1. Анатомия как наука и её место среди биологических дисциплин, виды анатомии.

Анатомия - это наука о закономерностях строения организма и отдельных его частей. Эти закономерности определяются историей развития организма. В определённых условиях среды наследственными факторами и свойствами живой материи расти и размножаться. Анатомия с греческого слова: anatome - рассечение, разрез.

Задачи анатомии: 1)Изучить развитие сложных структур в зависимости от изменения условий внешней среды (кормление, содержание, эксплуатация). 2)Изучить коррелятивные влияния изменения одного органа на другой. 3)Изучить влияние продуктивных функций на динамику роста и развития отдельных органов. 4)Изучить влияние внешних факторов на формообразование. 5)Выяснить наилучшие комбинации внешних условий благоприятствующие правильному развитию тела и отдельных органов. Значение анатомии: 1)Общеобразовательное. 2)Прикладное.

Виды анатомий: 1). По объектам изучения: Видовая, Типовая, Возрастная, Породная, Половая . 2). По методам изучения: Макроскопическая, Микроскопическая, Макромикроскопическая, Сравнительная, Рентгенанатомия . 3). По состоянию изучаемого объекта: Нормальная анатомия, Патологическая анатомия . 4). По прикладному значению: Типографическая, Пластическая, Описательная или системная, Экстерьерная, Зоотехническая, Теоретическая .
2. Краткая история анатомии как науки.

История развития анатомии в 5-ти периодах: 1) Начальный: охватывает 5 столетие до н. эры. Учёные: Гераклит, Гиппократ (20 томов). 2) Научного развития: вбирает от 4-го столетия до н. эры, и до 15 столетия нашей эры. Учёные 4-го века: Аристотель ((Система органов), теория развития организма). Во 2-ом веке до нашей эры: Гален. Он утверждает, что:сердце, мозг, печень - главные органы. 3) Период возрождения: 16 век - и первая половина 17 века. Учёные: Гарвей - учение о кровообращении, Фаллопий - изучает строение половых органов, Евстахий - органы дыхания и слуховой аппарат, Леонардо Да Винчи - образы животных и человека. 4) Микроскопический период: вторая половина 17 и 18 веков. Учёные: Мальпигий - учение о кровеносных сосудах. 5) Сравнительно-эмбриональный период: 19-20 века - сегодняшнее время. Учёные: Кювье - теория эмбрионального развития.
3. Морфологические понятия в анатомии : клетка, ткань, орган. Виды тканей и органов.

Клетка - это наименьшая обособленная частица тела с ядром внутри. Ткань - это совокупность более или менее однородных клеток с их производными, объединённые общим строением, функцией и происхождением. Виды тканей: 1) Эпителиальная (покровная). 2) Опорно-трофическая (соединительная, хрящевая, костная, кровь, лимфа). 3) Мышечная: Поперечно-полосатая ткань (придаёт форму тела), Гладкая (в стенках внутри трубчатых органов), Сердечная поперечно-полосатая мышечная ткань (Сердце). 4) Нервная ткань состоит из нейронов и нейроглии. Орган - это обособленная часть тела , состоящая из тканей, имеющие определённое строение и функцию. Organon «греч.» - «орудие». Подразделение органов: 1) Паренхиматозные (Компактные органы): почки, печень, лёгкие. Основная масса органов состоит из рабочей ткани. 2) Провизорные: временные (молочные зубы). 3) Дефинитивные - органы сформировавшие и принадлежат взрослому животному. 4) Рудиментарные - остаточные части органа «часть органа». 5) Атавизмистические - остались от предков или возвращаются от предков. 6) Аналогичные органы - имеют разное происхождение, но одинаковая функция. 7) Гомологичные - одно происхождение, но разные функции. 8) Гомодинамные - близкие по своему строению и выполняющие одну и туже функцию (Пальцы). 9) Гомотипичные - парные органы одного организма.
4. Морфологические понятия в анатомии: система органов, организм. Группы систем органов. Основные проявления жизни и системы их обеспечивающие.

Система органов - это сложный комплекс координирования работающих органов, между которыми в процессе развития распределены детали выполнения одной общей функции. 12 систем: 1) Соматическая группа систем (Soma - тело ): 1) Костная. 2) Система соединения костей. 3) Мышечная система. 4) Система общего кожного покрова. Viscera - внутренности. 2) Висцеральная группа систем: 5) Пищеварительная. 6) Дыхательная. 7) Мочевыделительная. 8) Половая. 3) Интегрирующая группа систем: 9) Сосудистая. 10) Нервная. 11) Эндокринная. 12) Система органов чувств.

Организм - это биологическая форма в которой взаимодействуют все исторически развившиеся в нём системы органов. Объединённые строением и функциями в единое целое . Это целое приспособлено к определённым условиям жизни и способна к изменениям своей организации.

Основные проявления жизни и системы, их обеспечивающие: 1) Обмен веществ и энергии: Дыхательной, Пищеварительной, Мочевыделительной системой. 2) Раздражимость: Сосудистая, Нервная, Эндокринная, Органы чувств. 3) Размножение: Обеспечивается половой системой.
5. Основные закономерности строения тела животного.

Общие закономерности строения тела животного: 1).Принцип одноосности или биполярности. 2).Принцип сегментации или принцип метамерности - это тело животного можно разделить на сегменты. 3).Принцип двухсторонней симметрии или антиметрии. 4).принцип двух трубок: а).Нервная трубка. б).Трубка внутренних органов.
6. Понятия онтогенез, филогенез, их основные закономерности. Основные периоды и стадии развития животных.

Стадии развития организма: Жизнь организма от зиготы до смерти называется онтогенезом . Процесс развития: 1) Внутриутробный (пренатальный). 2) Внеутробный (постнатальный). Стадии внутриутробного периода: 1) Зародышевый. 2) Предплодный. 3) Плодный. Зародышевый период: 1) Дробление. 2) Гаструляция. 3) Обособление тела зародыша. Периоды постнатального процесса развития: 1) Новорождённости. 2) Молочный период. 3) Период полового созревания. 4) Период расцвета. 5) Период старения. Период новорождённости 1 месяц, когда происходит замена тех клеток, на те клетки, которые приспосабливаются к условиям среды.

Понятие об онто- и филогенезе: Филогенез - это историческое развитие видов от одноклеточных до ныне живущих: Одноклеточные  Простейшие многоклеточные  Черви  Рыбы (хрящевые и костные)  Земноводные  Рептилии  1) Животные; 2) Птицы.

Биологический закон Мюллера-Геккеля: 1) Филогенез состоит из множества онтогенезов. 2) Онтогенез краткое повторение филогенеза. 3) Онтогенез продолжение филогенеза. Закон Бера: «все ранее стадии развития животных сходны». Основные принципы филогенетического формообразования: 1) Дифференциация или разъединение. 2) Интеграция или объединение.

7. Общая характеристика скелета (его определение, функции, деление).

Остеология от слов: Os – кость и Logos – наука . Костная система или остеология – это часть анатомии изучающая строение кости. Скелет – совокупность костей одного вида животного расположенный в естественном порядке. Скелет произошёл от греческого слова Skeleton – мумия или иссохший. В своём развитии скелет прошёл три этапа развития: 1)Опорно-перепончатый скелет. 2)Хрящевой скелет. 3)Костный скелет. У животных развивается внутренний скелет из хорды и внешний в процессе филогенеза. У лошади в среднем 214 костей, у КРС – 209, Мелкие жвачные – 101 – 212, Свинья – 288, Собака – 282, У человека – 206. Функция скелета: 1) Опорная. 2) Защитная. 3) Кроветворная – формирование клеток крови. 4) Участие в минеральном обмене веществ. 5) Определяет внешние формы животного. 6) Скелет образует систему рычагов. Скелет подразделяется на: 1) Осевой. 2) периферический или скелет конечностей. Осевой скелет состоит из: Скелета головы. Скелета шеи. Скелета туловища (грудные позвонки, рёбра, грудная кость).  Скелета поясницы (скелет крестца). Скелета хвоста. Периферический скелет состоит из:  Скелета грудных конечностей. Скелета тазовых конечностей. Скелет конечностей в свою очередь состоит из: 1)Костей пояса. 2)костей свободной конечности. К тазовым конечностям относятся 2-е тазовых кости, а каждая тазовая кость состоит из 3-х костей (Седалищная, лонная, подвздошная).
8. Строение, рост, развитие кости как органа (на примере трубчатой кости).

