Елена Тиханова
Из опыта работы «Подготовка детей к школе»

Подготовка детей к школе .

Среди функций, которые выполняет детский сад в системе народного образования, помимо всестороннего развития ребенка, большое место занимает подготовка детей к школе . От того, насколько качественно и своевременно будет подготовлен дошкольник , во многом зависит успешность в его дальнейшем обучении.

Подготовка детей к школе в детском саду включает в себя две основные задачи : всестороннее воспитание (физическое, умственное, нравственное, эстетическое) и специальная подготовка к усвоению школьных предметов .

Работа воспитателя на занятиях по формированию готовности к школе включает в себя :

Вырабатывание у детей представления о занятиях как важной деятельности для приобретения знаний. На основе этого представления у ребенка вырабатывается активное поведение на занятиях (тщательное выполнение заданий, внимание к словам воспитателя) ;

Развитие настойчивости, ответственности, самостоятельности, старательности. Их сформированность появляется в стремлении ребенка овладеть знаниями, умениями, прилагать для этого достаточные усилия;

Воспитания у дошкольника опыта деятельности в коллективе и положительного отношения к сверстникам; усвоение способов активного воздействия на сверстников как участников общей деятельности (умение оказать помощь, справедливо оценивать результаты работы сверстников , тактично отмечать недостатки);

Формирование у детей навыков организованного поведения, учебной деятельности в условиях коллектива. Наличие этих навыков оказывает существенное влияние на общий процесс нравственного становления личности ребенка, делает дошкольника более самостоятельным в выборе занятий, игр, деятельности по интересам.

Воспитание и обучение детей в детском саду носит образовательный характер и учитывает два направления получения детьми знаний и умений : широкое общение ребенка с взрослыми и сверстниками, и организованный учебный процесс.

В процессе общения с взрослыми и сверстниками ребенок получает разнообразные сведения, среди которых выделяют две группы знаний и умений. Первая предусматривает знания и умения, которыми дети могут овладеть в повседневном общении. Вторая категория включает знания и умения, подлежащее усвоению детьми на занятиях. На занятиях воспитатель учитывает, как дети усваивают программный материал, выполняют задания; проверяют быстроту и рациональность их действий, наличие различных умений и, наконец, определяет у них способность соблюдать правильное поведение.

Итогом развития ребенка в дошкольном детстве являются предпосылки того, чтобы ребенок мог приспособиться к условиям школы , приступить к систематической учебе.

При поступлении ребенка в школу важно , чтобы он имел не только развитую речь, но и подготовленную руку , владел зрительно-моторной координацией. Недостаточное развитие мелкой моторики рук у детей старшего дошкольного возраста , в дальнейшем может привести к возникновению негативного отношения к учебе, тревожного состояния в школе , слабой эмоциональной - волевой сфере ребенка, ведь умение выполнять мелкие движения с предметами развивается именно в дошкольном возрасте . Для этого мы используем задания различной степени сложности. Проведя исследование своих воспитанников, мы обнаружили, что большинство детей не достаточно хорошо владеют карандашом, линии в основном кривые, неточные и слабые, у некоторых детей отмечается плохая координация движений. Поэтому мы постарались подобрать максимально эффективные методы и средства для развития детей и подготовки их к школе .

Эту работу мы проводим регулярно, стараемся, чтобы задания, предложенные нами, приносили ребенку радость, не допускаем скуки и переутомления, стараемся вызвать у детей повышенный интерес , положительные эмоции. Важной частью нашей работы по развитию мелкой моторики являются «пальчиковые игры и упражнения» . Детям мы предлагаем с помощью разнообразных комбинаций пальцев рук изображать животных, людей и предметы.

Много положительных эмоций дети получают, занимаясь с Чудо - песочницей. С помощью песка они могут нарисовать забавные картинки. Во время таких упражнений мы развиваем у детей репродуктивное и творческое воображение, память, зрительно-моторную координацию, глазомер, речь, мелкие движения рук.

В своей работе мы используем такой прием, как выкладывание из счетных палочек, спичек и шнурков это очень интересный и эффективный вид работы по подготовке детей к обучению письму . При выполнении таких заданий у старших дошкольников развивается мелкая моторика рук, глазомер, творческое воображение, память.

Еще в работе мы часто используем крупы и семена, учим детей удерживать семечки и крупу пальцами; делать массаж ладоней с помощью горошин; выкладывать геометрические или растительные орнаменты, фигурки людей, животных, цифры по опорным точкам или схемам или рисовать их по памяти; угадывать на ощупь, в каком мешочке лежат семечки, зерна, крупа, бобовые. Работа с крупами развивает у детей логику , воображение, внимание, усидчивость, тонкие движения пальцев развивает тактильные ощущения детей .

Также проводим интересные игры с пластилином, которые дают возможности для общего развития ребенка. Перед лепкой мы читаем сказки, загадываем загадки, а ребята лепят наиболее понравившиеся персонажи.

Ребятам очень нравится выкладывание цветных шнурков по контуру, какого-либо изображения. Сначала с помощью шнурочков мы учили детей выкладывать контуры различных предметов и цифр, затем более сложных композиций. Надо учесть, что это занятие трудоемкое, поэтому не у всех детей хорошо получается .

Хорошо известно, что работа с ножницами упражняет ребенка в быстрой смене напряжения и расслабления мелкой мускулатуры руки. Такая работа помогает в формировании правильного распределения мышечной нагрузки руки.

Изобразительная деятельность ребенка в дошкольном возрасте является одним из естественных специфических детских видов деятельности. Творчество для них - это отражение душевной работы . Не расставаясь с карандашами, фломастерами, красками, ребенок незаметно для себя учится наблюдать, сравнивать, думать, фантазировать. Чем чаще ребенок держит в руках карандаш или кисть, тем сильнее закрепляется умение правильно держать авторучку, тем легче будет ему выводить первые свои буквы. Для ребенка привычны и знакомы следы, оставляемые карандашами, фломастерами, шариковой ручкой и кистью, но удивительно использование пальчиков и ладошек, рисование крышками, смятой бумагой и ватными палочками.

