - большая, интересная и поучительная штука.Особенно история других государств. Знакомясь с ней можно извлечь какие-то уроки и для своей страны, понять ее текущее положение в нашем Мире.Что-то сделать и улучшить в ней.

Интересна в этом плане история Великих стран.Например,Китая....

__________________________

В самом конце XIX века в Китае произошло кровавое восстание, которое было вызвано усилившимся напряжением между китайскими патриотами, выступавшими с антизападных позиций и представителями западных стран, имевшими в стране свои интересы.

За несколько лет яростное националистическое движение, называвшее себя «Ихэтуань» (Духовные кулаки или Отряды справедливости и мира), привлекло на свою сторону многочисленных сторонников, сея ненависть к иностранным бизнесменам и миссионерам и призывая к их уничтожению.

Миссионеры прозвали повстанцев "боксерами" : большинство членов движения соблюдали религиозно-мистические ритуалы, заимствованные от традиционных подпольных сект, помогавшие, по их мнению, достигать невосприимчивости к физической боли и сопровождались движениями, похожими на боксирование.

Запад и Китай, предпосылки восстания

С начала XIX века западные страны алчно глядели в сторону Китая.

Первой среди них была Британия, продававшая в Китай опиум и получавшая взамен китайские товары: чай, шелк, фарфор и другую продукцию, пользовавшуюся большим спросом в Европе и Америке.

Западные страны стремились установить контроль над китайскими рынками .

Такая торговля, а также две весьма неудачные для КитаяОпиумные войны (1839-1842 и 1857-1860), разгоревшиеся из-за намерения Китая прекратить эту грязную и контрабандную торговлю наркотиками на своей территории , серьезно омрачили отношения Китая с западными державами.

После поражения в Первой опиумной войне и подписания первого неравноправного договора начался раздел Китая западными державами. До начала XX века Китай подписал 13 неравноправных договоров с Японией, США и странами Европы. Эти соглашения, позволили некоторым западным государствам получить статус стран "наибольшего благоприятствования". Китай потерял контроль над таможенными доходами, потерял многие морские порты и суверенность своих судоходных рек. В страну хлынули западные миссионеры.

Иностранные компании построили железные дороги, предназначенные для транспортировки природного сырья из внутренних районов Китая на побережье. Германия получила контроль над рудниками в провинции Шаньдун. Франция захватила Южный Вьетнам, Британия – Бирму и Гонконг. Христианские миссионеры свободно передвигались по территории Китая, открывая свои школы и не всегда с должным уважением относясь к местной культуре и религиозным традициям Китая.

Крайне болезненную реакцию населения вызвало иностранное проникновение в северные районы страны . Из-за строительства железных дорог и роста импорта заграничных товаров работу потеряло большое количество местного населения, занятого в традиционных видах экономики. Строительство КВЖД и ЮМЖД грозило оставить без работы еще тысячи людей. Трассы прокладываемых железных дорог уничтожали поля, разрушали дома и кладбища. Проникновение европейских, японских и американских товаров на внутренний рынок Китая ускорило разрушение местной ручной промышленности.

По мере этого коммерческого и миссионерского проникновения в Китай европейцы начали строить поселения для коммерсантов, государственных чиновников и их семей. Крупнейшие из них располагались в Шанхае и Пекине. На территории этих поселений китайские законы не действовали. К тому же они охранялись иностранными вооруженными отрядами.

Социальный взрыв был ускорен катастрофическим ухудшением жизни крестьян в северных провинциях страны в результате стихийных бедствий. На протяжении ряда лет здесь повторялись засухи и эпидемии холеры, которые истолковывались как последствия появления "заморских дьяволов" .

Европейцы не хотели считаться с местными обычаями и мнили себя выше китайцев. Коренное население Китая гордилось своей древней цивилизацией и культурой и испытывало глубокое унижение. Враждебное отношение к непрошеным гостям подогревалось надписями, подобными той, которая висела над входом в парк в Шанхае: «Посетителям с собаками и китайцам вход воспрещен» .

Кем были "боксеры"?

Это было тайное, мало чем примечательное общество фанатиков с темным прошлым, которое неожиданно активизировалось в 1898 г. в основном в провинциях Шаньси, Чжили и Шаньдун. Многие из них практиковали боевое искусство, заимствованное из древней религии таоистов и регулярно занимались физическими упражнениями, напоминавшими кулачный бой, за что и получили от европейцев свое прозвище: "боксёры".

"Боксеры"

Изначально "боксеры" были всего лишь одной из многочисленных группировок с различными названиями, настроенных против маньчжурской династии и поставившей перед собой цель очистить Китай от христиан и иностранцев. Когда борьба против иностранцев достигла наибольшего накала, наиболее распространёнными названиями группировок повстанцев становятся «Ихэцюань » и «Ихэтуань» , которые, по сути дела, отождествлялись. В этих отрядах были бедные крестьяне, разорившиеся ремесленники, потерявшие работу рабочие и демобилизованные солдаты. Иногда встречались женщины, названные "Красными фонарями" (Red Lanterns).

После того как главный советник китайской императрицы Цыси принц Туан обратил внимание на хорошую бойцовскую подготовку отрядов повстанцев, на которую династия могла опереться в борьбе с европейцами, отношение к "боксерам" со стороны официальных властей Китая изменилось. В мае 1900 г. Цыси в своём послании к повстанцам выразила поддержку ихэтуаням. Численность "боксеров" к тому времени составляла 150000, а ненависть к европейцам достигла наивысшей точки.

"Боксеры" не пили чая, не ели мяса и отреклись от женщин. Некоторые ихэтуани считали себя неуязвимыми для пуль и снарядов. Восставшие ставили перед собой цель очистить страну от иностранцев, а отдельные группы и низложения династии Цин. Члены группировок соблюдали строгий устав, согласно которому они должны были помогать друг другу и равным себе, при этом уничтожая всех христиан. Европейские бизнесмены с их железными дорогами, разрушавшими древнюю китайскую землю, и христианские миссионеры, пожиравшие плоть и кровь их бога, в глазах ихэтуаней «заморскими дьяволами», стремившимися погубить Китай.

