Разные подходы

Каждый народ воспринимает биотику по-разному, что влияет на то, как представители этого народа учатся использовать биотические способности, используют их и регулируют их.

Асари: все асари – биотики, они осваивают свои способности в школах, а самым талантливым из них предлагают пройти курсы повышенного уровня. Как следствие, все асари владеют базовыми способностями (бросок, подъём, барьер и деформация). Большинство асари также могут пользоваться деформирующими мечами, однако самые мощные или самые древние мечи требуют специальной тренировки, которую проходят только жрицы Атаме и представительницы Тридцати родов. Асари называют биотику Искусством, считают её своим прирождённым свойством и тем, что их отличает от других рас. Они внедряют в тренировку мистические и религиозные элементы, и большинство из них предпочитают элегантность и искусность в применении своих способностей, нежели чем грубую силу.

Саларианцы: что неудивительно, саларианцы воспринимают биотику с научной точки зрения. Только те ресурсы (а именно так они осознают своих биотиков – примечание переводчика), создаваемые биотиками, имеют эту способность и становятся чаще всего затем членами ГОР. Биотики, не служащие в ГОР, очень редки среди них. Для саларианцев биотика – просто оружие, просто более гибкое и скрытое. Они называют её Талантом и воспринимают как фактор, ограничивающий жизнь саларинаца. МСР («маленькие серые человечки») не боятся биотики и не приукрашивают её. Большинство саларианцев предпочитают гибкость и эффективность своих сил, нежели чем мощь или искусность.

Турианцы: турианцы очень подозрительны к своим биотикам из-за того, что прежде кабалы попытались захватить власть в Иерархии путём правительственного переворота. Турианские биотики строго ограничены в своих правах, могут заводить семьи только с другими биотиками, находятся под постоянным подозрением и не могут получать ранги меритократии за редким исключением (пример такого исключения - Сарен). Турианцы воспринимают биотику как магию, и обучение ей покрыто мистическими и мифическими тонами, суевериями и, конечно же, мелодрамой. Турианцы называют биотику Магией, и исследования в её области ограничены и медлительны, а изучают её главным образом кабалы. Для турианцев убойная сила способностей важнее силы способностей, а сила важней искусности.

Люди: большинство людей понимают, что биотика не является магией и не имеет к псионике никакого отношения, однако некоторые из них (в основном необразованные) считают, что биотики могут читать мысли и управлять поведением других. Биотиков среди людей не выделяют в отдельную касту, однако в некоторых местах их или избегают, или презирают. Почти все биотики обучаются в специальных академиях использовать свои способности, и почти все биотики-гражданские оснащены упрощёнными био-имплами. Все люди с биотическими способностями находятся под наблюдением правоохранительных органов (исключая военных). Хотя специального названия для биотических способностей нет, в народе их именуют в шутку Силой. Для людей мощь и эффектность биотических способностей важней гибкости.

Волусы: что неудивительно, волусы воспринимают биотику как денежное вложение и распоряжаются ею как дорогостоящим капиталом, сберегая на чёрный день. Так как волусиаские биотики весьма сильны, они к своему удивлению обнаруживают, что их уважают другие расы и опасаются турианцы. Биотики-волусы тренируются Биотическим Институтом Вол-Клана и затем обязаны отслужить пятнадцать лет в ВЗС, после чего они могут пользоваться своими способностями в каких угодно установленных законом видами деятельности. Волусы не склонны придавать мистическую окраску чему-либо, а уж тем более биотике, которую они осваивали с нуля. Они не преувеличивают и не приукрашивают биотические способности. Большинство волусианских биотиков осваивают способности многоцелевого применения, в особенности те, которые можно использовать для заработка денег.

Кроганы: раса с Тучанки включила биотиков в свою социокультурную структуру, рассматривая естественных биотиков как настоящих лидеров, а искусственно создаваемых Воевод – как могучих бойцов. Больше всего биотиков в кланах Урднот и Даггет, однако клан Такс лишь слабо отстаёт от них. Большинство кроганов воспринимают биотические способности, которые они называют Духовным Огнём, даром от своих богов, помогающим им выжить на Тучанке. Обучение владению биотическими способностями проводится в группах «мастер-ученик» и лишено каких-либо государственных стандартов. Однако до Кроганских Восстаний клан Ганар, занимавшийся активно научными изысканиями, создал несколько новых биотических способностей. Из характеристик способностей кроганы больше всего котируют огневую мощь, а также возможность использовать биотику в течение долгого времени.

Дреллы: как и кроганы, эти рептилии тоже называют биотику божественным даром, однако считают, что этот дар они должны использовать, служа ханарам, ибо такова воля богов. Сначала они вообще не понимали, как использовать биотику, однако ханары дреллов как-то этому обучили (предположительно используя расшифрованные протеанские послания). Как следствие, ящеры пользуются нестандартными и очень мощными способностями, а биотику называют Танцем Смерти, воспринимая её как совокупность красоты и умения убивать. В способностях они предпочитают внезапность применения и убойную силу. Хотя в бою дреллы-биотик не сильнее биотиков других рас, при атаке из засады они смертоносны.

Батарианцы: жестокий способ создания новых биотиков, которые умирают быстро из-за повреждений нервной ткани или медленно, но пользуясь своими способностями, красноречиво показывает то, как батарианцы относятся к ним. Биотика – проклятье для батарианских идеалов. Пускай оно поставленно на службу Гегемонии и Императору достижениями науки, биотические способности всё равно остаются проклятьем Тёмных Богов. Своих биотиков они тренируют сурово, пользуясь украденной информацией у прочих рас и экспериментируя со способностями, а потому всегда существует риск того, что обучающийся биотик искалечит или даже убьёт себя. Батарианцы называют биотику Могуществом и относятся к его обладателям с жалостью, нежели чем страхом. Их биотики чаще всего предпочитают в способностях силу, и ничего, кроме силы. Пускай их способности просты, но батаринский Великолепный биотик может убить асари-матриарха.

Сравнительная шкала биотиков различных рас

Согласно законам Совета Цитадели, все биотики разделены на семь уровней по мощности способностей. С действительной силой способностей эта шкала не имеет связи – она описывает средний уровень способностей и умения ими владеть. Кроме этого, любой, имеющий дело с этой шкалой, должен понимать, что существуют исключения, что биотики у некоторых рас слабеют, устав или проголодавшись, что могут появляться новые способности.

Биотики делятся по шкале на «простых» - не прошедших военную спецподготовку, и «специалистов» - прошедших спецподготовку.

Уровень 1 : не-биотики.

Уровень 2 : простые людские, турианские и волусианские биотики, Почётные батарианские биотики.

Уровень 3 : простые кроганские, саларианские и дреллские биотики, батарианские биотики-Избранники.

Уровень 4 : большинство асари, людские, волусианские и батарианские биотики-специалисты.

Уровень 5: турианские, саларианские и кроганские биотики-специалисты, аугментированные волусианские биотики-специалисты.

