Назначением искусственных дорожных неровностей является обеспечение принудительного снижения скорости проезжающего автотранспорта. Сегодня встретить ИДН можно не только на дорогах вблизи общественных зон отдыха, а также школ, больниц и мед.учреждений, но также во дворах, на парковках, в пригородных коттеджных поселках и т.д.

Прежде чем приступать к монтажу ИДН, следует узнать каким образом лежачие полицейские должны быть установлены, а также где их можно и нельзя устанавливать. Об этом мы и поговорим в данной статье.

Укладывать искусственные дорожные неровности рекомендуется по всей ширине дороги таким образом, чтобы расстояние от крайнего модуля до тротуара было не больше 0,2 метра. Следует расположить лежачего полицейского строго перпендикулярно дорожному полотну. Если не выполнить этих элементарных требований, то автомобилисты будут наезжать на ИДН только одним колесом, а другим беспрепятственно продолжать двигаться по дороге. Это негативно скажется на эффективности использования лежачего полицейского, то есть водители не будут снижать скорость движения должным образом. Кроме этого, такое расположение ИДН приведет к неравномерной нагрузки, что значительно снизит срок ее службы, приведет к преждевременному износу и повысит риск поломок.

При установке искусственных неровностей не стоит забывать о естественном водостоке. Чтобы не препятствовать ему, не следует устанавливать модули вплотную к бордюру. Это нужно также и для того, чтобы упростить уборку с улицы мусора и пыли.

Современные лежачие полицейские REPLAST выполнены из качественного материала и являются сборными, это означает, что вы без труда сможете установить ИДН необходимой длины.

В каких местах можно устанавливать искусственные дорожные неровности?

  • Дороги общего пользования. При этом существуют определенные ограничения на монтаж, которые будут указаны ниже.
  • На внутренних территориях, а также на частных или производственных участках.
  • Во дворах жилых домов.
  • Возле образовательных учреждений (школы, детские сады), а также перед больницами и другими общественными учреждениями.
  • Неподалеку от мест проведения массовых общественных мероприятий.
  • На участках дороги с повышенной аварийностью.

В каких местах запрещено устанавливать искусственные неровности?

  • На дорогах общественного пользования с более чем 3-мя полосами движения.
  • Возле остановок общественного городского транспорта.
  • Нельзя оснащать ИДН тоннели, а также на мосты и переезды.
  • На расстоянии ближе 100 м. до железнодорожного переезда.
  • На скоростных магистралях.

Установленными правилами и нормами также запрещается монтаж лежачих полицейских на участках дороги при подъезде к зданиям и парковочным зонам экстренных служб: пожарная, скорая помощь и др.

Нужно ли получать разрешение на установку ИДН?

  • Необходимость получения разрешения зависит от ситуации. Если вам нужно установить ИДН на внутренней территории, на частном участке, в коттеджном поселке или на парковке, то никаких разрешений не требуется.
  • Если же вы считаете, что для безопасности дорожного движения и удобства пешеходов необходимо установить ИДН на дороге общего пользования, то придется собрать предусмотренные законодательством документы и заручиться согласием ГИБДД, а также муниципальных органов власти.

В то время как дороги и без того сложно назвать ровными, уже не первый год практикуется установка ИДН (лежачих полицейских) , которые монтируются с целью обеспечения безопасности всех участников дорожного движения от пешеходов до легковых автомобилей. Установить лежачего полицейского (именно так в народе прозвали ИДН) сегодня может любой добропорядочный гражданин. Однако зачастую инициатива наказуема. Тем более если не знать тонкости того или иного вопроса. С первого января 2008 года были введены определенные стандарты, касающиеся ИДН.
Представим общие выводы, которые можно сделать на основании лежачий полицейский ГОСТ Р 52605-2006 «Технические средства организации дорожного движения. Искусственные неровности. Общие технические требования. Правила применения». Наша компания ООО " " предостовляет услуги по доставке и установки ИДН. Согласно всем требованиям и нормам!

Наименование услуги Ед. изм. Цена, руб.
Установка ИДН 500 (средний элемент) Шт 600
Установка ИДН 500 (концевой элемент) Шт 400
Установка ИДН 900 (средний элемент) Шт 1200
Установка ИДН 900 (концевой элемент) Шт 400
Выезд рабочей бригады за выезд 2000
Цены указаны с учётом НДС