В кости 4-е структурных элемента: 1) Костная ткань. 2) Костный мозг. 3) Надкостница. 4) Гиалиновый хрящ. Хрящ (cartilago ) покрывает участки кости на концевых участках. По расположению бывают: 1)Суставной (на верхних концах кости), 2)Метафизарный хрящ обеспечивает рост кости в длину, расположенный внутри кости. Расположен в зоне роста. Надкостница представляет собой тонкую оболочку, покрывающая кость с наружи, за исключением места расположения суставного хряща. Надкостница состоит из 2-х слоёв: 1) Наружный или фиброзный – представлен соединительной тканью, с большим количеством коллагеновых волокон. 2) Внутренний или камбиальный (остеогенный). Изнутри кость покрывается эндостом – тонкая оболочка, но внутри. Костная ткань подразделяется на: 1) Губчатое вещество. 2) Компактное вещество. Губчатое вещество располагается на концевых участках кости и обеспечивает упругие свойства кости. Компактное вещество более плотное и определяет прочность кости. Костный мозг заполняет полость кости и в зависимости от возраста костный мозг бывает: 1)Красный (Medulla osseum rubra). 2)Жёлтый (Medulla osseum flava).

Кость в своём развитии проходит 3-и или 2-е стадии развития: 1) (1) Перепончатая. 2) Хрящевая. 3) Костная ) - Энхондральный путь развития. Характерен для внутреннего скелета. 2) (1) Перепончатая. 2) Костная ) - Эндестальный путь развития кости. Характерен для внешнего скелета.

Развитие кости: 2) [Перехондральное окостенение] (образуется костная манжетка). 3) [Энтохондральное окостенение] (формируется первый очаг окостенения). 4) Формируется второй очаг окостенения. 5) Формирование дефинитивной кости. Есть зона роста. Похожа на кость взрослого животного. Зона роста: диаметафизарная субхондральная кость, эпихондральная метафизарная кость.
9. Типы костей по форме, факторы формообразования костей, возрастные особенности.

В свежей кости воды до 50%, жиров до 15%, белков (оссеин) до 12,5%, минеральных веществ до 22% (Ca, P). Когда кость вываривают остаётся минеральных веществ до 85%. На химический состав влияет: возраст, кормление, влияние факторов на состав, физическое влияние при беременности. Физические свойства кости: 1)Упругость. 2)Прочность. Классификация костей по форме : 1) Длинные (ossa longa): а) Трубчатые (конечности), б) Плоские (рёбра). 2) Короткие (ossa brevia). 3) Смешанные (ossa mixta) позвонки (функция опоры). 4) Плоские кости (ossa plana) лопатки, тазовые кости. 5) Пневматизированные (воздухоносные) (ossa pneumatica) – в области головы (в черепе).


10. Общая хар-ка системы соединения костей: определение, функции, факторы состояния костей, классификация соединения костей.

Система соединения костей – это совокупность анатомических образований приспособленных для связей костей друг с другом. Функции связочного аппарата : 1) Прочно и надёжно соединяет кости. Способствуя выполнению скелетом динамических и статических функций. 2) Защитная. 3) Участие в обмене в-в. 4) Оказывает содействие мышечной системе в осуществлении различных определённых движений животного. Факторы состояния костей : 1) Кормление животного. 2) содержание. 3) Эксплуатация. 4) Возраст. 5) Пол. 6) Физическое состояние животного. 7) Порода. Классификация соединений костей :


Непрерывный тип – Синартроз.

Синартроз – это такие виды соединений, при которых промежуток между костями заполнен каким-либо видом ткани выполняющую соединяющую роль.

Виды синартроза: 1) Синдесмоз – это соединение костей с помощью плотной соединительной тканью (швы, связки, мембраны). Швы (suturae): 1) Плоские (plana) – встречаются между носовыми костями, соединение это непрочное. 2) Зубчатые (dentata) – встречаются в соединениях между носовыми и лобными костями. 3) Чешуйчатые (squamosa) – соединения путём наложения одной ткани на другую. 4) Листовидные (foliatae) – в соединении между теменными и затылочными костями. Связки (ligamenta) – это лентовидные соединительно-тканные образования. Мембраны (membrana) – это широкие соединительно-тканные образования.

2) Синэластоз – это наличие или содержание эластических волокон. Пример: выйная связка.

3) Синхондроз – это хрящевое соединение костей, т.е. соединение хрящом. Хрящ: 1) Гиалиновый – между костями в молодом возрасте . 2) Волокнистый – где кости под воздействием испытывают давление между телами позвонков.

4) Синостоз – соединение костной тканью. Есть у взрослых животных.

5) Синсаркоз – соединение костей с помощью мышечной ткани.


: 1) Одноостные –движение осуществляется по одной оси (фаланги пальцев). 2) Двуостные – движение суставов по двум перпендикулярным осям (височно-нижнечелюстной сустав). 3) Многоостный – движение идёт по 3-м перпендикулярным плоскостям (плечевой, тазобедренный сустав). 4) Тугие суставы в которых практически отсутствует движение, где связки (крестцово-подвздошный сустав).

Суставы по строению : 1) Простые – образован двумя костными сегментами. 2) Сложный – образован тремя и более костными сегментами.

11. Строение, классификация суставов. Виды движения в суставах.

Составными элементами сустава являются: 1) Суставная капсула. 2) Соединяющиеся поверхности, покрытие гиалиновым хрящом. 3) Пространство заполненное синовиальной жидкостью. Концы костей покрыты суставным хрящом (cartilago articularis). По бокам сустава: капсула сустава (capsula articularis). Внутри – суставная полость (cavum articularis) с синовией (synovia). Капсула сустава состоит из 2-х слоёв: 1)Наружный – фиброзный (придают плотность). 2)Внутренний – синовиальный (вырабатывают синовию). Синовия – это тягучая жидкость , которая обеспечивает питание сустава, гладкую поверхность и буферные свойства.

Прерывный тип – Диартроз (соединение составов). Диартрозы (суставы). Сустав – articulatio (arthrоn). Функции диартроза: По типу движения : 1) Одноостные –движение осуществляется по одной оси (фаланги пальцев). 2) Двуостные – движение суставов по 2-м перпендикулярным осям (височно-нижнечелюстной сустав). 3) Многоостный – движение идёт по 3-м перпендикулярным плоскостям (плечевой, тазобедренный сустав). 4) Тугие суставы в которых практически отсутствует движение, где связки (крестцово-подвздошный сустав). Суставы по строению : 1) Простые – образован двумя костными сегментами. 2) Сложный – образован тремя и более костными сегментами. По форме соприкасающихся поверхностей : 1) Шаровидные – движение многоостное. 2) Блоковидное. 3) Эллипсовидное – форма двояковогнутое и -выпуклое. 4) Плоские – соединения между позвонками. 5) Седловидные (КРС присоединение ребра к позвонку).

Виды движения суставов : 1) Сгибание – flexio. 2) Разгибание – extensio. 3) Отведение – abductio. 4) Приведение – adductio. 5) Вращение – rotatio: 1. Наружу – supinatio. 2. Внутрь – pronatio.
12. Функции мускульной системы, её состав и связь с др. системами. Строение мускулов как органов.

Функции : 1) Перемещение тела в пространстве. 2) Изменение положения частей тела и отдельных органов. 3) Составляет основу тела животного (вместе с костной системой, системой соединения костей и общего кожного покрова). 4) Обеспечивает изменение объёма полостей. 5) Является трансформатором переходом обменной энергии в тепловую. 6) Функция депо воды . 7) Проявляет состояние нервной системы. 8) Наличие мышечно-суставного чувства (даёт возможность животному ориентироваться в пространстве). Связь мышечной системы с др. системами : генетическая, морфологическая, функциональная. Органы мышечной системы : Главные. Вспомогательные. К главным органам относятся мышцы (мышечная ткань). 3-и виды мышечных тканей: 1)Поперечно-полосатая. Она формирует скелетную мускулатуру (соматическая). 2)Гладкая мускулатура. Она выстилает стенки внутренних органов и кровеносных сосудов. 3)Сердечная или поперечно-сердечная мышечная ткань. Вспомогательные органы: Фасции, бурсы (сумка), синовиальные влагалища, сесамовидные кости и блоки на костях.