Уровень 6 : асарийские биотики-специалисты, аугментированные людские биотики-специалисты, дреллские Танцоры Памяти.

Уровень 7 : асарийские матриархи, Ардат-Якши, боевые жрицы и Избранницы Атаме, батарианские Великолепные биотики, кроганские биотики-специалисты в состоянии «кровавой ярости».

Эти уровни указывают на то, насколько опасны биотики, входящие в неё. Например, асари-матриархи владеют обширным набором умений, чрезвычайно сильны, а из-за огромной длительности жизни – несколько сотен лет – имеют богатый опыт использования биотики. Даже без спецподготовки они сравнимы с биотическими специалистами других рас.

Кроме этого, у рас со временем сила способностей может изменяться. У людей, турианцев, батаринацев и волусов низкая чувствительность нервной системы к Э-0, а потому их способности имеют наиболее низкий начальный уровень. Однако у турианцев нервные системы устойчивей к нагрузке, вызванной применением биотических способностей, а потому их уровень выше. Как правило, эти расы могут повысит свой уровень только тренировками или аугментикой, нежели чем увеличением количества Э-0 в организме.

У кроганов, дреллов и саларианцев способности сильней из-за различных факторов (регенерация у кроганов, сложность нервной системы саларианцев, якадийские узлы у дреллов) и большей чувствительности организма к Э-0. Кроме этого, кроганы, взрослея, могут накапливать больше Э-0 в своём организме.

Наконец, асари – естественные биотики, и если они проводят большую часть своей жизни на Тессии, то накапливают в своём организме ещё больше Э-0. Для них нулевой элемент не опасен вообще – из-за особенностей эволюции форм жизни на Тессии и модификаций их генов Протеанами, и чем старше они, тем сильней их биоэлектрические поля. Асарийские матриархи обладают чудовищной силой, так как в их теле может находиться в 60 раз больше Э-0, чем у человека-биотика.

Четыре аспекта

Из-за огромного количества биотических способностей, известных современным народам Галактики, чётко оценить каждую из них может быть затруднительно. Взамен этого люди используют систему четырёх аспектов, позаимствованную у асари. Любую способность и любого биотика можно оценить по этим четырём параметрам. Биотики разных рас из-за отличных физиологических особенностей проявляют себя хуже и лучше в разных аспектах.

Сила – количество энергии, которое может вложить биотик в одну способность за неопределённый промежуток времени. Чем более сильный биотик, тем на большую область его/её силы будут действовать и тем больше ньютонов они выделят. Сила возрастает, если биотик эмоционально возбуждён (сильнейшую прибавку даёт ярость). Она прямо противоположна концентрации, потому что чем больше энергии вложил биотик в воздействие, тем сложнее его контролировать (те, кому это всё-таки удаётся, - талантливые биотики). Простые биотические воздействия – бросок, подъём и разрыв – основаны на этом аспекте. Кроганы называют этот аспект «огнём».

Концентрация – способность управлять биотическими способностями. Чем более сложен биотический приём и чем экзотичней силы, тем менее важна сила атаки и тем важнее точность исполнения. Сингулярность не будет сильно отличаться, если её запустит слабый или сильный биотик, но биотик с лучшим контролем над способностями увеличит продолжительность воздействия и может закрутить маленькую чёрную дыру, увеличивая тем самым разрушения. Концентрация повышается у биотика, пребывающего в спокойном состоянии, сосредоточенным мышлением и медитациями. Асари считают концентрацию самым важным аспектом.

Выброс – способность выделить энергию за очень короткий промежуток времени. Человеческие биотики в шутку называют этот аспект «ДПС» - жаргонным словом из видеоигр, которое весьма точно определяет его. Биотик с высоким выбросом способен генерировать воздействия за короткий промежуток времени. Выброс усиливается, если цель воздействий чётко определена. Этот аспект слабо противопоставлен концентрации, потому что разбрасываться способностями быстро и контролировать их все сразу сложно.

Запас – способность создавать долговременные биотические воздействия. Этот аспект зависит от физиологии биотика, его/её текущего состояния, используемых способностей и пр. Голодный, раненый и уставший биотик не будет иметь такой же запас, как сытый, спокойный и отдохнувший. Иметь большой запас означает, что вы сможете применять свои способности в течение долгого времени.

Эти четыре аспекта определяют то, на что биотики разных рас делают ставку.

У людей большая сила и плохая концентрация, хороший выброс и очень большой запас. (Сила 7, Концентрация 3, Выброс 6, Запас 9.) Они предпочитают способности, создающие непосредственное воздействие на цель, а их способности зависят от того, насколько людские биотики сыты. Люди могут пользоваться своими силами очень долго, уступая лишь асари в этом, но плохая концентрация не позволяет им пользоваться сложными воздействиями.

У турианцев средняя сила, но очень высокие концентрация и выброс, а также хороший запас. (Сила 5, Концентрация 8, Выброс 7, Запас 7.) Турианские биотики сбалансированы в плане своих возможностей и могу пользоваться биотическими воздействиями в течение долгого времени. В бою они предпочитают использовать силы, которые ослабляют противников и делают их уязвимыми к атакам других турианцев. Так как Э-0 у них накапливается под чешуёй, а не во внутренних органах, запас у турианских биотиков чётко ограничен и не зависит от того, насколько они проголодались или устали. От того даже уставшие или голодные биотики представляют опасность.

Кроганские биотики обладают колоссальной силой и высоким выбросом, никудышной концентрацией и большим запасом. (Сила 10, Концентрация 2, Выброс 8, Запас 9.) В бою они просты, стремительны и разрушительны. К биотике высокого уровня они плохо приспособлены, однако кинетический барьер крогана непробиваем для танкового орудия, а его бросок может запросто разрушить железобетонную стену или обрушить небольшое здание. Ну, а если кроган впадёт в кровавую ярость, то даже асари-матриарх позавидует такой мощи. Но только ярость спадёт, ящер будет сильно утомлён. Благодаря наличию дублирующих органов кроганы очень долго могут пользоваться биотическими воздействиями.

Саларианские биотики имеют низкую силу, очень высокую концентрацию, а их выброс и запас ниже среднего. (Сила 2, Концентрация 9, Выброс 4, Запас 4.) Хотя саларианцы не приспособлены для биотики, на первый взгляд, благодаря своей концентрации они пользуются маломощными экзотическими способностями. Они редко перенапрягают себя, используют биотику только в точно выбранный момент, а от того малый запас не ограничивает их. Хотя для боя один-на-один с биотиками других рас они не приспособлены, саларианцы используют своих биотиков в спецподразделениях как бойцов поддержки, что делает их весьма опасными. Чтобы пользоваться своими способностями, саларианцы должны не только быть сытыми и отдохнувшими, но ещё и сфокусироваться – без концентрации их способности слишком слабы.