Много времени уделяем самостоятельной деятельности детей в развивающей среде . В свободном использовании у детей занимательные игры : «Мозаика» , «Шнуровка» , «Собери бусы» и т. д. которые развивают мелкую моторику рук, память, сообразительность, внимание.

Ведем работу в тетрадях в крупную клетку, в которых дети учатся видеть строчку, открывать нужную страницу, пишут и обводят клетки. Предлагаем ребятам также штриховать различные фигурки. Ведь во время письма и штриховки развиваются не только мышцы пальцев и кистей рук, также развивается речь, логическое мышление, общая культура, активизируются творческие способности.

В этом учебном году нашу развивающую среду пополнил интерактивный стол, который мы используем и на занятиях и в свободной деятельности. Установленные приложения включают в себя :

большой набор интерактивных игр;

счёт, сложение и вычитание, чтение по слогам, чтение букв, чтение слов, развитие внимания и памяти;

рисунки – дети выбирают цвета и эффекты, а затем красят пальцами или руками;

Интерактивный стол позволяет развивать у дошкольников такие навыки как :

обучение чтению, письму и решению задач;

помогает учиться эффективному общению в обществе и слушать других;

логическое мышление;

мелкая моторика;

моторная координация, зрительно-моторная координация;

психологическая готовность к школе .

Родителей волнует вопрос, как обеспечить полноценное развитие ребенка в дошкольном возрасте , как правильно подготовить его к школе . Большую роль в просвещении родителей играет наглядная информация. Местом размещения этой информации служит уголок для родителей. На предыдущем родительском собрании, мы обсуждали вопрос подготовки детей к школе , обратили внимание родителей на важность и значимость таких занятий с детьми.

Проводимая нами работа по развитию и подготовке руки детей старшего дошкольного возраста к обучению в школе дает хорошие результаты. Дети почувствовали уверенность в себе, в своих возможностях, улучшилась мелкая моторика и координация движений руки, сформировались внимание, глазомер ребенка, зрительная память, аккуратность, фантазия, образное мышление…

На достигнутом мы не остановимся, деятельность по теме : «Подготовка дошкольников к обучению в школе » будем продолжать, применять в работе с детьми новые игровые приемы, продолжать тесно сотрудничать с родителями воспитанников.

Значение психологической подготовки ребенка к школе в ДОУ чрезвычайно высоко. - это событие, важность которого невозможно переоценить. Любая концепция психологического и социального развития непременно выделяет переход из дошкольного в школьное детство как существенный шаг к взрослости. Начальные этапы на пути освоения - учения - задают и во многом детерминируют степень успешности обучения в дальнейшем.

Определяем степень подготовки ребенка к школе в ДОУ

Поступление в первый класс качественно изменяет жизнь дошкольника. Дело не в том, что он начинает учиться. Учебная деятельность присутствует еще в ранних годах, когда дошкольника учат писать, считать, читать, рисовать. Однако даже если он умеет все это делать, это не означает, что он готов к обучению в первом классе. Самое главное, чем определяется степень подготовки ребенка к школе в ДОУ, - в какую деятельность включены все эти умения. Усвоение знаний и навыков в дошкольном возрасте включено в игровую деятельность, и поэтому происходит по-другому, нежели в первом и последующих классах.

Необходимость овладения качественно новыми приемами деятельности и обусловливает возникновение первого адаптационного кризиса в обучении.

Отсюда первое требование, которое надо учитывать при поступлении в первый класс, - никогда не следует оценивать уровень подготовки ребенка к школе в ДОУ, ориентируясь на формальное усвоение умений, таких, как счет или письмо. Владея ими, дошкольник зачастую не имеет соответствующих навыков умственной деятельности. Возникновение первого адаптационного кризиса в обучении обусловлено именно необходимостью овладения качественно новыми приемами деятельности.

Широко распространено понимание уровня подготовки ребенка к школе специалистами ДОУ как суммы неких конкретных умений (читать, писать, рисовать, решать задачки). Тем не менее, данное мнение является ошибочным: вовсе не эти навыки являются предикатом успешного обучения в дальнейшем. Конечно, владение азбукой, счетом и т. п. - сигнал определенных интеллектуальных достижений малыша (и вложенных в него сил родителей). Однако нецелесообразность такой, по сути, механической подготовки ребенка к школе в ДОУ оказывается очевидной очень скоро. Быть психологически готовым к какой-либо деятельности - это значит обладать такими психологическими способностями (а не конкретными навыками), которые позволят успешно осваивать эту деятельность.

Первоклассник должен обладать умением работать по заданным правилам, а также поддерживать единый с классом темп деятельности, быть одним из многих, не теряясь и не обижаясь.

Перед каждым новым учеником стоят некоторые обязательные задачи, которые требуют определенного уровня подготовки ребенка к школе в ДОУ. Первоклассник непременно должен обладать умением работать по заданным правилам, поддерживать единый с классом темп деятельности, быть одним из многих, не теряясь и не обижаясь. Он должен быть способен принимать задачи, которые ставит перед ним учитель, и сохранять стремление к знаниям, несмотря на трудности и определенную неравномерность своих успехов. Он должен быть способен рассуждать на абстрактном материале, выражать свою мысль, в том числе в ситуации оценки. Во время обучения эти способности развиваются, но это не означает, что первый класс начинается «с нуля». Дошкольник, поступающий в первый класс, уже должен что-то уметь, обладать рядом специфических психологических способностей.

Какие же способности необходимо развить при подготовке ребенка к школе в ДОУ?

Это, во-первых, достаточный для данного возраста уровень познавательного развития. На момент поступления в 1-й класс ребенку нужно иметь хорошие показатели логического и творческого мышления, произвольного внимания, памяти, речи, знаний и представлений о мире. Желательно, чтобы он умел понимать не только бытовую, но и более сложную, наукообразную речь. Необходим высокий уровень развития мелкой моторики руки, хорошие графические навыки.

