Главная героиня рассказа «Каштанка» — рыжая собачка, жившая у столяра Луки Александровича. Однажды она потеряла на улице своего хозяина и прибилась к незнакомому подъезду. Ее приютил один добрый человек, который оказался цирковым артистом. В доме этого человека жили еще кот, гусь и свинья. Это были не простые домашние животные, а настоящие цирковые артисты. По команде хозяина они проделывали различные трюки, которые очень нравились Каштанке.

Через какое-то время, когда Каштанка поправилась на сытном пропитании, что давал ей новый хозяин, ее тоже привлекли к репетициям. Новый хозяин, который дал Каштанке кличку Тетка, был очень доволен ее успехами и научил множеству трюков. Резкие изменения в жизни Каштанки произошли после того, как умер ученый гусь. Хозяин очень переживал из-за его смерти, и ему пришлось раньше времени привлечь Каштанку к цирковым выступлениям.

Когда Каштанка впервые попала в цирк, она увидела много необычных животных. А потом хозяин посадил ее и кота в чемодан, и вскоре новоявленная артистка оказалась на арене цирка. Она послушно выполняла все команды хозяина, и зрители ей рукоплескали. В какой то момент из зала раздался знакомый голос, который назвал ее старым именем, Каштанкой. Это был столяр Лука Александрович, который пришел на представление с сыном Федей. Они оба узнали Каштанку и звали ее к себе. Собака, не помня себя от радости, устремилась к старому хозяину. Вскоре она уже бежала по улице у его ног, а жизнь у человека из цирка казалась ей сном.

Таково краткое содержание рассказа.

Главная мысль рассказа «Каштанка» состоит в том, что животные очень преданы своим хозяевам и никогда их не забывают, даже если попадают в новую семью. Рассказ учит быть внимательнее к своим четвероногим друзьям и не давать им возможности заблудиться или потеряться, потому что домашние животные не приспособлены к самостоятельной жизни и могут погибнуть на улице.

В рассказе мне понравилась главная героиня, Каштанка, которая оказалась талантливой цирковой артисткой. Она выполняла все команды нового хозяина, абсолютно не боясь большого количества зрителей. И если бы она не встретилась со своим старым хозяином, которому осталась верна, то могла бы сделать неплохую карьеру цирковой артистки. Кроме того, Каштанка прошла испытание на верность, выдержала его с честью.

Какие пословицы подходят к рассказу «Каштанка»?

Что имеем – не храним, потерявши – плачем.
Собака человеку неизменный друг.
Верному другу цены нет.

Контрольные диктанты для 6 класса.

I. По повторению изученного в 5 классе.

№ 1.

Оленёнок.

Среди гор в лесной глуши жил старый охотник Емеля с внуком Гришуткой. Отец Гришутки умер три года назад. Мать заели волки, когда она зимой возвращалась поздно вечером с Гришуткой из соседней деревни. Мать закрыла своим телом Гришутку и спасла ему жизнь. 4 Мальчик лежал больной, простудился.

Однажды дед собрался на охоту 3 . Гришутка попросил его принести жёлтенького оленёнка. День был жаркий. Но вот знакомый треск. На опушке стоял олень. Емеля стал целиться, но олениха металась 2 из стороны в сторону.

Вдруг Емеля увидел в кустах жёлтенького оленёнка на тонких ножках. Охотник снова прицелился. Но тут вспомнил Гришуткину мать, опустил ружьё и свистнул. 4 Оленёнок скрылся в кустах 3 .

Весело смеялся Гришутка, когда дед рассказывал 2 о том, как убежал оленёнок.

№ 2.

О Михаиле Пришвине.

Детство и юность Пришвина прошли в средней полосе России. Его семья жила в усадьбе около деревни. Здесь от деревни к деревне тянутся леса, поля, огороды и сады с чудесными растениями. Берега рек заросли плакучей ивой. Такая тишь! За сто шагов слышно, как убегает мышь по сухим листьям. Изредка появится из-за туч и сразу пропадёт луч солнца.

Ещё мальчиком научился Пришвин всматриваться и вслушиваться в природу. Его чуткое ухо слышало шорох листьев и шёпот ветра, а зоркий глаз видел каждый росточек и травинку.

С карандашом и записной книжкой побывал Пришвин на Урале, в Сибири, в Карелии. Он открыл в природе много тайн и подарил их своим читателям. А вы, ребята, читали его книги?

№ 3.

Кто сеет в лесу.

Кроты по ночам трудились в лесу на поляне и всю её изрыли. Насыпали горки земли, распахали бороздки. Человеку стало трудно передвигаться по этой пашне. Дождь смочил кротовую пашню, солнце нагрело её. Когда же начнется сев?

Вокруг полянки расположились ели, раскрыли свои шишки. Поднялся ветер, и полетели бесшумно вниз на жёлтых парашютиках 2 лёгкие семена. Одни ветер с поляны унес, другие в траве запутались. Но многие попали на рыхлую пашню, и выросли здесь ёлочки. Они торчат зелёными свечками. 4 Теперь войдёшь в лес и не увидишь на бороздках свободного 2 места.

Так кроты весною пашут, ёлки и ветер сеют, и лесные поляны зарастают 2 деревьями.

II. По теме «Морфемика и словообразование».

№1.

Заблудился.

Вечерняя заря догорает. В холодном воздухе разливается сизый туман. 4

Я решил вернуться домой. Быстрыми шагами прошёл я заросли кустов. У ног моих тянулась равнина, а дальше стеной возвышался мрачный лес. Я осмотрелся кругом и спустился с холма. Высокая трава на дне долины белела ровной скатертью. Низкие кусты широко тянулись передо мной, а за ними далеко виднелось пустынное 2 поле. Как добраться домой?

Я вышел на опушку и пошел полем. Очень трудно пробираться по узкой 1 тропинке. Кругом росла высокая рожь. Ночная птица низко промчалась и коснулась меня крылом.

В тишине гулко раздавались мои шаги.

Но вот на вечернем небе зажигаются звёзды, заблестел серп молодого месяца. Теперь я узнал дорогу и предполагал, что через час буду дома.

III. По теме «Имя существительное».

Грабёж среди белого дня.

Во дворе стоит глубокая миска с мутной водой. 4 В неё хозяйка бросает корки хлеба для кур. 4

Щенок Фунтик подошёл к миске 3 и, нетеряя времени, вытащил 2 из воды 3 съедобную корку. Молодой жирный петух сердито посмотрел 2 на Фунтика. Петух не мог поверить в этот грабёж. Его глаза наливаются кровью. Петух разъярился. Он растопырил лапы, помчался на Фунтика и клюнул его в голову. Раздался крепкий стук, и щенок с ужасным воплем бросился под дом.

Петух захлопал крыльями и закукарекал так громко, что сбежались все куры. Петух смотрел победителем. Он только что прогнал воришку, который мог оставить всех без еды. Петух клюнул корку и с отвращением отбросил её. Ему не понравился запах корки. Она пахла Фунтиком.

IV. По теме «Имя прилагательное».

(Озаглавить.)

