Борис Пастернак ощущал себя по жизни не столько поэтом, сколько философом. Он пытался докопаться до сути вещей и хотел понять, почему мир устроен именно так, а не по-другому. В погоне за истиной Пастернак без устали анализировал все то, что происходит вокруг него, и на исходе собственной жизни открыл для себя простую истину, которая подтверждается библейским изречением: «Благими намерениями вымощена дорога в ад».

Впрочем, несмотря на иудейское происхождение сам Пастернак не только был крещен в детстве, но и старался жить по христианским законам. Об этом он рассказывает в своем стихотворении , написанном в 1956 году. «Я льнул когда-то к беднякам», - признается поэт, отмечая при этом, что всегда тяготел к немощным и убогим, пренебрежительно относясь к тем, кто ни в чем не нуждается. В юности автор считал, что поступает не только благородно, но и честно, так как лишь среди обездоленных людей он видел неподдельные страдания и настоящие, искренние отношения.

Автор с некоторым стеснением признается в том, что и сам когда-то «с барством был знаком», т.е. вырос во вполне обеспеченной и интеллигентной семье. Но даже в этой спокойной и миролюбивой атмосфере подростку чудилась какая-то фальшь, которая порождала в нем дух бунтарства. Со временем поэт четко осознал, что ему гораздо ближе простые люди, которые не умеют изворачиваться ради собственной выгоды и всегда говорят именно то, о чем думают. Естественно, что среди друзей поэта были представители разных сословий, но он тянулся к тем, кто попроще. «За что и делали мне честь, меня считая тоже рванью», - отмечает .

Однако в какой-то момент все изменилось, и поэт вдруг с удивлением открыл для себя то, что даже такую простоту и искренность некоторые умудряются использовать для собственной выгоды. Оказалось, что мода на людей «трудового званья» привела в их ряды вчерашних богачей и приспособленцев. «И я испортился с тех пор, как времени коснулась порча», - с сожалением отмечает поэт. Ему трудно разобраться, кому теперь можно верить, а кому – нет, кто является настоящим другом, а кто лишь ждет удобного момента, чтобы воткнуть в спину нож. «Всем тем, кому я доверял, я с давних пор уже не верен», - признается Борис Пастернак, и осознание этого вызывает в нем чувство тоски и безысходности. Пытаясь докопаться до первопричины, по которой в мире произошли столь чудовищные перемены, автор вдруг приходит к выводу, что он «человека потерял с тех пор, как всеми он потерян». Подобные метаморфозы произошли потому, что люди перестали видеть друг в друге личности, а стали обращать внимание лишь на внешнюю оболочку, которая, как известно, весьма обманчива.

На этой странице читайти стихи «Перемена» русского поэта Бориса Пастернака , написанные в 1956 году.

Перемена

Я льнул когда-то к беднякам Не из возвышенного взгляда, А потому, что только там Шла жизнь без помпы и парада. Хотя я с барством был знаком И с публикою деликатной, Я дармоедству был врагом И другом голи перекатной. И я старался дружбу свесть С людьми из трудового званья, За что и делали мне честь, Меня считая тоже рванью. Был осязателен без фраз, Вещественен, телесен, весок Уклад подвалов без прикрас И чердаков без занавесок. И я испортился с тех пор, Как времени коснулась порча, И горе возвели в позор, Мещан и оптимистов корча. Всем тем, кому я доверял, Я с давних пор уже не верен. Я человека потерял С тех пор, как всеми он потерян.

1956

Борис Пастернак. Сочинения в двух томах.
Тула, "Филин", 1993.

