Литературоведы называют все творчество А. А. Фета импрессионистическим. Фетовские стихи отличаются яркими и удачными сравнениями, а также чуткими описаниями природы. Поэт всегда тонко чувствует переломный момент и очень точно его описывает. Таким образом, Фета можно назвать одним из лучших лириков природы.

Стихотворение «Бабочка» написано ранней весной, когда все оживает и появляются первые зеленые краски на черной земле. В этот момент расцветают первые цветы и личинки превращаются в прекрасных бабочек.

Стихотворение построено в форме диалога между лирическим героем и одной из бабочек. Герой интересуется у бабочки, откуда она родом, как появилась на свет и куда торопиться. Если внимательно читать стихотворение, то можно подметить, что это всего, лишь риторические вопросы, ответ на которые знать необязательно. И на самом деле лирический герой не стремится выслушать бабочку, ведь он отлично знает, откуда она взялась и куда направляется.

Литературоведы, в сравнении с творчеством других поэтов сравнивают «Бабочку» Фета со «Стрекозой» Крылова. Отмечая, что бабочку никто не будет критиковать за ее «беззаботность», как это делает Муравей в басни «Стрекоза». Беззаботность и легкомыслие бабочки можно сравнить с поведением ребенка, который просто живет этим моментом и мало о чем заботится.

Возникает логический вопрос: «А почему Фет выбрал именно бабочку, ведь «беззаботных» насекомых и животных предостаточно?». Все очень просто: бабочка – насекомое, которое оживает только в весенний период и живет очень недолгую, но беззаботную жизнь.

Возможно, А. А. Фет хотел сравнить с появлением бабочек наступление первых весенних дней, когда вся земля просыпается от зимней спячки. Кроме этого, лирический герой видит прекрасную бабочку лишь мгновение, тем самым подчеркивая короткий отрезок пробуждения, недоступный для занятого человека.

Глаголы «дышу» и «дышать хочу» символизируют момент насыщения организма чистым и свежим воздухом весны. Но лирический герой боится испортить момент, поэтому сидит неподвижно, чтобы случайным взмахом руки не прогнать необычного чувства.

Форма стиха, как и его замысел, весьма необычны: короткие строки заменяются длинными, как бы символизируя хаотические движения бабочки и переменчивое дыхание лирического героя. Таким образом, Фету удалось передать удивительное чувство беззаботности и краткость момента наступления весны в своем небольшом стихотворении «Бабочка».

АНАЛИЗ СТИХОТВОРЕНИЯ ФЕТА «БАБОЧКА» Урок

АНАЛИЗ СТИХОТВОРЕНИЯ ФЕТА «БАБОЧКА». 5 КЛАСС

Кто из нас в детстве не ловил бабочек или не любовался их весёлым порханием на залитом
солнцем лугу. Вместе с бабочками приходило долгожданное и яркое лето, а с ним и каникулы … и вообще бабочки ассоциировались с теплом, красотой, беззаботностью. Поэтому обращение к образу бабочки на уроке литературы приятно и радостно, и работа со стихотворением А. Фета «Бабочка» дарит нам положительные эмоции и энергию.

Начинаем урок вопросом:

Понравилось ли вам стихотворение? От чьего лица оно написано?
Стихотворение нравится детям своей мелодичностью, языком. «Красиво написано» -
говорят они. А написано оно от лица бабочки.
К кому оно обращено? (К человеку, который остановился перед бабочкой.)
Что же заставило его остановиться, замереть перед бабочкой? (Её красота и изящество.)
Давайте попробуем описать эту бабочку.
Но сначала найдём в стихотворении те строчки, в которых она сама себя описывает.
Ты прав. Одним воздушным очертаньем
Я так мила.
Весь бархат мой с его живым миганьем -
Лишь два крыла.
Какие слова и выражения рисуют бабочку?
(«Воздушное очертанье», «бархат … с живым миганьем»).
Почему наряд бабочки назван бархатом?
(Крылья бабочки покрыты ворсинками, которые напоминают бархат.)
А что подразумевается под «живым миганьем»? (Бабочка трепещет крылышками, и узор на них переливается под лучами солнца, «мигает», постоянно меняясь.)
Что заставляет человека любоваться «воздушным очертаньем» бабочки? (Она лёгкая,
подвижная, её порхание в воздухе и над цветком напоминает танец, и это делает её милой и привлекательной.]
Какие ещё строчки помогают увидеть красоту бабочки?
Она готова, «сверкнув», раскинуть крылья и улететь. Слово сверкнув помогает почувствовать и красоту героини, и её непостоянство и лёгкость.
Как вы думаете, почему в стихотворении нет подробного описания бабочки, а есть только отдельные детали её «портрета»?
Наверно, потому, что видит её поэт всего несколько секунд и успевает заметить только
«воздушное очертанье» и «живое миганье» бархата крыльев. И всё-таки мы видим эту бабочку. Попытаемся её описать: ведь у нас есть выразительные детали её «портрета». Она нарядная, красивая. У неё большие резные крылья с острыми концами, узор на крыльях яркий: он напоминает завитки, опушённые чёрными и белыми ворсинками. На каждой стороне крыла он свой. У бабочки длинные усики, пушистое тёмное брюшко.

Обратите внимание на то, как построено стихотворение. Сравните длину первой и третьей строчек в строфе. (Первая и третья строчки длинные, вторая и четвёртая короткие.)
Как вы думаете, для чего поэт использует чередование длинных и коротких строк?
(Мы будто видим, как складываются и раскрываются крылья бабочки, чувствуем, как она дышит.)

Стихотворение Фета представляет собой как бы неполный диалог: мы слышим ответ бабочки человеку, но не слышим его вопросов к ней. Давайте пофантазируем и попробуем восстановить недостающую часть диалога. Что мог говорить поэт бабочке, о чём спрашивать её? В этом нам помогут слова самой бабочки.
Перечитаем первую строфу. Что же говорил человек бабочке, судя по её ответу?
Видимо, он восхищался её красотой, говорил о лёгкости её полёта. Попробуем придумать поэтические строчки в духе стихотворения Фета. Наряду с простейшими предложениями «Как ты красива», «Никогда не видел такой красоты» дети придумывают и такое: «Красавица в чудесном одеянье, как хороша», «Прекрасным бархатом одета - ты так мила!».

Перечитаем вторую и третью строфы. Что они нам подсказывают для недостающего диалога?
В них есть вопросы, которые задавал автор бабочке:
Не спрашивай: откуда появилась?
Куда спешу?
Здесь на цветок я лёгкий опустилась
И вот - дышу.
Надолго ли, без цели, без усилья,
Дышать хочу?
Вот-вот сейчас, сверкнув, раскину крылья
И улечу.

Ощущение хрупкости передается с помощью форм слова "дышу" и "дышать хочу". Это звучит как своеобразное предупреждение: дескать, вот сейчас я дышу, но одним движением руки можно все испортить, можно меня погубить, а я "дышать хочу", то есть жить, летать и радовать всех своей красотой. Конечно, тема красоты - одна из главных в творчестве Афанасия Фета. Такие стихотворения, как "Шепот, робкое дыхание. ", "Это утро, радость эта. ", можно с уверенностью назвать гимном красоте. Но "Бабочка" запечатлела именно мимолетную, сиюминутную красоту, поэтому так и хочется воскликнуть словами Фауста из одноименной пьесы Иоганна Вольфганга Гёте: "Остановись, мгновенье! Ты прекрасно!"

Осталось сказать несколько слов о форме стиха. Чередование длинных и коротких строк как будто передает прерывистое дыхание бабочки, только что порхавшей, а теперь присевшей на легкий цветок, чтобы через мгновенье, "сверкнув, раскинуть крылья" и улететь. Сама же форма стиха, возможно, вызовет ассоциацию с формой крыльев бабочки, ведь длинная, а потом короткая строка создают некое подобие треугольника, что и создает основу для формы крыла.