Строение мускула как органа : каждый мускул состоит из пассивной части и активной. Пассивная часть (закрепление мышц на костной поверхности). Активная часть – сокращение мускул. Мышца имеет: головку, брюшко, хвост. Головка совпадает с неподвижной точкой. Мускул состоит из рабочей ткани – мышечных волокон и соединительно-тканного остова (строма, интерстиций). Соединительно-тканный остов (поперечный разрез): 1) Оболочка (эпимизий). 2) Трабекулы (перемизий). 3) Эндомизий – оболочка покрывающая волокно мышечное. Форма головки и хвоста мускула зависят от формы мускула. Если брюшко крупное, то головка и хвост называются сухожилием и имеют круглую форму. Если брюшко плоское, то сухожилии получили название апоневроз.
13. Классификация мышц по форме и функции.

По форме : 1) Пластинчатые мускулы. 2) Веретенообразные (на конечностях). 3) Кольцеобразные (в основании естественных отверстий). По внутреннему строению : 1) Динамические мышцы (нежная соединительно-тканных основ). 2) Статические (в которых полно отсутствуют мышечные волокна). 3) Динамостатические (наличие в % соотношении мышечных волокон (>50%)). 4) Статодинамические (мышечные волокна сниж. до минимума (15%)). По функции : 1) Разгибатели – экстензоры. 2) Сгибатели – флексоры. 3) Отводящие – абдукторы. 4) Приводящие – аддукторы. 5) Сжиматели – сфинктеры. 6) Расширители – дилятаторы. 7) Суживатели – констрикторы. 8) Вращатели – ротаторы. 9) Вращение наружу – супинаторы. 10) Вращение внутрь – пронаторы.

Синергистры – выполняющие одну и туже функцию. Антагонисты – выполняющие разные функции.


14. Вспомогательные органы мышц и их функции: фасции, бурсы, синовиальные влагалища (значение, строение, классификация).

Фасции (fascia, ae ) – оболочки. Фасции – это широкие, пластинчатые, соединительно-тканные образования, формирующие футляры для мускулатуры в целом, группы и отдельных мускулов. Функции фасций : 1) Защитная. 2) Сдерживает давление мускулов на окружающие органы. 3) Представляет обширную площадь для закрепления мускулов. 4) Создаёт более благоприятные условия для работы мышц. Классификация фасций: По топографии расположения : 1) Поверхностные. 2) Глубокие. 3) Смешанные. Поверхностные фасции состоят из 2-х листков: 1)Наружного. 2)Внутреннего. Располагаются группы мышц или подкожные мышцы (грудобрюшной мускул, лопаточно-плечевой мускул, шейный). Глубокая фасция располагается под поверхностной и состоит из 2-х листков: наружного и внутреннего. Наружный листок соприкасается с поверхностной фасцией, а внутренней с оболочками больших полостей (брюшной и грудной). Внутренний листок глубокой фасции в грудной полости получил название внутригрудная фасция . Внутренний листок глубокой фасции в брюшной полости получил название поперечно-брюшная фасция . Наружный листок глубокой фасции в области брюшной стенки получил название жёлтая брюшная фасция (у травоядных). Собственные или специальные фасции покрывают каждый мускул, а в отдельных участках тела имеют собственные названия: фасция предплечья, широкая фасция бедра.

Бурсы (сумки) – bursa . Бурсы – это мешочки стенки которого состоят из соединительной ткани. Внутри мешочки заполнены жидкостью, в основном бурсы будут располагаться в теле животного с мягким телом соприкасаясь с костью, где будет трение. Классификация бурс : По происхождению : 1) Врожденные. 2) Приобретенные. По характеру жидкости : 1)Слизистые (под кожей). 2)Синовиальные. По расположению : 1) Подкожные. 2) Подсухожильные. 3) Подсвязочные. 4) Подмышечные. Сухожильные влагалища представляют собой бурсы вытянутой вдоль сухожилия. В сухожильном влагалище различают 2-а пласта: 1)Наружный – фиброзный. 2)Внутренний – синовиальный. Внутренний пласт состоит из 2-х листков: Париетальный, висцеральный. Место перехода одного листка в другой называется брыжейкой. Между париетальным и висцеральным листками располагается синовиальная жидкость.

Синовиальное влагалище (vagina synovialis ) , соединительно-тканный футляр, окружающий сухожилие и способствующий его скольжению. Висцеральный листок С.в. сращён с сухожилием, париетальный – с сухожильным влагалищем . Полость между висцеральным и париетальным листками заполняется синовиальной жидкостью. Основное заболевание С.в. – раны, ушибы.

15. Общая хар-ка сис-мы ОКП: строение кожи и её производные, функции системы ОКП.

ОКП – это плотная оболочка, покрывающая тело животного снаружи и является посредником между телом и внешней средой и выполняет защитную функцию (предохраняет глубокие ткани от воздействия внешней среды). ОКП включает в себя : 1) Собственная кожа. 2) Производные кожи: Волосы, железы (потовые, сальные, слюнные, молочные), роговые образования (рог, коготь, ногти у человека), мякиши. Основные функции ОКП : 1) Защитная. 2) Терморегуляторная. 3) Рецепторная. 4) Депо жира (до 40%). 5) Депо воды, крови (до 10%). 6) Экстерьерная. 7) Дыхательная. 1/3 кислорода поступает в организм. 8) Гормональная. Строение кожи : 1)Эпидермис. 2)Основа кожи. 3)Подкожный слой. Эпидермис состоит из 5-ти слоёв: 1) Роговой. 2) Блестящий. 3) Зернистый. 4) Слой крылатых (шиповатых) клеток. 5) Производный слой. Эпидермис отделяется от основы кожи базальной мембраной. Анатомически кожа состоит из 2-х слоёв: 1)Роговой (роговой, блестящий, зернистый слои). 2)Производящий (шиповатые клетки, производный). Основа кожи (дерма) : 1) Сосочковый. 2) Сетчатый. Сосочковый слой формирует сосочки, выступающие в сторону эпидермиса, построен из рыхлой соединительной ткани и на нём располагаются базальные мембраны. Сетчатый слой представлен плотной соединительно-тканной с наличием коллагеновых и эластических волокон. Подкожный слой не делится, построен из рыхлой соединительной ткани в которой располагаются жировые клетки.

Производные кожи : Волос (pilus ) – подразделяется на стержень (scapus), корень (radix). Корень включает такие части: 1)Внутрикожная часть с луковицей, сосудами и нервами. 2)Корневые влагалища (нар. и внутр.). наружное формируется из рогового эпителия. Внутренний – из производящего слоя эпидермиса. 3)Волосяная сумка формируется за счёт основы кожи. Все элементы называются волосяным фолликулом . Поперечный разрез волоса: 1)Кутикула. 2)Корковый слой. 3) Мозговой слой волоса. Типы волос : 1) Покровные. 2) Длинные. 3) Синуозные – чувствительные волосы. Смена волос называется линькой. Линька бывает: 1) Сезонная (периодическая). 2) Перманентная (постоянная). 3) Ювенальная (юношеская).

