Люди не просто так собирают афоризмы. Кроме уже изданных книг с их подборками, многочисленных сайтов в интернете, у многих из нас есть ещё свои, личные коллекции высказываний. Надо сказать, что из всех существующих коллекций набор любимых афоризмов будет примером вашей мудрости, а не жадности или неуёмной гордыни.

Афоризм - это абсолютно законченная, логично завершённая мысль, выраженная лаконично, в художественной форме. Он должен быть оригинальным, необычным и значимым интеллектуально. Как правило, афоризм много раз воспроизводится разными источниками, и в дополнительной рекламе не нуждается. Самодостаточность мысли и яркость образа в подобном высказвании, при условии избранного количества слов, иногда делает его настоящим шедевром. Однообразие и убогость нашей речи, от которой иногда явно попахивает казёнщиной, такое высказывание может исправить и обогатить.

Не всякий остроумного слова, понятен любому и каждому. Это зависит от уровня интеллекта. Но то, что было неясно в молодости, понимается с годами. В любом случае, он располагает к раздумью, так как мысль в словах великих людей часто бывает нестандартна, а порой и парадоксальна.

История афоризма

Слово афоризм в переводе с греческого означает "определение". Употребление этого термина впервые приписывают Гиппократу. Но традиций издавать их отдельными книгами долго не было. Возможность открыть книгу и закрепить свою идею, прочитав афоризм — пример высказывания великого автора, - впервые появилась в 1500 году, когда издал «Адагии». Эта книга представляла собой сборник не только афоризмов, но и поговорок, анекдотов и изречений. Это было первое издание подобного рода.

Хочется упомянуть в этой связи знаменитые «Максимы» Франсуа де Ларошфуко, которые представляли собой сборник язвительных и ядовитых высказываний самого автора. Первая книга вышла в 1665 году.

Знаменитые афоризмы великих людей

Такая форма подачи мысли имеет иной раз и вполне практическое значение. Когда человек приводит в своей речи в качестве дополнительного аргумента афоризмы великих людей, этим он психологически призывает автора цитаты себе в союзники. Это вырабатывает у слушателей доверие к оратору. Это очень действенный и мощный приём.

Не имеет значения, в какой беседе вы принимаете участие: на дружеской вечеринке, встрече научного сообщества, в политической дискуссии, на презентации, или на совещании среди коллег. Умело и вовремя вставленный афоризм поможет вам и закрепит успех.

Необходимо быть осторожным и думать, прежде чем говорить, ибо небрежно сказанный, или ещё того хуже, неверно и не к месту применённый афоризм может не только не помочь, а ещё и навредить делу. Римский философ и литератор Луций Анней Сенека сказал: «Образование людей должно было начаться пословицами, и должно кончиться мыслями». Афоризмы великих людей надо помнить полностью, слово в слово. И конечно, в речи следует упомянуть, кто автор.

Афоризмы и юмор

Афоризм не обязательно должен быть торжественным и серьёзным. Вполне допустимы афоризмы смешные, но юмор в них - не самоцель. Это, скорее, средство выражения. К тому же, шутка быстро достигает наших чувств, проходя мимо сознания. Зигмунд Фрейд говорит, что смех - это бессознательная реакция, а мысль должна воздействовать непосредственно на сознание. Вот афоризм, пример на эту тему, он принадлежит Фридриху Ницше: «Самый тонкий юмор вызывает самую незаметную улыбку». Люди часто лучше воспринимают великие истины с улыбкой на лице. На этот счёт хорошо сказал Дэвид Эндрю Геммел, английский писатель: «Никто из нас не создан для жизни. Это жизнь создана для нас. Мы проживаем ее и уходим».

Афоризм или нет?

Как отличить его от простого высказывания? Афоризм - это, по сути, изречение. Но не каждое изречение становится афоризмом. Изречением может быть просто какая-то умная идея или мысль, но не выраженная в художественной форме красиво и лаконично и не содержащая присущей ему стилистики.