Боксерское восстание

Отдельные локальные восстания, организованные группировкой "Дадао" , вспыхивали в Китае ещё в 1880-х годах. Непосредственной причиной восстания было убийство местными жителями двух немецких миссионеров Общества Слова Божия (Вербисты) в провинции Шаньдун в ноябре 1897 г. Правительство Германии хотело расширить немецкое влияние, в частности получить залив Цзяочжоу на южном побережье провинции Шаньдун и искало предлог и до убийства миссионеров. И когда кайзер Вильгельм II услышал о убийствах, то увидел, что ""прекрасная возможность", наконец, представилась. Немцы высадили десант на побережье Цзяочжоу, захватили его и построили город-порт Циндао, быстро превратив большую часть провинции Шаньдун в сферу немецкого влияния.

Китайский лабиринт: Великие державы пытаются избежать войны, за исключением германского кайзера, который идет прямо к ней

Немцы стали более агрессивными и безапелляционными после превращения провинции Шаньдун в сферу своего влияния, что вызвало новый виток в ""борьбе за концессии"" между Великими державами. В первые месяцы после взятия немцами Цзяочжоу, Россия захватила Далянь и Порт-Артур на Ляодунунсом полуострове, Великобритания потребовала Вэйхайвэй в провинции Шаньдун в аренду, также как и Гонконг, на девяносто девять лет, а Франция сделала сферой своего влияния юго-западный Китай.

Эскалация иностранной агрессии после убийства немецких миссионеров усилила гнев и враждебность со стороны многих китайцев-нехристиан по отношению к местным христианам и их зарубежным сторонникам и подняла китайскую ксенофобию на еще более высокий уровень. Именно в этой связи в 1898 году "боксеры" в провинции Шаньдун выступили против христиан.

На подавление были отправлены китайские и иностранные войска.

Германские солдаты чинили произвол и опустошали целые провинции, что только усугубляло ситуацию. Выступления в отдельных регионах севера Китая переросли во всеобщее народное восстание в провинции Шаньдун, столкновения с войсками становились всё масштабнее. В сентябре ситуация на севере страны полностью вышла из-под контроля.

В ноябре1899 г. лидер недавно возникшего движения ихэтуаней призвал весь китайский народ бороться с иностранцами. Государство Цин уже было существенно ослаблено японско-китайской войной 1894-1895 гг. и теперь опасалось, что организованные группы "боксеров" могут превратиться в движение против династии Цин. В то же время правительство Китая находилось под крайне враждебным давлением со стороны Великих держав, принуждавших подавить восстание.

Цинский двор оказался в очень сложной ситуации и попытался подавить "боксеров". Произошло несколько военных столкновений, в ходе которых китайские войска потерпели ряд поражений. В этой ситуации между правительством империи Цин и повстанцами было заключено перемирие: ихэтуани отказались от антиправительственных лозунгов, сосредоточив силы на изгнании иностранцев.

Это обеспокоило работников дипломатических и миссионерских миссий. Зимой в Китай начали прибывать подкрепления российских войск. Чёткого плана действий у ихэтуаней не было, но они хотели очистить от иностранцев Пекин. Взяв под контроль провинцию Чжили, повстанцы проводили агитацию в соседних провинциях и обучали армию для похода на Пекин.

В мае ситуация обострилась: ихэтуани, завершив подготовку, двинулись на столицу. Все иностранцы города перебрались в Посольский квартал. В Чжили для подавления восстания направились русские войска, а сводный англо-американский отряд моряков отправился в Пекин для защиты города от приближающейся повстанческой армии. Но ихэтуани их опередили и 11 июня вошли в столицу.

"Боксеры" убивают христиан-китайцев (кликабельно)

Некоторое время западным коммерсантам и правительственным чиновникам удавалось скрываться за высокими стенами дипломатического городка. В середине июня императрица Цыси объявила войну всем европейцам. 19 июня, послы получили ультиматум с требованием в 24 часа покинуть Пекин под дипломатической охраной. Однако послы решили не выполнять это требование: уехать – означало обречь на гибель множество людей, миссионеров, китайских христиан, которые в конечном итоге пережили террор "боксеров".

Страсти накалялись. Началась осада миссии. Вдовствующая императрица Цыси решила, что разумнее сотрудничать с боксерами против иностранцев. 21 июня 1900 г. империя Цин официально объявила войну Великим державам. Боксеры были официально объявлены как Yimin (праведники) и зачислены в милицию под общим командованием принца. Против объединенных сил "боксеров" и императорской армии, около 140000 солдат, осажденные в дипломатическом городке смогли выставить только 400 человек и 4 пулемета. Коалиционная армия освобождения медленно продвигалась к Пекину. Спустя неделю с начала осады армия все еще находилась в 48 км к югу от китайской столицы.

Посольский квартал подвергался массированному обстрелу из китайских полевых орудий. Итальянцы, немцы, японцы, французы и австрийцы, проживавшие в своих миссиях, укрылись в штаб-квартире англичан, которая стала центром обороны. На территории миссии было достаточно воды, но запасы продовольствия были ограниченны: когда закончилось мясо, стали есть конину, а вскоре осажденные вынуждены были питаться лишь корой и листьями.

Наступление союзных войск на Пекин оказалось возможным начать лишь после взятия г. Тяньцзинь. После 3 недель мучительной обороны, 14 июля, выбившиеся из сил обитатели дипломатического городка получили сообщение, что иностранный экспедиционный корпус захватил Тяньцзинь. После этого в Тяньцзине началась концентрация войск Альянса восьми держав (Россия, США, Германия, Великобритания, Франция, Япония, Австро-Венгрия и Италия), участвовавших в подавлении Боксерского восстания.

Императрица и ее приближенные согласились на перемирие. Но через 2 недели оно было нарушено. 13 августа, спустя 8 недель после начала осады, силы Альянса достигли Пекина. Российские войска подошли к столице Китая первыми и открыли артиллерийский огонь по главным воротам города, разрушив их. Когда старые деревянные ворота города рухнули, вдовствующая императрица Цыси бежала из города и укрылась в Сиане. Вслед за императрицей Пекин без боя покинули все части китайской армии. Однако город полностью перешел под контроль союзников только 28 августа, когда коалиционные войска штурмом взяли императорский дворец.

