Из глубины веков

Не многим известно, что само название«химия»египетского происхождения. В очень давние времена величественная страна сфинксов и пирамид звалась Кеми (Черная Земля). Это название отражало плодородие египетских земель по сравнению с соседней безжизненной пустыней. В Древности Египет был центром наук. Например, за несколько сотен лет до нашей эры в Александрии действовала настоящая Академия наук, в которой химии было отведено особое значение и построено отдельное здание,храм Сераписа. Он почитался местом поклонения мудрости, жизни и смерти. Что касается происхождения слова«алхимия»,то некоторые исследователи считают, что к египетскому «кеми» прибавилась приставка «ал» от арабских кочевников, которые, возможно, переняли какую-то часть утерянных в результате грабежей египетских знаний.

Цели и задачи алхимиков

Наиболее ранним письменным упоминанием об алхимии считается рукопись Юлия Фирмика. Своей главной задачей древние алхимики считали получение философского камня. Теория возможности превращения «неблагородных металлов» в «благородные» основывалась на греческом представлении о «первоэлементах», из которых состоит материя.Философский камень именовался по разному: великий эликсир, красная тинктура, философское яйцо, панацея, красный лев или жизненный эликсир. Помимо способности превращать обыкновенные металлы в золото, философский камень должен был иметь чудодейственные исцеляющие свойства, которые позволили бы владельцу жить вечно. Менее известен «белый лев» или «белая тинктура», камень, который мог обращать вещества в серебро. Различали греко-египетскую, западно-европейскую и арабскую школу алхимии.

Знаменитые алхимики древности

Одним из самых известных алхимиков прошлого считается Альберт Великий. Ученый родился в 1193 году. Став членом Ордена доминиканцев, юный Альберт получил возможность заниматься наукой в тишине монастырской обители. После этого Альберт перебирается в Париж, где начинает читать лекции в университете, пользующиеся огромной популярностью у студентов.

Впоследствии площадь, на которой выступал мэтр Альберт, получила его имя (площадь Мобер — площадь «maitre Albert»). До наших дней сохранились 5 трудов этого замечательного разностороннего ученого. Его перу принадлежит «Свод правил», в котором говорится, что алхимик обязан хранить в тайне результаты своих экспериментов.

Не менее известен и монах францисканского Ордена Роджер Бэкон, живший в 1214-1292 годах. Англичанин посвятил алхимии все свое время.

За отказ выдать секреты получения золота его отправили в темницу на 15 лет, однако на самом деле тайными знаниями Бэкон не владел.

Филипп Ауреол, известный также как Парацельс, был великолепным врачом своего времени. Он отрицал возможность существования философского камня, однако успешно применял опыт, накопленный алхимиками в медицине. Известно, что методы лечения Ауреола во многом перекликались с мистикой. Он увлекался астрологией и магией, считал, что эти науки в силах помочь врачевателю больше, чем все трактаты по медицине.

Еще одного врача, Арнольда де Вилланова, современники обвиняли в общении с нечистой силой. По его мнению, золото обладало целительной силой. Арнольд врачевал даже Папу Римского, что спасло ему жизнь во время преследования инквизицией за «еретические» идеи и мысли. После смерти ученого его рукописи были уничтожены церковью как ересь.

Романтические устремления древних алхимиков живы и сегодня. Несмотря на развитие науки и техники, многие мечтатели верят в «египетскую науку» и до сих пор ломают голову над способами получения чудесного камня.

Средневековый немецкий естествоиспытатель, философ, богослов, алхимик и астролог Альберт фон Больштедт известен под именем Альберт Великий. Доминиканский монах со странной биографией и загадочной жизнью. Его считают одним из создателей «голема» (искусственного человека гомункулуса). Ученик Альберта Великого Фома Аквинский сбежал от него после того, как одна из кукол, стоявшая в углу комнаты вдруг протянула к нему руку и заговорила человеческим голосом. Об этом писал сам Фома Аквинский.

Альберт Великий сделал ряд замечательных открытий, в т. ч. он изобрел логарифмы. Норберт Винер, отец кибернетики, считал его одним из прародителей современной кибернетики.

Книга Альберта Великого «Оракулы» дошла до нашего времени. Ныне она обрела подзаголовок «Алхимические загадки». В книге даны сведения по алхимии и целый ряд предсказаний почти до 24 века. В «Оракулах» нет точных указаний на даты совершения событий. Предсказания изложены без подробностей.

Предсказания Альберта Великого:

1. Люди откроют большой берег на большом расстоянии от Геракловых столпов. Эта земля будет заселена северным народом, который заполнит ее и сделает огромным государством. В государстве будет главенствовать крест.

Это пророчество написано до открытия Америки Колумбом. Слова «будет главенствовать крест», видимо, следует понимать как победу христианства в Америке.

2. Германский народ никогда не будет полностью объединен, ибо Германия оскорбила двух древних римлян.

Альберт Великий имеет здесь в виду проклятие римских авгуров, предсказавших королю варваров Гейзериху, что после того, как он сжег Рим в 455 году, германский народ навсегда будет разделен на племена, между которыми всегда будет междуусобитца. Другими словами ~ германский народ никогда не станет великим народом. Действительно, за 700 лет после Альберта Великого Германия сполна познала рознь. Если же в редкие периоды истории было объединение, то за ним неминуемо следовало разъединение на два-три лагеря.

3. Германия трижды будет на краю победы за период, равный 700 годам. Она трижды почти овладеет миром.

Первая попытка такой победы была предпринята в XVI веке. Тогда Карл V Габсбург занял престол Священной Римской империи, и одновременно был испанским королем. В его империи никогда не заходило Солнце. Вторая попытка была предпринята Гогенцоллернами в XIX ~ XX веках. Третья попытка в середине XX века была предпринята нацистами, развязавшими вторую мировую войну. Таким образом, действительно, Германия за 700 лет трижды была на краю вожделенной победы, но не более.

