Слова, которые мы используем для описания и обсуждения форм букв, являются смешением терминов как типографики, так и каллиграфии, появляющихся в течение столетий в разных странах. Некоторые наиболее важные термины представлены на следующем рисунке .

Элементы букв и их названия. Некоторые из параметров, например изгиб (spine), характерны только для отдельных букв (в данном случае S), но большинство являются общими и применимы ко многим буквам.
Формы букв наборных шрифтов, подобные тем, которые вы сейчас видите перед глазами, испытали сильное влияние букв, выполненных как резцом, так и каллиграфическим пером. Причем большая часть того, что говорится о буквах, связана именно с последним способом.

Образцы для современного шрифта были первоначально написаны ширококонечным пером, как показано ниже.

Формы букв унаследованы из каллиграфии. Форма буквыО, у которой изменяется толщина штриха, отображает след ширококонечного пера. Нажим создается, когда перо чертит самую широкую линию.

В зависимости от того, как перо удерживают в руке и под каким углом оно расположено к бумаге, получаются штрихи переменной толщины. Если таким образом рисовать окружность, то линия от тончайшего штриха до широкого наплыва и наоборот. Такая изменчивость толщины штриха определяет наклон оси овальных элементов (stress). Величина наклона оси является характерным признаком определенного стиля шрифта.

Таким образом, ширины штрихов (strokes) знака изменяются в зависимости от того, в каком направлении движется перо - вверх или вниз. Этим объясняется, почему у знаков с обыкновенно «прямыми ножками», как M, N и A, появляются штрихи разной толщины.

Перьевой штрих очень часто определял основную форму многих латинских букв. В данном случае у буквыМ движение пера вниз формирует широкие штрихи, а движение вверх - узкие.

ЗАСЕЧКИ

Засечками (serifs) называют слегка расширяющиеся росчерки на концах основных штрихов. Слово serifs неясной этимологии, но, возможно, оно восходит в древненемецкому слову, означающему «штрих».

Хотя сами по себе засечки имеют гораздо более древнее происхождение: их можно обнаружить на каменных надписях Древней Греции. Одним из основных принципов классификации шрифтов является разделение их на шрифты с засечками (seriffed faces) и шрифты без засечек. Последние в английском языке носят название sans serif, объединяющее в одной фразе французское слово sans («без») и тевтонский корень serif («штрих»).

Засечки - это не только декоративные элементы. Они играют важную роль в восприятии шрифта, поскольку помогают глазу отделить один знак от другого и выявить отдельные буквы в аллеях тонких штрихов, которые образуются строками набранного текста. Они также упорядочивают горизонтальную текстуру шрифта, создавая своеобразную дорожку, которая уверенно ведет глаз вдоль строки. Таким образом, у шрифтов с засечками более высокая степень разборчивости (legibility), и их легче воспринимать и распознавать. Повышение разборчивости, в свою очередь, позволяет быстрее и легче читать текст, т. е. заметно повысить удобочитаемость (readability).

Известно множество типов засечек, которые сильно отличаются друг от друга по форме, размеру и массе. Они создавались в течение столетий, и многие шрифты получили свои названия с учетом именно особенностей засечек.

Слова, которые мы используем для описания и обсуждения форм букв, являются смешением терминов как типографики, так и каллиграфии, появляющихся в течение столетий в разных странах. Некоторые наиболее важные термины представлены на следующем рисунке .

Элементы букв и их названия. Некоторые из параметров, например изгиб (spine), характерны только для отдельных букв (в данном случае S), но большинство являются общими и применимы ко многим буквам.

Формы букв наборных шрифтов, подобные тем, которые вы сейчас видите перед глазами, испытали сильное влияние букв, выполненных как резцом, так и каллиграфическим пером. Причем большая часть того, что говорится о буквах, связана именно с последним способом.

Образцы для современного шрифта были первоначально написаны ширококонечным пером, как показано ниже.