Во-вторых, программа подготовки ребенка к школе в ДОУ должна включать обучение воспитанника работать по инструкции взрослого. В отечественной психологии это качество называют «потеря непосредственности». Воспитанник ДОУ должен делать не только то, к чему у него возникло импульсивное желание, а то, что требует от него ситуация. Первокласснику следует подчиняться не желаниям, а правилам. Без этого успешное обучение невозможно. Не случайно всем знакомое слово «дисциплина» происходит от латинского слова «ученик».

Эти составляющие психологической готовности к первому классу инвариантны и не зависимы ни от меняющихся стандартов образования, ни от специфики конкретных образовательных программ.

В-третьих, условием успешной подготовки ребенка к школе специалистами ДОУ является проявление у воспитанника полимотивированного желания быть школьником и учиться. В норме в старшем дошкольном и младшем школьном возрасте учебная мотивация и желание быть школьником (взрослым, серьезным, обладающим новыми правами, обязанностями и даже школьными принадлежностями) являются самыми сильными среди прочих мотивов.

Наконец, подготовка ребенка к школе педагогами ДОУ включает обучение умению адекватно и продуктивно сотрудничать с партнерами по учебной деятельности: учителем и одноклассниками, это умение является частью социально-психологической готовности к первому классу.

Заметим, что эти составляющие психологической готовности к первому классу инвариантны и не зависимы ни от меняющихся стандартов образования, ни от специфики конкретных образовательных программ.

Описание программы подготовки ребенка к школе в ДОУ

Предлагаемая программа «Психологическая подготовка к поступлению в 1 класс» составлена с учетом всех вышеперечисленных положений на основании почти десятилетнего опыта работы с детьми. Как показывает практика работы по программе, она представляет собой удобный, эффективный, понятный инструмент профессиональной деятельности педагога-психолога.

Программа подготовки ребенка к школе в ДОУ может использоваться в работе с детьми подготовительной группы детского сада и первого года школьного обучения. В первом случае целесообразно проводить ее во втором полугодии; а при реализации программы в школе занятия рекомендуется проводить после получения данных диагностики психологической готовности учащихся к обучению. Специального оснащения программа не требует, но обязателен отдельный кабинет для занятий, в котором можно осуществлять разные формы работы с детьми, не мешая другим участникам образовательного процесса.

Цель и задачи программы подготовки ребенка к школе в ДОУ

Цель программы: формирование высокого уровня психологической готовности старших дошкольников к поступлению в 1-й класс, а именно: развитие познавательной, волевой, мотивационной и социально-психологической готовности.

Поставленная цель программы подготовки дошкольников к школе в ДОУ достигается путем решения следующих задач:

1. Развитие произвольности деятельности: умения следовать правилу, инструкции, соблюдать заданные требования к работе.

2. Развитие желания посещать школу, стать школьником, а также стремления следовать соответствующим правилам и нормам поведения.

3. Развитие познавательной сферы дошкольников:

  • произвольного внимания (повышение объема внимания и способности к концентрации внимания);
  • памяти;
  • словарного и понятийного запаса;
  • фонематического слуха (что немаловажно для обучения письму и чтению);
  • артикуляционного аппарата (значимо для устной и письменной речи);
  • зрительного восприятия (умения ориентироваться на листе, анализа про-странства листа);
  • логического мышления через тренировку навыков сравнения, обобщения, нахождения общего и отличий, выделения главных и второстепенных признаков;
  • навыка рассуждения, формулировки вывода;
  • творческих способностей и воображения;
  • мелкой моторики руки, навыков графической деятельности.

4. Развитие социально-психологических умений:

  • навыка публичного устного ответа;
  • навыка коллективной работы;
  • навыков самооценивания и взаимооценивания;
  • способности к взаимопониманию и самовыражению;
  • установки на взаимопомощь и взаимоуважение;
  • установки на позитивное социальное самопроявление.

Принципы построения программы подготовки ребенка к школе в ДОУ

1. Максимальный эффект в реализации психологического потенциала дошкольника достигается в том случае, когда применяемые методы и формы обучения и воспитания строятся в соответствии с психофизиологическими особенностями возраста, т. е. в форме:

  • дидактических игр;
  • предметных занятий;
  • различных видов практической и творческой деятельности.

Развивающая игра - это специфическая полноценная и достаточно содержательная деятельность, имеющая свои побудительные мотивы и способы ее реализации. Развивающая работа строится на основе индивидуального подхода, учитывающего зону ближайшего развития, при пробуждении непосредственного интереса дошкольников к занятиям на фоне доброжелательных отношений с педагогом и ровесниками. Дошкольник имеет право на ошибку, а успех переживает как радость.

Психофизиологические особенности дошкольников определяют также необходимость здоровьесберегающей деятельности во время подготовки ребенка к школе в ДОУ:

  • проведение физкультминуток на каждом занятии;
  • чередование типов заданий и уровня сложности заданий на каждом занятии.

2. Способности, навыки и умения формируются и развиваются в соответствующей деятельности за счет актуализации зоны ближайшего развития. Развивающие занятия с дошкольниками способствуют продвижению психического развития дошкольника, совершенствуя его восприятие, внимание, память, мышление, воображение, произвольное поведение, мотивационные установки. Поэтому развивающие занятия предполагают:

  • использование упражнений и игр на формирование, тренировку и повышение уровня формируемых способностей и умений;
  • использование заданий разного уровня сложности, что позволяет актуализировать зону ближайшего развития дошкольников с разными уровнями формируемых способностей, умений и навыков.

3. Индивидуальный подход к ребенку выступает условием эффективности развивающей работы и реализуется во время подготовки ребенка к школе в ДОУ как:

  • контроль деятельности и достижений каждого дошкольника;
  • наблюдение и своевременное выявление воспитанников, имеющих особые трудности в выполнении тех или иных типов заданий;
  • контакт педагога-психолога с родителями дошкольников для информирования об особенностях развития, предоставления развернутых рекомендаций и обеспечения возможности индивидуального консультирования по дополнительным запросам.

