Абай (Ибрагим) Кунанбаев (29.07.1845 - 23.06.1904) - поэт, просветитель и философ, основоположник новой казахской национальной письменной литературы и казахского литературного языка.

Родился в Чингисских горах Семипалатинской области в семье старшины тобыктинского рода Кунанбая. Получил первоначальное домашнее образование у муллы, затем был направлен в медресе семипалатинского имама Ахмет-Ризы. Обучаясь в медресе параллельно посещал русскую школу. Владел арабским, персидским и др. восточными языками. Читал в оригинале произведения классиков Востока - Навои, Фирдоуси, Низами, Саади, Джами, Хафиза, Сайхали.

Не закончив учение в городе, по настоянию отца возвращается в аул, где начинает вникать в судебную службу и будущую административную деятельность главы рода. Постигает приемы ведения словесных состязаний, где оружием служило отточенное красноречие, остроумие и находчивость. Часто идет вразрез с интересами и стремлениями Кунанбая, вынося справедливые и беспристрастные решения.

Все остальные двадцать лет жизни прошли в содержательной творческой, поэтической деятельности. В середине 70-х годов Х1Х в. возобновляет изучение русского языка и классиков русской литературы А. С. Пушкина, М. Ю. Лермонтова, И. А. Крылова, Л. Н. Толстого, М. Е. Салтыкова-Щедрина, И. С. Тургенева, Ф. М. Достоевского. Знакомство с русскими политическими ссыльными Е. П. Михаэлисом, И. И. Долгополовым и С. С. Гроссом сформирует его прогрессивные взгляды.

Абай был носителем всего нового, стоял на голову выше той среды, которая его породила. В поэтических произведениях, созданных в 1882 - 1886 гг. обращается к социально-общественным, моральным проблемам казахского народа, призывал казахов выйти на «верный путь» цивилизованного развития («Восьмистишия»). Стремление к прогрессивному развитию общества, где человека возвышают «разум, наука, воля», является одним из главных направлений всего творчества Абая. Расценивал труд как единственный путь к богатству и изобилию общества. Вскрывал антагонистические противоречия между народом и господствующей верхушкой. Протестовал против межродовых распрей, критиковал тщеславие и феодальные нравы общества.

Отношение к ярым поборникам мусульманской религии у Абая было явно пренебрежительное. Видя, что среди них многие не знают даже намаза, не говоря о других тонкостях религии, Абай писал: «Я думаю, что нельзя назвать казахов истинными мусульманами».
В вопросах управления придерживался демократических позиций. Считал, что на должность правителей должны избираться люди честные, заинтересованные в деятельности на благо народа. Найти пути разрешения противоречий между правителями и интересами большинства народных масс не сумел. Абай не мог до конца выяснить, какова же взаимозависимость общества, закона и личности.

Пути улучшения жизни народа видел прежде всего в изменении экономической основы общества. Прогрессивное развитие казахов он неразрывно связывал с развитием земледелия, ремесла и торговли.

Основную силу, способную преодолеть невежество видел в науке и просвещении. Признавая необходимость мира и взаимопонимания для всех народов считал, что только при этих условиях могут в полную меру развиться основные движущие силы общества - наука, передовые идеи, культура и настанет всенародное благоденствие. Мечтая о всенародном благоденствии, оставался на уровне просветителей своего времени считая, что в первую очередь просвещение и наука, способны изменить существующий строй.

Впервые в казахской литературе создал поэтические произведения о назначении поэта и поэзии («Поэзия - властитель языка»). Соединял элементы пейзажной, любовной лирики с философскими обобщениями и просветительско-гуманистическими идеями. Художественное новаторство Абая проявилось в обновлении тематики содержания поэзии. Многие стихи написаны в форме лирических монологов («Айттым сәлем, Каламкас» - «Шлю привет тебе, тонкобровая»).
Воспевал женщину - мать как опору семьи, отрицал калым, многоженство, боролся за равноправие женщины в казахском обществе. В стихотворении «Көзімнің қарасы» («Ты зрачок глаз моих»), «Қызарып, сұрланып» («И краснеть, и бледнеть»), «Ғашықтық тілі - тілсіз тіл» («Язык любви - язык без слов») показаны сила любви, красота женщины.