Последствия

За кровавую бойню, учиненную "боксерами", Запад потребовал возмездия и в результате китайский народ и вся империя оказались еще в худшем положении, чем до восстания. Китаю был навязан очередной неравноправный договор, названный «Заключительный протокол» . Согласно этому протоколу китайское правительство должно было казнить всех лидеров повстанцев и заплатить 450 млн. лян серебра в качестве контрибуции. Войскам европейских стран разрешилось пребывание на территории Посольского квартала и вдоль железнодорожных путей от Пекина до Тяньцзиня. Китаю было запрещено импортировать оружие, запрещались все организации религиозного толка и направленные против иностранцев.

Новый раздел Китая на "сферы влияния" в будущем привел к русско-японской войне 1904-1905 гг. , а впоследствии к нескольким вооруженным конфликтам на советско-китайской границе.

Разгром восстания и унизительный «Заключительный протокол» прозвучали похоронным звоном по маньчжурской династии Цинь, правившей с 1644 по 1911 г. Восстание «боксеров» стало последним крупным выступлением приверженцев традиций в Китае.

У Китая был такой огромный внешний долг, что он фактически попал в подчинение к западным странам.

Позже на севере Китая, в Маньчжурии, возникло марионеточное государство Маньчжоу-Го, подчинявшееся Японии.

Это уже задним числом, когда восстание было подавлено, китайские чиновники установили, что общество ихэтуаней зародилось ещё в начале XIX века. Оно отпочковалось от тайного общества «Байляй цзяо» (общество «Белого Лотоса»), чьей целью было свержение иноземной маньчжурской династии Цин, пришедшей к власти в Китае в 1644 году. Но к концу XIX века идеология общества трансформировалась, на первое место вышла задача охранять традиционные конфуцианские этические нормы, карая чиновников-взяточников и тех, кто оказывал недостаточное внимание к старшим и духам предков.

Крестьяне и сами так думали, но у них не было ни смелости, ни средств пойти против граждан великих держав. Ихэтуани дали им и то, и другое. Дело в том, что они отлично владели ушу. Занимаясь ушу, они не только овладевали приемами рукопашного боя, не только учились концентрировать волю и верить в свои силы, но ещё и осваивали медитативные практики. Чтобы входить в транс они часто пользовались специальными веществами, которые помещались в курильницы в помещениях для занятий. Кстати, или из-за занятий ушу или благодаря эмблеме в виде "красного кулака" европейцы называли ихэтуаней «боксерами» (в западных энциклопедиях восстание ихэтуаней так и значится как «восстание боксеров»). При помощи кулачной борьбы, вдохновляемые магическими силами, они якобы становились неуязвимыми для злых духов и должны были использовать свои способности в борьбе против иностранцев, пишет специалист-китаист Сабина Дабрингхаус. Ихэтуани были уверены, что, войдя в транс, они становятся неуязвимыми для пуль и снарядов. От желающих получить волшебные способности не было отбоя.

Для представителей западной цивилизации медитативная практика ихэтуаней представлялись нагромождением нелепых движений. Например, профессор-синолог Дмитрий Позднеев (1865-1942) так описывал их занятия ушу: «В сарае собралось 10 боксеров, на стенах сарая были развешены надписи, видимо, имен божеств или духов, к которым боксеры обращались … На столе перед надписями лежал длинный нож и сосуды с благоуханиями и курениями, как у буддистов … Сначала все ихэтуаньцы простерлись на юго-восток, где обитает их дух, потом вскочили, и главный из них начал странную жестикуляцию и прыжки. Другие подражали ему. Затем первый схватил нож и начал быстро вертеть им в воздухе; у других ножей ни у кого не было, и они остались свидетелями его движений, только строя страшные рожи, наводящие ужас на зрителей… После получасовых упражнений, старший боксер остановился в оцепенении, показывая тем, как было потом объяснено зрителям, что он достиг степени неуязвимости от оружия».На самом деле, ихэтуани были даосами (точнее — радикальными даосами, для которых практика была важнее созерцания). Классический даосизм отличается от классического буддизма довольно сильно. Для буддиста главное — как можно быстрее освободиться от всех привязанностей в этом мире, подавить в себе все желания и достигнуть нирваны — состояния бессознательной умиротворенности. Даосы, напротив, очень ценили жизнь и всегда занимались поисками эликсира бессмертия. Жизнь на небе от жизни на земле для них отличалась только тем, что боги и духи обладают большими способностями по сравнению с людьми. Даосы чтили не Будду, а Юй-ди — Яшмового государя всех 36 Небес, повелителя трех миров, «заведующего» министерствами (так это и называлось) грома, дождя и моровых поветрий. За ним шел бог войны Гуань-ди. Он беспощадно карал всех, кто нарушал законы Поднебесной. Из-за того, что он постоянно пребывал в гневе на многочисленных преступников, лицо у него было ярко красным. Скорее всего именно поэтому ихэтуани носили красные повязки. За Гуань-ди шел бесчисленный список святых и духов, с которыми даосы всегда могли найти общий язык при помощи заклинаний.

(Вопрос: Гуань-Ди и первоимператор Китая Цинь-Ши Х(г)уан-Ди -ь это разное или один образ!?)

Восставшие, выступив на востоке Китая против немцев, двинулись на Пекин, заняли его, а оттуда пошли на Харбин против русских. Под девизом "Поддержи Цин, прогони чужих дьяволов" группы "боксёров" к 1899 году распространились на огромной части северного Китая. 1899 год стал переломным. Наконец пошли дожди, и в глазах народа ихэтуани сразу превратились в могучее войско, посланное Небом.

Голод в результате неурожая и засухи, наводнения и перенаселение, ярость, направленная против иностранных миссионеров и собственное бессилие, содействовали превращению "боксёрского движения" в массовое. Всё новое и чужое, например железнодорожные пути, телеграфные столбы, рудники, всё уничтожалось и священники и купцы подвергались массовым убийствам. Делалось это при попустительстве двора Цин и вдовствующей императрицы Цы Си (Вдовствующая императрица неоднозначно относилась к событиям восстания. Ихэтуани восставали против разрушения старого китайского патриархального быта и имели чёткую антизападную направленность; тем не менее, они также выступали против манчжурской династии, завоевавшей Китай. В начале восстания, 28 мая 1900 г. Цы Си выпустила указ о поддержке восстания.