Дреллские биотики обладают средней силой, высокими концентрацией и выбросом, и очень низким запасом. (Сила 4, Концентрация 8, Выброс 8, Запас 2.) В бою они используют биотические воздействия как орудие для быстрого убийства – быстро применяемое, высокоточное, мгновенно срабатывающее. Их концентрация и выброс позволяют применять способности, которые не под силу многим турианским биотикам, но их низкая выносливость не позволяет применить более 4-5 воздействий за схватку. Из-за малого запаса физическое состояние дрелла мало влияет на его способности.

Почётные и батарианцы-Избранники имеют немного повышенную силу и средние концентрацию, выброс и запас, что делает их достаточно гибкими. (Сила 6, Концентрация 6, Выброс 5, Запас 5.) Великолепные бататарианские биотики имеют очень высокую силу, скверную концентрацию, наивысший среди всех биотиков выброс и значительный запас. (Сила 8, Концентрация 1, Выброс 10, Запас 8.) Ни один биотик другой расы не может генерировать столь много энергии, как Великолепный – существует пример того, как один такой батарианец выдал более 60000 Ньютонов за 10 секунд. Платой за это является трудность контролировать свои способности – неоднократно Великолепные батарианцы убивали себя своими силами. Выносливость у батарианцев сравнима с турианцами.

У волусов средние сила и выносливость, а также значительные выброс и резерв. (Сила 4, Концентрация 5, Выброс 8, Запас 8.) Большинство из них предпочитаю пользоваться сложными биотическими воздействиями, которые можно применять на большом расстоянии, нежели чем вблизи. А их физиология позволяет им применять биотические атаки быстро и на протяжении долгого времени. Как и людям, им нужно есть много пищи и хорошо отдыхать, чтобы пользоваться биотикой по максимуму.

У асари сила и запас могут колебаться, однако с возрастом они возрастают. Так или иначе, в среднем большинство асари имеют средние силу, концентрацию, выброс и высокий запас. (Сила 5, Концентрация 6, Выброс 6, Запас 7.) Однако матриархи имеют наивысшие силу и запас среди всех рас, а их уровень концентрации недостижим даже для самого спокойного саларианского биотика. Однако, их выброс не слишком высок, что, впрочем, не мешает им пользоваться сложными способностями. (Сила 9, Концентрация 10, Выброс 5, Запас 10.) Ну, а те матриархи, что становятся боевыми жрицами Атаме, заслуженно считаются самыми опасными биотиками в Галактике. Также асари нужно есть больше всех, чтобы пользоваться биотическими способностями. Если они проголодались, то угрозы не представляют.

Биотические дисциплины

Все биотические воздействия могут быть разделены на пять дисциплин.

Первая дисциплина – базовые кинетические воздействия и генерация простых полей масс-эффекта . Любой биотик может овладеть ими. Именно эти способности были первыми, обнаруженными любой расой в ходе экспериментов с биотикой. Воздействия первой дисциплины также могут быть скомбинированы с прочими способностями или между собой без особой сложности. Хотя освоить Кинетическую школу легко, овладеть ею в мастерстве затруднительно. Эти способности требовательны к силе биотика.

Вторая дисциплина – молекулярные манипуляции . Они основаны на генерировании переменных полей масс-эффекта, разрывающих химические связи между атомами. Эти способности хорошо комбинируются с некоторыми воздействиями из Пространственной дисциплины, но не очень – с гравитационными и кинетическими воздействиями. Они требуют от биотика высокой концентрации, а потому саларианцы и дреллы очень хороши в них. Это призываемые способности, которые непросты в освоении, но, стоит биотику освоить их, как он/она легко будет их использовать.

Третья дисциплина – гравитационные манипуляции , позволяющие биотику менять гравитационное поле на лету, а также обнулять инерциальную и кинетическую энергию тел. Эти воздействия требовательны и к концентрации, и к силе биотика, а также грозят ему травмами при потере контроля. Кроме этого, они сильно истощают биотика, и пользоваться ими долго без передышки невозможно. Асари – мастера этой дисциплины, и большинство турианцев практикует именно их. Гравитационные манипуляции можно использовать как в битве, так и в обыденной жизни или созидательном труде.

Четвёртая дисциплина – пространственные манипуляции . Их впервые открыли асари, и они чрезвычайно требовательны к силе и резерву биотика. С их помощью можно менять положение объектов в пространстве и даже изменять течение времени. Большинство этих способностей, кроме Стазиса, предназначены для сражений.

Пятая дисциплина – высокоэнергетичные манипуляции . С помощью этих способностей биотик может менять квантовое состояние вещества. Они требуют очень больших энергозатрат и высокой концентрации. Все воздействия высокоэнергетичной дисциплины были созданы асари, а биотики прочих рас позаимствовали их.

Пределы биотических способностей

Тело биотика – биомеханизм, генерирующий поля масс-эффекта с помощью биоэлектрических импульсов, вызванных либо естественными перепадами потенциалов нервной системы, либо усиленными с помощью имплантов. Биотик не может прекратить пожар, но он может сгенерировать кинетический сдвиг, отклоняющий в сторону плазму. В глубоком космосе, далеко от любых небесных тел, они смогут прикладывать свои способности лишь к своему телу, однако могут усилить любое гравитационное поле. Чем сложнее биотическое воздействие, тем более сложные поля нужно сформировать биотику, и тем выше вероятность неуспеха.

У биотиков имеются четыре слабости. Во-первых, им требуется больше пищи, а некоторым – принимать спецпрепараты, чтобы пользоваться способностями. Если биотик будет слишком уставшим или голодным, то при попытке генерировать биотическую способность он потеряет сознание или даже умрёт. Пища для них в буквальном смысле слова – боеприпас.

Во-вторых, биотик может применять свои способности только на тех противников, которых он может заметить. Если он не заметит угрозу, то легко погибнет от удара в спину, выстрела из снайперской винтовки или осколочной мины. Даже в бою, хотя биотики чрезвычайно опасны, они не всесильны и могут отвлечься в неподходящий момент. Немногие из них могут сражаться с противниками, подобравшимися вблизи, одновременно атакуя удалённые цели.

В-третьих, биотические способности не дают полной неуязвимости. Кинетический барьер защищает от кинетических боеприпасов, плазмоидов, пучков частиц, отравляющих жидкостей и газов, шрапнели и осколков, и взрывов. Однако он не защищает от теплового излучения, зажигательного оружия, боевых лазеров и оружия ближнего боя. С помощью взрывчатки можно разрушить здание или укрепление, в котором они находятся. Кроме этого, непрерывный обстрел вынудит биотика поддерживать непрерывно биотический щит и истощит его запасы.

В-четвёртых, биотические способности основаны на балансе. Воюя с однотипными противниками, биотики могут легко их перебить, но если враг будет атаковать разными видами оружия с разных направлений, они не смогут победить в одиночку.

Прочие параметры биотических способностей

Те биотические способности, что могут быть усилены с помощью эмоциональных вспышек, не требуют высокой концентрации и представляют собой плохо направленные воздействия. Например, «нова» - это, согласно одной из теорий, изменение выходной формы канала, в котором двигается биотик во время рывка.

