Портрет Отто фон Бисмарка в традиционном шлеме — пикельхельме, 1874 год

В немецких школьных учебниках оценка этого человека менялась не менее шести раз. Литературы о нем больше, чем обо всех пяти монархах, при которых он жил и работал, вместе взятых.

Бешеный юнкер

Еще студентом в 1834 году прусский помещик (юнкер) Бисмарк писал в письме к другу: «Я стану или величайшим преобразователем Пруссии, или величайшим негодяем». «Остерегайтесь этого человека, он говорит то, что думает», — предупреждал через четверть века будущий премьер-министр Великобритании Бенджамин Дизраэли* * Бенджамин Дизраэли (1804-1881) — английский государственный деятель, представитель Консервативной партии Великобритании, премьер-министр Великобритании в 1868 году и с 1874-го по 1880-й, член Палаты лордов с 1876 года. .

Сам Бисмарк никогда и не скрывал своих взглядов: «Политика есть искусство приспособляться к обстоятельствам и извлекать пользу из всего, даже из того, что претит». На гербе одного из офицеров он как-то прочитал девиз: «Никогда не раскаивайся, никогда не прощай!» — и тут же признался, что давно применяет в жизни этот принцип.

Биограф Бисмарка Эмиль Людвиг считал, что тот «всегда любил власть больше, чем свободу; и в этом он тоже был немцем». Точнее, немцем он стал, преодолев прусскую ограниченность и создав к концу жизни единую немецкую нацию. Создавал он ее, неуклонно проводя в жизнь собственную установку, высказанную экспромтом 30 сентября 1862 года в бюджетном комитете прусского парламента и чуть было не стоившую ему карьеры: «… Самый насущный вопрос дня будет решен не речами и не большинством голосов, <…> а железом и кровью».

Что для него были железо и кровь? В первую очередь, основанный на сильной армии рейх, а уже затем его население. Национальное единство сверху за счет тотального подчинения. Решение «немецкого вопроса» силой. Поиск «выгодных» конфликтов ради все той же цели. Такой расклад не мог понравиться тогдашним либералам, имевшим в ландтаге большинство в две трети голосов. Но Бисмарк почти всегда отстаивал непопулярную точку зрения!

За свою жизнь он дрался на дуэлях 27 раз. Бывало, ночи напролет пьянствовал. Принимал участие в монар- шьей забаве — медвежьей охоте. Он падал в Швеции со скал. Сбежал с государственной службы на три месяца, ухаживая за прекрасной англичанкой, на которой хотел жениться. Кутил, потратив в одном только Висбадене на лунные вечера с шампанским огромную сумму в 1700 талеров (200 тогдашних фунтов). Он играл в рулетку, делал огромные долги, хотел стреляться. Вернувшись в свои имения, вдруг стал рачительным хозяином, но все равно не пропускал ни одной смазливой крестьянки. Будучи посланником во Франции, в 47 лет закрутил в Биаррице «курортный роман» с 22-летней женой русского посланника в Бельгии Екатериной Орловой-Трубецкой, и роман этот, по мнению историков, вовсе не был платоническим. Он наслаждался жизнью и властью, которые для него были неразделимы.


Реакционер

Его звездным часом стала революция 1848-1849 годов. С одним пистолетом и четырьмя патронами в кармане он отправился из своего имения в Потсдам и Берлин с намерением убедить короля дать армии свободу действий. Странно, но в Пруссии того времени во власти существовала весьма действенная обратная связь, и простой юнкер мог без труда добиться аудиенции у монарха.

Одной из главных составляющих политического мировоззрения Бисмарка было полное отрицание насильственной смены власти снизу, то есть революции. Когда прусский король Фридрих-Вильгельм IV в марте 1848 года обнажил голову в память о погибших на баррикадах берлинцах, а потом принял участие в народном шествии, «бешеный юнкер», возмущенный слабостью короля, задумал даже нечто вроде дворцового переворота и обсуждал возможность регентства с принцессой Аугустой, супругой наследного принца Вильгельма. Но не преуспел.

Когда 9 ноября спокойствие в столице было бескровно восстановлено, в придворных кругах стали рассматривать вопрос о вознаграждении Бисмарка министерским постом. Но король пишет на полях: «Заядлый реакционер, от него пахнет кровью, использовать позднее». В своих мемуарах Бисмарк приводит другую фразу: «Может быть использован лишь при неограниченном господстве штыка».