Тематическое планирование занятий по программе подготовки ребенка к школе в ДОУ

Занятия проводятся в групповой форме. Наибольший эффект дают занятия в группе не более чем из 15 человек. Рассчитаны они в первую очередь на тех, кто испытывает адаптационные трудности при поступлении в первый класс: нехватку мотивации, эмоциональные сложности, неразвитую произвольность, проблемы в усвоении школьной программы. Но по желанию родителей занятия могут быть предложены и благополучно адаптирующимся. Участие в программе добровольное, но родителям и педагогам следует понимать, что наибольшая эффективность достигается систематичностью занятий.

Каждое занятие по подготовке ребенка к школе педагогами ДОУ имеет следующие особенности:

  • начинается упражнением-разминкой, способствующим повышению познавательной и социальной активности детей;
  • направлено на формирование и/или повышение познавательных способностей, произвольного поведения, социально-психологической компетентности;
  • предполагает использование приемов повышения произвольности поведения и деятельности.

В середине каждого занятия педагог-психолог проводит физкультминутку. Используемые при этом стихотворения дополнительно способствуют тренировке памяти и развитию речи дошкольников.

Для окончания каждого занятия по подготовке ребенка к школе в ДОУ используются игры и упражнения на коммуникативное развитие, что помимо прямого развивающего эффекта в области социально-психологических умений позитивно воздействует на эмоциональное состояние и уровень мотивации.

Разнообразные методы поощрения и позитивной оценки способствуют поддержанию и повышению мотивации дошкольников к работе.

В таблице представлено тематическое планирование занятий и программы подготовки детей к обучению школе в ДОУ с указанием тем, количества часов, отводимых на каждое занятие, и описанием их содержания. Таким образом, при планировании работы с учащимися педагог-психолог может, используя данную таблицу, достаточно подробно описать направления работы по программе.

Таблица

Тематическое планирование занятий по программе "Психологическая подготовка к поступлению в 1 класс"

Приложение 1

Занятие 5. "Будь внимателен!". Развитие произвольного внимания

Приложение 2

Занятие 21. "Говорим правильно". Развитие речи

Вложенные файлы

  • Документ №1.jpg
  • Документ №2.jpg
  • Документ №3.jpg
  • Документ №4.jpg
  • Документ №5.jpg
  • Документ №6.jpg
  • Документ №7.jpg
  • Документ №8.jpg
  • Документ №9.jpg

Светлана Птица
Подготовка дошкольника к обучению в школе

Введение

Одна из главных трудностей, с которой встречается ребёнок в школе - это овладение письмом. Многие дети не умеют вовремя остановиться, когда пишут букву или слово; не справляются с правильным написанием элементов букв. Поэтому, одной из важных задач, стоящих перед воспитателем является подготовка руки к письму .

В условиях детского сада решению этой задачи способствует совместная деятельность по рисованию, лепке, аппликации. Эти занятия развивают мелкую мускулатуру пальцев, благодаря чему рука ребёнка становится более гибкой и послушной. Дети овладевают навыками и умениями работы с карандашом, кистью, ножницами, стекой; развивают содружественые движения обеих рук; руки и глаза.

Прежде, чем дать в руки карандаш или кисточку, мы предлагаем рисовать пальчиками. Это укрепляет мышцы пальцев и активирует чувствительность кожи.

Для развития мелкой моторики рук и координации движений используют разные методы и приемы работы :

1. Пальчиковый игротренинг

Массаж кистей рук

Пальчиковая гимнастика, физкультминутки

Пальчиковые игры со стихами, со скороговорками

Пальчиковый театр

Театр теней

2. Использование элементов ТРИЗ

Лепка из пластилина и соленого теста с использованием природного материала (семена, крупы, ракушки и т. д.)

Нетрадиционные техники рисования : кистью, пальцем, зубной щеткой, свечкой и т. д.

конструирование : из бумаги в технике оригами, работа с конструктором ЛЕГО

Различные виды аппликаций

3. Развитие графической моторики

Рисование по трафаретам

Штриховка

Дорисовка (по принципу симметрии)

Лабиринты

Графические диктанты

4. Дидактические игры

Шнуровка

Игры с мелкими предметами

Паззлы, мозаика

Рисование по крупе остаётся одним из любимых занятий и детей старшего возраста, они создают сюжетные картинки, сменяющие друг друга.

Развитию мелкой моторики способствует и "сухой бассейн", коробка, наполненная горохом (можно использовать гречневую крупу, рис, фасоль, чечевицу) . Детям нравится искать в бассейне мелкие игрушки, грецкие орехи, массажные шарики; пересыпать горох из одной ёмкости в другую.

Декортивное рисование способствует развитию графо-моторных навыков. Дети прорисовывают очень мелкие элементы росписи : точки, завитки, волнистые и прямые линии и т. п., а ритмичность в расположении элементов узора помогает развитию чувства ритма. Рисуя узор, дети учатся " держать" линию, ограничивать свои движения. Многие элементы узора напоминают элементы букв (овалы, завитки, волнистые линии) .

Для овладения письмом дети должны хорошо ориентироваться на листе, знать где "верх" и "низ", "середина", "левая и правая сторона".

Сначала учим ориентироваться на листе без графических навыков. Этому способствуют задания по типу известной игры "Муха". На листе в клетку (начиная с 4, потом 9, 16 и т. д.) "муха" перемещается. Дети должны проследить, куда прилетит "муха", если она переместится, например, на 2 клетки вверх, 1 вправо, 1 вниз.

Огромное количество вариантов этой игры. Действующими объектами могут быть различные предметы, игрушки. Символы предметов в клетках можно заменить буквами, цифрами.

"Муха" может перелетать по чистому тетрадному листу из нижнего правого угла в верхний левый, в середину листа и т. д.

Учим ориентироваться на листе в крупную клеточку, используя графические навыки. Двигаясь по сторонам клеточки, дети учатся проводить ровно прямые линии и закрепляют умение ориентироваться на листе. Учим соединять точки по стрелочкам в заданном направлении. Пишем графические диктанты : от простых узоров переходим к изображениям предметов.

Следующий этап – учим рисовать параллельные линии (ровные линии на одинаковом расстоянии друг от друга) . Для этой цели используем штриховку.