Так или иначе, чем проще воздействие, тем легче сделать его более мощной, Сложные воздействия требуют фокуса и контроля над генерируемыми полями, чтобы они сработали.

Кроме этого, имеются и прочие параметры, которые влияют на использование биотики. Мощность нервной системы, интенсивность генерируемых токов, количество Э-0 в теле, – они все влияют на то, в каком масштабе проявятся воздействия. Поэтому категории, по которым делятся биотики, приблизительны и не абсолютно точны. Например, у Субъекта Ноль было вдвое больше изменённых лимфатических узлов, из-за чего она по силе приближалась к асарийским матриархам. Жрицы Атаме усиливают себя, потребляя пищу, богатую Э-0, и медитируя в прудах на Тессии, насыщенных им же.

Однако самый важные параметры для биотика – это ум и изобретательность. Биотик, использующий свои способности эффективно, всегда победит того, кто использует свои способности бесцельно.

Три дополнительных параметра для биотика – это:

- фокус – способность концентрироваться, делает более эффективными воздействия, требовательные к концентрации и выбросу;

- физическая выносливость – способность биотика пользоваться своими способностями без отдыха и потребления воды, пищи и препаратов;

- ум – способность применять сложные призываемые и вызываемые способности, влияет на все четыре аспекта. Чем умней биотик, тем проще ему применять сложные способности.

Пределы выделяемой энергии и подавляющие устройства

После генерации воздействия, в теле биотика снижается мощность биоэлектрического поля. Организм это старается скомпенсировать, а био-импл – использовать эффективно, однако необходимость восполнять биоэлектрическое поле истощает. Большинство биотиков должны отдохнуть после применения способностей и не любят применят одну и ту же способность по многу раз, так как это перенапрягает нервы.

Снижение мощности биоэлектрического поля и его последующее восстановление называется, как нетрудно догадаться, перезарядкой, и ограничивает частоту применения биотических способностей. Каким бы не был мощным и умелым биотик, он не может применять воздействия одно за другим, потому что биоэлектрическому полю нужно восстанавливать свою амплитуду.

Перезарядку между способностями можно удлинить или сделать непрерывной, нарушив способность биотика генерировать поля масс-эффекта. Для этого используют три способа: пульсарными подавителями, фазовыми ингибиторами и ферромагнитными протеиновыми инъекциями.

Пульсарный подавитель – генератор переменного поля масс-эффекта, которое колеблется в диссонансе с естественным полем биотика. Это всё равно что настраивать гитару, сидя у работающего фрезеровочного станка, обрабатывающего заготовку – биотику придётся сильно сконцентрироваться, чтобы применить сложные воздействия, или пользоваться только простыми способностями. К тому же пульсарный подавитель можно надеть на биотика или поставить в комнате, чтобы ослабить или полностью подавить его способности. Подобные устройства применяются в тюрьмах.

Фазовый ингибитор – электромагнитный генератор, который не позволяет Э-0 взаимодействовать с электрическим полем полноценно, в результате чего биотик не может применять свои способности. В монастырях, где асари содержат Ардат-Якши, эти устройства встраивают в стены и полы. Также фазовый ингибитор можно встроить в гранату и бросить в биотика, или надеть на него/неё.

Фазовый расщепитель – комбинированное устройство, которое соединяет в себе функции предыдущих двух, которое также нарушает уже применённые воздействия.

Ферромагнитные инъекции вводят в тело организма кусочки намагниченного железа, которые соединяются с нервными окончаниями, нарушая их способность взаимодействовать с Э-0.

Био-имплы

Эти устройства являются манипуляторами электрического поля, используя переменные магнитные поля, электростатические силы или маленькие электрокинетические устройства, приводимые в действие с помощью нулевого элемента. Они позволяют биотику перенаправлять биоэлектрическое поле, увеличивать его заряд и напряжение, а также менять его частоту для генерации особых воздействий.

Согласно стандартам Совета Цитадели и большинства правительств, они называются «синими имплантами» и подлежат лицензированию. На деле гражданские био-имплы могут быть приобретены безо всяких лицензий. Впрочем, эта версия имплантов позволяет биотику применять лишь простейшие кинетические воздействия, не может использовать военные программы, и медленно реагирует. Чтобы использовать «деформацию», биотику нужно приобрести лицензию.

Однако на чёрном рынке можно приобрести усовершенствованные версии гражданских био-имплов. Они часто устанавливаются в ходе подпольных операций хирургами, не обладающими достаточными навыками, что приводит либо к травмам нервной системы, либо к невозможности использовать биотику в полную мощь, но даже «деформация» опасна для стражей порядка.

Военные био-имплы закупаются вооружёнными силами. Они оснащены специальными кодами, не позволяющими их использовать до момента установки, кодами деактивации или разделены на две части. Также они кодируются под ДНК владельца и не сработают, если их кто-то другой осмелится использовать. В них также встроенный адаптивный ВИ, помогающий биотику воспроизвести воздействие. Также в их программирование может быть занесены некоторые способности.

Наконец, био-имплы спецназначения изготавливаются по индивидуальному заказу. Они специально подстроены под своих владельцев и могут иметь дополнительные встроенные функции. Например, правая рука Серого Посредника Тетримус Ракора имел колоссальный имплант, размещённый на ключицах и плечах и напрямую подключённый с помощью кибернетики к спинному и головному мозгу, у матриарха Лиданьи имплант был совмещён с биотическим (деформирующим/силовым) мечом, а саларианец по прозвищу «Безмолвие» подключил свой био-импл к глазам и мог метать «деформацию» одним взглядом.

Рейтинг био-имплов прежде вёлся по асарийскому методу К’еЛЛ – величине силы, производимой имплантом. Теперь его заменил людской стандартизированный рейтинг L, отдельно оценивающий импланты по уровню программирования и оборудования.

Всё программирование использует рейтинг L. (В МЕ1 – L3.7, ME2 – L5.2, ME3 – L5.9.) Выпуск новой версии программирования координируется Тессианскими Советами (Армалийским и Серрийским), Саларианским Институтом Разума, Турианским Собранием Кабалов, Земной Академией Биотиков. Совместно с Советом Цитадели эти четыре организации работают над стандартизацией и совершенствованием архитектуры программирования и управления био-имплами, а также над повышением их уровня защиты. Также они решают, какие биотические способности будут занесены в био-имплы, а какие биотики должны освоить сами по себе. Например, люди-Штурмовики должны сами овладеть «новой».

Ну, а модели оборудования отличаются от расы к расе и стандартизируются каждым государством в отдельности.

In an interstellar burst

I’m back to save the universe

Radiohead, «Airbag»

Тропа человека с имплантатами в Mass Effect нелегка. Здесь и исключительно трудные начальные часы игры, в которых силы героя еще невысоки, и необходимость подбирать напарников не по своему вкусу, а чтобы компенсировать две самые главные слабости — битвы на дистанции и технические навыки. А есть еще и трудности в разговорах... Если при всем этом выбрать уровень сложности «Невыносимый», игра действительно может оказаться непростой. Облегчить ее — задача этой статьи.

