Анк Марций Анк Марций

(Ancus Marcius). Четвертый римский царь, царствовавший между 640-616 гг. до Р.Х. Он победил латинов и заселил ими Авентинский холм в Риме. Преемником его был Тарквиний Приск.

(Источник: «Краткий словарь мифологии и древностей». М.Корш. Санкт-Петербург, издание А. С. Суворина, 1894.)

Анк Марций

Согласно установленному обычаю, народом был избран на царство внук царя Нумы Помпилия, Анк Марций. По своему характеру Анк Марций был скорее миролюбив, как его дед, но он понимал, что в случае нападений соседей будет вынужден дать им должный отпор. Иначе, испытывая меру его терпения и убедившись в своей безнаказанности, враги Рима станут презирать то, перед чем недавно смирялись. Страшная смерть Тулла Гостилия показала, что не следует пренебрегать всеми правилами богослужений и принесения жертв. Поэтому Анк Марций распорядился, чтобы понтифик(1) выписал на специальной доске уставы Нумы Помпилия для свершения священнодействий, выставив ее в общественном месте. Забота нового римского царя о богослужениях и жертвоприношениях вселила в сердца латинян (с которыми Туллом Гостилием был заключен мирный договор) уверенность, что можно безнаказанно разорять римские поля и угонять скот, поскольку царь собирается проводить свою жизнь среди храмов и жертвенников. Однако Анк Марций двинулся с войском на земли латинян, и после многих кровопролитных сражений ему удалось взять их укрепленные города, разрушить их, как некогда была разрушена Альба-Лонга, и переселить всех жителей в Рим. Анк Марций вернулся с огромной добычей, захваченной у врага. По приказанию царя через реку Тибр был построен первый мост на сваях, чтобы соединить вновь укрепленный Яникульский холм с городом. Для устрашения преступников, которых много развелось в столь населенном городе, как Рим, была сооружена тюрьма, высеченная в Капитолийском холме со сводами в два этажа. В ее нижней части совершалась смертная казнь(2). С расширением границ после удачных войн Римское государство достигло моря. Анк Марций основал в устье Тибра город Остию - морской порт Рима. Остерегаясь гнева богов, особенно раздражительного и быстрого на расправу Юпитера, Анк Марций в знак благодарности за блестящие военные успехи римлян велел расширить и украсить храм Юпитера Феретрия(3). Следуя в своей деятельности примеру славного деда, Анк Марций, подобно Нуме Помпилию, устроителю мирных церемоний и обрядов, ввел специальную воинскую церемонию - порядок объявления войны, целый ритуал, которому с этого времени римляне неуклонно стали следовать. По этому ритуалу, специальный посол, обвязав голову шерстяной лентой, должен был приблизиться к границе народа, которому предъявлялись претензии римлян, и произнести следующую формулу: "Услышь, Юпитер, услышь, народ (здесь называлось имя племени), услышь, священное право! Я, вестник, явившийся от лица всего римского народа. Согласно с божественными и человеческими законами, я являюсь послом, и да будут выслушаны мои слова с доверием". После этого излагались требования. Заключалось все следующей фразой: "Если я против законов божественных и человеческих требую все перечисленное, то не дай мне, Юпитер, никогда больше видеть отечество!" Эти слова посол повторяет первому, кто встретится ему на пути к городу, вступая в город и прибыв на форум. Если же в течение тридцати трех дней посол не получает требуемого, то он объявляет войну, произнося следующие слова: "Услышь, Юпитер, и ты, Янус Квирин, и все боги-небожители, и вы, обитающие на земле, и боги подземного царства, услышьте! Вас я призываю в свидетели, что этот народ не исполняет долга, а о том, как добиться принадлежащего нам по праву, посоветуемся дома со старейшинами". После этого вестник должен был возвратиться в Рим для совещания. Затем царь, собрав сенат опрашивал всех сенаторов, начиная с самого уважаемого, и если они отвечали, что все требования следует удовлетворить "войной честной и законной", то выносилось решение об объявлении войны. После этого фециал(4) нес к границе враждебного племени копье, запятнанное кровью, и в присутствии трех вооруженных воинов бросал его во вражескую землю со словами: "Я и римский народ объявляю и открываю войну против народа и граждан (следовало название племени) за то, что они погрешили против римского народа Квиритов, так как римский народ и сенат римского народа Квиритов повелел быть войне"(5). Введение этого торжественного ритуала снискало в римском народе еще большее уважение к Анку Марцию, поскольку видимость законности снимала с римлян тяготевшее на них со дня основания города клеймо народа с разбойничьими наклонностями, буйного и беззаконного. Анк Марций умер, процарствовав 24 года, оставив по себе славу властителя, умевшего разумно править и в мирные, и в военные времена. (1. Член жреческой коллегии, наблюдавший за всей религиозной жизнью римлян, за правильным выполнением общественных и частных богослужений.) (2. Эта тюрьма (Мамертинская) сохранилась до нашего времени.) (3. Феретрий ("несущий победу", "податель военной добычи") - эпитет Юпитера, первый храм которого был воздвигнут на Капитолийском холме царем Ромулом.) (4. Фециал - член коллегии жрецов, ведавших международными отношениями в римском государстве, вопросами войны и мира.) (5.В более позднее время, когда Рим вел войны с отдаленными от него народами и государствами, этот обряд, сохранившись, носил чисто формальный характер. Фециал в знак объявления войны бросал копье от "воинской колонны" у храма богини войны Беллоны.)

