Бе́лла (Изабе́лла ) Аха́товна Ахмаду́лина (тат. Белла Әхәт кызы Әхмәдуллина, Bella Əxət qızı Əxmədullina; 10 апреля 1937, Москва - 29 ноября 2010, Переделкино) - русский поэт, писатель, переводчик, один из крупнейших русских лирических поэтов второй половины XX века. Член Союза российских писателей, исполкома Русского ПЕН-центра, Общества друзей Музея изобразительных искусств имени А. С. Пушкина. Почётный член Американской академии искусств и литературы. Лауреат Государственной премии Российской Федерации и Государственной премии СССР.

Белла Ахмадулина родилась 10 апреля 1937 года в Москве. Её отец - Ахат Валеевич Ахмадулин (1902-1979), татарин по национальности, комсомольский и партийный работник, в годы Великой Отечественной войны гвардии майор, заместитель по политчасти командира 31-го отдельного зенитно-артиллерийского дивизиона, в дальнейшем крупный ответственный работник Государственного таможенного комитета СССР (начальник управления кадров, заместитель председателя). Мать Надежда Макаровна Лазарева работала переводчицей в органах госбезопасности и была по матери племянницей революционера Александра Стопани.

Белла начала писать стихи ещё в школьные годы, свою манеру, по оценке литературоведа Д. Быкова, «нащупала лет в пятнадцать». Первым её поэтический дар отметил П. Антокольский.

В 1957 году подверглась критике в «Комсомольской правде». Окончила Литературный институт в 1960 году. Исключалась из института за отказ поддержать травлю Бориса Пастернака (официально - за несданный экзамен по марксизму-ленинизму), потом была восстановлена.

В 1959 году, в возрасте 22 лет, Ахмадулина написала одно из своих известнейших стихотворений «По улице моей который год…». В 1975 композитор Микаэл Таривердиев положил эти стихи на музыку, и романс в исполнении Аллы Пугачёвой прозвучал в фильме Э. Рязанова «Ирония судьбы, или С лёгким паром!».

В 1964 году снялась в роли журналистки в фильме Василия Шукшина «Живёт такой парень». Лента получила «Золотого льва» на кинофестивале в Венеции. В 1970 году Ахмадулина появилась на экранах в фильме «Спорт, спорт, спорт».

Первый сборник стихотворений, «Струна», появился в 1962 году. Далее последовали поэтические сборники «Озноб» (1968), «Уроки музыки» (1970), «Стихи» (1975), «Метель» (1977), «Свеча» (1977), «Тайна» (1983), «Сад» (Государственная премия СССР, 1989). Для поэзии Ахмадулиной характерны напряжённый лиризм, изысканность форм, очевидная перекличка с поэтической традицией прошлого.

В 1970-х годах посетила Грузию, с тех пор эта земля заняла в её творчестве заметное место. Ахмадулина переводила Н. Бараташвили, Г. Табидзе, И. Абашидзе и других грузинских авторов.

В 1979 году Ахмадулина участвовала в создании неподцензурного литературного альманаха «МетрОполь». Ахмадулина не раз высказывалась в поддержку советских диссидентов - Андрея Сахарова, Льва Копелева, Георгия Владимова, Владимира Войновича. Её заявления в их защиту публиковались в «Нью-Йорк Таймс», неоднократно передавались по «Радио Свобода» и «Голосу Америки».

Могила Б. А. Ахмадулиной на Новодевичьем кладбище Москвы

Участвовала во многих мировых поэтических фестивалях, в том числе в Международном празднике поэзии в Куала-Лумпуре (1988).

В 1993 году подписала «Письмо сорока двух».

В 2001 году подписала письмо в защиту телеканала НТВ.

Перу Ахмадулиной принадлежат воспоминания о поэтах-современниках, а также эссе о А. С. Пушкине и М. Ю. Лермонтове.

В последние годы Белла Ахмадулина тяжело болела, практически ничего не видела и передвигалась на ощупь, почти ничего не писала.

Белла Ахмадулина скончалась на 74-м году жизни 29 ноября 2010 года на даче в Переделкине. По словам мужа поэтессы Бориса Мессерера, смерть наступила вследствие сердечно-сосудистого криза. Президент Российской Федерации Д. А. Медведев выразил официальные соболезнования родным и близким поэтессы.

Прощание с Беллой Ахмадулиной состоялось 3 декабря 2010 года в Центральном Доме литераторов в Москве. В этот же день она была похоронена на Новодевичьем кладбище.

Семья

С 1957 по 1958 Ахмадулина была первой женой Евгения Евтушенко.

С 1959 по 1 ноября 1968 года - пятой женой Юрия Нагибина. Этот брак разрушился, по свидетельствам самого Нагибина в его опубликованном «Дневнике» и беллетризованных мемуаров Василия Аксёнова «Таинственная страсть», из-за смелых сексуальных экспериментов поэтессы. В 1968 году, разводясь с Нагибиным, Ахмадулина взяла на воспитание приёмную дочь Анну.