4. Люди будут увлекаться машинами, автоматами, но по происшествии времени они их забросят, как ненужные детские игрушки.

5. Будет создана шагающая машина, в которой сидят люди.

6. Человек полетит к луне и марсу через 700 ~ 800 лет после смерти Альберта Великого.

700 (800) лет + 1280 (год смерти Альберта Великого) = 1980 (2080) г. Как известно, первая высадка на луну произошла в 1969 г. Сейчас разрабатываются программы высадки на Марс, а так же освоения лунной территории.

7. Будут полеты к другим планетам и в другие Миры.

8. Описано НЛО. Через 1000 лет после смерти Альберта Великого ангелы будут сходить с неба, как в допотопные времена.
1000 лет + 1280 = 2280 г.

9. Период самых страшных испытаний и страданий человечества будет через 100 лет после смерти Альберта Великого. Затем наступит золотой век.

10 Новые острова встанут из океана. Странный древний остров покажет вершины своих гор из вод за Геракловыми столпами.

Возможно, что за Гибралтаром из вод Атлантического океана подымится остров, на котором была расположена Атлантида.

11. Ислам просуществует не более 800 лет после смерти Альберта Великого.

800 лет + 1280 г. = 2080 г. то есть в XXI веке, ислам как религия прекратит свое существование.

12. Дьявол войдет в человека и человек будет молиться не именем божьим, а именем Сатаны.

Храм Сатаны уже создан. Первые такие храмы стали робко появляться в конце XIX века, а сейчас увлечение этими храмами активно нарастает.

13. Мир будет разделен на три огромных государства. Пусть бог поможет разрешить спор между ними.

На этом предсказании «Оракулы» Альберта Великого обрываются.

Среди загадок естествознания ни одна не вызывала столько раздумий и споров в течение полутора тысячелетий, как искусство, которое называют алхимией.

Карл Шмидер. История алхимии, 1832 г.

На протяжении истории человечества два желания постоянно обуревали смертных – обрести бессмертие и получать золото в неограниченных количествах. Это старая мечта человечества, уходящая корнями в глубокую древность. В течение тысячелетий алхимики пытались найти нечто, что даровало бы человеку не только сверкающее золото, но и вечную молодость, бессмертие. Жить вечно… Наверное, это первое, о чем начал мечтать человек, как только произошел от обезьяны. С тех пор он ведет войну со временем и смертью, причем любыми доступными средствами. Древние царицы купались в крови убиенных младенцев, считая, что это продлит их молодость. Средневековые алхимики эликсир бессмертия по ценности приравнивали к философскому камню, производящему золото. Никакой другой металл не обладал столь магической притягательной силой!

Сегодня трудно найти человека, который бы не слышал, что такое магия вообще и алхимия в частности. К сожалению, мало кто может внятно пояснить, что такое алхимия. Вот с этого и начнем.

Алхимия (араб. АГкйшуа – производится или от слова кет! туземного (коптского) названия Египта, или от греческого????? – жидкость, сок) – так называлась химия в Средние века, вплоть до

XVII столетия. Но с тех пор, как эта последняя получила научное обоснование и облеклась в формы точного знания, прежним, старинным, термином стали обозначать мнимое искусство превращать неблагородные металлы в золото и серебро, чем, собственно, и ограничивалась задача химии до XVI столетия. Таким образом, алхимия относится к современной химии так же, как астрология к астрономии.

Итак, главной задачей средневековых алхимиков было получение золота в неограниченном количестве. И если всевозможные маги и колдуны надеялись получить золото из ничего, по мановению колдовской палочки превращать в золото черепки или грязь, то алхимики, как люди кое-что смыслящие в строении веществ, надеялись получить золото из неблагородных металлов с помощью своеобразного катализатора – так называемого философского камня. Причем он должен был обладать свойством превращать в золото не только серебро, но и неблагородные (несовершенные) металлы, как, например, свинец, ртуть и т. д. Кроме знакомого нам названия философский камень, это вещество также имело еще множество других названий: красный лев, великий эликсир, или магистериум, красная тинктура, панацея жизни и жизненный эликсир. Этому средству приписывалась могучая сила: оно должно было не только облагораживать металлы, но и служить универсальным лекарством. Раствор его, разведенный в определенной пропорции, называли золотым напитком. Принятый внутрь в малых дозах, он должен был исцелять все болезни, омолаживать и делать жизнь более продолжительной. Легенд о тех, кто изобрел это волшебное лекарство, хоть отбавляй. Чаще всего в них упоминается имя магистра Раймунда Луллия, жившего в XIII веке. Он, утверждает легенда, владел тайной эликсира жизни. Но магистр во время лечения завязывал своим пациентам глаза, чтобы те не видели целебный напиток, который якобы даровал вечную жизнь. Однако самые любопытные все-таки умудрились его разглядеть – это была золотая пыль, переливавшаяся всеми цветами радуги. Само собой, после смерти мага никаких рецептов волшебного зелья не сохранилось. Зато по-прежнему жила надежда найти этот эликсир.

Другое таинственное средство алхимиков, уже второстепенное по своим свойствам, носило название белого льва, белой тинктуры или малого магистериума. Оно было способно превращать все неблагородные металлы в серебро.

Философский камень – это средство моментального обогащения – просто должно было быть «найдено». В противном случае само существование алхимиков становилось неоправданным. Вот примерная логическая цепочка среднестатистического алхимика: «Цель – обогащение, средство – золото. Цель – золото, средство – философский камень. Цель – философский камень, средство – неизвестно…»

Как получить философский камень, никто не знал, но все искали этот способ. Искали где только можно и нельзя. Алхимики побогаче экспериментировали со всевозможными заморскими редкостями, а те, что победнее, использовали то, что было под рукой. Но всех неизменно привлекал желтый цвет, ведь золото, как считали алхимики, может быть порождено лишь желтым веществом. Что только не было испробовано в качестве исходных веществ, даже человеческие фекалии и моча! Иногда это действительно приводило к химическим открытиям. Так, Хеннинг Бранд был уверен, что добыл из мочи философский камень, но на самом деле он получил фосфор.