(Источник: «Легенды и сказания древнего Рима».)


Смотреть что такое "Анк Марций" в других словарях:

    Лат. Ancus Marciuss … Википедия

    - (лат. Ancus Martius), четвертый из семи легендарных царей Древнего Рима (см. ДРЕВНИЙ РИМ) (640 616 гг. до н. э.), внук Нумы Помпилия (см. НУМА ПОМПИЛИЙ). Традиция приписывает ему заботу о культах богов и связывает его имя со строительством моста… … Энциклопедический словарь

    - (лат. Ancus Martius) один из семи легендарных царей Др. Рима, внук Нумы Помпилия. Традиция приписывает ему заботу о культах богов и связывает его имя со строительством моста через Тибр и закладкой порта Остия … Большой Энциклопедический словарь

    Анк Марций - (лат. Ancus Marcius) (VII в. до н.э.) по преданию, четвертый царь Рима (641 616 до н.э.), по происхождению сабинянин. Расширил римские владения до устья р. Тибр, где построил, согласно преданию, гавань Остию. Аврелий Виктор рассказывает: «Анк… … Античный мир. Словарь-справочник.

    - (Ancus Marcius) согласно римской легендарной традиции, 4 й царь Рима [по традиции, 641 616 до н. э.]. По происхождению сабинянин. Расширил римские владения до устья Тибра, где построил гавань Остию (археологические раскопки показали, что… … Большая советская энциклопедия

    По сказанию, сын Помпилии, дочери царя Нумы Помпилия и Марция, четвертый царь римский, правил от 638 614 до Р. Х. Подобно деду, он был очень благочестив, старался восстановить глубоко упавшее у римлян уважение к богам и обратить их к земледелию и … Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона

    - (Ancus Marcius) по преданию 4 й царь Рима (традиц. даты 641 616 до н.э.). Ему приписывают постройку дерев. моста через р. Тибр, укрепление Яникула, основание гавани Остии … Советская историческая энциклопедия

    Ancus Martius, (служитель Марса), вероятно, внук Нумы с материнской стороны, четвертый царь Рима. Время его правления 640 616 гг. до Р. X. (114 138 u. с.). Более всего он заботился о том, чтобы возвысить значение обрядов… … Реальный словарь классических древностей

    Анк Марций - согл. рим. легенд. традиции, четвертый царь древнейш. Рима 640 616 до н.э. По происхожд. сабинянин, внук Нумы Помпилия; подобно своему деду, считался покровителем мирных занятий, земледелия, ремесел и восстановителем религ. обрядов до… … Древний мир. Энциклопедический словарь

    Анк Марций - четвертый из семи легендарных царей Рима, внук Нумы Помпилия. История приписывает ему культовые нововведения (фециалы), закладку порта Остии на мор. побережье, разработки соляных залежей, строительство транспортной дороги (известной под… … Словарь античности

Последние изменения: Сентябрь 22, 2018

Внук второго древнеримского царя Нумы Помпилия был таким же миролюбивым и рассудительным, как и его дед. Анк Марций, четвертый древнеримский царь , переживал по поводу упадка благочестия в период предыдущего правления и неправильного проведения обрядов, которые и вознамерился возродить по всем правилам. Будущее царствование предвещало мир и согласие – римляне надеялись, что Анк Марций будет руководствоваться принципами правления своего деда. Но обстоятельства заставили четвертого древнеримского царя ввязаться в войну с соседствующими племенами, которые его неагрессивную политику приняли за слабость.

