Английская грамматика не самая притягательная для новичков вещь. И, благодаря этому нежеланию познавать сложные законы чужого языка, образовалось немало новомодных методик об изучении разговорного английского без вникания в грамматические нормы. Но на самом деле это всего лишь красивый обман: даже разговорная речь строится на основе грамматики. И сегодня мы это легко докажем, разбирая важную часть и грамматики, и разговорной речи, а именно – составные глаголы в английском языке, они же знаменитые фразовые сочетания.

Прежде чем переходить к частным случаям, необходимо составить общее понятие о том, как выглядит классификация глаголов в английском языке. Грамматически выделяют несколько критериев того, какими бывают английские глаголы .

Значение

Всем известно, что глаголы обозначают действия или состояния. Однако, данная часть речи не всегда является независимой грамматической единицей. В соответствии с этим наблюдением, английские глаголы разделяются на два типа.

Иными словами, служебные глаголы всего лишь помогают построить сложную глагольную конструкцию, при этом теряя свое словарное значение.

  • I am going to translate this article – Я собираюсь перевести эту статью.

Переходность

Важный критерий, связанный с порядком слов в предложении и образованием пассивного залога .

Переходный глагол в английском языке передает свое значение на отвлеченное лицо или предмет, поэтому всегда требует после себя прямого дополнения (кого? что?).

  • My father bought a new car – Мой отец купил новую машину.

С помощью таких глаголов основной акцент переносится на объект, поэтому они способны образовывать конструкции страдательного залога.

  • This car was bought in 2018 – Эта машина была куплена в 2018 году.

Значение непереходного глагола связано непосредственно с подлежащим, поэтому в таких конструкциях дополнение необязательно.

  • She is laughing – Она смеется.

Однако, ввиду своих свойств, данные глаголы не могут использоваться в предложениях пассивного залога.

Формы

Помимо словарного вида (инфинитива ) у каждого английского глагола есть еще 3 формы, позволяющие определить время совершения действия.

  • Past simple – указатель простого прошедшего времени;
  • Past participle (II ) – причастие прошедшего времени; необходимо для образования времен группы Perfect;
  • Present participle (I ) – причастие настоящего времени; необходимо для построения конструкций аспекта Continuous.

Отметим, что в зависимости от способа образования форм, английские глаголы делятся на правильные и неправильные.

Структура

И, наконец, по составу слова различают три основных глагольных вида.

  • Простые глаголы – исходная форма, не имеющая никаких дополнений (read, write, translate ).
  • Производные глаголы – у слов есть приставки или суффиксы (misread , overwrite , retranslate ).
  • Сложные глаголы – составные, двух- или трехэлементные, сочетания.

Последний пункт списка нам сегодня особенно интересен. Некоторые подобные глаголы представляют собой односложную комбинацию, состоящую из двух корней: whitewash – белить, proofread – вычитывать, корректировать . Но гораздо чаще в речи встречаются раздельные сочетания «глагол+предлог » или «глагол + наречие ». Это и есть составные, они же фразовые, английские глаголы. Что это такое и зачем их нужно знать, рассмотрим подробно в следующем разделе.

Все про составные глаголы в английском языке

Итак, мы уже поняли, что фразовые глаголы – это своеобразные словосочетания. В чем же кроется их суть? Разберем на примере.

Возьмем популярный английский глагол get. Его основное значение – получать, становиться, осознавать .

  • Have you got her letter yet? – Ты уже получил ее письмо?

А теперь попробуйте перевести следующую конструкцию.

  • She usually gets up at 8 o’clock.

Дословно получится нечто вроде: она обыкновенно становится вверх в 8 часов. Звучит не очень, согласитесь? А все потому, что get up это не два отдельных слова, а фразовый глагол, значение которого просыпаться, вставать . Теперь мы легко поймем весь смысл выражения: Она обычно просыпается в 8 утра .