Кожные железы : классификация: 1)По наличию выводных протоков: железы внутренней секреции не имеют выводных протоков. Железа внешней секреции имеют выводные протоки. 2)По строению выводного протока: простые. Сложные. 3)По строению концевых отделов: Альвеолярные. Трубчатые. Альвиолярно-трубчатые. 4)По характеру секреции: сальные. Потовые. Серозные. Слизистые. Молочные. 5)По типу секреции: голокриновые – сами разрушаются. Апокриновые – разрушается крышечка. Мерокриновые – полностью сохраняются. 6)По расположению: пристенные. Застенные. Потовые железы (glandulae sudoriferae): внешней секреции, простые, трубчатые, мерокриновые. Сальные железы (glandulae sebaccae): внешней секреции, протые, голокриновые, альвеолярные. Протоки открываются в корневые влагалища. Их секрет кожное сало. Молочные железы (glandulae lactiferae): внешней секреции, сложные, мерокриновые, трубчато-альвеолярные железы. Молочные железы – основной признак млекопитающих. Молочная железа бывает : 1)Компактное – uber, 2)Множественная – ubera, 3)Грудь – mammae. На вымени различают – тело и соски. Молочная железа (у КРС) подразделяется на 2-е половины: правая и левая. Каждая половина состоит из четвертей или каждую четверть называют (холмом ). Вымя снаружи покрыта кожей, под кожей располагается поверхностная фасция, наружный листок глубокой фасции. Внутренний листок глубокой фасции формирует подвешивающую связку вымени. Если рассматривать молочную железу как орган, то в ней выделяют: строму (остов) и паренхиму (клетки которые вырабатывают секрет). Строма состоит из соединительно-тканной ткани, покрытая фасциями. Форма вымени : 1)Округлая или чашеобразная (КРС). 2)Козье. 3)Квадратное (у КРС). 4)Плоское (КРС). Форма сосков : 1)Цилиндрическая. 2)Коническая. 3)Расширение у основания соска. У свиней форма соска может бить в виде кратера.

Копыто – это дистальный участок конечностей, заключённый в роговой башмак. В состав копыта входят органы : сосудистый, нервный, костной, мышечной системы. Соединение костей: копытный сустав, капсула, связки сустава и связки сезамовидной кости. Мышечная система : конечные участки сухожилий (глубокого пальцевого сгибателя, поверхностного пальцевого сгибателя, бокового пальцевого разгибателя, длинного (на тазовой) и общего (на грудной) пальцевого разгибателя., имеется бурса). На копыте различают следующие части: 1) Кайма – limbus (5-7 мм). 2) Венчик – corona ungulae. 3) Копытная стенка – paries ungulae. 4) Подошва – solea ungulae. В области каймы все развиты 3-и слоя (эпидермис, дерма, подкожный слой). В обл. Венчика все 3. В области копытной стенки имеется эпидермис и дерма. Со стороны подошвы – эпидермис, дерма. Подкожный слой – только в мякише.

Наиболее известные ветви анатомии

  • анатомия растений - изучает структуры и взаимное расположение тканевых комплексов у растений.
  • анатомия животных - изучает структуры и взаимное расположение тканевых комплексов у животных.
  • анатомия человека - изучает структуры и взаимное расположение тканевых комплексов у человека . Эта ветвь науки имеет значение как для биологии, так и для медицины . Кроме того, знание анатомии необходимо в прикладном искусстве для правильной передачи пропорций, поз, жестов и мимики человека.

Область применения и подразделы анатомии

Как многие другие науки, анатомия имеет две стороны: практическую и теоретическую . Первая излагает правила исследования подлежащего материала, способы, приемы и технические средства, при помощи которых приобретаются сведения о строении живых существ; вторая занимается не самым исследованием, а его результатами, то есть описывает эти результаты, объясняет их, приводит в систему и делает им сравнительную оценку. Другими словами, первая есть искусство, вторая - наука анатомии.

В прежнее время анатомические исследования имели своим предметом почти исключительно человека, и только в случае крайности, когда нельзя было располагать человеческими трупами, прибегали к рассечению млекопитающих. Поэтому под собственно анатомией понимали преимущественно анатомию человека (Антропотомия). Позднее наука стала заниматься также строением животных. Таким образом возникла животная анатомия, или зоотомия. Затем начались исследования внутреннего строения растений, что составило новую отрасль науки, растительную анатомию, или фитотомию.

Так как между человеком и позвоночными, а также между всеми животными вообще существует много общего со стороны их анатомического строения, то наука неизбежно должна была прийти к изучению сходств и различий этого строения, и таким образом появилась сравнительная анатомия , которая изучает основные этапы эволюции организма человека и животных. Она связана с палеонтологией и генетикой , составляя важную опору учению о происхождении видов.

Изобретение увеличительных линз позволило увидеть, то, что кажется однородным невооруженному глазу, вследствие этого от анатомии отделилась особая наука под названием микроскопическая анатомия , или гистология , изучающая организмы на тканевом уровне. Изменения строения органических существ, связанные с постепенным развитием их из простого зародыша в зрелую особь, составляют предмет эмбриологии . Последняя вместе с гистологией носит название общей анатомии , и в противоположность этому систематической анатомии дается название частной , или описательной анатомии.

Анатомия здорового человека подразделяется соответственно употребляемому ею методу изложения на систематическую и топографическую .

Систематическая, или описательная, анатомия занимается изучением внешних свойств, вида, положения и взаимной связи органов, рассматривая их в том порядке, в каком они слагаются для образования однородных систем, служащих для достижения одной общей конечной цели. По мере накопления информации и появления новых методов исследований, систематическая анатомия дифференцировалась на ряд научных дисциплин: остеология - учение о костях, с включением суставных хрящей (хондрология); синдесмология - учение о связках между составными частями скелета, которые связывают кости в одно подвижное целое; миология - учение о мышцах; спланхнология - учение о внутренних органах, входящих в состав дыхательной, пищеварительной и мочеполовой систем; ангиология - учение о сосудах, о кровеносной и лимфатической системах; неврология - учение о центральной, периферической нервной системах и ганглиях (нервных узлах); эстезиология - наука об органах чувств; эндокринология - наука о строении и функциях эндокринной системы.

Пластическая анатомия, изучаемая художниками (также скульпторами и некоторыми мультипликаторами), в сущности та же топографическая анатомия, но она обращает преимущественное внимание на внешние очертания тела, пропорции, на зависимость их от внутренних частей, в особенности от мышц в их различных состояниях напряжения, наконец, на общие размеры отдельных частей тела и их взаимные отношения.

Функциональная анатомия ставит задачи выяснения взаимосвязей в строении органов и систем человеческого организма с характером их функционирования, изучает формирование органов на уровне индивидуального развития, определяя крайние пределы изменчивости, что востребовано лечебной практикой.

Большинство болезней сопровождается различными структурными изменениями в положении или строении различных органов и их тканей - исследование этих болезненных изменений составляет предмет так называемой патологической анатомии .

См. также

Литература

  • Привес М. Г., Лысенков Н. К. Анатомия человека. - 11-е переработанное и дополненное. - Гиппократ. - 704 с. - 5000 экз. - ISBN 5-8232-0192-3

Ссылки

  • // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : В 86 томах (82 т. и 4 доп.). - СПб. , 1890-1907.

Wikimedia Foundation . 2010 .

Синонимы :

Смотреть что такое "Анатомия" в других словарях:

    - (греч. anatome, от ana раз, temnein резать, сечь). Наука о формах строения органических существ. Словарь иностранных слов, вошедших в состав русского языка. Чудинов А.Н., 1910. АНАТОМИЯ греч. anatome, от ana, через, раз, и temnein, резать, сечь.… … Словарь иностранных слов русского языка

    Современная энциклопедия

    АНАТОМИЯ, анатомии, мн. нет, жен. (от греч. anatome разрезание). Наука о внутреннем строении органических тел. Анатомия человека. Анатомия растений. Описательная анатомия. Толковый словарь Ушакова. Д.Н. Ушаков. 1935 1940 … Толковый словарь Ушакова

    Анатомия - (от греческого anatome рассечение), наука о строении (преимущественно внутреннем) организма, раздел морфологии. Различают анатомию животных, анатомию растений, анатомию человека (основные разделы нормальная анатомия и патологическая анатомия) и… … Иллюстрированный энциклопедический словарь

Понимание человеком строения, состава, образа жизни и типов взаимодействия всех живых существ на планете помогает ему использовать эти знания в своих целях, на благо развития человеческой цивилизации. Причем интерес к окружающему миру был присущ людям всегда. С самой древности человек пытался выяснить, как устроены организмы, какие они бывают, что собой представляют и какое значение имеют.