В 1887 году им написаны поэмы «Искандер», «Масгуд», «Сказание об Азиме». Их сюжеты построены на переосмысленных мотивах восточной классической литературы.

Значительным вкладом Абая в развитие художественной прозы и общественной мысли явились «Слова назидания» - «Гаклия» (1890 - 1898). Содержание книги составляют 45 «Слов назиданий» многообразных по тематике. Важную роль эти заветы сыграли в приобщении молодежи к духовным истокам народной мудрости. Центральная идея «Слов назидания» - вера в торжество гуманистических идеалов, в безграничные возможности родного народа.

Органичная часть творчества Абая - переводы на казахский язык произведений русских классиков (около 50 переводов из произведений А. С. Пушкина, М. Ю. Лермонтова, И. А. Крылова). С особым вдохновением Абай работал над переводами отрывков из поэмы Пушкина «Евгений Онегин» - «Письмо Татьяны», «Ответ Онегина», «Слово Ленского». Превосходным образцом литературного перевода стали стихотворения Лермонтова «Дума», «Кинжал», «Парус», «Утес», «Выхожу один я па дорогу…» и др. В переводах басен Крылова «Пестрые овцы», «Ворона и «Вороненок». «Стрекоза и муравей», «Дуб и трость» сохранить их обличительную силу и тонко передать выразительность и простоту языка. Метод вольного перевода позволил поэту творчески подойти к лучшим произведениям литературы и передать их в восприятии казахского народа.
При жизни Абая были опубликованы лишь несколько стихотворений. В Петербурге был издан сборник под названием «Стихи казахского поэта Ибрагима Кунанбаева», тиражом 1 тыс. экземпляров.

Музыкальное наследие Абая занимает особое место в истории казахского национального искусства. Абай прекрасно знал песни и кюи, высоко ценил песни народных композиторов Биржан сала, Акана сери, Таттимбета, Жаяу Мусы и других. Музыкальный дар поэта нашел свое отражение в лирических песнях. Песни «Айттым сәлем, Каламкас» («Шлю привет тебе, тонкобровая…»), «Қор болды жаным» («Унижена моя душа»), «Сұрғылт тұман» («Серые тучи»), «Ата-анаға көз қуаныш» («Утешение отцу и матери»), «Татьянаның хаты» («Письмо Татьяны») и др. ввели в народное песенное творчество новые мелодичные ритмы, формы и размеры, новые принципы использования художественно-выразительных средств языка.

Абай проявлял интерес и к песням русского народа, романсу, вокальному творчеству русских композиторов М. И. Глинки, А. А. Алябьева, А. Е. Варламова, А. Л. Гурилева, А. Г. Рубинштейна. В творчестве Абая имеется цикл песен, созданных на основе стихов, переведенных с русского языка. На стихи Абая писали песни и романсы композиторы М. Тулебаев, С. Мухамеджанов, Г. Жубанова, М. Койшыбаев, Н. Тлендиев и др.

Литературное и эстетическое наследие Абая - национальная гордость казахского народа. Традиции Абая в своем литературном творчестве развивали Ш. Кудайбердыев (1858 - 1931), С. Торайгыров (1894 - 1921), М. Жумабаев (1893 - 1938), С. Донентаев (1894 - 1933). На наследии Абая воспитаны классики казахской литературы ХХ в.: М. Ауэзов, С. Сейфуллин, Г. Мусрепов, С. Муканов, Г. Мустафин, А. Тажибаев, К. Аманжолов, Т. Жароков.