Было раннее туманное 2 утро. Над деревней раздавались петушиные крики.

Мы выехали, когда заря разгоралась. Дорога шла равнинной местностью. Мы расположились 2 на отдых на песчаном берегу озера.

Солнце уже взошло, и на растениях блестела роса. Её капельки переливались на траве, как бусинки. Лёгкий ветерок коснулся серебряной глади озера. 4 В прибрежных 2 кустах проснулись утки. 4

Вскоре прибежали 2 загорелые ребятишки и стали купаться. «Ребята, идите к нам!» - позвали они нас. Мы приняли их предложение и с наслаждением окунулись в прохладную воду.

Утро было прекрасное, а впереди нас ожидал длинный день. Мы провели его хорошо вместе с новыми друзьями.

V. По теме «Имя числительное».

К полюсу на лыжах.

(16) марта (1975) года отважная с…мёрка ру(с,сс)ких 2 спортсменов во главе с Дмитрием Шпаро вп…рвые на лыжах отправилась к (С,с)еверному полюсу. За (76) дней было преодолено (1500) к…лометров тяж…ло… пути по ледя(н,нн)ым торосам с опас(?)ными трещинами 2 и развод…ями в условиях постоянной стуж(и,ы). Во время экспедици… наиболее ни…кая температура воздуха достигала 2 (- 45) градусов. Особенно трудными были последн… к…лометры пути. См…льчаки выбивались из сил. Из(за) густо…, непроглядно… тумана, которым (А,а)рктика встретила их на подступах к полюсу, пут…шестве(н,нн)ики чуть (не) прошли символическую точ(?)ку глубиной свыше (4) к…лометров. Определить географическое пол…жение полюса можно только при пом…щи Со…нца. А Со…нца (не) было. Но (31) мая внезапно по…вившийся солнечный луч(?) позволил Шпаро найти точ(?)ку (С,с)еверного полюса.

Отважные и(с,сс)ледователи выполнили больш…й об(?)ём науч(?)ной работы и вн…сли зн…чительный вклад в сокровищницу наш..х знаний об (А,а)рктике, о ж…зни человека в (не)обыч(?)ных суровых условиях.

VI. По теме «Местоимение».

(Озаглавить.)

Однажды в летн…ю ноч(?) я с…дел 2 в моей комн…те за письме…ым столом. Ноч(?) была тихая только с реки дон…сились какие (то) д…лёкие 2 лё…кие звуки. В полной ноч(?)ной т…шине под полом (в)друг п…слышались чьи (то) г…лоса. Они были похож… на ш…пот птенц…в к…торые пр…будились (в) гн…зде. Но какие птенц… могли быть (в) подполье 2 ? Я долго (не) мог понять кто разг…варивает (у) меня 3 под полом. Потом я дог…дался что это еж(ы, и).

Еж(ы, и) смирные и кроткие звери. Разг…варивать, конечно, они (не) умеют. Это я слышал их в…зню. Они (н…)кому (не) прич…няют вреда и (н…)кого (не) боят(?)ся. Днём они спят а ноч…ю выходят (на) охоту. Они уничт…жают вредных насекомых воюют (с) крысами и мышами 4 .

На зиму еж(ы, и) з…сыпают. Их мален…кие берлоги п…крывают снежные сугробы и они пр…спокойно спят всю зиму.

(По И.И. Соколову – Микитову.)

VII. По теме «Глагол».

Журавли.

Каждый год возвращаются 3 журавли из далёких тёплых стран на родное болото. Над морями и широкою степью, над светлыми реками и синими лесами летят на свою родину весной журавли.

Высоким камышом и сухой прошлогодней осокой заросло 2 большое болото. 4 В самых недоступных местах устраивают гнёзда осторожные журавли. Спокойно им жить в неприступном болоте. Не пройдёт по болоту волк, не проберётся лисица, не подкрадётся осторожная рысь. Водят весной журавли весёлые хороводы. 4 Соберутся 3 в кружок на болоте, машут крыльями, и по всему лесу разносятся их шумные голоса.

Скоро выведутся 2 на болоте длинноногие неуклюжие журавлята, и журавли начнут ловить для них лягушек и змей. Будут расти, учиться летать журавлята.

VII. Итоговые контрольные диктанты.

№ 1.

История Каштанки.

Стояла зима. Снег падал пушистыми хлопьями, приятно касался лица. Рыжая собачка прижалась к двери подъезда, беспомощно повизгивала и дрожала от холода. Ей хотелось обогреться, но никто не спешил ей помочь.

Вдруг кто-то толкнул дверь. Собака вскочила, увидела невысокого человека в кожаном пальто. Доверчиво прикоснулась она к его руке. Он стряхнул снег с её спины и поманил за собой. Дома он выделил ей оловянную тарелку, блюдце, и собака осталась жить у него.

Незнакомец оказался знаменитым артистом цирка Дуровым.

История Каштанки описана в известном рассказе Чехова. Но не все знают, что столяр судился с Дуровым. Он хотел вернуть собаку. Дуров предложил хозяину большие деньги, и столяр начал колебаться. Судья почувствовал, что он не так уж привязан к собаке. Каштанка осталась у артиста.

История Каштанки.

Ст..яла зима. Снег падал пуш..стыми хлоп..ями приятно к...сался лица. Рыжая с..бач(?)ка 2 прижалась (к) двери под…езда бе..помощно повизгивала и др..жала 2 (от) холода. Ей х..телось обогрет(?)ся но н...кто (не) спешил ей помоч(?).

Вдруг кто (то) толкнул дверь. С..бака вскочила увидела (не) высокого человека в кожа(н,нн)ом пальто. Доверчиво прик..снулась она к его руке 4 . Он стряхнул снег с её спины и пом..нил (за) собой. Дома он выделил ей оловя(н,нн)ую т..релку блю..це и с..бака осталась ж..ть (у) него.

(Не)знакомец ок..зался знаменитым артистом ц..рка Дуровым.

История Каштанк.. описана в извес..ном 2 ра(с,сс)каз… Чехова. Но не все знают что столяр судился (с) Дуровым. Он х..тел вернуть с..баку. Дуров предл..жил х..зяину больш...е ден..ги и столяр нач..л колебат(?)ся. Суд..я почу..ствовал что он не так уж пр…вязан к с..бак... Каштанка осталась (у) артиста.

№ 2.

Весеннее утро.

Хорошо весеннее утро! Небо перед утренней зарёй прояснилось 2 , и из-за синей полоски показалось 2 солнце. Над узкой речкой расстилается туман и начинает клубиться золотистым дымом.

В такую раннюю пору здесь ни с кем не встретишься. Предрассветная 2 тишь долго не нарушается никакими звуками, ничьими голосами. Только тяжёлая от росы трава низко прилегает к земле и блестит серебряными каплями. 4

Но вот раздается 2 негромкий стук дятла, и лес наполняется птичьим пением. Всё радуется весеннему утру: птицы, деревья, цветы. Из куста выскочил какой-то зайчонок и сбросил с веток капли росы. 4 Белоснежные 2 облака иногда бросают лёгкую тень на ярко-зелёную травку, синюю гладь реки. Неизъяснимое чувство радости наполняет 2 душу. «С добрым утром, природа!» - кричу я и замираю от восторга.

