Анализ стихотворения А.Блока "В ресторане"

Сюжет вечен и прост: любимая женщина уходит, герой делает усилие удержать её, но всё тщетно. Несмотря на кажущуюся простоту, “В ресторане” - одно из сложнейших произведений Блока.

Все символисты считали своими литературными прародителями поэтов - романтиков, но символист Блок был романтиком по сути своей. Он тонко ощущал двоемирие, видел грань между земным и вечным, и, хотя “вечное” порой казалось ему призрачным, ирреальным, оно всегда жило в душе поэта и его лирического героя.

Никогда не забуду (он был или не был этот вечер)…

Всё стихотворение построено на антитезе: пошлый земной мир противопоставляется вечному, идеальному.

Я сидел у окна в переполненной зале,

Где-то пели смычки о любви.

Переполнен ресторанный зал, но герой не слышит его шума, он слышит чудесную музыку. “Где-то пели” - это где? Не из другого ли мира эти звуки? Интересно и то, где находится герой. Он не первый, кто в произведениях Блока занимает место у окна. Вспомним:

И медленно пройдя меж пьяными,

Всегда без спутников, одна,

Дыша духами и туманами,

Она садится у окна.

Почему же у окна? Может, именно окно символизирует выход в мир любви и гармонии, а герои ищут этот выход? И находят. И вот герой стихотворения совершает скандальный, с точки зрения обывательского этикета, поступок: посылает даме, пришедшей с кавалером, цветок:

Я послал тебе чёрную розу в бокале

Золотого, как небо, аи.

Чёрная роза в бокале золотого вина - символ, поступок героя - вызов. Чёрный цвет - цвет скорби, страдания, но роза от этого не становится менее прекрасной, так же как и Прекрасная Дама, мировая душа оказавшаяся на земле и превратившаяся в страдающую красоту. И героиня стихотворения носит эту красоту в себе, даже не подозревая об этом. Герой помещает розу в золотое вино, не случайно странное на первый взляд сравнение “золотое, как небо”. Небо символизирует вечность, гармонию, и герой хочет спасти Прекрасную Даму от пошлости и беспросветности. Понимает ли этот порыв героиня? Безусловно, понимает, хотя изо всех сил старается скрыть это. Почему? Быть может потому, что не верит в свое спасение? Но намеренная резкость, презрение, несоотносимое с волнением, не мешают ей слышать ту же музыку вечного мира, которую слышит герой.

И сейчас же в ответ что-то

грянули струны,

Исступлённо запели смычки…

Но была ты со мной всем презрением юным,

Чуть заметным дрожаньем руки.

И героиня, чувствуя близость к герою, уходит.

Ты рванулась движеньем испуганной птицы,

Ты прошла, словно сон мой, легка…

Сон поэты-романтики воспринимали как выход в мир идеальный; сон отражает наше подсознательное, не контролируемое разумом, позволяет заглянуть в тайники души. Блоковский лирический герой часто видит во сне красоту. Вспомним, как появляется Незнакомка

И каждый вечер в час назначенный

(Иль это только снится мне)

Девичий стан, шелками схваченный,

В туманном движется окне.

В душе героя живёт красота, поэтому он может увидеть её везде, даже в переполненном зале ресторана. Да, героиня уходит. Но уходит она не от героя, она уходит из ресторанного зала, из мира пошлости и суеты. Она уходит в зазеркалье, в идеальный мир и зовёт за собой героя:

Но из глуби зала ты мне взоры бросала

И, бросая, кричала: “Лови!”

Герой сделал то, что должен был сделать. Своим поступком он спас Красоту, он вернул Прекрасную Даму в мир вечности, и уже неважно, существует ли этот мир объективно или этот мир - душа героя. И земной мир с визжанием вместо пения кажется таким же жалким и неестественным, как и фонари “на жёлтой заре”.

