Но через несколько секунд после взлёта рухнул на землю и полностью разрушился. Погибли все находившиеся на его борту 50 человек - 44 пассажира и 6 членов экипажа.

Катастрофа Ту-104 ВВС КТОФ СССР

Мемориал жертвам катастрофы (Серафимовское кладбище , Санкт-Петербург)
Общие сведения
Дата 7 февраля 1981 года
Время 18:00
Характер Крушение после взлёта
Причина Перегруз самолёта, ошибки экипажа
Место в 20 км от аэродрома Пушкин , Пушкин (РСФСР , СССР)
Погибшие 50 (все)
Воздушное судно
Модель Ту-104А
Принадлежность ВВС КТОФ СССР
(25-я МРАД)
Пункт вылета Пушкин
Остановки в пути Хабаровск
Пункт назначения Кневичи , Владивосток
Бортовой номер СССР-42332
Дата выпуска ноябрь 1957 года
Пассажиры 44
Экипаж 6
Выживших 0

Среди пассажиров на борту самолёта находились 16 адмиралов и генералов и 12 капитанов первого ранга и полковников, что на время полностью обезглавило Тихоокеанский флот ВМФ СССР .

Самолёт

Ту-104А (регистрационный номер СССР-42332, заводской 76600402, серийный 04-02) был выпущен в ноябре 1957 года и изначально носил бортовой номер СССР-Л5426. 27 ноября того же года был передан авиакомпании «Аэрофлот » (Восточно-Сибирское УГА, 1-й Иркутский ОАО ; 21 января 1959 года перешёл в Дальневосточное УГА, 1-й Хабаровский ОАО (Новый)), 11 апреля 1961 года был перерегистрирован и его б/н сменился на СССР-42332. 28 ноября 1961 года был куплен отрядом управления 25-й МРАД ВВС КТОФ СССР. Оснащён двумя турбореактивными двигателями АМ-3 производства Казанского завода №16 .

Экипаж и пассажиры

Состав экипажа борта СССР-42332 был таким:

  • Командир экипажа - 50-летний подполковник Анатолий Иванович Инюшин. Командир отряда управления 25-й авиационной дивизии ВВС ТОФ. Налетал 8150 часов, 5730 из них на Ту-104.
  • Помощник командира - 28-летний старший лейтенант Владимир Александрович Послыхалин. Правый лётчик ВВС ТОФ.
  • Штурман - 33-летний майор Виталий Алексеевич Субботин. Штурман авиационного отряда 25-й авиационной дивизии ВВС ТОФ.
  • Бортинженер - 32-летний капитан Михаил Николаевич Рупасов. Начальник технико-эксплуатационной части отряда авиационного полка ВВС ТОФ.
  • Бортрадист - 28-летний старший лейтенант Анатолий Владимирович Барсов. Техник группы обслуживания РТО ВВС ТОФ.
  • Борттехник - 31-летний прапорщик Анатолий Иванович Вахтеев. Командир огневых установок авиаполка ВВС ТОФ.

На борту самолёта находились 44 пассажира :

  • Эмиль Николаевич Спиридонов , 55 лет. Командующий Тихоокеанским флотом, адмирал.
  • Виктор Григорьевич Белашев, 53 года. Командующий 4-й флотилией подводных лодок ТОФ, вице-адмирал.
  • Георгий Васильевич Павлов , 53 года. Командующий ВВС ТОФ, генерал-лейтенант авиации.
  • Владимир Дмитриевич Сабанеев , 53 года. Член Военного совета - начальник политического управления ТОФ, вице-адмирал.
  • Василий Фёдорович Тихонов, 52 года. Командующий Приморской флотилией разнородных сил ТОФ, вице-адмирал.
  • Степан Георгиевич Данилко, 53-54 года. Начальник штаба - первый заместитель командующего ВВС ТОФ, генерал-майор авиации.
  • Владимир Харитонович Коновалов, 49 лет. Начальник 3 управления ВМФ войск Дальнего Востока, контр-адмирал.
  • Владимир Яковлевич Корбан, 55 лет. Заместитель командующего по боевой подготовке - начальник управления боевой подготовки ТОФ, контр-адмирал.
  • Геннадий Фёдорович Леонов, 50 лет. Начальник разведки ТОФ, контр-адмирал.
  • Виктор Петрович Махлай, 45 лет. Командир эскадры подводных лодок ТОФ, контр-адмирал.
  • Феликс Александрович Митрофанов , 52 года. Начальник оперативного управления - заместитель начальника штаба ТОФ, контр-адмирал.
  • Виктор Антонович Николаев, 47 лет. Член Военного совета - начальник политотдела Сахалинской флотилии ТОФ, контр-адмирал.
  • Рэмир Иванович Пирожков, 45 лет. Начальник штаба - заместитель командующего 4-й флотилии подводных лодок ТОФ, контр-адмирал.
  • Василий Сергеевич Постников, 51 год. Член Военного совета - начальник политотдела Приморской флотилии разнородных сил ТОФ, контр-адмирал.
  • Владимир Васильевич Рыков, 43 года. Член Военного совета - начальник политотдела ВВС ТОФ, генерал-майор авиации.
  • Джемс Константинович Чулков , 49 лет. Командир 10-й ОПЭСК ТОФ, контр-адмирал.
  • Владислав Петрович Асеев, 51 год. Капитан 1 ранга.
  • Виктор Карпович Бережной, 43 года. Начальник политотдела 10-й ОПЭСК ТОФ, капитан 1 ранга.
  • Саул Григорьевич Волк, 52 года. Начальник отдела оперативного управления штаба ТОФ, капитан 1 ранга.
  • Евгений Игоревич Граф, 40 лет. Заместитель начальника отдела оперативного управления штаба ТОФ, капитан 1 ранга.
  • Юрий Григорьевич Лобачев, 45 лет. Заместитель начальника отдела штаба тыла ТОФ, капитан 1 ранга.
  • Владислав Игнатьевич Морозов, 49 лет. Начальник отдела противолодочных сил штаба ТОФ, капитан 1 ранга.
  • Владимир Ильич Пивоев, 44 года. Член Военного Совета - начальник политотдела 4-й флотилии подводных лодок ТОФ, капитан 1 ранга.
  • Борис Погосович Погосов, 45 лет. Начальник информационного центра разведки ТОФ, капитан 1 ранга.
  • Анатолий Васильевич Прокопчик, 46 лет. Начальник штаба - первый заместитель командующего Приморской флотилии разнородных сил ТОФ, капитан 1 ранга.
  • Юрий Николаевич Туробов, 43 года. Начальник штаба - заместитель командира 8-й ОПЭСК ВМФ, капитан 1 ранга.
  • Владимир Дмитриевич Цыганков, 49 лет. Старший офицер отдела оперативного управления штаба ТОФ, капитан 1 ранга.
  • Казимир Владиславович Чеканский, 45 лет. Начальник стоматологического отделения Военно-морского госпиталя - главный стоматолог ТОФ, полковник медицинской службы.
  • Артур Арович Делибатаньян, 41 год. Заместитель главного штурмана ВВС ТОФ, подполковник авиации.
  • Георгий Васильевич Подгаецкий, 35 лет. Старший офицер отдела ПВО штаба ТОФ, капитан 2 ранга.
  • Владимир Дмитриевич Сорокатюк, 43 года. Начальник оперативного отдела - заместитель начальника штаба ВВС ТОФ, подполковник.
  • Анатолий Иванович Бабкин, 33 года. Старший офицер штаба тыла ТОФ, капитан 3 ранга.
  • Сергей Иванович Науменко, 29-30 лет. Военный лётчик-истребитель из Новосибирска, капитан.
  • Александр Николаевич Акентьев, 26 лет. Военный лётчик-истребитель из Новосибирска, старший лейтенант.
  • Валентин Иосифович Зубарев, 43 года. Старший техник группы регламентных работ и ремонта радиотехнической аппаратуры 570 авиаполка 143 мрад ВВС ТОФ из Советской Гавани , старший лейтенант.
  • Геннадий Геннадьевич Шевченко, 25 лет. Адъютант командующего ТОФ, старший лейтенант.
  • Борис Иванович Амельченко, 32 года. Порученец члена Военного совета - начальника политуправления ТОФ, мичман.
  • Виктор Степанович Дворский, 21 год. Чертёжник штаба ТОФ, старший матрос.
  • Тамара Васильевна Ломакина. Супруга первого секретаря Приморского крайкома КПСС В. П. Ломакина .
  • Валентина Павловна Спиридонова, 54-55 лет. Супруга командующего ТОФ адмирала Э. Н. Спиридонова.
  • Анна Павловна Левкович, 43-44 года. Машинистка оперативного управления штаба ТОФ.
  • Екатерина Александровна Морева, 18-19 лет. Дочь начальника связи ТОФ А. Морева.
  • Б. Н. Макаренко. Сын начальника снабжения Приморского крайисполкома Н. Макаренко.
  • Е. Н. Макаренко. Супруга Б. Н. Макаренко.