№ 3.

Жили мы в деревне. Домик наш стоял на берегу Камы. 4 Раз утром прибегает сынишка 2 , лезет за пазуху, вынимает живого плавунчика и пускает его на пол. Удивительная птичка 2 ходит по избе, нас не боится. Решили мы её выпустить.

В лесу знал я такую большую яму с водой. Туда мы и выпустили птичку. Через два дня мы вернулись. Вдруг что-то промелькнуло у нас над головой. Это плавунчик наш на воду садится 3 , подплыл и у ног сынишки кувыркается 3 .

Скоро птицы отправятся в осеннее путешествие. 4 Но весной они опять прилетят.

Ребята, если встретите плавунчиков, не трогайте их! Ведь так на душе хорошо становится, когда в тебя крепко верит беззащитное существо!

- 27.87 Кб

Анализ произведения «Каштанка» А. П. Чехова.

Составила студентка 3 курса

Группы НО-11, Хоноехва Айыына

Преподаватель – Шадрина С. Н.

  1. История создания произведения.

Антон Павлович Чехов (1860 – 1904) специально для детей рассказы не сочинял. В своем письме к издателю Г. И. Россолимо он как-то признался, что вообще не любит детскую литературу. Тем не менее, его «Детвора», «Беглец», «Гриша», «Ванька», «Каштанка» вошли в сокровищницу рассказов для детей. Их с удовольствием читает и делает для себя выводы не одно подрастающее поколение.

Есть версия, что рассказ «Каштанка» (1887) создан на основе реальной истории, которая произошла с дрессировщиком Владимиром Дуровым. Чуть-чуть творческой фантазии, и перед нами беззащитное животное, рыженькая собачка, «помесь таксы с дворняжкой» по кличке Каштанка. Она делит людей на хозяев и заказчиков: первым позволено бить ее, зато вторых она сама может кусать за икры.

Автор рассказывает нам о собаке по имени Каштанка, потерявшейся, а затем найденной «незнакомцем», который приютил ее у себя дома, а после обучил различным трюкам. На первом своем цирковом выступлении Каштанка была узнана бывшими хозяевами. Собака возвращается к прежней жизни. Таким образом, тема произведения (т.е. о чем оно) – история потерявшейся собаки.

  1. Жанр произведения. Признаки жанров (жанров).

Итак, «Каштанка». Заглавие – первый композиционный элемент, с которым мы сталкиваемся при анализе любого произведения. Мы пока не знаем, что это – кличка «молодой рыжей собаки», для нас это пока – абстрактное имя, может быть, прозвище. «Именные» названия, как правило, отражают намерение писателя представить тот или иной тип в своем произведении (вспомним хотя бы «Евгения Онегина» Пушкина), а значит, мы можем предполагать, что нам расскажут типичную историю, произошедшую в типичных условиях с типичными героями. По мере прочтения предположение перерастет в уверенность, поэтому, забегая немножко вперед, скажем: «Каштанка» - эпическое произведение (представлена объективная картина мира) нравственно-бытового жанра, воплощенного в виде рассказа, написанного художественным методом критический реализм.

Жанр произведения – повесть. (Повесть - прозаический жанр, не имеющий устойчивого объёма и занимающий промежуточное место между романом, с одной стороны, и рассказом или новеллой, с другой, тяготеющий к хроникальному сюжету, воспроизводящему естественное течение жизни).

  1. Название произведения и его смысл.

Первой ассоциацией на это имя служат кадры из одноименного советского мультфильма. Что-то детское. Теплые тона. И добрая улыбка: «мультик» из детства – он всегда добрый. Однако давайте обратимся к первоисточнику, послужившему основой для создания мультфильма, а именно – к тексту.

«Каштанка». Антон Павлович Чехов. Рассказ, небольшое произведение, всего несколько страниц. Но – удивительно! – насколько емкие, насколько сложные смыслы вкладывает писатель в такие простые, казалось бы, строки – в обычную историю потерявшейся собаки.

  1. Тематика и идея произведения.

Собака разговаривает и думает, как человек, выбирает свою дальнейшую судьбу - у столяра или у циркача, весёлая и сытая жизнь не для неё, так как в цирке ей нет свободы, её заставляют делать то, что она не хочет, но она делает это, так как потом за выполненное задание её накормят. Думаю, проблема выбора между свободой и своеобразным, но рабством.

Идея рассказа - торжество привязанности, любви и верности, которые оказываются выше сытости, удобств, блеска славы.

  1. Проблематика.

Вопрос, который возникает сам собой, - почему Каштанка с такой радостью возвращается к Луке Александрычу? Чехов однозначно дает понять, что эти люди обращались с собакой жестоко, взять хотя бы «игры» Федюшки, от которых у Каштанки «зеленело в глазах и болело во всех суставах», или обращения к ней столяра – «холера», «насекомое существо», «треклятая». Все это вряд ли говорит о большой любви хозяев к своему домашнему животному. Но, тем не менее, Каштанка в финале произведения делает выбор, и этот выбор – логически – не обоснован. Таким образом, проблема рассказа (т.е. вопрос, который ставит Чехов) – какую роль в жизни играет привязанность и «привычное» и как они влияют на судьбу человека. Тут вы вправе остановить меня, воскликнув: «Уважаемая! О судьбе какого такого человека идет речь, если главный герой – собака?». Формально – да, безусловно.

  1. Сюжет произведения.
  1. Система образов произведения.

Главные персонажи:

  • Каштанка - дворняжка
  • Лука Александрыч - столяр, прежний хозяин Каштанки
  • M-r Жорж - клоун, новый хозяин Каштанки

Второстепенные персонажи:

  • Федюшка - сын Луки Александрыча
  • Фёдор Тимофеич - дрессированный кот
  • Иван Иваныч - дрессированный гусь
  • Хавронья Ивановна - дрессированная свинья

Каштанка – центральный персонаж рассказа А.П.Чехова «Каштанка» (1887), «молодая рыжая собака, помесь таксы с дворняжкой». Историю К. надо оценивать с точки зрения жизненных интересов ее самой, потому что иначе исход событий может быть трактован прямо противоположным образом. К. жила у столяра Луки Александровича и его сына Федюшки, и эта жизнь ее устраивала - даже садистские игры Федюшки не отменяли преданности К. Она была собакой интеллигентной, с устоявшимися представлениями о мире людей, поделенных ею на «две очень неравные части: на хозяев и на заказчиков, между теми и другими была существенная разница: первые имели право бить ее, а вторых она сама имела право хватать за икры».

Лука Александрыч – жестокий, неответственный. Типичный представитель разорившегося дворянина, перебравшегося в город. Пьянство, грубость и желание самоутвердиться посредством унижения тех, кто на социальной лестнице стоит все-таки ниже, - вот этих каштанок.