При установке и монтаже ИДН необходимо помнить о безопасности ее эксплуатации. Высота данного оборудования не должна превышать 7 сантиметров, а ширина занимать всю проезжую часть. Допустимый отступ от тротуара – не более 20 сантиметров. Участки дорог, где установлены ИДН следует обеспечить соответствующей разметкой и дорожными знакам.
Перед ИДН на ближней границе устанавливают дорожные знаки 1.17 "Искусственная неровность" и 5.20 "Искусственная неровность".
Предупреждение водителей о нескольких последовательно расположенных искусственных неровностях обеспечивается применением таблички 8.2.1 "Зона действия", установленной совместно с предупреждающим дорожным знаком 1.17 "Искусственная неровность".
Если на участке дороги выбраны размеры ИДН для максимально допустимой скорости движения, отличающейся от скорости движения на предшествующем участке дороги на 20 км/ч и более, применяют ступенчатое ограничение скорости с последовательной установкой знаков 3.24 "Ограничение максимальной скорости" в соответствии с требованиями ГОСТ Р 52289.
Также должна быть предусмотрена возможность искусственного ночного освещения, а для сборно-разборных ИДН обязательно использование светоотражающего и светящегося в темноте покрытия.

Правила применения искусственных неровностей и установка ИДН

1 ИН устраивают на дорогах с асфальтобетонными и цементобетонными покрытиями на участках с искусственным освещением.

2 ИН устраивают на основе анализа причин аварийности на конкретных участках дорог с учетом состава и интенсивности движения и дорожных условий

ИН устраивают:

Перед детскими и юношескими учебно-воспитательными учреждениями, детскими площадками, местами массового отдыха, стадионами, вокзалами, магазинами и другими объектами массовой концентрации пешеходов, на транспортно-пешеходных и пешеходно-транспортных магистральных улицах районного значения, на дорогах и улицах местного значения, на парковых дорогах и проездах [СНиП 2.001-89];

Перед опасными участками дорог, на которых введено ограничение скорости движения до 40 км/ч и менее, установленное дорожным знаком 3.24 «Ограничение максимальной скорости» или 5.3.1 «Зона с ограничением максимальной скорости»;

Перед въездом на территорию, обозначенную знаком 5.21 «Жилая зона»;

Перед нерегулируемыми перекрестками с необеспеченной видимостью транспортных средств, приближающихся по пересекаемой дороге, на расстоянии от 30 до 50 м до дорожного знака 2.5 «Движение без остановки запрещено»;

От 10 до 15 м до начала участков дорог, являющихся участками концентрации дорожно-транспортных происшествий;

От 10 до 15 м до наземных нерегулируемых пешеходных переходов у детских и юношеских учебно-воспитательных учреждений, детских площадок, мест массового отдыха, стадионов, вокзалов, крупных магазинов, станций метрополитена;

С чередованием через 50 м друг от друга в зоне действия дорожного знака 1.23 «Дети».

3 Не допускается устраивать ИН в следующих случаях:

На дорогах федерального значения;

На дорогах регионального значения с числом полос движения 4 и более (кроме участков, проходящих по территории городов и населенных пунктов с числом жителей более 1000 человек);

На остановочных площадках общественного транспорта или соседних с ними полосах движения и отгонах уширений проезжей части;

На мостах, путепроводах, эстакадах, в транспортных тоннелях и проездах под мостами;

На расстоянии менее 100 м от железнодорожных переездов;

На магистральных дорогах скоростного движения в городах и магистральных улицах общегородского значения непрерывного движения [СНиП 2.05.02-85];

На подъездах к больницам, станциям скорой медицинской помощи, пожарным станциям, автобусным и троллейбусным паркам, гаражам и площадкам для стоянки автомобилей аварийных служб и другим объектам сосредоточения специальных транспортных средств;

Над смотровыми колодцами подземных коммуникаций.

4 Допускается совмещение ИН монолитной конструкции трапециевидного профиля с наземными нерегулируемыми пешеходными переходами вблизи детских и юношеских учебно-воспитательных учреждений, детских площадок на улицах местного значения в жилых кварталах городов с обеспечением прохода пешеходов по центральной горизонтальной площадке ИН шириной не менее 4 м при условии ограничения движения пешеходов по наклонному участку возвышающегося пешеходного перехода с помощью ограждений.

5 Уменьшение высоты монолитной искусственной неровности до нуля к лотку, расположенному вдоль бордюрного камня, принимают с уклоном 1:на приподнятых пешеходных переходах и 1:4 - в остальных случаях.

Допускается обеспечивать отвод воды у монолитной ИН без уменьшения ее высоты при наличии дождеприемных колодцев, сооружаемых у ИН с каждой стороны улицы (при продольном уклоне лотка менее 5 %о) или с одной (верховой) стороны улицы (при продольном уклоне лотка 3 %о и более).

ИН устраивают на участках дорог с обеспеченным нормативным расстоянием видимости поверхности дороги в соответствии с ГОСТ Р 52399 с максимальным приближением к имеющимся мачтам искусственного освещения, а в необходимых случаях и с установкой около ИН новых опор наружного освещения. Уровень освещенности проезжей части на таких участках должен быть не менее 10 лк.