С развитием концепции «философского камня» вера в возможность превращения металлов получила «научную» основу, и ученые мужи стали искать метод для «облагораживания» неблагородных цветных металлов. Чем больше «драгоценных свойств» (например, красивого блеска) имел металл, тем выше, по мнению алхимиков, была возможность его полного превращения. Так, желтую латунь считали «несовершенным золотом», а олово – «переходным» металлом от свинца к серебру.

Но каким должен был быть философский камень с виду? Какими признаками обладать? Рецептура его сложного изготовления была описана в многочисленных алхимических трактатах и толстых фолиантах, но в такой форме, что никто, а часто и сам алхимик не мог ничего понять.

Следует заметить, что в некоторых деталях все рецепты совпадают. Так, часто указывается, что философский камень представляет собой ярко-красное негигроскопичное вещество. Как правило, упоминают серо-красный «очень тяжелый» порошок, иногда его называют блестящим. При получении его из ртути и других составных частей вещество несколько раз изменяет свою окраску – от черной к белой, затем желтой и наконец становится красным. Профессор К. ван Ниевенбург из Нидерландов в 1963 году взял на себя труд повторить многочисленные операции алхимиков с помощью методов современной науки. В одном из опытов он действительно наблюдал описанные изменения окраски. После удаления всей ртути, введенной по прописям алхимиков, а также ее солей путем разложения при высоких температурах или возгонкой он получил очень красивое красное негигроскопичное вещество. Сверкающие призматические кристаллы были химически чистым хлорауратом серебра Ag. Возможно, что это соединение и было тем самым философским камнем, который в силу высокого содержания в нем золота (44 %) мог вызвать желаемое превращение – это было поверхностное золочение либо сплавление с неблагородными металлами. Конечно, с помощью этого соединения нельзя было «наколдовать» больше золота, чем оно само содержало.

Откуда же ведет свою родословную таинственная «наука»? Родиной алхимии считается Древний Египет. Римский император Диоклетиан повелел в 296 году н. э. предавать сожжению все египетские рукописи, касающиеся искусства делать золото. Родоначальником алхимии считается легендарный Гермес Трисмегист, поэтому искусство делать золото называлось герметическим.

Первые попытки рационально объяснить превращение металлов сделали древние греки. В их основе лежит учение греческих философов о природе. Эмпедокл говорил о четырех стихиях: огне, воздухе, земле и воде, которые являются основой всего сущего. Платон представлял себе, что четыре стихии происходят от превращения одной и той же основной, первоначальной материи. Аристотель дополнил эту теорию эфиром – пятым началом, для небесных тел.

До распространения христианства ни в Греции, ни в Риме собственно алхимические исследования не проводились; в то же время греческая культура оставила в наследство Востоку свою философию. Так, аристотелевская физика передала александрийской школе идею превращения одного элемента в другой.

Такая теория, посредством которой можно было легко объяснить превращения металлов, и была принята античными алхимиками. Они признавали, что из первобытной материи (materia prima) произошли четыре элемента, а затем посредством их различных соединений – все остальные вещества. Таким образом, всякое вещество содержит в себе все элементы. Если требуется один металл превратить в другой, то надо только отнять известную часть одних элементов и добавить части некоторых других. Если удастся обратить металл в первоначальную форму, то ее можно будет преобразовывать в какой угодно другой металл. Когда ученым стала известна ртуть, то именно в ней некоторые увидели «первоначальную форму». Ртуть вообще легко вступает в соединения с другими металлами, образуя амальгамы с резко отличающимися от первоначальных металлов свойствами. Затем в роли такой «универсальной» составляющей выступала сера. По мнению алхимиков, ртуть и сера разной чистоты, соединяясь в различных количествах, дают начало металлам. Несколько позже третьей составной частью металлов стали считать мышьяк; он служил, главным образом, для приготовления сплавов, имевших цвет золота и серебра.

Греки стали учителями арабов, с любовью взлелеявших алхимию. Арабы не только дали этой «науке» то имя, под которым мы ее знаем и теперь, но и практически определили путь ее развития. В этом последнем отношении особенно важны труды араба Абу-Музы Джафара-аль-Софи, называемого обыкновенно Гебером. Он жил в Севилье в конце VIII – начале IX столетия и был, вероятно, греком, обращенным в ислам. Во времена Гебера металлы считались веществами, меняющими свою природу. Гебер полагал, что все они состоят из меркурия (ртути) и серы, а потому к ним можно прибавить то, чего у них недостает, и отнять то, что находится в избытке.

Запад воспринял алхимию от арабов в X или XI столетии. Арабская алхимия стала связующим звеном между средневековой и античной традициями. Мудрость греков пришла в Европу именно из арабских сочинений.

Итак, в Европе широкий интерес к алхимии возник на рубеже XI–XII веков, и вскоре началась «алхимическая лихорадка». В Средние века развитие алхимии получило огромный толчок, во-первых, из-за увеличения спроса на благородные металлы, вызванного ростом населения и связанного с этим расширения торгового обмена, во-вторых, из-за снижения продуктивности старых золотоносных месторождений. Непрерывный спрос на золото со стороны правителей также должен был подтолкнуть представителей практической металлургии к реализации теории превращения элементов. Точнее, не к реализации (которая осуществилась только в эпоху ядерного синтеза), а к поискам возможности ее осуществить.