Темы стихотворения

Серебряный век

Другие стихи Бориса Пастернака

Выберите стихи... Август Балашов Баллада (Бывает, курьером на борзом...) Без названия (Недотрога, тихоня в быту..) Болезни земли Борису Пильняку Брюсову Быть знаменитым некрасиво... В больнице Венеция Весенний дождь Весна (Весна, я с улицы...) Весна (Все нынешней весной особое...) Весна (Что почек, что клейких...) Весна в лесу Ветер (Кому быть живым...) Ветер (Я кончился...) Во всем мне хочется дойти... Возможность Вокзал Волны Все наденут сегодня пальто... Встав из грохочущего ромба... Вторая баллада Гамлет Годами когда-нибудь в зале концертной... Гроза моментальная навек Давай ронять слова... Двор Девочка Десятилетье Пресни Дик прием был, дик приход... До всего этого была зима Дождь Дорога Дурной сон Душа (Душа моя, печальница...) Душа (О, вольноотпущенница...) Душистою веткою машучи... Ева Единственные дни Зазимки Звезды летом Зеркало Зима Зима приближается Зимнее небо Зимняя ночь (Мело, мело по всей земле...) Зимняя ночь (Не поправить...) Золотая осень Ивака Из поэмы Из суеверья Имелось Импровизация Иней Июль Июльская гроза Как бронзовой золой жаровень... Как у них Когда разгуляется Конец (Наяву ли всё?..) Красавица моя, вся стать... Кругом семенящейся ватой... Ландыши Ледоход Лето в городе Липовая аллея Любимая,- жуть! Когда любит поэт... Любимая,- молвы слащавой... Любить - идти,- не смолкнул гром... Любить иных - тяжелый крест... Любка Магдалина Марбург Март Мельницы Метель Мне хочется домой, в огромность... На пароходе На ранних поездах Не волнуйся, не плачь, не труди... Не как люди, не еженедельно... Не трогать Нежность Никого не будет в доме... Нобелевская премия Ночь О, знал бы я, что так бывает... Образец Объяснение Определение души Определение поэзии Опять весна Осень (Я дал разъехаться домашним...) Отплытие Оттепелями из магазинов... Памяти демона Памяти Рейснер Перемена Петербург Петухи Пиры Плачущий сад По грибы Под открытым небом Подражатели После грозы После дождя Послесловье (Нет, не я вам печаль причинил...) Поэзия Про эти стихи Разлука Раскованный голос Рослый стрелок, осторожный охотник... Свидание Свистки милиционеров Сегодня мы исполним грусть его... Сегодня с первым светом встанут... Сестра моя - жизнь... Сирень Сложа весла Смерть поэта Снег идет Сон Сосны Стога Стрижи Тема с вариациями Тишина Тоска Трава и камни Три варианта Ты в ветре, веткой пробующем... Ты так играла эту роль!.. Урал впервые Уроки английского Февраль. Достать чернил и плакать!.. Шекспир Эхо Я понял жизни цель и чту... Я рос. Меня, как Ганимеда...

«Перемена» Борис Пастернак

Я льнул когда-то к беднякам
Не из возвышенного взгляда,
А потому, что только там
Шла жизнь без помпы и парада.

Хотя я с барством был знаком
И с публикою деликатной,
Я дармоедству был врагом
И другом голи перекатной.

И я старался дружбу свесть
С людьми из трудового званья,
За что и делали мне честь,
Меня считая тоже рванью.

Был осязателен без фраз,
Вещественен, телесен, весок
Уклад подвалов без прикрас
И чердаков без занавесок.

И я испортился с тех пор,
Как времени коснулась порча,
И горе возвели в позор,
Мещан и оптимистов корча.

Всем тем, кому я доверял,
Я с давних пор уже не верен.
Я человека потерял
С тех пор, как всеми он потерян.

Анализ стихотворения Пастернака «Перемена»

Борис Пастернак ощущал себя по жизни не столько поэтом, сколько философом. Он пытался докопаться до сути вещей и хотел понять, почему мир устроен именно так, а не по-другому. В погоне за истиной Пастернак без устали анализировал все то, что происходит вокруг него, и на исходе собственной жизни открыл для себя простую истину, которая подтверждается библейским изречением: «Благими намерениями вымощена дорога в ад».