Именно поэтому со временем зародилась и получила самую колоссальную популярность среди наук такая дисциплина, как биология. Сначала она касалась только растений, затем животных, человека, микроорганизмов и, наконец, дошла в своем развитии до этапа, когда стало возможным заглянуть внутрь самых крошечных существ. На пути формирования от биологии отпочковались многие дочерние науки, которые теперь все комплексно и составляют ее сущность.

Биологические науки

Существует целый ряд различных наук, которые включает в себя биология. Рассмотрим их классификацию.

I. Общие науки

  1. Систематика.
  2. Морфология (анатомия, гистология, цитология).
  3. Физиология.
  4. Эволюционное учение.
  5. Биогеография.
  6. Экология.
  7. Генетика.

II. Комплексные

III. Частные науки

  1. Ботаника.
  2. Зоология.
  3. Антропология.

Этот способ подразделения биологических дисциплин был предложен ученым Б. Г. Иоганзеном в 1969 году, и он не потерял своей актуальности до сих пор. Данная классификация охватывает практически все основные дисциплины, кроме самых современных - биотехнологию, биохимию, генную и клеточную инженерию и некоторые медицинские науки.

Анатомия и смежные с ней дисциплины

Одной из самых ранних и важных биологических дисциплин является анатомия. Вот ее мы и рассмотрим подробнее.

Во-первых, возникает вопрос: анатомия - что такое? Что она изучает? Ответов можно сформулировать несколько. Но сама суть в следующем.

Анатомия - это наука о форме органов и систем органов, их строении и функционировании. Данная дисциплина является разделом морфологии и сама по себе включает две разновидности:

  • анатомия растений - строение, форма и расположение органов и тканей у растительных существ;
  • анатомия животных и человека - все то же самое, только для представителей фауны.

Анатомия с другими науками находится в тесном взаимодействии, и это неудивительно. Сложно изучить молекулярное строение клетки печени, если не знать, что собой представляет печень, где она находится и какие функции выполняет. Поэтому данная дисциплина занимает очень важное место в общей системе биологических наук.

Сама по себе анатомия подразделяется на следующие разновидности:

  • сравнительная;
  • систематическая;
  • возрастная;
  • топографическая;
  • пластическая;
  • функциональная;
  • экспериментальная морфология.

Каждый раздел имеет свои цели и задачи изучения, свой объект и предмет исследования и вносит очень большой вклад в накопление теоретической базы знаний по биологии.

Цели и задачи науки

Анатомия - что такое конкретно изучает данная дисциплина? Для ответа обратимся к целям и задачам этой науки.

Цель: сформировать точные теоретические знания, подкрепленные экспериментальными практическими исследованиями, о строении тела человека, форме и положении его органов и систем, их формировании в процессе эволюции и преобразования с течением времени под действием окружающих факторов.

В связи с поставленной целью анатомия - это наука, решающая следующие задачи:

  1. Изучить этапы формирования человека и его организма в процессе эволюционного развития.
  2. Рассмотреть строение органов, их систем и изучить закономерности изменения в результате возрастных преобразований.
  3. Исследовать влияние условий и факторов внешней среды на развитие и формирование органов и систем человеческого организма.

Таким образом, мы получили конкретный и полный ответ на вопрос "Анатомия - что такое?" и можем перейти к рассмотрению истории развития данной науки.

История анатомии как науки

Как наука данная дисциплина сформировалась только в XVIII веке. Однако теоретические знания начали копиться еще в древние времена, благодаря трудам таких великих людей, как Гиппократ, Аристотель, Герофил, Эразистрат и других.

Более полно и наглядно рассмотрим, как формировалась анатомия (наука о человеке) по эпохам в виде таблицы.

Древняя Греция, Египет, Персия и Китай (460 г до н. э. - XIII век нашей эры) Средневековье и эпоха Возрождения (XIII - XVIII века) Новое и Новейшее время (XVIII - XXI века)
1. "Аюрведа" (индийская книга). Содержала описания некоторых органов человека, мышц и нервов. Начало Средневековья характеризуется застоем в развитии анатомических знаний. Ничего не изучается и не исследуется, так как это запрещено церковью. Но уже конец XVII - начало XVIII века - это период Ренессанса. В это время разворачивается целый ряд событий, ставших важной вехой в истории науки. Данный период характеризуется созданием которые позволяют открывать мелкие структуры и микроорганизмы. Появляется медицинская анатомия. Формируются новые методы исследования живых организмов, в том числе и человека. Определяется четкое понятие того, что анатомия - это наука, изучающая не просто органы, а целые системы, их работу и формирование в течение жизни.
2. "Нейцзин" (китайская книга). Включала описания сердца, почек, печени и других человеческих органов. 1. Итальянец Мондино в 1316 году создает первую книгу-учебник, в которой говорится, что анатомия - это наука об органах человека, их жизни. 1. Карл Бэр (1792-1876 гг) - открыл яйцеклетку человека, изучил механизмы формирования и начало образования органов из них. Стал основоположником (повторения) в эмбриогенезе зародыша человека некоторых внешних признаков животных.
3. Египетский врач Имхотеп изучал составные части человеческого организма на основе трупов для мумификации. Все наблюдения описывал и таким образам создал свой труд. 2. 1473 г - издаются труды Авиценны и Цельса, производится первый медицинский анатомический словарь терминов. 2. Жан Батист Ламарк, Чарльз Дарвин внесли огромный вклад в развитие эволюционного учения. Дарвин - автор самой распространенной теории происхождения видов человека и их исторического развития.
4. Римлянин Герофил и главный его труд "Анатомика". Он целенаправленно изучал внутреннее строение трупов людей, внес большой вклад в развитие анатомии человека, его называют отцом данной дисциплины. 3. Особый вклад в развитие дисциплины внес живописец Леонардо да Винчи, который умело использовал свои таланты художника для точного зарисовывания мышц, органов, частей скелета человеческого тела. Ему принадлежит более 600 отличных, точных и четких рисунков, отражающих работу мышц и их строение, различные органы и кости. 3. Луи Пастер - гениальный ученый, химик, микробиолог. Сумел доказать невозможность самозарождения жизни без участия микроорганизмов. Провел много опытов, доказывающих этот факт, является отцом микробиологии. Им же разработаны первые попытки прививки людей от болезней.
5. Эразистрат (Греция) также изучал анатомию на трупах осужденных законом. Опровергал выдвинутое Гиппократом учение о жидкостях, управляющих телом человека и его болезнями. Описал некоторые органы и мышцы. 4. - врач, исследователь, создатель семитомника по анатомии. Один из величайших исследователей анатомии своего времени. Признавал только наблюдения и эксперимент, все результаты получал путем и собирания костей на кладбищах. 4. Каспар Вольф - основоположник эмбриогенеза, основных его течений и направлений.
6. Клавдий Гален - его трудам принадлежат 400 источников, в которых он подробно описал десятки структурных частей организма, в том числе нервы и мышцы. Его работы были первым методическим материалом для других людей при изучении анатомии. 5. - внес неоценимый вклад в развитие представлений о движении крови по сосудам. Основатель он высказывал мысль о происхождении всего живого из одного яйца. 5. Луиджи Гальвани - знаменитый физик, открывший нервные импульсы электрической природы в тканях живых существ животного происхождения. Основоположник электрофизиологии.
7. Цельс - основоположник многих медицинских аспектов анатомии. Занимался изучением перевязки сосудов, основ хирургии и гигиены. 6. Евстахий - открыл слуховую трубу, названную в его честь (евстахиева), которая соединяет среднее ухо и наружную атмосферу. Также ему принадлежит открытие и описание надпочечников. Многие описанные им органы помещены были в общий труд, который закончить он так и не смог. 6. Огромный вклад в развитие анатомии и медицины в России внес Петр I. Именно он задал темп, благодаря которому ученые нашей страны сумели сделать целый ряд важных и значимых открытий и дать наукам возможность интенсивно развиваться. Сам же царь перенимал этот опыт у иностранных деятелей. Создание Российской Академии наук имело решающее значение в становлении многих дисциплин.
8. Персидский врач Абу-Ибн-Сина (Авиценна) - разработал свою теорию, согласно которой в организме человека 4 основных органа, которые отвечают за всю его работу: сердце, яичко, печень, мозг. 7. Габриэле Фаллопий - ученик Везалия. Ему принадлежат описания и открытия ряда мелких структурных частей организма: барабанная перепонка, глазные и небные мышцы, элементы органа слуха. Им были описаны основы строения женских половых органов. 7. Пирогов Н. И. - выдающийся хирург, основоположник сравнительной анатомии, изобретатель метода "ледяная анатомия" (распиливание частей замороженных трупов для изучения и сравнения). Его работы стали основой для развития хирургии.
9. Греки Эмпедокл и Алкмеон. Внесли вклад в развитие знаний об ухе и органах зрения, и нервах, к ним прилегающих. 8. Томас Виллис - медик, который известен открытием ряда человеческих заболеваний, а также тщательным изучением нервной системы людей. 8. П. А. Загорский и И. В. Буяльский первые разработали и выпустили анатомические атласы и методические пособия для учащихся.
10. Греки Анаксагор и Аристофан. Изучали независимо друг от друга головной мозг и его оболочки, описывали увиденное. 9. Глисон. Описывал органы и более тщательно занимался изучением детских заболеваний человека. 9. П. Ф. Лесгафт - родоначальник функциональной анатомии. Изучал и описывал мышцы, кости, работу их и строение, суставы.
11. Эврипид и Диоген сумели рассмотреть воротную вену, описали некоторые части кровеносной системы, многие другие органы и их работу. 10. Каспаро Азелли. Сделал достаточно точное описание лимфатических сосудов кишечника. Много труда вложил в развитие представлений о действии кровеносной и лимфатической системы. 10. В. Н. Тонков. Предложил использовать рентген для изучения скелета. Основатель экспериментальной анатомии как дисциплины.
12. Аристотель. Изучал растения, животных и человека. Создал свыше 400 трудов из разных областей биологии. Считал основой всего живого душу, указывал на сходство в строении животного и человека. 11. Очень важным шагом вперед в развитии анатомии стали вскрытия трупов прилюдно. На такие мероприятия допускались желающие обучаться медицине. Во время вскрытия проводилось совместное обсуждение увиденного. Послабление со стороны Церкви также благоприятно отразилось на изучении основ анатомии. 11. Д.А. Жданов, Б.И. Лаврентьев, Н.М. Якубович внесли большой вклад в развитие знаний о строении и механизмах работы головного мозга, о проведении импульсов.
13. Гиппократ - автор идеи о четырех движущих организм жидкостях: кровь, слизь, черная и желтая желчь. Отрицал богословские взгляды на анатомию людей и животных. 12. И. И. Мечников - автор теории иммунитета, открыватель процесса фагоцитоза. Удостоен Нобелевской премии за свои труды в этой области.