  • Магия умений
  • Дружная компания
  • О невозможном
  • Полезности в ассортименте

Магия умений

Сначала стоит разобраться с умениями, потому как без досконального знания того, что же может наш герой, далеко не уедешь. Да и навыков у нашего героя много, и практически все они активные, требующие применения прямо в бою. По части разнообразия у адепта все в порядке — немногие классы похвастаются столь большим набором уникальных способностей. Стоит сказать, что изначально биотик — существо слабое и ранимое и даже при грамотном развитии героя существует опасность, что какой-нибудь шальной снайпер одним выстрелом перечеркнет линию жизни персонажа. Панацея — призовые умения, которые игра щедро раздает после выполнения некоторых достижений (они же achievements). Их мы тоже рассмотрим. Итак...

    Барьер . Прекрасный навык, отчасти нивелирующий неспособность адепта носить броню. Тут важно определиться со своим стилем игры — если вам нравится, размахивая шашкой, нестись прямо в толпу врагов, то, понятно, без защиты не обойдетесь. Барьер даже на первом уровне развития прибавляет довольно много энергии щитов, и на непродолжительную схватку хватит. Но коль скоро вам по душе сидеть в укрытии, делая редкие, но точные выстрелы, особенно много очков в умение можно и не вкладывать. Впрочем, совсем без него вы не обойдетесь, и крайне рекомендуется иметь хотя бы пятую ступень мастерства. На последнем уровне развития это добавит 1000 единиц (!) энергии с сорокасекундной перезарядкой.

    Бросок . Многие считают это умение одним из лучших в игре. Навык прекрасно подходит для удержания врага на дистанции, разрушения укрытий, а уж в комбинации со способностью «Подъем» вытворяет совсем фантастические вещи. Кроме того, некоторые способности открываются только при развитии броска, так что советую не пренебрегать им. На максимальном уровне имеет радиус действия 6 метров и сорокасекундную перезарядку, вдобавок враги оказываются оглушены на пять секунд.

    На заметку: можно провернуть следующий трюк: оглушаем недруга и пытаемся цинично запинать его, пока он оклемывается. Суть в том, что в ближнем бою Шепард также отбрасывает противника на землю, и тот уже никогда с нее не встанет. На синтетических гетов, что удивительно, тоже действует.

    Деформация . Несмотря на то, что это первая способность у класса, она используется до конца игры. Очень хорошо помогает в схватках с «боссами» или просто сильными врагами — например, кроганами. На максимальном уровне развития наносит 10 единиц повреждения в секунду и снижает защиту врага на 75%.

    Подъем . Прекрасное умение, чуть ли не на грани жульничества. Особенно хорошо комбинируется с дробовиком — вы поднимаете врагов в воздух и, пока они беззащитным грузом там висят, подбегаете и делаете несколько выстрелов в упор. Или можно попробовать вариант со снайперской винтовкой — недруги летают по предсказуемым траекториям, и попасть в них — дело техники. На максимальном уровне развития радиус достигает шести метров, время действия — двенадцати секунд. Перезарядка стандартная: сорок секунд.

    На заметку: в сочетании с броском можно просто-напросто швырнуть врага в глубокую пропасть. Это повлечет повреждения, несовместимые с жизнью. Но никаких призов в инвентарь с такого противника уже не упадет.

    Сингулярность . Посмотрели на работу навыка? А теперь забудьте. Сингулярность фактически делает то же самое, что и подъем, но действует меньше. А значит, и враги оклемаются быстрее, что непозволительно. На высоком уровне радиус равен восьми с половиной метрам, время действия — восемь секунд.

    Стазис . Аналогично. Кроме того, что оглушает цель на двадцать одну секунду при максимальном уровне, ни на что больше не годно. Деформация, подъем и бросок в комбинации друг с другом могут сделать куда как больше. Так зачем тратить очки развития на бесполезный навык?

    Стандартная броня . Вроде бы сей пункт хорош — как-никак, увеличивает защитные свойства, что в условиях хилости биотика исключительно полезно. Но, во-первых, у нас имеется барьер, а во-вторых, усилить свой щит можно и с помощью электроники. Поэтому броня попадает в категорию бесполезных навыков.

    Пистолеты . Здесь никаких вопросов нет, пистолеты — основное оружие адепта. Разве что вы возьмете себе в качестве призового умения дробовик или штурмовую винтовку. На максимальном уровне развития дает следующие плюсы: 20% к урону и 30% к точности.

Как видно, с базовыми умениями особой каши не сваришь. Да, можно следовать по нормальному пути, не используя особые навыки, но это намного труднее. Даже несмотря на то, что недостатки защищенности отчасти нивелируются «Барьером», все равно адепт держит малопочетное предпоследнее место в хит-параде самых хилых классов. А защита нам нужна, так как силы героя на дальней дистанции не действуют.

Поэтому крайне рекомендуется пройти игру один раз, заработав некоторые премиальные навыки, и лишь потом браться за биотика. Лучше всего для должности первооткрывателя подходит класс разведчика, чтобы получить все нужные призы. Давайте взглянем на несколько оптимальных вариантов комбинаций адепта с другими классами.

    Электроника . Самый популярный и довольно действенный вариант. Для получения умения нужно применить прием «Перегрузка» семьдесят пять раз. Дело в том, что электроника добавляет энергию щитов при развитии — немного, но остальное мы добьем с помощью «Барьера». При максимальном уровне добавляет двести семьдесят пунктов энергии на защиту. Минус в том, что вам придется на время забыть о родных биотических навыках и усиленно взяться за хакерские дела, которые не очень хорошо подходят персонажу. Но если вам просто и без прикрас нужна защита — это лучший вариант. Если же скомбинировать «Барьер», электронику и специальные улучшения на броню, вроде модулятора щитов, биотик мигом получит статус самого защищенного героя в игре.

    Снайперская винтовка . Получается при убийстве ста пятидесяти противников из этого оружия. Замечательный вариант, когда вам нужен персонаж, не отвлекающийся на посторонние навыки. На дальних дистанциях расчехляете винтовку, а когда враги уже сообразили, откуда в них стреляют, и бегут к вам, обрушиваете всю мощь родных умений и верного пистолета. Другое дело, что не всегда можно использовать снайперскую винтовку с начала схватки, так что и здесь выбор совсем не очевиден. Но если планируете много странствовать по просторам далеких и неизведанных планет, никак не обойтись.

    Дробовики . Уже имеются у штурмовиков, комбинации адепта и солдата. Другим же доступны при убийстве 150 врагов из этого оружия. Простая идея — заменить базовый пистолет на куда более мощный дробовик. Здесь все сходится — и дистанция (как раз такая, чтобы можно было использовать способности), и урон, и специальное умение «Резня». Но при этом ваш герой все так же незащищен (без электроники щиты не так уж и хорошо прикрывают) и не может отстреливаться на огромных пространствах необитаемых планет. Отчасти эти слабости нивелируется союзниками, но сильно опираться на команду я бы все же не советовал.

