Быков Василь Владимирович (Василь Быков) (1924-2003), белорусский прозаик. Родился 19 июня 1924 в д.Череновщина Витебской обл. (Белоруссия) в крестьянской семье. По окончании сельской школы поступил в Витебское художественное училище. Учеба была прервана Великой Отечественной войной. В 1941 Быков ушел добровольцем на фронт, прошел всю войну и закончил ее в Австрии. По окончании войны еще 10 лет оставался кадровым офицером.

Война оказала решающее влияние на формирование личности Быкова и стала центральной темой его творчества. Первые рассказы, написанные на белорусском языке на военную темуСмерть человека и Обозник, прозаик опубликовал в 1955. Действие повести Журавлиный крик (1961) также происходит на фронте. Известность Быкову принесла повесть Третья ракета (1962), переведенная на русский язык. После нее Быков сам переводит свои произведения на русский язык либо авторизует переводы. Некоторые произведения Быкова, наиболее очевидно разрушающие идеологические стереотипы, сначала издавались на русском языке и лишь после этого публиковались на белорусском.

Благословенная страна Болгария с ее замечательным по своей доброте народом впервые явилась в мою судьбу в предпоследний год Великой войны, и в ту драматическую пору для солдатского сердца не было милее уголка в Европе. В памятный сентябрь сорок четвертого мы навеки разломали хлеб самой искренней дружбы и увидели, какую бездну добра вмещает в себе благородное сердце болгарина. Конечно, нетрудно догадаться, откуда эта щедрость на дружбу - она в драматизме исторического прошлого народа, и в этом смысле мы не можем не заметить поразительную общность исторических судеб болгар и белорусов. Все тяжелейшие испытания, выпавшие на долю болгарского народа, близки и понятны белорусам, тоже полной чашей испившим на своем веку и многовековой гнет, и национальное истребление, и нравственное и духовное закрепощение. Надо ли говорить, как это объединяет и сплачивает.
(Цитата из произведения "Болгария - Белоруссия", 1981)

Быков Василь Владимирович

Критики отнесли произведения Быкова к так называемой «лейтенантской прозе», представленной в русской литературе творчеством Ю.Бондарева и К.Воробьева. Шквал официальной критики вызвала повесть Мертвым не больно (1966), в которой «мясорубка войны» была показана с присущим Быкову беспощадным реализмом. Излюбленным жанром Быкова стала повесть. В центре каждой из них оказывалась нравственная проблема, которую писатель «растворял» в напряженном военном эпизоде - как правило, не слишком протяженном во времени. Он не раз говорил и писал о том, что его интересуют те ситуации, которые дают возможность наиболее полного раскрытия характеров, позволяют сделать зримой человеческую сущность в момент ее наиболее яркого проявления. Чаще всего духовные взлеты героев заканчивались смертью. Так, герой повести Альпийская баллада (1964), русский военнопленный Иван, погибал, спасая итальянку Джулию, с которой судьба свела его на несколько дней, чтобы после ада концлагеря испытать короткое счастье любви. Альпийская баллада - одно из первых произведений советской литературы, в котором плен был показан не как вина, а как трагедия героя.

Действие многих повестей Быкова связано с жизнью людей во время фашистской оккупации - в партизанских отрядах и белорусских деревнях. Центральной для этих произведений становилась тема предательства. Главный герой повести Сотников (1970) способен сохранить в себе человечность и верность долгу, в его спутнике Рыбаке страх смерти оказывается сильнее и он становился предателем. Сотникова казнили фашисты, Рыбак сохранял собственную жизнь ценой чужих жизней, и это обрекало его на вечную нравственную муку. На добровольную гибель шел и герой другой повести - Обелиск (1972): школьный учитель жертвовал собой, спасая своих учеников. Повествование ведется от лица одного из выживших подростков, и читателю предоставляется возможность самому делать выводы о мотивах поступков учителя.

За повести Обелиск и Дожить до рассвета (1974) Быкову была присвоена Государственная премия СССР. Живя в Бресте и Минске, народный писатель Белоруссии Быков печатался в журнале «Новый мир» и в 1970-1980-е годы входил в руководящие органы Союза писателей СССР. Большинство критиков считает его творчество неотъемлемой частью русской литературы.

Повесть Пойти и не вернуться (1978), действие которой происходит в 1942 в оккупированной Белоруссии, была инсценирована автором и с успехом шла в театрах Белоруссии и России.

В годы перестройки Быков стал одним из первых писателей, показавших трагедию деревни в 1930-е годы, когда сталинское правление привело крестьян к фактическому состоянию крепостных и довело их до нищеты. Такова судьба главных героев повести Знак беды(1986), белорусских хуторян Петрока и Степаниды. Несмотря на все унижения, они отказываются служить фашистам, которые не считают их людьми. В повести воплощается важнейшая идея творчества Быкова: человеческое достоинство дороже, чем жизнь. В ней появляется и новая для писателя мысль - что страдания народа во время войны не случайны и, несмотря на ужас происходящего, даже закономерны. Петрок и Степанида жили на хуторе, отнятом у старого помещика. Оставшись без крова, помещик покончил с собой, и Степанида восприняла его самоубийство как знак грядущей беды. В финале повести Степанида сжигает себя, чтобы не попасть в руки полицаев, а спрятанная ею неразорвавшаяся бомба остается в земле как знак новой беды, ждущей своего часа. За повесть Знак беды Быков был удостоен Ленинской премии.

Судьба простого крестьянина Хведора Ровбы, раздавленного тоталитарным режимом, стала темой повести Облава (1990). Военная тема остается центральной в творчестве Быкова. В повести Карьер (1986) речь идет о человеке, по невольной вине которого погибла женщина; в финале повести через неизбывность этой вины герой приходит к вере в Бога. Право человека решать, жить другим людям или умирать, является центральной темой повести В тумане (1987).