8 Протяженность участка дороги с принудительным ограничением максимально допустимой скорости движения не должна превышать значений, указанных в таблице 1, а общее число ИН на таком участке дороги не должно быть более пяти.

Таблица 1

Оборудование техническими средствами организации дорожного движения участков дорог с искусственными неровностями

1 Участки дорог, на которых устроены ИН, следует оборудовать дорожными знаками и дорожной разметкой в соответствии с ГОСТ Р 52289, ГОСТ Р 52290 и ГОСТ Р 5125

2 Перед ИН на ближней границе ее или разметки устанавливают дорожные знаки 1.1 «Искусственная неровность» и 5.20 «Искусственная неровность».

3 Предупреждение водителей о нескольких последовательно расположенных искусственных неровностях обеспечивается применением таблички 8.2.1 «Зона действия», установленной совместно с предупреждающим дорожным знаком 1.1«Искусственная неровность».

4 Если на участке дороги выбраны размеры ИН для максимально допустимой скорости движения, отличающейся от скорости движения на предшествующем участке дороги на 20 км/ч и более, применяют ступенчатое ограничение скорости с последовательной установкой знаков 3.24 «Ограничение максимальной скорости» в соответствии с требованиями ГОСТ Р 52289.

5 В случае применения различных конструкций ИН линии разметки на дорожное покрытие и на бордюрный камень наносят в соответствии с рисунком 1.

При необходимости устройства возвышающегося наземного пешеходного перехода, совмещенного с ИН, нанесение линии разметки наносят в соответствии с рисунком 2.

а - монолитная конструкция

б - сборно-разборная конструкция

Рисунок 1 - Пример нанесения разметки 1.25 и 2.7 при устройстве ИН

Рисунок 2 - Пример нанесения разметки 1.25 и 2.7 в случае возвышающегося пешеходного перехода, совмещенного с ИН

Калькулятор ИДН (лежачего полицейского)

Статья об искусственных дорожных неровностях - где и зачем они нужны, правила и методы установки. В конце статьи - интересное видео о том, как безопасно проезжать «лежачие полицейские».

Содержание статьи:

На опасных и аварийных участках дорог для снижения скорости движения используются искусственные дорожные неровности (в дальнейшем ИДН или ИН). Чаще их называют «лежачими полицейскими». Самостоятельно ИДН устанавливать нельзя, но можно обратиться с такой просьбой в ГИБДД или местную администрацию. Нужно написать заявление и указать ваши доводы в необходимости размещения такого объекта. Все требования рассмотрят и выберут из них самые важные и первостепенные.

Лучшее средство от нарушителей


ИН действенное оружие от лихачей. Если знаки и разметку нарушители могут не соблюдать, то проигнорировать внушительную неровность невозможно. Первая же попытка «пролететь» не тормозя, заставит выучить правила дорожного движения на всю жизнь. Тряхнет так, что мало не покажется, а, может, и вовсе закончится дорогостоящим ремонтом автомобиля.

Даже если вы не нарушаете скоростной режим, при частом неправильном проезде по ИН можно повредить подвеску машины или рулевое управление. Заключается это в том, что многие автолюбители выжимают педаль тормоза, проезжая препятствие. Тем самым в момент столкновения колес и неровности максимально усиливается давление, что может привести к поломке. Правильно проезжать «лежачего полицейского» нужно накатом или на легком газу. Тормозить необходимо заранее, до препятствия, а потом отпустить педаль и дать машине самой прокатиться по «волне».

Где нужна установка ИН


Существуют места, принятые ГОСТом, где «лежачие полицейские» размещаются в первую очередь:
  • Перед такими учебными заведениями, как школы, университеты, колледжи. В непосредственной близости от детских садиков и игровых площадок. На территориях скопления людей, больших торговых центров и супермаркетов. У стадионов, вокзалов, на оживленных площадях и в парках;
  • На сложных и аварийных участках дорог и трасс, где максимальная скорость не может превышать 40 км/ч и меньше. Не редко такие отрезки пути имеют богатую историю ДТП, отчего и выделяются знаками и ИН;
  • Перед дворовой территорией, которая обозначена знаком «Жилая зона». Внутри двора установить «лежачих полицейских» можно с помощью управляющей компании, желания квартирантов и разрешения ГИБДД. Этот вопрос очень актуален в «проездных» дворах, где интенсивное движение представляет опасность;
  • При приближении к сложным, нерегулируемым перекресткам, где бывают серьезные ДТП. Возможно, в этой ситуации после ИН будет стоять знак «Движение без остановки запрещено»;
  • Перед оживленными пешеходными переходами;
  • На территории скопления детских кружков, секций и лагерей.