Большинство искателей философского камня к науке не имели никакого отношения. Это были дилетанты, слепо верившие, что его секрет действительно можно найти в древних писаниях. Церковь, однако, к идеям алхимиков уже не проявляла такого враждебного отношения, как в первые века нашей эры. В то время считалось, что многие персонажи Библии имели отношение к алхимическим опытам. К тому же некоторые церковники были не прочь истолковать отдельные места из Священного Писания в пользу алхимии. Средневековая алхимическая теория мало отличалась от когда-то предложенной Аристотелем. К открытым ртути и сере добавилось еще одно «начало» – соль. К химическим элементам причисляли и землю (то есть собственно почву). Как ни странно, но металлы (золото, серебро, железо и т. п.) считались не исходными элементами, а производными!

Так как в те времена каждый выдающийся ученый обладал всей суммой знаний своего времени, то нередко в истории алхимии встречаем имена известных философов и богословов. Знаменитые философы Средневековья Альберт Великий и Роджер Бэкон были также и знаменитейшими алхимиками своего времени. Арнольдо де Вилланова, выдающийся врач, умерший в 1314 году, издал более 20 алхимических трудов. Раймунд Луллий, о котором мы уже упоминали, известнейший алхимик XIII–XIV столетий (родился в 1235 году, умер в 1315-м, по другим источникам – не позднее 1333-го), был, как говорят, автором 500 сочинений, главным образом алхимического содержания. Его долгая жизнь, по свидетельству современников, была доказательством того, что он нашел-таки пресловутый эликсир бессмертия.

Луллий служил королю Эдуарду I, который царствовал до 1307 года. Король смог привлечь Луллия обещанием начать кампанию против неверных – турок. В результате Луллий заключил своего рода договор с английской короной: алхимик обязался изготовить 60 000 фунтов золота из ртути, олова и свинца, которое будет лучшего качества, чем золото из рудников. На это золото должны были быть снаряжены корабли и оплачены воины для священной войны против неверных.

В честь победы на море над французами в 1340 году английский король Эдуард III (царствовал с 1327 по 1377 год) повелел чеканить специальные золотые монеты, так называемые нобли. Монеты эти якобы были изготовлены из золота Раймунда Луллия, хотя известно, что Эдуард III собирал на это средства путем повышения налогов и наложения долговых обязательств, не стеснялся он конфисковывать золотые предметы из церквей и монастырей. Но все же золотых монет отчеканили очень много, особенно если учесть, что Англия в те времена практически не вела морской торговли и не обладала ни колониями, ни золотыми рудниками, а товары Ганзы обычно оплачивала оловом.

Оракулом алхимиков XV столетия (да и последующего времени!) является бенедиктинец Василий Валентин, который может считаться наиболее выдающимся алхимиком Средневековья и вообще последним ученым, посвятившим себя полностью алхимии.

Уже Парацельса нельзя причислить к типичным алхимикам, так как он ясно говорит, что истинная цель науки – не отыскивание способов делать золото, а приготовление лекарств.

Вообще далеко не все власть имущие относились к алхимическому искусству с безоглядным доверием, имел место и здоровый скептицизм. Например, когда алхимик и поэт Аугурелли преподнес папе Льву X поэму, в которой изложил как он утверждал, известные ему способы добывания алхимическим путем золота, то в награду получил пустой мешок – весьма необходимый, по мнению папы, предмет для того, кто владеет таким великим искусством…

С XVI века в среде алхимиков уже нет единства. И от ученых, еще не вполне расставшихся с несбыточными алхимическими мечтаниями, отделяется многочисленный класс авантюристов (по большей части странствующих), злоупотребляющих всеобщей верой в возможность делать золото и представляющих ложные доказательства своего искусства. Трансмутация, или превращение неблагородных металлов в золото, а в особенности ртути в золото, была наиболее эффектным фокусом, изобретенным еще на заре алхимии. Фокус может быть объяснен известным теперь любому школьнику фактом, суть которого заключается в почти мгновенном растворении золота в ртути без изменения характерного серебристого цвета последней. Из полученной таким образом амальгамы после испарения ртути получалось золото. Остальное было делом ловкости рук, психологической обработки зрителей, готовых к восприятию чуда, и… наглости.

При этом авантюрист подвергался страшному риску, ведь алхимика, уличенного в мошенничестве, ждала неминуемая и жуткая смерть. Порой алхимики использовали деревянные палочки с выдолбленными там скрытыми отверстиями, где прятали золотой порошок. Тайничок маскировался воском. Этой палочкой размешивали нагревающуюся ртуть. В процессе помешивания палочка полностью сгорала, следы мошенничества таким образом полностью заметались. В ртути же после этого содержалось нужное количество золота. Использовались также и тигли с двойным дном (золотой порошок скрывался в этом тайнике, а при высокой температуре он полностью растворялся в ртути), кузнечные мехи, которыми раздували огонь и через трубы которых в нужный момент в тигель вдувался золотой песок или порошок.

В общем, без хорошего знания химии хорошим алхимиком стать было нельзя!

Жертвою алхимических обманов были, главным образом, знать и владетельные князья. К тому же в XV, XVI и XVII столетиях многие коронованные особы сами рьяно занимались алхимией. Так, например, интересовался алхимией английский король Генрих VI, в правление которого благодаря стараниям целой шайки делателей золота страна была наводнена фальшивым золотом и фальшивой монетой. Металл, игравший в этом случае роль золота, был, по всей вероятности, медной амальгамой. Подобным образом в это же время действовал и Карл VII во Франции вместе с известным Жаком ле Кером. Даже женщины, как, например, императрица Варвара, вдова императора Сигизмунда, считались адептами алхимии. А чаще других жертвами обмана становились, пожалуй, правители небольших средневековых государств и княжеств Центральной Европы. Среди них – император Рудольф II, курфюрст Август Саксонский, курфюрст Бранденбургский… Нюрнбергский бург-граф Иоанн сам занимался алхимическими опытами в надежде получить вожделенный металл.