Многие факторы человеческой сущности вместе с войной ушли в прошлое. Так, например, проблема героизма во время войны является решающей, главной. Смелость, отвага, презрение к смерти - вот те основные качества, которыми определяется достоинство воина. Но в мирное время мы не ходим в разведку, презрение к смерти от нас не требуется и отвага нам необходима лишь в чрезвычайных ситуациях. Однако то, что в войну стояло за героизмом, питало его, было его почвой, - разве это утратило свою силу? Да, мы не ходим сегодня в разведку, но это обстоятельство не мешает нам и теперь ценить в товарище честность, преданность в дружбе, мужество, чувство ответственности. И теперь нам нужны принципиальность, верность идеалам, самоотверженность, - это и сейчас определяет нашу нравственность, как в годы войны питало героизм.
(Цитата из диалога В.Быкова - Л.Лазарева «Великая академия - жизнь», 1975)

Быков Василь Владимирович

В конце 1990-х годов Быков вынужден был уехать из Белоруссии в Европу - сначала в Финляндию, затем в Германию. В рассказе Пасхальное яичко (2000), написанном, по оценкам критиков, в лесковских традициях, действие происходит в послевоенной белорусской деревне. Таким образом, временные рамки быковского повествования расширяются. Однако важнейшие мысли и идеи - в частности, мысль о вине и наказании - остаются прежними. Грех председателя-коммуниста, в Пасху заставившего односельчан возить навоз, отдается в рассказе страшной Божьей карой невинным людям.

Василь Владимирович Быков 19 июня 1924 родился в деревне Бычки Ушачского района Витебской области белорусский писатель и общественный деятель участник Великой Отечественной войны капитан. Начиная с повести Дожить до рассвета 1972 Быков сам переводит свои произведения на русский язык но гораздо важнее то что они стали органической и очень существенной частью и русской литературы русского литературного процесса.


Поделитесь работой в социальных сетях

Если эта работа Вам не подошла внизу страницы есть список похожих работ. Так же Вы можете воспользоваться кнопкой поиск


Введение…………………………………………………………………………...3

1. Биография В.В. Быкова………………………………………………………..4

2. Творчество В.В. Быкова………………………………………………………..5

3. Публикации в собраниях сочинений………………………………………….9

Заключение……………………………………………………………………….10

Список использованных источников…………………………………………..13

Введение

Василь Владимирович Быков (19 июня 1924) родился в деревне Бычки Ушачского района Витебской области — белорусский писатель и общественный деятель, участник Великой Отечественной войны, капитан.

Большинство произведений — повести, действие которых происходит во время Великой Отечественной войны и в которых показан нравственный выбор человека в наиболее драматичные моменты жизни.Мир не должен забывать ужасы войны, разлуку, страдания и смерть миллионов. Это было бы преступление перед павшими, преступление перед будущим, мы должны помнить о войне, о героизме и мужестве, прошедших ее дорогами, бороться за мир - обязанность всех живущих на Земле, поэтому одной из важнейших тем нашей литературы является тема подвига советского народа в Великой Отечественной войне.

Эта тема сложна, многообразна, неисчерпаема. Задачи современных литераторов, пишущих о войне - огромны. Им необходимо показать значимость борьбы и победы, истоки героизма советских людей, их нравственную силу, идейную убежденность, преданность Родине; показать трудности борьбы с фашизмом; донести до современников чувства и мысли героев военных лет, дать глубокий анализ в один из самых критических периодов в жизни страны и их собственной жизни.

Своеобразно разрабатывает тему войны белорусский писатель В.Быков, его произведения отличает нравственно-психологическая проблематика. Бескомпромиссность нравственных требований. Основой его сюжетов является ситуация нравственного выбора. Писатель дает художественное исследование моральных основ человеческого поведения в их социальной и идеологической обусловленности.

Начиная с повести «Дожить до рассвета» (1972) Быков сам переводит свои произведения на русский язык, но гораздо важнее то, что они стали органической и очень существенной частью и русской литературы, русского литературного процесса. Быковские притчеобразные, носящие нравственно-философский характер повести знаменовали в литературе новый этап художественного осмысления трагических событий войны.
После «Круглянского моста» почти все, что писал Быков: повести «Сотников» (1970), «Обелиск» (1972; за эту повесть и повесть «Дожить до рассвета», 1972, Быков был удостоен Государственной премии СССР, 1973), «Волчья стая» (1974), «Пойти и не вернуться» (1978), «Знак беды» (1983; Ленинская премия, 1986), «Карьер» (1985), «В тумане» (1988), «Стужа» (1993) — посвящено партизанской войне в Белоруссии. 1 Сам он объяснял это тем, что проблема выбора, к которой приковано его внимание, в партизанской войне стояла острее и беспощаднее, мотивированность человеческих поступков была усложненнее, судьба людей трагичнее, чем в регулярной армии, вообще трагическое проявилось здесь во всю свою страшную силу. Господствующими в русской литературе о войне с фашистской Германией были толстовские традиции, опирается на них и Быков, но не менее существенно для его творчества обращение к опыту Достоевского, прежде всего это проявляется в постановке главных вопросов человеческого бытия.

  1. Биография В.В. Быкова

Василий Владимирович Быков родился 19 июня 1924 года в деревне Бычки Ушачского района Витебской области в крестьянской семье. С детства увлекался рисованием. Окончил 8 классов школы в деревне Кубличи, затем учился на скульптурном отделении Витебского художественного училища (1939—1940), которое оставил из-за отмены стипендий, и в школе ФЗО (до мая 1941 года). В июне 1941 года экстерном сдал экзамены за 10 класс.

Война застала его на Украине, где он участвовал в оборонных работах. Во время отступления, в Белгороде, отстал от своей колонны и был арестован и чуть не расстрелян как немецкий шпион. 2 Воевал в составе армейского инженерного батальона. Зимой 1941—1942 годов жил на ст. Салтыковка и в городе Аткарске Саратовской области, учился в железнодорожной школе.

