Стихотворение «Генералам двенадцатого года» (1913) - одно из наиболее восторженных и романтических произведе­ний молодой М.И. Цветаевой. Оно практически все состоит из цепочки деталей, возвышающих адресата послания:

Вы, чьи широкие шинели

Напоминают паруса,

Чьи шпоры весело звенели

И чьи глаза, как бриллианты,

На сердце оставляли след, -

Очаровательные франты

Минувших лет!

Заявленный в сравнении образ паруса в классической поэзии XIX века, например у М.Ю. Лермонтова, традиционно символи­зирует жизнестойкость, способность противостоять любым на­тискам судьбы. Именно эти черты, по мнению М.И. Цветаевой, являлись определяющими в характерах героев 1812 года, что в конечном итоге и обусловило высокую степень их патриотиче­ского чувства. Обращения «генералы», «цари» также призваны возвеличить образы офицеров. Они не только герои отечества, но и генералы дамских сердец. В восприятии образов очевидна опо­ра на литературную традицию. В произведении важен не кон­кретный адресат, а образ поколения, обращение «Ваше благоро­дие» к которому было наполнено глубоким содержательным смыслом. В стихотворении звучит глубокое сожаление об ушед­шем типе мужского идеала той эпохи. Но в еще большей степе­ни, чем рисуемые образы, в стихотворении важен романтический характер самой восторженной лирической героини. Она любует­ся героями 1812 года не только как покоренная их душевным благородством и высокими манерами женщина. В стихотворении заявлена и материнская тема:

Вас охраняла длань господня

И сердце матери, - вчера.

Малютки-мальчики сегодня -

Офицера!

В восторженных восклицаниях «Ах!», «О...» и строгом обращении «Вы» усматриваются жанровые особенности сен­тиментального романса. Если в душе мечтательной лириче­ской героини царят две стихии ( и ), то сердцами генералов 1812 года владеют опять-таки и героика. Только любовь дает им силы побеждать. Именно она питает душевное благородство:

Вы побеждали и любили

Любовь и сабли острие -

И весело переходили В небытие.

Стихотворение, написанное через столетие после событий Отечественной войны 1812 года, призвано увековечить в па­мяти поколений и опоэтизировать высокий образ русского офицерства.

Отечественная война 1812 года породила в русской поэзии мощную поэтическую традицию, начиная с Г. Державина, В. Капниста, В. Жуковского, К. Батюшкова, Ф. Глинки, К. Ры­леева, А. Пушкина, М. Лермонтова, А. Дельвига, Ф. Тютчева, А. Майкова, Е. Баратынского, заканчивая многочисленными народными историческими песнями. Однако в их произведе­ниях важны исторический и патриотический аспекты воспри­ятия событий. Для М.И. Цветаевой герои двенадцатого года важны не только как храбрые воины, но и неотразимые кава­леры. В таком ракурсе до нее никто данную тему не поднимал, кроме, пожалуй, Ф. Глинки («Партизан Давыдов»), В. Жу­ковского («Певец в стане русских воинов»), М. Языкова («Д.В. Давыдову»), которые вспоминали о разгульно-удалых подвигах Д. Давыдова.

История всегда привлекала и привлекает людей, ведь как гласит крылатая фраза: без прошлого нет настоящего. Вот и мы изучаем историю страны, а писатели часто берут за основу сюжета исторические события, воспоминания, тем самым позволяют нам прикоснуться к былому. Оживляя в своем творчестве прошлое, писатели дают возможность нам перенестись в те времена и увидеть мужество нашего народа, его патриотизм, верность и преданность Родине. Вот и Марина Цветаева не обошла стороной ратные подвиги и свое замечательное произведение Генералам двенадцатого года поэтесса посвящает бойцам, которые в 1812 году защищали от вторжения Наполеона.

Генералам двенадцатого года посвящается

Стихотворение Генералам двенадцатого года поэтесса написала в 1913 году. Как пишет писательница, ей встретилась гравюра генерала Тучкова и она не смогла забыть это изображение. Эту коробочку она хранила и носила с собой. Находились там карандаши и ручки. Но не практическая сторона была важна, а то изображение, что было на ней. Благодаря гравюре Тучкова, который погиб на поле боя под Бородино, поэтесса смогла создать образ наших героев. Увидев Тучкова, его молодую фигуру в орденах поэтесса забыла о сне. Она понимает, насколько краток его век, как мало он и другие, подобные ему солдаты, смогли пожить в этом мире. А ведь он мог и сейчас ласкать кудри дев, но жизнь его была краткой. Был убит генерал и теперь его кудри засыпаны снегом.