Движение было своеобразным джихадом - после смерти каждому боксеру обещалось воскрешение. Впереди войска ехали на осликах девочки в красном с красными фонарями и пели песню: «женщины - не причесывайте волосы, отрубим головы чужеземцам, тогда расчешемся. Изорвем электрические провода, вырвем телеграфные столбы, разломаем паровозы, разрушим пароходы, убитые дьяволы уйдут в землю, убитые дьяволы отправятся на тот свет.». Повстанцы метили дома иностранцев кровью - это значило, что дом обречен на сожжение, а его хозяин - на смерть. Вступив в Пекин, боксеры на центральной площади деревянной пилой напополам распилили председателя правления КВЖД; у японского секретаря посольства отрезали нос, уши, губы, пальцы, вырвали сердце, а из кожи на спине вырезали пояса. С 23 на 24 июня 1900 они устроили настоящую Варфоломеевскую ночь, истребив всех христиан Пекина. Очевидцы свидетельствовали: «страшна была их участь. Им распарывали животы, отрубали головы, сжигали в жилищах». Всего в ходе восстания в городе погибло 30 000 христиан.

Правительство Китая поддержало восставших; опубликовало указ: «Иностранцы не принадлежат к человеческому люду: они произошли от обезьян и гусей» и объявило награду за каждого убитого иностранца мужчину - 50 лянов серебра, женщину - 40, ребенка - 20…

7 июля 1900 боксеры начали штурм посольских кварталов Пекина продолжавшийся 56 дней. Положение усложнялось, и 8 держав приняли решение ввести в Китай свои войска.

Цы Си внезапно прониклась симпатией к ордам длинноволосых, оборванных крестьян, выступивших с мечами и пиками против армий сильнейших держав мира, как описывает "Боксёров" историк Кай Фогельзанг.

Восстала Чжили, общее число бойцов народной армии достигло 100 тыс. 26 мая 1900 года ихэтуани двинулись походом с юга провинции Чжили на Пекин, круша телеграфные линии, железные дороги, вместе с административными постройками, и без разбора уничтожая христианских миссионеров и китайцев-христиан. Всего погибло около двухсот священников и около тридцати двух тысяч их прихожан.

Надо сказать, что западные державы не смогли вовремя оценить масштаб и угрозу восстания ихэтуаней. Они и думать не могли, что этот забитый народ может решиться на что-то серьезное. Кроме того, они не знали, что императрица Цыси уже обещала восставшим свою поддержку, надеясь с их помощью вернуть Китаю независимость.

10 июня в Пекин из порта Тагу (Таку) был послан лишь двухтысячный отряд морской пехоты под командованием английского адмирала Эдварда Сеймура (Edward Hobart Seymour, 1840-1929) для защиты посольского квартала. 15 июня 1900 они окружили Посольский квартал в Пекине. 19 июня на улице был убит немецкий посланник Клеменс фон Кеттелер. Он находился в пути к Министерству иностранных дел, чтобы выразить протест против ультиматума императорского двора, согласного которому все иностранцы должны были незамедлительно покинуть Пекин. 21 июня Цы Си объявила иностранцам войну. Однако на станциях Лофа и Лянфан они встретили такое яростное сопротивления ихэтуаней, что, понеся большие потери, были вынуждены отступить. Для восставших проход на север был открыт. Часть их войска отправилось дальше на север, в Маньчжурию, остальные 11 июня вошли в Пекин.

Начались погромы магазинов и фирм, имевших дело с иностранцами, и поголовное уничтожение христиан. Сохранился рассказ русского дипломата Бориса Евреинова о погроме католического прихода Нань-Тан у Восточных ворот города: «Целые чаны были полны кровью, — писал он, — повсюду валялись изуродованные трупы стариков, женщин и детей; большинство из них умерло после страшных мучений, судя по застывшим в ужасных судорогах трупам. Были маленькие дети с раскрытыми внутренностями, с выколотыми глазами, с раздробленным черепом и ещё признаками жизни. В одном углу был найден костер с обугленными телами 40 девушек, по-видимому, поскольку трупы были связаны, сожженными живыми». Ихэтуани часто расчленяли трупы тех, кто верил в Иисуса — многие из них были уверенны, что иначе христиане обладали способностью воскресать на третий день.

Июнь 1900 года, когда боксеры заливали христианской кровью захваченный ими Пекин, дал китайской земле первых православных мучеников. "Из 1000 человек православной паствы Русская Духовная миссия потеряла 300 человек; некоторые из них отреклись от Православия, но другие, в числе 222, явились святыми исповедниками и мучениками за веру Христову" (Первые христианские мученики из православных китайцев. "За Церковь", 1936, 19, с. 1-3). Приведем описания подвига некоторых из них со слов тогдашняго Начальника Духовной миссии архимандрита, впоследствии митрополита Иннокетия, и архимандрита Авраамия:

Главным днем мученической смерти православных китайцев в Пекине было 11 июня 1900 г. Еще накануне по всем улицам были расклеены прокламации, призывавшие язычников к избиению христиан и угрожавшие смертью каждому, кто осмелится их укрывать. В ночь с 11 на 12 июня боксеры с горящими факелами, появившись во всех частях Пекина, нападали на христианские жилища, хватали несчастных христиан и истязали их, заставляя отречься от Христа. Многие, в ужасе перед истязаниями и смертью, отрекались от православия, чтобы спасти свою жизнь, и воскуряли фимиам перед идолами. Но другие, не страшась мучений, мужественно исповедывали Христа. Страшна была их участь. Им распарывали животы, отрубали голова, сжигали в жилищах. Розыски и истребление христиан продолжались и все последующие дни возстания. По истреблении жилищ христиан, их самих выводили за городские ворота в языческие кумирни боксеров, где производили им допрос и сжигали на кострах.