При штриховке соблюдаем правила :

Вертикальные и косые линии пишем только сверху вниз, а горизонтальные - только слева направо.

Позже в качестве штриха используем волнистые, зигзаобразные линии.

В предметы круглой и овальной формы вписываем спирали ("раскручиваем от центра к краю круга, "закручиваем" от края к центру) .

Рисуем "волны" и "дорожки; ребёнок при этом учится плавно передвигать руку по всей длине строки; начинаем с пунктирных линий, а потом сплошные.

В тетрадях учим вписывать в клетку овалы, круги, наклонные палочки.

Актуальность

«От пятилетнего ребёнка до меня – один шаг,

а от новорождённого до пятилетнего – страшное расстояние».

Л. Н. Толстой

Развитие ребёнка начинается в наиболее благоприятный период – период дошкольного детства . В это время формируются необходимые психические функции и социально значимые качества личности. Именно в дошкольном детстве идёт активное развитие познавательных возможностей ребёнка и закладываются предпосылки будущей учебной деятельности.

Одна из основных задач детского сада – подготовить ребёнка к обучению в школе : создать соответствующие условия, направленные на формирование у дошкольника необходимых навыков , которые позволят ему легко войти в школьную жизнь , адаптироваться к новой роли ученика, создадут основу для накопления новых знаний и умений.

Под руководством воспитателя дети приобретают самые необходимые знания и умения в различных видах детской деятельности. Они усваивают простейшие знания почти всей дисциплины школы :

Рисуют и лепят;

Учат стихи;

Наблюдают изменения в природе;

Знакомятся со счётом и буквами;

Выполняют физические упражнения.

Практика показывает что несмотря на большую работу, проводимую в детских садах, у многих дошкольников плохо развита моторика мелкой мускулатуры рук, мал опыт выполнения графических заданий, нет необходимых моторных навыков, не сформировано зрительное восприятие, недостаточно развита зрительная память и зрительно-моторная координация. Вследствие этого, дети испытывают затруднения в учёбе, у них происходит резкое изменение поведенческих реакций, снижается оценка своих способностей и возможностей, появляется отрицательное отношение к учёбе, наблюдаются отклонения в психоневрологической сфере, происходит сдвиг в иммунной системе, что негативно отражается на физическом и психическом здоровье детей.

Современные исследования показали, что 70% детей поступивших в школу с 7 лет , предметом, вызвавшим наибольшее затруднение, назвали письмо.

Таким образом, владение навыками письма является одним из важнейших и наиболее проблемных из видов учебной деятельности.

Вопрос подготовки дошкольника к владению письмом является частью проблемы, подготовки к обучению к школе , которая с каждым годом, в свете изменений школьных программ , становится все актуальнее.

Целенаправленная и систематическая работа по развитию мелкой моторики у детей дошкольного возраста во взаимодействии с семьей способствует формированию интеллектуальных способностей, речевой деятельности, а самое главное, сохранению психического и физического развития ребенка.

«рассказывать руками»

Развитие навыков мелкой моторики важно потому, что вся дальнейшая жизнь ребенка потребует использования точных, координированных движений кистей и пальцев, которые необходимы, чтобы одеваться, рисовать и писать, а также выполнять множество разнообразных бытовых и учебных действий.

Игры с пальчиками создают благоприятный эмоциональный фон, развивают умение подражать взрослому, учат вслушиваться и понимать смысл речи, повышают речевую активность ребенка. Если ребенок будет выполнять упражнения, сопровождая их короткими стихотворными строчками, то его речь станет более чёткой, ритмичной, яркой, и усилится контроль за выполняемыми движениями. Развивается память ребёнка, так как он учится запоминать определённые положения рук и последовательность движений. У ребенка развивается воображение и фантазия. Овладев всеми упражнениями, он сможет «рассказывать руками» целые истории. Обычно ребенок, имеющий высокий уровень развития мелкой моторики, умеет логически рассуждать, у него достаточно развиты память, внимание, связная речь.

Данная проблема заинтересовала меня, поэтому основной целью моей работы с детьми стала создание условий подготовки руки к письму в старшем дошкольном возрасте .

Заключение

Таким образом, чтобы результат работы был эффективным необходимо использовать разнообразные приемы и методы работы по формированию тонких движений пальцев рук. Результаты своей работы я вижу в проявлении интереса детей к различным видам деятельности.

Мною замечено, что у детей возрастает познавательная активность, вся проводимая работа повышает работоспособность детей на занятиях, снимает нагрузку. Это в свою очередь положительно сказывается на усвоении навыков, совершенствовании зрительного и слухового восприятия, развитии наглядно-образного и логического мышления, произвольного внимания, творческого воображения, речи, мелкой моторики и координации движений руки, освоении основных графических навыков, подготовило руку ребенка к письму.

Можно утверждать, что адаптация ребенка к школьным условиям пройдет быстро, если у него достаточно развиты познавательные интересы, умение произвольно управлять своим поведением, подчинять частные цели более значимым. Ребенок способен широко использовать основные мыслительные операции, у него хорошая память, развито умение контролировать свои действия. И если к семи годам он научился в игровой форме управлять своими пальцами, руками, т. е. у него хорошо развита мелкая моторика и координация движения пальцев он овладел основными графическими навыками, то этого будет вполне достаточно для дальнейшего обучения письму в школе .

Ольга Яганова
Консультация «Подготовка детей к школе в условиях ДОУ»

Слайд № 2.

Готовность к школе – совокупность морфофизиологических и психологических особенностей ребенка старшего дошкольного возраста , обеспечивающая успешный переход к школьному обучению .

Подготовка к школе – организация образовательной работы ДОУ, которая обеспечивает определенный уровень общего развития дошкольников и специальную подготовку детей к усвоению учебных предметов, для выполнения социальной роли школьника и овладения новым видом деятельности.

Термины “подготовка ” и “готовность” связаны причинно-следственными отношениями : готовность непосредственно зависит и определяется качеством подготовки .