Через год Бисмарк заявит в ландтаге, что очень рад тому, что «Пруссия отмежевалась от всякой позорной связи с демократией».


Бисмарк (справа) и Вильгельм I, кайзер Германской империи и король Пруссии, на акварели Конрада Зименрота, 1887 год

Холодильник на Неве

Лейтенант запаса Бисмарк в 35 лет уже точно для себя определил, почему надо воевать. В основе его действий — государственный эгоизм. Цели и мотивы определяются заранее и продуманно. «Горе любому государственному деятелю, который в такое время не сможет отыскать причину войны, такую, чтобы она выдержала тщательную проверку после того, как закончатся бои».

В умении искать объяснения и поводы ему, бесспорно, помогла дипломатическая выучка. Миссия во Франкфуртском сейме — консультативном органе немецкоязычных государств — ввела его в высший дипломатический круг Европы. С ним беседует королева Виктория, гостившая с мужем в Европе. Единственный, кого она упомянула в дневнике после пышного бала в Париже, был Бисмарк, которого она назвала «очень русским».

Как в воду глядела англичанка. Бисмарк получает назначение в Петербург. Явное повышение. Но ему кажется ссылкой. «Меня поместили на хранение в холодильник на Неве». Занятно, что на военные парады Бисмарк вынужден был появляться в мундире лейтенанта ландвера. Русский выучил всего за 4 месяца.

В эти годы он определяет ближайшего противника: Австрия. Именно ее гегемония на немецкоязычных территориях и склонность малых германских государств безоговорочно поддерживать Вену мешали созданию единого национального пространства во главе с любимой Пруссией. Но еще до поездки в Петербург Бисмарк в беседе с национал-либералом Виктором фон Урну определил и своего главного союзника — немецкий народ. Так вместо «прусских добродетелей» в политический лексикон Бисмарка входило понятие «нация». Для того чтобы нация состоялась, нужна была власть.

Восшествие на престол в 1861 году Вильгельма I вселило в Бисмарка надежду на возврат к реальному консерватизму. И через год конфликт короля с парламентом по поводу военных ассигнований, срока службы в армии, а также реальная угроза отречения монарха открыли для честолюбивого реакционера высшие коридоры власти. Он становится министром-президентом, одновременно возглавляя МИД. Россия — в восторге, Франция — в недоумении, Англия — в злобе.

Господство штыка

Дизраэли в начале карьеры как-то спросил Бисмарка, что бы он предпринял, придя к власти. Бисмарк ответил: «Моим первым делом будет обновление армии».

Получив власть, он начинает тратить деньги на армию без согласия ландтага, обходя конституцию, игнорируя протесты. Он распускает и вновь созывает парламент. Он дает право не отчитываться министрам перед депутатами. Результат — три войны за восемь лет.

Бисмарк знал, за что воюет — за немецкий мир. Сначала это было немецкоязычное меньшинство в Дании — в герцогствах Шлезвиг, Гольштейн и Лауэнбург, принадлежавших Дании.Он создавал систему союзов и коалиций, главной задачей которых было недопущение в Европе антипрусских, а потом и антигерманских союзов, грозящих войной на два фронта. А потому в 1864 году Бисмарк идет даже на союз с Австрией.

Его не смушало, что датские власти гарантировали герцогствам широкую автономию, в том числе языковую. Дания отступила, территорию поделили.

Но противоречий стало еще больше, и через два года настал черед самой Австрии. В битве при Садове* * Битва при Садове (Садовой) произошла з июля 1866 года и была самым крупным сражением австро-прусской войны 1866 года, кардинально повлиявшим на течение войны. генерал Гельмут фон Мольтке наголову разбил австрияков. В результате северные герцогства «свободно воссоединились» с Пруссией, вызвав всплеск народного энтузиазма. Впрочем, король употребил слово «аннексия», которое тогда не считалось ругательным.

И наконец — Франция. Победа под Седаном. Пленение Наполеона III. Провозглашение 18 января 1871 года в Зеркальной галерее Версальского дворца Второго Рейха, в который радостно вошли южно-немецкие государства. Германия, наконец, едина. Бисмарк — имперский канцлер, князь и один из самых богатых землевладельцев страны.

Есть, однако, одна весьма важная деталь: Бисмарк никогда не воевал просто ради войны. Побежденный для него — потенциальный партнер. Так, в 1866 году он убедил короля не вступать триумфально в Вену, пощадив самолюбие Франца-Иосифа, а в 1870-м не оккупировать Париж, отпустив Наполеона III. В первом случае он навсегда привязал к Германии дряхлеющую Австрию, а во втором — отсрочил войну на западе на 44 года.