Подобные комбинации – частая вещь в разговорной речи, вот почему так важно знать составные (фразовые) глаголы в английском языке. Всего их насчитывается свыше 5 тысяч, но в повседневной речи активно используется только несколько сотен. Список часто употребляемых выражений мы приведем чуть позже, а пока остановимся на еще одном важном моменте: связи фразовых глаголов с грамматическими нормами.

Вернемся к категории переходности, которую мы рассматривали в первой части. Некоторым фразовым глаголам присуща эта характеристика и, при добавлении дополнения, возникает вопрос: разбивать глагольное сочетание или нет.

В одних случаях дополнение идет строго после всего сочетания, в других его размещают между глаголом и предлогом. И, что самое неприятное, в английском языке нет строгого правила, регулирующего отношения фразовых глаголов с дополнениями. Но, с другой стороны, при неправильном порядке слов получится грубая речевая ошибка.

Чтобы не попасть впросак, рекомендуется сразу заучивать специфику глагола: разделяемый он или неразделяемый. Мы постарались облегчить изучение фразовых глаголов и уже поделили их на две группы. Далее приводим списки выражений и желаем успехов в изучении и совершенствовании английского!

Разделяемые глаголы

Глагол Перевод
bring about вызвать, причинить, быть причиной
call back перезвонить
call off отменять, отзывать, прекращать
call up звонить, вызывать (по телефону)
check out проверять, подтверждать
clean up чистить, очищать, убираться
do over переделывать
drop off бросить, оставить, высадить (из транспорта)
figure out понять, додуматься
fill in заполнять, наполнять
find out узнать, обнаружить
get back вернуться, возвратиться
give away отдать, раздать, одаривать, жертвовать
give back возвращать, отдавать
give up бросать, сдаваться, отказываться
hand in передать, сдать (что-л. кому-л.)
hang up положить/повесить телефонную трубку
kick out выкинуть, вышвырнуть, выгнать
look over осматривать, просматривать, проверять
pick up собрать, поднять
put away убирать на место, откладывать, прятать
put off отложить
put on надеть
show off хвастаться, рисоваться, хвалиться
take off убирать, снимать, раздеваться
take over взять верх, перенять, захватить
tear down уничтожить, разрушить
think over обдумывать, вдумываться
throw away выбрасывать, выбросить
try on примерять,
turn on/off включать/выключать
turn up/down повышать/понижать
wake up просыпаться, вставать

Неразделяемые глаголы

break into проникнуть, вторгнуться
call on навестить, посетить
care for заботиться, любить, интересоваться
check in/out заезжать/выезжать (в гостиницу)
count on положиться (на кого-л.)
disagree with не соглашаться, иметь разногласия с…
drop by заскочить, забежать
fall off падать, отваливаться, отпадать
get along with ладить, уживаться
get on садиться, входить в (транспорт)
get out of высаживаться, выходить (транспорт)
get over преодолеть, пережить, оправиться
get through пройти, справиться, покончить
get up вставать, просыпаться
go over проходить, просмотреть
grow up расти, становиться взрослым
keep on продолжать
keep up with поспевать, поддерживаться
look after заботиться, ухаживать
look for искать, разыскивать
look like выглядеть как кто-л., быть похожим
look out for наблюдать, высматривать
put up with мириться, терпеть
run across случайно встретить, столкнуться
run out of израсходовать, истратить
run over сбить кого-л. (машиной)
show up появиться, проявиться
take after походить, быть похожим на кого-л.
take off в значении взлетать, взлететь
take up увлекаться, заниматься чем-л.
throw up стошнить, вырвать,

Одним из редких диалектных различий в области глагольного словообразования является возможность образования сложных глаголов с приставкой местоименного происхождения - первым компонентом того-. Так, в части архангельских говоров имеется глагол тогдделать с общим значением, соответствующим общерусскому глаголу делать `совершать, осуществлять что-н.’ Он может обозначать любое действие, конкретизирующееся в речевой ситуации.