В своем стихотворении она описывает бойцов, что полегли на поле боя, защищая родной край от французов, а сама работа построена в виде обращения к людям, что погибли на полях сражений, сражаясь за Родину. Так в начале произведения Цветаева описывает общую картину: людей в шинелях, что напоминали паруса, с глазами, как те бриллианты, что по воле случая должны были стать на защиту Родины. При этом не каждый герой имел высокое звание, но верша свои подвиги, все они заслуживают называться генералами. Еще недавно юнцы танцевали на балах, и их шпоры звенели о паркет, а теперь с не меньшим рвением они ведут борьбу с врагом не щадя своей жизни. Тут же поэтесса называет солдат царями балов и царями бранного поля.

Читая работу автора, мы видим в образе героев людей, которые могли втроем встать против сотни. А солдаты, хоть и были юны, но все они любили сабли острие, и мужественно сражались переходя в небытие. Стихотворение прекрасное, мелодичное и поучительное. Оно учит нас героизму, патриотизму и призвано увековечить подвиги наших офицеров.

1 503 0

Стихотворение (1913) - одно из наиболее восторженных и романтических произведе­ний молодой . Оно практически все состоит из цепочки деталей, возвышающих адресата послания:

Вы, чьи широкие шинели Напоминают паруса,
Чьи шпоры весело звенели И голоса,
И чьи глаза, как бриллианты,
На сердце оставляли след, -
Очаровательные франты Минувших лет!

Заявленный в сравнении образ паруса в классической поэзии XIX века, например у , традиционно символи­зирует жизнестойкость, способность противостоять любым на­тискам судьбы. Именно эти черты, по мнению М.И. Цветаевой, являлись определяющими в характерах героев 1812 года, что в конечном итоге и обусловило высокую степень их патриотиче­ского чувства. Обращения «генералы» , «цари» также призваны возвеличить образы офицеров. Они не только герои отечества, но и генералы дамских сердец. В восприятии образов очевидна опо­ра на литературную традицию. В произведении важен не кон­кретный адресат, а образ поколения, обращение «Ваше благоро­дие» к которому было наполнено глубоким содержательным смыслом. В стихотворении звучит глубокое сожаление об ушед­шем типе мужского идеала той эпохи. Но в еще большей степе­ни, чем рисуемые образы, в стихотворении важен романтический характер самой восторженной лирической героини. Она любует­ся героями 1812 года не только как покоренная их душевным благородством и высокими манерами женщина. В стихотворении заявлена и материнская тема:

Вас охраняла длань господня И сердце матери, - вчера.
Малютки-мальчики сегодня - Офицера!

В восторженных восклицаниях «Ах!», «О…» и строгом обращении «Вы» усматриваются жанровые особенности сен­тиментального романса. Если в душе мечтательной лириче­ской героини царят две стихии (любовь и творчество), то сердцами генералов 1812 года владеют опять-таки любовь и героика. Только любовь дает им силы побеждать. Именно она питает душевное благородство:

Вы побеждали и любили Любовь и сабли острие -
И весело переходили В небытие
.

Стихотворение, написанное через столетие после событий Отечественной войны 1812 года, призвано увековечить в па­мяти поколений и опоэтизировать высокий образ русского офицерства.

Если у данного материала осутствует информация об авторе или источнике, значит он был просто скопирован в сети Интернет с других сайтов и представлен в сборнике исключительно для ознакомления. В данном случае отсутствие авторства предлагает принять написанное, как просто чье-то мнение, а не как истину в последней инстанции. Люди много пишут, много ошибаются - это закономерно.

О МОЛОДЫЕ ГЕНЕРАЛЫ СВОИХ СУДЕБ…

Перелистывая страницы истории, никто, на мой взгляд, не может остаться равнодушным. Почему так важно человеку знать свою историю? Почему мы возвращаемся к ней? Народная мудрость гласит: «без прошлого нет будущего», «у того, кто не знает своего прошлого, нет будущего». И действительно, неизвестно, как бы сложилась наша судьба, судьба нашей страны, если бы не наши предки, которые пережили очень трудные времена. То, как они выстояли, заставляет нас гордиться ими и нашим историческим прошлым.