От сына балкарского классика Кайсына Кулиева, Эльдара Кулиева (1951-2017), в 1973 году Ахмадулина родила дочь Елизавету.

В 1974 году вышла замуж в четвёртый и последний раз - за театрального художника Бориса Мессерера, оставив детей со своей матерью и домработницей.

Первая дочь, Анна, окончила Полиграфический институт, оформляет книги в качестве иллюстратора. Дочь Елизавета, как и её мать, окончила Литературный институт.

В последние годы Белла Ахмадулина жила в Переделкино с мужем.

Творчество

Поэзия для Ахмадулиной - самооткровение, встреча внутреннего мира поэта с миром новых (магнитофон, самолёт, светофор) и традиционных (свеча, дом друга) предметов. Для её поэзии всё - даже любая мелочь - может служить импульсом, окрылить смелую фантазию, рождающую дерзкие образы, фантастические, вневременные события; всё может стать одухотворённым, символичным, как любое явление природы («Сказка о дожде», 1964). Ахмадулина расширяет свою лексику и синтаксис, обращается к архаическим элементам речи, которые она переплетает с современным разговорным языком. Отчуждённое употребление отдельных слов возвращает им в контексте первоначальный смысл. Не статика, а динамика определяет ритм стихов Ахмадулиной. Поначалу доля необычного в стихах Ахмадулиной была очень велика по сравнению с большинством русских стихов того времени, но затем её поэзия стала проще, эпичнее.

Вольфганг Казак.

Однако, при всей своей изысканной, велеречивой устаревшей лексике, Ахмадулина была и остаётся абсолютно современным поэтом - конца XX и начала XXI веков. Каким образом она этого добивалась? Примет нового времени, аббревиатур и сленга в её стихах практически нет, просторечных слов - совсем немного, хотя они предельно выразительны (пестрядь, стыдобина, деньга, сопрут, кладби́щ), модные англицизмы - всего в нескольких стихотворениях.

И, наконец, главное: Ахмадулина проявила себя как подлинный реформатор стиха, прежде всего, рифмы, а рифма - это, безусловно, важнейшая часть формы в силлабо-тоническом стихотворении. У Ахмадулиной практически нет банальных рифм. Все рифмы - неожиданные, новые, не повторяющиеся, почти не встречающиеся у других поэтов.

Евгений Степанов

Литературовед И. Снеговая, присутствовавшая в 2008 году на Ахматовском вечере с участием Ахмадулиной, отмечает её стихотворения, посвящённые Репино и Комарово, написанные в этих местах. Ощущение прошедшего времени, очарование обликом старых дач и размышления о судьбе их обитателей составляют содержание этих произведений. «Её присутствие на Ахматовском вечере было так уместно и радостно для слушателей. Прекрасная Дама современной российской поэзии, она своим изысканным обликом и слогом продолжает классическую традицию, и в её стихах, обращённых к Ахматовой, живут восхищение и спор, без которых нет преемственности».

Иосиф Бродский называл Ахмадулину «несомненной наследницей лермонтовско-пастернаковской линии в русской поэзии».

Сплошную и сознательную размытость поэзии Ахмадулиной, сходную с импрессионизмом в живописи, отмечает Дмитрий Быков. Указывая, что усложнённые лабиринтом ассоциативных ходов, трудно запоминающиеся стихи тем не менее оставляют у читателя «ощущение цельного и прекрасного образа, бескорыстного, сочетающего достоинство с застенчивостью, знание жизни - с беспомощностью, забитость - с победительностью». Сквозной темой творчества Ахмадулиной, указывает литературовед, был стыд , который «сопровождал её всю жизнь и диктовался во многом той неупорядоченной, слишком бурной жизнью, какую ей приходилось вести». В этой доминантной теме, полагает Быков, сказывался «всё тот же недостаток творческой воли, заставлявший её иногда длить стихи дальше положенного предела, вступать в лишние отношения, выпивать с ненужными людьми». По мнению биографа, Ахмадулина с присущей ей мучительной греховностью и горьким самоосуждением продолжает поэтическую традицию Бориса Пастернака: обоих лирических поэтов и в жизни, и в стихах роднила высокопарность, выспренность, многословие, учтивость, застенчивость; эти качества, удивляя окружающих в обыденности, были «человеческими чертами среди бесчеловечности, глотком тепла среди ледяного мира».

9 февраля 2013 года, выступая на первом Съезде родителей, президент РФ В. В. Путин призвал включить стихи Ахмадулиной в обязательную школьную программу по литературе.