Анализ стихотворения «В ресторане». Это стихотворение — вариант «Незнакомки». Одинаковы герои произведения, место действия, конфликт. Стихотворение «В ресторане» открывается картиной мира, несущей символическое звучание.

Возникает образ пожара, зари. Пожар — слово ключевое. В нём присутствует мотив гибельности мира: «Сожжено и раздвинуто бледное небо». Небо — это слово-образ из «Стихов о Прекрасной Даме». Реальный же мир дан предметно: «И на жёлтой заре — фонари». Сожжённое небо ассоциируется с чёрным цветом, который Блок дополняет жёлтым. Это символика земли. Утрачен прежний смысл бытия, сожжён дотла.

Автор рисует реальную картину встречи двух героев. Если в «Незнакомке» Он и Она были противопоставлены миру пошлости связь с действительностью была дана эскизно, нечётко, то здесь герои — порождение земного мира.

Эту мысль опять подчёркивает чёрно-жёлтая гамма: «Я послал тебе чёрную розу в бокале золотого, как небо, Аи». Образ красив и ярок, благодаря той же «эстетизации действительности». О связи героев с миром земли также свидетельствует и музыкальное сопровождение: « … что-то грянули струны,
исступлённо запели смычки … »

Аллитерация «с», «з», «р» рождает какофонию (приём из «Неэиакомки»). Далее поэт резко переключает своих героев из мира низкой действительности в мир таинственной любви:

Ты рванулась движеньем испуганной птицы,
Ты прошла, словно сон мой, легка …
И вздохнули духи, задремали ресницы,
Зашептали тревожно шелка.

Лексика передаёт высокое чувство, но это видение из Зазеркалья («из глубины зеркал ты мне взоры бросала»). Мир пошлости возвращается. Звучит «цыганская тема» любви-страсти: «А монисто бренчало, цыганка плясала, и визжала заря о любви».

Известно, что чем больше толкований у произведения, тем выше степень таланта его автора. А. обладал удивительной способностью: он мог любую бытовую сцену превратить в сложнейшую философско-психологическую драму; ведь именно поэтому знаменитое стихотворение «Незнакомка» было с восторгом принято как тонкими ценителями литературы, так и неискушенными в поэзии девочками-проститутками, которые, если верить воспоминаниям Ю. Анненкова, подходили к прохожим со словами: «Я Незнакомка, не хотите познакомиться?» Соединение внешнего, бытового, и скрытого, философского, сюжетов характерно для многих произведений Блока.
Обратимся к известному, любимому многими стихотворению «В ресторане». Сюжет вечен и прост: любимая женщина уходит, герой делает усилие удержать ее, но все тщетно. Несмотря на кажущуюся простоту, «В ресторане» одно из сложнейших произведений Блока.
Все символисты считали своими литературными прародителями поэтов-романтиков, но символист Блок был романтиком по сути своей. Он тонко ощущал двоемирие, видел грань между земным и вечным, и, хотя вечное порой казалось ему призрачным, ирреальным, оно всегда жило в душе поэта и его лирического героя.
«Никогда не забуду — он был или не был, этот вечер» — стихотворение открывается сомнением лирического героя, как это уже было в «Незнакомке». А дальше пейзажный штрих: петербургская заря — желтые фонари на желтом фоне. Северное небо, рождающее отчаяние, усиливающее усталость романтика, живущего в мире грубой реальности; он способен послать розу в бокале «золотого, как небо, аи», но роза «черная», символизирующая неизбывную печаль лирического героя.
Далее происходит поединок взглядов: он смотрит «смущенно и дерзко», она — «надменно». Лирический герой для нее — лишь один из длинной череды надоевших поклонников. Об этом свидетельствует союз «и» в начале фразы: «И этот влюблен». Но тем не менее она выделяет его из толпы поклонников — его, незаурядного, посмевшего быть дерзким, чтобы скрыть смущение. Он же готов принять ее такою, как она есть:

Но была ты со мной всем презрением юным,

Все стихотворение построено на антитезе: пошлый земной мир противопоставляется вечному, идеальному:

Я сидел у окна в переполненной зале.
Где-то пели смычки о любви.