Образ выдающегося поэта-просветителя запечатлен в произведениях литературы, музыки, изобразительного искусства. Его жизнь и творчество вдохновили М. О. Ауэзова на создание романа-эпопеи в 2 книгах: «Абай» и «Абай жолы» («Путь Абая») (Ленинская премия, 1959 г.).

Труд Абая переведён на многие языки мира, среди которых русский, китайский французский и др.

В память об Абае учреждена Государственая премия Казахстана в области литературы.
В честь Абая названы город, административные центры, улицы, театры, библиотеки и другие объекты на территории республики. Именем Абая названы Казахский государственный академический театр оперы и балета, Казахский национальный педагогический университет в городе Алматы, центральные проспекты городов Казахстана, пик в отроге хребта Иле Алатау. На площади Абая в городе Алматы установлен памятник великому поэту(1960 год) .

В 2010 г. в Астане памятник Абаю разместился напротив Старой площади по проспекту, названному в его же честь. В день рождения поэта ежегодно на этой площади проводятся поэтические слушания, посвященные великому Абаю.

150 -летие Абая в 1995 году прошло под эгидой ЮНЕСКО.

Литература
История Казахстана (с древнейших времен до наших дней). В 5 томах. Т. 3. - Алматы «Атамұра» 2010, - 768 с., илл., карты - С. 535–540.
Казахстан. Национальная энциклопедия, т.1. / Гл. ред. Б. Аяган. - Алматы: Главная редакция: «Қазақ энциклопедиясы», 2004 - 560 с. - С. 67 - 69.
Акмола: Энциклопедия - Алматы: Атамұра, 1995, - 400 с. - С. 282 - 283.

Абай Кунанбаев - выдающийся поэт, мыслитель, просветитель-демократ, родоначальник новой казахской реалистической литературы.

Время Абая – сложное и неспокойное. Вековые патриархально-феодальные устои в степи стали расшатываться под натиском начавших проникать в аулы товарно-денежных отношений, усиливается феодальный и колониальный гнет; упразднение ханств и установление волостного правления усиливали борьбу за власть, вражду, принцип «разделяй и вла-ствуй» был в разгаре. И все же местн ая и колониальная власти не смогли остановить развитие казахской прогрессивной общественной мысли и ху-дожественной литературы. Это время ознаменовалось становлением и дальнейшим развитием национальной реалистической литературы, осно-воположником которой явился Абай Кунанбаев.Две замечательные женщины – бабушка Зере и мать Улжан - воспи-тывали Ибрагима. Он рос пытливым, внимательным, впечатлительным, за что мать дала ему другое имя – Абай (что значит внимательный, проница-тельный).

Начальное образование Абай получил в родном ауле, затем девяти-летним был отдан в медресе – мусульманскую духовную школу в г. Семи-палатинске. Религиозное схоластическое обучение не могло удовлетворить его, и он самовольно переходит в семипалатинскую русскую приходскую школу. Подобный поступок был своеобразным проявлением поисков само-стоятельного пути и начавшего формироваться личного достоинства юно-го Абая. К сожалению, сведений об этой школе и поре ученичества в ней Абая не осталось.ясный ум, гуманность, справедливость и любовь к народу - все эти замечатель-ные качества Абая сделали его необычайно популярным человеком. К не-му обращались за помощью, за советами люди, притесненные феодалами, чиновниками, люди, не находившие нигде справедливости, к нему шла мыслящая, восприимчивая молодежь, чтобы получить от него знания и по-учиться поэтическому мастерству.

Такая популярность Абая не нравилась противникам нового, русским чиновникам-колонизаторам, муллам, ненавидящим Абая за его демократи-ческие убеждения и просветительскую деятельность. На него сочиняли до-носы, называли «смутьяном среди народа», «неугомонным нарушителем обычаев, прав и установлений отцов и дедов». Дело кончилось тем, что, учинив обыск в ауле Абая, полиция запретила ему встречаться с русскими политическими ссыльными, над ним был установлен тайный надзор.