Формы букв унаследованы из каллиграфии. Форма буквы О, у которой изменяется толщина штриха, отображает след ширококонечного пера. Нажим создается, когда перо чертит самую широкую линию.

В зависимости от того, как перо удерживают в руке и под каким углом оно расположено к бумаге, получаются штрихи переменной толщины. Если таким образом рисовать окружность, то линия от тончайшего штриха до широкого наплыва и наоборот. Такая изменчивость толщины штриха определяет наклон оси овальных элементов (stress). Величина наклона оси является характерным признаком определенного стиля шрифта.

Таким образом, ширины штрихов (strokes) знака изменяются в зависимости от того, в каком направлении движется перо - вверх или вниз. Этим объясняется, почему у знаков с обыкновенно «прямыми ножками», как M, N и A, появляются штрихи разной толщины.

Перьевой штрих очень часто определял основную форму многих латинских букв. В данном случае у буквы М движение пера вниз формирует широкие штрихи, а движение вверх - узкие .

Засечками (serifs) называют слегка расширяющиеся росчерки на концах основных штрихов. Слово serifs неясной этимологии, но, возможно, оно восходит в древненемецкому слову, означающему «штрих».

Хотя сами по себе засечки имеют гораздо более древнее происхождение: их можно обнаружить на каменных надписях Древней Греции. Одним из основных принципов классификации шрифтов является разделение их на шрифты с засечками (seriffed faces) и шрифты без засечек. Последние в английском языке носят название sans serif, объединяющее в одной фразе французское слово sans («без») и тевтонский корень serif («штрих»).

Засечки - это не только декоративные элементы. Они играют важную роль в восприятии шрифта, поскольку помогают глазу отделить один знак от другого и выявить отдельные буквы в аллеях тонких штрихов, которые образуются строками набранного текста. Они также упорядочивают горизонтальную текстуру шрифта, создавая своеобразную дорожку, которая уверенно ведет глаз вдоль строки. Таким образом, у шрифтов с засечками более высокая степень разборчивости (legibility), и их легче воспринимать и распознавать. Повышение разборчивости, в свою очередь, позволяет быстрее и легче читать текст, т. е. заметно повысить удобочитаемость (readability).

Известно множество типов засечек, которые сильно отличаются друг от друга по форме, размеру и массе. Они создавались в течение столетий, и многие шрифты получили свои названия с учетом именно особенностей засечек.

Под конец приводим еще один рисунок в исполнении Евгения Дмитриева, иллюстрирующий анатомию шрифта в несколько другом ракурсе.

Буквы — это не просто линии и точки, и из этой статьи вы узнаете, насколько буквы индивидуальны — по крайней мере, в .

Например, знаете ли вы, что у некоторых букв, в том числе заглавных K и R, есть ноги, а у других, таких как строчные N и M, — плечи? Во многих гарнитурах есть даже уши — маленькие линии, идущие сверху вниз по строчной G, а у буквы S есть позвоночник — главная изогнутая линия внутри буквы.

Но не все термины взяты в типографике из анатомии: X-высота означает высоту строчных букв, а высота шапки — высоту заглавных.

Слова — это не просто буквы. Как и у людей, у них есть характер, настроения, стили — и даже анатомические детали! Вот краткий обзор элементов, из которых состоят буквы, и их аналогов в жизни.

  • Нога (Leg) — штрих, направленный вниз.
  • Рука (Arm) — прямой или изогнутый штрих, направленный вверх или наружу.
  • Ухо (Ear) — небольшой штрих, направленный наружу от строчной g в некоторых начертаниях.

  • Плечо (Shoulder) — штрих, изогнутый вниз и вправо. Он есть у строчных h, m и n.
  • Хвост (Tail) — выносной изогнутый штрих, направленный вниз от заглавной O, R и K. Выносные штрихи у строчных g, j, p, q и y тоже иногда называются хвостами.
  • Позвоночник (Spine) — главный изогнутый штрих внутри заглавной и строчной S.