Где запрещено размещать ИН


В некоторых ситуациях установка неровности может вызвать сильные неудобства, а то и спровоцировать несчастный случай. Вот места, где не может быть искусственных препятствий:
  • Федеральные трассы;
  • Региональные многополосные (от 4-х и больше) дороги. В то же время, на участках, которые проходят по населенным пунктам, установка ИН разрешена;
  • Магистрали;
  • Автобусные остановки и рядом расположенные полосы;
  • Маршруты троллейбусов;
  • Мосты, зона под ними, тоннели, путепроводы, эстакады;
  • Территория в радиусе ста метров у железнодорожного переезда;
  • Любые пути к больницам и пунктам первой скорой помощи, пожарным станциям, газовым службам и другим участкам расположения бригад экстренного реагирования;
  • Места нахождения подземных коммуникаций с выходящими на поверхность смотровыми колодцами.

Основные положения при установке «Лежачего полицейского»

  • ИН следует устанавливать на дорогах, для принудительного торможения;
  • По виду конструкции дорожные неровности делятся на монолитные (из асфальтобетона) и сборно-разборные;
  • ИН стоит располагать во всю ширину проезжей части, чтоб не допустить вероятность ее объезда. Возможны незначительные отклонения, но только на 20 см с обеих сторон;
  • Необходимо наличие рабочего водоотвода в предполагаемой зоне возведения ИН;
  • Перед ИДН обязательно присутствие знаков дорожного движения, предупреждающих о препятствии, и приметной издалека разметки;

Правила установки монолитных ИДН

  1. Конструкции производятся только из асфальтобетона. По поперечному срезу они могут быть волнообразными и трапециевидными.
  2. Вид продольного профиля зависит от наличия или отсутствия дождеприемных колодцев на спуске у ИН. Если водостока нет, края профиля обрезаются около бордюрного камня. Делается это для того, чтобы вода не застаивалась и стекала вдоль дороги.
  3. Длина «лежачего полицейского» зависит от разрешенной скорости на этом участке, а вот максимальная высота всегда одинакова. Она не может превышать 0,07 метра.
  4. Установка асфальтобетонной неровности возможна только в местах, где есть хорошее освещение.

Правила установки разборных «лежачих полицейских»

Такая конструкция состоит из нескольких одинаковых основных и краевых деталей.

  1. Элементы собираются из одной или пары пластин, соединяющихся вместе посредством выточенных пазов. В них должны находиться специальные отверстия для надежного крепления болтами к дорожному полотну.
  2. Конструкции надлежит легко монтироваться и демонтироваться. Отдельные ее части обязаны без труда меняться, при необходимости.
  3. Максимальная высота элементов колеблется от 5 до 6 сантиметров, а длина ИН рассчитывается от предельно разрешенной скорости.
  4. Состав ИДН должен быть прочным, но эластичным. Необходим высокий коэффициент сцепления с поверхностью.
  5. Обязательно нанесение светоотражающих элементов по ходу движения транспорта для гарантии видимости ИН в ночное время суток.
  6. При отсутствии некоторых частей или выступании деталей монтажа эксплуатация ИН опасна для водителей и недопустима. Это может привести к повреждениям автомобильных шин.
  7. Осуществляя демонтаж ИН, следует убрать все крепежи, заделать отверстия в дороге и ликвидировать знаки дорожного движения и разметку.

Как устанавливают ИДН


В ситуации с бетонными ограничителями тонкостей укладки не так много:
  • Асфальт, на котором будет неровность, моется и чистится от пыли, грязи и луж. Иногда срезается его верхний слой для лучшего сцепления с раствором;
  • В некоторых случаях дорожники пользуются формой для заливки бетона, но чаще создают «лежачего полицейского» без специальных ограничителей;
  • Новому дорожному объекту дают время застыть, после чего наносят специальную разметку и ставят предупреждающие знаки.
Разборную конструкцию установить тоже несложно, но необходимо знать основные требования:
  • Поверхность дорожного полотна в месте будущей установки должна быть ровной, без выбоин и ям;
  • Перед монтажом необходимо убедиться в качестве асфальта, проверить его толщину. На основе этой информации подбираются крепежные болты;
  • Далее составляется сама конструкция ИН. Детали должны быть плотно соединены между собой без стыков и щелей;
  • Количество используемых элементов зависит от ширины дороги. Нельзя допускать просветы по бокам более 20 см - такая лазейка позволит водителям объезжать препятствие одной стороной машины. Это приведет к неправильному распределению нагрузки на ИН и, как вследствие, ее поломки;
  • Перед установкой намечаются точки будущих дырок для креплений, просверливаются специальным инструментом;
  • «Лежачий полицейский» укладывается на отведенное место и прикручивается особыми анкерными болтами. Крепеж должен быть полностью затянут;
  • При монтаже надлежит обязательно использовать все крепления;
  • Реализовывать работы по установке ИН имеют право только специализированные организации, имеющие право доступа к таким работам, необходимые лицензии и разрешения.
В установке «лежачих полицейских» нет ничего сложного. Любая квалифицированная бригада быстро справится с этим делом. Немного сложнее получить разрешение на размещение такого объекта, но при абсолютной уверенности в его необходимости подавайте заявление и доказывайте свою точку зрения.