Первыми устраивать набеги на римские земли начали латины. Они угоняли скот и грабили население. Марций не стерпел подобной наглости и, собрав воинов, смог победить врага в результате кровопролитных сражений, разрушив несколько городов противника. Решающая битва была выиграна, а царь вернулся в Рим с огромной добычей.

Древнеримская тюрьма. Одно из помещений

Некоторые исследователи считают, что могут быть одним и тем же легендарным персонажем, хотя четвертый царь считается уже реальной личностью . Противоречия связаны с многочисленными мифами.

По смерти Тулла вновь, как уже установилось, власть перешла к «отцам». На созванном ими сходе народ избрал царем сабинянина Анка Марция - внука . Отцы утвердили этот выбор. Шел 640 год до н.э.

Имя Анка Марция означает «служитель Марса», что во многом определило его судьбу. Царь был похож мудростью и миролюбивым нравом на своего деда. Он покровительствовал земледелию, ремёслам и торговле. Страшная смерть Тулла Гостилия показала, что не следует пренебрегать всеми правилами богослужений и принесения жертв. Поэтому Анк Марций распорядился, чтобы понтифик (член жреческой коллегии, наблюдавший за всей религиозной жизнью римлян) выписал на специальной доске уставы Нумы Помпилия для совершения священнодействий, выставив ее в общественном месте.

Соседи же Рима, привыкшие видеть в римлянах бесстрашных завоевателей, восприняли его миролюбие как слабость. На Рим поднялись племена латинов и сабинян, этрусков и вольсков. Однако Анк Марций двинулся с войском на земли латинян, и после многих кровопролитных сражений ему удалось взять их укрепленные города Политорий, Теллен и Фиканы, разрушить их, как ранее была разрушена Альба-Лонга, и переместить всех жителей в Рим.

Латинское население всех этих городов было переселено на Авентинский холм , и пополнило собой плебейское сословие.

В действительности мы должны представить себе плебеев преимущественно как земледельцев этой местности, как свободных людей со свободной землей, но без участия в управлении, без права голоса в народных собраниях и без права на государственные должности, без участия в религиозных обрядах старых или полноправных граждан. Плебеи, следовательно, составляли общину полуграждан, подчиненных полноправным гражданам, или патрициям , без обычных государственных прав, но обязанных военной и поземельной податью. В этом состояло их основное отличие от клиентов (домочадцев, наследственно подчиненных), составной части древнейшего римского населения, тесно связанной с патрициями, распределенной между отдельными патрицианскими родами и состоявшей под их особенным покровительством. Патриций в качестве патрона должен был защищать своего клиента перед судом и в других жизненных ситуациях, а за это клиенты были обязаны службой патрону. Впоследствии клиенты постепенно слились с плебеями, из которых многие стали клиентами.

Затем Анк Марций двинулся навстречу вольскам, которые несколькими отрядами шли на Рим. Разбив их, он с сильным войском осадил их столицу - Велитру, после чего вольски были вынуждены заключить с Римом наступательный и оборонительный союз. После этого Анком Марцием были захвачены этрусские города Вейи и Фидена.

Анк Марций вернулся с огромной добычей, захваченной у врага. По приказанию царя через реку Тибр был построен первый мост на сваях, чтобы соединить заново укрепленный Яникульский холм с городом и обезопасить Рим от нападений этрусков. Этот мост построили только из дерева, так как по каким-то, давно забытым, религиозным причинам для его сооружения было запрещено использовать металл. Ремонт моста возложили на главную коллегию римских жрецов, понтификов (pontifices означает «строители мостов»). Мост часто страдал от наводнений, и его восстановление являлось священной обязанностью. Этот мост просуществовал около тысячи лет. Вероятно, им пользовались даже в 5 веке н.э.

С расширением границ после удачных войн Римское государство достигло моря. Здесь, в устье Тибра, были основаны соляные прииски и построен порт Остия (археологические раскопки показали, что Остия возникла лишь в 4 веке до н. э.)