  • X-высота (X-height) — это не часть буквы, а мера высоты строчных букв в одной гарнитуре, зависящая от высоты буквы x, отсюда и название.
  • Рост прописных (Cap height) — мера высоты заглавных букв. У всех заглавных букв в одной гарнитуре она одинакова и определяется по буквам с плоским дном, таким как E.
  • Штрих (Stroke) — главный вертикальный штрих каждой буквы.

  • Верхний выносной элемент (Ascender) — штрих, выступающий вверх, выше х-высоты.
  • Нижний выносной элемент (Descender) — штрих, свисающий вниз, ниже х-высоты.

  • Завиток (Swash) — декоративный элемент, который заменяет засечку у заглавных букв.
  • Перекладина (Bar) — горизонтальный штрих у букв A, H, e и f.

  • Засечка (Serif) — короткий штрих в начале и на конце основного. Бывают шрифты с засечками и без засечек.
  • Концевой элемент (Terminal) — окончание штриха, не имеющего засечки.

  • Чаша (Bowl) — штрих, создающий замкнутое полукруглое пространство, как у букв d, b, o, D и B.
  • Стойка (Counter) — замкнутое пространство внутри таких букв, как o, b, d и a. Стойки тоже состоят из чаш.

  • Шпора (Spur) — маленький выступ, отклоняющийся от основного штриха у заглавной G в некоторых начертаниях.
  • Ствол/Стебель (Stem) — главный вертикальный штрих прямых букв. Первый диагональный штрих букв A и V тоже называется стволом.

  • Дуга (Link) — штрих, соединяющий чашу и петлю строчной g.
  • Петля (Loop) — нижний овальный элемент строчной g.

A. Очко литеры (Character).

B. Кегельная площадка (Em-Square, Character Area).

C. Кегль (Size).

D. Линия шрифта (Base line).

E. Высота (рост) прописного знака (Cap-Height).

F. Высота (рост) строчного знака (x-height).

G. Межбуквенный просвет (Letterspace).
H. Полуапрош (Side bearing).

I. Интерлиньяж (Linespace).

1. Основной штрих (Stem, Stroke).

2. Соединительный штрих (Hairline).

3. Засечка, сериф (Serif).

4. Верхний выносной элемент (Ascender).

5. Нижний выносной элемент (Descender).

6. Наплыв (Stress).

7. Внутрибуквенный просвет (Counter).

8. Овал (Oval).

9. Полуовал (Bowl).

10. Концевой элемент (Terminal).

11. Каплевидный элемент (Ball, Drop).

12. Точка (Dot).

13. Диакритический знак, акцент (Accent, Diacritic).


4. Контрастность шрифта.

Контрастность (Contrast) - отношение толщины основных штрихов к толщине соединительных. Шрифт может быть неконтрастным (ITC Avant Garde Gothic), малоконтрастным (Clarendon), контрастным (Bodoni) и сверхконтрастным (ITC Fat Face).

Насыщенность шрифта.

Насыщенность (Weight) - отношение толщины основных штрихов к высоте прямого знака. Изменения этого отно­шения образуют сверхсветлый, светлый, нормальный, полу­жирный, жирный, сверхжирный шрифт (Extra Light/Thin, Light, Book/Regular, Demi Bold/Semi Bold, Bold, Extra Bold/ Heavy/Black/Ultra). Количество степеней насыщенности может быть еще большим, а их названия могут варьироваться.

Пропорции знаков шрифта.

Пропорции (Proportion) - отношение ширины и высоты знаков шрифта. Изменения этого отношения образуют сверхузкий, узкий, нормальный, широкий, сверхширокий шрифт (Extra Condensed, Condensed, Normal, Extended, Extra Wide). Могут быть и другие степени изменения пропорций.

Наклон шрифта.

Угол наклона (Angle) знаков характеризует шрифт как прямой, наклонный или курсивный (Upright/Roman, Ob­lique or Italic). Курсивный шрифт отличается от наклон­ного тем, что его строчные буквы не только наклонны, но по форме ближе к рукописным знакам.

Начертание шрифта.