Этот диалектный глагол употребляется со всеми приставками: вытогоделатъ, затогдделать, натогдделать, перетогдделать, притогбделать и т. д., имеется и возвратный: тогдделаться. Корень глагола может быть представлен как в виде дел-, так и de-/dej- (ср. с этим корнем в литературном языке слова: действовать, деятель и др.). Оба эти корня могут редуцироваться вплоть до одного согласного: вытогодеть, вытогодить, вытогодиться, натогбдить, перетогддить, стогддить и др.

Такого типа префиксальные глаголы присоединяют все присущие русским глаголам несовершенного вида суффиксы, например, -ыва: вытогодёлывать, а также характеризуются общерусскими чередованиями гласных корня о\\а: вытогадиваться, притогадивать. Ср.: Я стекло вытогоделала (`вынула’, из лампы). Раскопали да вытогоделали ‘узнали, разузнали’ - не дана пёньзия. В прошлом годе одну совсем медведь исковеркал, другой глаз вытогодил. Затогддить - приготовить что-то, заделать. Другу комнату они сами обтогддливали - оборудовали. Мёлко-то всё протогоделают - будет крупа. Сквозь решётку протоводелают. Его вётром притоводелило к стены. Шестом притогадиваем к бёрегу. Из приведенных примеров видно, что в глаголах такого типа - с очень широкои, отвлеченной семантикои - конкретное значение передается по существу приставкои, именно она выражает, несет на себе основной смысл глагольного действия.

Другой глагол подобного типа образования чёмзнать (чемнать) `быть в неведении’: Чемзнаш - не пойман - не вор. Мы ведь цем- знайем! Щаз говорят - не знаю, а раньше: чемнаю я. Он цёмнат поцьто ты несёш. Я цемнаю, взяла ли не взяла. Мужик пришёл, она и забранила. - А почему? - Чемнаю? Я чёмзнала, что у них неприят- нось была.

Русская диалектология / Под ред. Касаткина Л.Л. - М., 2005 г.

Сложные глаголы представлены 3 группами:

1. Слитные сложные глаголы:

єкел (алып кел) принеси, привези

апар (алып бар) отнеси, отвези

2. Присоединенные сложные глаголы:

ойнап - к‰лу радоваться, смеяться

жылап - ењiреу плакать, печалиться

3. Образованные сочетанием слов из разных частей речи:

Имя существительное, имя прилагательное... + вспомогательный глагол.

В составе сложных глаголов используются как вспомогательные лексически полноценные глаголы, такие, как ал, баста, кµр и др.

.......................................................................................................................................................................

Вспомогательный глагол ал в сочетании с деепричастием на -а,- е, -й выражает возможность или способность субъекта совершить какое-либо действие и соответствует русскому глаголу “мочь”.

Мен айт+ааламын. Я могу сказать.

Сен кел+е аласыњ. Ты сможешь прийти.

Ол ќазаќша сµйле+й Он говорит /может говорить/

алады. по-казахски.

Мен айт+аалмаймын. Я не могу сказать.

Сiз кел+еаласыз. Вы сможете прийти.

.......................................................................................................................................................................

Вспомогательный глагол ал в сочетании с деепричастием прошедшего времени на -п, -ып, -iп указывает, что действующее лицо совершает данное действие для себя.

Мен кiтап сат+ыпалдым. Я купил книгу.

Ол киiн+iпалды. Он оделся.

Сен жаз+ыпалдыњ ба? Ты записал?

.......................................................................................................................................................................

Вспомогательный глагол баста в сочетании с деепричастием будущего времени на -а, -е, -й по значению соответствует русским глаголам “начинать” и “стать”.

Дєрiгер ќабылда+йбастады. Врач начал принимать/прием/.

Ол айт+абастады. Он начал говорить.

.......................................................................................................................................................................

Вспомогательный глагол кµр в сочетании с деепричастием прошедшего времени на -п, -ып,

Iп по значению соответствуют русским глаголам “попробовать”, “попытаться”.

Емтихан тапсыр+ыпкµрейiн. Попробую сдать экзамен.

Айт+ыпкµр. Попробуй сказать.

.......................................................................................................................................................................

В качестве вспомогательных в составе сложных глаголов употребляются следующие полноценные в лексическом отношении глаголы.