Работа детского сада по подготовке детей к школе начинается задолго до перехода их в подготовительную группу .

Слайд № 3 - 5.

Психологи и педагоги выделяют :

Общую готовность к обучению в школе

Специальную готовность к обучению в школе

Слайд № 6.

В структуре психологической готовности к школе принято выделять следующие компоненты (Л. А. Венгера, В. В. Холмовской, Л. Л. Коломинского, Е. Е. Кравцовой, О. М. Дьяченко):

1. Личностная готовность.

2. Интеллектуальная готовность.

3. Социально-психологическая готовность.

4. Эмоционально-волевая готовность.

5. Психомоторная (функциональная) готовность.

Слайд № 7- 15.

Специальная готовность.

Приобретение ребенком знаний и умений, обеспечивающих успешность овладения содержанием обучения в первом классе школы по основным предметам (математика, чтение, письмо, окружающий мир) .

Следует обратить внимание и на некоторые другие показатели развития ребенка.

А) Развитие речи и готовность к овладению грамотой.

Б) Развитие элементарных математических представлений.

В) Кругозор ребенка.

Слайд № 16 - 17.

Формы работы с детьми в ДОУ по подготовке к обучению в школе :

Слайд № 18.

Актуальность проблемы : в течение последних лет наблюдается повышенный интерес к проблеме перехода ребенка - дошкольника из детского сада в школу и тесно связанному с этим понятию готовности к школьному обучению в условиях ДОУ .

Слайд № 19.

Задача нашего МДОУ № 1 «Аленушка» - обеспечить каждому ребенку тот уровень развития, который позволяет ему быть успешным при обучении в школе .

Детский сад и школа . При взаимодействии этих двух учреждений может сложиться прекрасный союз, и ребенок будет чувствовать себя комфортно.

Слайд № 20 – 42.

Основные задачи сотрудничества ДОУ и СОШ.

Формы преемственных связей.

Уровень готовности ребенка обучению в школе .

Слайд № 43.

Критерии подготовленности ребенка к школе :

1) мотивация на учебу;

2) развитие произвольности;

3)сформированность наглядно-действенного и наглядно-образного мышления;

4) развитие пространственных представлений;

5) развитие познавательных процессов;

6) умение фантазировать;

7) проявление самостоятельности.

Слайд № 44.

Воспитатель должен :

1. Ставить перед ребёнком такую цель, которую бы он не только понял, но и принял её, сделав своей. Тогда у ребёнка появится желание в её достижении.

3. Приучать ребёнка не пасовать перед трудностями, а преодолевать их.

4. Воспитывать стремление к достижению результата своей деятельности в рисовании, играх-головоломках и т. п.

Слайд № 45 – 51.

Школьная зрелость .

1) мотивационная готовность - положительное отношение к школе и желание учиться ;

2) умственная или познавательная готовность - достаточный уровень развития мышления, памяти и др. познавательных процессов, наличие определенного запаса знаний и умений;

3) волевая готовность - достаточно высокий уровень развития произвольного поведения;

4) коммуникативная готовность - способность устанавливать отношения со сверстниками, готовность к совместной деятельности и отношение ко взрослому как к учителю».

Слайд № 52.

Модель выпускника.

1. Физически развитый, овладевший основными культурно-гигиеническими навыками. Ребенок достиг максимально возможного уровня гармоничного физического развития (с учетом индивидуальных данных) . У него сформированы основные физические качества и потребность в двигательной активности. Самостоятельно выполняет доступные возрасту гигиенические процедуры, соблюдает элементарные правила здорового образа жизни.

2. Любознательный, активный. Интересуется новым, неизвестным в окружающем мире (мире предметов и вещей, мире отношений и своем внутреннем мире) . Задает вопросы взрослому, любит экспериментировать. Способен самостоятельно действовать повседневной жизни, в различных видах детской деятельности) . В случаях затруднений обращается за помощью к взрослому. Принимает живое, заинтересованное участие в образовательном процессе.

3. Эмоционально отзывчивый. Откликается на эмоции близких людей и друзей. Сопереживает персонажам сказок, историй, рассказов. Эмоционально реагирует на произведения изобразительного искусства, музыкальные и художественные произведения, мир природы.

4. Овладевший средствами общения и способами взаимодействия со взрослыми и сверстниками.

Ребенок адекватно использует вербальные и невербальные средства общения, владеет диалогической речью и конструктивными способами взаимодействия с детьми и взрослыми (договаривается, обменивается предметами, распределяет действия при сотрудничестве). Способен изменять стиль общения со взрослым или сверстником, в зависимости от ситуации.

5. Способный управлять своим поведением и планировать свои действия на основе первичных ценностных представлений, соблюдающий элементарные общепринятые нормы и правила поведения. Поведение ребенка преимущественно определяется не сиюминутными желаниями и потребностями, а требованиями со стороны взрослых и первичными ценностными представлениями о том «что такое хорошо и что такое плохо» (например, нельзя драться, нельзя обижать маленьких, нехорошо ябедничать, нужно делиться, нужно уважать взрослых и пр.). Ребенок способен планировать свои действия, направленные на достижение конкретной цели. Соблюдает правила поведения на улице (дорожные правила, в общественных местах (транспорте, магазине, поликлинике, театре и др.) .

6. Способный решать интеллектуальные и личностные задачи (проблемы, адекватные возрасту.

Ребенок может применять самостоятельно усвоенные знания и способы деятельности для решения новых задач (проблем, поставленных как взрослым, так и им самим; в зависимости от ситуации может преобразовывать способы решения задач (проблем) . Ребенок способен предложить собственный замысел и воплотить его в рисунке, постройке, рассказе и др.

7. Имеющий первичные представления о себе, семье, обществе (ближайшем социуме, государстве (стране, мире и природе.

Ребенок имеет представление :

О себе, собственной принадлежности и принадлежности других людей к определенному полу;

О составе семьи, родственных отношениях и взаимосвязях, распределении семейных обязанностей, семейных традициях;

Об обществе (ближайшем социуме, его культурных ценностях и своем месте в нем;

О государстве (в том числе его символах, «малой» и «большой» Родине, ее природе) и принадлежности к нему;

О мире (планете Земля, многообразии стран и государств, населения, природы планеты).