Каждый раз, когда начинаешь думать и писать о важном историческом событии, хочется добавить что-то своё, несмотря на то, что об этом уже много сказано и написано.

Отечественная война 1812 года… Что об этом событии можем сказать мы, потомки, из своего 2012-го? Что оно значит для нас? Намного ближе в книге истории страницы о Великой Отечественной: каждый год 9 мая мы празднуем День Победы, во времена Великой Отечественной воевали мои прадеды. А 1812 год кажется таким далёким… Но, слава Богу, до наших дней дошли воспоминания, дневниковые записи, письма участников событий 1812 года. По-особому оживает прошлое в художественных произведениях. События воплощаются в образах, каждый из которых несёт печать души автора, знаки его прикосновения к истории.

Такое прикосновение подарила нам крылатая лирическая героиня Марины Цветаевой. Ариадна Эфрон, дочь Цветаевой, рассказывает, что стихотворение «Генералам двенадцатого года» было написано под впечатлением от покупки баночки (коробочки) с изображением генерала Тучкова Александра Алексеевича. Романтический портрет красавца-генерала поразил Марину, и она не расставалась с баночкой ни в эмиграции, ни на родине – хранила в ней карандаши, ручки. Она хранила память о человеке, погибшем в Бородинском сражении.

Хотя в стихотворении особая роль отводится генералу Тучкову, в тексте его образ возникает не сразу. Композиция ведёт читателя от общего к частному, а затем вновь возвращает к общему. На примере А.А. Тучкова поэт показывает судьбу очень многих воинов, погибших в 1812 году, имён которых мы не знаем, отсюда и название стихотворения.

Меня поразило то, каким эмоциональным шквалом лирическая героиня стихотворения, это юное создание, отреагировала на полустёртую гравюру с портретом Тучкова-четвёртого. Она не могла уснуть, она вместе с героем Отечественной войны прожила его короткий век, так же, как он сам, – в невероятной скачке . Такая жизнь – порыв, полёт, – несомненно, близка самой лирической героине Марины Цветаевой. Напряжённость этого ритма жизни помогают почувствовать тире, поэтические переносы, контрасты. В моменты наивысшего эмоционального накала используются восклицательные знаки. Так завершается первая композиционная часть:

Вам все вершины были малы

И мягок – самый чёрствый хлеб,

О молодые генералы

Своих судеб!

Или: Три сотни побеждало – трое! / Лишь мёртвый не вставал с земли. (Здесь гиперболизация сродни стилю героического эпоса.)

Завораживает развёртывание поэтической речи, позволяющее нам вдруг почувствовать и себя – крылатыми, способными увидеть глазами лирической героини. Вот удивительные соединения, которые учат читателя видеть по-настоящему, поэтическим озарением: Вы брали сердце и скалу; Вы были дети и герои…

Цветаева пишет экспрессивно, с подчёркиванием, нажимами. Но с решительными акцентами сочетаются удивительная нежность, трепетная очарованность и женская мудрость. Да, безусловно, все эти оттенки объяснимы тем, что мы слышим именно женский голос в осмыслении темы войны, причём голос «самого искреннего русского поэта» (И.А. Бродский о Марине Цветаевой). Поэтические переносы не только выделяют, но и создают эффект эха, как будто слышны отголоски уходящего, к которым мы прислушиваемся вместе с лирической героиней:

И ваши кудри, ваши бачки

Засыпал снег.

Очень важны в женском осмыслении темы войны высокие образы – образ Бога и матери:

Вас охраняла длань Господня

И сердце матери. Вчера –

Малютки-мальчики, сегодня –

Офицера.

Образы Бога и матери объединяются как охраняющие силой высшей любви. Сердце матери болит за своё дитя. Неслучайно почти каждый солдат в бой брал иконку, которая оберегала его. И часто эту иконку давала именно мама.

Очень многие стихи Цветаева посвящала своему супругу – Сергею Эфрону. И «Генералам двенадцатого года» не стало исключением. Что объединяет Сергея и героев, живших – любивших, сражавшихся, погибших – почти сто лет назад? Как писала сама Цветаева, в своём муже она увидела, с одной стороны, благородство, рыцарство, а с другой стороны, некую беззащитность. Этим и схож Сергей Эфрон с теми генералами, о которых пишет Марина Ивановна Цветаева: они тоже беззащитны и величественны одновременно.