ЧАСТЬ 1

Прагматичный – практичный (приземленный)
Эпатировать – поражать (ошеломлять, шокировать)
Волонтер – доброволец
Показать полностью..
Коллизия – столкновение (конфликт)
Суфражистка – феминистка
Кайман – крокодил
Генезис – происхождение (возникновение, зарождение.
Утрировать – преувеличивать
Неглиже – полуодетый
Амбивалентный – двойственный (неоднозначный)
Ортодоксальный – непреклонный (правоверный)
Кредо – мировоззрение
Профан – невежда (дилетант, непрофессионал)
Диффамация – клевета (сплетня)
Раритет – редкость
Жантильный – кокетливый (жеманный)
Интоксикация – отравление
Епитимья – наказание
Моногамия – единобрачие.
Претенциозность – вычурность
Латентный – скрытый
Амбициозный – высокомерный (тщеславный, притязательный, честолюбивый)
Индифферентный – безразличный (равнодушный, нейтральный)
Нотация – нравоучение
Экстравагантный – необычный (вызывающий, оригинальный, своеобразный)
Респектабельный – почтенный (представительный, достойный, солидный)
Меркантильный – расчетливый (корыстный, мелочный)
Репрессия – кара (наказание, насилие)
Легитимный – законный
Корсар – пират
Голкипер – вратарь
Инцидент – происшествие (случай)
Превентивный – предупреждающий
Тактильный – осязательный
Апогей – высшая точка (кульминация, предел)
Скрупулёзный – дотошный (педантичный)
Харизма – неординарность (обаятельность, притягательность)
Почетник – поклонник, ухаживающий за девушкой (почитатель)
Басурман – иноземец и иноверец
Аберрация – отклонение от истины, заблуждение (искажение)
Пердимонокль – полная ерунда, черт знает что
Трансцендентный – непознаваемый (иррациональный, непостижимый)
Остракизм – изгнание (травля)
Паритет – равенство (равнозначность, равноценность, равноправие)
Апробировать – испытывать
Абитуриент – тот, кто претендует на поступление в учебное заведение
Инвариантный – однозначный
Клеврет – приспешник (пособник, сообщник)
Деструктивный – разрушительный
Аннексия – насильственное присоединение
Матримониальный – брачный (супружеский)
Тенденциозный – модный
Проформа – формальность
Апологет – сторонник (приверженец)
Экзальтированный – восторженный (возбужденный, воодушевленный)
Синопсис – обозрение

ЧАСТЬ 2

1. Мимикрия - подражание.
2. Колумелла - пространство между ноздрями.
3. Фраппировать – неприятно удивлять.
4. Фриссон - озноб во время прослушивания музыки, которая Вам нравится.
5. Кураж – непринужденно-развязное поведение, наигранная смелость.
Показать полностью..
6. Моногамия - умение любить одного единственного человека всю жизнь.
7. Филофония – коллекционирование звукозаписей.
8. Кредо - мировозрение, убеждения.
9. Дефилировать - торжественно проходить, шествовать.
10. Сантименты - чувства; проявление излишней чувствительности в словах, поступках.
11. Превенция - предупреждение, предохранение, предотвращение.
12. Логорея - пустословие, болтовня; длинные бессмысленные речи, произносимые ораторами.
13. Синопсис - изложение некой темы в сильно сжатом и обобщенном виде.
14. Медиатор - третье нейтральное, независимое лицо (посредник, примиритель), помогающее сторонам разрешить имеющийся конфликт, спор.
15. Альтруизм - бескорыстная забота и действия, которые человек совершает во благо других, не думая о себе.
16. Импонировать – производить положительное впечатление, внушать уважение, нравиться.
17. Кипер - кожаная петля на ремне, которая держит свободный кончик застегнутого ремня.
18. Фатализм - представление о неизбежности всего происходящего в природе и в жизни человека, исключающее случайность и свободу.
19. Лабильность - способность изменяться, неустойчивость, подвижность физического или эмоциального состояния человека.
20. Хоспис - медицинское учреждение, в котором неизлечимо больные люди получают необходимую помощь и уход.