По свидетельству самих язычников-очевидцев, некоторые из православных китайцев встречали смерть с изумительным смоотвержением. Православный катехизатор Павел Ван (нужно отметить, что как русская, так и английская транскрипция китайских имен далека от единообразия, и имена китайских новомучеников иногда встречаются в совершенно непохожем виде) умер мученически с молитвой на устах. Учительница миссийской школы Ия Вэн была мучима дважды. В первый раз боксеры изрубили ее и полуживую забросали землей. Когда она очнулась, ее стоны услышал сторож (язычник) и перенес ее в свою будку. Но через несколько времени боксеры вновь схватили ее и на этот раз замучили до смерти. В обоих случаях Ия Вэн радостно исповедала Христа перед своими мучителями...

Среди пострадавших за Иисуса Христа были албазинцы, потомки тех славных албазинцев, которые понесли свет Христовой Православной веры в 1685 г. в столицу Китая -- Пекин... За преданность св. Православию Господь наградил их потомков славою исповедничества и мученичества. Албазинцы Климент Куй Лин, Матфей Хай Цюань, брат его Витт, Анна Жуй, и многие другие, не боясь убивающих тело, души же не могущих убить (Мф. 10:28), без страха встретили мучения и смерть за Спасителя мира, моля Бога о просвещении гонителей и о прощении им грехов...

Среди мучеников и исповедников Христовых из китайцев особо славен священник Митрофан Цзи-Чун со всею своею семьею. Он родился в 1855 г. и 25 лет от роду принял посвящение в сан от рук Японского Епископа Николая... Митрофан был человек смирного характера, очень осторожный и молчаливый, миролюбивый и незадорный; когда случалась хотя бы и очень тяжелая обида, он не старался оправдывать себя. Он не хотел принимать священного сана и постоянно отказывался, говоря: "Малоспособный и малодобродетельный человек как осмелится принять этот великий сан?" Но, понуждаемый архимандритом Флавианом и убеждаемый учителем, повиновался, хотя и знал, что с принятием священства конец его не будет благоприятен. При арх. Флавиане свящ. Митрофан был ему помощником в переводе и проверке книг (речь идет о переводах богослужебных книг на китайский язык, выполнявшихся членами Русской Духовной Миссии; вместе с церквами боксеры сожгли и типографию, уничтожили шрифты и наборные доски). В продолжении пятнадцати лет он неутомимо служил Богу, терпя и от своих, и от внешних мнго обид и оскорблений, и наконец впал в тихое помешательство. После этого он более трех лет жил вне ограды Миссии, получая половину прежняго жалования. Во всю свою жизнь свящ. Митрофан не был любостяжательным, а многие злоупотребляли этим.

В 1900 г. 1 июня (по китайскому календарю 17-го числа 5-го месяца) вечером здания Миссии были сожжены боксерами. Многие христиане, укрываясь от опасности, собрались в доме священника Митрофана. Среди собравшихся были и прежние недоброжелатели о. Митрофана, но он не гнал их. Видя, что некоторые малодушествуют, он укреплял их, говоря, что наступило время бедствий, и трудно избежать их. Сам он по нескольку раз в день ходил смотреть на сожженную церковь. 10-го июня вечером, часу в десятом, солдаты и боксеры окружили жилище о. Митрофана. В это время там было человек до семидесяти христиан; более сильные из них убежали, а о. Митрофан и многие другие, преимущественно женщины и дети, остались и были замучены. О. Митрофан сидел на дворе перед домом; боксеры искололи ему грудь, как соты, и он упал под финиковым деревом.

Соседи оттащили его тело на место, где была богадельня Миссии. Потом о. иеромонах Авраамий подобрал тело о. Митрофана, и в 1903 г., когда в первый раз совершался праздник в честь мучеников, оно вместе с другими положено было в храме мучеников под алтарем. На месте, где был замучен о. Митрофан, теперь (1920-е г.г.) поставлен крест, и в праздник мучеников туда заходит крестный ход и там совершается поминовение.

В семействе о. Митрофана были жена Татьяна из фамилии Ли, и три сына: старший Исаия, второй Сергей -- теперь он протоиерей, и третий Иван. 10 июня вечером Татьяна спаслась от боксеров при помощи невесты своего сына Исаии, но на другой день, 11 числа утром, и вместе с другими, всего 19 человек... казнена была через отсечение головы на месте, где теперь "Треугольник" -- богадельня для нищих. Исаия, 23 лет, служил в артиллерии. 7 июня боксеры казнили его через отсечение головы на большой улице около ворот Пин-цэ-мынь, так как раньше известно было, что он христианин. Мария, 19 лет, невеста Исаии, за два дня до боксерского погрома пришла в дом о. Митрофана, желая умереть в семъе своего жениха... Сергей, сын о. Митрофана, трижды пытался убедить ее скрыться, но она отвечала: "Я родилась около церкви Пресвятой Богородицы, здесь и умру", и осталась на месте, где была церковь. Вскоре пришли туда солдаты и боксеры, и она мученически скончалась, почитая смерть отшествием в место блаженного упокоения.

Ивану было тогда 8 лет. 10 июня вечером, когда убили его отца, боксеры разрубили ему плечи и отрубили пальцы на ногах; нос и уши были отрезаны. Невесте брата его Исаии удалось спасти его от смерти, и она спрятала его в отхожем месте. На вопрос людей, больно ли ему, он отвечал, что страдать за Христа не больно. Мальчишки издевались над ним... Иван просил у соседей воды, но они не только не дали ему, но и прогнали. Протасий Чан и Иродион Сюй, тогда еще не крещеные, свидетельствуют, что они видели этого мальчика с израненными плечами и ногами; раны были в вершок глубины, но он не чувствовал боли и, будучи опять взят боксерами, не обнаруживал страха и спокойно шел. Один старик выражал о нем сожаление, говоря: "Чем виноват мальчик? вина родителей, что он стал дьявольским последователем". Другие поднимали его на смех и поносили, или просто бросали на него презрительные усмешки. Так он был веден, как агнец на заклание.

(Первые христианские мученики из православных китайцев. "За Церковь", 1936, 19).