Хронология событий

Предшествующие обстоятельства

В числе прилетевших в Пушкин 30 января 1981 года офицеров флота был и весь высший командный состав Тихоокеанского флота СССР, прилетевший из Владивостока на самолёте Ту-104А борт СССР-42332. Учения проходили в течение недели и 7 февраля были подведены итоги, по которым лучшим было признано руководство Тихоокеанского флота СССР. Руководство ТОФа начало собираться домой .

Утром 7 февраля 1981 года домой отправилось и руководство Северного флота СССР . В числе пассажиров этого самолёта были начальник штаба Тихоокеанского флота СССР вице-адмирал Рудольф Александрович Голосов (ему было разрешено навестить своих родственников, живших во Владивостоке) и командующий Камчатской флотилией разнородных сил, но в итоге оба на самолёт не сели (последний вылетел рейсом «Аэрофлота»).

Катастрофа

В 18:00, в условиях снегопада, борт СССР-42332 вышел на исполнительный старт и начал разбег по взлётной полосе. Через 8 секунд после отрыва от ВПП самолёт внезапно вышел на закритический угол атаки и попал в режим сваливания. С высоты 45-50 метров лайнер с интенсивно нарастающим креном вправо рухнул на землю в 20 метрах от ВПП, полностью разрушился и мгновенно загорелся.

Неподалёку от места катастрофы в снегу был обнаружен 1 выживший - старший лейтенант Валентин Зубарев (во время взлёта он находился в кабине экипажа и от удара его выкинуло через носовой фонарь), но он скончался по дороге в больницу. Остальные находившиеся на борту 49 человек погибли.

Расследование

По официальной версии, экипажем были допущены перегруз самолёта и неправильное размещение пассажиров и груза.

По свидетельству очевидцев, в самолёт были загружены тяжёлые рулоны бумаги, а также много другого груза. Комиссия по расследованию предположила, что незакреплённый груз при разбеге самолёта сместился по проходу второго салона назад, что повлекло смещение продольной центровки за предельно-заднюю, что, в свою очередь, привело к преждевременному отрыву самолёта от ВПП и выходу на закритические углы, потере устойчивости и управляемости, и в результате - падению на землю

Авиакатастрофа ТУ-104 с командованием ТОФ СССР - авиационная катастрофа, которая произошла на военном аэродроме в Ленинградской области, около города Пушкин, 7 февраля 1981 года. В результате крушения самолета Ту-104 погибли 50 человек, из них 16 адмиралов и генералов и 11 капитанов первого ранга Тихоокеанского флота СССР (ТОФ). В результате этой авиакатастрофы ТОФ на время остался практически без руководства.

События до авиакатастрофы

В начале февраля 1981 года в Военно-морской академии в Ленинграде назначили оперативно-мобилизационный сбор руководящего состава всех флотов ВМФ. Возглавлял это мероприятие главком ВМФ адмирал Флота Советского Союза С.Г. Горшков. Высшее руководство флотов принимало участие в командно-штабных учениях без привлечения реальных сил.

30 января 1981 года на военном аэродроме в городе Пушкин, Ленинградская область, приземлился самолет Ту-104 отряда управления 593-го отдельного транспортного авиационного полка 25-й морской ракетной авиационной дивизии ВВС ТОФ СССР (место дислокации - аэродром «Кневичи», г. Владивосток), на котором на учения прибыл весь высший командный состав ТОФ. Учения проходили в течении недели, по итогам которой С.Г. Горшков назвал действия командования ТОФ лучшими. На следующий день высшее командования флотов ВМФ СССР, участвовавшее в учениях, должно было отбыть обратно, к местам дислокации флотов.

