Пираты в наше время не миф и не вымысел — это реальность. Буквально несколько лет назад у берегов Сомали пираты захватывали около 300 судов в год и за каждым захватом стояли большие трагедии и человеческие жизни. Многие заранее пасовали перед пиратами, даже не веря в то, что им можно противостоять, а уж от сумм выкупов, которые приходилось выплачивать пиратам за освобождение, голова шла кругом!



Кто?

Сомалийские пираты - это вооружённые группировки, захватывающие с целью выкупа морские суда у берегов Сомали. Сомалийские пираты - это в основном молодые люди 18-35 лет. Пунтленд - самопровозглашенная сомалийская автономия, на данный момент является центром пиратства, управляется она местными кланами и никаких законов в ней практически не существует.

Есть несколько видов пиратских банд, в которые входит около 1 000 вооружённых боевиков. Пираты делятся на несколько категорий:

  • Местные рыбаки, включившиеся в пиратство, отлично знающие морские условия.
  • Бывшие военные, принимавшие участие во внутренних войнах Сомали в составе местных кланов с отличным боевым опытом.
  • Эксперты, умеющие работать с техникой, особенно с GPS-оборудованием.

Где?

Регион вблизи побережья Сомали и Кении, а также Аденский залив, известный как «Аллея пиратов» - является самым опасным местом в мире, здесь произошло боле 111 инцидентов нападения пиратов... Путь через Суэцкий канал, через Аденский залив, является главным путем следования судов, направляющихся из Азии в Европу и Восточное побережье США. Эти судоходные маршруты отвечают за 1/10 часть мировой торговли. Район является одним из самых главных морских судоходных путей мира, именно здесь проходят нефтяные танкеры и другие торговые суда с грузом на миллиарды долларов. В год через Аденский залив проходит до 20 000 судов, в сутки - до 250. Добычи для пиратов много, гораздо больше, чем самих пиратов! Практически все нападения, которые случились, произошли на суда, связанные с нефтяной отраслью.

Почему в Сомали процветает пиратство?

Причина пиратства до боли проста - молодые люди не знают, как заработать и ищут легкой добычи. Беззаконный хаос в Сомали наступил, когда силы США помогли изгнать исламистских правителей из боязни, что страна станет пристанищем террористов. В результате хаоса в стране более 1 миллиона человек потеряли кров, более трети населения нуждается в гуманитарной помощи. Такая тревожная обстановка распространилась и на морские судоходные пути, проходящие рядом со страной. Сами жители Сомали считают, что пиратство началось в ответ на незаконный вылов рыбы, сброс токсичных и ядерных отходов западными судами вблизи побережья Сомали. Сами сомалийцы считают, что именно эти действия иностранных судов повлекли за собой проблемы. Жители ощутили загрязнения вод, бедность по всей стране, рыбаки стали пиратами, охотящимися на суда тех стран, которые сбрасывали отходы и вылавливали рыбу у их берегов.

Как действуют пираты?

Пираты передвигаются на малотоннажных кораблях - катера, моторные лодки, рыболовецкие суда. Из вооружения используют автоматическое оружие и гранатомёты. Сомалийские пираты имеют очень качественную подготовку и хорошее снаряжение, для отслеживания судов они используют спутниковые телефоны и GPS навигаторы. Полевые командиры регионов иногда закрывают глаза на пиратский промысел, а некоторые с большим удовольствием участвуют в нём и сами. Технически процесс захвата судов не сильно изменился со времен капитанов Блада. Быстроходное плавсредство с вооруженными до зубов пиратами на борту подходит вплотную к мирному торговому или рыболовному судну, и берет на абордаж. Пираты взбираются на борт различными путями в зависимости от размеров атакуемого судна. Если судно небольшое или с низкой посадкой (например, танкер), на его борт можно просто перепрыгнуть, так же в ход идут веревки с крючками или специальными якорями. При нападении пираты обстреливают судно из автоматов и гранатометов, а экипаж судна пытается сбить пиратов водой из пожарных шлангов.

В среднем атака пиратов продолжается 10-20 минут. За это время либо захват удается, либо пираты прекращают атаку. Как только пираты вскарабкиваются на судно, оно уже в их руках - как правило, никто не идет с голой грудью на автоматы. Лучший способ почти гарантировано уцелеть при захвате судна сомалийскими пиратами - это не оказывать пиратам сопротивление и не геройствовать.

Самые крупные нападения пиратов

Самым крупным захватом пиратов был танкер из Саудовской Аравии с названием SiriusStar. Судно было освобождено почти после 2-х месяцев с момента его захвата вблизи побережья Сомали с грузом в 2 миллиона баррелей нефти. Пираты, которые захватили нефтяной танкер, получили выкуп, сброшенный с парашютом на судно.

Так же одним из нашумевших случаев захвата была атака на судно США Maersk Alabama. Пятеро суток сомалийские пираты удерживали в заложниках капитана судна Ричарда Филипса и требовали за него выкуп в 2 миллиона долларов. Обстановка достигла высшей степени напряженности после того, как капитан, попытался накануне бежать, но ему это не удалось. Переговоры зашли в тупик, а на море начал подниматься сильный шторм. Американцы не стали ждать, было принято решение уничтожить сомалийцев.

Однажды пиратами был атакован роскошный океанский круизный лайнер Seaborn Spirit. Нападение произошло всего в 130 километрах от побережья Сомали. На борту лайнеру была лишь акустическая пушка (данные устройства обычно используют для разгона демонстрантов). Испускаемый пушкой звук достигает 150 децибелов, что при длительном воздействии может не только повлиять на слуховой аппарат, но и серьезно повлиять на внутренние органы. Ее применение оглушило пиратов и на какое-то время внесло в их ряды смятение. Этого промедления было достаточно для того, чтобы капитан корабля приказал изменить направление и направил лайнер в открытое море. Преследовать дальше лайнер пираты не стали.

Иранский балкер Iran Deyanat с 29 членами интернационального экипажа и грузом химического и стрелкового оружия так же стал очередной жертвой сомалийских пиратов и освободился только после уплаты затребованной суммы выкупа.

Так же сомалийские разбойники захватили российский танкер «Московский университет». Не известно как развивались события, ясно только, что в финале освобождения танкера пираты были уничтожены.

В последнее время активность сомалийских пиратов значительно упала. На протяжении целого года морским разбойникам не удается захватить ни одного корабля. После многочисленных захватов международное сообщество сосредоточило своё внимание на мерах по борьбе с пиратством в море, таких, как расширение военно-морского патрулирования и защитное оснащение судов, что сократить количество захватов.

  • Сомали - экономически отсталая и бедная страна на северо-востоке Африки. Экономика страны базируется на животноводстве, сельском хозяйстве и промысле акул.
  • В качестве выкупа за один корабль пираты требуют не менее 5 миллионов долларов, но зачастую разбойники соглашаются на выкуп всего в несколько сотен долларов.
  • Иностранные корабли проходят через территориальные воды Сомали и не платят никаких пошлин. Пираты считают, что захват таких короблей с целью выкупа восстанавливает справедливость.
  • Предприимчивые капитаны кораблей устанавливают колючую проволоку под высоким напряжением по всему периметру судна. Были случаи, когда именно такое «колючее напряжение» спасало команду от захвата судна.
  • Каждый гражданин Сомали носит при себе боевое оружие, как минимум пистолет. Пираты предпочитают автоматы Калашникова и гранатометы, женщины используют холодное оружие - ножи и кинжалы. Детей приучают к оружию с самого рождения.
  • Бытует мнение, что следующей целью нападения пиратов могут стать роскошные яхты миллионеров. Будьте внимательны и аккуратны в территориальных водах Сомали.