Император Рудольф II (1576–1612) был меценатом странствующих алхимиков, и его резиденция представляла центр алхимической науки того времени. После смерти императора осталось 84 центнера золота и 60 центнеров серебра в виде слитков. Таинственную жидкость, находившуюся там же, сочли изготовленной из философского камня. Рудольф II, который с 1576 года в качестве германского императора жил в Праге, славился как пылкий приверженец тайных наук. В те времена при его дворе пестрой чередой толпились астрологи, предсказатели, ясновидцы и алхимики. Поэтому для многих казалось несомненным, что оставшееся золото и серебро имеют алхимическое происхождение. Приближенные императора называли его германским Гермесом Трисмегистом.

Рудольф II нашел многочисленных последователей при немецких княжеских дворах. Одним из них был саксонский курфюрст Август Саксонский (правил с 1553 по 1586 год), который собственноручно проводил опыты с философским камнем и, как говорили, успешно. На него работал также профессиональный алхимик Шверцер. Да и супруга курфюрста Анна Датская также активно занималась алхимией. Август – в своей оборудованной им самим дрезденской лаборатории, которую народ называл не иначе как Золотым дворцом (Goldhaus), а Анна – в своей не менее роскошно обустроенной лаборатории на даче в Аннаберге. Курфюрст Август писал в 1577 году одному итальянскому алхимику: «Я уже настолько вошел в курс дела, что могу из восьми унций серебра сделать три унции полновесного золота».

Август оставил золота на 17 миллионов талеров, сумму по тем временам значительную. Весь мир считал, что курфюрст нашел рецепт превращения металлов. Узнать эту тайну весьма стремились его преемники, в том числе Август II, названный Сильным. Будучи курфюрстом Саксонии и королем Польши, в 1701 году Август II в известном государственном споре с прусским королем Фридрихом I отнял у того алхимика Иоганна Бетгера. Последний был пленником в Дрездене, а позже в крепости Кенигштейн. Он получил фарфор, который немецкие князья в то время ценили на вес золота. Назначенный директором фарфоровой мануфактуры в Мейсене, основанной в 1710 году, Бетгер остался, видимо, верен своим склонностям к алхимии. В дрезденской государственной коллекции фарфора и поныне хранится слиток чистого золота весом около 170 г, который Бетгер получил в 1713 году якобы путем алхимических манипуляций.

Каково же истинное происхождение золота Августа? Аптекарь и историк Иоганн Христиан Виглеб тоже задал себе такой вопрос. Точный ответ мы находим в его «Историко-критическом исследовании алхимии или воображаемого искусства изготовления золота», появившемся в 1777 году. Для опровержения легенды о золоте алхимиков Виглеб перерыл исторические источники и обнаружил, что золотому сокровищу саксонского курфюрста есть весьма прозаическое объяснение.

В XV и XVI веках разработка серебряных руд в саксонских рудоносных горах достигла расцвета. В рудниках в Шнееберге,

Фрайберге и Аннаберге добывали большие количества серебра. Десятая часть – так называемая десятина – должна была достаться властителю. Еще такое же количество курфюрст получал с монетного двора за предоставленную привилегию чеканки монет. Доказано, что за 1471–1550 годы саксонские курфюрсты получили только из шнеебергских серебряных рудников более 4 млрд талеров.

В период правления курфюрста Августа серебра в рудоносных горах не стало меньше. Поэтому, по мнению Виглеба, «уже не является загадкой, как Август после многолетнего правления и столь же длительной эксплуатации рудников… смог оставить 17 млн талеров… Можно удивляться, что он не оставил больше».

Шнеебергский пираргирит содержал и немалое количество золота, которое тоже извлекали. Шверцер, милостью курфюрста назначенный придворным алхимиком, имел особое пристрастие к этой серебряной руде и «трансмутировал» ее до тех пор, пока в плавильном тигле не начинало сверкать золото.

Судьба незадачливых алхимиков, искавших для своих занятий богатых покровителей, была, как правило, печальной. Герцог Вюртембергский, потратив безрезультатно на алхимика Генадера 60 тыс. ливров, повесил его на позолоченной виселице. Так же поступил со своим алхимиком маркграф Байрейтский, да еще приказал прибить к виселице дощечку с надписью: «Когда-то я умел делать ртуть более постоянной, а теперь меня самого сделали более постоянным». В 1709 году угодил на виселицу неаполитанец Каэтано, называвший себя графом Руджиеро.

Впрочем, не все великие мира сего были так доверчивы, хотя, конечно, не меньше других жаждали золота. Иной правитель не спешил раскошеливаться в ответ на жаркие уверения алхимика, что тот сумеет озолотить своего благодетеля, а сразу напрямик спрашивал: умеешь ли делать фальшивую монету? Иногда правителя это тоже устраивало.

Вокруг алхимии вообще развелось множество мошенников. Напуская астрологического, мистического и религиозного тумана, они активно пытались получить свой кусок пирога. Бесплодные попытки алхимиков превратить неблагородные металлы в золото и серебро, откровенное мошенничество разного рода авантюристов и шарлатанов привели в конце концов к тому, что это занятие уже в Средние века воспринималось как искусство, основанное на обмане. «Пусть не останется здесь мною позабыт обман мошенника, алхимией прикрыт», – писал Себастьян Бранд в своем знаменитом сатирическом сочинении «Корабль дураков». Французский ученый Николя Лемери в 1675 году отозвался об алхимии так: «Алхимия – это искусство без искусства, которое в начале лжет, в середине работает и кончает нищетой». А Бернар Перно, один из тех несчастных, кто искренне поверил в идею и, потратив на нее состояние, стал нищим, с мрачным остроумием советовал: «Тот, кто желает кому-нибудь гибели, но не может осмелиться открыто напасть на своего врага, должен побудить его заняться изготовлением золота».

При нынешнем состоянии химии, когда металлы рассматриваются как элементы, т. е. как химически простые вещества, получить золото возможно только из соединений, содержащих золото. Если бы даже и оказалось, что металлы можно разложить, то и в таком случае с уверенностью можно сказать, что пути для этого должны быть совершенно отличны от тех, которым следовали алхимики. До сих пор еще ни разу не удалось получить золото из неблагородных металлов, хотя в это твердо верили в Средние века. Но как бы ни была химерна преследуемая алхимиками цель, своими опытами, они принесли существенную пользу химии: алхимики положили начало этой науке.