Вот три самых популярных комбинации. Отчасти к ним можно добавить «Первую помощь», чтобы эффективно лечиться, но при этом герой по-прежнему останется плохо вооружен, незащищен и слаб. Есть еще один способ упростить себе жизнь — квест «Rogue VI», с помощью которого можно добавить к базовой специализации еще одну. Выполнять его, понятно, надо сразу же при получении, так как плюсы идут серьезные. Адептам предоставляются на выбор следующие варианты:

    Мститель . Увеличивает продолжительность всех биотических умений; дает плюсы по повреждениям к броску, деформации и подъему. Применимо все это лишь в том случае, когда у вас и так есть заоблачный показатель защиты или вы настолько осторожны, что можете позволить обойтись и без «толстых» щитов. Замечательно комбинируется с дробовиками — штурмовикам на заметку.

    Защитник . Усиливает умение «Барьер» по все параметрам, уменьшает перезарядку всех умений и при некотором развитии усовершенствует умение «Стазис» — теперь оглушенного врага можно бить. И это однозначно лучший вариант для тех, кто проходит игру на сложности «Невыносимый» или просто играет первый раз. Учитывая то, что «Барьер» и без специализации умение не слабое, с ней биотик уже способен конкурировать с боевыми классами по части открытого боя. Хотя даже штурмовик может стать защитником, чтобы получить уменьшенную перезарядку навыков. Впрочем, многие недостатки класса можно прикрыть правильной комбинацией союзников, и об этом мы поговорим в следующем разделе.

Дружная компания

Поклонники серии The Elder Scrolls мигом распознают в Конраде Вер-
нере знакомые по Oblivion черты.

С черным юмором у вымирающих кроганов все в порядке. Профессия обязывает.

При выборе соратников у адепта особых развилок нет — нужно брать тех, кто скомпенсирует ваши собственные слабости. Отчасти нивелировать это помогает правильный набор умений, но даже при самых лучших комбинациях есть товарищи, которых в путешествие брать точно нужно. Вот несколько самых популярных «компанейских» схем:

На схемах: на графических схемах определенный цвет подразумевает определенную команду напарникам. Зеленый — «держать позицию», красный — «атака». Стрелки тех же цветов по направлению к врагу обозначают дистанционную атаку (зеленый) и схватку на короткой дистанции (красный). Черная стрелка между членами партии — указание на то, кто кого должен прикрывать.

    Кроганский гамбит . Рекс и Тали; этот вариант выбирается, когда у вас нет в запасе «Электроники» или дробовиков. Схема проста, как сибирский валенок: Тали помогает справляться с гетами с помощью технических умений, Рекс всех прикрывает. Главное тут — отключить автораспределение очков навыков у товарищей, нам от них нужны конкретные способности, и желательно поскорее. У кварианки первым делом надо добраться до «Взлома ИИ», отключающего систему «свой-чужой» у роботов. Ведь так приятно сгруппировать противников с помощью броска и смотреть, как они поливают друг друга огнем. Крогану обязательно надо развить до предела броню и дробовики и экипировать его соответственно. Рекс будет исполнять роль камикадзе, бросаясь в толпу врагов с включенной «Резней». Одно плохо у команды — в ней два специалиста в одной области, и это может негативно сказаться в некоторых ситуациях. Очень желательно для такой комбинации взять в качестве призового умения снайперскую винтовку, чтобы поддержать товарищей в опасной битве.

    Спасение утопающих . Лиара и Тали; интересный, но очень трудный в исполнении вариант. Тали вновь станет специалистом в дробовике, у Лиары же тренируем те биотические умения, которые у вас находятся на низком уровне развития. Как только враг подбирается на нужную дистанцию, его встречают два сильных мастера нулевого элемента, и ничего путного он сделать не сможет. В это же время беззащитного недруга поливает огнем кварианка. Но дело в том, что у всей компании откровенно слабое здоровье, и если противник выживет после «обработки», то не поздоровится уже вам. Отчасти эта проблема отступает при правильной подборке экипировки с плюсами к щитам и регенерации здоровья, но при открытом столкновении команда все равно откровенно слабовата. Зато если вы сможете умело управляться с напарниками при помощи тактической паузы, то никто не в силах будет помешать вам на пути к победе.

Как вы видите, здесь перечислены далеко не все комбинации, но пусть остальные останутся в качестве домашнего задания — посмотрите, например, на связку «Один выстрел — один труп» (Лиара и Гаррус) или пару из доктора Т"Сони и Эшли. Можете составить не защитную, а атакующую команду — простор для творчества огромен.

О невозможном

Все вышесказанные варианты, конечно, хороши, но только на уровнях сложности от «Легкого» до «Тяжелого» включительно. Если же вы захотите получить медальку «Игра пройдена на невыносимом уровне сложности», приготовьтесь к тому, что развилок в развитии персонажа никаких быть не должно — выжить на «Невыносимом» можно только при строго определенной подборке умений и команды. Так как же получить заветную награду?

    Пройдите игру персонажем один раз на «Нормальном» и лишь затем беритесь за тяжелейший режим . Выходить героем первого уровня против тяжеловооруженных гетов, конечно, весело, но не полезно для душевного здоровья. Причем прохождение в обоих случаях должно быть абсолютно полным — с посещением всех планет, выполнением всех заданий и даже некоторым манчкинством, вроде добивания врагов из табельного оружия вместо пушки «Мако», чтобы опыт не срезался. Да, это довольно нудно. Но подобранная вами на просторах далеких планет экипировка еще скажет свое веское слово в нелегкой борьбе против беглого Спектра.

    Навыки . Из всех тех вариаций призовых умений, что стоят перед вами, нужно выбрать электронику. Щиты — единственное, за вычетом легкой брони, прикрытие хрупкой тушки героя, и пренебрегать ими не стоит ни в коем случае. Улучшения под броню — только модуляторы щита и ничего больше. Помните, что развивать «Бросок» и «Подъем» как средства оглушения недругов куда как выгоднее, чем «Стазис» и «Сингулярность». И дело не в том, что суммарная эффективность первых двух умений больше. Просто их герой выполняет пусть и ненамного, но быстрее, чем остальные, а скорость на «Невыносимом» значит очень много.

    Специализация . Почти обязательна специализация «Защитник» по вышеуказанным причинам. Хилые мстители под плотным огнем долго не продержатся, а вот вы, под «Барьером» и с улучшениями щита, — вполне.

    Команда . Из всех комбинаций команды тут действительно помогают лишь две — «Кроганский гамбит» и «Паровой каток». Первая подходит, если вы предпочитаете более безопасный подход к сражениям — в случае чего можно будет и товарищей подлечить с помощью заблаговременно развитой у Тали «Первой помощи», и прижать врагов к стенке мощным кроганским тараном. Вторая же — для тех, кто любит принимать активное участие в событиях — троица из сильного биотика и двоих солдат будет при правильном управлении просто сметать все живое и неживое.