Говорят, поражение обычно бывает сиротой, зато у победы всегда очень много отцов. Не стадо в этом плане исключением и решение сомалийско-пиратской проблемы XXI века.

Кто победил сомалийских пиратов?

Не от хорошей жизни

Напомним читателю, что восточноафриканские флибустьеры занялись своим промыслом не от хорошей жизни. После того как Сомали развалилось на несколько квазигосударств, которые были не в состоянии контролировать свою прибрежную экономическую зону, там стали хозяйничать браконьеры из соседних стран, вылавливая тунца. Поначалу вооружённые сомалийские рыбаки выходили в море и просто отнимали у них улов. Затем подумали и стали отбирать суда и задерживать экипажи - а возвращали хозяевам за вознаграждение.
Аппетит приходит во время еды. Со временем экс-рыбаки переквалифицировались в профессиональных морских разбойников и своими целями уже выбирали суда покрупнее и побогаче - танкеры, сухогрузы, лайнеры, яхты. Благо через Аденский залив, соединяющий Красное море и Индийский океан, в год проходило до 20 тысяч судов.

Корабли не помогли

Одним из первых судов, удостоившихся внимания сомалийских джентльменов удачи, стал российский танкер «Монерон» в марте 2003 года. Пираты обстреляли его из автоматов и гранатомётов, но догнать на своих лодках не смогли.
Затем последовали другие нападения, и вскоре к району, опасному для судоходства, стали стягиваться военные корабли разных стран. Первыми в 2005 году приняли бой американцы. Когда их крейсер и эсминец решили проверить подозрительную рыбацкую лодку у берегов Сомали, с неё опрометчиво открыли огонь. Моряки США ответили из пулемётов, уничтожив одного из пиратов и ранив пятерых. Сняв с загоревшейся посудины двенадцать участников шайки, американцы по сути спасли им жизнь.
Количество нападений и, соответственно, заработки корсаров возрастали, достигнув в 2008 году суммы 150 миллионов долларов. Теперь уже даже ООН «благословила» все страны мира на борьбу с пиратами с помощью их флотов и ВВС. Была сформирована специальная корабельная группа, проведено несколько военных операций. Помимо кораблей НАТО в борьбе с пиратами приняли участие военные суда России, Индии, Пакистана, Японии и ряда других стран.
Несмотря на это, пираты не унимались, доведя свою добычу к 2010 году до 238 миллионов долларов. А общий ущерб от их действий составил 7 миллиардов. В эту сумму входили и необходимость для некоторых судов обходить опасный район, и затраты на страховку и т.д.
Кстати о страховке. Если кто-то думает, что на пиратстве наживались только джентльмены удачи, то это не совсем так. Нападения сомалийцев совсем неожиданно оказались выгодными для некоторых судовладельцев. Они страховали свои корабли и получали страховые выплаты за захват их имущества.
Известен случай, когда одно судно почти две недели дрейфовало у берегов Сомали, словно напрашиваясь на пиратский абордаж. И это, в конце концов, произошло. Флибустьеры привычно затребовали с владельца полтора миллиона долларов за судно, а тот взял и отказался, поскольку полученная страховка превышала эту сумму. Судьба же экипажа его мало волновала, хотя она в подобной ситуации была незавидной…
Эффективность от действий межнациональных ВМС снизила корсарскую активность где-то на 40 процентов. Стало ясно, что ответ на вопрос: «Как победить сомалийских пиратов?» надо искать не только в море.

«Мягкой» или «твёрдой» силой?

Тогда было решено действовать иначе. Во-первых, американцы подкупили наиболее крупных пиратских главарей, чтобы они прекратили заниматься разбоем и расформировали свои банды. И деньги платили немалые. Так, главарю одной из группировок, Мухаммеду Абди Харе, заплатили 20 миллионов евро.
Одних подкупили, зато появились другие…

Знаете ли вы что…

В 1999 году в Малаккском проливе был захвачен французский танкер «Шомон». Пираты связали членов команды, опустошили сейф и скрылись. 35 минут неуправляемый танкер шёл по узкому каналу, но избежал катастрофы.

Для рядовых пиратов США с помощью ООН создали ряд комфортабельных тюрем для перевоспитания. В тюрьмах мусульман-сомалийцев стали ещё и активно склонять к переходу в христианство, считая, что это удержит их от возвращения в преступный бизнес.
Были, однако, и сторонники более решительных мер. Так, официальное правительство Сомали в 2008 году наняло частную французскую военную компанию Secopex для обеспечения судоходства в Аденском заливе. Со слов руководства этой структуры, их сотрудники очистили прибрежную часть на северо-востоке Сомали, уничтожив при этом 300 пиратов. Что, впрочем, не помешало тем действовать здесь ещё несколько лет.
Сами официальные власти страны в 2009 году попросили денег на береговую охрану и пообещали справиться с проблемой двумя-тремя своими патрульными кораблями, при условии, что международные ВМС уйдут из территориальных вод Сомали. Судя по продолжавшейся пиратской эпопее, из этой затеи тоже ничего не вышло.
Несколько улучшило ситуацию сопровождение кораблей охраной из частных военных компаний. Ни одно судно, шедшее под охраной «частников», пиратами не было захвачено. Ещё бы! Наёмники не останавливались перед использованием тяжёлых пулемётов. Если бы не довольно высокая стоимость - порядка 35 тысяч долларов за группу из трёх-четырёх охранников, - это решение было бы оптимальным. Но его могли позволить себе не многие.
Вопрос с пиратами опять завис в воздухе…

Частное определение

И тогда, по одной из ныне широко распространённых версий, борьбу с пиратами взяли на себя… шейхи из эмирата Абу-Даби (ОАЭ). Почему-то спустя лишь три года после начала пиратского террора арабам надоела угроза их нефтяным танкерам, и они решили действовать. На выделенные ими 50 миллионов долларов частники из компании Blackwater сформировали так называемый отряд Пунтлендской морской полиции. Пунтлендом называлась одна из автономных провинций Сомали, где пиратство расцвело особенно пышным цветом. В состав отряда вошли колумбийские наёмники и инструкторы из ЮАР. Всего здесь было около тысячи человек, имеющих на вооружение стрелковое оружие, катера, лёгкие самолёты и вертолёты.
Учитывая, что, по западным данным, общее число пиратов в разное время не превышало тысячи, сил у Пунтлендской морской полиции должно было хватить. И эти силы пошли в бой…
Именно работе частников и приписывается главная роль в решении буквально за два года проблемы с сомалийскими пиратами в Пунтленде. Начиная с мая 2012 года, в прибрежной зоне квазигосударства больше не было захвачено ни одного судна.