Ресторанный зал переполнен, но герой не слышит его шума, он слышит чудесную музыку. «Где-то пели…» — это где? Не из другого ли мира эти звуки? Интересно и то, где находится герой. Он не первый, кто в произведениях Блока занимает место у окна. Вспомним:

И медленно пройдя меж пьяными,
Всегда без спутников, одна,
Дыша духами и туманами,
Она садится у окна.

«Незнакомка», 1906

Почему же у окна? Может, именно окно символизирует выход в мир любви и гармонии, а герои ищут этот выход? И находят его. И вот герой стихотворения «В ресторане» совершает скандальный с точки зрения обывательского этикета поступок: посылает даме, пришедшей с кавалером, цветок:

Я послал тебе черную розу в бокале
Золотого, как небо, аи.

Черная роза в бокале золотого вина — символ, поступок героя — вызов. Черный цвет — это цвет скорби, страдания, но роза от этого не становится менее прекрасной, так же как и Прекрасная Дама, мировая душа оказавшаяся на земле и превратившаяся в страдающую красоту.
В этом стихотворении происходит как бы завершение пути, которым движется идеал женской красоты в лирике Блока. Путь был непростым: из заоблачных высот — в мрак и вертеп земной жизни. Героиня, идя по ступеням вниз, на этом пути утрачивает таинство своей неземной красоты, все более проступают в ее облике черты не только земной, но даже приземленной женщины. Она из предмета поклонения и обожания стала предметом купли-продажи. Такова героиня этого стихотворения, показанная, однако, с сочувствием и участием.
Тема стихотворения — любовный поединок, длящийся доли минуты, но эта любовь по силе может быть равна чувству, развивающемуся долгое время.
Героиня стихотворения носит красоту в себе, даже не подозревая об этом. Герой помещает розу в золотое вино — «золотое, как небо». Небо символизирует вечность, гармонию. Может, поступок героя символизирует, что герой хочет спасти Прекрасную Даму от пошлости и беспросветности? Но понимает ли героиня его порыв? Безусловно, понимает, хотя изо всех сил старается скрыть это. Почему? Быть может, потому, что не верит в свое спасение? Но намеренная резкость, презрение к герою, несоотносимое с волнением, не мешают ей слышать ту же музыку вечного мира, которую слышит он:

И сейчас же в ответ
Что-то грянули струны,
Исступленно запели смычки…
Но была ты со мной всем презрением юным,
Чуть заметным дрожаньем руки.

И героиня, чувствуя близость к герою, уходит:

Ты рванулась движеньем испуганной птицы,
Ты прошла, словно сон мой, легка…

Сон поэты-романтики воспринимали как способ перейти в идеальный мир. Сон отражает наши подсознательные, не контролируемые разумом чувства, позволяет заглянуть в тайники души. Блоковский лирический герой часто видит во сне красоту. Вспомним, как появляется Незнакомка:

И каждый вечер в час назначенный
(Иль это только снится мне)
Девичий стан, шелками схваченный,
В туманном движется окне.

В душе героя живет красота, поэтому он может увидеть ее везде, даже в переполненном зале ресторана. Да, героиня уходит. Но уходит она не от героя, она уходит из ресторанного зала, из мира пошлости и суеты. Она уходит в зазеркалье, в идеальный мир, и зовет за собой героя:

Но из глуби зеркал ты мне взоры бросала
И, бросая, кричала: Лови!