Амфитеатр и мавзолей в Древней Остии (Ostia Antica)

Для устрашения преступников, которых много развелось в таком населенном городе, как Рим, была сооружена тюрьма, высеченная в Капитолийском холме со сводами в два этажа. В ее нижней части совершалась смертная казнь. Эта тюрьма (Мамертинская) сохранилась до нашего времени.


Мамертинская тюрьма

Остерегаясь гнева богов, особенно раздражительного и быстрого на расправу Юпитера, Анк Марций в знак благодарности за блестящие военные успехи римлян велел расширить и украсить храм Юпитера Феретрия. Феретрий («несущий победу», «податель военной добычи») — эпитет Юпитера, первый храм которого был воздвигнут на Капитолийском холме царем Ромулом.

Следуя в своей деятельности примеру славного деда, Анк Марций, подобно Нуме Помпилию, устроителю мирных церемоний и обрядов, ввел специальную воинскую церемонию — порядок объявления войны, целый ритуал, которому с этого времени римляне стали неуклонно следовать. Этот обычай был перенят им у древнего народа эквикулов. Введение такого торжественного ритуала снискало в римском народе еще большее уважение к Анку Марцию, поскольку видимость законности снимала с римлян тяготевшее на них со дня основания города клеймо народа с разбойничьими наклонностями, буйного и беззаконного.

При Анке Марции в Рим из этрусского города Тарквиния прибыл и получил почётный приём будущий царь Рима . За свои способности он заслужил должность начальника конницы и участвовал в войне против сабинов.

За время правления Анк Марций:

  • присоединил к городу холмы, Авентинский и Яникул, и обвел город новыми стенами,
  • построил первый мост через Тибр,
  • предоставил лес для постройки кораблей и установил налог на соляные копи,
  • первый построил тюрьму и основал в устье Тибра колонию Остию,
  • перенял у эквикулов нормы международного права, которыми пользуются послы, когда требуют удовлетворения,
  • расширил Рим в сторону моря и этрусского берега Тибра. Это послужило началом интенсивных отношений с этрусками, которые вскоре укрепляются в правлении следующего царя.

Анк Марций умер, процарствовав 24 года и оставив по себе славу властителя, умевшего разумно править и в мирные, и в военные времена. Небольшое поселение на Палатинском холме начинало становиться на ноги.

Анк Марций
лат. Ancus Marcius
Анк Марций
Царь Древнего Рима
- 616 до н. э.
Предшественник: Тулл Гостилий
Преемник: Луций Тарквиний Приск
Рождение: 675 до н. э. (-675 )
Род: Марции
Отец: Нума Марций
Мать: Помпилия

Анк Ма́рций (Ancus Marcius ) - по преданию, 4-й царь Древнего Рима . Правил в -616 до н. э. Внук Нумы Помпилия со стороны матери.

Биография

Имя Анка Марция означает «служитель Марса». Царь был похож мудростью и миролюбивым нравом на своего деда. Он покровительствовал земледелию, ремёслам и торговле . Однако соседи Рима, привыкшие видеть в римлянах отважных завоевателей, восприняли его миролюбие как слабину. На Рим поднялись племена латинов и сабинян , этрусков и вольсков . Анк Марций успешно начал войну, взял города Политорий , Теллен и Фиканы , разбил войско противника при Медуллии . Латинское население всех этих городов было переселено на Авентинский холм и стало основой плебейского сословия . Владения Рима расширились до самого устья Тибра . Затем Анк Марций двинулся навстречу вольскам, которые несколькими отрядами шли на Рим . Он разбил их и с сильным войском осадил их столицу - Велитру . Вольски вынуждены были заключить с Римом наступательный и оборонительный союз. Анк Марций захватил этрусские города Вейи и Фидены .

При Анке Марции в Рим прибыл из этрусского города Тарквинии и получил почётный приём будущий царь Рима Тарквиний Приск . За свои способности он получил должность начальника конницы и участвовал в войне против сабинов.

Анк Марций считается основателем гавани и соляных приисков Остии , расположенной в устье Тибра (археологические раскопки показали, что Остия возникла лишь в IV в. до н. э.). Чтобы обезопасить Рим от нападений этрусков, он укрепил крепость Яникул по ту сторону Тибра , а через Тибр построил первый деревянный мост . Он же построил в подошве Капитолия тюрьму .