Есть и другие претенденты

Впрочем, отдавать наёмникам славу победителей флибустьеров не спешат вооружённые силы стран Евросоюза, участвовавшие в антипиратских операциях в Аденском заливе, и понять европейских военных можно. Как объяснить своим налогоплательщикам, почему дорогостоящие акции с участием самых современных боевых кораблей не дали должного эффекта, а проблему решили обыкновенные частники, пусть и неплохо вооружённые?
И тогда 15 мая 2012 года корабельная авиация, взлетев с военных судов, патрулировавших Аденский залив, нанесла ракетный удар по пиратским базам на суше. По словам командующего объединёнными европейскими силами в регионе контр-адмирала Данкана Поттса, в результате точечных ударов мирные люди не пострадали, зато были уничтожены все пираты сразу. Этим и объясняют военные ЕС то, что с мая 2012 года прекратились нападения сомалийцев на торговые суда. Странное дело - что же мешало им нанести такой удар ещё в 2008 году?
Ещё одна сила, которая хотя и не претендует на громкую славу победителей флибустьеров, но, тем не менее, могла внести довольно существенный вклад в процесс уничтожения пиратства, - кенийская армия. В октябре 2011 года она вошла на территорию Сомали, две трети которой контролировала десятитысячная исламистская группировка Аш-Шабаб, являющаяся филиалом Аль-Каиды. У кенийцев с сомалийскими экстремистами были свои счёты за ряд террористических атак, которые те провели в Найроби, Момбасе и ряде других городов. Пришло время платить по счетам.
Кенийские войска при поддержке американских беспилотных летательных аппаратов выбили боевиков практически из всех городов и портов страны, выдавив их в сельские районы на севере страны.
«А при чём же тут пираты?» - спросит читатель. Оказывается, боевики Аш-Шабаб контролировали ряд пиратских баз и получали до 20 процентов от их доходов в качестве отступного. За эти деньги религиозные фанатики закрывали глаза на отступления своих «подопечных» от строгих канонов религии, прощая им пьянство, разврат и нападения на суда мусульманских стран.
Кенийцы же, по-видимому, особенно не отделяли одних от других при зачистке портов. Вот потому после их операции на побережье Сомали в Аденском заливе на целых пять лет наступило затишье. Впрочем, это тоже лишь одна из версий…

Ещё несколько лет назад сомалийские пираты наводили ужас на весь мир. Но с мая 2012 года они в одночасье исчезли с экранов телевизоров и первых полос газет. Над загадкой их внезапной пропажи по сей день ломают голову многочисленные эксперты. Вот бы предпринять аналогичные действия против новой глобальной угрозы нашего времени - «Исламского государства». Проснуться бы с утра, а этих бородатых исламистов и след простыл. И в этом смысле международный опыт борьбы с сомалийскими пиратами сейчас весьма поучителен.

Трудно поверить в то, что до начала 1990-х годов большинство грозных сомалийских пиратов, которые держали в страхе полмира всё первое десятилетие XXI века, были обычными мирными рыбаками. Диктатор Сомали Мохаммед Сиад Барре, чьи портреты долгие годы украшали улицы столицы страны Могадишо наравне с ликами Карла Маркса и Ленина, относился к рыболовному сектору внимательно, всячески способствуя развитию этой валютной отрасли. Рыбаки, объединенные в кооперативы, вели промысел у своих берегов - в Аденском заливе. Сомалийские ВМС охраняли рыбные места от иностранцев, жестко пресекая незаконный лов.

После свержения Барре в 1991 году в Сомали разгорелась гражданская война, государство распалось на части (Сомалиленд, Пунтленд, Джубаленд и др.), контролируемые враждующими племенами и преступными группировками. ВМС Сомали распилили «на иголки», и иностранные траулеры стали хищнически опустошать прибрежные воды этой страны на 300 млн долларов в год. Дошло до того, что сицилийская мафия, пользуясь тем, что сомалийский сектор акватории никому, по сути, не принадлежал, направила сюда плавучие мусоровозы с токсичными отходами, что грозило со временем уничтожить всё живое в Индийском океане.

Ко всем бедам страну в начале 1990-х охватила небывалая засуха. К осени 1992 года более половины населения Сомали, почти 5 млн человек, страдали от голода и эпидемий, более 300 тыс. человек умерли. Около 2 млн беженцев были вынуждены покинуть свои дома, спасаясь от голода, болезней и гражданской войны.

Рыбацким артелям надо было как-то выживать. И тогда их внимание привлекли многочисленные беззащитные танкеры и балкеры, проплывающие мимо в сторону Суэцкого канала и обратно. И с помощью утлых лодчонок и ржавых автоматов Калашникова мирные сомалийские рыбаки заставили вздрогнуть всю мировую экономику, особенно её нефтяной сектор. А как умеют воевать бесстрашные сомалийцы, мы все видели в голливудском блокбастере «Падение чёрного орла», который основан на реальных событиях.

МОРСКИЕ БОИ XXI ВЕКА

Вблизи Сомали пролегают маршруты судов, направляющихся из Персидского залива и стран Азии в Средиземноморье через Суэцкий канал, а также судов, следующих в порты восточного побережья Африки или из них. Одним словом, судоходный Клондайк.

Пиратство в этом районе мира стало развиваться очень быстрыми темпами примерно с 2003 года. Пиковыми стали 2008-2010 годы.

Одним из первых громких нападений сомалийских пиратов стала попытка захвата в марте 2003 года российского танкера Monneron с грузом бензина. Химовоз южнокорейской постройки оказался быстрее, чем рассчитывали захватчики. Поняв, что Monneron не собирается останавливаться, пираты открыли по нему огонь из гранатомета. Преследование продолжалось около часа, но тщетно.

В ноябре 2005 года сомалийские пираты попытались остановить круизный лайнер «Сиборн спирит» в 160 км от побережья Сомали. Нападавшие на двух скоростных катерах приблизились к судну и открыли огонь из гранатомёта. С судна ответили интереснее: дали залп из звуковой пушки Long Rouge Acoustic Device (LRAD) мощным зарядом в 150 децибел (шум двигателя реактивного самолета 120 децибел). При такой мощности звука у человека поражается не только слух, но иногда и внутренние органы.

В марте 2006 года произошло первое боестолкновение между кораблями ВМС США и пиратским судном в 25 милях от берегов Сомали. Когда объевшиеся листьев местного наркотика - ката - пираты заметили приближение американских боевых кораблей (ракетный крейсер и эсминец), они не придумали ничего лучше, как открыть огонь из стрелкового оружия и гранатомётов. Ответным огнём один из нападавших был убит, и пятеро ранены. По мнению специалистов, это был первый морской бой XXI века.

В 2007 году пираты удивили мир циничным захватом сухогруза «Розен», зафрахтованным ООН для доставки продовольствия в лагеря беженцев на территории самой же Сомали. Трюмы корабля оказались пусты - груз уже был доставлен по назначению, - поэтому пираты вернули судно представителям ООН безо всяких требований. Об этом трезвонила вся мировая пресса, и мир наконец узнал о существовании ужасных сомалийских пиратов

В феврале 2008 года на выходе из Аденского залива в Аравийское море пираты захватывают датский буксир «Свитцер Корсаков» с командой из шести человек, в том числе и четверых россиян. Судно направлялось из Санкт-Петербурга на Сахалин для работы на шельфовом проекте «Сахалин 2». За буксир и экипаж пиратами был получен выкуп 700 тыс. долларов. Данный инцидент послужил поводом для отправки в Аденский залив первого российского военного судна - сторожевого корабля «Неустрашимый».