    Мировоззрение . Определенно стоит стать благородным героем. Такой вариант дает не только плюсы к регенерации здоровья, но и небольшое уменьшение времени перезарядки всех умений. А еще лучше — пройти игру первый раз за темную сторону Силы, чтобы получить полный комплект плюсов к характеристикам. С ролевой точки зрения, конечно, персонаж, у которого заполнены обе линейки мировоззрения, выглядит довольно абсурдно, но тут уж ничего не поделаешь.

    Полезности в ассортименте

    Напоследок хотелось бы рассказать о некоторых неочевидных игровых вещах, которые могут помочь в нелегком деле спасения Галактики.

    • Танки гетов сильны как прочностью, так и огневой мощью. На любом уровне сложности они убивают игрока с одного выстрела. И, как обычно, есть способ практически полностью избежать угрозы с их стороны. Для этого нужно их... задавить. Да, вы не ослышались. Просто разгоняемся на «Мако» и выполняем вышеуказанный трюк. После чего надо запрыгнуть прямо на противника, и дело в шляпе — теперь эти тяжелые бронированные роботы не причинят вам никакого вреда, а вы их можете расстреливать спокойно.

      Или вот кроганы . Тоже мощны и толсты. Но они, как и гласит сюжет, не работают в команде, благодаря чему можно спокойно выманивать их по одному и доводить их здоровье до нуля. Ни с каким другим врагом подобный трюк не сработает.

      Не все знают, что найти полезные ископаемые можно и на астероидах. При заходе в звездную систему на карте не торопитесь обследовать небесные тела, а проверьте астероидные поля. Через несколько секунд поиска курсор обычно наталкивается на пункт «Нет данных» — как раз наш случай. На подобных находках попадаются полезные ископаемые, записи матриарха Дилинаги и турианские эмблемы. Высадиться на астероиды нельзя.

      Кроме того , у всех образцов брони имеются уникальные свойства для своей марки. Например, «Девлон индастриз» добавляет в свою продукцию защиту от токсинов, а «Фонд Сирта» — улучшения на регенерацию. Увы, не существует какого-либо единого списка подобных плюсов, а разработчики свято хранят молчание. Впрочем, обычно свойства прямо соответствует информации о компании (таковая скрывается за меню «Подробно» меню снаряжения) — раз написано, что производит биоусилители, скорее всего, будет плюс к перезарядке биотических умений.



    Мы с вами разобрали умения, команду и тактику для чуть ли не самого интересного класса — адепта. Как показывает практика, ничего из того, что написано в этой статье, не выходит за рамки возможностей обычного игрока, и освоить биотика — не такая уж трудная задача, как кажется поначалу. Успехов на просторах Цитадели!

Биотиками называют существ, обладающих даром управления полем эффекта Массы, с помощью нулевого элемента - узлы которого находятся в клетках тела. Используя импланты, а так же тренировки, биотик получает возможность поднимать противника в воздух, бить о предметы, ломать преграды и броню других существ (впрочем, существ тоже)

Каждая Азари - биотик, но далеко не все решили развивать свои способности, как это ни странно. Другие расы стали биотиками за счет облучения пылью нулевого элемента (eezo) в утробе матери, из-за чего узлы элемента вплелись почти в каждую клетку организма. Эти узелки позволяют манипулировать полем эффекта массы, за счет электрических импульсов нервной системы..

Облучение eezo не гарантирует появления биотических способностей. Напротив, шанс появления биотика - крайне мал и ребенок может родиться обычным. Или же у новорожденного будет что-либо вроде рака головного мозга и тому подобных физические отклонения. У людей лишь каждый десятый ребенок, облученный нулевым элементом становится достаточно сильным и стойким биотиком, которого берут на обучение. Биотические способности облученных зачастую проявляются в раннем детстве, от вспышек эмоций, гораздо реже - в юношеском возрасте.

Как только в новорожденном видят задатки биотика - он встает на учет Альянса. Каждый ребенок зачисляется в специальные школы, использующие передовое оборудование, биологическое, ментальное, и другие способы воздействия, помогающие контролировать способности. В возрасте 12-13 лет (на момент полового созревания) каждому биотику вживляется имплант, дающий больший контроль над способностями и увеличивающий их силу. По окончании тренировок, биотик может управлять темной энергией: например двигать предметы, покрывать себя щитом или же сдерживать большое число противников. Биотические умения используются с помощью так называемой "физической мнемоники". Одаренный использует какой-либо жест, заставляя работать нейроны в определенной последовательности, что позволяет электрическим импульсам, прошедшим через узелки нулевого элемента вызвать нужный эффект. Так же, биотическая сила может быть усилена за счет био-усилителей, использующихся в Альянсе, а так же продаваемых на подпольном рынке.

Биотические способности можно разделить на три основные категории: телекинез - возможность поднимать, швырять объекты, используя поле эффекта массы; Кинетические Поля - создание различных полей для защиты себя и союзников от вражеских атак, и наконец, пространственные искажения - мощные биотические способности, разрывающие материю или создающие черные дыры.

Люди-биотики

Первые человеческие биотики появились после серии аварий в 2150 году, когда Нулевой Элемент был распылен над густонаселенными колониями, однако первые родившиеся биотики были не сразу обнаружены и признаны в обществе. К тому моменту, когда Альянс вошел в контакт с цитаделью и узнал последствия воздействия eezo - дети уже были подростками. Компания Conatix Industries была основана, чтобы разыскать лиц, подвергавшихся воздействию элемента, а так же для разработки имплантатов для людей. Экстранет, к слову, полнится слухами, что часть колоний подвергается специальном распылению Нулевого Элемента - в целях увеличения числа Биотиков-детей. Но это лишь неподтвержденные слухи.
В 2160, Conatix создала BAaT (Biotic Acclimation and Temperance Training) - программу по тренировке первых биотиков-солдатов Альянса. Но так как человеческие ученые очень мало знали о нулевом элементе, ими были тайно наняты несколько турианцев-наемников, для обучения поколения биотиков. Однако вскоре проект был закрыт, все данные засекречены - так как один из инструкторов, командующий Вирннус бил убит во время ссоры с одним из студентов. Позже, Альянс имел значительно больший успех в своих исследованиях и тренировках людей-биотиков. В настоящее время, такие люди имеют некий контроль со стороны парламентского подкомитета исследований Transhuman Альянса.