Авиакатастрофа

Военный аэродром г.Пушкин, наши дни. На фотографии отмечено место крушения. Фото Д. Кузнецов
В 16 часов 7 февраля 1981 года командир Ту-104 ТОФ СССР Инюшин А.И. подтвердил готовность начать взлет и совершить беспосадочный перелет до Владивостока, в связи с чем самолет был заправлен топливом максимально полно. При выполнении взлёта Ту-104 произвел отрыв от взлетно-посадочной полосы с большим углом атаки. Достигнув высоты в 50 метров, самолет стал кренится на правое крыло и спустя несколько секунд ушел в сваливание, ударился о землю и взорвался.

Набрав скорость и не доходя примерно одну треть до конца взлетной полосы, самолет начал взлетать, но на высоте всего около 50 метров почему-то сразу накренился на правое крыло.
Один из очевидцев трагедии В. Гамага - старший офицер оперативного управления штаба ТОФ
Практически все, находившиеся на самолете, погибли в момент взрыва. Старшего лейтенанта техника Зубарева выкинуло через носовой фонарь во время удара самолета о землю, но по дороге в больницу он скончался от полученных травм.

Список погибших

Следует отметить, что предварительный список погибших, составленный сразу после катастрофы, насчитывал не 50, а 52 человека. В последствии выяснилось, что вице-адмирал Г.А. Хватов, командующий Камчатской военно-морской флотилией, и Р.А. Голосов, начальник штаба ТОФ, вылетели другими рейсами, тем самым чудом избежали гибели.
Экипаж
Инюшин Анатолий Иванович. Командир отряда управления авиационной дивизии ВВС ТОФ, подполковник авиации.
Послыхалин Владимир Александрович. Помощник командира корабля - правый лётчик ВВС ТОФ, старший лейтенант.
Субботин Виталий Алексеевич. Штурман авиационного отряда ВВС ТОФ, майор.
Рупасов Михаил Николаевич. Начальник технико-эксплуатационной части отряда авиационного полка ВВС ТОФ, капитан.
Барсов Анатолий Владимирович. Техник группы обслуживания РТО ВВС ТОФ, старший лейтенант.
Вахтеев Анатолий Иванович. Командир огневых установок авиаполка ВВС ТОФ, прапорщик.
Пассажиры
Спиридонов Эмиль Николаевич. Командующий Тихоокеанским флотом, адмирал.
Белашев Виктор Григорьевич. Командующий 4-й флотилией подводных лодок ТОФ, вице-адмирал.
Павлов Георгий Васильевич. Командующий ВВС ТОФ, генерал-лейтенант авиации.
Сабанеев Владимир Дмитриевич. Член Военного совета - начальник политического управления ТОФ, вице-адмирал.
Тихонов Василий Федорович. Командующий Приморской флотилией разнородных сил ТОФ, вице-адмирал.
Данилко Степан Георгиевич. Начальник штаба - первый заместитель командующего ВВС ТОФ, генерал-майор авиации.
Коновалов Владимир Харитонович. Начальник 3 управления ВМФ войск Дальнего Востока, контр-адмирал.
Корбан Владимир Яковлевич. Заместитель командующего по боевой подготовке - начальник управления боевой подготовки ТОФ, контр-адмирал.
Леонов Геннадий Федорович. Начальник разведки ТОФ, контр-адмирал.
Махлай Виктор Петрович. Командир эскадры подводных лодок ТОФ, контр-адмирал.
Митрофанов Феликс Александрович. Начальник оперативного управления - заместитель начальника штаба ТОФ, контр-адмирал.
Николаев Виктор Антонович. Член Военного совета - начальник политотдела Сахалинской флотилии ТОФ, контр-адмирал.
Пирожков Рэмир Иванович. Начальник штаба - заместитель командующего 4-й флотилии подводных лодок ТОФ, контр-адмирал.
Постников Василий Сергеевич. Член Военного совета - начальник политотдела Приморской флотилии разнородных сил ТОФ, контр-адмирал.
Рыков Владимир Васильевич. Член Военного совета - начальник политотдела ВВС ТОФ, генерал-майор авиации.
Чулков Джемс Константинович. Командир 10-й ОПЭСК ТОФ, контр-адмирал.
Асеев Владислав Петрович. Капитан 1 ранга.
Бережной Виктор Карпович. Начальник политотдела 10-й ОПЭСК ТОФ, капитан 1 ранга.
Волк Саул Григорьевич. Начальник отдела оперативного управления штаба ТОФ, капитан 1 ранга.
Граф Евгений Григорьевич. Заместитель начальника отдела оперативного управления штаба ТОФ, капитан 1 ранга.
Лобачев Юрий Григорьевич. Заместитель начальника отдела штаба тыла ТОФ, капитан 1 ранга.
Морозов Владислав Игнатьевич. Начальник отдела противолодочных сил штаба ТОФ, капитан 1 ранга.
Пивоев Владимир Ильич. Член Военного Совета - начальник политотдела 4-й флотилии подводных лодок ТОФ, капитан 1 ранга.
Погосов Борис Погосович. Начальник информационного центра разведки ТОФ, капитан 1ранга.
Прокопчик Анатолий Васильевич. Начальник штаба - первый заместитель командующего Приморской флотилии разнородных сил ТОФ, капитан 1 ранга.
Туробов Юрий Николаевич. Начальник штаба - заместитель командира 8-й ОПЭСК ВМФ, капитан 1 ранга.
Цыганков Владимир Дмитриевич. Старший офицер отдела оперативного управления штаба ТОФ, капитан 1 ранга.
Чеканский Казимир Владиславович. Начальник стоматологического отделения Военно-морского госпиталя - главный стоматолог ТОФ, полковник медицинской службы.
Делибатаньян Артур Арович. Заместитель главного штурмана ВВС ТОФ, подполковник авиации.
Подгаецкий Георгий Васильевич. Старший офицер отдела ПВО штаба ТОФ, капитан 2 ранга.
Сорокатюк Владимир Дмитриевич. Начальник оперативного отдела - заместитель начальника штаба ВВС ТОФ, подполковник.
Бабкин Анатолий Иванович. Старший офицер штаба тыла ТОФ, капитан 3 ранга.
Науменко Сергей Иванович. Военный лётчик-истребитель из Новосибирска, капитан.
Акентьев Александр Николаевич. Военный лётчик-истребитель из Новосибирска, старший лейтенант.
Зубарев Валентин Иосифович. Старший техник группы регламентных работ и ремонта радиотехнической аппаратуры 570 авиаполка 143 мрад ВВС ТОФ из Советской Гавани, старший лейтенант.
Шевченко Геннадий Геннадьевич. Адъютант командующего ТОФ, старший лейтенант.
Амельченко Борис Иванович. Порученец члена Военного совета - начальника политуправления ТОФ, мичман.
Дворский Виктор Степанович. Чертёжник штаба ТОФ, старший матрос.
Ломакина Тамара Васильевна. Жена первого секретаря Приморского крайкома КПСС Ломакина В. П.
Спиридонова Валентина Павловна. Жена командующего ТОФ адмирала Спиридонова Э. Н.
Левкович Анна А. Машинистка оперативного управления штаба ТОФ.
Морева Елена Александровна. Дочь начальника связи ТОФ А. Морева.
Макаренко Б. Н. Сын начальника снабжения Приморского крайисполкома Н. Макаренко.
Макаренко Е. Н. Жена Макаренко Б. Н.
Версии крушения