«Бабочка» А.Фет

Раннее творчество Афанасия Фета многие критики сравнивают с импрессионизмом в живописи. И в этом нет ничего удивительного, потому что стихи этого поэта, датированные 1838-1856 годами, отличаются удивительной метафоричностью, изяществом и чистотой. Действительно, до определенного момента Афанасий Фет видел мир под особым углом зрения, обращая внимание на каждую мелочь и восхищаясь такими простыми вещами, как шепот листьев, теплый дождь и зеленая трава. Именно к этому периоду творчества относится его стихотворение «Бабочка», которое по праву считается одной из наиболее запоминающихся и удачных зарисовок с натуры.

Правда, следует отметить, что Фет, как и многие его предшественники, очень часто наделял окружающие предметы и явления чертами человеческого характера. Героиня его произведения – обычная бабочка. Однако по стечению обстоятельств она ведет с поэтом диалог и отвечает на вопросы, которые так и не были озвучены.

«Ты прав. - Одним воздушным очертаньем я так мила», - утверждает бабочка и при этом признается, что все ее очарование скрывается в двух хрупких крылышках, бархатных и удивительно нежных. При помощи нескольких изящных штрихов воссоздав образ восхитительной бабочки, автор постепенно подводит читателей к мысли о том, что это неземное существо своей красотой напоминает женщин. Однако это сравнение было бы неполным без дополнительных аргументов, и поэт с легкостью приводит их, утверждая, что жизнь бабочки, как и светской львицы, полна новых впечатлений и развлечений.

«Не спрашивай: откуда появилась? Куда спешу?», - эти слова, приписанные бабочке, с равным успехом могли произнести и юная девушка, которую постигли первые жизненные разочарования, и записная кокетка, флиртующая на балу с очередным поклонником. Действительно, внутренний мир женщины весьма переменчив и непредсказуем, что отражается и на ее поступках. Поэтому неудивительно, что Фет видит отчетливую взаимосвязь между двумя этими существами. Практически каждая представительница слабого пола время от времени задается вопросом: «На долго ли без цели, без усилья, дышать хочу?». То есть, жизнь женщин, по мнению автора, также пуста и необременительна, как и существование бабочки. Но при этом поэт отдает должное тому, что именно женщины являются украшением любого общества, так же, как и бабочки придают цветку особую изысканность и романтичность. Но все меняется, и пройдет совсем немого времени, как женское непостоянство даст о себе знать: «Вот-вот сейчас, сверкнув, раскину крылья и улечу».

«Бабочка», анализ стихотворения Фета

Поэзию Афанасия Афанасьевича Фета принято называть импрессионистской, потому что стихи этого поэта отличаются полутонами: почти невозможно встретить яркого проявления какого бы то ни было состояния природы. Это всегда незримый переход из одного состояния в другое. Особенно яркими в этом смысле можно считать произведения Фета о весне.

Стихотворение "Бабочка" можно смело отнести к весенним мотивам, ведь именно весной появляются первые цветы и начинают порхать первые бабочки. Стихотворение напоминает диалог, точнее говоря, его продолжение. Как будто автор спрашивал у бабочки, откуда она, куда спешит и надолго ли прилетела. На самом деле поэту неважны ответы на эти вопросы, ведь ему уже удалось уловить сам миг появления бабочки, как будто она возникла из ниоткуда и вновь отправится в никуда.

Наверняка, многие помнят знаменитую героиню басни Ивана Андреевича Крылова Стрекозу. Ее беззаботность и неприспособленность к жизни стали предметом издевательства со стороны Муравья и поводом для осмеяния самим автором. Но таков закон басни: легкомыслие - это порок, а значит, должен быть подвергнут остракизму. Героиня стихотворения Фета живет "без цели, без усилья", но ее легкомысленность вызывает совсем другое отношение: никому не придет в голову осуждать бабочку. Это как будто наругать ребенка за то, что он не думает о завтрашнем дне, а живет только сегодняшним.