Впрочем, несмотря на иудейское происхождение сам Пастернак не только был крещен в детстве, но и старался жить по христианским законам. Об этом он рассказывает в своем стихотворении «Перемена», написанном в 1956 году. «Я льнул когда-то к беднякам», — признается поэт, отмечая при этом, что всегда тяготел к немощным и убогим, пренебрежительно относясь к тем, кто ни в чем не нуждается. В юности автор считал, что поступает не только благородно, но и честно, так как лишь среди обездоленных людей он видел неподдельные страдания и настоящие, искренние отношения.

Автор с некоторым стеснением признается в том, что и сам когда-то «с барством был знаком», т.е. вырос во вполне обеспеченной и интеллигентной семье. Но даже в этой спокойной и миролюбивой атмосфере подростку чудилась какая-то фальшь, которая порождала в нем дух бунтарства. Со временем поэт четко осознал, что ему гораздо ближе простые люди, которые не умеют изворачиваться ради собственной выгоды и всегда говорят именно то, о чем думают. Естественно, что среди друзей поэта были представители разных сословий, но он тянулся к тем, кто попроще. «За что и делали мне честь, меня считая тоже рванью», — отмечает Пастернак.

Однако в какой-то момент все изменилось, и поэт вдруг с удивлением открыл для себя то, что даже такую простоту и искренность некоторые умудряются использовать для собственной выгоды. Оказалось, что мода на людей «трудового званья» привела в их ряды вчерашних богачей и приспособленцев. «И я испортился с тех пор, как времени коснулась порча», — с сожалением отмечает поэт. Ему трудно разобраться, кому теперь можно верить, а кому – нет, кто является настоящим другом, а кто лишь ждет удобного момента, чтобы воткнуть в спину нож. «Всем тем, кому я доверял, я с давних пор уже не верен», — признается Борис Пастернак, и осознание этого вызывает в нем чувство тоски и безысходности. Пытаясь докопаться до первопричины, по которой в мире произошли столь чудовищные перемены, автор вдруг приходит к выводу , что он «человека потерял с тех пор, как всеми он потерян». Подобные метаморфозы произошли потому, что люди перестали видеть друг в друге личности, а стали обращать внимание лишь на внешнюю оболочку, которая, как известно, весьма обманчива.

sensei - 04.03.2017

«Во всём мне хочется дойти…»

Задача поэта - постичь глубину жизни и «свойства страсти», суметь изобразить их в слове.

«Красавицамоя, вся стать…»

Женская красота будет любовь, и любовь хочет выразить се­бя в возвышенной поэзии, потому что «тут», в мире, где господ­ствует быт, такая любовь «с трудом выносится». Законы красоты вечны.

«Перемена»

Стихотворение имеет христианские корни. В православной традиции бедность не презираема, а уважаема. Но мир изменил­ся: «времени коснулась порча», бедность стали презирать, «горе возвели в позор». Встать на такую позицию, по мысли Пастерна­ка, значит, «потерять человека». Изменения в общественном ми­ровосприятии неизбежно касаются и отдельного человека, и поэт заключает: «Я человека потерял \ С тех пор, как... всеми он поте­рян».

«Весна в лесу»

Яркое, образное изображение поздней весны.

«Быть знаменитым некрасиво»

Программное стихотворение Пастернака. Поэт однозначно провозглашает целью творчества самоотдачу, призывает прини­мать жизнь во всей её полноте, не навешивая ярлыки сиюминут­ных оценок на те или иные события: жизнь многолика, и то, что казалось поражением, может обернуться победой. Жизнь в слия­нии с природными законами поможет человеку привлечь к себе «любовь пространства», но закон нравственный является одним из главных условий естественности. В полной мере живым чело­век может быть только тогда, когда он не поступается своей сове­стью. «не отступается от лица».

Глоссарий:

      • анализ стихотворения пастернака перемена
      • анализ стихотворения перемена
      • Пастернак Перемена анализ стихотворения
      • пастернак анализ стихотворения перемена
      • анализ стиха перемена

(Пока оценок нет)