Библиография

  • «Струна» (М., Советский писатель, 1962)
  • «Озноб» (Франкфурт, 1968)
  • «Уроки музыки» (1969)
  • «Стихи» (1975)
  • «Свеча» (1977)
  • «Сны о Грузии» (1977, 1979)
  • «Метель» (1977)
  • альманах «Метрополь» («Много собак и собака», 1980)
  • «Тайна» (1983)
  • «Сад» (1987)
  • «Стихотворения» (1988)
  • «Избранное» (1988)
  • «Стихи» (1988)
  • «Побережье» (1991)
  • «Ларец и ключ» (1994)
  • «Шум тишины» (Иерусалим, 1995)
  • «Гряда камней» (1995)
  • «Самые мои стихи» (1995)
  • «Звук указующий» (1995)
  • «Однажды в декабре» (1996)
  • «Созерцание стеклянного шарика» (1997)
  • «Собрание сочинений в трёх томах» (1997)
  • «Миг бытия» (1997)
  • «Нечаяние» (стихи-дневник, 1996-1999)
  • «Возле ёлки» (1999)
  • «Влечет меня старинный слог» (2000)
  • «Друзей моих прекрасные черты» (2000)
  • «Стихотворения. Эссе» (2000)
  • «Зеркало. XX век» (стихи, поэмы, переводы, рассказы, эссе, выступления, 2000)
  • «Озябший гиацинт» (2008)
  • «Пуговица в китайской чашке» (2009)
  • «Избранное» (стихотворения, поэмы, эссе, переводы, 2009)
  • «Ни слова о любви» (2010)
  • «Нечаяние» (2011)

Фильмография

Актёрские работы

  • 1964 - Живёт такой парень
  • 1970 - Спорт, спорт, спорт

Сценарист

  • 1965 - Чистые пруды
  • 1968 - Стюардесса

Использование стихов

  • 1964 - Застава Ильича
  • 1973 - Друзья мои… (киноальманах)
  • 1975 - Ирония судьбы, или С лёгким паром!
    • «По улице моей», исполняет Надя (Алла Пугачёва)
  • 1976 - Ключ без права передачи - сама автор читает стихи
  • 1978 - Служебный роман
    • «Озноб» («О, мой застенчивый герой»), читает Светлана Немоляева
  • 1978 - Старомодная комедия
  • 1984 - Пришла и говорю
    • «Взойти на сцену» («Пришла и говорю»), исполняет Алла Пугачёва
  • 1984 - Жестокий романс
    • «А напоследок я скажу», исполняет Валентина Пономарёва
    • «Романс о романсе», исполняет Валентина Пономарёва
    • «Снегурочка», исполняет Валентина Пономарёва
  • 1997 - «Исчерпана до дна пытливыми глазами» (из музыкального фильма «Пришла и говорю») - 10-серийный телефильм «Зал ожидания», читает героиня Инны Алексеевой

Награды и премии

  • Орден «За заслуги перед Отечеством» II степени (11 августа 2007 года) - за выдающийся вклад в развитие отечественной литературы и многолетнюю творческую деятельность .
  • Орден «За заслуги перед Отечеством» III степени (7 апреля 1997 года) - за заслуги перед государством и выдающийся вклад в развитие отечественной литературы .
  • Государственная премия Российской Федерации в области литературы и искусства 2004 года (6 июня 2005 года) - за продолжение и развитие высоких традиций отечественной поэзии .
  • Премия Президента Российской Федерации в области литературы и искусства 1998 года (12 января 1999 года).
  • Премия имени Булата Окуджавы 2003 года (14 февраля 2004 года).
  • Орден Дружбы народов (1984).
  • Лауреат Государственной премии СССР (1989).
  • Лауреат премии фонда «Знамя» (1993).
  • Лауреат «Носсиде» (Италия, 1994).
  • Лауреат премии «Триумф» (1994).
  • Лауреат Пушкинской премии фонда А. Тепфера (1994).
  • Лауреат журнала «Дружба народов» (2000).
  • Почётный член Российской академии художеств.

Память

  • В мае 2012 года в память об Ахмадулиной и с учётом её итальянских корней по инициативе Бориса Мессерера учреждена российско-итальянская премия «Белла» для молодых поэтов в возрасте от 18 до 35 лет. Присуждать премию будут за стихотворения на русском и итальянском языках, а также в номинации «Литературно-критическое или биографическое эссе о современной поэзии». Уникальность премии в том, что получить её можно не за книгу стихов, а за отдельное стихотворение или поэтическое произведение. Жюри у премии будет два: русское и итальянское. Вознаграждение победителей составит 3000 евро. Церемония награждения будет проходить ежегодно в России и Италии в апреле - месяце рождения Ахмадулиной.
  • Памятник в городе Тарусе. Открыт в сентябре 2013 года
  • Памятник в городе Москве. Открыт в ноябре 2014 года

Январь 31, 2017 Нет комментариев

Уникальный и узнаваемый лирический стиль в поэзии стал причиной того, что Белла Ахатовна Ахмадулина - ее биография, личная жизнь, дети и мужья были отличной темой для обсуждения среди поклонников творчества столь многогранной личности, которая, успела вписать свое имя в историю отечественной литературы в качестве одной из величайших российских поэтесс двадцатого века!