Почему именно бабочка становится героиней стихотворения? Очевидно, потому, что бабочка - существо эфемерное, и поэту удалось запечатлеть ее в тот самый "миг между прошлым и будущим", который, согласно известной песне, и "называется жизнь". Ощущение мимолетности подчеркивается и описанием самой бабочки: здесь нет детального подробного портрета, ведь герой видит бабочку всего несколько секунд. Этого достаточно, чтобы заметить только "воздушное очертание" и на крыльях "бархат с живым мерцаньем". Эти, в общем-то, скудные детали описания позволяют каждому читателю представить именно свою бабочку, которую он когда-то видел.

Ощущение хрупкости передается с помощью форм слова "дышу" и "дышать хочу" . Это звучит как своеобразное предупреждение: дескать, вот сейчас я дышу, но одним движением руки можно все испортить, можно меня погубить, а я "дышать хочу" . то есть жить, летать и радовать всех своей красотой. Конечно, тема красоты - одна из главных в творчестве Афанасия Фета. Такие стихотворения, как "Шепот, робкое дыхание. ". "Это утро, радость эта. ", можно с уверенностью назвать гимном красоте. Но "Бабочка" запечатлела именно мимолетную, сиюминутную красоту, поэтому так и хочется воскликнуть словами Фауста из одноименной пьесы Иоганна Вольфганга Гёте. "Остановись, мгновенье! Ты прекрасно!"

Осталось сказать несколько слов о форме стиха. Чередование длинных и коротких строк как будто передает прерывистое дыхание бабочки, только что порхавшей, а теперь присевшей на легкий цветок, чтобы через мгновенье, "сверкнув, раскинуть крылья" и улететь. Сама же форма стиха, возможно, вызовет ассоциацию с формой крыльев бабочки, ведь длинная, а потом короткая строка создают некое подобие треугольника, что и создает основу для формы крыла.

Так Фету в своем стихотворении, довольно простом для восприятия и небольшом по объему, удалось передать целую гамму чувств: и восхищение красотой, и осознание хрупкости бытия, и любовь к жизни.

Послушайте стихотворение Фета Бабочка

Темы соседних сочинений

Картинка к сочинению анализ стихотворения Бабочка

АНАЛИЗ СТИХОТВОРЕНИЯ ФЕТА «БАБОЧКА». 5 КЛАСС

Кто из нас в детстве не ловил бабочек или не любовался их весёлым порханием на залитом
солнцем лугу?!. Вместе с бабочками приходило долгожданное и яркое лето, а с ним и каникулы … и вообще бабочки ассоциировались с теплом, красотой, беззаботностью. Поэтому обращение к образу бабочки на уроке литературы приятно и радостно, и работа со стихотворением А. Фета «Бабочка» дарит нам положительные эмоции и энергию.

Начинаем урок вопросом:

Понравилось ли вам стихотворение? От чьего лица оно написано?
Стихотворение нравится детям своей мелодичностью, языком. «Красиво написано» —
говорят они. А написано оно от лица бабочки.
К кому оно обращено? (К человеку, который остановился перед бабочкой.)
Что же заставило его остановиться, замереть перед бабочкой? (Её красота и изящество.)
Давайте попробуем описать эту бабочку.
Но сначала найдём в стихотворении те строчки, в которых она сама себя описывает.
Ты прав. Одним воздушным очертаньем
Я так мила.
Весь бархат мой с его живым миганьем —
Лишь два крыла.
Какие слова и выражения рисуют бабочку?
(«Воздушное очертанье», «бархат … с живым миганьем»).
Почему наряд бабочки назван бархатом?
(Крылья бабочки покрыты ворсинками, которые напоминают бархат.)
А что подразумевается под «живым миганьем»? (Бабочка трепещет крылышками, и узор на них переливается под лучами солнца, «мигает», постоянно меняясь.)
Что заставляет человека любоваться «воздушным очертаньем» бабочки? (Она лёгкая,
подвижная, её порхание в воздухе и над цветком напоминает танец, и это делает её милой и привлекательной.] Какие ещё строчки помогают увидеть красоту бабочки?
Она готова, «сверкнув», раскинуть крылья и улететь. Слово сверкнув помогает почувствовать и красоту героини, и её непостоянство и лёгкость.
Как вы думаете, почему в стихотворении нет подробного описания бабочки, а есть только отдельные детали её «портрета»?
Наверно, потому, что видит её поэт всего несколько секунд и успевает заметить только
«воздушное очертанье» и «живое миганье» бархата крыльев. И всё-таки мы видим эту бабочку. Попытаемся её описать: ведь у нас есть выразительные детали её «портрета». Она нарядная, красивая. У неё большие резные крылья с острыми концами, узор на крыльях яркий: он напоминает завитки, опушённые чёрными и белыми ворсинками. На каждой стороне крыла он свой. У бабочки длинные усики, пушистое тёмное брюшко.

Обратите внимание на то, как построено стихотворение. Сравните длину первой и третьей строчек в строфе. (Первая и третья строчки длинные, вторая и четвёртая короткие.)
Как вы думаете, для чего поэт использует чередование длинных и коротких строк?
(Мы будто видим, как складываются и раскрываются крылья бабочки, чувствуем, как она дышит.)

Стихотворение Фета представляет собой как бы неполный диалог: мы слышим ответ бабочки человеку, но не слышим его вопросов к ней. Давайте пофантазируем и попробуем восстановить недостающую часть диалога. Что мог говорить поэт бабочке, о чём спрашивать её? В этом нам помогут слова самой бабочки.
Перечитаем первую строфу. Что же говорил человек бабочке, судя по её ответу?
Видимо, он восхищался её красотой, говорил о лёгкости её полёта. Попробуем придумать поэтические строчки в духе стихотворения Фета. Наряду с простейшими предложениями «Как ты красива», «Никогда не видел такой красоты» дети придумывают и такое: «Красавица в чудесном одеянье, как хороша», «Прекрасным бархатом одета — ты так мила!».

Принято называть импрессионистской, потому что стихи этого поэта отличаются полутонами: почти невозможно встретить яркого проявления какого бы то ни было состояния природы. Это всегда незримый переход из одного состояния в другое. Особенно яркими в этом смысле можно считать произведения Фета о весне.

Стихотворение "Бабочка" можно смело отнести к весенним мотивам, ведь именно весной появляются первые цветы и начинают порхать первые бабочки. Стихотворение напоминает диалог, точнее говоря, его продолжение. Как будто автор спрашивал у бабочки, откуда она, куда спешит и надолго ли прилетела. На самом деле поэту неважны ответы на эти вопросы, ведь ему уже удалось уловить сам миг появления бабочки, как будто она возникла из ниоткуда и вновь отправится в никуда.

Наверняка, многие помнят знаменитую героиню басни Ивана Андреевича Крылова Стрекозу. Ее беззаботность и неприспособленность к жизни стали предметом издевательства со стороны Муравья и поводом для осмеяния самим автором. Но таков закон басни: легкомыслие - это порок, а значит, должен быть подвергнут остракизму. Героиня стихотворения Фета живет "без цели, без усилья", но ее легкомысленность вызывает совсем другое отношение: никому не придет в голову осуждать бабочку. Это как будто наругать ребенка за то, что он не думает о завтрашнем дне, а живет только сегодняшним.