Призван в армию летом 1942 года, окончил Саратовское пехотное училище. Осенью 1943 года присвоено звание младшего лейтенанта. Участвовал в боях за Кривой Рог, Александрию, Знаменку. Во время Кировоградской операции ранен в ногу и живот (по ошибке был записан как погибший); события после ранения послужили основой повести «Мёртвым не больно». В начале 1944 года три месяца находился в госпитале. Затем участвовал в Ясско-Кишинёвской операции, освобождении Румынии. С действующей армией прошёл по Болгарии, Венгрии, Югославии, Австрии; старший лейтенант, командир взвода полковой, затем армейской артиллерии.

  1. Творчество В.В. Быкова

Возвратившись после демобилизации в Гродно (затем он переехал в Минск), Быков отдается литературному творчеству. Одна за другой публикуются его повести: «Журавлиный крик» (1959), «Фронтовая страница» (1960), «Третья ракета» (1961). Последняя после перевода на русский язык поставила автора в первый ряд писателей фронтового поколения (тех, кто были на войне солдатами и офицерами переднего края) или, как писали тогда, «лейтенантской литературы», ставшей заметным явлением духовной жизни 1960-х годов, встреченной в штыки официальной критикой за «окопную правду», «дегероизацию», «абстрактный гуманизм». Такого рода нападки в полной мере пришлось испытать Быкову - ему доставалось еще и за то, что большинство своих вещей он печатал в «Новом мире» А. Т. Твардовского, журнале, который был главным и постоянным объектом сокрушительных атак охранителей идеологической стерильности и ярых противников правды в литературе. «Работа с Твардовским была для меня незабываемой школой литературы..., - вспоминал писатель. - Мы постигали высоту его идеалов, освобождаясь от остатков провинциального верхоглядства, учились не бояться несправедливой жестокости критических приговоров». Особенно жестоким нападкам подверглись повести Быкова «Мертвым не больно» (1966), «Атака с ходу» (1968) и «Круглянский мост» (1969) - по команде сверху в самых авторитетных органах печати были напечатаны разгромные с политическими обвинениями статьи, заушательские коллективные письма. В результате книжное издание повести «Круглянский мост» появилось после журнальной публикации через 11 лет, «Атаки с ходу» - через 18, «Мертвым не больно» - только через 23 года.

Начиная с повести «Дожить до рассвета» (1972) Быков сам переводит свои произведения на русский язык, но гораздо важнее то, что они стали органической и очень существенной частью и русской литературы, русского литературного процесса. Быковские притчеобразные, носящие нравственно-философский характер повести знаменовали в литературе новый этап художественного осмысления трагических событий войны.

После «Круглянского моста» почти все, что писал Быков: повести «Сотников» (1970), «Обелиск» (1972; за эту повесть и повесть «Дожить до рассвета», 1972, Быков был удостоен Государственной премии СССР, 1973), «Волчья стая» (1974), «Пойти и не вернуться» (1978), «Знак беды» (1983; Ленинская премия, 1986), «Карьер» (1985), «В тумане» (1988), «Стужа» (1993) - посвящено партизанской войне в Белоруссии. Сам он объяснял это тем, что проблема выбора, к которой приковано его внимание, в партизанской войне стояла острее и беспощаднее, мотивированность человеческих поступков была усложнена, судьба людей трагичнее, чем в регулярной армии, вообще трагическое проявилось здесь во всю свою страшную силу. Господствующими в русской литературе о войне с фашистской Германией были толстовские традиции, опирается на них и Быков, но не менее существенно для его творчества обращение к опыту Достоевского, прежде всего это проявляется в постановке главных вопросов человеческого бытия.

Проза В. Быкова многогранна и разнообразна по жанрам. Очерки и публицистика, рассказы и повести, прозы - все говорит о ключевых моментах Великой Отечественной войны, в которых проявились мужество нашего народа, жизнестойкость государства. 3

Общая тенденция нашей военной прозы к более широкому и более объективному изображению Великой Отечественной войны сказалась и на творчестве писателей «второй волны», многие из которых пришли к мысли о том, что сегодня писать о войне с позиции взводного или ротного командира уже не достаточно, что надо охватывать более широкую панораму событий.

Дистанция времени, помогая писателям-фронтовикам увидеть картину войны гораздо яснее и в большем объеме, когда появились первые их произведения, была одной из причин, обусловивших эволюцию их творческого подхода к военной теме.

Прозаики, с одной стороны, использовали свой военный опыт, а с другой - опыт художественный, позволивший им успешно реализовать свои творческие замыслы.

Тема Великой Отечественной войны занимает важное место в творчестве Василя Быкова. Честь, совесть, человеческое достоинство, верность своему долгу - именно эти проблемы затрагиваются писателем. Но все-таки главной темой творчества Быкова остается, безусловно, тема героизма. Причем писателя интересует не столько его внешнее проявление, сколько то, каким путем человек приходит к подвигу, к самопожертвованию, почему, во имя чего совершает героический поступок.

Характерной особенностью военных повестей Быкова является то, что в центре изображения оказывается человек в экстремальной ситуации, и положение таково, что герой должен немедленно сделать выбор: героическая смерть или позорная жизнь предателя. И к такому приему автор прибегает не случайно, ведь в обычной обстановке не может полностью раскрыться характер человека. В этом отношении не составляет исключения и повесть «Сотников».

Произведения В. Быкова о Великой Отечественной войне раскрывают нам весь ужас этого грозного и трагического события, заставляют понять, какой ценой была завоевана победа. Они учат добру, человечности, справедливости.

В 1974 году Василь Быков был награжден Государственной премией СССР (за повесть «Дожить до рассвета», 1973), в 1980 году получил звание Народного писателя Беларуси, в 1986 году – был награжден Ленинской премией за повесть «Знак беды».

С приходом к власти в Белоруссии А.Г.Лукашенко Быков, выступивший с резкой критикой установившегося в стране режима, подвергся преследованиям властей, повторяющим направленную против него в 1960-е годы кампанию: его перестали издавать, шельмовали в средствах массовой информации.

