Природа любого таланта, в том числе писательского, необъяснима. Она божественна, талант дается свыше. Трудно понять, почему в каждой строчке настоящего писателя пульсирует жизнь, каждое его слово вызывает у читателя и слушателя ответное чувство. Но, оказывается, придать дополнительную выразительность тексту могут особые способы использования фонетических возможностей языка.

Один из самых общеупотребительных инструментов поэта и прозаика - аллитерация. Примеры повторяющихся звуков, придающих тексту особые фонетические эффекты, можно встретить не только в поэзии, но и в прозаических произведениях.

Определение

Формы фонетического украшения речи присутствуют в каждом языке. Эти способы повышения выразительности языка с использованием звукового состава слова по-другому называют звукописью, или фоникой.

Среди них известны аллитерация и ассонанс: в первом случае - организованное повторение согласных звуков, во втором - ассонанс гласных. От других стилистических приёмов, основанных на звуковых повторах (рифмы, диссонанса), аллитерация отличается нерегулярностью расположения используемых однородных согласных звуков. Их нагнетание на небольшом участке текста имеет целью усиление эмоционального воздействия, иногда с видоизменением смыслового содержания. Они могут располагаться в начале стиха, фразы, строфы, в начале каждого слова или совершенно произвольно.

Фольклорные корни

Живые языки не могут существовать без подпитки из недр народа. Неизвестные сказители издавна украшали устную речь интонационными усилениями и смысловыми акцентами. Естественно, что среди способов сделать былину, сказку увлекательней и выразительней была и аллитерация. Примеры использования звуковых повторов содержатся во всем многообразии народного словотворчества. В пословицах и поговорках, например, они создают особенный ритм, звуковые пометки, улучшающие произношение и запоминаемость:

Шила в мешке не утаишь.

Мели, Емеля - твоя неделя.

В скороговорках проявляется дополнительная - игровая функция аллитерации. Особый порядок в расположении согласных, выбор их по сходному звучанию затрудняет произношение, вносит момент соревнования (кто быстрее и четче произнесет):

Шла Саша по шоссе и сосала сушку.

На дворе трава, на траве дрова.

Купи кипу пик.

Функции аллитерации

Высказывать свои идеи с предельной ясностью, привлечь внимание к ним с максимальной экспрессивностью, наполнить каждый звук эмоциями - главная цель настоящего писателя. Этому служит и аллитерация. Примеры её в русской поэзии и в прозе говорят о различных способах, с помощью которых решается эта задача.

В поэзии очень важно, как звучит слово, его воздействие на слушателя имеет природу, сходную с музыкальной, а звуковая суть гласных и согласных звуков многими поэтами воспринимается подобной нотам. Использование организованного упорядоченного повтора согласных различного звучания - звонких, глухих, шипящих и т.д. - имеет ритмическую функцию:

Из года в год / Негодная погода (Л. Мартынов).

Вот дыра у ребра - это след от ядра (В. Высоцкий).

В этом смысле поэзия тех, кого называют бардами (кто исполняет стихи, положенные на музыку, под сопровождение гитары), особенно показательна.

Воздействие песен Владимира Семеновича Высоцкого во многом основано на его характерном использовании согласных звуков, редко кто так протяжно пропевал их. Его стихи-песни полны выразительнейших аллитераций.

Иногда, особенно в стихах, аллитерация - способ соединения, интеграции слов в единый монолит, получения цельности - формальной, но удивительно впечатляющей:

Леса - лысы. / Леса обезлосели / Леса обезлисели. (В.Хлебников).

Говорила им горилла, приговаривала (Корней Чуковский).

Языковая живопись

Впечатляет изобразительная функция, которую имеет аллитерация. Примеры её такого использования часто основаны на звукоподражании. Например, стук колес железнодорожного вагона:

Перестукивали стыки: на восток, восток, восток (П. Антокольский).

Звук «п» и шипящие помогают услышать и увидеть, как лопаются пузырьки в шипучем вине:

Шипенье пенистых бокалов / И пунша пламень золотой (А. Пушкин).