Если готовы оплатить установку сами или объединиться с соседями, то шансы на появление ИДН на вашей территории заметно возрастут, как и время рассмотрения заявки.


Но не стоит делать ограничители без разрешения администрации или ГИБДД - их могут демонтировать без предупреждения и выписать штраф за незаконную установку объекта. Да и деньги, потраченные на монтаж, в таком случае вам никто возвращать не станет. Действуйте легально, и «лежачий полицейский» будет защищать вас долгие годы.

Видео о том, как безопасно проезжать «лежачие полицейские»:

ПРИМЕНЕНИЕ ИСКУССТВЕННЫХ НЕРОВНОСТЕЙ НА УЛИЦАХ И ДОРОГАХ

СОГЛАСОВАНЫ Заместителем Министра внутренних дел Российской Латышевым 22 апреля 2000 года; Первым заместителем Министра транспорта Российской Насоновым 17 апреля 2000 года; Статс-секретарем Первым заместителем Председателя Государственного комитета Российской Федерации по строительству и жилищно-коммунальному комплексу 18 апреля 2000 года.

ВВЕДЕНИЕ

Потребность разработки настоящих методических рекомендаций обусловлена ростом количества дорожно-транспортных происшествий (ДТП), вызванных превышением скоростей движения на дорогах и улицах. Установка дорожных знаков оказывает слабое дисциплинирующее воздействие на водителей и поэтому нужны другие, более эффективные средства, которые не только устанавливают допустимую скорость движения, но и принуждают водителей соблюдать под угрозой возникновения резких вертикальных толчков при переезде через искусственную неровность.

Искусственные неровности получили широкое распространение на дорогах Российской Федерации, но их геометрические характеристики варьируют в широких пределах, а ускорения, возникающие при проезде искусственных неровностей, иногда достигают очень высоких значений, что создает опасность возникновения ДТП. Некоторые типы искусственных неровностей затрудняют механизированную уборку снега с проезжей части дороги в зимнее время, другие создают опасность скольжения и падения пешеходов при гололеде.

При подготовке данных методических рекомендаций обобщен отечественный и зарубежный опыт принудительного снижения скоростей движения, выполнена классификация искусственных неровностей, подобраны наиболее выгодные их размеры с учетом допустимых скоростей движения двух расчетных транспортных средств: легковых автомобилей и автобусов. Выявлены недостатки в размещении искусственных неровностей и установлены подходящие места на дорогах, где их следует применять. Четко оговорены случаи, когда неровности не следует устраивать. Особое внимание уделено обозначению искусственных неровностей и заблаговременному предупреждению водителей об их присутствии на дороге. Методические рекомендации содержат также требования к материалу, из которого создают искусственную неровность, и к состоянию поверхности неровности (коэффициент сцепления, максимальный размер выбоин).

Применение методических рекомендаций позволит избежать ошибок в применении подобных технических средств организации дорожного движения и даст возможность снизить количество ДТП в опасных местах примерно на 20%.

Искусственная неровность - местное искусственное возвышение на проезжей части улично-дорожной сети городских и сельских поселений или автомобильной дороги, создаваемое в виде полосы, гребень которой расположен в плане перпендикулярно оси дороги.

Гребень искусственной неровности - линия, перпендикулярная в плане оси дороги и соединяющая наиболее возвышенные над проезжей частью точки искусственной неровности.

Высота искусственной неровности - кратчайшее расстояние от гребня искусственной неровности на оси дороги (улицы) до уровня проезжей части.

Продольный профиль искусственной неровности - сечение, создаваемое при пересечении искусственной неровности плоскостью, расположенной по ее гребню перпендикулярно проезжей части дороги.

Поперечный профиль искусственной неровности - сечение, создаваемое при пересечении искусственной неровности вертикальной плоскостью, расположенной по оси дороги.

Максимально допустимая скорость движения - скорость движения, предписанная правилами дорожного движения или дорожными знаками "Ограничение скорости", "Жилая зона".

Инерционная перегрузка - отношение действующего на водителей и пассажиров ускорения (замедления) к ускорению свободного падения.

Коэффициент безопасности - отношение скорости движения при проезде по опасному участку к скорости, характерной для предшествующего участка дороги.