По официальной версии, при размещении груза и пассажиров в салоне, а также при расчете предельно допустимого веса груза, экипажем были допущены ошибки, что повлекло к смещению центровки до запредельно задней, что, в свою очередь, привело к выходу самолета на закритический угол атаки сразу после отрыва, потере устойчивости и невозможности управления самолетом. Также одним из факторов, повлиявшим на произошедшее, было выполнение отрыва самолёта на скорости, меньше расчётной на 25 км/ч, в результате чего перегруженный самолет не смог обеспечить необходимую подъемную силу.

Сразу после катастрофы, очевидцы, наблюдавшие за взлетом, указывали, что выпуск закрылков был произведен не симметрично, и именно это стало причиной катастрофы. Официальное расследование эту версию не подтверждает.

По некоторым версиям, одной из причин катастрофы стала перегрузка самолета, в том числе и топливом. Именно по этой причине взлет был произведен на скорости менее расчетной, так как экипаж был просто не в состоянии разогнать перегруженный самолет до расчетной скорости отрыва. Официальное расследование эту версию так же не подтверждает.

Последствия

Фото вырезки газеты «Красная звезда» от 10 февраля 1981 года.
Сразу после катастрофы информация о происшествии была засекречена. Единственное упоминание о крушении Ту-104 с командованием ТОФ было опубликовано в газете «Красная звезда», официальном печатном органе вооруженных сил СССР:

7 февраля 1981 года при исполнении служебных обязанностей в авиационной катастрофе погибла группа адмиралов, генералов, офицеров, мичманов, прапорщиков, матросов и служащих Тихоокеанского флота. Министерство обороны СССР и Главное политическое управление Советской Армии и Военно-Морского Флота выражают глубокое соболезнование родным и близким погибших товарищей
газета "Красная звезда", выпуск 10 февраля 1981 года.
Авиакатастрофа Ту-104 под Пушкиным стала крупнейшей авиакатастрофой, в которой погибло высшее командование вооруженных сил СССР. Гибель командования ТОФ фактически оставила флот без руководства. Сразу после катастрофы Тихоокеанский флот был приведен в состояние полной боевой готовности, так как первоочередной версией катастрофы был террористический акт, но, в последствии, данная версия не нашла подтверждения. По итогам катастрофы командир 25-й морской ракетной авиационной дивизии, к ведению которой принадлежал Ту-104, полковник А. И. Яковлев был снят с должности. Хотя самолеты Ту-104 не использовались в гражданской авиации с 1979 года, их эксплуатировали в ВВС. После катастрофы под Пушкино Ту-104 перестал эксплуатироваться и в вооруженных силах СССР - все самолеты были списаны.
Практически все погибшие были похоронены в Ленинграде на Серафимовском кладбище. В 1983 году по личному распоряжению главнокомандующего ВМФ СССР С.Г. Горшкова на могиле был воздвигнут мемориал. В 2000 году на памятнике была сделана надпись:

Погибшим при исполнении служебных обязанностей 7.02.1981 года
Начиная с 1991 года, каждый год 7 февраля в Николо-Богоявленском кафедральном морском соборе Санкт-Петербурга служится панихида по погибшим в этой авиакатастрофе. 15 июня 2000 года на территории собора была открыта мемориальная доска с именами погибших.

Вечная память!

09:22 — REGNUM

Ровно 36 лет назад, 7 февраля 1981 года, произошло крушение самолета Ту-104 на военном аэродроме близ города Пушкин под Ленинградом. В результате авиакатастрофы погибли 50 человек, включая 16 адмиралов и генералов, 11 капитанов первого ранга, в том числе командующий Тихоокеанским флотом адмирал Эмиль Спиридонов. Стратегически важный советский флот на Тихом океане был почти полностью обезглавлен.

Масштаб случившейся катастрофы ужасал. Для сравнения: в ходе Второй мировой войны советский флот потерял лишь четырех адмиралов.

Под грифом «секретно»

Последствия этого «черного дня ВМФ» были ощутимы не только для флота, но и для всех Вооруженных сил СССР. При этом доподлинно о катастрофе до сих пор мало что известно — произошедшее сразу же засекретили. Вплоть до того, что официальное извещение о гибели своих мужей вдовы погибших получили лишь в 1997 году.

Ни в прессе, ни по радио о катастрофе не было сделано никаких заявлений. Исключением стал лишь небольшой некролог в газете «Красная звезда». «7 февраля 1981 года при исполнении служебных обязанностей в авиационной катастрофе погибла группа адмиралов, генералов, офицеров, мичманов, прапорщиков, матросов и служащих Тихоокеанского флота. Министерство обороны СССР и Главное политическое управление Советской Армии и Военно-Морского Флота выражают глубокое соболезнование родным и близким погибших товарищей», — напечатали на третьей полосе издания Минобороны СССР.