В лучших образцах высокой поэзии аллитерация похожа на способ нанесения красочных мазков для создания впечатляющего живописного полотна:

Падающие туфельки и капающий воск реальны до физических ощущений:

И падали два башмачка
Со стуком на пол,
И воск слезами с ночника
На платье капал (Б. Пастернак).

Тавтограмма, или инициальная аллитерация

Звуковые повторы, когда в стихотворной строфе или в прозаическом тексте используются слова, начинающиеся с одинаковой буквы, это тоже аллитерация. Примеры из литературы, показывающие такое использование данного стилистического приёма, часто носят характер нарочитости, словесной эквилибристики, языкового фокуса:

Чуждый чарам черный челн (К. Бальмонт).

Особенно впечатляют прозаические тавтограммы. Еще в Средние века были написаны многостраничные тексты, содержащие слова, начинающиеся с одной буквы. И всем известны детские считалки - тавтограммы:

Петр Первый пошел погулять, поймал перепёлку - понес продавать, просил полтинник - получил подзатыльник.

Вершины поэзии

Подбирать слова, исходя только из красоты звучания, удобства произнесения, нельзя, главное - смысловое содержание, идеи, доносимые до слушателя или читателя. И все-таки у великих писателей речь особенно выразительна и благозвучна, чему и служит аллитерация. Примеры в стихах Есенина - признак высочайшего поэтического мастерства.

С помощью точного выбора преобладающего звука достигается необходимый акустический эффект: здесь и свист ветра, и вой метели. Тонкие ассоциации, навеянные примененными в тексте звукосочетаниями, имеют нужную поэту визуальную и эмоциональную окраску: звонкий блеск поверхности озера и светлую грусть птичьей песни.

Обоюдоострый инструмент

Увлечение аллитерацией может стать самоцелью - здесь чаще всего вспоминают поэтов-футуристов начала XX века: И Северянина, К. Бальмонта и др. Иногда смысл прячется за частоколом звуковых повторов, а текст становится интересен как пример поэтической эквилибристики:

Наполнен молоком опал / Залиловел и пал бесславно (М. Кузьмин).

Ластятся волны к веслу, / Ластится к влаге лилея. (К. Бальмонт)

Самые знаменитые литераторы и филологи выступали за сдержанность и умеренность в применении стилистических изысков, к которым относятся аллитерация и ассонанс. Примеры мастерского применения звуковых повторов гласных и согласных звуков говорят о высоком писательском мастерстве и вкусе. Это можно встретить у того же И. Северянина:

Элегантная коляска, в электрическом биеньи,

Эластично шелестела по шоссейному песку.

Аллитерация в прозе, примеры

«В белом плаще с кровавым подбоем, шаркающей кавалерийской походкой, ранним утром четырнадцатого числа весеннего месяца нисана в крытую колоннаду между двумя крыльями дворца Ирода Великого вышел прокуратор Иудеи Понтий Пилат».

Кому не известна эта фраза из булгаковского романа? Разве можно не услышать в этих строках ритм походки - величественной и старческой одновременно, не услышать эхо от шагов прокуратора, раздающихся в зале с высокой колоннадой?

Звукопись свойственна лучшим образцам прозаических текстов, обладающих не меньшей силой воздействия, чем поэтические строки. Даже в выборе имени героя может быть использован повтор звуков. Есть подобная аллитерация у Достоевского. Пример - в «Преступлении и наказании».

Острота встающих перед главным героем проблем, его решимость идти на крайние меры обозначается выразительностью будоражащих сочетаний звука «р» - Родион Романович Раскольников, а противостоящий ему Порфирий Петрович - суть неотвратимость правосудия. Здесь Достоевский выступает как прямой последователь методов великого Гоголя. Как не вспомнить Акакия Акакиевича (Башмачкина) или Чичикова - удвоенные звуки придают именам дополнительную выразительность.

Вне времени

Использование методов звукоповторов актуально для любого вида словотворчества. Присутствуя в классических поэтических и прозаических текстах, служащих примером для сегодняшних писателей и копирайтеров, аллитерация остается актуальной.