Кайзер Вильгельм I скажет вскоре: «Нелегко быть кайзером при Бисмарке». Однако при всем величии побед «железного канцлера» современников удручала его беспринципность, неразборчивость в средствах и двуличие. Он спровоцировал французов на войну, даже не поставив в известность короля. Он вовлек в войну Австрию. Он бесстыдно обманывал союзников, порой натравливая их друг на друга. Он подделывал депеши. Он развратил германскую прессу с помощью тайных фондов. Он угрожал расстрелом заложников. Он вынудил к контрибуции никогда не воевавший город. Он применил репрессии в Польше, по жестокости не уступавшие царским. Он манипулировал избирателями и избирательным правом. Сам Бисмарк, правда, не слишком тяготился всем этим. «Кто называет меня бессовестным политиком, пусть сначала испытает на этом плацдарме собственную совесть».


Что он оставил

Цветущую экономику. Бисмарк ввел выгодные внутренние тарифы, умело регулировал налоги. Немецкие инженеры стали лучшими в Европе, немецкое образование — эталонным, немецкие мастера работали по всему миру. Бисмарк искал и находил внешние рынки. Французы ворчали, что Бисмарк хочет сделать из Европы «сплошной гешефт».

Социальную стабильность. Уже в бо-е годы была введена система страхования рабочих по болезни и от несчастного случая. Открыты подходящие рабочие места для безработных. Бисмарк поддерживал фонды помощи и самопомощи, ремесленные банки и в особенности производственные ассоциации. Установлена максимальная продолжительность рабочего дня, минимальный уровень зарплаты. Цель Бисмарк не скрывал: изолировать рабочих от оппозиции и убедить их в надежности государственной поддержки.

Вертикаль власти. Пирамида «кайзер — канцлер — министры — чиновники» казалась ему идеальной для государственного устройства Германии. Рейхстаг стал, по сути, декоративным органом. Любая оппозиция подавлялась. «Свобода — это роскошь, которую не каждый может себе позволить», — заявлял он. В 1878 году Бисмарк ввел «исключительный» правовой акт против социалистов, поставив приверженцев Ф. Лассаля (которого лично очень уважал), А. Бебеля и К. Маркса фактически вне закона. Баварские сепаратисты были разгромлены. С католической церковью Бисмарк вел беспощадную «культурную борьбу», из страны были изгнаны иезуиты.

«Только светская власть может существовать в Германии. Любое возвышение одной из конфессий грозит национальным расколом», — считал он. Он чувствовал патологическую неприязнь как к религиозному, так и националистическому фанатизму.

«Поскольку государственная машина стоять не может, — сказал он как-то, — правовые конфликты легко превращаются в вопросы власти: у кого в руках власть, тот действует по своему разумению». Либералы сразу обвинили канцлера в проведении политики под лозунгом «Сила выше права». «Я не провозглашал этот лозунг, — съязвил Бисмарк. — Я просто констатировал факт».

Фото: Sammlung Rauch/Interfoto, heritage-history.com

Blut und Eisen - букв. «кровью и железом») - крылатое выражение , получившее известность из речи премьер-министра Пруссии Отто фон Бисмарка 30 сентября 1862 года в бюджетной комиссии палаты депутатов во время конституционного конфликта. Выражение означает активный и решительный подход к политике с применением насилия, войн и террора.

Отто фон Бисмарк в этой речи пытался преодолеть наметившиеся разногласия между палатой депутатов и правительством. Нижняя палата прусского парламента отказалась утвердить финансирование запланированной военной реформы, при этом либеральное большинство никоим образом не противилось реорганизации и укреплению вооружённых сил и выдвигало условием для проведения реформы сохранение двухгодичного срока военной службы и ландвера в составе регулярной армии. Бисмарк стремился добиться понимания между законодательным и исполнительным органами и наладить их взаимодействие и в частности сказал: «Германия возлагает надежды не на либерализм Пруссии, а на её могущество … Великие вопросы эпохи решаются не речами и не постановлениями большинства - это была величайшая ошибка 1848-1849 годов,- а железом и кровью». Бисмарк ссылался при этом на стихотворение «Железный крест» участника Освободительной войны Максимилиана фон Шенкендорфа , в котором говорилось: «Ведь только железо может нас спасти, И избавить может только кровь От греха тяжёлых цепей, От высокомерия зла». Сам образ «железо и кровь» был известен ещё с Античности и встречается, например, в «Декламациях» Квинтилиана .