Середина 90-х как будто вернула писателя в советские времена. Широкая травля в государственной прессе, запрещение, цензура на выход его новых произведений, ухудшение на этой почве здоровья вынудили Быкова покинуть Родину. Несколько лет он жил за границей.

Он вынужден был в 1998 уехать из Минска, по приглашению пен-клуба Финляндии прожил полтора года в Хельсинки и плодотворно работал, в 2000 переехал в Германию. В «эмиграции» написал несколько военных рассказов и притч, повесть «Волчья яма», посвященную последствиям, как всегда у Быкова прежде всего нравственным, чернобыльской катастрофы. В 1998 закончил повесть «Стена». Многие повести Быкова экранизированы. Наибольшая удача - фильм «Восхождение» (1977, режиссер Л. Е. Шепитько) по повести «Сотников».

  1. Публикации в собраниях сочинений

Первые рассказы Быкова, появившиеся в сборниках сочинений, были не о войне, а о послевоенной жизни сельской молодежи: «Счастье», «Ночью», «Фруза».

Впервые произведения Василия Быкова были опубликованы в 1947 году, однако, творческая биография писателя начинается с рассказов, написанных в 1951 году. Тематика ранних рассказов, действующими лицами которых стали солдаты и офицеры, определила дальнейшую судьбу Быкова. Бескомпромиссность прозы Быкова стала причиной нападок советской критики, которая обвиняла писателя в очернении советского лада.

Большая часть творчества Василия Быкова была посвящена событиям Великой Отечественной войны.

В 1956-1957 годах он создает первые военные рассказы.

Известность Василию Быкову принесли такие произведения как «Альпийская баллада», «Журавлиный крик», «Третья ракета», «Аклава», «Мертвым не больно», «Дожить до рассвета», «Обелиск», «Сотников», «Знак беды». В Минске вышли мемуары Василия Быкова «Долгая дорога домой».

Многие произведения Василия Быкова послужили сценарием к кинороманам. На творческом наследии Василия Быкова воспитывалось не одно послевоенное поколение. 4

За повести «Обелиск» и «Дожить до рассвета» В. Быков удостоен Государственной премии СССР. В 1984 году писателю присвоено звание Героя Социалистического Труда.

Заключение

Василий Быков - семнадцатилетний участник войны, писатель, размышляющий в своих произведениях о человеке, о его поведении на войне, о долге и чести.

Василь Быков строит сюжеты только на драматических моментах войны местного, как говорят, значения с участием простых солдат. Шаг за шагом, анализируя мотивы поведения солдат в экстремальных ситуациях, писатель докапывается до глубин психологических состояний и переживаний своих героев. Это качество прозы Быкова отличает и его ранние работы: «Третья ракета», «Западня», «Мертвым не больно» и другие.

Папа Римский вручил писателю В.Быкову за повесть «Сотников» специальный приз католической церкви. Этот факт говорит о том, какое нравственное общечеловеческое начало усматривается в этом произведении.

В. Быков увлекался в свое время толстовской теорией непротивления злу насилием. В. Быков присущ интерес ко всему запредельному и вечному. Именно поэтому он обращается к теме жизни и смерти, затронутой в повести Толстого “Смерть Ивана Ильича”. В этом произведении смерть изображается как экстремальная ситуация, перед лицом которой человек оценивает всю свою жизнь.

По мироощущению В. Быков ближе всех был А. Чехов. Это объяснимо, поскольку в творчестве последнего уже ощущаются философия и психология XX века. Чехов предвосхищает новое столетие. Быкова перенял у своего старшего современника интерес к жизни обычного человека не маленького или великого, а среднего. Следом за Чеховым писатель показывает, как засасывает людей жизнь в российской глубинке. Писатель не видит возможности что-либо изменить. Единственная ценность, способная поддержать человека, - это вспышка любви.

Обращение к творчеству В. Быкова позволяет понять, как шло развитие русской литературы в начале XX века, как известным проблемам придавалось оригинальное звучание. Ничто не возникает из пустоты, а уж тем более искусство. Оно всегда опирается на достигнутый опыт, открывая новые горизонты. Безусловным доказательством этого явились произведения В. Быкова.

В произведениях Быкова мало батальных сцен, эффектных исторических событий, но зато ему удается с потрясающей глубиной передать ощущения рядового солдата на большой войне. На примере самых стратегически незначительных ситуаций автор дает ответы на сложные вопросы войны.

Подводя итог сказанному, можно отметить, что развитие прозы о Великой Отечественной войне со всей очевидностью показывает, что в кругу основных ее проблем главной, стоящей на протяжении более чем сорока лет в центре творческого поиска наших писателей, являлась и является проблема героизма. Особенно заметно это в творчестве писателей-фронтовиков, крупным планом показавших в своих произведениях героизм наших людей, стойкость солдат.

Список использованных источников

1. Адамович А. Василь Быков. Мінск: Беларусь, 1986. 375 с.

2. Быков В. собрание сочинений. В 4 томах, М.,Л.,1988.

3. Быков В. Повести. Пермь, кн. изд., 1976. 428 с.

4. Гимпелевич, З. Василь Быков: Книга и судьба. М., Новое литературное обозрение, 2011. 194 с.

5. Дедков И. Василий Быков. Повесть о человеке, который выстоял. - М.: Советский писатель, 1990 г. 307 с.

6. Казак В. Лексикон русской литературы XX века 1917. М.: РИК «Культура», 1996. 492 с.

7. Лазарев Л. Василь Быков. Очерк творчества. М., 1979. 429 с.

8. Русская литература ХХ века. Изд. «Астрель», 2000 г. 790 с.

9. Советская литература: Справочные материалы. Москва «Просвещение», 1989 г. 568 с.

10. Шагалов А. Василь Быков. Повести о войне. М., 1989. 430 с.

1 Адамович А. Василь Быков. Мінск: Беларусь, 1986. Стр. 214.