1. ВИДЫ, РАЗМЕРЫ И ТЕХНИЧЕСКИЕ ТРЕБОВАНИЯ

1.1. Искусственные неровности, устраиваемые из асфальтобетона, по типу поперечного профиля подразделяют на два вида:

Волнистые искусственные неровности (рис.1а).

Трапециевидные искусственные неровности (рис.1б)

Рис.1 Поперечные профили искусственных неровностей

а) - волнистая искусственная неровность

б) - трапециевидная искусственная неровность

1.2. Поперечный профиль волнистой искусственной неровности формируется дугой окружности радиуса R и хордой длиной L (рис.1, а)

1.3. Поперечный профиль трапециевидной искусственной неровности формируется двумя наклонными линиями длиной Lн, одной линией длиной Lг, параллельной дорожному покрытию, и линией, являющейся основанием искусственной неровности (рис.1, б).

1.4. Продольный профиль искусственной неровности формируется линиями, обозначающими поверхность проезжей части, и линиями, проведенными по поверхности искусственной неровности как под уклоном 1:4-1:6 к проезжей части (рис.2 а, в), так и параллельно проезжей части (рис.2 б-г).

Рис.2 Продольные профили по гребням искусственных неровностей

а) - при двустороннем поперечном уклоне проезжей части и отсутствии дождеприемных колодцев с верховой стороны дороги на спуске у искусственной неровности

б) - при двустороннем поперечном уклоне проезжей части и наличии дождеприемных колодцев с верховой стороны дороги на спуске у искусственной неровности

в) - при одностороннем поперечном уклоне проезжей части и отсутствии дождеприемного колодца с верховой стороны дороги на спуске у искусственной неровности

г) - при одностороннем поперечном уклоне проезжей части и наличии дождеприемного колодца в нижнем лотке с верховой стороны дороги на спуске у искусственной неровности

Тип I - при двустороннем поперечном уклоне проезжей части и отсутствии дождеприемных колодцев с верховой стороны дороги на спуске у искусственной неровности (рис.2, а).

Тип II - при двустороннем поперечном уклоне проезжей части и наличии дождеприемных колодцев с верховой стороны дороги на спуске у искусственной неровности (рис.2, б);

Тип III - при одностороннем поперечном уклоне проезжей части и отсутствии дождеприемного колодца в нижнем лотке с верховой стороны дороги на спуске у искусственной неровности (рис.2, в);

Тип IV - при одностороннем поперечном уклоне проезжей части и наличии дождеприемного колодца в нижнем лотке с верховой стороны дороги на спуске у искусственной неровности (рис.2, г);

1.6. Размеры элементов искусственных неровностей рекомендуется принимать по таблице 1 в зависимости от максимально допустимой скорости движения расчетных транспортных средств, обеспечивающей вертикальную инерционную перегрузку, воздействующую на водителей и пассажиров, не более 0,7.

Таблица 1

Размеры искусственных неровностей

#G0Расчетное транспортное средство

Макси - мально допустимая скорость движения, км/ч

Размеры элементов искусственных неровностей

волнистого профиля

трапециевидного профиля

Длина хорды, (L), м

шая высота (Н), м

Радиус криволи-

нейной поверх - ности (R), м

Высота (Н), м

горизон - тальной площадки (Lr), м

Наклонного участка (Lн), м

Легковой автомобиль

1.7. Искусственные неровности целесообразно устраивать из плотного мелкозернистого или песчаного асфальтобетона, свойства которого должны соответствовать требованиям #M12ГОСТ 9128-84*#S "Смеси асфальтобетонные дорожные, аэродромные и асфальтобетон. Технические условия".

__________________

* На территории Российской федерации действует #M12 ГОСТ 9128-97#S. - Примечание "КОДЕКС".

1.8. Коэффициент сцепления поверхности искусственной неровности должен соответствовать требованиям п.3.1.4 #M12ГОСТ Р #S "Автомобильные дороги и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения", относящимся к дорожным покрытиям.

1.9. Не рекомендуется эксплуатация искусственных неровностей, имеющих дефекты покрытия на наклонной поверхности со стороны наезда транспортных средств, глубиной (высотой) более 0,02 м и максимальной хордой пятна более 0,1 м, а на других частях искусственной неровности - глубиной (высотой) более 0,02 м и максимальной хордой пятна более 0,2 м.