В апреле 2008 года пиратами была захвачена шедшая с Сейшельских островов французская океанская яхта «Ле Понан» с 32 пассажирами на борту. Яхту отбуксировали к побережью Сомали в районе Пунтленда. Учитывая высокий статус находившихся на борту пассажиров, Франция прибегла к экстренным мерам, впервые из всех пострадавших стран направив в Сомали элитный отряд службы GIGN, ориентированной на борьбу с террористами. Операция была проведена блестяще, все 32 заложника были благополучно освобождены. Кто были эти влиятельные заложники, ради которых из Парижа вызывали элитный спецназ, до сих пор так и неизвестно.

ДЕНЬГИ СЫПАЛИСЬ МЕШКАМИ

В сентябре 2008 года пиратам удалось захватить украинский транспорт «Фаина» с грузом танков Т 72 для армии Кении. Переговоры о сумме выкупа затянулись на несколько долгих месяцев. Команда постоянно подвергалась издевательствам. Сердце капитана судна Владимира Колобкова не выдержало - он умер от инфаркта. Всё это время новости о пиратском захвате «Фаины» чуть ли не каждый день транслировали российские и зарубежные СМИ, словно речь шла о событии планетарного масштаба.

5 февраля 2009 года, с вертолёта на палубу захваченного судна был сброшен мешок с деньгами - 3,2 млн долларов, поступившие от израильского гражданина, который был владельцем судна. Как только пираты получили деньги, начался их дележ. Он продолжался в течение суток. К «Фаине» подтянулись лодки конкурентов, которые, заслышав о самом крупном в истории выкупе, сочли, что тоже имеют право на долю. Завязалась перестрелка, в которой заложники, к счастью, не пострадали.

После этого случая сомалийских пиратов международное общественное мнение стало воспринимать чуть ли не мировой угрозой наравне с лихорадкой Эбола и «Аль-Каидой». Как будто речь шла не о 20-летних сомалийских юнцах, а об инопланетном вторжении. Но пираты от этого только вошли в раж, количество захватов росло год от года, и распространились они уже далеко за пределы территориальных вод Сомали. Институт исследований в области безопасности ЮАР даже высказал опасение, что скоро атаки пиратов могут начаться и у берегов Южной Африки.

В апреле 2009 года сомалийские пираты захватили контейнеровоз Maersk Alabama под флагом США. С 1821 года это был первый захват пиратами американского судна, и он стал самым резонансным. Экипаж заперся в машинном отделении, заблокировал управление. Пираты, поняв, что судном управлять невозможно, отплыли прочь на спасательной шлюпке, удерживая в заложниках капитана Ричарда Филлипса. Несколько дней крошечную шлюпку с пиратами и пленным капитаном преследовали два ракетных корабля американских ВМС. Дело в том, что соратники пиратов выдвинулись им навстречу на четырёх захваченных ранее торговых судах, на которых содержались ещё 54 заложника. Учитывая это, американцы решили не делать резких движений.

10 апреля на место происшествия прибыли снайперы американского элитного отряда «Тюленей» (SEAL). Через пару дней практически одновременно трое пиратов были убиты выстрелами в голову, после чего спецназовцы высадились на шлюпку. Там они обнаружили невредимого капитана Филлипса и четвёртого пирата - 18-летнего раненного паренька, которого доставили затем в США и приговорили к 33 годам заключения.

В снятом в Голливуде по этой истории фильме роль капитана Филлипса сыграл Том Хэнкс. А участвовавшая в спасении Филлипса команда спецназовцев через два года ликвидирует Усаму бен Ладена в Пакистане, ещё через некоторое время почти в полном составе погибнет во взорванном вертолёте в Афганистане.

В лучшем для пиратского бизнеса 2010 году сумма выкупов за 47 угнанных судов составила ориентировочно 238 млн долларов. Всё чаще сомалийцы захватывали самую лакомую добычу - океанские супертанкеры. Так, в феврале 2011 года у берегов Омана был захвачен греческий супертанкер Irene SL с грузом около 2 млн баррелей сырой нефти. Общая её стоимость по тогдашним биржевым ценам составляла 200 млн долларов. Трудно себе представить, какой выкуп запросили пираты за этот улов.

КУДА ОНИ ДЕЛИСЬ?

В 2011 году консалтинговая компании Geopolicity Inc обнародовала мрачный прогноз: сумма выкупов пиратам к 2015 году приблизится к 400 млн долларов, а общий ущерб составит 15 млрд долларов.

15 мая 2012 года силы стран - участниц Евросоюза (не путать с НАТО) впервые обстреляли сомалийских пиратов на суше. Ракетный удар был нанесён с воздуха: в операции была задействована авиация, базирующаяся на кораблях ВМС европейских стран, патрулирующих Аденский залив. Контр-адмирал Данкан Поттс, командующий объединенными европейскими силами в регионе, заявил, что обстрел был точечным: никто из местных жителей не пострадал. Ракетами, по мнению Поттса, накрыло только пиратов. Причём всех сразу.

Удивительно, но с мая 2012 года сомалийские пираты не захватили больше ни одного судна. Точнее, захватили лишь один корабль - какой-то иранский траулер-браконьер, который никто не хотел защищать. Они словно бы исчезли, растворились во всемирной истории пиратства, которая насчитывает не одно столетие. И этот ракетный залп породил миф о том, что только благодаря усилиям международной коалиции США и стран ЕС удалось покончить с сомалийской чумой XXI века. Но так ли это на самом деле?

Международное противодействие сомалийским пиратам действительно было беспрецедентным. Первый раз со времени окончания Второй мировой войны силы всех постоянных членов Совбеза ООН участвовали в боевых операциях на одной стороне.

К 2008 году Совбез ООН принял целых пять резолюций по сомалийским пиратам. Такого внимания не удостаивался ни один диктаторский режим в Африке и на Ближнем Востоке.
Только НАТО провела против пиратов в Аденском заливе и его окрестностях с 2008 года три мощных военных операции с привлечением десятков кораблей ВМС различных стран коалиции: «Эллайд Провайдер», «Эллайд Протектор» и «Оушен Шилд».

В 2008 году у берегов Сомали страны Евросоюза отдельно от НАТО впервые в своей истории провели военно-морскую операцию под кодовым названием «Аталанта». Силы ЕС действовали с базы ВМФ Франции в Джибути в составе от 6 до 10 военных кораблей. Да что там Евросоюз! Впервые за несколько столетий Китай отправил военные корабли дальше своих территориальных вод. Да не один, а сразу целых три боевых корабля.

Об эффективности всех этих военно-морских операций судить сложно. В НАТО считали, что количество пиратских атак уменьшилось на 40 %. Сами пираты считали иначе. В любом случае, наверное, бить по воробьям из пушек, точнее стрелять крылатыми ракетами - малоэффективное занятие. Скорее был важен психологический фактор, чтобы моряки торговых судов чувствовали себя защищёнными. Ну и средства на этих операциях осваивались немалые.