Созданию запоминающихся объявлений, призывов и даже отдельных названий продуктов служит аллитерация в рекламе. Примеры высокоэффективной работы копирайтеров встречаются на каждом шагу. Не отдавая себе отчета, почему так происходит, мы запоминаем бренды и слоган. Мастерски использованные звуковые повторы делают названия и девизы легкопроизносимыми, оседающими в памяти, наделяют их прочными ассоциациями, что и является целью писателей от рекламы, к примеру:

- "Крошка-картошка", "Чупа-Чупс", "Наши-мамаши", "Елки-Палки".

- "Брук-Бонд" - Будь на высоте!

Пора пить пиво!

А как не вспомнить классический слоган, вышедший из-под пера великого пролетарского поэта:

Нам остались от старого мира только папиросы «Ира»!

Для прохладительного напитка грех не использовать смысловой намек на жажду:

Жаропонижающий жаждоутолитель.

Имитация звука чистки посуды логично достигается повторением особых шипящих:

Comet. Очищать и защищать!

Безграничные возможности

Звуковые повторы согласных и гласных звуков, певучих и отрывистых, звонких и глухих, в любом языке используются для повышения выразительности устной и письменной речи.

Подсчитано, что из согласных звуков наиболее часто употребляется «с», а для аллитерации чаще применяются более звучные и ясные - «л», «м», «н», «р». Но главное, что русский - это язык, предоставляющий огромные, безграничные возможности для использования ассонанса и аллитерации, что настоящего автора, пишущего на русском, отличает отчетливая связь между значительностью мысли, доносимой им до слушателя или читателя, и языковыми средствами её выражения.

Где он употребляется? Само слово «аллитерация» имеет латинские корни и означает «буква к букве». Это один из видов повтора звуков, а именно согласных, как правило, в начале слов. Могут повторяться и прикрепленные к согласным но вовсе не обязательно. Благодаря такому повтору можно достичь самых разных звуковых эффектов. Завывание бури, рокот волн, плеск воды, злобный хохот или слезы радости… - ни к чему сообщать о них читателю при помощи эпитетов. Достаточно использовать такой пример, как аллитерация. Примеры в стихах весьма многочисленны, правда, не стоит путать аллитерацию с другими видами повторов. Она предполагает повторение только одинаковых или похожих согласных, но не слов или словосочетаний.

Несколько примеров удачного применения аллитерации

Умелое, то есть умеренное использование аллитерации в изобилии встречается в стихотворениях классиков. Очень тонко чувствовал этот прием, например, Пастернак. Его знаменитое стихотворение «Зимняя ночь» («Свеча горела на столе…») - один из самых ярких примеров. Повторение согласных «м» и «л», мягких, округлых, усиливает ощущение бескрайности метели, а звуки «т» и «к» позволяют передать стук башмачков, упавших на пол. Повторение буквы «л» мы также можем увидеть у Блока в стихотворении «О доблестях, о подвигах, о славе…». И если у Пастернака это помогало рисовать образ мягко стелющейся вселенской метели, то у Блока повторяющаяся «л» придает всему стихотворению небывалую утешающую плавность - это грусть о прошлом, которое притягивает, как и прежде, но страдание уже утратило свою остроту.

Современные поэты нередко увлекаются декоративными эффектами, а ведь не так уж много примеров удачных стихотворений, построенных полностью на таком приеме, как аллитерация. Что это - непрофессионализм, отсутствие музыкального слуха или бездушность? Можно давать разные ответы на этот вопрос, но в любом случае аллитерация подобна пряности. Она придает стихотворению вкус и цвет, делает его живым и родным, его хочется повторять и даже напевать, но ее избыток сделает блюдо чрезмерно острым, а потому несъедобным.

Противоположное аллитерации понятие - ассонанс. Это повторение Оба этих приема, разумеется, прекрасно уживаются в одном произведении.