Почему именно бабочка становится героиней стихотворения? Очевидно, потому, что бабочка - существо эфемерное, и поэту удалось запечатлеть ее в тот самый "миг между прошлым и будущим", который, согласно известной песне, и "называется жизнь". Ощущение мимолетности подчеркивается и описанием самой бабочки: здесь нет детального подробного портрета, ведь герой видит бабочку всего несколько секунд. Этого достаточно, чтобы заметить только "воздушное очертание" и на крыльях "бархат с живым мерцаньем". Эти, в общем-то, скудные детали описания позволяют каждому читателю представить именно свою бабочку, которую он когда-то видел.

Ощущение хрупкости передается с помощью форм слова "дышу" и "дышать хочу" . Это звучит как своеобразное предупреждение: дескать, вот сейчас я дышу, но одним движением руки можно все испортить, можно меня погубить, а я "дышать хочу" , то есть жить, летать и радовать всех своей красотой. Конечно, тема красоты - одна из главных в творчестве Афанасия Фета. Такие стихотворения, как "Шепот, робкое дыхание..." , "Это утро, радость эта...", можно с уверенностью назвать гимном красоте. Но "Бабочка" запечатлела именно мимолетную, сиюминутную красоту, поэтому так и хочется воскликнуть словами Фауста из одноименной пьесы Иоганна Вольфганга Гёте : "Остановись, мгновенье! Ты прекрасно!"

Осталось сказать несколько слов о форме стиха. Чередование длинных и коротких строк как будто передает прерывистое дыхание бабочки, только что порхавшей, а теперь присевшей на легкий цветок, чтобы через мгновенье, "сверкнув, раскинуть крылья" и улететь. Сама же форма стиха, возможно, вызовет ассоциацию с формой крыльев бабочки, ведь длинная, а потом короткая строка создают некое подобие треугольника, что и создает основу для формы крыла.

Так Фету в своем стихотворении, довольно простом для восприятия и небольшом по объему, удалось передать целую гамму чувств: и восхищение красотой, и осознание хрупкости бытия, и любовь к жизни.

Анализы других стихотворений Фета.

  • Анализ стихотворения А.А. Фета «Шепот, робкое дыханье…»
  • «Первый ландыш», анализ стихотворения Фета
  • «Буря», анализ стихотворения Фета

Афанасия Афанасьевича Фета - это изображение человека и природы в их тесной взаимосвязи, упоение автора красотой, что наводит его на философские размышления. Наделяя предметы окружающего мира признаками, свойственными человеку, он одушевляет все вокруг.

Стихотворение "Бабочка" напоминает лишь часть диалога, в котором все вопросы лирического героя скрыты, а представленная часть разговора - это ответ крылатого насекомого. Несколько фраз очаровательной героини раскрывают ее внешний облик, на который поневоле устремляются взгляды окружающих. "Воздушное очертание" дает ощущение легкости ее полета. Будто сотканные из тысячи разноцветных частиц крылья бабочки напоминают мягкий бархат. В конце стихотворения при помощи слова "сверкнув" подчеркивается ее яркий образ, привлекая внимание игрой радужных переливов на симметричных крыльях. Отсутствие подробного описания не лишает ее привлекательности. Этого становится достаточно, чтобы получить полное представление о героине произведения.

Обладательницу яркой внешности автор наделяет живой речью, чтобы более точно передать ощущение умиротворения, мечтательности, чувство беззаботности, отсутствие суеты, которые она принесла с собой. С другой стороны, бабочка внесла восторг, настроение бодрости благодаря своим движениям, будто ворвалась долгожданная весна, сметая на пути серые, холодные будни. С собой она приносит гармонию и красоту, скрашивая повседневные дни яркими красками. Проделав недолгий путь к цветку, с легкостью приземляется на него, чтобы отдохнуть, удивить своим очарованием и вновь упорхнуть. Ее недолгое пребывание наталкивает на мысль о существовании в мире коротких, но бесценных моментов, которые нужно помнить и беречь.