Белла Ахатовна появилась на свет в 1937 году в Москве. В жилах поэтессы течет горячая татарская кровь отца, а страсть и своеобразный стиль изложения своих мыслей на бумаге обусловлена итальянскими корнями по материнской стороне. Уникальный и узнаваемый стиль написания стихотворений начал формироваться тогда, когда девочке исполнилось 15 лет: с первой публикации стихов молодой поэтессы ей предрекли светлое будущее в мире поэзии.

Талант писательницы позволил без проблем поступить и с отличием закончить Литературный институт. В то же время стихи, написанные автором во времена студенческой юности, успели стать классикой российской литературы. Спустя два десятилетия, один из лучших стихов писательницы был положен на музыку. Чуть позже стал одной из главных музыкальных тем в картине «Ирония судьбы, или С легким паром!».

В жизни поэтессы было много мужчин. Вспоминая о жизни с писательницей, первый муж Беллы Ахмадулиной Евгений Евтушенко отмечает, что первые годы семейной жизни были настоящей феерией: пара не разлучалась ни на секунду, даруя друг другу счастливые моменты. При этом стоит отметить, что Белла Ахмадулина и Евгений Евтушенко - их отношения, дети и причина развода являются отличным поводом для обсуждения и по сегодняшний день. Все дело в том, что не считая себя готовым к отцовским обязательствам, Евгений уговорил писательницу сделать аборт, о чем в будущем сильно пожалел. Именно этот факт из биографии писательницы послужил поводом для разрыва отношений.


Спустя несколько месяцев после развода стало известно, что Андрей Вознесенский и Белла Ахмадулина съехались. Но Вознесенский всегда отмечал, что девушка была для него ничем иным, как хорошим другом. Второй брак поэтессы продлился более 7 лет: избранником писательницы стал Юрий Нагибин. В свое время, Белла Ахмадулина и Юрий Нагибин - их личная жизнь и причина развода вызвали широкий резонанс в общественности, поскольку эта пара представлялась одним из самых талантливых писательских тандемов 60-х годов. Казалось, что в семье царит полнейшая идиллия. В реальности же, постоянные ссоры и конфликты полностью разрушили семейное счастье. Последней каплей в переполненной чаше терпения стали смелые сексуальные эксперименты Беллы Ахмадулиной , являющейся сторонницей нетрадиционного подхода к половым отношениям.

Шокированная вполне логическим решением поэта о разводе, женщина предпринимала попытки вернуть возлюбленного, усыновив девочку Аню, посчитав, что это даст новый импульс к угасающей любви. После двух неудачных последующих браков, Белла Ахмадулина и её дочери Анна и Елизавета Кулиева полностью прервыают общение: Аня, узнав о факте оформления опеки, затаила злость на мать. Лиза же, являясь законной дочерью Кайсына Кулиева, предпочла встать на сторону своего отца.

За несколько лет до трагической смерти, в результате тяжелой болезни известная русская поэтесса ослепла. В начале 2010 года, прямо в карете скорой помощи, сердце Беллы Ахатовны остановилось. Последний муж писательницы отмечал, что чуя близкую кончину, писательница хотела наладить общение с дочерьми, но сделать это, к превеликому сожалению, ей так и не удалось…

Советская поэтесса-шестидесятница, писательница и переводчица создавала свои первые тексты уже со школьного возраста, зарождая свой собственный неповторимый стиль. Всю жизнь она проживет в России, умерев в возрасте 73 лет, годы ее жизни составят период с 1937 по 2010 год.

  1. Мать: Надежда Макарова Лазаревна, переводчик органов безопасности, племянница Александра Стопани, революционера и партийно-государственного деятеля;
  2. Отец: Ахат Валерьевич, таможенный начальник.

Воспитанием будущей занималась бабушка в связи с занятостью родителей. Отец в годы войны был призван на фронт, тогда как маленькая Ахмадулина с бабушкой сосланы в эвакуацию, начиная с Самары и заканчивая Казанью, вместе с матерью. Там же, в глубоком тылу, девочка пошла в школу.

Образование и творческий путь

Белла отравилась получать высшее образование в Литературный институт, из которого была исключена за отказ в поддержке травли Бориса Пастернака, но, к счастью, позднее была восстановлена.

Первым в ее портфолио было стихотворение «По улице моей который год», которое получило наибольшее распространение среди почитателей. В дальнейшем оно будет использовано в качества текста для музыки в романсе, который исполнит российская певица Алла Пугачева в одной из знаменитых советских кинолент.