Аллитерация как способ организации стихотворения

Немного иным будет ответ на вопрос «аллитерация - что это?», если речь идет о других языках. В русской стихотворной традиции аллитерация хотя и является важнейшим средством достижения поэтического звучания, все же играет вспомогательную роль. В некоторых культурах аллитерация - это основной способ построения стихотворения. Например, в древнегерманской, английской и исландской поэзии до девятого века очень широко применялся аллитерационных стих. В нем не было привычной для нас рифмы, но в конце каждой строчки присутствовал четкий ритм, который задавался именно повторами согласных букв. Буквы должны были быть одинаковыми перед каждым главным ударным слогом (которых было два) в каждой строке.

Аллитерация в современном английском языке

В английском языке аллитерация - это более частный случай, чем в русском. Речь идет о повторении одинаковых звуков лишь в начале слов. Например: Alice’s aunt ate apples (Тетя Алисы ела яблоки). Этот прием широко употребляется в скороговорках, политических лозунгах, рекламных слоганах, текстах песен и даже названий магазинов. Отвечая на вопрос «аллитерация - что это?», можно привести такие очевидные всем примеры, как-то: PayPal или Coca-Cola. Оба названия звучные и легко запоминающиеся. А все благодаря повтору согласных букв.

Итак, В литературе можно встретить весьма сложные определения. Но все достаточно просто, если разобрать несколько примеров.

Писательский талант необъятен и прекрасен. Ведь не каждой живой натуре свойственно творить. Каждая строчка любого произведения несет в себе необычайный смысл и выражает особые переживания автора. Для придания особой выразительности творению, писатели нередко пользуются фонетическими приемами. Самым распространенным из них, используемым как в стихотворной форме, так и в прозе, считается применение аллитерации.

Аллитерацией принято толковать повтор или переплетение согласных звуковых форм и выражений для того, чтобы усилить выразительность художественных повествований. Очень часто писатели сочиняют аллитерационные произведения на свободном дыхании.

Как определяют аллитерацию?

Фонетическое украшение речи свойственно любому языку. Методы, с помощью которых повышается выразительность речи, используя звуковой словесный состав, принято отображать как звукопись или фонику. и как она определяется?

Различают такие литературные приемы, как аллитерационное и ассонансное звуковые выражения:

  1. Первый случай характеризуется организованным повторением звуков в согласной форме.
  2. Второй случай характеризует переплетение гласных звуков.

Другие стилистические приёмы, которые базируются на различных звуковых словесных повторах: рифмах или диссонансах, аллитерационные выражения имеют свойственность нерегулярного расположения одинаковых согласных звуковых форм. Чем больше в тексте подобных выражений, тем сильнее эмоциональное воздействие, особенно когда изменяется смысл произведения. Фразы с аллитерацией могут быть расположены в любой части стихотворения или выражения, причем в произвольном течении.

Откуда появилась аллитерация и ее примеры в фольклоре?

Живое слово всегда включало в себя народные высказывания. Выходцы из народа зачастую пополняли запас устной речи различными выражениями. При создании былин и легенд, конечно же, использовались и аллитерационные приемы, которые придавали сказаниям особую выразительность. Звуковые повторы настолько многогранны в народном фольклоре, что поражают своим многообразием. Пословицы и поговорки отличаются особым ритмом и звуковыми пометками, которые улучшают произношение и легко запоминаются.

Примерами могут служить такие поговорки:

  1. «Шила в мешке не утаишь».
  2. «Тише едешь – дальше будешь».
  3. «Твоя неделя – Меля, Емеля».
  4. «Без труда не вытащишь и рыбку из пруда».

Скороговорки содержат дополнительную игровую аллитерационную функцию. Согласные расположены в таком порядке, при котором звучание происходит в затрудненном произношении для того, чтобы был стимул для быстроты и четкости произношения.

  1. «Едет грека через реку, видит грека в реке рак».
  2. «За домом трава, на траве лежат дрова».
  3. «Чук чуки чук».