Бисмарк таким образом призвал к активной внешней политике. Несмотря на то, что либеральное меньшинство палаты депутатов соглашалось с тем, что «германский вопрос » не решить без применения силы, в либеральной прессе выражение «железом и кровью» было воспринято как переход к произволу, основывающемуся на внешнеполитической активности. Бисмарк с самого начала опровергал такую интерпретацию своих слов и предостерегал от использования международных конфликтов для преодоления внутренних проблем. Отто фон Бисмарк прибегал к полюбившемуся выражению и позднее.

Энциклопедичный YouTube

  • 1 / 3

    Просмотров:

Тойнби Арнолд Джозеф (1889-1975), английский обществовед, историк и социолог, автор теории цивилизационного подхода к истории.

Родился 14 апреля 1889 г. в Лондоне. Дядя будущего обществоведа - Арнолд Тойнби, историк и экономист, профессор Оксфорда, без сомнения, оказал огромное влияние на племянника. Сам Арнолд Джозеф подчёркивал влияние на формирование его взглядов матери, которая «принадлежала к первому в Англии поколению женщин, получивших университетское образование». «Я историк, ибо моя мать была историком», - замечал Тойнби.

Он окончил Оксфорд, был профессором Лондонского университета (1919-1955 гг.) и научным руководителем Королевского института международных отношений (1925-1955 гг.).

Во время двух мировых войн работал в Министерстве иностранных дел, участвовал в Парижских мирных конференциях (1919 и 1946 гг.).

Помимо множества статей, лекций и заметок Тойнби последовательно писал и издавал части философско-исторического труда «Постижение истории» (т. 1-12,1934-1961 тт.). Это фундаментальное исследование учёный начал в 1927 г. Его итоги подведены в книге «Изменения и привычки» (1966 г.).

Тойнби рассматривал всемирную историю как систему условно выделяемых цивилизаций, проходящих одинаковые фазы от рождения до гибели и составляющих ветви «единого дерева истории». Безусловной у него выглядит лишь «западная цивилизация». По мнению Тойнби, ей присущи единство культурного развития начиная с античности, она господствует ныне и сохранит лидерство в будущем.

Учёным были выдвинуты критерии оценки цивилизаций: устойчивость во времени и пространстве, в ситуациях Вызова и взаимодействия с другими народами. Смысл цивилизации он видел в том, что сопоставимые единицы (монады) истории проходят сходные этапы развития. Каждая цивилизация даёт сформулированный её «творческим меньшинством» Ответ на Вызов, бросаемый ей природой, социальными противоречиями и в особенности другими цивилизациями. Например, коммунизм Тойнби рассматривал как «контрудар», отбивающий назад то, что Запад навязал в XVIII в. России.

Экспансия коммунистических идей лишь один из неизбежных ответов на противоречие «между западной цивилизацией как агрессором и другими цивилизациями как жертвами».

Идеи обществоведа взяли на вооружение американские политологи, признавшие готовность дать Ответ на Вызов краеугольным камнем истории США.

Свидетель гибели викторианской Англии, двух мировых войн и распада колониальной системы, Тойнби утверждал, что «на вершине своего могущества Запад сталкивается с незападными странами, у которых достаточно стремления, воли и ресурсов, чтобы придать миру незападный облик».

Тойнби предсказывал, что в XXI в. определяющим историю Вызовом станут выдвинувшая собственные идеалы Россия (которую Запад не жаждет принять в свои объятия), исламский мир и Китай.

Арно́льд Джо́зеф То́йнби (англ. Arnold Joseph Toynbee ; 14 апреля 1889 года , Лондон - 22 октября 1975 года) - британский историк, философ истории , культуролог и социолог, профессор, исследовавший международную историю в Лондонской школе экономики и в Лондонском университете . Так же является автором многочисленных книг. Исследователь процессов глобализации , критик концепции европоцентризма . В 1943 году глава исследовательского отдела МИД в Лондоне, который занимался вопросами послевоенного устройства мира.

Наибольшую известность ему принёс его 12-томный труд «Постижение истории ». Автор многих работ, статей, выступлений и презентаций, а также 67-ми книг, переведённых на многие языки мира.