ЧАСТЬ 3 - 20 слов, которых, возможно, вы не знали

1. Глабелла - это пространство между бровями. Сейчас вы смотрите на глабеллу Райана Гослинга
2. Экивоки – двусмысленные намеки, увертки Показать полностью..
3. Катарсис – изменение сознания через сильные переживания
4. Депривация – ощущение недостаточности удовлетворения своих потребностей
5. Фрустрация – период полного разочарования в жизни
6. Гаптофобия – боязнь прикосновений других людей
7. Фриссон – мурашки по коже
8. Сентенция - изречение нравоучительного характера
9. Симулякр – изображение или объяснение того, что в реальности не существует. Копия, не имеющая оригинала
10. Сингулярность – единичность, неповторимость чего-либо
11. Сибаризм – праздность, избалованность роскошью; сибарит – носитель этих качеств
12. Плюрализм – многообразие или множественность, как в приземленном, так и в философском контексте. Монизм – когда наоборот – что-то одно. Дуализм признает лишь двойственность
13. Лапидарность - краткость, сжатость, выразительность слога, стиля
14. Амикошонство - бесцеремонное, неуместно-фамильярное обращение под видом дружеского
15. Мезальянс - брак с лицом низшего социального положения, неравный брак
16. Никтофилия - предпочтительная активность в ночные часы и избегание активной деятельности в дневное время суток. Иногда никтофилия является одной из разновидностей социальной фобии
17. Оброгация - внесение частичных изменений в старый закон
18. Обскурантизм - крайне враждебное отношение к просвещению и науке, мракобесие
19. Эмпатия – это способность воспринимать мир глазами другого, интересоваться тем, как другой думает, живет и чувствует
20. Криптомнезия - это вид нарушения памяти, при котором чужие идеи кажутся человеку его собственными.

Попытки классифицировать фигуры предпринимались еще в античности.

Первоначально были разделены фигуры мысли, которые позднее обособились в самостоятельную группу тропов (метафора, метонимия и др.), и фигуры речи. Последние подразделялись, по Квинтилиану, на фигуры, основанные на форме речи (грамматические фигуры), и фигуры, основанные на принципах размещения слов.

К другим распространенным классификациям относилось подразделение на фигуры слова (аллитерация, ассонанс) и фигуры предложения (парцелляция, эллипсис, многосоюзие, бессоюзие и др.)

Риторические средства позволяют представить содержание речи наглядно, увлекательно и убедительно, а значит, помогает активно воздействовать на слушателя.

«Фигурами речи называются предложения и комплексы предложений, которые, становясь типическими формами, идентично повторяются. Таковы меткие выражения, которые всегда на языке. Они необходимы, чтобы сделать сообщение более коротким, быстро запоминаемым» (Карл Ясперс).

Приводимые средства различны по своей ценности и потому используются в различной степени (например, сравнение чаще, чем преувеличение); эти средства дают большие возможности, но ни в коем случае не должны использоваться все вместе в одной речи; многие средства применяются в тесной взаимосвязи, даже если они в целях систематики приведены отдельно (например, цепь приводит к повышению, образ лежит в основе сравнения).

Обзор риторических средств и их воздействие на слушателя

Риторическое средство Воздействие

  • 1. Пример, подробность
  • 2. Сравнение
  • 3. Образ (метафора), образный ряд
  • 4. Рассказ Образность
  • 5. Повтор
  • 6. Разъяснение
  • 7. Рафинирование (обобщающий повтор)
  • 8. Призыв (восклицание)
  • 9. Цитирование
  • 10. Перекрещивание (хиазм) Убедительность
  • 11. Повышение напряжения (климакс)
  • 12. Противопоставление (антитеза)
  • 13. Цепь
  • 14. Промедление (запаздывание)
  • 15. Неожиданность
  • 16. Предуведомление Увлекательность
  • 17. Игра слов
  • 18. Намек
  • 19. Описание (парафраза)
  • 20. Преувеличение (гипербола)
  • 21. Кажущееся противоречие (парадокс) Эстетическое Образность
  • 22. Вставка
  • 23. Предупреждение или постановка возражения
  • 24. Мнимый вопрос (риторический)
  • 25. Переименование (синекдоха) Коммуникативность (подключение слушателей)

Самих фигур насчитывается около сотни, однако одновременное использование латинских и греческих названий, к которым добавились и наименования из новых языков привели к тому, что для обозначения этих фигур на протяжении веков стало использоваться значительно большее число дублетных или синонимичных терминов.