8. Овладевший универсальными предпосылками учебной деятельности.

Т. е. умениями работать по правилу и по образцу, слушать взрослого и выполнять его инструкции.

9. Овладевший необходимыми умениями и навыками. У ребенка сформированы умения и навыки (речевые, изобразительные, музыкальные, конструктивные и др ., необходимые для осуществления различных видов детской деятельности.

Видеофрагменты НОД с детьми старшего дошкольного возраста .

1. «Сказочная книга» (занятие по познавательному и социально – коммуникативному развитию) .

Воспитатель высшей квалификационной категории Леонтьева Т. В.

Цель : Повышение уровня правовой культуры и обобщение знаний у детей о гражданских правах.

2. «Путешествие Капитошки : круговорот воды в природе» (интегрированное занятие по познавательному развитию) . Воспитатель высшей квалификационной категории Щекоткина Е. В.

Цель : Совершенствовать представления детей о состояниях воды , познакомить с круговоротом воды в природе, развивать познавательную активность детей .

Слайд № 54. Выводы.

Как правильно развивать ребенка? Чему и как должны учить малыша в детском саду? Какая подготовка к школе нужна будущим первоклассникам? Как помочь ребенку с удовольствием учиться в начальной школе? Дети растут, и новые родители дошкольников сталкиваются с этими вопросами. О том, как лучше всего выстроить развитие ребенка до школы, рассказывает психолог детского сада НОУ ЦО «Школа Сотрудничества» Раиса Николаевна Драбович.

По результатам многочисленных опросов, проведенных психологами и педагогами, большинство современных родителей ставят на первое место интеллектуальное развитие детей. Сейчас очень модно раннее обучение и развитие, популярны различные методики, специализированные детские центры, огромный выбор развивающих игрушек. Однако многие дети продолжают испытывать трудности обучения в школе или детском саду. Почему так происходит?

Дело в том, что однобокое развитие какой-либо функции в ущерб другой может осложнить обучение ребенка. Например, родители большое внимание уделяют развитию речи, а развития крупной моторики, в котором нуждается ребенок, не происходит.

Еще одна часто встречающаяся проблема: социальные требования и существующие методы обучения просто не соответствуют возможностям современных детей. Зачастую с раннего возраста дети предоставлены сами себе: родители меньше с ними беседуют, меньше проводят время в совместных занятиях. Компьютеризация отняла большую часть времени от совместного общения.

Какими же в таких условиях должны быть дошкольное образование и подготовка к школе? Чему обучать и как обучать?

Концепция известного психолога Льва Выготского помогает найти ответы на эти вопросы. Главная идея Выготского: развитие ребенка происходит прежде всего через контакт со взрослыми. Именно родители, воспитатели, старшие братья и сестры учат его общаться, знакомят с культурными ценностями и правилами поведения.

Дети растут очень быстро: то, что сегодня требовало помощи, завтра будет выполняться самостоятельно. Задача взрослого — привлечь внимание ребенка к новой деятельности и произвести ее с ним совместно. После многократных повторений ребенок научится делать это самостоятельно. Например, самые маленькие дети учатся держать ложку благодаря поддержке и помощи взрослых.

Такой алгоритм лежит в основе обучения ребенка чем угодно, будь то катание на коньках, рисование или игра в шахматы. Однако вряд ли получиться научить трехлетнего ребенка играть в шахматы, потому что данная деятельность пока находится вне его возможностей или, используя термины Выготского, вне зоны ближайшего развития.

У всех детей разная «величина» зоны ближайшего развития, а значит, и разные возможности обучения. Этим они отличаются друг от друга, и именно поэтому каждому ребенку требуется индивидуальный подход.

Обучение в зоне ближайшего развития выявляет сильные и слабые стороны ребенка. Через хорошо продуманное обучение можно сформировать новые способности и умения. Важно определить, какая помощь мотивирует ребенка, — и применять ее в соответствии с потребностями. Одному подходит помощь стимулирующая («Молодец!»), другому — организующая («Я тебе помогу!»), кому-то — обучающая («Я тебя научу!») или контролирующая («Покажи, как ты это делаешь...»).

Задача взрослого — создать условия, в которых ребенок будет трудиться, преодолевать трудности, прикладывать усилия. Родители и педагоги не должны делать за ребенка то, что можно сделать с ним вместе, — доказано, что это приводит к снижению мотивации и познавательного интереса.

Только обучение ребенка в соответствии с его возможностями окажется развивающим. Слишком легкие и слишком сложные задачи не окажут плодотворного влияния на развитие ребенка. Вне зависимости от выбранной методики или программы обучения важно помнить о потенциальных возможностях зоны ближайшего развития.

Раиса Николаевна Драбович,
психолог детского сада НОУ ЦО "Школа Сотрудничества"

Обсуждение

Согласна полностью с автором статьи, порой за компьютерами и ежедневными хлопотами мы все меньше времени уделяем нашим деткам, меньше занимаемся с ними, обучаем их. Еще не мало важный фактор в обучении ребенка, это хорошо обустроенное рабочее место, должен присутствовать комфортный стул и детская парта-стол. Тогда и ребенок будет заниматься с еще большим интересом. Мы, например, приобрели своим деткам стол Moll Champion, очень удобный, регулируется по росту ребенка. Детки в восторге, им полностью обновили место для обучения, интерес к учебе вырос в разы, что не может не радовать.

Комментировать статью "Детский сад и подготовка к школе: чему и как учить дошкольника"

Ребенок должен идти в следующем году в первый класс. Отставание по физиологическому возрасту, маленький рост,пухлые детские ручки, анемия,есть хроническое заболевание с Если ребёнок не готов сейчас к школе, то скучно ему точно не будет в более старшем возрасте.

Обсуждение

Правильно вам написали, что скучно ему будет в более старшем возрасте в 1м классе, а так в самый раз. Программа Школа России 1й класс довольно простая.