Начертание шрифта (Typeface) - комплект знаков, харак­теризующийся едиными стилевыми особенностями рисун­ка, насыщенностью, пропорциями и углом наклона, напри­мер, узкое полужирное курсивное начертание (Demi Condensed Italic).


9. Типографская система измерений (типометрическая система).

Размер (кегль) типографского шрифта по высоте измеряется в типографских пунктах. Основу современной типометрической системы заложил в середине XVIII в. французский словолитчик и типограф Пьер Симон Фурнье (Pierre Simon Fournier). К концу XVIII в. эту систему усовершенствовал другой французский типограф Фирмен Дидо (Firmin Didot), а к концу XIX в. она была принята в измененном виде в Англии и Америке. Сейчас применяется две системы типографских измерений, отличающихся размером пункта: система Дидо (Didot point system), где 1 пункт равен 0,376 мм, и англо-американская система (English-American point system), где 1 пункт равен 0,351 мм. В ХХ веке и та, и другая система подверглись не­которому округлению в целях более удобного перевода в метрическую систему. Например, 1 пункт Дидо стал рав­няться 0,375 мм, а в англо-американской 0,352 мм. В Европе и в России традиционно используется система Дидо, но в компьютерном наборе в основном по умолча­нию применяется англо-американская система. Во многих компьютерных верстальных программах пункт опреде­ляется для простоты как 1/72 дюйма (25,2 мм). В профес­сиональных издательских пакетах существует возможность выбора системы измерений (метрической, дюймовой, Дидо или англо-американской).

С. Эволюция форм наборных шрифтов.

Ранние формы латинских наборных шрифтов.

Шрифты инкунабул - первых печатных книг, основанные на современных рукописных шрифтах: различных готичес­ких (текстура, ротунда, бастарда), распространенных в Гер­мании - Иоганн Гутенберг (1455), Петер Шеффер (1462), Антон Кобергер (1483) и гуманистическом минускуле, рас­пространенном в Италии - готико-антиква Свейнхейма и Паннартца (1465–70) и братьев да Спира (1469) и анти­ква Николая Йенсона (1476). Первая печатная антиква (Адольф Руш, Страсбург, 1467).

Шрифты эпохи Ренессанс.

Шрифты начала XVI в. итальянских печатников - Альд Мануций: антиква (1495–99) и первый наборный курсив работы Франческо Гриффо (1501) и французские шрифты сер. и 2-й пол. XVI в. - Клод Гарамон (1530–40) и Робер Гранжон (1565): форма знаков основана на дуктальном принципе, однако постепенно меняется под воздействием типографской практики и эстетических теорий современ­ности (небольшой контраст, пропорции золотого сечения, разноширинность, плавное присоединение засечек, нак­лонные оси овалов). Появление профессии гравера-пуансониста.

Шрифты периода барокко.

Шрифты XVII века нидерландских печатников Плантена и Эльзевиров работы последователей Гарамона Жана Жан-нона (1621) и Кристоффела ван Дейка (ок. 1650–70): при сохранении традиционной формы постепенное нарастание особенностей, свойственных глиптальным шрифтам (уве­личение контраста и насыщенности, более острые засечки, оси овалов более вертикальны).

Шрифты периода рококо.

Шрифты начала и середины XVIII века английских и фран­цузских словолитчиков: Уильяма Кэзлона (1734), Джона Баскервиля (1754), Филиппа Гранжана («королевский шрифт», 1702) и Пьера Симона Фурнье (1737) - увеличе­ние контраста и насыщенности, острые засечки, оси ова­лов почти вертикальны.

5. Шрифты периода классицизма. Шрифты 2-й половины XVIII века и начала XIX века словолитчиков Фирмена Дидо (1784–1820, Франция), Джамбатиста Бодони (1798–1813, Италия) и Юстуса Эрика Вальбаума (1793–1800, Германия). Полный отход от дуктальной традиции, форма обусловлена процессом гравировки на металле (сильный контраст, од-ноширинность, тонкие волосные засечки, оси овалов строго вертикальны).