Тропы - (от греч. оборот речи) слова и выражения, используемые в переносном значении с целью усилить образность языка, художественную выразительность речи. В основе любого тропа - сопоставление предметов и явлений. К тропам относятся аллегория, гипербола, ирония, литота, метафора, метонимия, оксюморон, перифраз, синекдоха, сравнение, эпитет.

Эпитет - определяющее слово, преимущественно тогда, когда оно прибавляет новые качества к значению определяемого слова. Ср. у Пушкина: "румяная заря"; особое внимание теоретики уделяют эпитету с переносным значением (ср. у Пушкина: "дней моих суровых") и эпитету с противоположным значением - так наз. оксюморону (ср. Некрасова: "убогая роскошь").

Метафора - отдельные слова или выражения сближаются по сходству их значений или по контрасту: "говор волн"; "шелковые ресницы"; "ситец неба голубой"; употребление слова в переносном значении: "ропот моря".

Метонимия - разновидность метафоры, состоящая в замене одного слова другим на основе связи их значений по смежности: "Ликует буйный Рим" (М. Лермонтов); "Шипенье пенистых бокалов" (А. Пушкин).

Олицетворение -- вид метафоры, наделение неодушевленных или абстрактных предметов, явлений, событий, их качеств и свойств, признаками и свойствами человека (чувствами, мыслями, речью и т.п.). Используется при описании явлений природы, окружающих человека вещей. Например: "Звезда с звездою говорит" (М. Лермонтов).

Оксюморон [греч. - "острая глупость"] - нарочитое сочетание противоречивых понятий. Пример: "Смотри, ей весело грустить/Такой нарядно-обнаженной" (Ахматова). Частный случай оксюморона образует соединение существительного с контрастным по смыслу прилагательным: "убогая роскошь" (Некрасов).

Антитеза - один из приемов стилистики, заключающийся в сопоставлении конкретных представлений и понятий, связанных между собой общей конструкцией или внутренним смыслом. Напр.: "Кто был ничем, тот станет всем". : "Я царь, - я раб, - я червь, - я бог" (Г. Р. Державин) или в заглавиях - "Война и мир" Л. Н. Толстого, "Преступление и наказание".

Эвфемизм - замена описательным оборотом слова, по каким-либо причинам признаваемого непристойным. Гоголь: "обходиться с помощью платка".

1.

4. Любые фигуры речи, создающие возвышенность стиля.

57. В высказывании У него стаж по специальности – 10 лет мы наблюдаем

1. деформацию идиомы;

2.эллипсис;

3. аллюзию;

58. Эпанадиплозис – это

    кольцо;

1. гомеотелевтон;

2.гапакс;

4. эпанадиплозис.

ЗАДАНИЕ N 61. Определите средство художественной выразительности в стихотворении М.Ю.Лермонтова: Клянусь я первым днем творенья, клянусь его последним днем, клянусь позором преступленья и вечной правды торжеством:

64. . В высказыванииИдут часы, и дни, и годы (А.Блок) мы наблюдаем

1.эпифору;

2. градацию;

3. гапакс;

4.анафору.

65 . Гомеотелевтон – это

    вид морфемного повтора, состоящий в нагнетании слов с одинаковыми и сходными суффиксами и окончаниями;

    то же, что и анноминация;

    парафраз устойчивого выражения;

    игра слов.

66. Парантеза– это

    грамматически и тематически не связанная с контекстом вставка в середине фразы;

  1. то же, что и персонификация;

    замена в речи нарицательного имени собственным именем.

67.В стихотворной строке И скучно, и грустно, и некому руку подать (М.Лермонтов) используется

1.полисиндетон

2.парантеза

3асиндетон

68 В стихотворной строке Строем клянусь и полком. Боем клянусь и штыком используется

  1. симплока

68 В стихотворной строке Ангел, три года хранивший меня, вознесся в лучах и огне (А.Ахматова) используется

    эпанадиплозис;

    анадиплозис;

  1. симплока

69.Симплока– это

    то же самое, что и анафора;

  1. то же самое, что и эпифора;

    комбинация эпифоры и анафоры

70. Фразеологизм рука об руку создан на основе

    анноминации

    гомеотелевтона

  1. симплоки

71.В словосочетании схема смеха мы наблюдаем

    хиазм

    симплоку

72Стихотворение С.Маршака Медведя лет пяти-шести учили, как себя вести. Хоть с виду стал он вежливым, остался он медвежливым основано на

    бленде

73 Фразеологизм клин клином вышибать создан на основе

    анноминации

    гомеотелевтона

  1. симплоки

74. Бленд – это

    то же самое, что и слово-матрешка, слово-слиток;

    то же, что и гапакс;

    то же, что и хиазм;

    замена в речи нарицательного имени собственным именем.