2 Русская литература ХХ века. Изд. «Астрель», 2000 г. стр. 561.

3 Шагалов А. Василь Быков. Повести о войне. М., 1989. Стр. 225.

4 Быков В. собрание сочинений. В 4 томах, М.,Л.,1988.

PAGE \* MERGEFORMAT 2

Другие похожие работы, которые могут вас заинтересовать.вшм>

16428. .э.н. Суслов Денис Владимирович к. 16.59 KB
Хабаровск Региональный аспект реформы валютного регулирования в КНР В последнее время проведено большое количество исследований касающихся оценок различного рода внешнеэкономических эффектов генерируемых динамикой курса юаня. К настоящему времени недооценка китайской национальной валюты является значительной: текущий курс юаня превышает реальный по паритету покупательной способности более чем в два раза на протяжении 1990–2008 гг.1 Существенная недооценка юаня по отношению к доллару США и другим валютам поддерживала значительный уровень...
3414. Творчество Ле Корбюзье 12.42 KB
Среди наиболее значимых фигур мировой культуры XX века Ле Корбюзье (1887-1965) занимает особое место. Создатель «мира, который жаждет родиться», автор радикальных архитектурных и градостроительных идей, он достиг подлинных высот совершенства во многих областях творческой деятельности и создал более 400 проектов
12885. Сонатное творчество Ф.Э. и И.К. Баха 606 KB
Обозначить общие тенденции развития инструментальной музыки XVII-XVIII вв.; Рассмотреть возникновение и развитие жанра сонаты в скрипичной и клавирной музыке; Выделить композиционные и структурные особенности старинной сонатной формы; Проанализировать сонаты Ф.Э. и И.К. Баха;
1343. Творчество Нико Пиросмани 32.05 KB
В казалось бы бесхитростном и простом существовании Пиросманашвили слишком много было необъяснимого и непонятного да и его удивительное искусство отбрасывает на него причудливый свет. Краткие биографические сведения о Нико Пиросмани Нико Пиросмани настоящее имя Николай Асланович Пиросманашвили великий грузинский художник XX века. По легенде первую вывеску Пиросманашвили и Зазиашвили выполнили бесплатно а других заказов не получили. В той среде в которой Пиросманашвили находился он имел устойчивую репутацию психически...
2603. ТВОРЧЕСТВО А.Д. КАНТЕМИРА И В.К. ТРЕДИАКОВСКОГО 44.53 KB
Полутатарин-полугрек по происхождению русский по воспитанию и гражданским идеалам европеец по образованию и убеждениям Кантемир был первым писателем XVIII века который сочетал в своем творчестве резкую критику патриархальных нравов современного ему русского общества с пропагандой в Европе знаний о достижениях...
2570. СУДЬБА И ТВОРЧЕСТВО А.Н. РАДИЩЕВА 55.95 KB
Всё спасает всевидящее око Правдина восстановляя справедливость но сколько Правдиных понадобилось бы чтобы исправлять таким образом зло рассеянное по всем уголкам России В том разница и заслуга Радищева что он указывает не только на зло но и на средство к его уничтожению. 15 июля началось слушание дела Радищева в суде. Павел I отменил все распоряжения Екатерины и вернул Радищева из Сибири только не в столицы а на жительство в калужское имениеотца село Немцово под надзор полиции где создавались поэмасказка Бова...
19616. Биография и творчество Айседоры 61.14 KB
В автобиографии она так говорит о своем рождении: Характер ребенка определен уже в утробе матери. Она ничего не могла есть кроме устриц которые запивала ледяным шампанским. она вместе с семьей совершила паломничество в Грецию. К восьмидесятым годам классический танец вернулся в исходную точку а современный танец или к этому времени уже contemporry dnce стал высокотехничным оружием профессионалов недалеким от политики.
13408. Переход от средневековья к Возрождению. Творчество Данте 19.69 KB
Творчество Данте. Биографические данные Данте. Ярким примером перехода от средневековой культуры к ренессансной стало творчество Данте. В творчестве Данте сочетаются мировоззренческие основы средневековья и новые гуманистические взгляды.
10068. Творчество Джона Стейнбека после 1945 года 80.45 KB
Интерес к творчеству Дж. Стейнбека как в Америке, так и в нашей стране возник в конце 30-х годов. В США одними из первых появились статьи и эссе Э. Ричардса, X. Мара, К. Джонса, Ван Дорена, Э. Уилсона. В них писатель предстает как реалист, который в своих произведениях затрагивает многие проблемы американского общества: экономический кризис, обнищание фермеров, потерю нравственных ориентиров.
6738. ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ТВОРЧЕСТВО И ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ОПЫТ: ТЕОРИЯ, ПРАКТИКА, ТЕХНОЛОГИЯ 10.68 KB
В современных условиях творческий педагог это прежде всего исследователь обладающий следующими личностными качествами: научным психологопедагогическим мышлением высоким уровнем педагогического мастерства определенной исследовательской смелостью развитой педагогической интуицией критическим анализом потребностью в профессиональном самовоспитании и разумным использованием передового педагогического опыта. Шакирова под готовностью педагога к организации творческой деятельности понимает сформированность у него соответствующих качеств и...

Василий Владимирович Быков (Василь Быков) - белорусский прозаик; большую часть своих произведений сам переводил на русский язык (19.6. 1924 Череновщина Витебской обл. - 22.06.2003 Боровляны). Василий Владимирович родился в крестьянской семье. В 1941 году, студентом Витебского художественного училища, он ушел на фронт добровольцем; к концу войны находился в Австрии в чине офицера и остался еще на 10 лет в армии.

Литературную деятельность Быков начал в 1955 году с военных рассказов "Смерть человека " и "Обозник ". После того как на русском языке была опубликована повесть "Третья ракета " (1962), Василь Быков как один из писателей, изображавших войну правдиво и без прикрас, получил широкое признание. Беспощадный критический реализм его повести "Мертвым не больно " (1966) вызвал критику со стороны партии. Василий Владимирович всегда оставался верным своей теме: проверка человека на моральную стойкость в тяжких испытаниях войны, на фронте или в партизанском отряде. С 1972 он выступает также как драматург.