Кстати, ещё в 2008 году Совбез ООН разрешил очередной своей резолюцией наземную операцию в Сомали. Но после катастрофического провала в октябре 1993 года, когда при попытке изловить генерала Айдида в Могадишо погибли 19 американских рейнджеров, командование сухопутными силами США холодело даже от одной мысли, что нога американского солдата когда-нибудь ещё ступит на сомалийскую землю. Их примеру следовали и европейские союзники.

Хотя в море в основном выходили одурманенная катом молодёжь, исполнители. Матерые же организаторы многомиллионного пиратского бизнеса находились на берегу, ведя свою деятельность из портовых городов Сомали, а точнее в её независимой автономии - Пунтленд.

Первые захваты торговых судов сомалийскими пиратами расценивались ими как компенсация за ущерб, причинённый иностранными браконьерами их морским ресурсам. Эта мотивация нашла отражение в названиях, взятых себе некоторыми пиратскими бандами, таких как, например, «Национальные волонтёры береговой охраны». Но со временем стихийное пиратство переросло в стройный бизнес с многомиллионным оборотом. Всего насчитывалось пять крупных пиратских банд с общей численностью примерно 1 тыс. бое-
виков. И эта горстка наделала такой всемирный переполох?

В КОНЦЕ КОНЦОВ К ВОЙНЕ С ПИРАТАМИ ПРИШЛОСЬ ПОДКЛЮЧИТЬ СЕРЬЁЗНЫЕ СИЛЫ

Фото: EPA/Vostock-Photo

ХОРОШО НАЛАЖЕННЫЙ БИЗНЕС

Вознаграждение рядового пирата составляло всего лишь от 3 до 30 тыс. долларов. Дополнительные 5 тыс. получал тот, кто первым забрался на борт. Бонусы предусматривались также для тех, кто принесёт с собой собственное оружие или лестницу. Но таких было меньшинство. Львиную долю выкупа забирали «инвесторы», на чьи средства снаряжались флибустьерские экспедиции. В выгодное предприятие всегда были готовы вложиться бывшие сомалийские полицейские, офицеры вооруженных сил или чиновники. Еда, наркотики и женщины отпускались пиратам в кредит. Затем всё вычитали из добычи. Действовала система наказаний - излишняя жестокость в отношении членов экипажа захваченного судна, кстати, каралась серьёзным штрафом. Некоторые влезали в такие долги, что при всём желании не могли уйти на покой.

В интересах пиратов активно работали агенты в сомалийских диаспорах по всему миру, отправляя соотечественникам деньги и закупленное снаряжение, а также передавая информацию о маршрутах судов. Была создана целая схема перевода денег обратно за рубеж, главным образом в Джибути, ОАЭ и Кению. В самых захудалых уголках Сомали открывались сервисы интернет-платежей.

Для Сомали расцвет пиратства, как ни странно, оказался благотворным. Прибрежные города, где пираты тратили награбленное, богатели. Часть добычи перепадала тем, кто обслуживал пиратов, - поварам, сутенёрам и юристам, а также счастливым обладателям банковских счётных машин, позволяющим обнаружить поддельные банкноты. В порту Харардере даже работала биржа. Через неё все желающие могли приобретать и продавать доли в ожидаемых выкупах. На пиратских деньгах разросся сомалийский наркорынок.

В 2010 году ежедневно в аэропорт Могадишо из Кении и напрямую из Йемена доставлялись тонны листьев ката. Даже когда пиратство пошло на спад, кат продолжал приносить огромные барыши. Впрочем, кат в некоторых странах Северной Африки не запрещён законом.

Но и это всё была лишь малая часть пиратского бизнеса. Основные деньги делались, прежде всего, на страхе, вдалеке от нищего и голодного Сомали. Судите сами, в 2008-м - 42 захвата, в 2009-м - 46, в 2010-м - 47, в 2011-м - 28. И каждый захват активно освещался СМИ, словно речь шла о каком-то глобальном военном конфликте, чуть ли не о третьей мировой войне. Но только из нефтеносных стран Персидского залива в Аденском заливе в различных направлениях курсируют тысячи судов. То есть пиратским нападениям на самом деле подвергалась капля в море всего судоходства в данном районе.

В 2010 году пираты «заработали» 238 млн долларов при средней сумме выкупа 5,4 млн. А общий ущерб, нанесённый ими, достиг к 2010 году, по некоторым данным, 7 млрд долларов. 29 % этой суммы пришлось на оплату охранных услуг морских частных военных компаний (ЧВК), 19 % - на обеспечение военно-морских операций. Эксперты, однако, указывали, что и эти суммы относительно невелики в масштабе общих потерь судовых компаний.

Сомалийские пираты очень помогали страховым компаниям взвинчивать цены для судовладельцев за риск. В 2011 году удорожание страховки стоило морской отрасли 635 млн долларов, прокладка удалённых от берега маршрутов и дополнительные траты на топливо - 580 млн установка защитного оборудования и наём вооруженной охраны - свыше миллиарда… В Лондоне на посредничестве в переговорах с пиратами местные адвокатские конторы зарабатывали примерно так же хорошо, как на судебных тяжбах российских нуворишей.

КАПИТАН «БОЛЬШОЙ РОТ»

ВМС Китая, России и Индии действовали отдельно от коалиции НАТО и ЕС, но иногда координировали свои действия с ними. Существовал негласный приказ командирам военных кораблей топить пиратские лодки безо всякого предупреждения. С выжившими пиратами тоже не миндальничали. Особенно запомнились сомалийцам индийские ВМФ, которые топили суда пиратов, убивали и пытали их без всякого сожаления.

Жесткость к пиратам проявляли и российские военные моряки. Сомалийские разбойники в мае 2010 года захватили танкер «Московский университет». Спецназ с корабля «Маршал Шапошников» взял штурмом судно. Затем 10 пиратов посадили в лодку в 500 милях от берега и отправили в свободное плавание. Больше их никто не видел. Но это по официальной версии, а как там было на самом деле - мало кто знает. Если индийские и российские военные моряки не особо церемонились с сомалийскими пиратами, то американцы и их союзники действовали с точностью до наоборот, чем продлили пиратские захваты судов на годы.

Кроме «кнута» на море, был у американцев и «пряник» на суше. Некоторым главарям пиратов просто была выплачена «рента», чтобы они бросили заниматься своим грязным ремеслом. Так, Мухаммед Абди Хаер по кличке Большой Рот получил 20 млн евро за обещание уйти в отставку и распустить свою бригаду. Но никто не проверял в дальнейшем, насколько его слово оказалось твёрдым.

Американцы и ООН на свой манер модернизировали местные тюрьмы. Сомалийские пираты теперь отбывали наказание в заведениях с волейбольными площадками, компьютерными классами и уроками шитья. США выделили на новую тюрьму в Харгейсе, городе на северо-западе непризнанного государства Сомалиленд, 1,5 млн долларов. А ООН построила для Сомали ещё две комфортабельных тюрьмы, каждая из которых рассчитана на 500 человек. Даже вопреки своему нежеланию заниматься пиратством любой сомалиец отправился бы в море брать на абордаж сухогрузы и танкеры, чтобы попасть хоть на месяц в такой рай.