По мнению некоторых историков, Анк Марций и Нума Помпилий являются одним и тем же лицом . На это указывает второе имя Анка Марция - Нума Марций. Такое раздвоение было сделано затем, чтобы подчеркнуть роль Нумы как мостостроителя (понтифика).

Напишите отзыв о статье "Анк Марций"

Примечания

Первоисточники

  • Тит Ливий - «История от основания города » - Книга I, 32-34.
  • Флавий Евтропий - «Бревиарий от основания города» (I, 5)

Ссылки

  • // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 86 т. (82 т. и 4 доп.). - СПб. , 1890-1907.

Отрывок, характеризующий Анк Марций

– А, знамена! – сказал Кутузов, видимо с трудом отрываясь от предмета, занимавшего его мысли. Он рассеянно оглянулся. Тысячи глаз со всех сторон, ожидая его сло ва, смотрели на него.
Перед Преображенским полком он остановился, тяжело вздохнул и закрыл глаза. Кто то из свиты махнул, чтобы державшие знамена солдаты подошли и поставили их древками знамен вокруг главнокомандующего. Кутузов помолчал несколько секунд и, видимо неохотно, подчиняясь необходимости своего положения, поднял голову и начал говорить. Толпы офицеров окружили его. Он внимательным взглядом обвел кружок офицеров, узнав некоторых из них.
– Благодарю всех! – сказал он, обращаясь к солдатам и опять к офицерам. В тишине, воцарившейся вокруг него, отчетливо слышны были его медленно выговариваемые слова. – Благодарю всех за трудную и верную службу. Победа совершенная, и Россия не забудет вас. Вам слава вовеки! – Он помолчал, оглядываясь.
– Нагни, нагни ему голову то, – сказал он солдату, державшему французского орла и нечаянно опустившему его перед знаменем преображенцев. – Пониже, пониже, так то вот. Ура! ребята, – быстрым движением подбородка обратись к солдатам, проговорил он.
– Ура ра ра! – заревели тысячи голосов. Пока кричали солдаты, Кутузов, согнувшись на седле, склонил голову, и глаз его засветился кротким, как будто насмешливым, блеском.
– Вот что, братцы, – сказал он, когда замолкли голоса…
И вдруг голос и выражение лица его изменились: перестал говорить главнокомандующий, а заговорил простой, старый человек, очевидно что то самое нужное желавший сообщить теперь своим товарищам.
В толпе офицеров и в рядах солдат произошло движение, чтобы яснее слышать то, что он скажет теперь.
– А вот что, братцы. Я знаю, трудно вам, да что же делать! Потерпите; недолго осталось. Выпроводим гостей, отдохнем тогда. За службу вашу вас царь не забудет. Вам трудно, да все же вы дома; а они – видите, до чего они дошли, – сказал он, указывая на пленных. – Хуже нищих последних. Пока они были сильны, мы себя не жалели, а теперь их и пожалеть можно. Тоже и они люди. Так, ребята?
Он смотрел вокруг себя, и в упорных, почтительно недоумевающих, устремленных на него взглядах он читал сочувствие своим словам: лицо его становилось все светлее и светлее от старческой кроткой улыбки, звездами морщившейся в углах губ и глаз. Он помолчал и как бы в недоумении опустил голову.
– А и то сказать, кто же их к нам звал? Поделом им, м… и… в г…. – вдруг сказал он, подняв голову. И, взмахнув нагайкой, он галопом, в первый раз во всю кампанию, поехал прочь от радостно хохотавших и ревевших ура, расстроивавших ряды солдат.
Слова, сказанные Кутузовым, едва ли были поняты войсками. Никто не сумел бы передать содержания сначала торжественной и под конец простодушно стариковской речи фельдмаршала; но сердечный смысл этой речи не только был понят, но то самое, то самое чувство величественного торжества в соединении с жалостью к врагам и сознанием своей правоты, выраженное этим, именно этим стариковским, добродушным ругательством, – это самое (чувство лежало в душе каждого солдата и выразилось радостным, долго не умолкавшим криком. Когда после этого один из генералов с вопросом о том, не прикажет ли главнокомандующий приехать коляске, обратился к нему, Кутузов, отвечая, неожиданно всхлипнул, видимо находясь в сильном волнении.