Проявление аллитерации в художественной литературе

Аллитерационные приемы обладают изобразительной функцией. Примерами такого ее проявления можно считать звукоподражание. Такие подходы в своих произведениях использовали известные литераторы и писатели.

Аллитерационные примеры в стихотворном жанре:

  1. «Перестукивали стыки: на восток, восток, восток». (отрывок из произведения П. Антокольского).
  2. «Шипенье пенистых бокалов, и пунша пламень золотой». (фраза А. Пушкина).
  3. «Мело, мело по всей Земле»… (отрывок из стихотворения Б. Пастернака).

Аллитерационные приемы неплохо применимы и в прозаических творениях, например:

  1. «В белом плаще / с кровавыми подбоямим, с шаркающей / кавалерийской походкой, ранним утром / в четырнадцатом числе / весеннего месяца / нисана в крытую колоннаду / между двумя / крыльями дворца Ирода / Великого / вышел прокуратор Иудеи / Понтий Пилат». (М. Булгаков).
  2. Акакий Акакиевич или Раскольников Родион Романович в произведении «Преступление и наказание» Достоевского наполняют выразительностью звуковую форму особым смыслом.

Звуковые повторы в русском языке встречаются в любом словотворческом виде. Отображая классическую прозу и стихи, аллитерация стала популярной и для современных произведений, где очень широко используется. Аллитерацию широко применяют рекламодатели для создания различных лозунгов. Правильно подобранные выражения позволяют людям лучше запоминать торговые марки. Мастерство в подборе звуковых повторов позволяет легко произноситься девизам и наименованиям.

Примером могут служить такие лозунги:

  • Чупа-Чупс»;
  • «Кока-кола»;
  • «Брук-Бонд».
  • Елки-Палки».

Аллитерационные приемы между гласными и согласными, звонкими и глухими позволяют повысить выразительность любой формы речи. Замечено, что аллитерационные выражения чаще всего содержат звуки: -н, -р, -л, -м. Кроме того, в русском языке можно безгранично использовать аллитерацию в выражениях.

Как трактуется термин аллитерация?

Аллитерация википедия обозначает некий повтор сходных по звучанию согласных, связующих стихотворение, что придает особое звучание произведению. Причем повторы могут встречаться как на протяжении определенного отрезка в тексте, так и во всем тексте. Аллитерационные приемы не считаются актуальными, когда повторяются морфемы. Синонимом аллитерационных повторов принято считать тавтограмму.

В русской литературе очень часто встречаются приемы аллитерации. Благодаря им автору удается ярче выразить свою мысль и сделать акцент на определенных чертах. Аллитерацию применяли в своих произведениях самые известные русские классики-литераторы, такие как А. Блок, С. Есенин, А. Пушкин и др.

Итак, аллитерационные приемы являются одними из распространенных в литературных творениях. Особенно заметно используются такие повторы в народном творчестве, потому что способны передать все точность высказываний и подчеркнуть главную мысль сказанного.

Аллитерация (от лат. аl - при, к и littera— буква). Говоря об аллитерации, мы нередко забываем, что в языке много слов и мало звуков. В Швеции прибегли даже к помощи компьютера, который при наличии двух одинаковых букв в стихотворной строке зажигает сигнал аллитерации. Произнесите любую фразу. Самую простую. И в ней обязательно встретятся одинаковые звуки, но это еще не свидетельство аллитерации. Ведь многие из повторов мы не замечаем, потому что они создают обычный для нашего слуха звуковой фон. Но аллитерация — это ощутимые на слух повторы согласных звуков речи, служащие одним из стилистических средств эстетической выразительности. Она присуща преимущественно художественной речи (и в ней зачастую и различима). Но не только. Так, ею блестяще пользовались знаменитые юристы и ораторы. Не пренебрегают ею и авторы статей, рецензий, заметок. Когда К. Ваншенкин пишет: «Есть поэты, попадающие под чужую интонацию — как под поезд», мы замечаем, что удачные созвучия придают фразе оттенок легко запоминающегося афоризма. Эта особенность аллитерации прекрасно реализуется в пословицах, поговорках, загадках. «Старость — не радость, а смерть — не корысть».