Порхание крыльев бабочки легко представляется благодаря чередованию длинных (нечетных) и коротких (четных) строк стихотворения. В эти моменты она восхищает великолепием, завораживает невесомостью, радует грацией. Существование ее сводится к недлительной демонстрации изящного тела. Но такое хрупкое создание олицетворяет энергию, которая живет внутри человека.

Повторы звуков Ш, Ж в словах стихотворения, которые участвуют в создании образа, помогают представить едва уловимые звуки крыльев. Желание улететь поскорее содержит и философские размышления поэта о быстротечности жизни, о том, что все меняется, нет постоянства.

Гармоничное сочетание темы красоты, единства природы и человека в стихотворении А. Фета вносит восхитительный образ бабочки, которая, создавая атмосферу умиротворения, напоминает и о быстротечности жизни.

4 класс кратко

Картинка к стихотворению Бабочка

Популярные темы анализов

  • Анализ стихотворения Гиппиус Любовь одна

    Зинаида Николаевна Гиппиус родилась в семье служащего, они постоянно переезжали, поэтому у них не было постоянного жилья. Когда отец умер от туберкулеза, они вынуждены были переехать в Крым, ведь у Зинаиды тоже оказался туберкулез.

  • Анализ стихотворения Некрасова Утро

    «Последние песни» - самый мрачный и самый жуткий поэтический цикл, написанный Некрасовым. Он был создан великим поэтом перед смертью, и можно сказать, что в последние дни ему жилось несладно. Некрасов был презираем при жизни,

  • Анализ стихотворения Брюсова Кинжал

    После публикации стихотворения «Кинжал» в 1903 году, в литературном обществе возникло много споров, касающихся данного произведения. В начале двадцатого века, уже окрепший в поэтическом слове Брюсов постепенно отстраняется от юношеских

  • Анализ стихотворения Жуковского Море 9 класс

    Романтизм в литературе в России всегда будет ассоциироваться с Василием Андреевичем Жуковским и с его излюбленным жанром элегии. Стихотворение «Море» полностью подходит под эти данные и является классическим примером

  • Анализ стихотворения Брюсова Первый снег

    Знаменитый и многими любимый поэт Александр Брюсов с самой юности был ярким сторонником символизма. Именно это направление привлекало поэта больше всех других. Поэтому вовсе не удивительно, что самые первые произведения

Читать стих «Бабочка» Фета Афанасия Афанасьевича довольно любопытно. Безусловно, название стихотворения, написанного в 1884 году, точно указывает на центральный образ, созданный автором. Но в этой лирике бабочка у Фета не просто прекрасное насекомое, предназначенное для любования. Она его оригинальная собеседница.

Произведение написано от имени самой бабочки. Она словно ведёт диалог с незримым наблюдателем, озвучивая его вопросы и сразу отвечая на них. Из такой уникальной беседы читатели легко узнают интересные сведения о бабочке. Насекомое признаётся, что способно очаровывать окружающих своим милым видом. А секрет героини таится в воздушности и бархатистости её крыльев, мерцающих из-за постоянных взмахов. Бабочка просит не спрашивать её об истории появления и дальнейшем пути. Героиня порхает с цветка на цветок и этим «дышит». В стихотворении не прослеживается острого осуждения лёгкой жизни насекомого. Поэт принимает как должное отсутствие у бабочки определённой цели. Ведь её существование так скоротечно, как быстрый взмах сверкающих крылышек.

Для урока литературы в 4-5 классе текст стихотворения Фета «Бабочка» полностью можно скачать или учить онлайн на нашем сайте.

Ты прав. Одним воздушным очертаньем
Я так мила.
Весь бархат мой с его живым миганьем –
Лишь два крыла.

Не спрашивай: откуда появилась?
Куда спешу?
Здесь на цветок я легкий опустилась
И вот – дышу.

Надолго ли, без цели, без усилья,
Дышать хочу?
Вот-вот сейчас, сверкнув, раскину крылья
И улечу.