75. Фразеологизм честь честью создан на основе

    анноминации

    гомеотелевтона

  1. симплоки

76. В высказывании Сенат порешил, сенату угодно, сенатом постановлено (Цицерон) мы наблюдаем

    анноминацию

    гомеотелевтон

  1. симплоку

77. В высказывании Откуда, умная, бредешь ты голова? (И.Крылов – обращение лисы к ослу) мы наблюдаем

    антифразис

    анноминацию

    гомеотелевтон

78. В стихотворной строке О юность красная, цвети! (Е.Баратынский)используется

1. риторическое обращение

2 риторическое восклицание

3 коммуникация

79. В высказывании Прочие тоже были люди просвещенные: кто читал Карамзина, кто Московские новости, кто даже и совсем ничего не читал (Н.В.Гоголь) мы наблюдаем

    антифразис

    анноминацию

    гомеотелевтон

80. В высказывании Дни идут, месяцы бегут, годы летят (В.Попов) используется

1. лестница

3 сустентация

эллипсис

81. Неоправданно торжественный, напыщенный стиль – это

1. высокий стиль;

2. бомбаст;

4. средний стиль

82. Эпанадиплозис – это

    фигура речи, когда одно и то же слово повторяется на стыке двух частей одного высказывания;

    кольцо;

    деформация идиомы, особенно на синтаксическом уровне;

    замена в речи нарицательного имени собственным именем.

1. гомеотелевтон;

2.гапакс;

4. эпанадиплозис.

84. В фразе И снова. Гулливер. Стоит. Сутулясь (П.Антакольский) используется

1. парцелляция

2. гомеотелевтон;

2.персонификация;

4. эпанадиплозис.

85.В высказывании Смотрите сами: чтобы получить кредит, нужно накопить 30% стоимости квартиры используется

1коммуникация

2риторический вопрос

    риторическое обращении е

86. В устойчивом словосочетании попасться на удочку используется

1 метафора

2 метонимия

3 сравнение

87. В стихотворной строке Улыбкой ясною природа Сквозь сон встречает утро года (А.С.Пушкин) используется

    метафора

    метонимия

    персонификация

89. Украшения речи - это

1. всё, что способствует выразительности речи;

2. всё, что направлено на то, чтобы сделать аргументы оратора убедительными;

3. индивидуальные речевые особенности оратора, используемые им для того, чтобы сделать свою речь привлекательной, интересной;

Наш язык удивительный - он разнообразен и мелодичен. Он подобен величественной реке: то шумит, то тихо журчит. И для всего у языка есть способы выражения.

Это многочисленные тропы и стилистические фигуры, которые входят в инструментарий русского языка. При правильном использовании они обогащают устную и письменную речь, позволяют насладиться её красотой и гармонией.

Источники богатства русского языка

Среди множества средств выразительности можно назвать эпифору, обогащающую текст значением тождества. При повторении одинакового отрезка речи на первое место выходит его лексическое значение, которое усиливается многократностью. Но вместе с тем эпифора - это не самая распространённая фигура речевой практики, так как такие повторы могут иногда производить впечатление некоторой неловкости, неуместности, искусственности.

Эпифора - это стилистический приём (фигура), основанный на симметричном повторении звуков, слов, фраз в конце строчки в стихотворной речи или в каком-то определённом отрывке в прозе. Цель его - сделать речь красивой и более эмоциональной. Употребляется чаще с другими средствами художественной выразительности. Прием более характерен для поэзии (практически для всех её жанров).

В качестве примера можно привести строчки стихотворения С. Городецкого, где видно, что эпифора - это очень ёмкий приём:

Не воздух, а золото,
Жидкое золото,
Пролито в мир.
Скован без молота —
Жидкого золота
Не движется мир.