айту говорить алу брать басу давить

беру дать аудару переводить бiлу знать

келу прийти кiру войти кµру видеть

кµтеру поднять болу быть салу класть

ќалу отстать жету достичь т‰су спускаться

ќою ставить кету уйти и др.

.......................................................................................................................................................................

Например:

кµњiл айту выразить абай болу быть

соболезнование осторожным

тiлек айту пожелать бой жету вырасти

дем алу отдыхать аќыл кiру образумиться

р±ќсат алу получить алѓа басу развиваться

разрешение

аќыл беру советовать жµн бiлу ориентиро-

алып келу привести пайда кµру извлекать

кµњiл кµтеру поднять айќай салу закричать

настроение

тањ ќалу удивиться ќ±да т‰су посвататься

ќол ќою подписать

.......................................................................................................................................................................

Сегодня мы затронем непростую тему, которая будет касаться непростых глаголов. Что такое глагол и насколько он важен в предложении, Вы уже знаете.

Теперь разберемся с тем, для чего нужны сложные глаголы, как они образуются и почему важно знать об их существовании. Начнем, пожалуй, с последнего.

Итак, о существовании сложных глаголов можно догадаться из текстов. Зачастую такие глаголы встречаются в текстах повышенной сложности и образуются следующим образом:

  • Существительное + глагол

Waylay – подстерегать

Air-condition – кондиционировать

Backbite – клеветать

Machine-gun – стрелять из пулемета

Typewrite – печатать на машинке

Browbeat – запугивать

Earmark – клеймить

  • Прилагательное + глагол

Broadcast – транслировать

Safeguard – охранять

Whitewash – белить

Fulfil – выполнять

  • Глагол + глагол

Sleepwalk – ходить во сне

Freeze-dry – подвергать сухой заморозке

  • Предлог (наречие) + глагол

Overtake – догнать, наверстать

Undergo – испытывать

Overestimate – переоценивать

Ill-use – плохо обращаться

Underestimate – недооценивать

Outdo – превзойти

Foresee – предвидеть

Outlive – пережить

Довольно часто под сложными глаголами понимают , которые употребляются только с предлогами. Оксфордский словарь выделяет 7 типов фразовых глаголов в английском языке:

  • непереходные (give in);
  • переходные (find out [=discover]);
  • монотранзитивные (look after [=care for]);
  • дважды транзитивные (blame something on someone);
  • предложные глаголы-связки (serve as);
  • монотранзитивные фразово-предложные глаголы (look up to [=respect]);
  • дважды транзитивные фразово-предложные глаголы (put down to [=attribute to]).

Наиболее распространенными словами, с помощью которых формируются фразовые глаголы, являются:

  • along;
  • around;
  • away;
  • back;
  • down;
  • forward;
  • over;
  • through;
  • under;

Важно помнить, что глаголы изменяются по , выражая настоящее, прошедшее, будущее. Глаголы спрягаются, т.е. изменяются по лицам и числам, в результате чего необходимо правильно выбрать вспомогательный глагол либо окончание. Глагол можно употребить в активном или страдательном залоге. В последнем случае действие происходит над предметом. Глаголы имеют наклонения: изъявительное, сослагательное, повелительное. Некоторые глаголы являются переходными, в то время как другие – нет.

Как писать фразовые глаголы?

Данный вопрос интересует каждого второго человека, изучающего английский язык, когда речь идет о фразовых глаголах. Когда нужно писать глагол и частицу рядом (Could you fill in the form? ), а когда можно отделить глагол от частицы и между ними написать еще слово (I put the meeting off till the 2 nd of September )?

Необходимо запомнить простую формулу, в соответствии с которой существует два варианта:

1) Если дополнение выражено личным местоимением, оно располагается между глаголом и частицей (she brought them up – она вырастила их сама).

2) Если дополнение не выражено местоимением, оно может располагаться как между глаголом и частицей, так и после частицы (she brought up her child/she brought her child up ).

Английский и открывайте новое вместе с нами!