Черной несправедливостью было бы, особенно в связи со сказанным выше о западных миссионерах, обойти молчанием инославных христиан -- и китайцев, и европейцев, -- принявших мученичество в те же дни. Погибло до 30 тыс. католиков и 2 тыс. протестантов; из 2500 протестантских миссионеров было убито 134, т.е. около 5 процентов (Nat Brandt. Massacre in Shansi. Syracuse Univ. Press, 1994, p. 270). Как дань их памяти, приведем разсказ очевидца событий 9 июля 1900 г. у губернаторского дворца в Тайюане при большом стечении народа:

Первым вывели мистера Фартинга, баптистского миссионера из Англии. Жена рвалась за ним, но он но он мягко отстранил ее и, сопровождаемый солдатами, пошел вперед и опустился на колени, не произнося ни слова. Голова его отлетела в сторону от одного удара тесака. За ним последовали мистер Ходдл, мистер Бэйнон, доктор Ловитт и доктор Уилсон; каждый был обезглавлен с первого удара. Но тут губернатор Ю Шин потерял терпение и приказал, чтобы охрана, вооруженная длинными саблями, помогла убить остальных. Следующими были мистер Стоукс, мистер Симпсон, и мистер Уайтхауз.

Когда с мужчинами было покончено, дошла очередь до женщин. Миссис Фартинг вела за руку двух детей, крепко прижимавшихся к ней, но солдаты развели их и с одного удара обезглавили мать. Палач отрубил головы детям, вполне проявив при этом свое мастерство; солдаты же оказались куда менее ловкими, и некоторые женщины, прежде чем умереть, получали удар за ударом. Миссис Ловитт была в очках; она держала за руку сына, когда ей рубили голову. Она говорила: "Мы все прииехали в Китай чтобы передать вам добрую весть о спасении через Иисуса Христа; мы не сделали вам ничего плохого. За что же вы нас?" Солдат забрал у нее очки и убил ее.

Когда разделались с протестантами, вывели католиков. Епископ, седой старик с длинной бородой, спросил губернатора, почему он устроил такое злодейство. Ответил ли ему губернатор, я не слыхал, но видел, как он вытащил саблю и наотмашь разрубил старику лицо: кровь ручьем лилась у него по бороде, когда ему рубили голову.

Сразу вслед за ним обезглавили священников и монахинь. Потом привели мистера Пигготта и его спутников из близлежащей окружной тюрьмы. Он все еще был в наручниках, как и мистер Робинсон. Он говорил, обращаясь к окружающим, вплоть до последней секунды, когда его обезглавили с одного удара. Мистер Робинсон принял смерть совершенно спокойно. Когда отрубили голову миссис Пигготт, она еще держала за руку сына: его убили тотчас вслед за ней. Потом убили остальных женщин, и еще двух девочек.

Всего в тот день обезглавили 45 европейцев; из них было 33 протестанта и 12 католиков. Изрядное число христиан-китайцев тут же разделили их участь. Успело стемнеть, пока дело было сделано, и тела оставили на месте до утра. За ночь их раздели, снняли часы и кольца. Наутро их вытащили к Южным Воротам, а головы в клетках выставили на городской стене. Все кругом удивлялись твердости и спокойствию иностранцев: ни у кого, кроме двух-трех малолетних детей, не было видно ни страха, ни слез.

(O"Connor).

20 июня посольский квартал был взят в осаду, длившуюся 56 дней — до 14 августа 1900 года. Там около девятисот европейцев и несколько сотен китайцев-христиан находились под защитой всего 525 солдат, тогда как силы китайцев превышали 20 тысяч человек (это были и ихэтуани, и правительственные войска). Здания миссий были сильно разбросаны, поэтому осажденные решили оборону разделить на два укрепрайона: в первый объединили посольства Англии, России и США, а во второй — Франции, Германии, Японии и Испании. Силы были поделены примерно поровну. Женщин (147 человек) и детей (76 человек) разместили в английском посольстве, как наиболее защищенном от обстрелов. Ели конину, курили листья, боезапас пополняли, отливая пули.

Ихэтуаньское восстание - восстание ихэтуаней (буквально - «отрядов гармонии и справедливости») против иностранного вмешательства в экономику, внутреннюю политику и религиозную жизнь Китая с 1898 года (официально о начале восстания было объявлено в 1899 году) по 1901 год. Сначала пользовалось поддержкой властей Китая, но через некоторое время императрица Цы Си перешла на сторону Альянса восьми держав, который и подавил восстание. Отдельные выступления продолжались вплоть до конца 1902 года.

С начала XIX века в Китай начали проникать западноевропейские государства, прежде всего Великобритания, стремившиеся установить контроль над китайскими рынками. Цинская империя ничего не могла противопоставить технологически превосходящим её державам, в результате чего потерпела ряд дипломатических и военных поражений и к концу XIX века фактически находилась в положении полуколонии.

Раздел Китая начался с поражения империи в Первой опиумной войне, по итогам которой китайскому правительству был навязан первый неравноправный договор. С середины XIX и до начала XX века Китай подписал около 13 неравноправных договоров с Японией, США и странами Европы. В результате государство потеряло многие морские порты, оказалось изолированным во внешней политике, в страну хлынул поток миссионеров, которые не всегда относились с должным уважением к местной культуре и религиозным традициям.

Крайне болезненную реакцию населения вызвало иностранное проникновение в северные районы - в провинции Чжили, Шаньдун и в Маньчжурию, где изменения в экономике и социальном положении были слишком серьёзными. Из-за строительства железных дорог, введения почтово-телеграфной связи, роста импорта фабричных товаров потеряли работу многочисленные труженики традиционных видов транспорта и связи: лодочники, возчики, носильщики, погонщики, охранники и смотрители посыльных служб. Кроме того, строительство КВЖД и ЮМЖД грозило оставить без заработка многие тысячи людей, занятых извозным промыслом. Трассы прокладываемых дорог уничтожали поля, разрушали дома и кладбища. Проникновение европейских, русских, японских и американских товаров на внутренний рынок Китая ускорило разрушение ручной промышленности.

В таких условиях в 1898 году на севере Китая начали активно действовать множество стихийно сформировавшихся отрядов с различными названиями: «Ихэцюань» («Кулак во имя справедливости и согласия»), «Ихэтуань» («Отряды справедливости и мира»), «Иминьхуэй» («Союз справедливых»), «Дадаохуэй» («Союз больших мечей») и др. Когда борьба против иностранцев достигла наибольшего накала и перекинулась из Шаньдуна и Чжили на северо-восточные провинции, наиболее распространёнными названиями отрядов повстанцев становятся «Ихэцюань» и «Ихэтуань», которые, по сути дела, отождествлялись. Членов общества называли туань («отряды») и цюань («кулаки»). Сами же ихэтуани считали себя «священными воинами», «справедливыми людьми» и «священными отрядами».