Мгновенно созданная государственная комиссия перебирала все версии, включая версию теракта, а Тихоокеанский флот был приведен в состояние полной боевой готовности. «А что, если самолет взорван и это начало войны?» — думали тогда многие.

Факты и версии

Сухие же факты таковы. В начале февраля 1981 года в Ленинградской военно-морской академии состоялся ежегодный сбор высшего командного состава всех флотов Советского Союза. Руководство Краснознаменного Тихоокеанского флота, который по результатам недельных сборов был признан лучшим в ВМФ, должно было на самолете вернуться домой во Владивосток.

Как свидетельствуют очевидцы, самолет, еще не оторвавшись от земли, нарушил траекторию движения по взлетно-посадочной полосе. Затем, поднявшись на высоту порядка 45−50 метров, совершил крен на правое крыло и, задев земляной вал, рухнул и взорвался. Взрыв произошел практически моментально, ведь топливные баки были заполнены «под завязку». Все находившиеся в самолете пассажиры и члены экипажа погибли. Одного из пилотов — старшего лейтенанта, механика Зубарева — во время удара о землю выкинуло через носовой фонарь. Но и ему не суждено было выжить — он скончался по дороге в больницу.

Предварительный список погибших, составленный сразу после катастрофы, насчитывал не 50, а 52 человека. Позднее выяснилось, что командующий Камчатской военно-морской флотилией вице-адмирал Геннадий Хватов и начальник штаба Тихоокеанского флота Рудольф Голосов по счастливой случайности вылетели другими рейсами. «Я тоже должен был быть в том самолете, но за час до вылета отпросился у командующего и улетел в Североморск, проведать дочь…» — вспоминал Голосов.

Согласно официальной версии, катастрофа произошла из-за ошибки экипажа, допустившего перегруз самолёта и неправильное размещение пассажиров и груза, в результате чего у самолета сместился центр тяжести — он накренился и перестал быть управляемым. Высказывались и другие версии. Например, сразу после катастрофы очевидцы, наблюдавшие за взлетом, указывали на несимметричный выпуск закрылков. Однако официальное расследование это не подтвердило.

Дефицитные тонны

По свидетельству очевидцев, в самолёт были загружены тяжёлые рулоны бумаги. Пассажиры также везли с учений сотни килограммов совершенно секретных планшетов, карт, схем. Кроме того, в преддверии 23 февраля и 8 марта каждый офицер и адмирал старался вернуться домой не с пустыми руками — за неделю сборов в Ленинграде они, разумеется, отоварились дефицитом: это и бытовая техника, и одежда, и мебельные гарнитуры. Сколько всё это могло весить, трудно себе представить.

Генерал-лейтенант, бывший командующий ВВС и ПВО Балтийского флота Виктор Сокерин подсчитал, что 52 пассажира — это примерно 5200 кг, тогда как максимальная загрузка Ту-104 составляла 9000 кг. На груз оставалось не больше 3800 кг, «в самолет же запихали груза тонн десять, если не больше», пишет он в своей статье о злополучном вылете.

Положение самолета, после отрыва вставшего «крестом», только лишний раз убеждает, что центровка превышала предельно заднюю. «Экипаж при этом бессилен», — уверен опытный летчик.

Сокерин предположил, что, скорее всего, экипаж решился на полет с нарушениями, поскольку попросту не смог возразить высокопоставленному флотскому начальству. «Трудно сказать, что было бы с командиром экипажа Инюшиным, откажись он выполнять полет. Предполагаю, что в лучшем случае все члены экипажа стали бы пенсионерами прямо в самолете», — поделился он своими доводами.

«Адмиралов могло спасти только одно. Если бы они загрузили еще пару рулонов бумаги или пару-тройку мебельных гарнитуров, то самолет бы «сел на хвост» прямо на стоянке», — уверен Виктор Сокерин.

Цвет апельсина

Вице-адмирал Рудольф Голосов в своей книге «Продуть балласт!» позднее описывал катастрофу: «Самолет перевернулся на спину и рухнул с высоты около 50 метров, сразу превратившись в пылающий костер. Пленка самописца зафиксировала надрывно удивленный крик штурмана: «Куда, куда, куда!?» и истошный вопль диспетчера командного пункта: «Крен равняйте, крен! Удар, конец!»

По словам Голосова, следом за тихоокеанцами с военного аэродрома в Пушкине должны были вылетать балтийцы. Вскочив в машины, офицеры бросились к месту падения самолета, километрах в полутора от края взлетной полосы. Но жар полыхавшего керосина долго не подпускал их — полная заправка, 30 с лишним тонн, горела дольше часа. «Оранжевое пламя с траурной каймой черного дыма пожирало останки людей. Живыми оставались только апельсины, раскатившиеся от места пожарища, оранжевые, как осколки пламени», — передавал рассказ очевидцев Рудольф Голосов.

Корреспондент ИА REGNUM натолкнулся в сети на воспоминания одного из свидетелей трагедии, который, по его словам, в то время служил заместителем командира учебного взвода в воинской части в Пушкине. «Как сейчас помню, была суббота. Завтра у меня увольнение в город, и вдруг по тревоге строят часть на плацу. Время не помню, вторая половина дня, но было светло. Выходит наш командир роты и сообщает, что на аэродроме горит самолет. Построили часть и бегом погнали к аэродрому. Это минимум 3 км… На КПП пропустили без вопросов… Нас построили, и комендант гарнизона, держа в руке флотскую кобуру (на ремнях), приказал построиться цепью и обойти по периметру место падения самолета, при этом собирая все документы, что попадутся на пути. Внутрь не лезть… Видел, как солдаты роты охраны аэродрома сносили на носилках тела погибших. Построились цепью и пошли по периметру. По кустам, снегу, и т.д. Лично я ничего не обнаружил. Был на месте падения. Видел вывернутое наизнанку тело погибшего, видел кусок фюзеляжа в 2−3 метрах, видел погибших», — так этот человек, пожелавший остаться неизвестным, около года назад описал события того страшного дня.