2. ПРАВИЛА ПРИМЕНЕНИЯ

2.1. Искусственные неровности рекомендуется применять на участках улично-дорожной сети городских и сельских поселений (классификация по #M12СНиП 2.07.01-89#S "Градостроительство. Планировка и застройка городских и сельских поселений") и автомобильных дорог (классификация по #M12СНиП 2.05.02-85#S "Автомобильные дороги. Нормы проектирования") для принудительного снижения скоростей движения в случаях, перечисленных в п.2.2, когда дорожные условия создают возможность превышения максимально допустимых скоростей, регламентируемых дорожными знаками, и коэффициенты безопасности достигают следующих значений:

На городских дорогах и улицах, на которых введено ограничение скорости движения с установкой дорожных знаков с ограничением максимальной скорости и в жилых зонах;

Перед детскими и юношескими учебно-воспитательными учреждениями, детскими площадками , местами массового отдыха, стадионами, вокзалами, крупными магазинами и торговыми точками, станциями метрополитена, на транспортно-пешеходиых и пешеходно-транспортных магистральных улицах районного значения, на дорогах и улицах местного значения, на парковых дорогах и проездах;

Перед опасными участками дорог, на которых введено ограничение скорости движения 40 км/ч и ниже, установленное дорожным знаком "Ограничение максимальной скорости ".

2.3. Искусственные неровности рекомендуется сооружать на участках городских дорог, улиц и автомобильных дорог, имеющих продольный уклон не более 50+ или радиус закругления дороги в плане не менее 500 м на автомобильных дорогах и 300 м в городах и населенных пунктах.

2.4. Нецелесообразно устройство искусственных неровностей в следующих случаях:

На остановочных площадках общественного транспорта или соседних с ними полосах движения и отводах уширений проезжей части;

На мостах, путепроводах, эстакадах, а также в проездах под ними, в транспортных тоннелях;

На участках дорог, расположенных на расстоянии до 50 м от наземных пешеходных переходов;

На магистральных дорогах и улицах в городах и других населенных пунктах;

На автомагистралях и автомобильных дорогах, имеющих более трех полос движения;

На дорогах и улицах с установленным скоростным режимом более 40 км/ч;

На дорогах с трамвайными путями в одном уровне с проезжей частью, независимо от числа полос движения;

На дорогах с установленным маршрутным движением троллейбусов;

На подъездных дорогах к больницам, пожарным станциям, автобусным и троллейбусным паркам, станциям скорой медицинской помощи , гаражам и площадкам для стоянки автомобилей аварийных служб и другим объектам сосредоточения специальных транспортных средств.

2.5. Допускается совмещение искусственных неровностей трапециевидного профиля с наземными нерегулируемыми пешеходными переходами на улицах местного значения в жилых кварталах городов с обеспечением прохода пешеходов по центральной горизонтальной площадке искусственной неровности шириной не менее 4 м, при условии ограничения движения пешеходов по наклонному участку возвышающегося пешеходного перехода с помощью кустарников или ограждений, размещаемых на уширенных частях тротуаров (рис.3).

Рис.3 Устройство возвышающегося наземного пешеходного перехода, совмещенного с искусственной неровностью, при сужении проезжей части и направлении движения пешеходов по горизонтальной площадке искусственной неровности

2.6. На дорогах и улицах, где максимальная интенсивность движения маршрутных автобусов составляет 6 автобусов/час и более (в двух направлениях) или 3 автобусов/час и более (в одном направлении), размеры элементов искусственных неровностей следует назначать для этого расчетного транспортного средства (таблица 1).

2.7. На дорогах и улицах, где максимальная интенсивность движения маршрутных автобусов составляет менее 6 автобусов/час (в двух направлениях) или менее 3 автобусов/час (в одном направлении), размеры элементов искусственных неровностей следует назначать для расчетного легкового автомобиля (таблица 1).

2.8. Уклон откоса лотка в пределах искусственном неровности в сторону бордюра (рис.2 а, в), следует принимать 1:6 на приподнятых пешеходных переходах и 1:4 - в остальных случаях.

2.9. Допускается устраивать отвод воды у искусственной неровности, без уменьшения ее высоты (рис.2 б, г) через водосборные колодцы, сооружаемые у искусственной неровности с каждой стороны улицы (при продольном уклоне лотка менее 5+) или с одной (верховой) стороны улицы (при продольном уклоне лотка 3+ и более).

2.10. При наличии обочин искусственную неровность рекомендуется удлинять до бровки земляного полотна с устройством основания из прочных каменных материалов.

2.11. Искусственные неровности следует располагать на хорошо просматриваемых водителями и пешеходами участках дорог, по возможности, с максимальным приближением к имеющимся мачтам освещения.

За 20-30 м перед нерегулируемыми перекрестками, у которых установлен дорожный знак "Движение без остановки запрещено";

За 50-75 м перед наземными нерегулируемыми пешеходными переходами у детских и юношеских учебно-воспитательных учреждений, детских площадок, мест массового отдыха, стадионов, вокзалов, крупных магазинов и торговых точек, станций метрополитена;

Через 50-75 м после въезда на улицу, ведущую на территорию, обозначенную знаком "Жилая зона";

За 75-100 м перед опасными участками дорог и улиц.