Благодаря хорошему происхождению (ее родители занимали высокое положение), началась ее карьера в «Литературной газете», как корреспондента и автора рассказов «На Сибирких дорогах».

Творчество

Многие строки из произведений Ахмадулиной использовались в фильмах, включая знаменитую киноленту «Ирония судьбы, или с легким паром» в реплике «По улице моей». В архивах фильмографии сценарные заслуги за кинокартины «Чистые пруды» и «Стюардесса», а так же участие в качестве актрисы в кинокартине «Живет такой парень», за который она получит статуэтку «Золотого льва», и картина «Спорт, спорт, спорт». Библиография составляет увесистый список сборников ее стихотворений, поэм, переводов, рассказов, эссе и выступлений.

Писательница не осталась без внимания весомых фигур в литературном мире. Иосиф Бродский оценил ее творчество, как наследие лермонтосвко-пастернаковской линии по отношению к русской поэзии. Дмитрием Быковым было замечено сходство ее творчества с импрессионизмом в живописи, которую он объяснил сплошной осознанной размытостью в ее лирике. А так же акцентировал внимание на сквозном «стыде», постоянной теме ее поэзии.

Позднее, в 2013 году, Владимиром Владимировичем Путиным будет включен перечень ее работ в список обязательной школьной программы.

Личная жизнь

Поэтесса заключила несколько браков за свою жизнь. Все началась с поэта Евгения Евтушенко, брак с которым продлился год. После этого она стала женой русского журналиста и сценариста Юрия Нагибина. Ее второй брак так же продлился недолго, после чего она взяла на воспитание Анну — приемную дочь.

С Эльдаром Кулиевым, третьим супругом, поэтесса родила дочь Елизавету. Последний брак был заключен с Борисом Мессерера, театральным художником, с которым она продолжила сожительство в Переделкино.

Смерть

На закате жизни поэтессу одолевали болезни. Она была госпитализирована в Переделкино. Невзирая на качественно выполненную операцию, спустя четыре дня с момента выписки ее не стало.

Белла Ахмадулина обогатила женскую поэзию в России своим индивидуальным стилем и неподражаемым изяществом лирики. Ее заслуги были признанны, она умерла, находясь в ореоле славы и заслуженного почитания. Тот, кому посчастливилось застать ее в живых, может похвастать знакомством с легендарным человеком, имя которого уже ассоциируют с русской классикой.

Интересно? Сохрани у себя на стенке!

От Masterweb

14.05.2018 23:00

Белла Ахмадулина – одна из самых выдающихся советских поэтесс, обладательница Государственной премии СССР. В отличие от других литературных деятелей этой эпохи, она не касалась в своем творчестве социальных проблем, а свои стихотворения писала высоким изысканным слогом. Жизнь Беллы Ахмадулиной была яркой, насыщенной и полной интересных событий.

Детство

10 апреля 1937 года в Москве в семье заместителя министра таможенного комитета СССР и переводчицы из КГБ родилась Изабелла Ахатовна Ахмадулина.

Воспитанием девочки занималась бабушка. Именно она привила будущей поэтессе любовь к литературе, читая ей произведения русских классиков. Начало Великой Отечественной войны перевернуло жизнь Ахмадулиных. Отец семейства отправился на фронт. Девочка с бабушкой были эвакуированы в Казань. В эвакуации Белла перенесла тяжелую болезнь, после которой насилу оправилась.

Когда отгремели победные залпы, девочка вернулась в Москву и пошла в школу. В школе она чувствовала себя не слишком комфортно, так как в эвакуации привыкла к одиночеству. Поэтому школу девочка часто прогуливала.

Начало творческого пути

Свои первые стихи Ахмадулина написала в 15 лет. Школьницей она посещала литературный кружок Дворца пионеров. Когда же пришла пора определяться с профессией, по настоянию родителей будущая поэтесса решила поступать на факультет журналистики в Московский государственный университет. Но вступительные экзамены девушка провалила. Тогда родители посоветовали ей устроиться в издание «Метростроевец».

Впервые стихотворения Ахмадулиной были напечатаны журналом «Октябрь» в 1955 году. Но в «Комсомольской правде» стихи начинающей поэтессы раскритиковали, назвав старомодными.

Литературный институт

Спустя год Ахмадулина стала одной из студенток Литературного института. Но окончить его не смогла из-за… Бориса Пастернака. В 1958 году ему была присуждена Нобелевская премия за роман «Доктор Живаго». На родине на Пастернака началась жестокая травля. Его называли предателем. Ахмадулина же отказалась подписывать очерняющее писателя письмо. Это не прошло ей даром – девушка была отчислена из института.


Ахмадулина устроилась внештатным корреспондентом в «Литературную газету» в городе Иркутске. Главный редактор оценил по достоинству литературный талант Беллы и помог ей возвратиться в институт. В 1960 году она окончила его с красным дипломом.