Энциклопедичный YouTube

    1 / 1

    ✪ Хогг Чарльз. На пороге новой цивилизации: будущее без страха

Субтитры

Биография

Арнольд Джозеф Тойнби родился в Лондоне 14 апреля 1889 года. Был сыном Гарри Валпи Тойнби (1861-1941), секретаря общественной благотворительной организации и его жены Сары Эдик Маршал (1859-1939). Его сестра Жаклин Тойнби была археологом и искусствоведом. Арнольд Тойнби был внуком Джозефа Тойнби, племянником известного экономиста Арнольда Тойнби (1852-1883). Арнольд Джозеф Тойнби был потомком известных британских интеллектуалов в течении нескольких поколений. Он выиграл стипендию в Винчестерском Колледже и в Бейлиол-колледже , а так же в Оксфорде на Гуманитарном направлении (1907-1911 гг.) . Прошёл обучение в Британской Школе в Афинах. В дальнейшем это обучение сильно повлияло на его труд «Постижение Истории». В 1912 году Арнольд Тойнби начал преподавать античную историю в Бейлиол-колледже . А в 1915 году он начал работу в разведовательном департаменте Министерства иностранных дел Британии. Арнольд Джозеф Тойнби был делегатом на Парижской мирной конференции в 1919 году, после чего был назначен профессором византийских и современных греческих исследований в Лондонском университете. С 1921 по 1922 год он был корреспондентом Гардиан . Опыт, приобретённый за время греко-турецкой войны, способствовал появлению на свет публикации «Западный вопрос в Греции и Турции» . В 1925 году он стал профессором в области исследований международной истории в Лондонской школе экономики и директором в Лондоне.

Первой его женой в 1913 году стала Розалина Мюррей (1890-1967 гг.), дочь Гилберта Мюррея, известного британского учёного, специалиста по Древней Греции. У Арнольда и Розы родилось 4 сына, один из которых стал известным британским писателем - Филипп Тойнби. Арнольд Тойнби развёлся с Розой Мюррей в 1946 году и женился на своей научной ассистентке Веронике М. Болтер (1893-1980 гг.) . 22 октября 1975 года, в возрасте 86 лет, Арнольд Джозеф Тойнби умер.

В честь историка назван астероид 7401 Тойнби.

Научное и культурное наследие

Майкл Лэнг говорил, что для большей части XX века «Тойнби был, пожалуй, самым читаемым, переводимым и обсуждаемым учёным современности. Его вклад был огромен - сотни книг, памфлеты и статьи. Многие из них были переведены на 30 разных языков… критическая реакция на работы Тойнбии представляет из себя целую научную историю середины века: мы обнаруживаем длинный список самых важных в истории периодов, Биард, Браудель, Коллингвуд и так далее» . В его самом известном труде «Постижение истории », опубликованном в период с 1934 по 1961 годы, Тойнби «…рассмотрел рассвет и закат 26-ти цивилизаций в рамках курса истории человечества, и сделал вывод: что они расцветали по причине успешной реакции обществ на вызовы под руководством мудрых меньшинств, состоящих из лидеров элиты».

«Постижение истории» является одновременно и коммерческим, и научным феноменом. Только в США более семи тысяч комплектов десятитомного издания было продано уже к 1955 году. Большинство людей, включая учёных, поначалу полагались только на сокращённое издание первых шести глав подготовленных британским историком Дэвидом Черчилем Самервелом и изданное в 1947 году. 300 000 экземпляров данного сокращения было продано на территории США . Многочисленные издания пестрели статьями на тему популярной работы Тойнби, повсюду проводились лекции и семинары на тему книги «Постижение истории». Арнольд Тойнби порой лично принимал участие в таких обсуждениях. В том же самом году он даже появился на обложке журнала Тайм . Заголовок гласил: «Самая дерзкая историческая теория написанная в Англии со времён „Капитала “ Карла Маркса » . Так же Тойнби был постоянным обозревателем на Би-би-си (выступал, принимая во внимание то, как не западные цивилизации смотрят на западный мир, рассматривал историю и причины современной вражды между Востоком и Западом .

Канадский историк экономики Гарольд Адамс Иннис был ярким примером сторонников теории Тойнби среди канадских исследователей. В след за Тойнби и другими авторами (Шпенглер , Сорокин , Крёбек и Кочрэйн), Иннис исследовал расцвет цивилизаций с точки зрения правительства империй и средств массовых коммуникаций . Цивилизационная теория Тойнби была принята многими учёными, например, Эрнст Роберт Курциус в качестве варианта парадигмы в послевоенном пространстве. Курциус был последователем Тойнби и считал, что автор «Постижения истории » создал огромную базу для нового изучения латинской литературы. «Как культуры, так и исторические объекты, которые являются культурным информационных источником, появляются, расцветают и распадаются? Только сравнительная морфология с особыми подходами способна, возможно, дать ответ на эти вопросы. Именно Арнольд Джозеф Тойнби поставил такой вопрос перед миром» .