Все это причиняло Абаю душевную боль. К тому же на каждом шагу он сталкивался с отвратительными пороками действительности, социаль-ным и нравственным угнетением.

Абая преследовали и личные несчастья. В 1896 году умер его та-лантливый, образованный сын Абдрахман, который учился в Петербурге и на которого Абай возлагал большие надежды. Смерть сына значительно подорвала здоровье поэта.

Затем на него обрушился еще один удар судьбы - смерть другого сына, талантливого поэта - Магауи. Этого Абай пережить не смог. Через 40 дней после смерти сына скончался и великий поэт.

Отношение к окружающей действительности и внутренний мир по-эта с наибольшей полнотой и непосредственностью выразились в его ли-рике. Поэзия Абая богата по содержанию: это стихотворения на социаль-но-политические темы, стихи сатирические, философские раздумья, пей-зажная лирика, стихи о любви, дружбе, поэзии, науке. Лирика Абая знако-мит нас с его раздумьями о смысле жизни, о счастье человека, с его нрав-ственным идеалом.

Поэзия Абая - это громадный шаг казахской литературы к реали-стическому изображению жизни. В поэзии Абая нашли отражение разно-образные картины народной жизни, бескрайние просторы степей, жизнь и быт казахского аула, летние кочевья, подготовка к зиме, соколиная охота. Здесь и внутренний мир людей разных поколений, разные характеры. Абай любил свой народ, ему было дорого все, чем он жил, к чему стремился.

В пору своего творческого расцвета Абай создает ряд лирических произведений огромной социальной и художественной значимости, свиде-тельствующих об углублении и развитии реализма в его творчестве. В них казахская степь предстает перед читателями в своем величии и в самом ее разнообразном виде, в светлых и мрачных тонах. Примерами могут слу-жить стихи о временах года: «Весна», «Лето», «Осень», «Ноябрь - пред-дверие зимы...», «Зима», которые являются непревзойденными образцами не только пейзажной лирики, но и страстной гражданской, подлинно реа-листической поэзии.

Цикл стихов Абая о временах года принадлежит к числу наиболее проникновенных созданий абаевской поэзии. Впервые в истории казахской литературы степь предстала во всем ее разнообразии, впервые картины природы стали отражением сложной, полной глубоких социальных проти-воречий жизни казахского народа.

Выбери из этого текста,все что тебе нужно,потому что маленько я писать не умею)

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

HTML-версии работы пока нет.
Cкачать архив работы можно перейдя по ссылке, которая находятся ниже.

Подобные документы

    Социальные и экономические условия развития Казахстана второй половины ХIХ века. Влияние и последствия присоединения Казахстана к России на развитие просветительства. Жизнь и творчество Абая Кунанбаева, Чокана Чингисовича Валиханова, Ибрая Алтынсарина.

    дипломная работа , добавлен 24.11.2010

    Особенности казахско-джунгарских отношений в 15-16 вв. Упрочение военного потенциала Джунгарии в 17-18 вв., ее вторжения в казахские земли. Годы великого бедствия (1723-1727 гг.). Исход многовековой борьбы казахского народа с джунгарскими завоеваниями.

    контрольная работа , добавлен 13.02.2011

    Исследования происхождения жузов. Принцип объединения народа в Казахском ханстве. Основные этапы образования и устройство Казахского ханства. Формирование аульной системы расселения, хозяйствования и быта. Процесс образования казахской народности.

    реферат , добавлен 19.11.2011

    Биографический очерк жизни и деятельности В.С. Высоцкого - советского поэта, барда, актера и автора прозаических произведений. Воспоминания и статьи о Высоцком. На съемках фильма "Сказ про то, как царь Петр арапа женил" и "Место встречи изменить нельзя".