Первый поэтический сборник поэтессы Ахмадулиной

В 1962 году впервые был напечатан сборник стихов Беллы Ахмадулиной «Струна». Успех к поэтессе пришел после выступления на сцене Политехнического музея в Москве. На этом литературном вечере кроме Ахмадулиной выступали такие известные поэты, как Евтушенко, Рождественский и Вознесенский. После этого Белла стала частой гостьей подобных творческих мероприятий. И хотя ее стихотворения осуждали за манерность и старомодность, не плениться их изяществом и легкостью было невозможно. Оригинальная манера декламации, особые изысканность и шарм, интеллигентная речь, аристократичный образ выгодно отличали Ахмадулину от других поэтов.

Период 1960-1970 годов

В 1968 году во Франкфурте Белла Ахмадулина выпустила свой второй поэтический сборник «Озноб», а в 1969 году – третий сборник «Уроки музыки». Ахмадулина плодотворно работает. За довольно короткий период времени она выпускает следующие сборники: «Стихи», «Свеча» и «Метель».


В 70-х Белла посетила Грузию. Самобытная культура и великолепная природа страны так восхитила поэтессу, что она пишет об этом немалое количество стихотворений, объединенных в сборник «Сны о Грузии». Ахмадулина также занималась переводами стихотворений таких замечательных грузинских поэтов: Галактиона Табидзе, Николая Баратшвили и Симона Чиковани. Даже когда на творчество Ахмадулиной в СССР действовали идеологические запреты, журнал «Литературная Грузия» неизменно печатал стихотворения поэтессы.

Помимо стихов, Белла Ахмадулина писала эссе о выдающихся личностях. Таких, как Анна Ахматова, Марина Цветаева, Владимир Высоцкий, Владимир Набоков и о некоторых других известных людях.

Любовь в творчестве поэтессы

О любви Белла Ахмадулина написала немалое количество стихотворений. Романтическое мировосприятие и насыщенная личная жизнь немало этому способствовали. Благодаря фильму «Жестокий романс» ее стихотворение «А напоследок я скажу…» стало всенародно известным. Пожалуй, это стихотворение – одно из самых известных стихов о любви Беллы Ахмадулиной.

Общественная деятельность

Не раз Белла выступала в защиту диссидентов Л. Копелова, А. Сахарова и В. Войновича. Газета New York Times публиковала их защищавшие письма Ахмадулиной. Эти письма зачитывали в эфире радиостанций «Радио Свобода» и «Голос Америки».

Белла Ахмадулина принимала участие в некоторых международных фестивалях, в частности в Международном празднике поэзии 1988 году в Куала-Лумпуре.

Ахмадулина была среди тех, кто подписал знаменитое «Письмо сорока двух», обращенное президенту РФ Б. Ельцину в 1993 году, направленное против пропаганды насилия, нацизма и шовинизма и содержащее призыв к запрету коммунистических и нацистских партий. В 2001 году Ахмадулиной было также подписано письмо в защиту опального телеканала НТВ.


Поэтесса и кинематограф

В биографии Беллы Ахмадулиной говорится о том, что она снялась лишь в двух кинолентах.

В фильме Василия Шукшина «Живет такой парень» (1959 год) двадцатидвухлетняя Белла играла роль ленинградской журналистки. Венецианский кинофестиваль отметил картину «Золотым львом».

В фильме «Спорт, спорт, спорт» Ахмадулина играла Элему Климову.

Поэтесса – сценарист таких кинолент, как «Стюардесса» и «Чистые пруды».

Стихи Беллы Ахмадулиной часто звучали в отечественных фильмах. Впервые ее стихотворение прозвучало в «Заставе Ильича» (1964 год). В 1973 году вышел киноальманах под названием «Друзья мои», в котором неоднократно использовались стихотворения Ахмадулиной.

Во всенародно любимой «Иронии судьбы, или С легким паром!» Эльдара Рязанова главная героиня Надя голосом Аллы Пугачевой пела проникновенную песню «По улице моей который год…» по одноименному стихотворению Ахмадулиной.


В 1976 г. поэтесса прочитала свое стихотворение в кинофильме «Ключ без права передачи». Два года спустя героиня Светланы Немоляевой в культовом фильме Эльдара Рязанова «Служебный роман» читала стихотворение Ахмадулиной «О, мой застенчивый герой» из сборника «Озноб».

В 1984 году в фильме «Пришла и говорю» известная певица Алла Пугачева исполнила «Взойти на сцену» – песню на стихи Беллы Ахмадулиной. В этом же году вышел фильм «Жестокий романс» Эльдара Рязанова, в котором было использовано три замечательных стихотворения поэтессы.

Оригинальные декламационные интонации Ахмадулиной использовала Ия Савина, которая в мультфильме про Винни Пуха озвучивала поросенка Пятачка.