Уже в 1960-х годах теория Тойнби теряет свою популярность в науке и средствах массовой информации, однако многие историки продолжают ссылаться на «Постижение истории» вплоть до наших дней .

Теория локальных цивилизаций Тойнби

Тойнби рассматривал всемирную историю как систему условно выделяемых цивилизаций, проходящих одинаковые фазы от рождения до гибели и составляющих ветви «единого дерева истории». Цивилизация , по Тойнби - замкнутое общество, характеризующееся при помощи двух основных критериев: религия и форма её организации; территориальный признак, степень удалённости от того места, где данное общество первоначально возникло .

Тойнби выделяет 21 цивилизацию :

В основе теории развития цивилизаций идея возникновения и развития цивилизаций в виде ответа на глобальные вызовы своего времени. Механизм рождения и развития цивилизации связан с ответом на вызовы, которые постоянно бросает народам природное и социальное окружение (суровый климат, частые землетрясения или наводнения, войны, культурная экспансия и т. д.). Творческое меньшинство должно успешно ответить на вызов, решив проблему. Тойнби выделяет 21 цивилизаций, из которых в XX в. осталось существовать только 10 цивилизаций и 8 из них находятся под угрозой ассимиляции с западной культурой. Несмотря на своеобразие каждой цивилизации существует единая логика их развития - прогресс духовности и религии.

Учёным были выдвинуты критерии оценки цивилизаций: устойчивость во времени и пространстве, в ситуациях Вызова и взаимодействия с другими народами. Смысл цивилизации он видел в том, что сопоставимые единицы (монады) истории проходят сходные этапы развития. Успешно развивающиеся цивилизации проходят стадии возникновения, роста, надлома и разложения. Развитие цивилизации определяется тем, способно ли творческое меньшинство цивилизации находить ответы на вызовы природного мира и человеческой среды. Тойнби отмечает следующие типы вызовов: вызов сурового климата (египетская, шумерская, китайская, майянская, андская цивилизации), вызов новых земель (минойская цивилизация), вызов внезапных ударов от соседних обществ (эллинская цивилизация), вызов постоянного внешнего давления (русская православная, западная цивилизация) и вызов ущемления, когда общество, утратив нечто жизненно важное, направляет свою энергию на выработку свойств, возмещающих потерю . Каждая цивилизация даёт сформулированный её «творческим меньшинством» Ответ на Вызов , бросаемый ей природой, социальными противоречиями и в особенности другими цивилизациями. На стадиях возникновения и роста творческое меньшинство находит ответ на вызовы окружения, авторитет его растёт и происходит рост цивилизации. На стадиях надлома и разложения творческое меньшинство утрачивает способность находить ответы на вызовы окружения и превращается в элиту , стоящую над обществом и управляющую уже не силой авторитета, а силой оружия. Большинство населения цивилизации превращается во внутренний пролетариат . Правящая элита создаёт универсальное государство , внутренний пролетариат - Вселенскую церковь , внешний пролетариат создаёт мобильные военные отряды .

В центре историософских построений Тойнби лежит концепция эллинской цивилизации . Учёный принципиально отвергал категорию общественно-экономической формации .

Тойнби о России

Основным вызовом, определившим развитие русской православной цивилизации, Тойнби считает непрерывное внешнее давление. Впервые оно началось со стороны кочевых народов в 1237 г. походом хана Батыя . Ответ заключался в изменении образа жизни и обновлении социальной организации. Это позволило впервые за всю историю цивилизаций оседлому обществу не только победить евразийских кочевников, но и завоевать их земли, изменить лицо ландшафта и в конечном итоге изменить ландшафт, преобразовав кочевые пастбища в крестьянские поля, а стойбища - в оседлые деревни. В следующий раз страшное давление на Россию последовало в XVII веке со стороны западного мира. Польская армия в течение двух лет оккупировала Москву. Ответом на этот раз было основание Петербурга Петром Первым и создание русского флота на Балтийском море .