Герой сделал то, что должен был сделать. Мне кажется, своим поступком он спас красоту, вернул Прекрасную Даму в мир вечности, и уже неважно, существует ли этот мир объективно или этот мир — душа героя. И земной мир с визжанием вместо пения кажется таким же жалким и неестественным, как и фонари «на желтой заре». Ясно, что визжать можно только о той любви, что продается, а не о таинстве отношений между мужчиной и женщиной. Картина этой романтической игры звуков завершается союзом «но», начинающим шестую строфу: сказка окончена — взоры, отражаясь в зеркалах, пошло кричат: «Лови!..». Почему в зеркалах? Зеркала, отражая и дробя облик юной незнакомки, тиражируют ее красоту, уникальность гибнет, загадка исчезает. Все это происходит под соответствующий аккомпанемент: бренчит монисто пляшущей цыганки. Эта вакханалия звуков адресована желтой заре — так круг замыкается. Желтая заря северного неба бросает свой больной отблеск на грешную жизнь людей.

Никогда не забуду (он был, или не был,
Этот вечер): пожаром зари
Сожжено и раздвинуто бледное небо,
И на жёлтой заре — фонари.

Я сидел у окна в переполненном зале.
Где-то пели смычки о любви.
Я послал тебе чёрную розу в бокале
Золотого, как нёбо, аи.

Ты взглянула. Я встретил смущённо и дерзко
Взор надменный и отдал поклон.
Обратясь к кавалеру, намеренно резко
Ты сказала: «И этот влюблён».

И сейчас же в ответ что-то грянули струны,
Исступлённо запели смычки…
Но была ты со мной всем презрением юным,
Чуть заметным дрожаньем руки…

Ты рванулась движеньем испуганной птицы,
Ты прошла, словно сон мой легка…
И вздохнули духи, задремали ресницы,
Зашептались тревожно шелка.

Но из глуби зеркал ты мне взоры бросала
И, бросая, кричала: «Лови!..»
А монисто бренчало, цыганка плясала
И визжала заре о любви.

Анализ стихотворения «В ресторане» Блока

Стихотворение «В ресторане» было написано Блоком в 1910 г. Считается, что оно посвящено актрисе О. Судейкиной. У поэта были очень сложные взаимоотношения со своей женой. Они уже давно не жили вместе, короткие встречи напоминали мимолетные свидания. Блок продолжал считать жену своей поэтической музой, но это не мешало ему заводить новые романы. Поэт уже был достаточно известным человеком, поэтому часто проводил вечера в богатых ресторанах. В один из таких вечеров он встретил таинственную незнакомку и описал эту встречу в стихотворении.

Хотя Блок и описывает реальный случай из жизни, вечер в ресторане сразу же приобретает мистический оттенок («он был или не был»). Тем самым поэт подчеркивает, что случившееся вполне могло быть просто сном или плодом разгоряченного воображения.

Лирический герой находится в ресторане. Зал переполнен, но он все равно ощущает свое духовное одиночество. Автор одинок, потому что не может никому поведать о своих чувствах. Окружающая его толпа не способна понять сложный внутренний мир поэта. Внезапно в нем просыпается надежда в образе незнакомой женщины. Он делает ей символический подарок – черную розу в бокале вина. Этим он выражает свою глубокую печаль и надеется встретить в женщине понимание.

Лирический герой и незнакомка встречаются глазами. Ее взгляд, как и полагается приличной женщине, надменный, а у него – «смущенный и дерзкий». Такое противоречивое сочетание указывает на то, что душевное равновесие автора нарушено. Он не ожидал, что женщина произведет на него такое впечатление. Но и строгое равнодушие незнакомки поколеблено: ее замечание своему кавалеру звучит «намеренно резко». Этого мимолетного обмена взглядами хватило, чтобы главные герои почувствовали свое душевное родство. Вероятно, женщина также испытывает острое одиночество. Ее кавалер – всего лишь попытка скрыть одиночество от окружающих.

Внезапно грянувшая музыка подтвердила, что роковая встреча произошла. С этого момента лирический герой и незнакомка существуют только друг для друга. В иллюзорном мире никого уже нет кроме них. Автор замечает это по едва уловимым изменениям в облике женщины («презрении юном», «дрожанье руки»). Незнакомка, стремясь избавиться от наваждения, поспешно направляется к выходу. На ее порывистое движение отзываются все прежде дремавшие чувства и ощущения лирического героя.