    реферат , добавлен 27.08.2011

    Образование империи Карла Великого. Основы функционирования системы управления Карла Великого. Войны франков и их влияние на образ жизни народов Франкской империи. Характеристика исторических личностей эпохи Каролингов. Церковь в империи Карла Великого.

    дипломная работа , добавлен 07.05.2012

    Основатели Казахского ханства. Первоначальная территория Казахского ханства. Причины откочёвки Керея и Жаныбека. Историческое значение образования Казахского ханства. Ханы казахского ханства. Общественно-политический строй Казахстана в XVII–XVIII вв.

    презентация , добавлен 02.12.2015

    Биография, научная и общественная деятельность выдающегося сына казахского народа Чокана (Шокана) Валиханова и его вклад в мировую культуру и историю. Знаменитое путешествие в Кашгарию. Психологические аспекты жизни и деятельности Чокана Валиханова.

    Краткая биография Абай Кунанбаев | Композиторы, Писатели

    Много сил в своей биографии Абай Кунанбаев приложил для сближения... Также в жизни Кунанбаева проявился незаурядный музыкальный талант...

    obrazovaka.ru

    Коротко о великом: Абай - Yvision.kz

    О, я очень давно планировала написать пост про Абая. И кажется, сегодня, ... (обращаю внимание людей, которые считают, что им 25, и вся жизнь уже...

    yvision.kz

    Биография Абая Кунанбаева

    Абай Кунанбаев - великий поэт казахского народа, философ -гуманист, ... Жизнь и творчество Абая в определенной мере были обусловлены...

    www.abay.nabrk.kz

    Абай Кунанбаев: биография | NUR.KZ

    28 сен 2017 ... Именно отцовский пример стал ориентиром для Абая в жизни и... быть мужчиной, то мама во многом привила ему любовь к творчеству.

    www.nur.kz

    Абай Кунанбаев — Википедия

    Аба́й (Ибраги́м) Кунанба́ев (каз. Абай Құнанбайұлы (инф.)) (29 июля 1845, ... О, каким необъятным казался мир: Той порой, как встречал я жизни..... 2-е изд. — М. : Большая советская энциклопедия, 1949. — Т. 1. Перейти... Проблема веры в философии Абая · Творчество Абая Кунанбаева...

    ru.wikipedia.org

    Абай Кунанбаев

    Абай Кунанбаев - великий поэт, писатель, общественный деятель, ... Под этим именем он прожил всю свою жизнь и вошел в историю. Начатое в раннем детстве приобщение к устному творчеству народа и домашнее обучение у...

    old.unesco.kz

    Великий поэт-просветитель Абай Кунанбаев

    3 фев 2016 ... Великий поэт-просветитель Абай Кунанбаев. Жизнь и среда Абая. Во второй половине XIX в. наряду с устным творчеством...

    el.kz

    Абай атындағы Қазақ улттык педагогикалық университет! ... Вестник. Серия «Специальная педагогика».2 - Алматы: КазНПУ им.Абая. ..... рамках проекта созданы Ассоциация для родителей детей с КИ и интернет- .... Нравственные проблемы в творчестве Абая выделяются на уроках..... Ана mini эдістемесі.

    kaznpu.kz

    О жизни и творчестве Абая Кунанбаева

    3 май 2013 ... Абай Кунанбаев казахский поэт-просветитель, общественный деятель, ... ИННОВАЦИОННЫЙ ПРОЕКТ “100 КНИГ” НА КАФЕДРЕ РУССКОЙ..... Лит.: Ауэзов М. О., Жизнь и творчество Абая Кунанбаева, в сб. .... 1-2, М., 1958; Бейсембиев К., Мировоззрение Абая Кунанбаева, Алма-Ата, 1956; ...

    abai-inst.kz

    Абай (Ибрагим) Кунанбаев · Персоналии · Портал «История...