В этих тюрьмах среди зеков-пиратов активно насаждалось христианство. Считалось, что переход в эту религию из мусульманства уменьшает риск рецидива разбойничества. И более 100 сомалийских пиратов, осуждённых за нападения на суда, стали христианами, приняв библейское крещение в Церкви адвентистов седьмого дня. Могли бы прививать ещё и буддизм, приверженцам которого запрещено убивать даже насекомых?

ШЕЙХИ-ОСВОБОДИТЕЛИ

Сегодня принято считать, что с пиратством в Сомали покончили частные военные компании, которые в отличие от регулярных войск США и НАТО, действовали на берегу. Естественно, не на свои кровные. Есть версия, что арабские шейхи, серьёзно восприняв угрозу своему танкерному флоту, взяли с помощью ЧВК в ежовые рукавицы сомалийскую провинцию Пунтленд, где располагалось большинство пиратских баз. Точнее - одна семья шейхов Аль Нахайян из Абу-Даби, общий капитал которой составляет, по данным Forbes, более 150 млрд долларов.

В советники семья шейхов взяла Эрика Принса, бывшего офицера военно-морского спецназа и создателя ведущей частной военной компании мира Blackwater/Xe Services/Academi. В свое время он с нуля создавал вооружённые силы ОАЭ, а с 2010 года на выделенные семьёй Аль Нахайян 50 млн долларов сформировал в Пунтленде спецотряд Puntland Maritime Police Force. Инструкторами и командирами в нём стали южно-африканские наёмники, специалисты по борьбе с партизанами. Эдакий сомалийский иностранный легион на манер французского. Отряд под руководством Принса из тысячи солдат, имеющий на вооружении катера, лёгкие самолёты и вертолёты, за два года якобы сумел уничтожить наземные базы сомалийских пиратов и весь их промысел. Лихо, конечно, но верится с трудом. Дело в том, что в Сомали действуют несколько серьёзных ЧВК. И некоторые начали работать здесь гораздо раньше частной армии Эрика Принса.

Ещё в 2008 году правительство Сомали заключило контракт с французской военной компанией Secopex для борьбы с пиратами и обеспечения безопасности судоходства в Аденском заливе. По утверждению руководства Secopex, охраняя прибрежную зону на северо-востоке Сомали, её сотрудники уничтожили 300 пиратов. Правда это или опять пиар - сложно сказать, но количество захватов торговых судов сомалийскими пиратами от этого явно не уменьшилось.

В Сомали в интересах США также действовала американская частная военная компания Bancroft Global Development, которая обеспечивала охрану военной базы в районе Могадишо. В 2010 году эта ЧВК получила от правительства Сомали контракт на обучение местных военнослужащих для борьбы с боевиками из исламистской группировки «Аш-Шабааб» стоимостью 7 млн долларов. Кроме того, в стране действует южноафриканская компания Saracen International и другие. Кто из них явился тем «лесником», который пришёл и всех разогнал? На этот вопрос нет ответа. Владельцы этих ЧВК на сомалийских пиратах зарабатывали десятки миллионов долларов в год. И какой смысл им было резать курицу, которая несёт золотые яйца?

ЧАСТЬ ПИРАТОВ УДАЛОСЬ УПРЯТАТЬ ЗА РЕШЁТКУ

Фото: EPA/Vostock-Photo

НЕОЖИДАННЫЙ УДАР

В октябре 2011 года в Сомали всё же вошла сухопутная армия - кенийская. Впрочем, её главной целью были не ужасные, раскрученные СМИ пираты, а исламистская группировка «Аш-Шабааб» (филиал «Аль-Каиды» в Сомали). И поводом для военного вторжения армии Кении в сопредельное государство послужил отнюдь не какой-то там захват очередного арабского танкера, а смерть заложницы - француженки Мари Дедье, которая была инвалидом и передвигалась на коляске. Боевики «Аш-Шабааб» захватили её на одном кенийском острове, в плену она не выдержала мучений и умерла.

Впрочем, у Кении были давние счеты с «Аш-Шабааб». Предполагается, что двойное нападение на израильские объекты вблизи кенийского курорта Момбаса в 2002 году планировалось в Сомали этой ячейкой «Аль-Каиды». Власти США также считают, что некоторые из членов «Аль-Каиды», ответственные за нападение на посольства в Найроби и Дар-эс-Саламе в 1998 году, позже сбежали в Сомали и были укрыты «Аш-Шабааб». Замученная туристка-инвалид из Франции стала последней каплей в чаше терпения.

К моменту вторжения кенийской армии «Аш-Шабааб» насчитывала более 10 тыс. боевиков и контролировала две трети территории Сомали, в том числе и главную пиратскую базу - порт Кисмайо. По некоторым данным, «Аш-Шабааб» предоставляла «крышу» сомалийским пиратам и за это имела 20 % доходов пиратской биржи в порту Харардере, а может, и больше.

В итоге к лету 2012 года боевики «Аш-Шабааб» были выбиты кенийской армией при поддержке американских беспилотников из всех сомалийских городов и портов, сохранив контроль только в сельских районах на севере страны. И вот же совпадение - сомалийские пираты также прекратили свои захваты примерно в это же время.

А не составляли ли пираты и сомалийский филиал «Аль-Каиды» одно целое бандформирование? Кстати, движение «Аш-Шабааб» выступало не против пиратства в целом, а против захватов «исламских» судов, а также против пьяниц и богохульников в рядах пиратов. Но финансовые компромиссы, видимо, сглаживали напряжённость в отношениях.

В отличие от исчезнувших пиратов, «Аш-Шабааб» ещё жива.

Территория, которую контролировало движение «Аш-Шабааб» в период своего расцвета, достигала примерно 100 тыс. кв. километров - почти столько же, сколько сейчас занято боевиками «Исламского государства» (запрещенной в России террористической организации). Да и по количеству штыков тогдашняя «Аш-Шабааб» лишь на треть уступала нынешнему ИГ. Тем не менее даже совместные атаки кенийской армии, Африканского союза при авиаподдержке США не сумели добиться окончательного успеха. «Аш-Шабааб» не только не была уничтожена, но и перенесла террор за пределы Сомали. Это оставляет мало оптимизма тем, кто сегодня надеется одолеть ИГ только с помощью авиаатак и поддержки курдов на востоке Ирака. Нужно объединяться всем силам в один кулак, как это было при разгроме сомалийских пиратов.

P.S.: 1 ноября 2015 года в результате нападения на отель Sahafi в столице Сомали Могадишо погибло 12 человек. Ответственность за теракт взяла на себя группировка «Аш-Шабааб» (террористическая организация, запрещена в России), которая с февраля 2012 года считается филиалом «Аль-Каиды» в Северной Африке. Нападение произошло на следующий день после кровопролитных столкновений между джихадистами и солдатами Африканского союза в регионе Бакол.

Сергей ПЛУЖНИКОВ

Пираты Сомали продолжают нападать на международные судна в Аденском заливе, несмотря на многочисленные патрулирования и операции военно-морских сил. Например, на этих выходных пираты захватили немецкий танкер-химовоз Marida Marguerite с 22 членами экипажа, среди которых есть и один гражданин Украины. А на днях военный корабль РФ «Маршал Шапошников» освободил российский танкер «Московский университет», который также захватили африканские «корсары».