26.09.2018 15:16:49, Да так

Я тоже недавно на конфе спрашивала совета по поводу неготовности ребенка к первому классу. Исходные данные аналогично вашим, возможно даже где-то и похуже. Не послушалась я никого, в том числе и учителя, поборола свои страхи и мы теперь первоклашки. Месяц учебы позади, что имеем-учитель не нарадуется, в дневнике солнышки, ребенок повзрослел резко, чувствует ответственность, жутко гордый, что первоклашки, учитель извинилась и сказала, что не ожидала, что все будет так прекрасно. На уроках все задания делает в полном объеме. Если мой пусть и не большой опыт вас вдохновит, будет прекрасно. Найдите хорошего учителя, постарайтесь сыночка подготовить по максимуму к школе (море, витаминки, занятия) и все у вас будет хорошо.

26.09.2018 15:12:04, МамаСыночка

Протестировал нас психолог в детском саду по вопросу подготовленности к школе... Психолог посчитал, что ребенок неправильно отвечает на поставленные вопросы и что логика Также нужно адекватно воспринимать замечания, просить о помощи и оказывать её, умение...

Обсуждение

Я мониторю школьную зрелость с середины 90-х (общая динамика отрицательная). 6 лет работала в лицее с профильными классами, где цель диагностики была - определить направленность ребенка и возможность обучаться по усложненной программе (2-й иностранный язык со 2-го класса). Около 20 лет работаю в обычной школе, здесь цель диагностики - формирование РАВНОЦЕННЫХ классов, поскольку программа одна, и нет смысла ранжировать детей (и в принципе не считаю это правильным). Т.е. в каждом классе есть дети с различным уровнем готовности примерно в равных количествах. И моя задача - прогноз: определить ресурс (на что можно опереться) и дефицит (над чем предстоит работать), определить уровень психофизиологической зрелости и адаптивности ребенка, его энергетический потенциал (работоспособность, утомляемость, истощаемость), эмоциональные особенности...
Методика, по которой я работаю, очень надежная, сертифицированная, стандартизованная - сложная, но прогностичная. Моя задача ПРЕДУПРЕДИТЬ, поскольку родители решают судьбу ребенка.
По Закону об образовании ребенок может приступить к обучению в школе с 6,5 до 8 лет (по прописке он в школу будет зачислен). Родители присутствуют при собеседовании, потом я выдаю заключение, интерпретирую результаты, рассказываю, КАК можно работать с теми или иными проблемами и т.д. И, думаю, родители иногда бывают недовольны моими выводами)). Правда, позже эти выводы подтверждаются...
Например, "Исключение лишнего", где учитывается КАК исключает ребенок: по основному признаку, анализируя (жидкое-твердое, живое-неживое, птицы-насекомые, домашние и дикие животные и т.п.) или конкретно, по внешнему признаку (собака, заяц, белка, еж - исключает ежа, потому что колючий), по функциональному ("этот плавает, а эти бегают"), не понимая пока основной. Это разный уровень осмысления - совсем дошкольный (конкретный) или "предшкольный" (интуитивый анализ-синтез).
В любом задании, инструкция дается очень точная и четкая - может ребенок ее удержать или выполняет поверхностно - это разный уровень восприятия, это произвольность деятельности (главный показатель школьной зрелости). Главный вопрос: дозрел-не дозрел - ЦЕНА для организма, для психики, для самооценки...
Ребенок может бойко считать и прилично читать, но при этом не может отделить главное от второстепенного, мыслит как дошкольник... Будет учиться за счет общего кругозора и хорошей механической памяти - класса до пятого хватит, потом сползет на тройки, мол, "неинтересно"

Да у вас супер мальчик, я бы на вашем месте никого бы не слушала;)

Подготовка к школе - стандартная программа детского сада. Они еще хотят за это деньги брать? Ав нашем садике логопед хороший, с огромным опытом деньги не берет принципиально, так что есть еще в садах спецы.

Обсуждение

Девочки, всем огромное спасибо за ответы!
Сегодня ситуация решилась сама собой - я узнала, КТО будет вести подготовку к школе и поняла, почему за полгода вперёд хотят деньги брать.
К ЭТОМУ учителю я не поведу детей даже бесплатно.
Но юридические основания всё равно буду разведывать:-))

В саду пока тишина. Вообще ничего не плачу - многодетные. А за подготовку к школе больше 8!!! за одну. 2 раза в нед. по 2,5 часа. Иначе в школу не попасть. А зачем вам платить за доп. образование, кроме логопеда? Вы же в школу и так попадете.

Подготовка к школе в саду. Купила пособия для подготовки к школе по математике, мышлению, письму. А в саду действительно в подготовительной группе должны готовить к школе. На сайте работают тематические конференции, блоги, ведутся рейтинги детских садов...

Подготовка к школе. Ребенок от 3 до 7. Воспитание, питание, режим дня, посещение детского сада и взаимоотношения с воспитателями, болезни и физическое развитие ребенка от 3 до 7 лет. Подготовка к школе в саду. Есть ли смысл именно в такой подготовке?

Обсуждение

Отдельно по подготовке руки к письму. Это стоит делать дополнительно к саду. Штриховка разнообразная, узоры, раскрашивание, палочки-галочки - замечательно.

Отдельно и важно -усидчивость и внимание (говорят, это можно натренировать). Усидчивость - способность что-то делать волевым усилием до результата. Делать -все то же. Рисовать, петь, приседать, штриховать, вырезать из бумаги, нанизывать бусинки, лепить из пластилина.

Восприятие на слух -важно. Можно тренировать, играя. Поверни направо, сделай три шага, подпрыгни, наклонись и тп.

И послушание, тут уж никуда не деться...

Имхо -деньги платить не за что, а облегчить жизнь ребенку в первом классе реально своими усилиями и, на мой взгляд, это стоит свеч.
Поищите тесты на готовность к школе, там по разделам -умения, навыки, характер и тп. Все предельно конкретно. И подгонять те области, где слабо.
Никакая подготовка не подготовит вашего ребенка так, как это может сделать родной человек. Имхо.