В целом, алхимия изначально - общее название существующих в различных культурах систем трансформации физических предметов (в первую очередь металлов) или человеческого организма.

Обращаясь к теме алхимии, мы то и дело поднимаем со дна истории килограммы ила мифов и легенд. Не наша в том вина, что это самое дно покрыто такие слоем исторического незнания – проблема уходит глубоко в прошлое и затрагивает как и средневековый мистицизм, так и загадки нового времени. Давайте попробуем разобраться, что такое алхимия, чего добивались представители ушедшей профессии и какие последствиях этой псевдонауки оказали влияние на развитие технологий современного мира.
Само название «алхимия» таит в себе множество загадок. Известно латинское слово alchimia, alchymia, от араб. خيمياء‎‎ al-kîmîa, предположительно от египетского «kēme» - черный. К слову, от этого же слово пошло греческое название Египта - «черная земля». Так же, есть вариант происхождения слова от древне-греческого χυμος - «сок», «эссенция», «влага», «вкус», и слова χυμα - «сплав (металлов)», «литье», «поток». Так же туда примешалось слово χυμευσις - «смешивание», и мифологическое животное – Химера – Χιμαιρα.

История краеугольного камня

История становления алхимии уходит в античность, и представляет собой форму ритуального герметического искусства. В большой степени алхимия базируется на учении о 4 первоэлементах Аристотеля. Основными объектами изучения александрийской химии (термин «алхимия» появится позже у арабов) являлись металлы. В александрийский период сформировалась традиционная металлопланетная символика алхимии, в которой каждому из семи известных тогда металлов сопоставлялась соответствующая планета или звезда:
серебро - Луна,
ртуть - Меркурий,
медь - Венера,
золото - Солнце,
железо - Марс,
олово - Юпитер,
свинец - Сатурн.
Как мы видим, действительно, все известные металлы прировняли к планетам и звездам (то есть, богам, по своей сути). Впрочем, если Вы когда-нибудь видели работу ювелира или плавильщика – Вам бы стал понятен интерес алхимиков именно к металлам. Когда твердое как камень вещество превращается в нечто жидкое и подвижное… Одним словом – это завораживает.
После падения Римской империи центр алхимических исследований перемещается на Арабский Восток, и арабские учёные становятся главными исследователями и хранителями античных трудов.
Большой вклад в развитие алхимии внес арабский ученый Джабир ибн Хайян. Он развил теорию Аристотеля о первоначальных свойствах веществ (тепле, холоде, сухости, влажности), добавив ещё два: свойство горючести и «металличности». Он предположил, что внутреннюю сущность каждого металла всегда раскрывают два из шести свойств. Например, свинец - холодный и сухой, золото - теплое и влажное. Горючесть он ассоциировал с серой, а «металличность» с ртутью, «идеальным металлом».
Согласно учению Джабира, сухие испарения, конденсируясь в земле, дают серу, мокрые - ртуть. Сера и ртуть, соединясь затем в различных отношениях, и образуют семь металлов: железо, олово, свинец, медь, ртуть, серебро и золото. Золото как совершенный металл образуется, только если вполне чистые сера и ртуть взяты в наиболее благоприятных соотношениях. Таким образом, он заложил основы ртутно-серной теории. Эти принципы объясняли все характерные физические свойства металлов (ковкость, горючесть и пр.) и обосновывали возможность трансмутации.
Джабир ибн Хайян также ввел представление о философском камне, как о некой субстанции, которая может изменить соотношение ртути и серы в любом металле и превратить его в золото и одновременно исцелять все болезни и давать бессмертие, а также о гомункуле, развил учение о нумерологии, связав арабские буквы с названиями веществ.
Другой арабский учёный Ар-Рази в конце IX века усовершенствовал теорию о первоначальных элементах, добавив ещё одно свойство металлов, «принцип твёрдости», которую он ассоциировал с солью.
Но, нам всем больше известны алхимики их средневековой Европы – эдакие прародители сумасшедших ученых и «Франкенштейнов» местного пошиба.
Люди, знакомые с различными мистическими трудами, несомненно знают имя Альберта Великого, которого считают отцом Европейской Алхимии. Его рукой были написаны такие книги как «Пять книг о металлах и минералах» и «Малый алхимический свод».
Но, заслуга Альберта Великого была не столько в написании трудов и воспитании своего ученика Фомы Аквинского, сколько в продвижении теории о том, что греческая и арабская наука совместима с христианской доктриной. Можно говорить об успехе его теории, так как первым европейским алхимиком считается монах-францисканец Роджер Бэкон (1214-1294). Кстати, как ни странно, но Роджера Бекона очень часто путали с другим англичанином – Френсисом Беконом. И даже после нескольких серьезных исторических трудов, целью которых являлось разграничение этих двух личностей, до сих пор можно услышать, что Френсис Бекон был философом и алхимиком. Так или иначе, из-под пера Роджера Бекона вышли знаменитые трактаты «Зеркало алхимии» и «О тайнах природы и искусства и о ничтожестве магии». Название последнего произведения говорит о весьма напряженных отношениях, казалось бы, похожих дисциплин алхимии и магии. Утверждение, что алхимики и «уличные клоуны», как они называли различных магов и мистиков своего времени были не в ладах между собой, звучит довольно забавно, учитывая тот факт, что в 14 веке алхимиков, обвиненных в колдовстве, сжигали на кострах. Но, каким бы боком к нам не поворачивалась история, факт остается фактом: алхимики считали всех мистиков, колдунов и ведьм ничтожными фокусниками и шарлатанами.
Но, вернемся к фактам. Рождер Бекон провел множество эксперементов с селитрой, результатами которых стала формула черного пороха (как мы знаем, черный порох состоит из селитры, серы и черного угля).
В XIV-XVI вв. алхимия все теснее связывала свои цели с задачами практической металлургии, горного дела, медицины.
Наиболее значительный вклад в этот период совершил Парацельс. Он отказался от некоторых оккультных черт алхимии и сосредоточился на проведении физических и химических экспериментов, а также изучении свойств человеческого тела. Парацельс впервые начал использовать химические вещества и минералы в медицине.
В то же время возможность получения золота способствовала росту числа шарлатанов и мошенников, стремившихся завладеть бесценными сокровищами. Кроме того многие алхимики (настоящие или мнимые) стали пользоваться поддержкой властей. Так, многие короли содержали (Генрих VI (король Англии), Карл VII (король Франции)) придворных алхимиков, ожидая от них рецепта получения золота.
Император Рудольф II был покровителем странствующих алхимиков, и его резиденция представляла центр алхимической науки того времени. Императора называли германским Гермесом Трисмегистом. Курфюрст Август Саксонский и его супруга Анна Датская лично проводили опыты: первый - в своем дрезденском «Золотом дворце», а его супруга - в роскошно устроенной лаборатории на своей даче «Фазаний сад». Дрезден долго оставался столицей государей, покровительствующих алхимии, особенно в то время, когда соперничество за польскую корону требовало значительных денежных расходов. При саксонском дворе алхимик Иоганн Бёттгер, не сумевший сделать золото, первым в Европе изготовил фарфоровые изделия.