Большинство человеческих биотиков используют имплантаты L3 Альянса - не особо мощьные, но достаточно стабильные. Однако реже встречаются модели L2 - как говорится в документах "дающие мощь биотических способностей, сравнимых с Азари, но вызывающих серьезные последствия. Такой имплантат носил Кайден Айленко. L2 имплантаты, как известно, могут вызвать серьезные осложнения, такие как безумие, умственную неполноценность, непосильные головные боли, потери сознания и т.д. Есть возможность "обновить" от L2 до L3, но эта процедура применяется редко, поскольку она таит в себе очень высокий риск повреждения головного мозга. Многие биотики с имплантатом L2 держат злость на Альянс, считая что им не было предоставлено достаточное медицинское обслуживание и требуют в данное время финансовую компенсацию за произошедшее. Однако, в истории есть несколько случаев, когда обладатели имплантат L2 не испытывали никакого дискомфорта и проблем со здоровьем.

Люди-биотики часто сталкиваются с агрессией со стороны обычных граждан - в основном, из-за ошибочного суждения что люди, обладающие биотическими способностями, могут контролировать разум и читать мысли. Некоторые религиозные и идеологические организации также выступают против концепции биотической модификации. Хотя и некоторые биотики сами злоупотребляют своими способностями, начиная от вступления в преступные организации и заканчивая использованием биотических способностей для выигрыша в рулетку, или выдергивания стула из-под садящегося.

С другой стороны, военные Альянса приветствуют биотиков с распростертыми объятиями и предоставляют им огромный стимул для зачисления на службу. На данный момент биотики имеются в каждом массированном военном подразделении, зачастую занимая офицерские посты. Из-за больших физических усилий, необходимых для биологической генерации темной энергии, биотическим солдат назначается большой суточный рацион калорий (4500 калорий в день, по сравнению с обычным рационом в 3000) и обеспечиваются энергетические напитки, чтобы помочь им поддерживать уровень сахара в крови и уровень электролита. В связи с этим, каждый биотик склонен к небольшим разрядам статического электричества, особенно от прикосновений к металлу.

Биотические импланты

Для достаточного владения своими силами каждый биотик при достижении возраста полового созревания оснащается специальным имплантатом. Позже любой имплантат может быть заменен через сложную и не менее опасную операцию на головном мозге. Многие опасаются этого и носят свои имплантаты всю жизнь. Биотики классифицируются в зависимости от модели имплантата и собственных способностей каждого индивида:

  • L1 - стартовый имплантат, не дающий никаких особых свойств, за исключением возможности левитировать мелкие предметы или ломать карандаши взглядом. В остальном - очень слабый имплант, являющийся самым первым, из всех что использовал Альянс.
  • L2 - были разработаны в 2167 году. Они оказались очень нестабильны, некторые были не сильнее образца L1, другие же слишком сильные, но неустойчивые, сводившие обладателя с ума или поражающие его нервную систему, третьи давали мощь, сравнимую с многими Азари и не вызывавшие никаких проблем, за исключением легкого дискомфорта, вроде головной боли.
  • L3 - в 2170 году был разработан имплантат L3. Они гораздо стабильнее чем серия L2, не имеют влияния на организм, но и их мощь крайне ограничена из-за этого. Из-за поздних разработок многим носителям L3 не больше 23 лет, остальные даже моложе. Есть и постарше, но те обладают нижеописанной моделью.
  • L3-R - сокращение от "L3-модифицированные (retrofit)», это L1 и L2, которые прошли изменение через операцию на более новую модель.
  • L4 - новый вид имплантатов, установленный в детей проекта "Возрождение" и использующий ВИ-интерфейс для мониторинга тела обладателя. L4 имплантаты дают 10-15%-ное увеличение силы, по сравнению с моделью L3. И 90% подопытных не дали никаких сбоев при использовании.
  • L5x - В Mass Effect 2 , Адепты оснащены L5x имплантатом.

Точно не известно, возможно способности биотика у Сарена так же были последствием имплантатов Жнецов.

Преступность

Некоторые биотики отвернулись от правительства и встали под знамена криминальных авторитетов. Так, например, многие носители L2 отказались от сотрудничества с Альянсом из-за жестоких опытов прошлого и месть им считают единственным правильным выбором. Хотя некоторые предпочитают просто искать себя в мире, не думая об Альянсе. Очень редки случаи, когда люди, ставшие биотиками, считают себя новой вехой эволюции человечества, и жаждут править своими "неразвитыми собратьями".

Обычно такие экстремисты нападают группой, используя пистолеты и ружья. Из биотических атак - чаще всего телекинез и деформация. Для защиты лучше всего использовать массивные укрытия, либо же стараться оказаться рядом с биотиком на расстоянии вытянутой руки и сбить его с ног, так как броня не используется.

Цербер тоже использует биотиков, правда платит им значительно больше, чем обычным агентам.

Биотические способности у других рас

Биотическими способностями обладают не только люди.

Все азари обладают естественным даром, и хотя не все решили развивать свои способности, те кто продолжил обучение обычно выделяется удивительными, грозными особенностями. Им не требуется улучшение навыков с помощью имплантатов и развития самоконтроля через тренировку - каждая из Азари получают эти умения вследствие особенностей репродуктивной функции их расы. Однако обладание биотическими навыками обязательно для служения в армии Азари. Коммандос — самые мощные военные биотики, из гражданских - Матриархи.

Саларианцы редко бывают биотиками, и обычно очень ценятся своим правительством. Такие никогда не бывают на передовой, однако часто работают в саларианской разведке.

Турианцы так же редко бывают биотиками, да и никогда не было биотика сильнее, чем человеческие L3 единицы. Обычно они занимают позицию специальных агентов, называемых "Кабала", и используются для чрезвычайно важных и опасных миссий.

Достаточное количество существует и биотиков-кроганов. Некоторые даже достигли статуса вождей (такие, как Скарр и Рекс). До введения генофага кроганы-биотики достаточно быстро продвигались по служебной лестнице, запугивая или устраняя преграды перед собой. Они часто входили в старший офицерский состав любой армии Кроганов. Так же, у этой расы была распространена смертельно-опасная операция по усилению биотических способностей, граничащая с большим риском потери кандидата. Однако, она была запрещена после введения генофага.

По словам Тали, среди кварианцев биотики очень редки. Скорее всего это связано с тем, что вся раса обитает на кораблях, где нулевой элемент настолько ценный ресурс, что растрачивать его на появление биотиков непростительная роскошь. В редких случаях биотики появляются из-за взрыва двигателя и облучения пылью Нулевого элемента, но случаев таких было всего несколько, так как авария двигателя на корабле обычно смертельная для всего экипажа.

Все коллекционеры имеют латентный биотический потенциал, который активируется, когда главный коллекционер берет над ними контроль.

Воины рахни по-видимому, имеют небольшой биотический потенциал.

Bring Down Sky - батарианская организация, имеет в своем распоряжении отряд специального назначения, состоящий из биотиков.

Дрелл Тейн является биотиком. Однако как часто проявляются биотические способности у дреллов на сегодняшний день неизвестно.

Волусы-биотики представлены были только в мультиплеере Mass Effect 3.

Пока нет никаких упоминаний о том, есть ли биотики у таких рас как ханары, ворча и элкоры и играют ли они какую-либо роль в их обществе.