M-r Жорж – клоун, подобравший Каштанку. Обладает добрым и мягким характером. Этот персонаж наделен главными достоинствами: добротой, мудростью и умением прощать.

В коротком рассказе происходит достаточно много событий. Когда Каштанка потерялась, ее привычный мир рухнул, поскольку жизнь у нового хозяина сильно отличалась от прежней. Даже имя у собаки теперь было другое – Тетка. А еще у героини раскрылся артистический талант, и ее стали готовить к выступлению на манеже. Тетку не били, хорошо кормили, однако она все равно тосковала о прежней жизни.

День премьеры в цирке является кульминацией рассказа. Совершенно случайно на представлении оказались бывшие хозяева собаки. Услышав из толпы такой родной и знакомый голос, Каштанка мчится в прошлую жизнь.

Финал рассказа оставляет много места для споров и фантазий. Действительно, почему Каштанка с такой радостью вернулась к прежним хозяевам? Ведь сытая жизнь у циркового артиста куда интереснее. Скорее всего, сработал собачий инстинкт преданности. Но, может быть, в поведении животного Чехов узрел моменты, характерные для людей, которые рабски готовы сносить унижения и оскорбления. Про таких еще писал Некрасов: «чем тяжелей наказания, тем им милей господа».

Впрочем, если все-таки признать «Каштанку» произведением для детей, то развязка счастливая. Героиня обрела свою прежнюю жизнь и завиляла от счастья хвостом.

  1. Композиция произведения.

Завязкой является эпизод, когда собака, окончательно поняв, что потерялась, «прижалась к какому-то подъезду и стала горько плакать», «ни о чем не думала и только плакала». Завязка провоцируется случайным стечением обстоятельств, вот и здесь – «вдруг подъездная дверь щелкнула» и «вышел какой-то человек». Каштанка и незнакомец идут к нему домой.

Далее действие развивается по нарастающей: собака начинает жить в новой квартире, получает кличку Тетка, знакомится с другими обитателями – котом Федором Тимофеичем, гусем Иван Ивановичем, свиньей Хавроньей Ивановной… Проходит месяц. Незнакомец начинает обучать Тетку цирковым трюкам. Потом – страшное описание смерти Ивана Ивановича.

Выступление в цирке, а точнее – узнавание собаки бывшими хозяевами, является кульминацией. Это пик напряжения, которое разряжается, когда «наверху среди публики кто-то громко ахнул.

Каштанка и есть!».

мы ждем, как же поведет себя Тетка-Каштанка. «Она … вскочила и с радостным визгом бросилась к этим лицам».

Кульминация – это наивысшая точка напряжения конфликтующих сторон. Но… А был ли конфликт? По сути, повествование вполне статично, и мы будто погружаемся в него, тонем в нем, замираем в длительном ожидании – «А чем все закончится?». А заканчивается все очень быстро, буквально в нескольких абзацах, которые, кстати, по контрасту к общему характеру действия наполнены динамикой (это выражается хотя бы в количестве использованных глаголов: ахнул, свистнул, крикнул, позвали, вздрогнула, посмотрела, вспомнила, упала, вскочила, бросилась, раздался, прыгнула, очутилась, поползла, переходила…). Значит, что-то изменилось. Что? Если мы не видим внешнего противостояния, то стоит говорить о внутреннем конфликте, который, скорее всего, является психологическим или нравственным. Очевидно, суть конфликта как-то связана с тем вопросом, над которым мы задумались после первого прочтения – почему же Каштанка уходит к прежним хозяевам? Оставим его пока без ответа.

Развязка – вот она: Каштанка идет домой вслед за пьяным Лукой Александрычем и Федюшкой. Ничего не напоминает? Несколько страниц назад потерявшаяся собака так же шла домой – за незнакомцем. Сравним эпизоды завязки и развязки.

«… Каштанка … заскулила еще жалостнее.

А ты хорошая, смешная! – сказал незнакомец. – Совсем лисица! ...

Он чмокнул губами и сделал Каштанке знак рукой, который мог означать только одно: «Пойдем!». Каштанка пошла.»

Развзяка.

«…- А ты, Каштанка, - недоумение. Супротив человека ты все равно, что плотник супротив столяра.

… Каштанка глядела им обоим в спины, и ей казалось, что она давно уже идет за ними и радуется…»

И в первом, и во втором случаях Каштанка – найдена после потери. Мы видим разные отношения к ней нашедших ее людей. В завязке незнакомец ласков, нежен. А развязке Лука Александрыч – груб и не проявляет любви к собаке. Однако разнится и эмоциональное состояние Каштанки. В завязке она «плачет», скулит, в развязке же радуется. Т.е. ее настроение прямо противоположно тому, как относятся к ней люди. Развязка как бы зеркально отражает завязку. Иными словами, можно говорить о том, что Чехов использует прием кольцевой композиции (возможно, он не особенно явен), при котором в первом и последнем эпизоде повторяются внешние обстоятельства. Отметим также, что композиция построена по принципу контраста (длительное описание жизни Тетки и динамичное обращение ее снова в Каштанку) и дополнения (эпизоды дополняют друг друга, расширяя наше представление об изображаемом).

Итак, внешние обстоятельства повторяются. А что же происходит внутренне? А ничего. Мы можем с уверенностью сказать, что во внутреннем мире Каштанки абсолютно ничего не изменилось. Она променяла свободную жизнь, в которой она была самоценна, в которой ее уважали, но в которой, правда, приходилось трудиться, на жизнь подневольной твари. Зато на жизнь легкую, привычную. Променяла, не задумываясь, при первой возможности. Это и есть основной конфликт произведения – внутренний, нравственный конфликт выбора жизненных путей: свободного, но тернистого, или подневольного, но очень «удобного».

Таким образом, мы подошли к составлению сюжетообразующей схемы.

Пролог и эпилог как элементы сюжета отсутствуют. Из элементов композиции присутствуют заглавие, портреты (очень лаконичные), интерьер (даны в сопоставлении интерьеры комнаты столяра и незнакомца), монологи (которые подразумеваются как диалоги, т.к. представлены разговоры человека с животным, которое ответить не может, а вместо этого выполняет какое-либо действие или отзывается определенным эмоциональным состоянием).

Краткое описание

Антон Павлович Чехов (1860 – 1904) специально для детей рассказы не сочинял. В своем письме к издателю Г. И. Россолимо он как-то признался, что вообще не любит детскую литературу. Тем не менее, его «Детвора», «Беглец», «Гриша», «Ванька», «Каштанка» вошли в сокровищницу рассказов для детей. Их с удовольствием читает и делает для себя выводы не одно подрастающее поколение.
Есть версия, что рассказ «Каштанка» (1887) создан на основе реальной истории, которая произошла с дрессировщиком Владимиром Дуровым. Чуть-чуть творческой фантазии, и перед нами беззащитное животное, рыженькая собачка, «помесь таксы с дворняжкой» по кличке Каштанка

Контрольные диктанты 6 класс

Диктант №1

ПОЗДНИЙ СЕНТЯБРЬ

Конец сентября. Клен полыхает ярким багрянцем, и молодая березка у нашего дома совсем пожелтела. А ведь она первая распустила весной свои клейкие листочки! Резкие порывы ветра сбрасывают с деревьев их листву.