В воображаемом мире их общение не прекращается. Отражение женщины в зеркалах ведет с автором своеобразную игру: один за другим бросает взгляды и кричит: «Лови!». Даже музыка подхватывает эту игру. В ней и в песне цыганки звучит мотив любви.

У Блока и О. Судейкиной любовные отношения все же не сложились. Но поэт не зря придавал встрече большое значение. Со временем они стали очень близкими друзьями.

Цели урока:

  • совершенствовать восприимчивость учащихся к поэзии, развивать художественный вкус, учить понимать поэзию;
  • обучать грамотному, правильному анализу лирических произведений.

Оборудование: Портрет А.А. Блока, иллюстрации учащихся к стихотворениям.

Ученик: “Был Пушкин и был Блок…Все остальное – между”, - так сказал Владислав Ходасевич. Так ценили современники Блока. Ценили потому, что он писал о святом: любви. Любви к Родине, матери, женщине.

Ученик: 1905-1910 гг. значили для Блока многое. Они были редкостно продуктивными. Он переживал с большим душевным подъемом революцию 1905 года. Он поддерживал знакомство с самыми видными деятелями культуры, литературы: М. Горьким, Л.Н. Андреевым, В.Ф. Комиссаржевской. И он прощался с Прекрасной Дамой:

Блок входил в “страшный мир” реальной жизни. Ощущение неблагополучия жизни, ее трагических противоречий не оставляет поэта.

Трагедия “страшного мира” многогранна. Но самым страшным явлением в нем было для Блока унижение и поругание любви, обреченность любви. Для Блока сокровенная сфера любви являлась проверкой человека на человечность.

Беседа по стихотворению “Незнакомка” (1906 г.)

  • Каков строй образов? (Два строя образов)
  • Как изображен “страшный мир”?

Мы видим обычный ресторан в дачном уголке Озерки под Петербургом. Все конкретно, реально. Это подтверждает друг Блока Евгений Иванов, бывавший с ним там. Но, с другой стороны, это особое жизненное пространство. В нем все “страшно”: “горячий воздух дик и глух”, всем управляет “тлетворный дух”. Здесь застой, “каждый вечер” одно и то же, бессмысленное повторение бессмысленных действий. Их совершают “испытанные остряки”. Их шутки, жесты, поступки, совершаемые “среди канав”, далеко не свежи, потасканны.

А в небе, ко всему приученный.
Бессмысленно кривится диск.

Это апофеоз пустоты жизни, ее движения по мертвому кругу, где “истина в вине”, где торжествует пошлость. Здесь же и герой. Он присутствует в ресторане в одном ряду с “пьяницами с глазами кроликов”, они “…рядом у соседних столиков”. Но он еще не стал таким же, как они, не поглощен ими, он способен видеть и чувствовать живое, новое, прекрасное, у него есть нравственное зрение, ясное сознание.

  • Каков второй строй образов в стихотворении?

Это Незнакомка и лирический герой. Лирического героя посещает видение Незнакомки, (“Иль это только снится мне?”). Мир ресторана и Незнакомка – это сплошная музыка ассонанса.

  • Каков мир Незнакомки?

У неё, как у Прекрасной Дамы, очи, “синие, бездонные”.

Дыша духами и туманами
Она садится у окна …
... И веют древними поверьями
Ее упругие шелка.

Это мир любви, красоты, неземного очарования. И в этот мир погружается поэт:

Глухие тайны мне поручены,
Мне чье-то сердце вручено, . . .
. . . В моей душе лежит сокровище,
И ключ поручен только мне!

Он опьянен не вином, а близостью этого мира, мечтой о стране любви, возможностью уйти от мерзости. Он заворожен. Перед ним вновь “синий, бездонный” мир Прекрасной Дамы, и ему доступна величайшая тайна любви.