Аллитерация существует в арсенале средств художественной литературы с древнейших времён, причём она всегда осмыслялась скорее приёмом стихотворной, чем прозаической речи. Насыщение созвучиями прозы расценивается как злоупотребление и чаще всего проявляется у представителей литературных направлений, исповедовавших культ формы. При эмоциональных высказываниях аллитерация в прозе, бесспорно, уместна: «Человек создан для счастья, как птица для полёта» (В. Короленко).

В поэзии аллитерация, как и любое другое средство художественной выразительности, — это скрытый, внутренний её рычаг, потайной колокольчик, который может и оглушить, если им увлечься чрезмерно. Как-то в собрании поэтов К. Бальмонт читал свои стихи:

Берег, буря, в берег бьется
Чуждый чарам черный чёлн...

Как вспоминает И. Бунин, в мертвой тишине вместо восторгов прозвучал лишь вопрос: «Что это за чёлн и каким таким чарам он чужд?» Любопытно, что поэтическая фразеология того времени знала много словесных образов, символизирующих свободу от житейского, смерть. Тот же Бунин в великолепном стихотворении "Берег" для обозначения гроба употребил свой эвфемизм — «белая ладья», которая тоже, естественно, была безразлична к очарованию жизни. «Черный челн» не лучше и не хуже, но самоцельная аллитерация потопила его.

Существует мнение, что аллитерация оттеняет только наиболее важные слова. Это не всегда так. В стихотворной речи каждое слово стремится к созвучию:

Провода электрички чертили
В небесах невесомые кубы.

(Д. Самойлов)

Однако требование нормы правомерно. «Я, — делился своим опытом Маяковский, — прибегаю к аллитерации для обрамления, для еще большей подчеркнутости важного для меня слова».
В подобных случаях поэты достигают впечатляющей выразительности:

Люблю твой бледный лик, печальная Селена,
Твой безнадёжный взор, сопутствующий мне...

Эта бунинская аллитерация на "ль" создает как бы музыкальный курсив наиболее эмоционально окрашенного слова — Селена, что сразу подчёркивает соседняя строка, в которой нет этого звука.
С помощью аллитерации невозможно выразить иные чувства и мысли, помимо тех, что выражены словесно, но благодаря ей мы более остро воспринимаем слова.

Сразу радугу вскинув,
Сбавив солнечный жар,
Дружный дождь за машиной
Три версты пробежал...

читаем у Твардовского, и нам кажется, что мы слышим шум дождя и шуршание шин.

Аллитерация сцепляет ажурной вязью слова в стихе или в смежных стихах, реже в строфе, а в отдельных случаях и в целом стихотворении, стилистически цементируя его в монолит чувства и мысли:

Всё стихотворение Н. Заболоцкого пронизано повторами "л", "р", "б" и другими причудливыми сочетаниями звуков. Подчинённые высокому мастерству поэта, они порождают у нас совершенно определённые ассоциации, оттеняющие чувство тихой, нежной любви к родному краю. В строках о милой душе поэта московской природе, которая «скромнее и проще» пышной природы Аджарии, аллитерация тоже "скромнее и проще", без буйных, бешеных звуков прибоя и медного грохота труб и литавр.

Правил аллитерирования нет, потому что это искусство. И поэтому относятся к нему очень ревностно. Наблюдения Л. И. Тимофеева (см.: Вопросы литературы. 1977. № 6) над вариантами стихов Пушкина, Блока и Маяковского показали, что в одном из пяти случаев поэты заменяли слова в поисках наиболее благозвучного варианта, но... но делалось это не в ущерб жизненной правде слова, которая была для них превыше всего и вела при необходимости к отказу от аллитерации.

    Аллитерация прием для придания стихотворению особой выразительности, использующий повторение однородных или одинаковых согласных.

    Громко грянет гром в грозу!

    Очень многие пословицы и поговорки используют аллитерацию.

    Если видите, что в художественном тексте повторяются однородные согласные, то значит автор использует прием, который называется аллитерация. Это прием придает большей выразительности тексту, усиливает восприятие. Используется в поэзии.