Критика Тойнби

Теоретические построения А. Тойнби вызвали неоднозначную реакцию у профессиональных историков. В частности, известный французский историк, один из основателей школы «Анналов» Люсьен Февр оставил следующие комментарии :

Сравнительная история глазами Тойнби… Что это такое, как не воскрешение в XX веке старого литературного жанра, бывшего в своё время популярным, давшим столько шедевров? От Лукреция до Фонтенеля жанр этот именовался «Диалогами мёртвых». Подытожим в двух словах. То, что в «A Study of History» достойно похвалы, не представляет для нас ничего особенно нового. А то, что есть в нем нового, не представляет особенной ценности… Нам не преподнесли никакого нового ключа. Никакой отмычки, с помощью которой мы бы могли открыть двадцать одну дверь, ведущую в двадцать одну цивилизацию. Но мы никогда и не стремились завладеть такой чудодейственной отмычкой. Мы лишены гордыни, зато у нас есть вера. Пусть до поры до времени история остается Золушкой, сидящей с краю стола в обществе других гуманитарных дисциплин. Мы отлично знаем, почему ей досталось это место. Мы сознаем также, что и её коснулся глубокий и всеобщий кризис научных идей и концепций, вызванный внезапным расцветом некоторых наук, в частности физики… И в этом нет ничего страшного, ничего такого, что могло бы заставить нас отречься от нашего кропотливого и нелегкого труда и броситься в объятия к шарлатанам, к наивным и в то же время лукавым чудотворцам, к сочинителям дешевых (но зато двадцатитомных) опусов по философии истории

См. также

Литература

  • Емельянов-Лукьянчиков М. А. Иерархия радуги. Русская цивилизация в наследии К.Леонтьева, Н.Данилевского, О.Шпенглера, А.Тойнби. М., Русский мир, 2008, 700 с.
  • Рашковский Е. Б. Востоковедная проблематика в культурно-исторической концепции А.Дж. Тойнби. М.: Наука, 1976