Упадок алхимии начинается с XVI в., несмотря на то, что и в XVII и в XVIII в. некоторые учёные оставались приверженцами алхимических идей.
Принципы и идеи алхимиков
Но, не так любопытна история алхимии, как ее идеи и принципы. Ведь именно идея «Философского камня» будоражит умы стран Азии, Европы и Африки вот уже более тысячи лет.
Целью алхимиков во всех культурах является осуществление качественных изменений внутри одушевлённого или неодушевлённого предмета, его «перерождение» и переход «на новый уровень».
Алхимию, занимающуюся получением золота, составлением препаратов и снадобий, «пилюль бессмертия», изучением глубинной (оккультной) сущности веществ и химических реакций называют внешней алхимией.
Трансмутацией духа, достижением абсолютного здоровья или даже бессмертия при помощи определенных упражнений - внутренней алхимией.
В рамках внутренней алхимии человек или его отдельные материальные и нематериальны компоненты (сознание, тело, дух, душа, отдельные энергии и т.п.) рассматриваются как субстанции, обладающие определёнными химическими и физическими свойствами, с которыми можно производить операции, описываемые на языке химических превращений. Параллельно основной - химической - метафоре часто развиваются другие символический ряд; особенно богата в этом отношении европейская алхимия. Так например, философский камень именовался как «красный лев», «великий эликсир», «философское яйцо», «красная тинктура», «панацея», «жизненный эликсир» и пр.
Все без исключения алхимические учения отличаются таинственностью и секретностью, что часто давало повод к их превратному пониманию. Однако Магические обряды, ритуальные действия, заклинания рассматривались как способ влияния на природные и божественные силы, которые могли помочь в осуществлении мистического творения, то есть превращения одного вещества в другое (трансмутация, тетрасомата и пр.).
Превращения обоснованы наличием первоматерии, первоначальных элементов: четырёх в западной традиции (огня, воды, земли и воздуха) и пяти в восточной (огня, воды, земли, воздуха и дерева).
В европейской алхимии между первоматерией и отдельными порождёнными ею материальными телами лежат два промежуточных «звена».
Первое звено - это всеобщие качественные принципы мужского (сера) и женского (ртуть) начал. В XV веке к ним добавили ещё третье начало - «соль» (движение).
Второе звено - это состояния, качества, свойства первоэлементов: земля (твёрдое состояние тела), огонь (лучистое состояние), вода (жидкое состояние), воздух (газообразное состояние), квинтэссенция (эфирное состояние).
В результате взаимодействия качественных принципов (начал) и состояний первоэлементов можно осуществлять любые трансмутации веществ.
Во всех алхимических традициях исключительную роль играет ртуть и её сульфид - киноварь (HgS), которые порой даже дают название всей алхимической системе, как, например, «расаяна» (один из смыслов - «колесница ртути», «учение ртути») - индийская алхимическая традиция, «дань (цинь)» («(искусство) киновари») - название даосской алхимии. В европейской алхимии слово, обозначающее ртуть, совпадает с именем покровителя алхимии - Меркурия (бога и планеты) и её легендарного основателя (Гермеса Трисмегиста).
Кроме того, используются сера, 6 традиционных металлов (свинец, железо, медь, олово, серебро, золото), соединения мышьяка (прежде всего аурипигмент и реальгар), сурьма, селитры, щелочи и некоторые другие неорганические соединения и органические соединения. В китайской, индийской и тибетской алхимии также драгоценные камни и травы.
Во всех алхимических системах важное значение имеют идеи:
очистки и концентрации участвующих в работе веществ или вещества путём прокаливания, переплавки, амальгамирования, дистилляции;
священного брака, соития мужского и женского принципов, соединения противоположностей.
Последняя в европейской алхимии имеет форму «химической свадьбы», «королевского брака», соития брата и сестры, Солнца и Луны, Гермафродита и Салмакиды, самца и самки разных животных и т. д., в индийской - союза Шивы и Шакти, в китайской - соединения дракона и тигра или встречи Пастуха и Ткачихи (Небесной Девы).
Для александрийской, арабской и европейской алхимических традиций крайне важную роль играет также идея смерти (обычно в форме убийства) и воскресения (воскрешения).
Алхимики алчны или честолюбивы?
Как мы видим, теории трансмутации, фильтрации и дистиляции различных веществ была крайне важны для исследователей того времени.
Но, когда мы говорим слово «Алхимик» мы сразу делим их на «алчных» и «честолюбивых». То есть на тех, кто хочет получить философский камень, что бы добывать золото и тех, кто хочет завладеть им ради бессмертия. На самом деле, это большая ошибка, так как ни один алхимик не гонялся за краеугольным камнем ради золота. Трансмутация была лишь знаком того, что эксперимент удался, и что теперь можно готовить эликсир совершенного здоровья (а не бессмертия, как многие думают). Но, это вовсе не значит, что ученые не пользовались этим свойством, разумеется, если допустить, что философским камень был создан. Например, небезызвестный алхимик Николя Фламель неожиданно для всех разбогател и купил несколько престижных домов в Париже. Откуда у него взялось столько финансов, несомненно, загадка. Еще один миф состоит в том, что философский камень это такой полупрозрачный красноватый камень, прям точно такой же как достал из кармана Дениел Редклиф в известном фильме. Могу разочаровать всех поклонников творчества Джоан Роулинг – в большинстве случаем краеугольный камень описывается как «желтоватый порошок без запаха», который, к тому же, обычно заворачивали в теплый воск, что бы он лучше растворялся в металлах.
Что же дал современный науке феномен алхимии?
Ну, прежде всего, конечно, накопленные естествонаучные знания. Именно они позволили сформироваться таким наукам как медицина, химия и физика. Можно сказать более, почти вся алхимическая аппаратура до сих пор не терпит существенных изменений. В современных лабораториях можно встретить реторты, перегонные кубы, колбы и охладители. Почти все это было изобретено за полторы тысячи лет существования алхимии. Еще одним любопытным отголоском этой псевдонауки стало исследование Карла Юнга в начале 20 века.
Он предположил, что алхимическая философия представляла собой «протопсихологию», нацеленную на достижение индивидом индивидуации или попытку духовного развития, которая достигается, в частности, в результате Великого Делания . Уробороса Юнг считал символом бессмертия и одним из основных алхимических архетипов. Поиск философского камня был стремлением научиться обращаться со смертью, а процесс его изготовления Юнг сравнивал с этапами становления личности.
Следует отметить, что Юнг не был пионером в рассмотрении алхимии в свете психоанализа. Первым такой подход предложил Итан Аллен Хичкок ещё в XIX в. Затем, Херберт Зильберер, ученик Зигмунда Фрейда, рассмотрел поздний алхимический трактат «Парабола» в связи с «Эдиповым комплексом». Однако именно подход Юнга, с учением о коллективном бессознательном, достиг наибольшей популярности и обрёл последователей.
Алхимия также «вместила в себя» идеи гностицизма, которые формально до начала Эпохи Возрождения находились в забвении. Теория Юнга была поддержана другими исследователями, например Стефаном А. Хёллером, Вальтером Пагелем, Марией-Луизой фон Франц и др.