Сомалийский пиратов, которые с начала 2008 года заработали на выкупах 200 миллионов долларов, ловят все чаще и чаще и передают властям Кении, Йемена и Сомали. В этом выпуске собраны фотографии сомалийских пиратов, сделанные в прошлом году.

(Всего 30 фото)

1. Пираты уплывают от немецких военно-морских сил, когда фрегат «Райнланд-Пфальц» перехватил их в Аденском заливе побережья Сомали 3 марта 2009 года. Немецкие военно-морские силы задержали девять человек, пытавшихся напасть на немецкое торговое судно. (REUTERS/Bundeswehr)

2. На этом фото сомалийские пираты угоняют украинское грузовое судно «Фаина» 25 сентября 2008 года. В конечном счете пираты отпустили судно с грузом – 33 танками советской эпохи Т-72 и другим оружием – после выкупа в 3,2 миллиона долларов. (REUTERS/U.S. Naval Forces Central Command Public Affairs/Handout/Files)

3. Сомалийские пираты, удерживающие украинское торговое судно «Фаина», стоят на палубе после запроса ВМС США проверить состояние здоровья экипажа корабля в Индийском океане, у берегов Сомали. (AP Photo/U.S.Navy, Petty Officer Jason Zalasky)

4. Экипаж угнанного судна «Фаина» стоят на палубе под пристальным присмотром вооруженных пиратов 9 ноября 2009 года, после запроса ВМС США о состоянии здоровья экипажа. (HO/AFP/Getty Images)

5. Самолет «French Atlantic» пролетает над французским судном «Le Floreal» в Аденском заливе 10 января 2009 года. Корабль сопровождает датское судно с ценным грузом у берегов Джибути. (STEPHANE DE SAKUTIN/AFP/Getty Images)

6. Сомалийские пираты подняли руки вверх по приказу моряков ракетного крейсера «Vella Gulf» (CG 72) в Аденском заливе 11 февраля 2009 года. Группа военных из разных стран захватила семь пиратов в первой «антипиратской» операции. (REUTERS/Jason R. Zalasky/U.S. Navy/Handout)

7. Члены военной команды с ракетного крейсера «USS Vella Gulf» приближаются к сдавшимся пиратам в Аденском заливе 11 февраля 2009 года. «Vella Gulf» - флагман объединенной оперативной группы 151, которая проводит контрпиратские операции для обнаружения местонахождения пиратов в Аденском заливе. (Jason R. Zalasky/AFP/Getty Images)

8. Французский фрегат «Le Floreal» следит за датским грузовым судном «Пума» с ценным грузом 11 января 2009 года в Аденском заливе. (STEPHANE DE SAKUTIN/AFP/Getty Images)

9. ВМС США следят за торговым судном «Sirius Star» 9 января 2009 года после выплаты выкупа сомалийским пиратам, захватившим корабль. Пиратов можно увидеть на палубе и в командном пункте. (David B. Hudson/AFP/Getty Images)

10. Парашют с грузом, сброшенный небольшим самолетом, приземляется на палубу судна «Sirius Star» с выкупом сомалийским пиратам 9 января 2009 года. После этого сомалийские пираты освободили саудовский супертанкер за выкуп в 3 миллиона долларов. Однако пятеро пиратов утонули при попытке бегства с добычей. (REUTERS/David B. Hudson/U.S. Navy photo/Handout)

11. Член экипажа фрегаты «Le Floreal» на борту вертолета «Panther» смотрит на торговое судно во время операции 11 января 2009 года. (STEPHANE DE SAKUTIN/AFP/Getty Images)

12. Члены экипажа ракетного крейсера «Vella Gulf» приближаются к пиратам в Аденском заливе 12 февраля 2009 года. (Jason R. Zalasky/AFP/Getty Images)

13. Солдаты с французского фрегата «Le Floreal» арестовывают сомалийских пиратов в Аденском заливе 27 января 2009 года. Иностранные ВМС постоянно борются с наглыми группировками и бандами пиратов, угоняющих торговые судна на известных торговых путях. За семь подобных операций с конца апреля по 2008 по февраль 2009 года ВМС Франции захватили 57 пиратов. (HO/Reuters)

14. Пираты, арестованные солдатами ВМС Франции 4 января 2009 года в Аденском заливе. Жан де Вьенн перехватил 19 пиратов, пытавшихся захватить два грузовых судна – хорватское и панамское. (AP Photo/French Navy/French Defense Ministry/HO)

15. Немецкие солдаты приближаются к пиратам в Аденском заливе 3 марта 2009 года, после того как фрегат «Райнланд-Пфальц» (на заднем плане) подал сигнал бедствия. В сообщении говорилось, что судно обстреливают пираты из базук и автоматов. Затем фрегат выслал вертолет, который с помощью пулемета, прекратил попытку захвата, сделав несколько предупредительных выстрелов. Немецкие солдаты взошли на борт корабля и арестовали всех девятерых пиратов. (BUNDESWEHR/AFP/Getty Images)

16. ВМС Германии с фрегата «Райнланд-Пфальц» задержали пиратов в Аденском заливе, у берегов Сомали, 3 марта 2009 года. (REUTERS/Bundeswehr)

17. ВМС Франции передают сомалийского пирата в руки береговой охраны Пунтленда в северном портовом городе Босассо 29 января 2009 года. Всего французские ВМС передали властям Пуртленда девять пиратов. (REUTERS/Abdiqani Hassan)

18. Сомалийские пираты после ареста ВМС Франции в Аденском заливе 29 января 2009 года. (AP Photo)

19. Ржавый автомат Калашникова, конфискованный у пиратов, задержанных немецкими солдатами, 3 марта 2009 года. Немецкие ВМС задержали девять человек, пытавшихся захватить немецкое торговое судно. (REUTERS/Bundeswehr)

20. Сомалийские пираты, задержанные в Аденском заливе, были переданы властям Пунтленда 2 марта 2009 года. (REUTERS/Stringer)

21. Семь пиратов Сомали провожают в здание суда 6 марта 2009 года в портовом городе Момбаса в Кении. Ракетный крейсер «VSS Leyte Gulf» перехватил пиратов у побережья Сомали, пытавшихся попасть на борт торгового судна. (STRINGER/AFP/Getty Images)

22. Некоторые из восьми задержанных сомалийских пиратов в зале суда Момбасы 14 января 2009 года во время слушания их дела. Пиратов арестовали ранее в том же месяце британские ВМС на крейсере «Knight Wave», патрулировавшем воды Индийского океана. Первыми свои показания давали два британских офицера. Слушание длилось три дня. (AP Photo)

23. Деньги за выкуп летят на парашюте в море недалеко от украинского грузового судна «Фаина» 4 февраля 2009 года у берегов . Пираты покинули корабль только 5 февраля. (Michael R. McCormick/U.S. Navy via Getty Images)