Личная жизнь Беллы Ахмадулиной

Будучи восемнадцатилетней девушкой, поэтесса вышла замуж за известного поэта Евгения Евтушенко. Но брак был недолговечным. После трех лет семейной жизни пара рассталась.


Прошел год после расставания с мужем, и Ахмадулина вновь решилась на замужество. Ее очередным мужем стал литератор – писатель Юрий Нагибин. И этот брак оказался недолговечным. С Нагибиным поэтесса прожила девять лет. Василий Аксенов в своем биографическом романе «Таинственная страсть» писал о том, что причиной развода супругов стала измена Ахмадулиной.

В 1968 году Ахмадулина решила удочерить сироту Аню. Отчество девочке дал Юрий Нагибин.

Третьим мужем поэтессы стал Эльдар Кулиев. У супругов родилась дочь Лиза. Увы, и этот брак оказался недолговечным.

В 1974 Белла стала женой Бориса Мессерера – талантливого театрального художника. Их знакомство было случайным – они встретились, выгуливая своих собак. В этот раз Ахмадулиной повезло. С четвертым мужем поэтесса прожила до самой своей смерти. Вступив в очередной брак, Ахмадулина отдала дочерей своей матери и домработнице на воспитание. Спустя некоторое время поэтесса возобновила свои отношения с дочерями, но активного участия в их жизни не принимала.


На закате жизни

Последний период жизни поэтессы был омрачен тяжелой болезнью. Белла Ахмадулина перестала заниматься творчеством и почти не выходила из своего дома в Переделкино.

В 2010 году семидесятитрехлетняя поэтесса была госпитализирована. Ей сделали операцию. К сожалению, Ахмадулину это уже не спасло. Спустя четыре дня ее выписали домой. 29 ноября Белла Ахмадулина покинула наш мир.

С любимой поэтессой простились в московском Доме литераторов спустя несколько дней. 3 декабря Беллу Ахмадулину похоронили на Новодевичьем кладбище.

Улица Киевян, 16 0016 Армения, Ереван +374 11 233 255

(род. в 1937 г.) русский поэт

Своим многолетним служением единственной на всю жизнь музе поэзии Белла Ахмадулина по праву заслужила звание первой дамы российской поэзии. Даже обычно сдержанные на похвалу люди пишут и говорят о ней в превосходной степени: «Белла Ахмадулина в одном лице и красавица, и поэт. Это такой редкий цветок России».

Почитатели Беллы Ахмадулиной - а их у нее по всей России, в ближнем и дальнем зарубежье миллионы - несомненно подпишутся и под такими словами о ней: «Единственная из ныне живущих поэтесс, которая могла бы претендовать на трон царицы русской поэзии». Правда, сама Ахмадулина не любит, когда ее называют поэтессой, она считает себя Поэтом и является им.

Предком Беллы был татарин Ахмадулла, сын которого Валлей приходится ей дедом. Сама Белла Ахатовна Ахмадулина родилась в Москве и постоянно живет в этом городе. Очевидно, чувство красоты было заложено в ней от рождения, поскольку заговорила она только тогда, когда увидела цветущие тюльпаны. Девочка произнесла первую внятную фразу: «Я такого не видала никогда». В этих словах было и удивление, и восхищение одновременно. Казалось, что жизнь Беллы Ахмадулиной текла на удивление ровно и гладко. Она еще в юности выделялась среди своих сверстниц талантом и обладала какой-то неземной красотой.

Ахмадулина с детства писала стихи, поэтому естественно, что после школы она поступила в Литературный институт. Писатель В. Войнович, автор знаменитого «Чонкина», вспоминает: «В студенческие годы я специально приходил в Литинститут, чтобы посмотреть на Ахмадулину. Я любовался ею и любил слушать ее голос. Ее стихи такие молодые, как и она сама».

Однако творческий и жизненный путь Ахмадулиной только казался гладким и беспроблемным. Как у всякого большого поэта, он был тернистым. Она никогда не писала стихов о политике и о строителях коммунизма, ее поэзия была лирической, в ней отражались самые сокровенные чувства человеческой души. Поэзия Беллы Ахатовны Ахмадулиной как будто вся пронизана любовью: к человеку, к жизни, к закату, к «лютику золотушному».

И тем не менее стихи Ахмадулиной часто находились под запретом, ее мало публиковали, поэтому ее знал только небольшой круг любителей поэзии, который собирался на поэтических вечерах студентов Литературного института, да друзья-поэты.

Ахмадулина не шла на компромисс со своей совестью и продолжала писать стихи, как умела. Наступивший в 60-е годы период оттепели вывел ее на публику. Вместе с Вознесенским, Евтушенко и другими поэтами она выступала на поэтических вечерах в Политехническом музее, в Лужниках, выезжала в различные города Советского Союза. С тех пор у нее появилось множество почитателей. Ее стихи переписывали и передавали друг другу.