Конец неожиданный. Поэт уступает “страшному миру”, соглашается с завсегдатаями ресторана:

Ты право, пьяное чудовище!
Я знаю: истина в вине.

Но это реалии все-таки земной жизни. Это всего лишь “горькая самоирония”, а в душе читателя остается другая мелодия, другой подтекст. Поэт показал, что истинная красота и любовь неприкосновенны, ничто пошлое из “страшного мира” не может их запятнать, и, являясь в этот мир, они несут в него гармонию, прекрасную музыку, заглушающую все будничное, рычанье “пьяного чудовища”.

Беседа по стихотворению “В ресторане” (1910 г.)

Стихотворение “В ресторане” написано 4 года спустя. Блок шел по пути все большего обнажения противоречий “страшного мира”, все мучительнее становилось для него осознание унижения любви в нем.

  • Остался ли в стихотворении “В ресторане” тот же фон, на котором происходит встреча поэта и прекрасной женщины?

Да, мир тот же. Зал “переполнен”, “грянули струны”, “исступленно запели смычки” в нем, “…цыганка плясала и визжала заре о любви”. Новая незнакомка живет на земле, она совсем не похожа на видение.

  • Остались ли прежними Он и Она?

Нет. Они переключаются из мира ресторана в мир любви.

Я послал тебе чайную розу в бокале
Золотого, как небо, аи.

Но они земные. Противоречия земного мира уже прошли через их души. Он встречает “…дерзко //Взор надменный”. Она “намеренно резко” говорит кавалеру: “И этот влюблен”. Они пытаются вернуться в мир любви, они близки друг другу тем, что одиноки в “страшном мире”, чувствуют желание найти в нем “берег очарованный и очарованную даль” Они стремятся сломать отчуждение, враждебность, надменность, высокомерие.

Но была ты со мной всем презрением юным,
Чуть заметным дрожаньем руки. . .
. . . Ты рванулась движеньем испуганной птицы,
Ты прошла, словно сон мой легка.

Но уже через мгновение все разрушено. Героям очень трудно. Им приходится преодолевать не только внешние препятствия, но и собственную раздвоенность, внутренние противоречия между желанием любви и принадлежностью к миру пошлости. Сосуществуют, а не сменяют друг друга дерзость и смущение, надменность, презрение и дрожание руки в одном человеческом существе.

А для Блока эта противоречивость сознания служит мерилом катастрофичности бытия, предвестием гибели этого мира.

Однако Блок оптимистичен. В стихотворении прослеживается двойственность; в нем видна как невозможность, так и непобедимость любви, ее неодолимая способность преодолеть одиночество и отчужденность, навязанные “страшным миром”. Героиня уходит, крича: “Лови!..”, “Лови” и не забывай взгляд любви.

Для Блока любовь – святое и нетленное, то, чем жива жизнь, и это отражено в обоих стихотворениях.

Подведем итог урока. Рассмотрите ваши иллюстрации. Кто, на ваш взгляд, более полно отразил в своем рисунке глубокий смысл стихотворений А.А. Блока.

Список использованной литературы.

  1. Пути анализа литературного произведения. Пособие для учителя. Под редакцией Б.Ф. Егорова, М.,”Просвещение”. ,81г.
  2. Работа над стихом в школе. Л.В. Тодоров “Просвещение”, М., 1996 г.
  3. Ю.А. Озеров. Раздумья перед сочинением.Высшая школа., 1990г., М.
  4. Медведев В.И. Изучение лирики в школе., 1985.
  5. Трихизько В.А. Постижение лирики, М, 1988.
  6. Б.С. Локшина. Поэзия А. Блока и С.Есенина в школьном изучении Ленинград. “Просвещение”, 1978.
  7. B.C. Баевский. История русской поэзии, М.,1996.
  8. И.А. Фогельсон, Литература учит. М., “Просвещение”, 1990.
  9. И.Е. Каплан. Анализ произведений русской классики. Школьный курс. М., 87