Листья крутятся, вьются в воздухе бабочками или маленькими парашютиками, устилают разноцветным ковром мокрую землю, сбиваются в кучи в укромных уголках садов и дворов. С каждым днем все позже восходит солнце и все раньше прячется за край окрестных гор.

В лесу ты уже не услышишь веселого птичьего щебета, не найдешь съедобных грибов, но зато у дороги сможешь увидеть мухомор или поганку.

Вот уже третий день идет дождь, и его тонкие струйки все льют и льют и не хотят остановиться.

(По Н. Соловьевой)

Грамматическое задание.

Клен полыхает ярким багрянцем, и молодая березка у нашего дома совсем пожелтела.

Найдите слова с орфограммами в приставках, выпишите их, выделите приставки.

ярким, березка, сбрасывают

    Выделите грамматическую основу в предложении: Вот уже третий день идет дождь и его тонкие струйки все льют и льют и не хотят остановиться.

    Найдите слова с орфограммами в корне, выпишите их, выделите корень.

    Сделайте морфемный разбор слов: веселого, бабочками, услышишь

Диктант №2 (тема «Словообразование и орфография»)

ПОСЛЕДНЯЯ УЛЫБКА ОСЕНИ

Астра – древнейшее растение. Когда около Симферополя вскрыли царскую гробницу двухтысячелетней давности, то среди разных гирлянд из листьев лавра и шишек сосны увидели изображение астры. Астра у древних греков считалась амулетом. В языке цветов Венгрии астра олицетворяет осень, именуется остирозой, что в переводе на русский язык означает «осенняя роза».

Астра – последняя улыбка осени. Все цветы уже пожухли, только астра красуются на клумбах своим разноцветьем. Этот красивый и неприхотливый цветок вызывает у людей различные чувства. Одни смотрят на астры и радуются, другие прикоснутся к ним и грустят, третьи призадумаются о вечности красоты. А четвертые разводят руками и говорят: «Зима на дворе, а они расцветают!»

(По С. Красикову)

Грамматическое задание:

    Выпишите слово, в составе которого 2 приставки, выполните его словообразовательный и морфемный разбор.

    Выполните синтаксический разбор предложения: Астра – последняя улыбка осени

диктант №3 (по теме «Имя существительное»)

В ЛЕСУ

На пригорке, под старой лиственницей увидел я первую проталинку. Кругом снег, а под лиственницей земля, будто островок в море. Смотрю как на чудо. «Земля! Земля!» - так и хочется закричать. По насту добежал до проталины, вступил на землю. Ничего особенного, только грязь да мусор. И зачем спешил?

Присел на толстый корень лиственницы. От нечего делать шишку сапогом перекатываю. Слушаю, как где-то на сухом дереве дятел дробь отбивает. Слева меня ветерок холодит, справа солнышко пригревает. Вдруг над самым ухом комарик запищал. Летом я с негодованием и без пощады буду давить их, а этому первому радуюсь.

Колупнул кору на лиственнице. Из-под коры паук выскочил. Бегает по дереву, очумел от весеннего солнца. Нашел паучок трещину в коре, спрятался.

По-другому на островок теперь смотрю. И грязь уже не грязь, а оттаявшая земля, и мусор не мусор, а прошлогодние хвоя и листья, шишки и сухие сучки. И даже первый росток пробился из-под старой листвы.

(По А. Зимину.)

Грамматическое задание

1.Укажите морфологическую характеристику слова земля.

2.Найдите и выпишите существительное имеющее форму только единственного числа.

И даже первый росток пробился из-под старой листвы.

1. Укажите морфологическую характеристику слова листва

2.Найдите и выпишите разносклоняемое существительное.

3.Выполните синтаксический разбор предложения: Слева меня ветерок холодит, справа солнышко пригревает .

диктант №4 (по теме «Имя прилагательное»)

НЕОБЫЧНЫЙ СТРЕЛОК

Однажды я гулял по песчаному берегу моря. Был жаркий, но ветреный летний день. Припекало солнце, и поверхность моря сверкала серебряными искрами.

Неширокая дорожка пролегла среди кустов с неяркими желто-белыми цветами. Чуть дальше выстроились в ряд высокие вечнозеленые сосны. У меня под ногами скрипели песчинки. Иногда ветер приносил с моря мелкие водяные брызги. Тишину нарушало только пение маленьких белогрудых птичек.

Вдруг раздался какой-то шум. Он был непродолжителен, но резок и напоминал взрыв бумажной бомбочки. Я остановился и осмотрелся. Все вокруг дышало тишиной и спокойствием.

Я пошел по тропинке и через несколько минут вновь услышал шум. Он исходил из земли. Мое внимание привлекли мелкие темно-коричневые зернышки. Тогда я понял, что это цветок разбрасывает свои семена.

Я долго рассматривал это интересное растение. (По Г. Угарову.) (118 слов)

Грамматическое задание

1.Выпишите относительное прилагательное.

жаркий простую сравнительную степень.

серебряными (искрами)

1.Выпишите качественное прилагательное.

2.Образуйте от прилагательного яркий превосходную степень.

3.Выполните морфологический разбор прилагательного водяные (брызги )

Контрольный диктант №5 (по теме «Имя числительное»)

Биатлон – слово составное. В нем соединены латинское слово би, что значит два, и греческое атлон – борьба. Получилось «двойное состязание»:состязание в лыжном беге и одновременно в меткости стрельбы.

Член каждой команды должен пройти на лыжах 20 километров и четырежды, сделав остановку на 3,8,13 и 18-м километре, поразить мишени

Вот спортсмен подходит к первой мишени. Он посылает пять пуль с дистанции 250 метров. На втором рубеже он стреляет с расстояния 200 метров, на третьем – 150 метров. На четвертом рубеже цель удалена всего на 100 метров, но зато стрелять приходится из положения стоя без упора. За каждый промах судьи назначают штраф: один круг, длина которого составляет 150 метров. Победит в соревнованиях тот, кто умеет метко стрелять и быстро ходить на лыжах.

(По Г. Юрмину)

Грамматическое задание

    Выпишите числительное, имеющее всего 2 падежные формы.

    Найдите порядковое числительное и выпишите его/ количественное числительное

    Укажите верную морфологическую характеристику слова четырежды

диктант №6 (по теме «Местоимение»)

История Каштанки

Стояла зима. Снег падал пушистыми хлопьями, приятно касался лица.

Рыжая собачка прижалась к двери подъезда, беспомощно повизгивала и дрожала от холода. Ей хотелось обогреться, но никто не спешил ей помочь.

Вдруг кто-то толкнул дверь . Собака вскочила, увидела невысокого человека в кожаном пальто. Доверчиво прикоснулась она к его руке. Он отряхнул снег с ее спины и поманил за собой.

Дома он выделил ей оловянную тарелку, блюдце, и собака осталась жить у него.