Яркий пример поэзии, где экспрессивную окрашенность придаёт эпифора, определение которой дано чуть выше.

Драгоценные грани

Русский язык, являясь языком русского народа, подобен природному алмазу. Как драгоценный камень сверкает многочисленными гранями, так и русский язык красив всеми своими проявлениями. Он нашёл своё отражение и в области литературы, и в области языка, при этом подчёркивая их значимость и неповторимость.

А если учесть, что русский язык - это сплав строгих правил и поэзии живой разговорной речи, то остаётся только наслаждаться его богатством и выразительностью. Подобно алмазу, сияющему каждой гранью, русский язык использует все необыкновенные инструменты, передающие красоту нашей речи. Эпифора - это один из таких элементов. Продолжим разговор о ней.

Русский язык, обладая многочисленными средствами художественной выразительности, широко показывает, как используется эпифора в литературе.

Частный случай эпифоры знаком каждому, кто читал стихотворение. Это обыкновенная рифма. Вот, например, у И. Бунина в стихотворении "Слово" такая рифма: "дана - Письмена", "беречь - речь".

А у М. Цветаевой находим пример настоящей эпифоры:

Лес не тот!
Куст не тот!
Дрозд не тот!

Известным примером эпифоры в прозе являются гоголевские "фестончики". Слово повторяется в одном предложении для усиления эффекта сказанного семь раз совсем рядом, буквально через запятую. Если учесть, что в предложении всего 16 слов, то можно сказать, что в этом примере наглядно представлен приём звуковой выразительности.

Очень любил эпифору С.А. Есенин. Причём он мог видоизменять лексику эпифоры, доказывая богатство русского языка: "залегла забота" в одной строчке превращается у него в "прояснилась омуть", и оба этих словосочетания сопровождают слова "в сердце мглистом". То же самое происходит и с другим отрывком: "отчего прослыл" - "оттого прослыл" дополняют слова "я шарлатаном". Как видим, всего лишь небольшая замена слов позволяет Есенину удачно использовать приём эпифоры.

Широко использовал эпифору Блок. В одном из его стихотворений в качестве эпифоры повторяются слова "в тихом доме".

Усиление оттенков речи

Если рассмотреть эпифору с точки зрения синтаксиса русского языка, то очевидно следующее обстоятельство: повторяясь в конце смежных строк, она служит для усиления оттенков звучащей речи. Возьмём того же Есенина.

Дважды заданный в смежных строчках вопрос получает также два ответа. И эта похожесть конца строчек, проявляемая в особом ритме, то есть эпифора в русском языке, заставляет обратить на себя внимание и тем самым доносит до читателя смысл текста.

Знак восклицания в конце цветаевских строчек выражает сожаление, и с каждой строчкой оно усиливается благодаря использованию эпифоры.

Фигура, прибавляющая смысл

Если говорить об эпифоре как о фигуре прибавления смыслового содержания текста, то можно выделить такие её разновидности:

  1. фонетическая;
  2. морфологическая;
  3. лексическая;
  4. синтаксическая.

Морфологическая эпифора - это повторение одинаковых словообразовательных элементов в конце каждой смежной строки. Пример "детей - детоубийцей ... братоубийцей " в прозе Ю. Карякина.

Третий вид представлен, например, у Н. В. Гоголя: слово "фестончики", названное уже чуть выше. То есть этот вид эпифоры предполагает повторение какого-то слова.

Примером синтаксического вида эпифоры может служить, например, отрывок стихотворения М. Цветаевой, который тоже уже рассматривался нами чуть ранее.

Все виды эпифоры выступают как разновидности художественных средств выразительности. Таким образом, эпифора - это такая фигура, которая украшает любой текст.

Великая сила

Изучение фигур и тропов, которые представляют собой рабочий инструментарий, позволит не только расширить словарный запас, но и понять всё богатство и могущество русского языка. Слова - это великая сила, которая в руках умелого человека может описать целые миры. А языковое чутьё и авторская интуиция помогут создать целое творение, способное передать все оттенки мыслей и сознания. И не последнее место в этом принадлежит эпифоре. Но при этом нужны только такие фигуры, которые обогатят мысли, а не станут откровенной безвкусицей.