Финальная строфа стихотворения – гимн рыцарству:

Вы побеждали и любили

Любовь и сабли острие –

И весело переходили

В небытие.

Любовь к жизни – это победа над небытием. Любовь оставляет в мире след, запечатлённый на гравюре, в великой книге истории, в чьём-то сердце…

Стихотворение, написанное в конце декабря 1913 года, заставляет ещё раз поразиться гению Цветаевой: как 21-летняя девушка могла так глубоко, точно почувствовать и передать происходившее в далёком 1812 году? Лирическая героиня Марины Цветаевой, молодая девушка, понимает, что на войну уходят «малютки -мальчики», которые должны стать офицерами и защищать свою землю. Она восхищается их мужеством, храбростью – и красотой такой жизни. И действительно, эти люди – Герои. Они никогда не жаловались, проживали каждый день с любовью и даже смерть принимали с улыбкой на губах. Они – Жили. Не приспосабливаясь к обстоятельствам, а воплощая на земле уровень должного, идеального, настоящего...

На мой взгляд, стихотворение «Генералам двенадцатого года» у многих молодых читателей найдёт в душе сильный отклик. После его прочтения 1812 год уже не кажется таким далёким. Мы чувствуем, что это не рассказ о далёких событиях, а настоящая история любви к жизни и красоте. Воины воспринимаются как настоящие рыцари, исполненные благородства. Тем трагичнее их уход из жизни – таких юных и прекрасных. Пока мы будем восхищаться этими людьми и их подвигами, они будут живы – в памяти грядущих поколений.




Сейчас мы будем знакомиться с текстом. Обратите внимание на обращение к адресатам. И попытайтесь выявить различие между обращениями к генералам вообще и к Тучкову-четвертому. Исправьте в тексте строчную букву на прописную там, где вы считаете это необходимым. Поделите стихотворение на смысловые части. Объясните, по какому принципу это произведение делится на композиционные части (1-я часть общий портрет, наиболее типичные черты, 2-я часть обращение к Тучкову-четвертому, 3-я часть снова типизация).


Генералам двенадцатого года Сергею Вы, чьи широкие шинели Напоминали паруса, Чьи шпоры весело звенели И голоса, И чьи сердца, как бриллианты, На сердце оставляли след,- Очаровательные франты Минувших лет! Одним ожесточеньем воли Вы брали сердце и скалу,- Цари на каждом бранном поле И на балу. Вас охраняла длань Господня И сердце матери, - вчера Малютки-мальчики, сегодня- Офицера! Вам все вершины были малы И мягок самый черствый хлеб, О, молодые генералы Своих судеб! Ах, на гравюре полустертой, В один великолепный миг, Я видела, Тучков-четвертый, Ваш нежный лик. И вашу хрупкую фигуру, И золотые ордена… И я, поцеловав гравюру, Не знала сна… О, как мне кажется, могли вы Рукою, полною перстней, И кудри дев ласкать – и гривы Своих коней. В одной невероятной скачке Вы прожили свой краткий век… И ваши кудри, ваши бачки Засыпал снег. Три сотни побеждало – трое! Лишь мертвый не вставал с земли. Вы были дети и герои, Вы все могли! Что также трогательно-юно, Как ваша бешеная рать? Вас златокудрая Фортуна Вела, как мать. Вы побеждали и любили Любовь и сабли острие- И весело переходили В небытие.


Заполните таблицу «Обобщенный портрет генералов» и «Портрет Тучкова-четвертого». В первый столбик детали портрета, во второй поступки героев, в третий авторскую оценку. На что Марина Цветаева обращает внимание? Детали портретаПоступки героевАвторская оценка Обобщенный портрет генералов Широкие шинели напоминали паруса, Шпоры весело звенели, Глаза, как бриллианты, Очаровательные франты Брали сердце и скалу, Все вершины были малы Цари на каждом бранном поле и на балу, Молодые генералы своих судеб Портрет Тучкова- четвертого Нежный лик Хрупкую фигуру, Золотые ордена, рука, полная перстней, ваши кудри, ваши бачки В одной невероятной скачке прожили, побеждали и любили любовь и сабли острие, весело переходили в небытие Вы были дети и герои, вы все могли!