Библиография

Переведённые на русский язык

  • Тойнби А. Дж. Постижение истории: Сборник / Пер. с англ. Е. Д. Жаркова. - М.: Рольф, 2001-640 с., ISBN 5-7836-0413-5 , тир. 5000 экз.
  • Тойнби А. Дж. Цивилизация перед судом истории: Сборник / Пер. с англ. - М.: Рольф, 2002-592 с., ISBN 5-7836-0465-8 , тир. 5000 экз.
  • Тойнби А. Дж. Пережитое. Мои встречи. / Пер. с англ. - М.: Айрис-пресс, 2003-672 с., ISBN 5-8112-0076-5 , тир. 5000 экз.
  • Тойнби А. Дж. Исследование истории: В 3 т. / Пер. с англ., вступ. статья и комментарии К. Я. Кожурина . - СПб.: Изд-во С.-Петербургского ун-та: «Издательство Олега Абышко», 2006-1333 с., ISBN 5-288-03610-1 , тир. 1000 экз.
  • Тойнби А. Дж., Икеда Д. Избери жизнь. Диалог Арнольда Дж. Тойнби и Дайсаку Икеды - М.: Изд-во Моск. ун-та, 2007-448 с. - ISBN 978-5-211-05343-4
  • Тойнби А. Дж. Промышленный переворот в Англии в XVIII столетии - М.: Книжный дом «ЛИБРОКОМ», 2011-352 с. - ISBN 978-5-397-01962-0
  • Тойнби А. Дж. Роль личности в истории. / Пер. с англ. - М.: Астрель, 2012-222 с. - ISBN 978-5-271-41624-8
  • Тойнби А. Дж., Хантингтон С. Ф. Вызовы и ответы. Как гибнут цивилизации - М.: Алгоритм, 2016-288 с. - ISBN 978-5-906817-86-0
Остальные
  1. «Зверства в Армении: Убийство нации» (The Armenian Atrocities: The Murder of a Nation, 1915).
  2. «Национальность и война» (Nationality and the War, 1915).
  3. «Новая Европа: Эссе о восстановлении» (The New Europe: Some Essays in Reconstruction, 1915).
  4. «Балканы: История Болгарии, Сербии, Румынии и Турции» (A History of Bulgaria, Serbia, Greece, Rumania, Turkey, 1915).
  5. «Депортации в Бельгии» (The Belgian Deportations, 1917).
  6. «Немецкий террор в Бельгии» (The German Terror in Belgium: An Historical Record, 1917).
  7. «Немецкий террор во Франции» (The German Terror in France: An Historical Record, 1917).
  8. «Турция: Прошлое и будущее» (Turkey: A Past and a Future,1917).
  9. «Западный вопрос в Греции и Турции: исследование контактов цивилизаций» (The Western Question in Greece and Turkey: A Study in the Contact of Civilizations, 1922).
  10. «Греческая цивилизация и характер» (Greek Civilization and Character: The Self-Revelation of Ancient Greek Society, 1924).
  11. «Греческая историческая мысль от Гомера до времени Гераклита» (Greek Historical Thought from Homer to the Age of Heraclius, 1924).
  12. «Неарабские владения Османской империи после перемирия 30 октября 1918» (Non-Arab Territories of the Ottoman Empire since the Armistice of the 30th October 1918, 1924).
  13. «Турция» (Turkey, в соавторстве, 1926).
  14. «Введение во внешнюю политику Британской империи в послевоенное время» (The Conduct of British Empire Foreign Relations since the Peace Settlement, 1928).
  15. «Путешествие в Китай, или Заметные детали» (A Journey to China, or Things Which Are Seen, 1931)
  16. «Постижение истории» (Сокращенная версия Д. С. Сомервелла, 1946, 1957, окончательная сокращенная версия 10 томов 1960).
  17. «Цивилизация на суде истории» (Civilization on Trial, 1948).
  18. «Перспективы западной цивилизации» (The Prospects of Western Civilization, 1949).
  19. «Война и цивилизация» (War and Civilization, 1950).
  20. «Двенадцать действующих лиц греко-римской истории» (по Фукидиду, Ксенофону, Плутарху и Полибию) (Twelve Men of Action in Greco-Roman History, 1952).
  21. «Мир и Запад» (The World and the West, 1953).
  22. «Историческое исследование религии» (An Historian’s Approach to Religion, 1956).
  23. «Христианство в среде мировых религий» (Christianity among the Religions of the World, 1957).
  24. «Демократия атомного века» (Democracy in the Atomic Age, 1957).
  25. «От Востока до Запада: Кругосветное путешествие» (East to West: A Journey round the World, 1958).
  26. «Эллинизм: История цивилизации» (Hellenism: The History of a Civilization, 1959).
  27. «Между Оксом и Джумной» (Between Oxus and Jumna, 1961).
  28. «Америка и мировая революция» (America and the World Revolution, 1962).
  29. «Современный эксперимент западной цивилизации» (The Present-Day Experiment in Western Civilization, 1962).
  30. «Между Нигером и Нилом» (Between Niger and Nile, 1965).
  31. «Наследие Ганнибала: Влияние Пунических войн на жизнь Рима» (Hannibal’s Legacy: The Hannibalic War’s Effects on Roman Life, 1965): Т. I. «Рим и его соседи накануне вторжения Ганнибала» (Rome and Her Neighbours before Hannibal’s Entry). Т. II. «Рим и его соседи после ухода Ганнибала» (Rome and Her Neighbours after Hannibal’s Exit).
  32. «Изменения и традиция: Вызовы нашего времени» (Change and Habit: The Challenge of Our Time, 19660).
  33. «Мои встречи» (Acquaintances, 1967).
  34. «Города и судьбы» (Cities of Destiny, 1967).
  35. «Между Мауле и Амазонкой» (Between Maule and Amazon, 1967).
  36. «Испытания Христианства: Иудаизм, эллинизм и исторический фон испытаний» (The Crucible of Christianity: Judaism, Hellenism and the Historical Background to the Experiences, 1969).
  37. «Христианская вера» (Christian Faith, 1969).
  38. «Некоторые проблемы греческой истории» (Some Problems of Greek History, 1969).
  39. «Города в развитии» (Cities on the Move, 1970).
  40. «Спасая будущее» (Surviving the Future, диалог между А. Тойнби и проф. Кей Вакайзуми, 1971).
  41. «Постижение истории» (Иллюстрированный однотомник в соавторстве с Джейн Каплан)
  42. «Половина мира: История и культура Китая и Японии» (Half the World: The History and Culture of China and Japan, 1973).
  43. «Константин Багрянородный и его мир» (Constantine Porphyrogenitus and His World, 1973)
  44. «Человечество и Мать-Земля: Очерки по истории мира» (Mankind and Mother Earth: A Narrative History of the World, 1976, посмертно).
  45. «Греки и их наследие» (The Greeks and Their Heritages, 1981, посмертно).

Примечания

  1. идентификатор BNF : платформа открытых данных - 2011.