«Виноватым» в случившемся тогда назначили командира авиационной дивизии, базирующейся на Дальнем Востоке, полковника Яковлева. В момент трагедии он находился за десятки тысяч километров, но самолет Ту-104 входил в отряд управления этой дивизии — этого оказалось достаточно, чтобы снять полковника с должности.

Сценарий для Ту-154

Добавим, что многие авиационные эксперты увидели аналогию той давней катастрофы Ту-104 с недавним крушением самолета Минобороны РФ Ту-154 над Черным морем, на борту которого находились 8 членов экипажа и 84 пассажира, включая основной состав (64 артиста) Ансамбля песни и пляски имени Александрова.

Обе катастрофы произошли на взлете, на загруженных бортах, резко потерявших подъемную силу. И в 1981 году, и в 2016-м разбились устаревшие самолеты, которые к тому времени уже не использовались на «гражданке». Версия теракта также не подтвердилась — в обоих случаях эксперты сослались на «ошибки экипажа». По словам одного из очевидцев, Ту-154 также падал в море с неестественно высоко задранным носом, что говорило о смещении центра тяжести, приведшем, как и в случае с Ту-104, к крушению.

В памяти поколений

Авиакатастрофа Ту-104 унесла жизни десятков опытнейших офицеров, фактически изменив судьбу флота. В вечный поход ушли мужья, отцы, дети. Добрую память о них продолжают бережно хранить их родные и близкие. На страницах любой желающий может узнать о жизни погибших в тот день военных моряков.

«Почти со всеми из погибших товарищей по оружию я был лично знаком. Со многими служил бок о бок на Северном флоте. А с некоторыми хаживал и в океанские походы. Так, вместе с Феликсом Митрофановым <…> на борту К-16 прошел в Атлантику, выполняя задачу в окрестностях знаменитой банки Роколл. Вася Постников служил замполитом на К-42 в тот период, когда мы всплывали в «тринадцатой полынье» и пешком добирались в лагерь полярников дрейфующей станции «Северный полюс-16». Джемс Чулков не раз вывозил меня на своих кораблях в Баренцево море для руководства ракетными и торпедными стрельбами атомоходов», — описал адмирал Аркадий Михайловский свою дружбу с погибшими в 1981 году боевыми товарищами.

Больше других, как писал Михайловский, его жизненный путь пересекался непосредственно с командующим Тихоокеанским флотом Эмилем Спиридоновым. «Мы вместе в один год окончили училище имени Фрунзе. Потом служили на подводных лодках. Эмиль на Северном, а я на Тихоокеанском флоте. Затем снова встретились, но уже в Западной Лице, где Спиридонов командовал дивизией. Оттуда он и был направлен на Камчатку, чтобы сформировать там атомную подводную флотилию. Эмиль оказался первым из нашего выпуска, кому доверили командовать флотом и удостоили высокого звания адмирала. Эмиль Спиридонов был яркой личностью, своеобразие которой раскрылось именно на Тихом океане», — поделился воспоминаниями его сослуживец.

Большинство погибших были похоронены 12 февраля 1981 года в Ленинграде на Серафимовском кладбище. Увековечена память погибших была и в камне. В 1983 году на могиле был воздвигнут мемориал, в 2000 году на памятнике была сделана надпись «…Погибшим при исполнении служебных обязанностей 7.02.1981 года…». Начиная с 1991 года ежегодно 7 февраля в Николо-Богоявленском кафедральном морском соборе Петербурга служится панихида по погибшим морякам. 15 июня 2000 года в храме была открыта мемориальная доска с их именами.

Памятник командованию Тихоокеанского флота, погибшему в авиакатастрофе под Ленинградом, открыли сегодня, 7 февраля 2017 года, во Владивостоке. Мраморный монумент установили у 33-го причала. Открывал памятник и выступил на митинге нынешний командующий Тихоокеанским флотом России адмирал Сергей Авакянц.

В начале февраля 1981 года в Военно-морской академии в Ленинграде состоялся оперативно-мобилизационный сбор руководящего состава всех флотов ВМФ. Высшее руководство флотов принимало участие в командно-штабных учениях без привлечения реальных сил.

30 января 1981 года на военном аэродроме в городе Пушкин (Ленинградская область) приземлился самолет Ту-104 отряда управления 593-го отдельного транспортного авиационного полка 25-й морской ракетной авиационной дивизии ВВС ТОФ СССР (место дислокации — аэродром "Кневичи", Владивосток), на котором на учения прибыл весь высший командный состав ТОФ. Учения проходили в течение недели, по итогам которой действия командования ТОФ были признаны лучшими. На следующий день высшее командование флотов ВМФ СССР, участвовавшее в учениях, должно было отбыть обратно, к местам дислокации флотов.

В 16.00 часов 7 февраля 1981 года командир Ту-104 ТОФ СССР Инюшин А.И. подтвердил готовность начать взлет и совершить беспосадочный перелет до Владивостока, в связи с чем самолет был заправлен топливом максимально полно. При выполнении взлета Ту-104 произвел отрыв от взлетно-посадочной полосы с большим углом атаки. Достигнув высоты в 50 метров, самолет стал крениться на правое крыло и спустя несколько секунд ушел в сваливание, ударился о землю и взорвался.

Практически все, находившиеся на самолете, погибли в момент взрыва. Старшего лейтенанта техника Зубарева выкинуло через носовой фонарь во время удара самолета о землю, но по дороге в больницу он скончался от полученных травм.

Предварительный список погибших, составленный сразу после катастрофы, насчитывал не 50, а 52 человека. В последствие выяснилось, что вице-адмирал Г.А. Хватов, командующий Камчатской военно-морской флотилией, и Р.А. Голосов, начальник штаба ТОФ, вылетели другими рейсами, тем самым чудом избежали гибели.

По официальной версии, при размещении груза и пассажиров в салоне, а также при расчете предельно допустимого веса груза, экипаж допустил ошибки, что повлекло к смещению центровки до запредельно задней, что, в свою очередь, привело к выходу самолета на закритический угол атаки сразу после отрыва, потере устойчивости и невозможности управления самолетом. Также одним из факторов, повлиявшим на произошедшее, было выполнение отрыва самолета на скорости, меньше расчетной на 25 км/ч, в результате чего перегруженный самолет не смог обеспечить необходимую подъемную силу.