    Его жизнь и творчество вдохновили М. О. Ауэзова на создание романа- эпопеи в 2 книгах: «Абай» и «Абай жолы» («Путь Абая») (Ленинская премия, ...

    e-history.kz

    Темы проектов в начальной школе 2 класс | Творческие проекты...

    Любой пример темы проекта для начальных классов 2 класс рекомендуется изменять в зависимости от возможностей, заинтересованности ребенка в определенной области исследования и каким-либо

    tvorcheskie-proekty.ru

    Жизнь и творчество Абая Кунанбайулы — Мегаобучалка

    Особое место в творчестве Абая занимает "Кара соз".

    megaobuchalka.ru

    Урок самопознания по теме "Мудрость великого Абая" - прочее...

    Для Абая творчество стало смыслом его жизни.

    kopilkaurokov.ru

    Мини проект о жизни и творчестве Абая - Обществознание...

    Помогите пож сделай мини-проект о жизни и творчестве Абая 2кл паспорт проекта.

    prostoi-otvet.ru

    Наверное, каждый человек, хоть немного интересующийся культурой казахов, знает об Абае Кунанбаеве. Разносторонний человек - поэт, композитор, мыслитель, он сделал немало, чтобы поднять свой народ, максимально сблизить его с русским, приобщить к мировой сокровищнице культуры. Поэтому знать о нем полезно многим людям.

    Настоящее имя и прозвище

    Для начала стоит сказать, что настоящее имя Абая Кунанбаева - Ибрагим Кунанбаев. Слово "абай" является прозвищем, которое дала ему любящая бабушка Зере, внимательно наблюдавшая за внуком, вырастившая его. "Абай" переводится с казахского языка как "осторожный". Однако именно под этим прозвищем он стал известен во всем Казахстане.

    Происхождение

    Историкам удалось проследить род Абая Кунанбаева до его прадеда - известного батыра (воина) Ыргызбая. Он родился примерно в середине восемнадцатого века, принимал участие в оборонительных войнах против джунгаров. На склоне лет Ыргызбай стал бием (народным судьей), решавшим мелкие бытовые споры среди соплеменников.

    Сын Ыргызбая - Оскембай, родился примерно в конце 1870-х годов. Унаследовав должность отца, он также стал бием.

    Отец же Абая - Кунанбай кажы, смог продвинуться выше, став со временем старшим султаном Каркаралинского внешнего округа, административной единицы, границы которой определили русские руководители. Родился он в 1804 году, скончался в 1886.

    Большую роль в жизни будущего поэта сыграла его бабушка Зере. Она не только дала ему прозвище, под которым он стал известен, но и обучила казахскому языку - прогрессивный отец настаивал на том, чтобы сын изучал в первую очередь русский язык.

    Таким образом, можно сказать, что Абай Кунанбаев является выходцем из казахской элиты своего времени, он получил передовое образование в русской школе и во многом является продуктом русской цивилизации.

    Биография

    Для начала стоит коротко рассказать о биографии Абая Кунанбаева.

    Родился будущий великий просветитель 10 августа 1845 года в Чингизских междугорьях, в Семипалатинской волости (по современному административному делению - в Восточно-Казахстанской области). Как говорилось выше, является выходцем из знатного рода судей и баев (богатых людей).

    Образование началось с посещения муллы, после чего Абай отправился в Семипалатинск, где обучался в медресе, изучая персидский и арабский языки. Параллельно посещал русскую школу, построенную для детей чиновников и военных, проходящих службу на территории Казахстана. Окончив ее, пытался писать первые стихи.

    В возрасте 13 лет Кунанбай попытался привить сыну навыки главы рода. Однако уже в 28 лет Абай отказывается от нее, вплотную занявшись самообразованием, общаясь с просвещенными людьми. В первую очередь их роль играли русские политические ссыльные С. Гросс, Н. Долгополов, Е. П. Михаэлис и другие.