Правда, сама Ахмадулина свою популярность объясняет по-другому: «Никто б меня не знал, - говорит она, - но вдруг появляется фельетон за фельетоном, и в таких популярных журналах, например, в журнале «Крокодил», и с такими интригующими заголовками: «Верхом на розовом коне», то. . . люди заинтересовались в конце концов: да кто же это такая?!»

Впрочем, этот интерес только добавил ей почитателей. Однако Белла Ахмадулина считает, что искусство, в том числе поэзия, не принадлежит народу. Читая свои стихи в больших залах, где собираются разные люди, поэт старается быть понятным. И это губительно для него. Во всяком случае, Ахмадулина ощущает это именно так, поскольку потом ей уже бывает очень трудно писать. Стихи рождаются не для кого-то, поэт пишет их, когда возникает определенное состояние души.

Ахмадулина всегда писала не спеша, дожидаясь именно такого состояния. И не спешила печататься даже тогда, когда это стало возможным. Она всегда относилась к собственному творчеству очень строго, может быть, излишне строго, но такая требовательность делала ее поэзию еще более прекрасной.

В 1997 году, когда Белла Ахмадулина в канун своего юбилея снова поехала по стране с чтением стихов, тысячные залы встречали ее овацией. Она читала новые и старые, всеми любимые стихи 60-х годов. Ахмадулина могла читать подряд все, что она написала за эти годы, поскольку ей и сейчас не стыдно ни за одну из написанных строчек, в отличие от некоторых поэтов, которые лукавили и подыгрывали властям.

Жизнь Белла Ахмадулиной в поэзии многие воспринимают как чудесный миф, созданию которого способствовали и ее стихи, и ее таинственный облик, и ее голос, который заслуживает особого внимания. Он - как будто хрустальный, «лукавящий на каждом «эль», завораживающий.

Хрупкая и нежная Ахмадулина обладает твердым независимым характером и огромной внутренней силой. Лучше всего это знают ее многочисленные друзья. Так, писатель Виктор Ерофеев утверждает: «Если в России есть нравственный хребет, то Белла - его составляющая. Она на себе держит нашу моральную радугу». Его поддерживает Святослав Бэлза: «У Беллы, как в балете, сквозь хрупкость проглядывает огромность таланта и красота души. Но, по-моему, она чересчур истязает свою плоть, отказывается от всего. Зато жар души, мощь духа всегда живут в ней. . . ». Своим другом Ахмадулину считал и Булат Окуджава, который называл ее замечательным русским поэтом и отмечал у нее «удивительное сочетание доброты, великодушия с нравственной стойкостью».

И в то же время Ахмадулина «реальная, теплая, женственная», которая «всегда душевно расспросит о близких и родных, поинтересуется и посочувствует. Всегда поймет».

Но Белла Ахмадулина может быть и другой. Ее муж Борис Мессерер не скрывает, что характер у Беллы «очень трудный, резкий, переменчивый. Она из породы людей, которые делают все возможное себе во вред».

В числе их близких друзей Родион Щедрин и Майя Плисецкая, которая доводится Мессереру двоюродной сестрой. Свою жену и выдающуюся балерину Мессерер оценивает одинаково: «Гениально одаренные, безумные женщины! Выходки бывают совершенно сумасшедшие, своенравные. Однажды в Грузии один русский поэт поднял тост за Сталина - так Белла, сидя на другом конце стола, швырнула ему в рожу туфлю. И попала».

Однако Мессерер видит свой долг перед женой в том, чтобы служить ей и ее поэзии. Они вместе уже более 20 лет. Борис Мессерер - потомок знаменитого артистического рода, работает главным художником МХАТа. Он член-корреспондент Академии художеств.

В 1997 году Мессерер принял самое активное участие в подготовке юбилея Беллы Ахмадулиной. Накануне знаменательного события вышло трехтомное собрание ее сочинений. До этого стихи Ахмадулиной выходили отдельными небольшими сборниками, иногда публиковались в газетах и журналах. Составитель томов - Борис Мессерер. В Петербурге вышел сборник «Однажды в декабре», где Ахмадулина предстала эссеистом, автором художественной прозы и воспоминаний о тех, с кем протекала ее жизнь, - эссе о Набокове, о Павле Антокольском, о Высоцком, о Веничке Ерофееве и других.

Белла Ахатовна Ахмадулина не избалована наградами. В 1994 году она наконец стала лауреатом Пушкинской премии, но не российской, а немецкой. Зато на торжественный вечер, посвященный ее юбилею, собралась буквально вся Москва, приехали гости со всей России. Торжества проходили во МХАТе имени А. П. Чехова. Б. Мессерер оформил сцену, а на вечере выполнял роль ведущего. Ахмадулина читала свои стихи, и весь зал стоя аплодировал поэту и поэзии.