2.13. При необходимости принудительного ограничения скорости движения на участках дорог и улиц большой протяженности (у объектов массового притяжения, торговых центров и т. п.) на проезжей части целесообразно устраивать несколько искусственных неровностей, с размещением их примерно на равных расстояниях от нерегулируемых наземных пешеходных переходов и изменением расстояний между осями неровностей в следующих пределах:

3. ОБОРУДОВАНИЕ ТЕХНИЧЕСКИМИ СРЕДСТВАМИ ОРГАНИЗАЦИИ ДОРОЖНОГО ДВИЖЕНИЯ

3.1. Участки дорог и улиц, на которых устраивают искусственные неровности, следует оборудовать дорожными знаками, дорожной разметкой и световозвращателями, изготовленными и установленными в соответствии с требованиями #M12ГОСТ *#S "Знаки дорожные. Общие технические условия", #M12ГОСТ #S "Технические средства организации дорожного движения. Правила применения", #M12ГОСТ Р #S "Технические средства организации дорожного движения. Световозвращатели дорожные. Общие технические требования. Правила применения" и #M12ГОСТ Р #S "Разметка дорожная. Типы и основные параметры".

________________

* На территории Российской Федерации действует #M12ГОСТ Р #S#M12 #S. - Примечание "КОДЕКС".

3.2. Заблаговременное предупреждение водителей о наличии искусственной неровности следует обеспечивать установкой предупреждающего дорожного знака "Неровная дорога".

3.3. Предупреждение водителей о нескольких последовательно расположенных искусственных неровностях следует обеспечивать применением таблички "Зона действия", устанавливаемой совместно с дорожным знаком "Неровная дорога".

3.4. Перед искусственными неровностями следует устанавливать запрещающий дорожный знак, ограничивающий максимальную скорость движения, величина которой назначается равной максимально допустимой расчетной скорости движения (таблица 1) через данную неровность.

3.5. После окончания участка дороги с несколькими последовательно расположенными неровностями или единичной неровностью, при необходимости, устанавливается дорожный знак "Конец зоны ограничения максимальной скорости".

3.6. Если средняя скорость движения одиночных легковых автомобилей на участке дороги, на котором предполагается устроить искусственную неровность, превышает на 30 км/ч и более максимально допустимую скорость движения, для которой назначены размеры искусственной неровности, рекомендуется применять ступенчатое регулирование скорости движения на подходе к зоне ограничения скорости.

3.7. Искусственную неровность, рассчитанную на максимальную скорость движения 10 км/ч, следует окрашивать по продольной ее оси одной полосой разметки, состоящей из двух рядов квадратов (рис.4). На искусственных неровностях, рассчитанных на скорость движения 20-40 км/ч, следует наносить три полосы разметки, состоящие из двух рядов квадратов (одна в середине и две по границам искусственных неровностей на наклонных плоскостях) - рис.5.

Рис.4. Разметка искусственной неровности, рассчитанной на скорость движения 10 км/ч

Рис.5. Разметка искусственной неровности, рассчитанной на скорость движения 20-40 км/ч

3.8. При устройстве возвышающегося наземного пешеходного перехода, совмещенного с искусственной неровностью, целесообразно наносить вдоль границ искусственной неровности на наклонных плоскостях по одной полосе разметки, состоящей из двух рядов квадратов (рис.6).

Рис.6. Разметка приподнятого пешеходного перехода, совмещенного с искусственной неровностью

3.9. На дорогах и улицах, не имеющих стационарного освещения, для обозначения искусственных неровностей следует применять световозвращатели типа КДЗ-1 (#M12ГОСТ Р #S "Технические средства организации дорожного движения. Световозвращатели дорожные. Общие технические требования. Правила применения"), устанавливаемые на всей ширине проезжей части с каждой стороны дороги перед искусственной неровностью на расстоянии 50-75 м* параллельно ее подошве с шагом 50 см (рис.7).

________________

Рис.7. Разметка бордюрного камня и размещение светоотражателей у искусственных неровностей

на участках дорог, где отсутствует стационарное освещение

3.10. На дорогах и улицах в населенных пунктах бордюрные камни с каждой стороны дороги по всей длине поперечного профиля искусственной неровности следует обозначать разметкой по #M12ГОСТ Р #S "Разметка дорожная. Типы и основные параметры" (рис.7).

Приложение В*

__________________

* Нумерация приложения соответствует оригиналу. -

Примечание "КОДЕКС".

устройства искусственных неровностей техническими средствами регулирования движения

Текст документа сверен по.