За две повести, "Обелиск " (1972) и "Дожить до рассвета ", писатель был награжден в 1974 году Государственной премией СССР, а в 1986 году он получил Ленинскую премию за повесть "Знак беды ". Писатель проживал в Минске и регулярно печатался в журнале «Новый мир». В 1981 году он был избран в состав правления, а в 1986 г. в бюро секретариата Союза писателей СССР.

Василь Быков продолжает традиции романа Виктора Некрасова о боях за Сталинград, направленного против псевдогероизма в литературе. В центре его творчества — военные будни с их ужасом, голодом и холодом, с готовностью одних прийти на помощь или подлостью других. Писатель изображает солдата, перед которым в непривычной, на вид безнадежной ситуации встает необходимость решения важной нравственной проблемы; автор отваживался (как, например, в "Альпийской балладе ", 1964), пойти наперекор официальной точке зрения, заявляя, что попасть в плен — это несчастье, а не вина. Василий Быков сумел психологически четко и одновременно волнующе поставить проблему жертвенной смерти в своей повести под названием "Сотников " (1970); а в "Обелиске ", где рассказывается о добровольной гибели учителя в партизанской борьбе, благодаря обрамляющему повествованию и отказу от описания мыслей главного героя, читателю предоставляется возможность делать основные выводы. В повести "Пойти и не вернуться " (1978), которая в 1980 году была также инсценирована и поставлена в театре, Быков рисует белорусский тыл осенью 1942 года и анализирует всегда волнующую его проблему стойкости человека перед лицом смертельной опасности. Герой повести "Карьер " (1986) ищет женщину, погибшую во время войны; он осознает свою вину и приходит к Богу. В повести "В тумане " (1987) автор с тонким знанием психологии анализирует проблему убийства по приказу, отношения к смерти и переплетения человеческих судеб, каким оно раскрывается в особом мире партизан во время войны.

Для произведений Быкова характерно намеренное введение повествователя; при этом автор всегда выбирает короткие отрезки времени, развивая действие неторопливо и наглядно, а затем постоянно расширяя его с помощью воспоминании героев.

Советский и белорусский писатель, общественный деятель, участник Великой Отечественной войны.

Василь (Василий ) Владимирович Быков с ранних лет увлекался рисованием. Окончив восьмилетку, Василь поступил на скульптурное отделение Витебского художественного училища, но спустя год оставил учебу там и в школе ФЗО из-за отмены стипендий. В июне 1941 года юноша экстерном сдал экзамены за 10 класс.

Василь Быков / Vasil Bykov в Великую Отечественную войну

В армию Быков был призван летом 1942 года и был направлен на учебу в Саратовское пехотное училище, по окончании которого осенью 1943 года ему было присвоено звание младшего лейтенанта. Василь Быков был участником боев за Кривой Рог, Александрию, Знаменку. В ходе Кировоградской операции он получил ранения в ногу и живот, и по ошибке был записан как погибший.

После трех месяцев, проведенных в госпитале, Быков снова отправился на фронт. Он участвовал в Ясско-Кишиневской операции, в составе своей части освобождал от немецких захватчиков Румынию, Болгарию, Венгрию, Югославию, Австрию. За это время он дослужился до звания старшего лейтенанта, командовал взводом полковой, а затем армейской артиллерии.

Василь Быков / Vasil Bykov. Послевоенные годы

После окончания Великой Отечественной войны Быков демобилизовался и в 1947 года поселился в Гродно. В том же году она начал печатать свои произведения, работал в мастерских и два года - в редакции областной газеты «Гродненская правда».

В 1949 году Василь Быков снова поступил на службу в Советскую армию, а в 1955 году окончательно демобилизовался в звании майора и до 1972 года был сотрудником «Гродненской правды».

В 1959 году Быков был принят в Союз писателей СССР, а в 1972-1978 годы работал секретарем Гродненского отделения СП БССР.

В 1978 году писатель переехал в столицу Белоруссии Минск, и с тех пор ежегодно до 1989 года избирался депутатом Верховного Совета БССР. В 1988 году вместе с коллегами Быков учредил Белорусский народный фронт, а через год стал депутатом Съезда народных депутатов СССР, вошел в Межрегиональную депутатскую группу. Василь Быков вел активную общественную деятельность, входил в состав ряда, был президентом белорусского ПЕН-центра, Объединения белорусов мира «Бацькаўшчына».

В 1997 году Быков по политическим причинам эмигрировал из Белоруссии, жил в Финляндии, ФРГ, Чехии и вернулся на родину за месяц до смерти. Умер Василь Быков 22 июня 2003 года в онкологическом госпитале в Боровлянах, под Минском. Писатель был отпет в минском Доме литератора по обряду грекокатолической церкви и похоронен на Восточном кладбище в Минске.

Литературное творчество Василя Быкова / Vasil Bykov

Большая часть произведений, написанных Быковым , посвящены Великой отечественной войне. Широкому читателю имя Василя Быкова стало известно в 1961 году после публикации повести «Третья ракета». В 60-е годы вышли из печати принесшие писателю всемирную славу повести «Альпийская баллада», «Мертвым не больно», в 70-е - «Сотников», «Обелиск», «Дожить до рассвета», «Пойти и не вернуться».

По повести «Альпийская баллада» в 1967 году было поставлен одноименный балет (композитор – Евгений Глебов ), а в 1980 году по «Волчьей стае» была создана а опера «Тропою жизни» на музыку Генриха Вагнера .