24. Судно-тягач провожает корабль «Фаина» в порт Момбаса 12 февраля 2009 года после того, как его отпустили сомалийские пираты. Судно прибыло в Момбасу под споры о его «ценном» грузе – военных танках и боеприпасах. Хотя Кения всегда утверждала, что перевозка оружия осуществляется только для вооруженных сил, несколько экспертов и дипломатов региона утверждают, что на самом деле это оружие отправляется в Южный Судан. И это уже пятая перевозка подобного типа менее чем за два года. (TONY KARUMBA/AFP/Getty Images)

25. Советские танки Т-72 в корпусе корабля «Фаина» 13 февраля в Момбасе. (TONY KARUMBA/AFP/Getty Images)

26. Пираты ждут, пока их переведут в порт Момбасы в Кении 10 марта 2009 года, после того как немецкие ВМС передали их кенийской полиции. Частота нападений пиратов увеличивается с каждым годом: в январе и феврале 2009 года она составила 31, в то время как в 2008 году этот показатель составлял 111. (AP Photo)

27. Йеменская береговая охрана рядом с поврежденным японским танкером «Такаяма», на который напали пираты по прибытии в Йеменский порт. Половина членов экипажа корабля не умеет плавать, к тому же у них нет спасательных шлюпок. (KHALED FAZAA/AFP/Getty Images)

28. Немецкие солдаты приближаются к пиратам в Аденском заливе у берегов Сомали 3 марта 2009 года, после того как немецкий фрегат «Райнланд-Пфальц» получил сигнал бедствия от немецкого грузового корабля, сообщавшего, что их обстреливают пираты с базук и автоматов. (BUNDESWEHR/AFP/Getty Images)

29. Немецкие солдаты захватывают пиратов в Аденском заливе у берегов Сомали 3 марта 2009 года. (BUNDESWEHR/AFP/Getty Images)

30. Сомалийские пираты сидят в зале суда в кенийском прибрежном городе Момбаса 6 марта 2009 года. ВМС США передали семерых пиратов на суд в Кению, впервые после подписания двустороннего пакта, позволяющего американским ВМС ловить пиратов в открытом море. (REUTERS/Joseph Okanga)

В лучшем для этого бизнеса 2010 году сумма выкупов за 47 угнанных судов составила ориентировочно $238 миллионов. Большую часть прибыли получили инвесторы экспедиций: местные лидеры кланов и владельцы катеров. Из среднего выкупа в $2,7 миллиона обычный моряк рассчитывал только на $30 000 - 75 000.

Переговоры с судовладельцами шли несколько месяцев. В это время пиратский экипаж жил на трофее, а инвестор вычитал из его доли стоимость еды, проституток, связи и местного наркотика «кат». Мало кто из рядовых сходил на берег с суммой большей, чем $10 000-20 000, но и это огромные деньги для страны, где средний годовой доход не превышает $300. The Washington Post в 2009 году процитировала ответ сомалийца на вопрос, чем пираты отличаются от боевиков из внутренних районов страны: «Они не тощие, у них светящиеся лица, и они всегда счастливы».

Убытки для судоходства

2008 - 42 захвата, 2009 - 46, 2010 - 47, 2011 - 28, и каждый громко прозвучал в новостях, создавая видимость значительной угрозы мировому судоходству. Однако мимо Сомали из нефтяных государств Персидского залива в Европу и обратно ежегодно проходит не менее 21 000 торговых судов. Даже в самые тучные для себя годы сомалийцы угрожали десятым долям процента из них, а главный урон судовладельцам наносил страх.

По данным 2011 года, удорожание страховки стоило морской отрасли $635 миллионов, прокладка удалённых от берега маршрутов и дополнительные траты на топливо - $580 миллионов, траты на топливо для ускорения до безопасных 18 узлов - $2,7 миллиарда, установка защитного оборудования и наём вооруженной охраны - свыше $1 миллиарда.

Самые громкие захваты

25 сентября 2008 года - сухогруз «Фаина» с украинским экипажем вёз в Кению четыре десятка танков Т-72, гранатомёты и зенитные установки. Выкуп составил $3,2 миллиона.

8 апреля 2009 года - контейнеровоз Maersk Alabama под флагом США. Экипаж заперся в машинном отделении, заблокировал управление, а позже захватил одного из сомалийцев. Трое других отплыли прочь на спасательном катере, удерживая в заложниках капитана Филлипса. На следующий день их всех застрелили снайперы американских «Морских котиков», капитан не пострадал. В снятом по этому сюжету фильме его роль исполнил Том Хэнкс. Участвовавшая в спасении Филлипса команда спецназовцев через два года убьёт Усаму бен Ладена.

Числа представляют объём поиска по отношению к самой высокой точке на диаграмме - это эпопея капитана сухогруза Maersk Alabama Ричарда Филлипса.

15 ноября 2008 года - 330-метровый супертанкер Sirius Star, перевозивший 2,2 миллиона баррелей нефти стоимостью около $100 миллионов. За крупнейшую в истории добычу сомалийцев заплачен выкуп $3 миллиона.

5 мая 2010 года - нефтеналивное судно «Московский университет»; российский экипаж забаррикадировался в трюме и вызвал на помощь военный корабль «Маршал Шапошников». Морские пехотинцы взяли корабль штурмом. По официальной версии, пиратов высадили в надувную лодку с небольшим запасом продовольствия и воды, но без средств навигации, и они не смогли достичь берега. По неофициальной, они были расстреляны.

10 мая 2012 года - угнан греческий супертанкер Smyrni с 1 миллионом баррелей нефти. По заявлению лидера пиратов, они получили рекордные $9,5 миллионов.

Военная операция

Сомалийское пиратство стало хорошей причиной наладить международное сотрудничество для защиты торговли и одновременно поводом обеспечить военное присутствие на важнейшем маршруте доставки нефти: за бандитами на лодках с навесными моторами теперь охотятся боевые корабли 21 страны. Это самая большая в истории коалиция флотов разных стран и первый в истории случай, когда все постоянные члены Совета безопасности ООН - США, Россия, Великобритания, Франция, Китай - выступают против общего противника.

Сложно сказать, достигают ли участники операции своих негласных целей, но для борьбы с прибрежным пиратством боевые корабли приспособлены мало. За год с начала их патрулирования в 2008-м количество атак на торговые суда выросло вдвое. Переломить ситуацию позже удалось только при помощи наблюдения за морем с беспилотников. При этом каждый успех патруля документировался, подчёркивая впечатляющую несоразмерность противников.

Победа на берегу

Удачной альтернативой дорогим и неэффективным усилиям государственных машин стала частная инициатива. В 2012 году 80% торговых судов проходили мимо Сомали с вооружёнными охранниками на палубе. Вход в порты с оружием юридически невозможен, поэтому частные военные компании содержат в регионе плавучие базы, где корабли принимают бойцов на борт и прощаются с ними, миновав опасный район. Стоимость услуг команды из 3–4 охранников колеблется от $28 000 до $38 000, что на порядок меньше минимального выкупа. Пиратам ни разу не удалось захватить охраняемое судно.

Но главная победа достигнута на берегу, и она оплачена одной семьёй - Аль Нахайян, правящей династией эмирата Абу-Даби. Серьёзно восприняв угрозу танкерному флоту, нефтяные шейхи взяли под крыло сомалийскую провинцию Пунтленд с 1,5-миллионным населением, сейчас живущую как независимое государство. В своё время на её берегах располагалось большинство пиратских баз.