Незнакомец оказался знаменитым артистом цирка Дуровым. История Каштанки описана в известном рассказе Чехова. Но не все знают, что столяр судился с Дуровым, чтобы вернуть собаку. Дуров предложил хозяину большие деньги, и столяр начал колебаться. Судья почувствовал, что столяр не привязан к собаке. Каштанка осталась у артиста.

(По В. Дурову.) (119 слов)

Грамматическое задание

    Выделите грамматическую основу в выделенном предложении

    Выпишите три местоимения и определите их разряд

    Сделайте морфемный разбор слов: оловянную, блюдце, обогреться

диктант №7 (по теме «Глагол»)

НА МОРЕ

Однажды кончился у рыбаков хлеб, и они решили поехать в деревню. Рыбаки уехали, а я остался. Вечером я пожарил себе рыбы на ужин, попил чаю, посидел у огня и лег спать. В полночь проснулся от шума и грохота. Что такое? Выглянул в окошко: там все мутно. Море волны на берег бросает, как мокрые тряпки.

Вдруг мимо окна что-то пролетело и грохнулось о землю. Я не на шутку испугался. «И зачем, - думаю, - приехал сюда, на это ужасное море? Сидел бы сейчас в городе, читал газету, слушал по радио последние известия».

К утру шторм утих. Я вышел из дому и увидел, что возле избы на камнях валяются разбитые доски. Это с сарая, где рыбаки снасти сушили, сорвало крышу. И подумал тогда про рыбаков, что они, наверное, не испугались бы шторма, ведь море научило их ничего не бояться.

Грамматическое задание

    Найдите в тексте предложения с однородными сказуемыми и подчеркните их.

    Найдите и выпишите глагол сослагательного наклонения.

    Найдите в тексте глагол в форме настоящего времени, выпишите его.

итоговый диктант №8

Поход в лес.

Утром мы отправились в лес. Ярко разгоралась в небе зорька. Первые лучи солнца прорывались через облака и играли с зеленой травой. От такой игры трава на полянках выгорала и желтела.

Маленький ручеек спрятался от солнца в густой траве. Мы расположились на его берегу, загорали и наслаждались летом. Вечером разожгли костер. Он горел очень красиво. Языки этого костра пожирали сухие ветки деревьев одну за другой. Потому на горячих углях мы пекли картошку. Картошка подгорела, но вкуса своего не потеряла. Мы съели ее с большим аппетитом. Наступила ночь, на небе загорелись звезды. Они вызвали у нас радостное настроение. Мы пели песни и слушали музыку. Горящие звезды освещали наши счастливые лица. (110 сл.)

Грамматические задания.

1 вариант

2 вариант.

1. Выписать из текста три личных местоимения, образовать от них формы Р.п., Д.п., Т.п.

Первые лучи солнца прорывались через облака и играли с зеленой травой.

3. Разбор по составу слов разгоралась, наслаждались, радостное.

1. Выписать из текста два указательных местоимения, образовать от них

формы Р.п., Д.п., Т.п.

2. Синтаксический разбор предложения

Мы расположились на его берегу, загорали и наслаждались летом.

3. Разбор по составу слов подгорела, счастливые, расположились.

У Чехова есть свои магические формулы для обозначения того главного, чего нельзя передать словами. Одна из них выражение – «а кто ж его знает»: «За этого чужого ей мальчика, за его ямочки на щеках, за картуз, она отдала бы всю свою жизнь, отдала бы с радостью, со слезами умиления. Почему, а кто ж его знает, почему?»

Эта внесловесная, темная, обозначающая полную невозможность постичь замысел творца и вместе с тем признающая всё непостижимое величие бытия человека, идиома – квинтэссенция нравственного императива чеховской этики и поэтики. Она возникает у Чехова в самые важные моменты повествования, когда объяснить ничего невозможно, но читатель должен все понять, заслышав звук, ту ноту, которая переводит действие в другой, надбытовой, бытийный регистр.

Когда Липа («В овраге») ночью у костра случайным попутчикам рассказывает свое горе, когда происходит самый пронзительный в русской литературе разговор: «И скажи мне, дедушка, зачем маленькому перед смертью мучиться? Когда мучается большой человек, мужик или женщина, то грехи прощаются, а зачем маленькому, когда у него нет грехов? Зачем?

А кто ж его знает! – ответил старик.

Проехали с полчаса молча.

– Всего знать нельзя, зачем да как, – сказал старик. – Птице положено не четыре крыла, а два, потому что и на двух летать способно; так и человеку положено знать не все, а только половину или четверть. Сколько надо ему знать, чтобы прожить, столько и знает».

«– Вы святые? – спросила Липа у старика.

– Нет. Мы из Фирсанова»

«Больше он ничего не говорит, – комментирует Борис Зайцев, – но подразумевается: знать нам не дано, а принимать надо. Собственно, начинается уже книга Иова. <…> Самый тон разговора таков, будто дело происходит не близ Фирсанова, чтобы не сказать Мелихова, а в Самарии или Галилее» .

Чехову в «Душечке» удалось создать образ-притчу. Тончайший психологически детерминированный образ оказался в контексте мифоэпического сюжета и при всей своей точности превратился в тип редкой обобщающей силы.

Однако в XX веке обнаружилось, что это не только художественный тип, но и олицетворение важного психофизического закона – закона поведения личности в социуме. Этот закон открыл А. А. Ухтомский, объяснивший с естественнонаучной точки зрения природу человеческой нравственности. По А. А. Ухтомскому человек не только отвечает на раздражители окружающей среды, но и сам формирует свое поведение: одной из главных задач культуры по Ухтомскому должна стать задача воспитания в человеке «доминанты на лицо другого». Высшим проявлением, высшим носителем этого закона А. А. Ухтомский считал человека, который может раствориться в другом, погасить свою доминанту во имя другого, и поэтому Душечка для него – высшее проявление человеческого духа.

Этот маленький чеховский рассказ, в котором есть все, открывается перед поколениями читателей таким, каким его захотят увидеть – пошловатым, смешным, трогательным, зловещей или нежной притчей. Он сам, как Душечка, становится воплощением собеседника, воплощением другого лица.

Что увидят в рассказе последующие поколения? А кто ж его знает…

Каштанка: история создания и прочтения

1

А. П. Чудаков в своей автобиографической повести «Ложится мгла на старые ступени» вспоминает, как в детстве его поразило заявление одного старика, «ученика зоопсихолога Вагнера» (Вл. А. Вагнер был прообразом фон Корена в «Дуэли». – Е. Г.) о том, что самое великое произведение русской классической литературы – рассказ «Каштанка».

У Чехова не так много героев и образов, которые стали бы именами нарицательными: вишневый сад, человек в футляре, душечка, и среди них один из самых ярких, Каштанка. Героиня рассказа так прочно и органично вошла в отечественный культурный обиход, что редко кто задумывался, какова природа этого феномена. Могу назвать только замечательную работу В. П. Руднева «Деконструкция Каштанки», опубликованную в газете «Сегодня» и никогда более, кажется, не переиздававшуюся .