Алхимия своими корнями уходит глубоко в неясное и мистическое прошлое Древнего Египта. Легендарный философский камень, обладающий поистине волшебными способностями, занимал умы всех ученых древности. И сегодня философский камень заставляет ученых биться над разгадкой своей тайны.

Не всем известностно, что само слово «химия» египетского происхождения. Давным-давно Египет называли никак иначе, как Кеми, что в переводе означает Черная Земля. И это название было справедливым, ведь Египет, по сравнению со своими соседями, был довольно плодородной землей. Также в древности Египет был всемирным центром наук. Так, в Александрии, за много сотен лет до нашей эры уже существовала своя Академия наук, в которой преподавание химии занимало особый характер. Специально для этого предмета даже был построен храм Сераписа. Серапис у древних египтян был местом поклонения жизни, смерти и высшей мудрости. Но остается неясным происхождение слова «алхимия». По некоторым версиям это слово было придумано арабами, которые, возможно, переняли древние знания египтян во время одного из своих набегов. Они просто добавили к слову «химия» арабскую приставку «ал».

Миссия алхимиков
Одним из первых эту науку упоминает некий Юлий Фирмик. Главной задачей подавляющего большинства алхимиков было получение путем экспериментов философского камня. Камень не был бы философским, и его поиском не занимались бы умы древности, если бы не греческое представление о «первоэлементах» - по этим представлениям существовала возможность превращать «неблагородные металлы» в «благородные». Разные имена давали этому камню: его звали красной тинктурой, панацеей, жизненным эликсиром, красным львом или философским яйцом. Кроме способности обогащать своего владельца, сей камень также мог сделать человека бессмертным - существовало поверье, что он может постоянно исцелять своего владельца.

Кроме философского камня существовал также миф о «белом льве» или, как его еще называют, «белой тинктуре», который имел способность превращать металлы в серебро. Всего же существовало три школы алхимии: греко-египетская, западноевропейская и арабская школа.

Выдающиеся алхимики древности
В списке величайших алхимиков по праву занимает место Альберт Великий. Он родился в 1193 году нашей эры. Альберт получил уникальную возможность заниматься своим любимым делом - алхимией - в монастырской тишине, после того как получил место в Ордене доминиканцев. Затем Альберт начинает свою преподавательскую деятельность в Париже. Его популярность среди студентов была настолько высока, что улица, на которой выступал Альберт, впоследствии была названа в его честь. Сохранилось всего около 5 трудов этого ученого. Ему принадлежит «Свод правил», который наставляет алхимиков держать в секрете свои эксперименты.

Такой же известностью обладал монах Роджер Бэкон. Он состоял в Ордене францисканов. Англичанин по происхождению, он посвятил все свое время занятиям алхимией. Но впоследствии его посадили на долгий срок за отказ разглашать тайну секретного рецепта философского камня, хотя сам алхимик не обладал таким рецептом.

Известнейший алхимик и врач по совместительству был Парацельс. Он считал философский камень вымыслом, однако все знания алхимиков он успешно применял в своей медицинской практике. Его устам принадлежит высказывание, что мистические науки способны помочь врачу больше, нежели медицинские сочинения.