    Прочитайте определение, что такое аллитерация и примеры.

    Аллитерацией называется специальный прием, который чаще всего используется в стихах, но иногда его используют в песнях и повествованиях. Его смысл в том, схожие согласные и гласные буквы, а также их сочетания повторяются, что придает данному фрагменту особое настроение.

    Вот несложные примеры Аллитерации:

    Мели, Емеля, твоя неделя или Купи кипу пик.

    Слово аллитерация заканчивается на -ция, а это, для внимательного глаза, один из признаков латинизма. Так и есть!

    Слово аллитерация складывается из латинских слов:

    ad, что равноценно к и littera, которое буквально значит буква.

    Этим лингвистическим термином в литературе называют прием повторения в стихах (реже в прозе) одинаковых, созвучных согласных для усиления выразительности художественной речи.

    Аллитерация подчеркиваент определенные согласные в тексте стихотворения или поэмы, выделяет их и создает нужное впечатление у читателя, например, читаем у Александра Сергеевича Пушкина в поэме Медный всадник:

    В этом отрывке в словах вздува лась и реве ла происходит повтор согласного в в ударных слогах и повтор глухого согласного к во второй строке, которые создают впечатление воя ветра и бушующей непогоды.

    Такое понятие как аллитерация используется в литературе и подразумевает оно под собой художественный прим, заключающийся в повторе согласных звуков в текст произведения.

    А вот здесь для вас один из ярких примеров аллитерации:

    Среди изобразительных средств фонетики русского языка выделяют аллитерацию и ассонанс. Если ассонанс - это повторение гласных звуков, то аллитерация - это повторение согласных звуков.

    Вот пример аллитерации из стихотворения Сергея Есенина: Задрожало зеркало затона. Здесь наблюдается повторение звонкого согласного звука р, который является дрожащим и способствует созданию звукового впечатления.

    И еще пример из стихотворения Сергея Есенина:

    В данном отрывке используется и аллитерация, и звукоподражание. Аллитерация в данном примере основана на скоплении шипящих звуков ж, щ, ш. Данные согласные звуки помогают создать образ вьюги, передать шелест снега и шум ветра.

    Само слово аллитерация имеет латинское происхождение и буквально в переводе на русский означает буква к букве .

    В поэзии, где и используется этот фонетический прием, аллитерация помогает усилить выразительность стихотворения и расставить порой смысловые акценты.

    Повторение согласных при аллитерации может создать различные звуковые эффекты - от рокота волн и шелеста ветра в ветвях деревьев до слез радости или злобной истерики. Умелое использование этого приема порой превращает простое казалось бы стихотворение в настоящий поэтический шедевр.

    Аллитерация очень выразительный прием, в котором используется повторение одной или нескольких согласных, что создает ощущение целостности любого текста и придает ему эффект присутствия. Часто с помощью аллитерации поэт подчеркивает эмоциональный окрас признака, и обеспечивает легкое запоминание текста. Классическими примерами можно считать стихотворения для детей различных авторов, в которых с помощью аллитерации достигается легкость понимания текста:

    Так например использовал аллитерацию Чуковский в своем Бармалее. Но очень красивый эффект создает аллитерация в песнях, пословицах и даже в скороговорках. Ведь любая скороговорка - это классическая аллитерация:

    Аллитерация - это такой художественный прием (чаще в стихах, но бывает и в песнях или повествовании), при котором повторяются схожие по звучанию согласные и гласные буквы и их сочетания для придания соответствия произведения либо его фрагмента некому настроению. Например, в тиш ине ш урш ат камыш и; всяк слабак падок на табак .

    В русском языке термином аллитерация обозначают повторение одинаковых или однородных согласных в определенном отрезке стихотворного текста. Важно отменить, что повторение одинаковых слов не считается аллитерацией. Многие поговорки и скороговорки построены именно на аллитерации.

    В поэзии прием аллитерации применяют для придания особой звуковой выразительности.