С «Каштанкой» связаны две группы весьма интересных проблем.

Первый круг вопросов охватывает издательскую и сценическую судьбу рассказа, а второй обусловлен поэтикой произведения, осмыслением художественной структуры и культурной значимости рассказа.

Начнем с первой группы вопросов.

У героев рассказа были прототипы и прообразы. В Москве на Садово-Кудринской у Чеховых жил кот Федор Тимофеевич – «гейним из сортира»: крошечным котенком его подобрал в отхожем месте Александр Чехов. Выросший в роскошного котяру, он стал любимцем семьи и постоянным персонажем переписки братьев: «Кот Федор Тимофеевич изредка приходит домой пожрать, все остальное время гуляет по крышам и мечтательно поглядывает на небо. Очевидно, пришел к сознанию, что жизнь бессодержательна», – сообщал Антон Александру о его «крестнике». Не только имя, но и манера поведения, образ мыслей достались цирковому собрату Каштанки.

Об ученой свинье дрессировщика В. Дурова Чехов писал в «Осколках московской жизни» («Осколки», 1885,16 марта), а о дрессированном гусе из цирка Саламонского – в таком же обзоре 7 сентября 1885.

По воспоминаниям таганрогского приятеля Чехова, его соученика по гимназии Е. Т. Ефимьева, в прогулках их нередко сопровождала рыжая собака Каштанка, принадлежавшая столяру, у которого работал выгнанный из гимназии Ефимьев. Впоследствии Каштанкой (Каштаном) звали ялтинского пса Чехова, впрочем пес был лишен ярких индивидуальных черт, подобных тем, которыми отличались знаменитые мелиховские таксы Хина Марковна и Бром Исаич.

По мнению В. В. Билибина, тему для рассказа Чехову дал Н. А. Лейкин. В. А. Гиляровский вспоминал, что о собаке, попавшей в цирк, рассказывал у Чеховых актер Вася Григорьев: «Антоша даже записал целый рассказ о случае в Тамбове, о собаке, попавшей в цирк. Это послужило темой для Каштанки» .

И наконец существует замечательная во всех отношениях новелла Владимира Дурова, наглядно свидетельствующая о том, как формируется ложная память мемуариста.

У А. П. Чехова:

«Шел крупный, пушистый снег. <…> мягкий, пушистый снег совсем облепил ее спину и голову и она в изнеможении погрузилась в тяжелую дремоту, вдруг подъездная дверь щелкнула, запищала и ударила ее по боку. <… > Каштанка увидела перед собой коротенького и толстенького человечка с бритым пухлым лицом, в цилиндре и шубе нараспашку…».

У В. Л. Дурова:

«Каштанка была молоденькая рыжая собачка, которой пришлось быть первой из дрессированных мной собак. До того, как она попала ко мне, ее хозяином был бедный столяр. Каштанка заблудилась, потеряла хозяина и попала ко мне на выучку <… > Как вчера помню день встречи с Каштанкой. Была зима. Шел снег, падал мягкими хлопьями. Рыжая собачка прижалась к двери подъезда и беспомощно визжала, не зная куда идти, где обогреться. А снег все падал на нее, облепляя с головы до ног и превращая ее в бесформенный комок… Собака устала – ее стало клонить ко сну. Вдруг кто-то толкнул дверь. Собака вскочила и увидела маленького бритого человечка, в шубе нараспашку. Это был, конечно, я… Собака <…> сразу почувствовала, что я ей не враг. <…> Но раз из-за Каштанки в самый разгар представления произошел переполох. <…> Столяр, ее прежний хозяин, был в числе публики, на галерее… она бросилась через публику к старому хозяину. <…> Столяр захотел вернуть себе Каштанку. <…> Суд присудил отдать Каштанку хозяину. Я был в отчаянии… Я предлагал ему большие деньги… <…> судья увидел, что хозяин не так уж привязан к собаке, если на него действует обещание денег, и по совести отказал ему в иске» .

Замечательно, что мемуарист не только точно воспроизводит стиль, интонацию чеховского повествования, но и то, как он дописывает «правильную» с точки зрения человека и дрессировщика оценку событий, в которых он – главное действующее лицо, принимающее решение и понимающее истинный смысл происходящего.

Сходную историю со слов А. А. Дурова записал и таганрогский краевед В. Демченко.

Сразу же по выходе газеты рассказ сделался популярным. Настоящую славу героям и произведениям создают дети, и именно дети с восторгом откликнулись на появление Каштанки. Чехов гордился этим и, что для него чрезвычайно редко, не удержался сообщить о таком успехе брату Михаилу: «Детишки (дети А. С. Суворина. – Е. Г.) не отрывают от меня глаз и ждут, что я скажу что-нибудь необыкновенно умное. А по их мнению, я гениален, так как написал повесть о Каштанке. У Сувориных одна собака называется Федором Тимофеевичем, другая Теткой, а третья Иваном Ивановичем» (из письма от 14 и 15 или 16 марта 1888).

Критикой рассказ был принят доброжелательно. Д-т <Н. Е. Эфрос> отмечал, что в рассказе «слишком много тонкой отделки, рассчитанной не на детское понимание, слишком много прекрасных чисто чеховских деталей» и страниц, приводящих на память «Скучную историю»: «Увидите, как много в них общего, несмотря на всю разницу действующих лиц». [С. У1, 704]. «Скучная история» написана всего два года спустя (1889).

Критик А. Е Дистерло, впрочем, упомянул «Каштанку» наряду с «Холодной кровью» в числе произведений, которые демонстрируют равнодушие писателя к жизни, чем только и можно, по его мнению, объяснить появление произведений, в которых «совершенно эпически рассказываются приключения собачонки, попавшей к клоуну цирка» [С.У1, 693].

Позднее критика главным образом откликалась на издания для детей: В. Н. С. <В. Н. Сторожев> в «Библиографических записках», 1892, № 8; некий «88» в «Русских ведомостях», 1892, № 115,28 апреля, разд. «Библиографические заметки»; позже рассказ проанализировал В. Гольцев. «Дети и природа в рассказах А. П. Чехова и В. Г. Короленко». (М„1904).

Между тем первыми и самыми важными оказались отклики друзей Чехова, его коллег-писателей.

Знакомые отозвались на появление рассказа немедленно. Уже 31 декабря 1887 года И. Л. Леонтьев (Щеглов) написал А. П. Чехову: «Ваша „Каштанка“ действительно донельзя симпатична, и (на ушко!), ежели бы не так скомкан конец и немного ретушевки в деталях, – это был бы один из Ваших шедевров. Поэтому или по чему другому, но он меня менее тронул, чем это надлежало бы по существу».

Почти слово в слово повторил эти замечания и Я. П. Полонский: «К Новому году Вы одарили нас двумя рассказами „Каштанка“ и „Восточная сказка“ <„Без заглавия“>, и мне приятно сообщить Вам, что оба рассказа Ваши всем здесь понравились. У обоих рассказов конец не только неожиданный, но и знаменательный, а это главное. Колорит языка вполне соответствует месту, времени и Вашим действующим лицам. Только окончание „Каштанки“, как мне показалось, носит на себе следы усталости или торопливости. Последней сцене чего-то недостает» (8 января 1888).