На этот вопрос нам поможет ответить семейная легенда Тучковых. Александр Алексеевич Тучков (), генерал- майор, командовал бригадой 3-й пехотной дивизии Коновицына, входившей в 1- ю армию Барклая-де-Толли. Это был человек, «соединявший с прекрасной наружностью душу пламенную, ум, обогащенный всеми плодами просвещения».


В 1806 году он женился на Маргарите Михайловне, урожденной Нарышкиной. Она «гордилась красотою мужа, которого сравнивали в тогдашнем обществе с Аполлоном, его храбростью, рыцарскою его доблестью». Она сопровождала мужа во время русско-шведской войны годов. «Солдаты старались доставить ей возможные удобства и в свою очередь обращались к ней за помощью всякого рода». С заботливостью сестры милосердия она ухаживала за ранеными, как русскими, так и шведами, попавшими в плен.


Почти за год до войны Маргарита Михайловна увидела напугавший ее сон. Ей приснилось, что ее отец входит в комнату, держа на руках ее маленького сына, и говорит: "Вот все, что у тебя осталось". Она принимает сына и в тот же момент слышит голос откуда-то сверху: "Участь твоя решится в Бородине". Женщина проснулась в слезах и тут же пересказала сон мужу. Тот долго успокаивал ее, объясняя, что все это игра воображения, а в воображении всякая нелепость может произойти. И все же утром генерал вместе с женой долго искали на карте название, напоминающее "Бородино", в окрестностях расположения своей части (полк стоял на западной границе) и, естественно, ничего не нашли.


В августе 1812 года Маргарита Михайловна жила в доме отца. Однажды утром дверь ее спальни распахнулась, и отец с младенцем-внуком на руках вошел, не скрывая слез сказал: "Вот все, что у тебя осталось". Генерал-майор Александр Алексеевич Тучков был самым младшим из четырех братьев, генералов Тучковых. Все братья участвовали в Отечественной войне 1812 г. Судьба Тучковых беспримерна. 3 родных брата, достигнув генеральских чинов и пройдя невредимо многие войны, почти в одно время кончили свое поприще. Один, израненный штыками, полонен близ Смоленска. Старший Николай Алексеевич был смертельно ранен в Бородинском сражении, а младший Александр Алексеевич убит. Он со знаменем в руках вел свою бригаду на атакующих французов. Схватка была невероятно яростной, в ней погибло много наших солдат и солдат противника.


Тучков-четвертый погиб в Бородинском сражении около полудня в бою за Семеновские флеши. Александр Алексеевич, увидев, что его Ревельский полк дрогнул, схватил знамя полка и пошел впереди солдат на французов. По рассказам солдат, ему ядром оторвало обе руки. Когда его пытались вынести из-под огня, новое ядро оторвало обе ноги. Вслед за тем третье ядро поразило тридцатипятилетнего генерала в грудь.


Маргарита Михайловна пыталась найти на поле битвы тело мужа, но его, видимо, сожгли на общем погребальном костре. Маргарита Михайловна жена погибшего генерала первой приложила старания, чтобы Бородинское поле стало общим памятником погибшим героям Она продала имение и построила на месте Бородинского сражения храм. Это был первый памятник героям Бородина.. Впоследствии там же, на Багратионовых флешах, Маргарита Михайловна основала Спасо-Бородинский женский монастырь, где стала настоятельницей. Монастырь строился четыре десятка лет, украсившись Владимирским собором. Немалые средства на этот храм собрали офицеры и солдаты гвардейского и гренадерского корпусов русской армии. Монахини присматривали за полем памяти. Каждый пришедший поклониться могилам героев находил в монастыре кров и пищу.


Но это стихотворение Марина Ивановна посвятила не только генералам двенадцатого года, но и своему мужу Сергею Эфрону. Что сближает образ генералов двенадцатого года и образ мужа? Ответ мы попытаемся найти в письмах Цветаевой. Письмо от 17 марта 1914 года В.В.Розонову: «Он необычайно и благородно красив, он прекрасен внешне и внутренно. Прадед его с отцовской стороны был раввином, дед с материнской великолепным офицером.»