Конечно, это не полный список имен, чьи работы имеют большую теоретическую и практическую ценность в становлении такой науки, как анатомия.

Что такое анатомия сегодня? Современные ученые тоже не останавливаются на достигнутом. Периодически происходят все новые открытия тех или иных структур, их функций. А значит, какие-то процессы все еще непонятны человеку, и ему есть к чему стремиться.

Связь анатомии и физиологии

Очень тесно связаны друг с другом анатомия и физиология. Как науки, они только в комплексе могут предоставить полную информацию о структуре, форме, строении и функционированию того или иного органа, системы. Именно поэтому наравне с соответствующими анатомическими науками существует физиология растений и животных, в том числе человека.

Это очень важное взаимодействие, позволяющее более глубоко понимать механизмы работы человеческого организма. А значит, правильно ими управлять. В свою очередь, такие данные чрезвычайно важны для медицины. Вот и получается, что практически все биологические науки - тесно переплетенный клубок, потянув за ниточку которого, можно получить уникальную и полную информацию о любом живом существе.

Анатомия для школьников

В курсе школьной программы одним из важных предметов для старшеклассников является анатомия. В каком классе начинается ее изучение? Как наука она преподается, начиная с восьмого. Но первые знания о строении человеческого тела и функционировании органов даются уже в начальной школе.

Изучение предмета в начальной школе

Естественно, изучать данную дисциплину начинают не с первого класса, хотя отвлеченно и в доступной форме детям объясняются некоторые анатомические понятия. Например, неправильное сидение за партой может привести к искривлению позвоночника. Как правило, в этом возрасте уже все дети знают, где находится позвоночник. И лишь в четвертом классе начинается "настоящая" анатомия. 4 класс - это завершаюший этап начального обучения. Дети достаточно хорошо подготовлены для того, чтобы научиться понимать самые основные анатомические процессы. Обучение предусмотрено программой в курсе дисциплины "Окружающий мир". Детям дается общая топография органов в теле человека, их название и название систем, которые они формируют. Также делается акцент на выполняемых функциях.

Анатомия для 8 класса

На средней ступени обучения наиболее подробно и полно изучается анатомия человека. 8 класс предполагает целый год тщательного и объемного рассмотрения вопросов этой дисциплины. В этот период изучается все, начиная от истории развития анатомии и заканчивая вопросами высшей нервной деятельности и деторождения.

Детям рассказывается обо всех особенностях строения и функционирования систем органов, отдельных их частей, приводится подробная информация о влиянии сторонних факторов на развитие людей. Затрагиваются вопросы эволюции и становления человеческого рода. То есть комплексно с другими науками изучается анатомия человека.

Учебник "8 класс. Анатомия" содержит ярко иллюстрированную, качественную и доступно изложенную информацию по всем вопросам дисциплины. Кроме того, к нему прилагаются электронные пособия, предполагающие изучение вопросов науки виртуально. К учебнику созданы рабочие тетради для учащихся, а также целый ряд методических пособий для учителей.

Это дает возможность закреплять знания, которые дает биология (анатомия человека). 8 класс - не единственный, в ходе которого затрагиваются анатомические вопросы, однако основной.

Изучение дисциплины в 9 классе школы

В некоторых школах данная наука актуальна в более позднее время - в курсе 9 класса. Многие считают, что из-за сложности предмета лучше всего усвоение будет происходить именно в этот подростковый, более взрослый период формирования детского сознания.

Однако нет никаких сомнений в том, что и более раннее изучение дисциплины не менее эффективно. Ведь есть много разделов, которые предлагает учащимся биология. 9 класс "Анатомия человека" сдвигает на более ранние этапы изучения такие сложные вопросы, как молекулярное строение клетки и организмов в целом, эволюционное учение. Поэтому сказать, в каком возрасте лучше изучать курс анатомии, сложно. Анатомия - это наука, изучающая в первую очередь строение и функции человеческого организма. Поэтому откладывать изучение "в долгий ящик" вряд ли имеет смысл.

10 класс и анатомия

Раньше (до 1980-х годов) данная дисциплина вообще имела место быть только в старших классах. Именно на последней ступени обучения появлялась анатомия. 10 класс считался наиболее подходящим временем для этого.

Современные дети растут в эпоху интенсивных преобразований в науке и технике. Их сознание более наполнено, они стали гораздо развитие и способнее. Объем материала для изучения также значительно возрос, изменились (улучшились) методы и способы преподавания. Поэтому перенос изучения анатомии на 8 класс имеет свои логические объяснения и не является чем-то отрицательным.

V группа. Воздухоносные. Имеют в теле полость, выстланную слизистой оболочкой, заполненную воздухом. К этим костям относятся кости черепа (лобная, клиновидная, решетчатая и верхняя челюсть).

На костях имеются возвышения и неровности – апофизы (бугорок, бугор, гребень и отросток). Также имеются ямки – это место прикрепления мясистой части мышцы. Поверхности костей ограничены краями. Также имеются борозды, каналы и питательные отверстия.

3.Анатомия как наука.

Анатомия - наука о строении человеческого тела и его органов. Анатомия - очень древняя наука. Возраст её насчитывает несколько тысяч лет. Основателем в изучении человеческого тела является Леонардо да Винчи - художник и учёный, начинающий систематически препарировать трупы и делать зарисовки с подробными описаниями. Леонардо да Винчи развеял заблуждения в отношении некоторых органов, например, сердца, мозга, он открыл щитовидную железу, классифицировал мышцы.