Василь Быков / Vasil Bykov и кинематограф

По целому ряду повестей, романов и рассказов Василя Быкова поставлены фильмы, наиболее известные из которых – «Третья ракета », «Альпийская баллада », «Долгие вёрсты войны » (по произведениям «Журавлиный крик», «Атака с ходу», «На восходе солнца»), «Восхождение » (по повести «Сотников»), «Знак беды », «Пойти и не вернуться », «Блиндаж », «В тумане ». В создании большинства картин, поставленных при жизни Быкова , писатель участвовал в качестве сценариста.

За свои боевые и творческие заслуги Василь Быков награжден многими наградами, среди которых – Герой Социалистического Труда, Орден, Орден Отечественной войны 1 степени, Орден Дружбы народов, Орден Трудового Красного Знамени, Орден Красной. Писатель стал лауреатом Ленинской премии, Государственной премии СССР, Государственной премии БССР имени Якуба Коласа, Литературная премия БССР имени Якуба Коласа, был отмечен почетным званием «Народный писатель Беларуси».

Фильмография Василя Быкова / Vasil Bykov

Блиндаж (мини-сериал, 2012)
В тумане (2012)
Очная ставка (2008); короткометражка
Обреченные на войну (2008)
Отражение (2003); короткометражка
На чёрных лядах (1995)
Пойти и не вернуться (ТВ, 1992)
В тумане (ТВ, 1992)
Карьер (1990)
Одна ночь (ТВ, 1989)
Его батальон (ТВ, 1989)
Круглянский мост (1989)
Знак беды (1987)
Фруза (ТВ, 1981)
Обелиск (1976)
Восхождение (1976)
Дожить до рассвета (1975)
Долгие версты войны (мини-сериал, 1975)
Волчья стая (1975)
Западня (1966); короткометражка
Альпийская баллада (1965)
Третья ракета (1963)

В нечеловеческих обстоятельствах довелось пребывать в некоторые годы своей жизни Василю Владимировичу Быкову. Он не просто участник боевых действий Великой Отечественной войны, но и бессмертный автор героических повестей и рассказов. В книгах Василя Быкова показана жестокая правда смутных дней. Он показывал жизнь такой, как она есть, без идеологических ярлыков. За такую правдивую литературу писателя подвергали гонениям и травле. Тем не менее шедевры писателя любили многие годы, также они популярны и в наше время.

Писатель никогда не отказывался от своего мнения и взглядов на многие исторически и политические события. Многие режиссеры смогли экранизировать ряд творений великого гения. Биография Василя Быкова, гениального писателя и общественного деятеля, интересует многих современников. Предлагаем вам познакомиться с его детством и юностью, писательской и личной жизнью, общественными делами, фильмотекой.

Родители Быкова

19 июня 1924 года в небольшой деревушке Бычки Ушачкого района Витебской области появился на свет писатель Василь Быков. Мальчику довелось быть сыном обычных крестьян. Кроме него в семье были еще дети: Николай, Антонина и Валентина. Антонина ушла на тот свет еще в 15 лет. Владимиру Федоровичу, отцу семейства, довелось часто ездить на заработки. Он нанимался в Ливию, Гродно, а в начале войны его взяли в плен немцы.

Маленьким детишкам отец рассказывал истории тех лет, с особым вниманием все слушал младший Вася. Мальчик любознательно задавал вопросы. Маму мальчика Бог наделил мягкостью и добродушием, что было совсем противопоставлено мужу. Она обеспечивала семью вкусной едой, удобной одеждой, несмотря на нищенские условия жизни. С мамой Анной дети научились любить природу и книги. Васе приносило удовольствие гулять на свежем воздухе, слушать птичьи трели и ловить раков и рыбу.

Детство и юность писателя

Материальное положение семьи Быковых было очень скудным. Дети не были избалованы сытными обедами и вкусными ужинами. Их износившуюся одежду часто нечем было заменить. Поэтому мальчику еще в детстве приходилось зарабатывать на кусок хлеба тяжелым трудом.

Очень нравилась будущему писателю классическая литература, с головой окунавшая его в невиданные и наивные приключения. Еще будучи мальчишкой, Василь приобщился к рисованию. Он хорошо воспроизводил на бумаге карандашом свои фантазии. Из Василя мог бы получиться известный художник, но судьба направила этого талантливого человека по другому пути.

Юноше довелось учиться не в одной школе: сначала в своей деревне, затем в Двор-Слободке, потом в Кубличах. После получения восьмилетнего образования биография Василя Быкова завела его в Витебское художественное училище. Там он учился на отделении скульптуры. Но вскоре он оставил учебу в училище, потому что выплату стипендии отменили, а других средств для пребывания там у него не было. Он устроился в школу фабрично-заводского обучения, экстерном сдал экзамены за 10 класс и получил среднее образование. Это был 1941 год. Юноша даже не представлял, сколько испытаний ждет его впереди.

Трудные военные годы

Летом 1941 года нападение немецких войск на Советский Союз для многих было неожиданностью. Василю Быкову довелось участвовать в оборонительных работах на украинской территории. Смерть несколько раз была рядом с будущим писателем. Один раз он отстал от своих товарищей за Белгородом, где его арестовали и приняли за немецкого шпиона. Василя чуть не расстреляли за шпионаж, но он смог доказать свою преданность Советскому Союзу. Потом с его участием отстаивались такие города, как Александрия, Знаменка, Кривой Рог.

Известно, что зиму 1941-1942 года Быков провел на железнодорожной станции Салтыковка, что в городе Аткарске Саратовской области. После окончания Саратовского пехотного училища Василю Владимировичу присвоили звание старшего лейтенанта. Он командовал взводом полковой и армейской артиллерии, участвующим во многих военных операциях на территории СССР.

Также юноше довелось воевать в Болгарии, Югославии, Венгрии, Австрии. Под Кировоградом он был тяжело ранен в живот и ногу, что его даже приняли за погибшего. Эти мрачные события позже он изобразил в повести "Мертвым не больно". Это ранение на три месяца отправило Быкова на госпитальную койку. После поправки он снова ринулся на фронт. Настойчивость Василя помогла ему стать старшим лейтенантом, а позже он стал командовать взводом. С его участием проходила Ясско-Кишиневская операция и освобождение Венгрии, Румынии от фашистов.