По некоторым версиям, одной из причин катастрофы стала перегрузка самолета, в том числе и топливом. Именно по этой причине взлет был произведен на скорости менее расчетной, так как экипаж был просто не в состоянии разогнать перегруженный самолет до расчетной скорости отрыва. Официальное расследование эту версию так же не подтверждает.

Сразу после катастрофы информация о происшествии была засекречена. Единственное упоминание о крушении Ту-104 с командованием ТОФ было опубликовано в газете "Красная звезда", официальном печатном органе вооруженных сил СССР:

"7 февраля 1981 года при исполнении служебных обязанностей в авиационной катастрофе погибла группа адмиралов, генералов, офицеров, мичманов, прапорщиков, матросов и служащих Тихоокеанского флота. Министерство обороны СССР и Главное политическое управление Советской Армии и Военно-Морского Флота выражают глубокое соболезнование родным и близким погибших товарищей".

Авиакатастрофа Ту-104 под Пушкиным стала крупнейшей авиакатастрофой, в которой погибло высшее командование вооруженных сил СССР. Гибель командования ТОФ фактически оставила флот без руководства. Сразу после катастрофы Тихоокеанский флот был приведен в состояние полной боевой готовности, так как первоочередной версией катастрофы был террористический акт, но, в последствии, данная версия не нашла подтверждения. По итогам катастрофы командир 25-й морской ракетной авиационной дивизии, к ведению которой принадлежал Ту-104, полковник А. И. Яковлев был снят с должности. Хотя самолеты Ту-104 не использовались в гражданской авиации с 1979 года, их эксплуатировали в ВВС. После катастрофы под Пушкино Ту-104 перестал эксплуатироваться и в вооруженных силах СССР — все самолеты были списаны.

Практически все погибшие были похоронены в Ленинграде на Серафимовском кладбище. В 1983 году по личному распоряжению главнокомандующего ВМФ СССР С.Г. Горшкова на могиле был воздвигнут мемориал. В 2000 году на памятнике была сделана надпись:

"Погибшим при исполнении служебных обязанностей 7.02.1981 года".

Начиная с 1991 года, каждый год 7 февраля в Николо-Богоявленском кафедральном морском соборе Санкт-Петербурга служится панихида по погибшим в этой авиакатастрофе. 15 июня 2000 года на территории собора была открыта мемориальная доска с именами погибших.

В 2017 году памятник погибшим военнослужащим открыли во Владивостоке на Корабельной набережной. Он представляет собой мраморную стелу, увековеченную парусником. Мемориал находится у 33 причала на территории ТОФ.

Список погибших

Инюшин Анатолий Иванович. Командир отряда управления авиационной дивизии ВВС ТОФ, подполковник авиации.
Послыхалин Владимир Александрович. Помощник командира корабля — правый лётчик ВВС ТОФ, старший лейтенант.
Субботин Виталий Алексеевич. Штурман авиационного отряда ВВС ТОФ, майор.
Рупасов Михаил Николаевич. Начальник технико-эксплуатационной части отряда авиационного полка ВВС ТОФ, капитан.
Барсов Анатолий Владимирович. Техник группы обслуживания РТО ВВС ТОФ, старший лейтенант.
Вахтеев Анатолий Иванович. Командир огневых установок авиаполка ВВС ТОФ, прапорщик.

Пассажиры

Спиридонов Эмиль Николаевич. Командующий Тихоокеанским флотом, адмирал.
Белашев Виктор Григорьевич. Командующий 4-й флотилией подводных лодок ТОФ, вице-адмирал.
Павлов Георгий Васильевич. Командующий ВВС ТОФ, генерал-лейтенант авиации.
Сабанеев Владимир Дмитриевич. Член Военного совета — начальник политического управления ТОФ, вице-адмирал.
Тихонов Василий Федорович. Командующий Приморской флотилией разнородных сил ТОФ, вице-адмирал.
Данилко Степан Георгиевич. Начальник штаба — первый заместитель командующего ВВС ТОФ, генерал-майор авиации.
Коновалов Владимир Харитонович. Начальник 3 управления ВМФ войск Дальнего Востока, контр-адмирал.
Корбан Владимир Яковлевич. Заместитель командующего по боевой подготовке — начальник управления боевой подготовки ТОФ, контр-адмирал.
Леонов Геннадий Федорович. Начальник разведки ТОФ, контр-адмирал.
Махлай Виктор Петрович. Командир эскадры подводных лодок ТОФ, контр-адмирал.
Митрофанов Феликс Александрович. Начальник оперативного управления — заместитель начальника штаба ТОФ, контр-адмирал.
Николаев Виктор Антонович. Член Военного совета — начальник политотдела Сахалинской флотилии ТОФ, контр-адмирал.
Пирожков Рэмир Иванович. Начальник штаба — заместитель командующего 4-й флотилии подводных лодок ТОФ, контр-адмирал.
Постников Василий Сергеевич. Член Военного совета — начальник политотдела Приморской флотилии разнородных сил ТОФ, контр-адмирал.
Рыков Владимир Васильевич. Член Военного совета — начальник политотдела ВВС ТОФ, генерал-майор авиации.
Чулков Джемс Константинович. Командир 10-й ОПЭСК ТОФ, контр-адмирал.
Асеев Владислав Петрович. Капитан 1 ранга.
Бережной Виктор Карпович. Начальник политотдела 10-й ОПЭСК ТОФ, капитан 1 ранга.
Волк Саул Григорьевич. Начальник отдела оперативного управления штаба ТОФ, капитан 1 ранга.
Граф Евгений Григорьевич. Заместитель начальника отдела оперативного управления штаба ТОФ, капитан 1 ранга.
Лобачев Юрий Григорьевич. Заместитель начальника отдела штаба тыла ТОФ, капитан 1 ранга.
Морозов Владислав Игнатьевич. Начальник отдела противолодочных сил штаба ТОФ, капитан 1 ранга.
Пивоев Владимир Ильич. Член Военного Совета — начальник политотдела 4-й флотилии подводных лодок ТОФ, капитан 1 ранга.
Погосов Борис Погосович. Начальник информационного центра разведки ТОФ, капитан 1ранга.
Прокопчик Анатолий Васильевич. Начальник штаба — первый заместитель командующего Приморской флотилии разнородных сил ТОФ, капитан 1 ранга.
Туробов Юрий Николаевич. Начальник штаба — заместитель командира 8-й ОПЭСК ВМФ, капитан 1 ранга.
Цыганков Владимир Дмитриевич. Старший офицер отдела оперативного управления штаба ТОФ, капитан 1 ранга.
Чеканский Казимир Владиславович. Начальник стоматологического отделения Военно-морского госпиталя — главный стоматолог ТОФ, полковник медицинской службы.
Делибатаньян Артур Арович. Заместитель главного штурмана ВВС ТОФ, подполковник авиации.
Подгаецкий Георгий Васильевич. Старший офицер отдела ПВО штаба ТОФ, капитан 2 ранга.
Сорокатюк Владимир Дмитриевич. Начальник оперативного отдела — заместитель начальника штаба ВВС ТОФ, подполковник.
Бабкин Анатолий Иванович. Старший офицер штаба тыла ТОФ, капитан 3 ранга.
Науменко Сергей Иванович. Военный лётчик-истребитель из Новосибирска, капитан.
Акентьев Александр Николаевич. Военный лётчик-истребитель из Новосибирска, старший лейтенант.
Зубарев Валентин Иосифович. Старший техник группы регламентных работ и ремонта радиотехнической аппаратуры 570 авиаполка 143 мрад ВВС ТОФ из Советской Гавани, старший лейтенант.
Шевченко Геннадий Геннадьевич. Адъютант командующего ТОФ, старший лейтенант.
Амельченко Борис Иванович. Порученец члена Военного совета — начальника политуправления ТОФ, мичман.
Дворский Виктор Степанович. Чертёжник штаба ТОФ, старший матрос.
Ломакина Тамара Васильевна. Жена первого секретаря Приморского крайкома КПСС Ломакина В. П.
Спиридонова Валентина Павловна. Жена командующего ТОФ адмирала Спиридонова Э. Н.
Левкович Анна А. Машинистка оперативного управления штаба ТОФ.
Морева Елена Александровна. Дочь начальника связи ТОФ А. Морева.
Макаренко Б. Н. Сын начальника снабжения Приморского крайисполкома Н. Макаренко.
Макаренко Е. Н. Жена Макаренко Б. Н.