Везалий опроверг многие, бытовавшие до его времени, представления Галена, в том числе и о строении человеческого сердца, и о вместилище души. Ученики и последователи Везалия - Бартоломео Евстахий, Габриель Фаллопий, Леонардо Боталло, Констанцо Варолий и др. также посвятили свою жизнь анатомическим исследованиям, и в современной медицинской терминологии можно встретить их имена (Евстахиева труба, Боталлов проток, Варолиев мост и т. д.).

В России Епифаном Славинецким была переведена на русский язык книга Везалия, Петром I куплена и перевезена в Россию коллекция анатомических препаратов Рюйша, в Главном морском госпитале в Петербурге начато преподавание науки анатомии с публичным вскрытием трупов, в середине XVIII века был издан анатомический атлас. Широко известны имена первых русских ученых-анатомов: ученика Ломоносова А. П. Протасова, профессора Московской госпитальной школы К. И. Щепина, С. Г. Зыбелина, читавшего курс анатомии в Московском университете, врача-хирурга и одновременно прекрасного рисовальщика М. И. Шеина.

Учёному П. Ф. Лесгафту принадлежат многие сочинения по теоретической анатомии. Он занимался изучением функционально-анатомических связей. Предмет его знаменитой книги «Основы теоретической анатомии» - взаимозависимость функций органов и их строения.

Советскому анатому В. П. Воробьёву принадлежит - идея нового подхода к изучению анатомии человека, не в статике, как это делалось прежде, а в динамике. Воробьёв - автор многотомного «Атласа анатомии человека». Вместе с профессором Б. И. Збарским Воробьёв бальзамировал тело Ленина.

системой, спланхнология - органами пищеварительной, дыхательной, мочеполовой систем и т. д.

Анатомия является одной из основных медицинских наук. Без знания анатомии невозможно понимание жизнедеятельности организма, причин и развития заболеваний. Анатомия как наука тесно связана со многими другими науками, в частности, с физиологией, гистологией (наукой о тканях), цитологией (наукой о клетке). Анатомия состоит из ряда разделов. Остеология - раздел, рассматривающий костную систему, ангиология - сосудистую, миология - мышечную, неврология занимается нервной системой, спланхнология - органами пищеварительной, дыхательной, мочеполовой систем и т. д.

В зависимости от изложения различают анатомию систематическую илиописательную (здесь описывается форма и строение органов), топографическую (занимающуюся не отдельными органами и системами, а всей совокупностью их в определённой части тела), имеющей большое значение в хирургии, и пластическую, обращающую особое внимание на изучение наружных форм тела.

Если анатомия занимается изучением здоровых органов и систем, то она называется нормальной анатомией , если же она рассматривает болезненные изменения в органах, то называется патологической.

Сравнительная анатомия (этот термин был предложен английским философом Фрэнсисом Бэконом) изучает сходные черты в строении различных животных и человека. Сравнительная анатомия освещает происхождение и родственные связи между различными группами организмов в процессе эволюции.

Макроскопическая анатомия – изучает строение тела отдельных органов и их частей при помощи небольшого увеличения. Микроскопическая анатомия – изучает строение органов при помощи микроскопа.

4. Анатомическая номенклатура (Nomina anatomica) - совокупность анатомических терминов.

Первые анатомические термины (названия отдельных органов) появились около 3000 лет назад в Древней Греции и в дальнейшем создавались также стихийно в зависимости от наблюдательности и фантазии исследователя. Древнегреческие врачи употребляли около 700 анатомических наименований. В анатомических терминах фигурировали географические (insula), геометрические (trigonum) понятия, а также термины, основанные на сравнениях с другими предметами. Все это затрудняло изучение анатомии.

Одним из первых предпринял попытку упорядочить анатомические названия Леонардо да Винчи (1452-1519). Он дал первую классификацию мышц человеческого тела, взяв за основу их положение и функцию.А. Везалий (1514-1564), пытаясь устранить путаницу, господствовавшую в номенклатуре, отверг арабские определения и латинские слова средневековья, перевел греческие слова на классический латинский язык и ввел исключительно латинские обозначения. Однако нек-рые из этих выражений в переводе звучали неудачно.

К концу 18 в. число анатомических наименований превышало 30000, они нуждались в отборе и научной систематизации. Большой вклад в развитие анатомической терминологии внес Генле, который вместе с Оуэном предложил ряд терминов, обозначающих; плоскости и оси человеческого тела (ventralis - брюшной; dorsalis - спинной; medialis - направленный кнутри, к срединной плоскости; lateralis - направленный кнаружи от нее), что значительно облегчило и упростило изложение анатомии.

Человек – наиболее продвинутое в развитии живое существо, обитающее на Земле. Это открывает возможности самопознания и изучения строения собственного тела. Анатомия изучает строение человеческого тела. Физиология изучает функционирование органов и всего человеческого организма.

Тело человека – это некая иерархическая последовательность, от простого к сложному :

Клетка;
- Ткань;
- Орган;
- Система.

Похожие по структуре клетки объединяются в ткани, которые имеют свое четкое назначение. Каждый тип ткани складывается в определенные органы, которые также несут в себе индивидуальные функции. Органы, в свою очередь, складываются в системы, которые регулируют жизнедеятельность человека.

Каждая, из 50 триллионов микроклеток в теле, выполняют определенную функцию. Для того чтобы плотнее понимать анатомию и физиологию человека, необходимо рассмотреть все системы организма.

Полноценно существовать человеку помигают 12 систем :

Скелетная или опорная (кости, хрящи, связки);
- Мышечная или двигательная (мышцы);
- Нервная (головной мозг, нервы спинной мозг);
- Эндокринная (регуляция гормонального фона);
- Кровообращения (отвечает за питание клеток);
- Лимфатическая (отвечает за борьбу с инфекциями);
- Пищеварительная (переваривает пищу, фильтруя полезные вещества);
- Дыхательная (легкие человека);
- Покровная, защитная (кожа, волосы, ногти);
- Репродуктивная (мужские и женские органы размножения);
- Выделительная (освобождает организм от лишних или вредных веществ);
- Иммунная (отвечает за состояние иммунитета в целом).

Скелетная или опорно-двигательная (кости, хрящи, связки) система

Основой нашего передвижения является скелет, который является главной опорой для всего остального. К скелету крепятся мышцы, присоединяются они с помощью связок (мышцы умеют растягиваться, связки нет) благодаря этому кость может быть поднята или отодвинута.

Разбирая свойства скелетной системы можно отметить, что главное в ней – это опора для тела и защита внутренних органов. Опорный скелет человека включает в себя 206 костей. Главная ось представляет собой 80 костей, добавочный скелет состоит из 126.

Типы костей человека

Всего бывает четыре типа костей :

Трубчатые кости. Трубчатые кости выстраивают конечности они длинные и подходят для этого.

Смешанные кости. Смешанные кости могут содержать в себе все вышеперечисленные типы кости в двух или трех вариантах. Примером служит кость позвонка, ключица и др.

Плоские кости. Плоские кости подходят для крепления больших мышечных групп. В них ширина преобладает над толщиной. Короткие – это кости, в которых длина равна ширине кости.

Короткие кости. Короткие – это кости, в которых длина равна ширине кости.

Кости скелетной системы человека

Основные кости скелетной системы человека :

Череп;
- Нижняя челюсть;
- Ключица;
- Лопатка;
- Грудина;
- Ребро;
- Плечевая;
- Позвоночный столб;
- Локтевая;
- Лучевая;
- Кости пясти;
- Фаланги пальцев кисти;
- Таз;
- Крестец;
- Бедренная;
- Коленная чашечка;
- Большая берцовая;
- Малая берцовая;
- Кости предплюсны;
- Кости плюсны;
- Фаланги пальцев стопы.

Строение скелета человека

В строение скелета различают :

Скелет туловища. Состоит скелет туловища из позвоночника и грудной клетки.
- Скелете конечностей (верхних и нижних). Скелете конечностей принято делить на скелет свободных конечностей (руки и ноги) и скелет пояса (плечевой пояс и тазовый пояс).