    Параллельно он много читал - его наставниками, пусть и заочно, стали Пушкин, Лермонтов, Гете, Байрон, Крылов и другие писатели. Читая переводы на русский язык, он ознакомился с творчеством многих европейских писателей, приобретая тонкий вкус, развиваясь и просвещаясь. Стоит отметить, что он пытался донести европейскую культуру до своего народа. Ярким примером можно назвать конкретный случай. Немецкий поэт Гете написал стихотворение "Ночная песня странника". Лермонтов, впечатленный ее красотой и поэтичностью, перевел и адаптировал на русский язык, создав "Горные вершины спят во тьме ночной". Спустя около полувека его прочитал Абай Кунанбаев. Стих, переведенный им под названием "Горы дремлют в темной ночи" стал народной песней, широко разойдясь среди простых людей.

    Скончался в возрасте 58 лет в 1904 году.

    Потомки

    Отдельно стоит сказать про детей Абая Кунанбаева. Он оставил после себя четырех сыновей, судьбы которых сложились по-разному.

    Старшим сыном стал Акылбай, родившийся, когда будущему поэтому исполнилось лишь 17 лет. Его воспитанием занималась младшая жена Абая Кунанбаева - Нурганым. Родившись в 1861 году, он скончался в 1904 году.

    Второй сын - Абдирахман - родился в 1868 году. Отец отправил его получать образование в Тюмень, где действовало реальное училище. Затем он обучался в Михайловской школе артиллерии, расположенной в Санкт-Петербурге. Увы, в военную академию, как мечтал Абай, его сын не поступил - не позволило здоровье. Скончался Абдирахман в 1895 году от туберкулеза.

    Третьим сыном стал Магауия. Прожил довольно мало - с 1870 по 1904 год. Обучался в Семипалатинске, после чего вернулся в родной аул, где писал поэмы, увы, не получившие широкой известности. Со временем получил место бия.

    Наконец, четвертый сын Турагул, родившийся в 1875 году, стал общественным деятелем политической партии "Алаш Орда". Увлекался литературой и, как утверждают специалисты, перевел некоторые произведения Джека Лондона, Максима Горького и других писателей на казахский язык. Увы, большая часть переводов не сохранилась. Умер в Чимкенте в 1934 году.

    Знаменитые "Слова назидания"

    Главным наследием Абая Кунанбаева многие специалисты считают именно широко известные в Казахстане "Слова назидания" - в оригинале "Кара соз" ("Черные слова"). Их проходят в школах, изучают в институтах. Они представляют собой 45 коротких притч, изложенных в поэтической форме.

    Написал их поэт уже в весьма зрелом возрасте, прожив большую часть жизни, узнав людей и собственный народ. Ничего нового в "Словах назидания" не было - просто свод самых обычных правил, затрагивающих в первую очередь мораль и нормы поведения. Однако для своего времени они произвели настоящий фурор - изложенные в простой, понятной форме, они распространились среди простого казахского народа, формируя более высокую нравственность, просвещая местных жителей.

    Эти стихи Абая Кунанбаева были переведены на русский язык. Сборники публиковались трижды - в 1945, 1954 и 1979 годах. Также была предпринята попытка перевода на немецкий язык, однако из-за низкой художественной ценности работа так и не была завершена.

    Литературные достижения

    Определенной популярностью пользуются и книги Абая Кунанбаева. В Казахстане, на родине писателя, существует даже особая дисциплина абаеведение, задачей которой является изучение его наследия, поиск скрытых смыслов.

    При жизни писателя ни одно из его произведений не было напечатано. Первая книга появилась в 1909 году - ею стал сборник "Стихи казахского поэта Ибрагима Кунанбаева". Впоследствии она дважды переиздавалась в 1922 году, в Казани и Ташкенте.

    В последующие годы, начиная с 1933 и по наши дни издавались многие произведения Абая Кунанбаева. Так, в 1940 году вышла книга "Лирика и поэмы", в 1945 году "Избранное". Произведения активно издавались на русском и казахском языках, в Казахской ССР (позже Казахстане) и РСФСР.