Повстанческие отряды появились почти одновременно и у них были общие объединяющие их признаки - это прежде всего неприязнь к иностранцам, главным образом к миссионерам, а также к китайцам-христианам. Большинство повстанцев соблюдали религиозно-мистические ритуалы, заимствованные от традиционных подпольных сект. Многие участники организаций регулярно занимались физическими упражнениями (цюань), напоминавшими кулачный бой, за что впоследствии и были прозваны европейцами «боксёрами».

В стане восставших были бедные крестьяне, разорившиеся ремесленники, потерявшие работу транспортные рабочие и демобилизованные солдаты, а также женщины и подростки, что особенно поражало иностранцев. Некоторые ихэтуани считали себя неуязвимыми для пуль и снарядов, что даже было закреплено в уставе. По их мнению, ихэтуань, нарушивший волю командования или богов, терял такие способности, а духи отворачивались от него. Любой ихэтуань должен был придерживаться десяти правил, прописанных в уставе. Устав был написан при поддержке официального правительства империи. Согласно ему, каждый ихэтуань должен был подчиняться верховному командованию, помогать своим товарищам, придерживаться буддизма, не совершать преступлений, всегда принимать участие в бою, не нападать на других ихэтуаней, не мародёрствовать, всё захваченное имущество сдавать местным властям для пополнения казны, а также убивать христиан. Если христианин оказывался китайцем, ему предоставляли выбор: отречься от его веры или умереть.

Участники боксерского восстания.

К концу 1890-х годов в стране образовалось множество тайных сообществ. К ноябрю 1897 года начались столкновения повстанцев в нескольких деревнях на севере Цинской империи с китайскими и иностранными войсками, достигшие пика во время Юйского инцидента. Со временем восстали жители соседних уездов. Ситуация усугублялась произволом германских солдат, которые опустошали целые провинции, что раздражало местных жителей. К началу лета 1898 года столкновения становились всё масштабнее, появились первые жертвы среди мирного населения. Урегулирование конфликтов между иностранными войсками и местными жителями возлагалось на местных чиновников, которые в свою очередь ничего не могли предпринять. В сентябре ситуация на севере страны полностью вышла из-под контроля. На фоне восстания повсюду происходили грабежи, налёты, убийства.

Граф Альфред Людвиг Генрих Карл граф фон Вальдерзе инспектирует американские войска.

2 ноября 1899 года лидер недавно возникшего движения ихэтуаней призвал весь китайский народ бороться с иностранцами и династией Цин. Именно эта дата считается началом Ихэтуаньского восстания, хотя де-факто оно началось ещё в 1898 году.

На севере страны китайские войска, направленные туда для подавления выступлений, потерпели череду поражений, и армия отступала к Пекину. В сложившейся ситуации между правительством Цинской империи и повстанцами было заключено перемирие. Ихэтуани отказались от антиправительственных лозунгов, сосредоточив силы на изгнании иностранцев из государства. К тому моменту центр восстания переместился в провинцию Чжили, а количество восставших достигло 100 000 человек.

Это обеспокоило работников дипломатических и миссионерских миссий в Пекине. В начале весны наблюдалось относительное затишье. Чёткого плана действий ихэтуани не имели, но они хотели очистить от иностранцев Пекин. Поэтому, взяв под контроль всю провинцию Чжили, повстанцы начали проводить агитацию в соседних провинциях и обучать армию для похода на столицу.

Зимой 1899 года в Китай начали прибывать подкрепления российских войск, вслед за чем начались учения и маневры.

Церковь, сожженная восставшими.

В мае 1900 года ситуация обострилась. Ихэтуани сожгли храм и школу русской православной миссии на севере Китая, отец Сергий спасся и бежал в Россию. В городах Ляоян, Инкоу, Гирин и Куанчэнцзы прошли массовые манифестации китайцев, а в Мукдене произошла череда убийств и нападений на иностранцев и китайцев-христиан. Российская империя в связи с антихристианскими погромами направляла в Китай всё больше войск. 12 мая из Порт-Артура и Владивостока на север Цинской империи прибыло подкрепление. На третий день столкновений начались поджоги зданий европейских миссий и христианских храмов, которых сгорело восемь. 14 мая было сожжено здание Русской православной миссии в Бэйгуане. В первые несколько месяцев восстания российскими войсками на Тихом океане и в Квантунской области командовал вице-адмирал Алексеев. До прибытия подкреплений из России он один руководил подавлением бунтов на севере страны.

Русские солдаты в Китае.

26 мая ихэтуани, завершив подготовку, двинулись на Пекин. Через два дня, 28 мая, императрица Цыси в своём послании к повстанцам выразила им поддержку. Все иностранцы к тому времени перебрались в Посольский квартал. 2 июня началась осада европейских концессий в Тяньцзине.

Ихэтуани в Тяньцзине.

Ихэтуани уже 11 июня вошли в Пекин, учинив убийства иностранцев. К ним присоединились китайские войска, которыми был убит советник японского посольства Сугияма. Наступление ихэтуаней на столицу Китая и убийства христиан были «раздуты» западной прессой, поэтому поведение восставших европейцам казалось необоснованным, зверским и крайне негуманным.

Китайские христианские беженцы, собранные Отцом Куиллуксом в Апостольскую Миссию во время бомбардировки Тяньцзиня, Китай.

На это тут же отреагировали все государства, имевшие «сферы влияния» в Китае. К берегам Китая отправился Императорский флот Японии под командованием Хэйхатиро Того, российский Тихоокеанский флот, Королевский военно-морской флот Великобритании, ВМС США, ВМФ Франции и несколько военных кораблей Австро-Венгрии.

Японские войска в Китае.

20 июня 1900 года ихэтуани начали осаду посольского квартала в Пекине. Артиллерия повстанцев открыла огонь по дипломатическим посольствам европейских государств, где находилось около 900 гражданских лиц и 525 солдат.

Блокпосты в Посольском квартале, Пекин 1900 год.