Скелет рук состоит из :

Плеча, состоящего из одной кости, плечевой;
- предплечья, которые образуют две кости (лучевая и локтевая) и кисти.

Скелет ноги делится на три отдела :

Бедро, которое состоит из одной кости, бедренной;
- голень, образованную малоберцовой костью и большеберцовой костью);
- стопу, которая имеет в своем составе предплюсну, плюсну и фаланги пальцев.

Плечевой пояс образуют две парные кости :

Лопатка;
- ключица.

Скелет тазового пояса состоит из :

Парных тазовых костей.

Скелет кисти образуют :

Запястья;
- пястья;
- фаланги пальцев.

Строение позвоночника человека

Человек стал прямоходящим благодаря особенному строению его позвоночника. Он проходит по всему туловищу и упирается в таз, где постепенно заканчивается. Последней костью является копчик, предполагается, что раньше это был хвост. В человеческом позвоночном столбе находится 24 позвонка. Через него проходит спиной мозг, который соединяется с головным мозгом.

Позвоночник разделяется на отделы, всего их пять :

Шейный отдел состоит из 7 позвонков;
- грудной отдел состоит из 12 позвонков;
- поясничный отдел состоит состоит из 5 позвонков;
- крестцовый отдел состоит из 5 позвонков;
- копчиковый состоит из 4-5 рудиментарных позвонков сросшихся между собой.

Мышечная система

Основная функция мышечной системы - это сокращаться под воздействием электрических импульсов, тем самым обеспечивая функцию движения.
Иннервация осуществляется на клеточном уровне. Клетки мышц - это структурная единица мышечного волокна. Из мышечных волокон сформированы мышцы. Мышечные клетки имеют особую функцию – сокращение. Сокращение происходит под воздействием нервного импульса, благодаря чему человек может совершать такие действия как ходьба, бег, приседание, даже моргание совершается за счет клеток мышц.

Мышечная система состоит из трех видов :

Скелетные (поперечно-полосатые);
- Гладкие;
- Мышцы сердца.

Поперечно-полосатые мышцы

Поперечно-полосатая мышечная ткань имеет высокую скорость сокращения, поэтому она выполняет все двигательные функции.

Поперечно-полосатые мышцы это :

Гладкие мышцы

Гладкая мышечная ткань, сокращается автономно под воздействием адреналина и ацетилхолина, и скорость сокращения заметно ниже. Гладкие мышцы выстилают стенки органов и сосудов и отвечают за внутренние процессы, например переваривание пищи, движение крови (за счет сужения и расширения сосудов).

Мышцы сердца

Сердечная мышца - это состоит из поперечно-полосатой мышечной ткани, но работает автономна.

Нервная система

Нервная ткань служит для приёма и передачи электрических импульсов.

Нервная ткань имеет три типа :

Первый тип воспринимает сигналы из внешней среды и отправляет их в центральную нервную систему. Самое большое количество рецепторов находится во рту.

Второй тип контактные нейроны их основная задача принимать, обрабатывать и передавать информацию, также он может сохранять проходившие по нему импульсы.

Третий тип двигательные их еще называют эфферентные, они доставляют импульсы к рабочим органам.

Нервная система управляется головным мозгом и состоит из миллиардов нейронов. Головной мозг, в сочетании со спинным, образуют центральную нервную систему, а нервы представляют собой периферическую систему.

Модно выделить несколько основных нервных окончаний :

Головной мозг;
- Черепно-мозговой нерв;
- Нерв, идущий к руке;
- Спинномозговой нерв;
- Спинной мозг;
- Нерв, идущий к ноге.

Эндокринная система

Эндокринная система – это совокупность биологически активных элементов, которые регулируют рост, вес, размножение и многие другие жизненно важные процессы организма.
Гормоны – это химические посредники, выделяемы эндокринной системой в кровь. Железы эндокринной системы расположены в черепно-мозговой коробке, грудине и в брюшной полости.

Выделяют главные части эндокринной системы :

Гипофиз;
- Эпифиз;
- Щитовидная железа;
- Тимус (вилочковая железа);
- Надпочечник;
- Поджелудочная железа;
- Яичники (вырабатывают женский половой гормон);
- Семенники (вырабатывают мужской половой гормон).

Кровеносная система

Кровеносная система – одна из основных человеческих систем.

Система кровообращения представлена :

Сердцем;
- Кровеносными сосудами;
- Кровью.

Сердце – это, так называемый, насос, который качает кровь, в одном направлении, по кровеносной сети. Длина кровеносных сосудов в человеческом организме составляет около 150 тысяч километров, каждый из которых выполняет индивидуальную функцию.

Крупные сосуды системы кровообращения :

Яремная вена;
- Подключичная вена;
- Аорта;
- Легочная артерия;
- Бедренная вена;
- Сонная артерия;
- Верхняя полая вена;
- Подключичная артерия;
- Легочная вена;
- Нижняя полая вена;
- Бедренная артерия.

Лимфатическая система

Лимфатическая система фильтрует межклеточные жидкости и уничтожает болезнетворные микробы. Основные функции лимфосистемы – это дренаж тканей и защитный барьер. Лимфатическая система пронизывает 90% тканей тела.

Качественная работа лимфосистема происходит за счет следующих органов :

Грудной приток, впадающий в левую подключичную вену;
- Правый лимфатический приток, впадающий в правую подключичную вену;\
- Вилочковая железа;
- Грудной проток;
- Селезенка – своего рода кровяное депо;
- Лимфатические узлы;
- Лимфатические сосуды.

Пищеварительная система

Основная и главная функция пищеварительной системы – это процесс переваривания пищи.

Процесс переваривания пищи включает в себя 4 этапа :

Заглатывание;
- Переваривание;
- Всасывание;
- Выведение отходов.

Каждому этапу пищеварения помогают определенные органы, из которых и состоит пищеварительная система.

Дыхательная система

Для правильной жизнедеятельности человеку необходим кислород, который попадает в организм благодаря работе легких – основных органов дыхательной системы.
Первостепенно воздух поступает в нос, далее, после чего, проходя глотку и гортань, попадает в трахею, которая, в свою очередь разделяется на два бронха и входит в легки. Благодаря газообмену клетки постоянно получают кислород и освобождаются от, вредного для их существования, углекислого газа.

Покровная система

Покровная система – это живая оболочка человеческого тела. Кожа, волосы и ногти являются «стеной» между внутренними органами человек и внешней средой.

Кожа является водонепроницаемой оболочкой, способной поддерживать температуру тела в пределах 37 градусов. Кожный покров защищает внутренние органы от инфекции и вредоносных солнечных лучей.

Волосы защищают кожу от механических повреждений, охлаждения и перегрева. Волосяной покров отсутствует лишь на губах, ладонях и стопах ног.

Ногтевые пластины несут в себе защитную функцию чувствительных кончиков пальцев рук и ног.

Репродуктивная система

Репродуктивная система спасает человеческий вид от вымирания. Мужские и женские органы размножения различны по своим функциям и строению.

Мужская половая система состоит из следующих органов :

Семявыводящий проток;
- Уретра;
- Яичко;
- Придаток яичка;
- Половой член.

Строение женской половой системы кардинально отличается от мужской :

Матка;
- Фаллопиева труба;
- Яичник;
- Шейка матки;
- Влагалище.

Выделительная система

Выделительная система – выводит из организма исходные продукты обмена веществ, предотвращая его отравление. Выделение вредных веществ происходит с помощью легких, кожи, печени и почек. Основная, это мочевыделительная система.

Мочевыделительная система состоит из следующих органов :

2 почки;
- 2 мочеточника;
- Мочевой пузырь;
- Мочеиспускательный канал.

Иммунная система

Человеческому организму постоянно угрожают болезнетворные вирусы и бактерии, иммунная система является достаточно надежной защитой против такого воздействия.
Иммунная система – это совокупность лейкоцитов, белых клеток крови, они распознают антигены и помогают в борьбе с патогенными микроорганизмами.

В заключение

На протяжении многих столетий представление о строении и функционировании человеческого организма кардинально менялось. Благодаря наблюдениям и появлению анатомической науки стало возможным глобальное изучение физиологии человека.