В начале февраля 1981 года произошла, наверное, самая ужасная авиакатастрофа в СССР. На военном аэродроме Пушкино, что под Ленинградом 7 февраля при взлете разбился самолет командующего Тихоокеанским флотом Ту-104. В одночасье один из самых крупных флотов Советского Союза остался почти без всего высшего командования.

Кроме командующего КТОФ адмирала Эмиля Спиридонова погибло 52 человека, это почти все его заместители, половина личного состава штаба, командование флотской авиации, флотилий, бригад и эскадр, а также супруга командующего и жена Первого секретаря Приморского крайкома партии Ломакина. В числе погибших было 16 адмиралов и генералов.

Остались в живых лишь начальник штаба КТОФ адмирал Рудольф Голосов, который улетел на самолете Северного флота в Североморск, чтобы навестить своих родственников, да командование Камчатской флотилии во главе с адмиралом Хватовым, которое улетело обычным рейсом Аэрофлота.

Несмотря на то, что информация о катастрофе была сразу же засекречена, ни телевидение, ни газеты о ней не сообщали, лишь спустя три дня о ней сообщили только в ведомственной газете «Красная звезда», но сарафанное радио во Владивостоке довольно быстро разнесло эту страшную весть.

Владивосток жил в тревоге и в трауре.

Практически сразу весь Тихоокеанский флот был переведен в состояние полной боевой готовности, а пограничников перевели на службу по охране границ по усиленному варианту. Как раз тогда у границ Советского Союза сразу же активизировались авиация и флот США. В то время людей на самом деле не покидали тревожные ощущения. Шутка ли, весь флот был одномоментно обезглавлен.

Самой первой версией катастрофы был теракт, но ее быстро отмели.

Командование флотом в тот роковой день возвращалось из Ленинграда, где проходило оперативно-мобилизационный сбор руководящего состава всех флотов ВМФ и командно-штабные учения. Возглавлял это мероприятие главком ВМФ адмирал Флота Советского Союза С.Г. Горшков. Именно на них Тихоокеанский флот по результатам сборов был назван лучшим.

Как это часто бывало в то время тотального дефицита, командование флотом везло во Владивосток из Ленинграда дефицитные товары - ковры, мебель, хрусталь, одежду, бытовую технику и продукты. В результате самолет был существенно перегруженным, а экипаж самолета не проконтролировал расположение груза внутри фюзеляжа самолета. В итоге центровка общей массы оказалась ближе к хвосту самолета. Это ухудшило аэродинамику самолета, и при взлете самолет упал, а тридцать тонн пылающего керосина из баков хлынули в салон самолета. Шансов ни у кого не было.

Все погибшие были похоронены на Серафимовском кладбище Ленинграда, для родственников был специально зафрактован самолет из Владивостока. Только останки генерал-лейтенанта авиации Павлова жена увезла в Киев, и супругов Макаренко похоронили во Владивостоке.

После этой катастрофы самолеты Ту-104 перестали эксплуатироваться в вооруженных силах СССР, и все они были списаны, а руководствам флотов и округов запретили летать на самолетах коллективно штабами.

Истинные причины этой трагедии до сих пор не рассекречены, и это немудрено. Во первых, тот резонанс до сих пор имеет место быть в войсках. Ведь сразу погибло столько высших офицеров! Во вторых, для сравнения - за всю Великую Отечественную войну в боях погибло всего четыре адмирала, еще один покончил с собой во время блокады Ленинграда.

Да и Командующий КТОФ тогда вез с собой секретнейшие документы, морские карты и прочую документацию, которые даже сейчас имеют гриф секретности.

Гораздо позднее на кладбище появился памятный мемориал. Раньше на нем было выбито: «Военным морякам тихоокеанцам». Затем добавили: «Погибшим при исполнении служебных обязанностей 7.02.1981 года».