Корреспонденты удивительно единодушно отметили какой-то непорядок в финале рассказа – смазанность, скомканность, неточность.

Чехов, несомненно, обратил на это внимание, потому что спустя четыре года, готовя «Каштанку» к изданию, он существенно переработал рассказ. Чехов прислушался к мнению своих корреспондентов, но поступил образом, прямо противоположным их рекомендациям. Он ничего не стал шлифовать, не прикоснулся к финалу рассказа, а существенно перестроил структуру повествования. И, что самое главное, дописал целую главу, важный поворот сюжета – смерть гуся Ивана Ивановича. Надо сказать, что Чехов редко когда добавлял к уже законченному произведению эпизоды или целые сцены: при работе над корректурой или подготовкой к собранию сочинений он, как правило, убирал лишнее.

Глава «Беспокойная ночь», посвященная смерти гуся Ивана Ивановича, по объему составляет почти четвертую часть текста – случай едва ли не уникальный для чеховской авторедактуры. Новая глава внятно мотивировала причину скоропалительного дебюта Каштанки. История гибели необычного труженика сцены придавала рассказу большую драматичность, а переживаниям героини – психологическую достоверность и глубину, переводило трогательную рождественскую историю в разряд бытийных событий.

И наконец самое интересное и показательное в авторедактуре Чехова – работа над «реструктуризацией» текста практически без изменения состава повествования.

Первоначально рассказ состоял из четырех глав. Первая – «Дурное поведение», вторая – «Новое, очень приятное знакомство, или Чудеса в решете», третья – «Талант! Талант!», четвертая – «Неудачный дебют». Первые две и четвертая главы были соразмерными по объему (соответственно 183,165, 214 строк), третья «Талант! Талант!» – вполовину меньше (80 строк). Вторая глава, как следует из составного названия «Новое, очень приятное знакомство, или Чудеса в решете», явно состояла из двух частей. Из двух событийных частей состояла и первая глава «Дурное поведение», рассказывавшая о том, как Каштанка, отправившись на прогулку с хозяином, потерялась, и о том, кто ее нашел. Вместо четырех Чехов сделал семь глав. Автор поделил первую главу на две, оставив первоначальное название первой главы и озаглавив вторую по ее главному действующему лицу – «Таинственный незнакомец». Вторую главу разделил на те части, которые были уже обозначены в первоначальном названии: «Новое, очень приятное знакомство» и «Чудеса в решете». Глава «Талант! Талант!» осталась без изменения, самой маленькой, но оказалась соразмерной, пропорциональной по объему четырем предшествовавшим (соответственно I глава – 89, II глава – 94, III глава – 73, IV глава – 92, V глава – 80 строк). За ней последовали новая глава «Беспокойная ночь» (149 строк, равная четверти всего первоначального текста) и финальная «Неудачный дебют» (214 строк), которая при таком раскладе из «смазанной» и «торопливой» превратилась в смысловой пуант рассказа.


В самом тексте правки оказалось немного. В книге, предназначенной для детей, Чехов убрал из репризы клоуна фразу о неверной жене и любовнике: «У тебя есть горячо любимая жена. Ты возвращаешься из клуба и застаешь у нее друга дома…», заменив ее на историю о ювелире, застающем дома воров, сделал правку, носящую уточняющий характер, и отшлифовал некоторые фразы. Например, вместо: «Ты будешь артистка!», – стало: «Ты хочешь быть артисткой?»; убрал из размышлений Каштанки замечание о том, что «глядя на него можно было подумать, что он молился богу», сделал незначительные поправки, чтобы увязать новый финал с обстоятельствами смерти Ивана Ивановича.

Чехов также изменил название. В переписке с издателем А. С. Сувориным рассказ «В ученом обществе» неизменно именовался «Каштанкой», что вполне соответствовало излюбленной манере писателя называть свои произведения именами и/или прозвищами героев. Однако в данном случае произошла весьма любопытная история, своеобразное «самоназвание». Первоначально «Каштанкой» называлось совершенно другое произведение совершенно другого автора.

В том же 1891 году, когда Чехов с тихим, но непреклонным упорством атаковал А. С. Суворина напоминаниями о своей «Каштанке», Е. М. Шаврова, молодая приятельница Чехова, литературные опыты которой Чехов редактировал и рекомендовал в редакциях, прислала ему несколько рассказов, среди которых был рассказ под заголовком «Каштанка». Возникла замечательная по своей нелепости ситуация: «О какой „Каштанке“ Вы пишете? – спрашивал Чехов Е. М. Шаврову. – У меня (т. е. среди присланных писательницей. – Е. Г.) такого рассказа нет» (6 марта 1891). Через несколько дней дело прояснилось. Чехов пишет вдогонку отправленному письму: «Вашу „Каштанку“ нашел, повезу ее сегодня в Питер. Там прочту» (11 марта 1891). По прочтении оказалось, что рассказ неудачен…

Если бы Чехов в течение почти пяти лет не добивался и не добился в конце концов издания своей «Каштанки» отдельной книжкой, возможно, рассказ «открыли» бы только позднейшие поколения читателей.

Чехов намеривался выпустить «Каштанку» книжкой сразу же после газетной публикации, о чем писал А. С. Лазареву (Грузинскому) еще 22 марта 1888 года: «Печатаем 2-е издание „Сумерек“, новую книгу и детскую книгу „В ученом обществе“». Весь 1888 год шли переговоры с А. С. Сувориным.

Из письма Чехова А. С. Суворину 10 октября 1888 года можно сделать вывод, что Суворин намеревался выпустить книгу, и поэтому автор никому другому не уступал права на ее издание («…приезжал ко мне с поздравлениями инспектор Мещанского училища и покупал у меня „Каштанку“ за 200 руб., чтоб „нажить“»).

24 октября 1888 года Чехов сообщал А. С. Суворину, что заказал к «Каштанке» рисунки: «Еду сейчас к приятелю художнику, большому охотнику, изучившему собак до мозга костей. Попрошу его нарисовать собаку для обложки».

15 ноября 1888 года обложка была уже готова: «Посылаю Вам, милый Алексей Сергеевич, „Каштанку“, которую потрудитесь спрятать. Это для обложки. Обложка у меня будет белая, а на ней пятном сядет собака. Будет просто, но хорошо. Рисовал художник Степанов, ярый охотник, изучивший собак до тонкостей. Изобразить помесь такса и дворняжки – задача нелегкая, но Степанов, как видите, решил ее блестяще. Поглядите на ноги и на грудь. Придать лисьей морде добродушно-собачье выражение, тоже нелегко, но и это сделано. Вы покажите рисунок Насте и Боре. Если им понравится, значит хорошо. Остальные рисунки еще не готовы. Совестно подгонять: приятели».

В конце декабря 1888 года дело застопорилось: «Подлецы приятели-художники подвели меня с „Каштанкой“. До сих пор рисунки не готовы».