7 июня. 21 июня того же года империя Цин официально объявила войну союзным государствам. Была издана «Декларация о войне»: «Иностранцы ведут себя агрессивно по отношению к нам, нарушают нашу территориальную целостность, топчут наш народ и забирают силой нашу собственность… К тому же они угнетают наш народ или богохульствуют над нашими богами. Простой народ терпит небывалые притеснения, и каждый из них весьма мстителен. Поэтому отважные последователи-ихэтуани сжигают церкви и убивают христиан».

Императрица Цы Си.

27 июля, кайзер Германии Вильгельм II принимает решение об отправке германских войск в Китай. Перед экспедиционными войсками он произнёс торжественную речь: «Как некогда гунны под водительством Аттилы стяжали себе незабываемую в истории репутацию, так же пусть и Китаю станет известна Германия, чтобы ни один китаец впредь не смел косо взглянуть на немца». Командование германскими войсками, направленными в Китай, возлагалось на бывшего начальника генерального штаба Германской империи Альфреда фон Вальдерзее. Позже он возглавил все коалиционные силы в Китае.

Немецкий военный флот прибывает в Китай для подавления восстания.

Мост, соединяющий Французскую миссию с железнодорожной станцией — место ожесточенных боев с восставшими. Пекин 1900 год.

Празднование дня рождения германского императора на «SMS Gefion» в Китае во время боксерского восстания.

Дом в Британской миссии, сигнальщики на крыше.

Укрепленная пагода на территории Дипломатической миссии.

Французские войска маршируют через Lo-Ко-Чао.

Китайские наемники в рядах европейских армий, Пекин 1900 год.

Усиленная наружная стена.

Забаррикадированные ворота британской Дипломатической миссии.

Британские морские пехотинцы охраняют Дипломатическую миссию.

Европейские войска в Китае.

Восстание «Боксеров» в Китае (1900 год).

Восстание «боксёров» в Китае одно из самых драматических и интересных событий 20 столетия. Начиная с 1898 года, группы крестьян в северном Китае начали объединяться в тайное общество, известное как I-ho ch’?an («Кулак во имя справедливости и согласия» «ихэтуане»), названное «Боксерами» западной прессой из-за не совсем корректного перевода. Члены тайного общества практиковали кунгфу и гимнастические ритуалы. Они считали что в состоянии взглядом воспламенять здания и летать как птицы над дворцами, кроме того принадлежность к секте якобы делает их непроницаемыми для пуль.
Сначала, «Боксеры» хотели разрушить династию Цинь (которая управляла Китаем больше 250 лет), и избавить Китай от всего иностранного (которое, по их мнению, являлось угрозой китайской культуре). Когда вдовствующая императрица, чувствуя угрозу своей власти, поддержала «Боксеров», движение повернулось исключительно в сторону избавления Китая от иностранцев.
К концу 1899 г. группы «Боксеров» уничтожали христианских миссионеров и китайских христиан по всей стране. К маю 1900 года восстание вышло из сельской местности и переместилось в столицу Китая Пекин.

Чтобы помочь своим соотечественникам и защитить их интересы в Китае, интернациональные силы, состоящие из американцев, британцев, русских, французов, итальянцев, и японских солдат были снаряжены для подавления восстания.
В императорском указе китайской императрицы Цыси от 28 мая 1900 года появилась фраза «смерть иностранцам!» Движению был отдан приказ — убить всех иностранцев. Несколько министров иностранных дел и их семьи были убиты прежде, чем интернациональные силы могли защитить их.
Восстание крестьян перешло в широкомасштабную войну, практически разрешённую этим указом императрицы. При этом Цыси двулично продолжала присылать дипломатам «любезности» — цветы и фрукты.В столице Китая начались беспощадные экзекуции над иностранцами и их «приспешниками». Вечером китайцы открыли огонь по иноземным миссиям, был убит немецкий посланник Кеттлер. Одним из первых потерпевших дипломатического квартала стал матрос Георгий Ильин, оберегавший Российскую дипломатическую миссию. Пекин в те дни вызывал ассоциации с Варфоломеевской ночью — отовсюду доносились стоны истязаемых, проливались реки крови, городские улицы были заполнены возгласами «ша!» («убивай!»).

Фатальным для Российской Духовной Миссии в Пекине стал день 11 июня. Вооруженные подразделения «боксеров» ворвались на старинную территорию «Северного подворья» и учинили вслед за тем безжалостную расправу не только над почти всеми попавшимися под руку русскими, однако и над православными китайцами, трудившимися в российском поселении. Позднее 222 убитых были погребены под сводами воздвигнутого на территории Миссии храма. Со временем была написана практически безызвестная нашим современникам икона 222-х китайских мучеников.
В дни кровавой резни ихэтуаней в Китае погибло около 30 тысяч католиков и 2 тысячи протестантских миссионеров. «Боксеры» работали с последней безжалостностью, никак не жалея женщин и детей, о чём есть бессчетные документальные свидетельства. Вот строчки одного-го из них: «…Как скоро с представителями сильного пола было покончено, дошла очередность до женщин. Миссис Фартинг вела за руку двоих детей, прочно жавшихся к ней, однако бойцы развели их и с 1-го удара обезглавили мать. Потом палач отрубил головы детям, показав при этом свое мастерство…».

Дальнейшее совершенствование «мастерства» пьяных кровью бунтовщиков и цинских бойцов остановило лишь уверенное вмешательство объединенного армейского корпуса союзных держав, в состав которого вошли и русские войска.

Через 55 дней 14 августа 1900 года интернациональные силы взяли Пекин и подавили восстание.

В результате китайский народ и вся Цинская империя оказались в худшем положении, чем до этих событий. Коалиционные силы вынудили Китай подписать неравноправный договор, получивший название «Заключительный протокол» или «Боксёрский протокол». Протокол был подписан ещё до окончания военных действий 7 сентября 1901 года. С одной стороны договор заключило Цинское правительство, с другой - США, Япония, Германская империя, Австро-Венгрия, Российская империя, Великобритания, Франция, Италия, Испания, Бельгия и Нидерланды.

Восстание «Боксеров» ускорило республиканскую революцию 1911 года, которая свергла императора ребёнка и сделала Китай республикой.