Писательское кредо

Вам уже понятно, почему у книг Василя Быкова "запах" войны. Четыре года войны оставили глубокие раны на сердце писателя. Через всю свою жизнь он пронес память о тех страшных днях. Василь Владимирович постоянно вспоминал незабываемые фронтовые эпизоды. Этому посвящена его книга 2002 года "Долгая дорога домой". В ней он показал ту военную атмосферу, когда в воздухе витали голод, смерть и кровь.

В 1947 году Василь Владимирович демобилизовался и стал жить в Гродно. Этот город считается культурной столицей Беларуси. С этого времени стали выходить печатные издания Быкова. Параллельно он работал редактором местной газеты и в книжной мастерской. Творческая биография писателя началась с 1959 года. Именно в этот период читатели познакомились с его произведением "Журавлиный крик". Мировую славу и признание принесла мастеру повесть "Третья ракета", вышедшая в свет в 1961 году. Читатели в этом произведении окунаются в атмосферу войны. Писатель тонко рисует человеческие характеры, раскрывающиеся в моменты смертельной опасности. Спустя два года режиссером Ричардом Викторовым был снят одноименный фильм по данной повести. В главных ролях довелось сняться Станиславу Любшину, Георгию Жженову, Надежде Семенцовой и другим актерам.

Его следующие работы также пользовались большой популярностью. К перечню его лучших работ можно отнести его "Альпийскую балладу", "Проклятую высоту", "Западню". Все они были опубликованы редакцией журнала "Новый мир". Однако резкость и бескомпромиссность книг Василия Быкова не совсем понравились советским властям, многие их критиковали. Тем не менее писателю вручили Государственную премию СССР за сочинение "Дожить до рассвета" и "Обелиск".

Творческая жизнь в 90-е, 00-е годы

Военному творчеству Василь Быков не изменял даже в 90-е годы. Он издал очерк "Облава", а позже сборники "Стена" и "Пахаджане". 1998 год ознаменовался выходом повести "Волчья яма", удостоенной позже всероссийской премии "Триумф". Это драматическое произведение повествует о Чернобыльской трагедии и жизни после нее.

Страшные события военных лет не оставляли в покое память писателя до конца жизни. Потрясение после пережитого голода, увиденной крови и многочисленных смертей, окружавших его четыре длинных военных года, не оставляло Василя Владимировича ни на день. В 2002 году мастер слова книгу воспоминаниями "Долгая дорога домой", где очень ярко описал все пережитые им эпизоды.

Быков - общественный деятель

Начиная с 1972 года Василь Владимирович был секретарем Союза писателей. В 1973 году он подписался под письмом литераторов СССР в редакцию издания "Правда". В составлении этой петиции также участвовали оппозиционеры Сахаров и Солженицын. Позже из-за опасений Быков отрицал свою роль в составлении данной петиции.

В 1997 году писатель поселился в Минске. Тогда же он стал депутатом Верховного Совета БССР. Эту должность литератор занимал до 1989 года. Позже он стал участником Съезда депутатов СССР, членом Межрегиональной группы. Также писатель учредил народный фронт. В 1990-1993 годах он главенствовал в Объединении белорусов и был управляющим местным ПЕН-центром.

Политические взгляды писателя

Политические разногласия заставили Василя Владимировича эмигрировать из Беларуси. Сначала его приютила Финляндия, затем Германия и Чехия. Писатель был критиком режима Лукашенко и считал, что Беларусь должна объединяться с Западом. А президент предпочел союз с Россией. Только в 2003 году Быкову довелось приехать на родину. Писатель был очень болен, ожидал скорой смерти, так как долгие годы боролся с онкологическим заболеванием. Умер он через месяц после приезда в Беларусь. Смерть настигла его в реанимации госпиталя возле Минска. В 2004 году в деревне Бычки открыли музей в его честь.

Фильмы по произведениям Василия Быкова

Быковым было написано около 40 повестей и рассказов. Книги Василия Быкова стали источником для экранизации замечательных кинолент. В общем снято около 20 фильмов по его произведениям. В 1963 году был снят фильм "Третья ракета". В 1966 году вышли ленты "Альпийская баллада" и "Западня". 1975 год ознаменовался выходом трех картин: "Долгие версты войны", "Дожить до рассвета", "Волчья стая". Через год вышли фильмы "Восхождение", "Обелиск". 1981 год - "Фруза", 1985 год - "Знак беды", 1989 год - "Круглянский мост", "Одна ночь", 1989 год - "Его батальон", 1992 год - "Пойти и не вернуться", 1995 год - "На черных лядах".

Награды Василя Владимировича

За годы творчества Василия Быкова ему вручили много премий: Ленинскую, Государственную премию СССР, Литературную премию БССР. В 1980 году мастеру присвоили звание народного писателя Беларуси. Он является Героем Социалистического Труда. В копилке наград у него находиться Орден Ленина, орден Отечественной войны I степени, орден Красной Звезды. Кроме орденов, он награжден и медалями.

Личная жизнь Василия Быкова

За всю жизнь Василю Владимировичу довелось дважды жениться. В первые супруги он выбрал себе учительницу Надежду Кулагину. У возлюбленных родилось двое сыновей. Василь и Надежда прожили 30 лет в браке, после чего разошлись. Через небольшой промежуток времени писатель взял в жены свою коллегу Ирину Суворову. Она была редактором той же газеты, печатала произведения мастера на машинке и первой их перечитывала. С 1979 года супруги все время повели вместе, до последнего дня Василя Быкова.

Активисты до сих пор борются за то, чтобы в белорусских городах улицы были названы в честь славного писателя. Вопрос, к сожалению, до сих пор не решен, потому что белорусские власти считают Быкова провокатором. Также планируется поставить памятник писателю, проект которого вы видите на фото выше.