    Вклад в культуру Казахстана

    Пожалуй, главное достижение Абая Кунанбаева заключается в том, что он старался максимально сблизить казахскую культуру с русской, активно переводя произведения классиков и современников на казахский язык, пытаясь сделать их максимально доступными и понятными для соплеменников.

    Многие его произведения вошли в народ, став народными песнями. Это оказалось огромным вкладом в развитие культуры. В условиях, когда читать умели жалкие проценты от общего населения страны, именно народные песни оказались наиболее действенным способом донести определенные мысли до всех слоев населения.

    Прогрессивные взгляды

    Получая образование в русской школе, много общаясь со ссыльными и учениками, Абай смог оценить со стороны быт и нравы своего народа. Острое неприятие многих традиций впоследствии нашли отражение в "Словах назидания".

    К примеру, он порицал многие откровенно варварские традиции, бытовавшие среди простого народа. Жадность, лизоблюдство, преклонение перед более сильным - Абай старался искоренить эти негативные черты в обществе. Отдельного внимания заслуживало, по его мнению, отношение к женщинам. Как и во всех странах Средней Азии, до прихода русских, они практически являлись рабынями. Не имея никаких прав, они были буквально собственностью сначала отцов, а потом мужей. Убийство либо никак не наказывалось, либо наказывалось небольшим штрафом - если казах убивал женщину, не принадлежавшую ему. Все это выставлялось в его произведениях самым негативным образом.

    Старался порицать он и алчность. Во многих казахстанских школах изучается поэма "Искандер" (так звали в Азии Александра Македонского) в оригинале или переводе. Здесь великий завоеватель ведет беседу со своим учителем - Аристотелем. Тот наглядно показывает молодому, горячему мужчине, что бессмысленное накопление золота не может закончиться ничем хорошим.

    Стоит отметить, что практически во всех "Словах назидания" упоминаются русские люди и народ в целом. Великий просветитель ставит их в пример казахам. Пожалуй, сегодня многие из его строк могли бы привести к тому, что поэт получил бы серьезное наказание за экстремизм. Привести хотя бы цитату из "Второго слова назидания", посвященную русским: "Сила их в том, что неустанно учатся они ремеслу, трудятся, а не проводят время в унизительных раздорах между собой. О просвещенных и знатных русских и речи нет. Нам не сравняться с их прислугой".

    Призывал он всех состоятельных казахов (и сам следовал этому совету) отправлять детей для обучения русским учителям. А биями и управленцами ставить только тех, кто получил русское образование. Абай Кунанбаев считал, что именно изучая русский язык, простые казахи получат доступ к всемирной сокровищнице знаний.

    Разумеется, сегодня его произведения изучаются в довольно сильно усеченной форме - многие отрывки скрупулезно вырезаются, как устаревшие.

    Память в бонистике и филателии

    Память о великом просветителе живет. Так как скончался он в начале двадцатого века, фото Абая Кунанбаева до наших дней не дошли. Зато сохранилось довольно много словесных описаний, позволяющих сравнительно точно восстановить его внешность.

    Поэту старались отдать долг памяти, увековечив на марках. Первая из них появилась еще в 1965 году. Стоила марка 4 копейки и изображала лицо Абая Кунанбаева. Значительно позже, в 1995 году, были выпущены еще две марки, достоинством уже 4 и 9 тенге.

    При создании собственной национальной валюты, специалисты также не забыли о великом просветителе. На купюре достоинством 20 тенге, выпущенной в 1993 году, изображен именно этот поэт.

    Отдельно стоит сказать, что во многих городах Казахстана в день рождения Абая Кунанбаева проводятся литературные чтения, посвященные ему.

    Топонимы в честь Абая

    Еще больше внимания поэту уделено при переименовании русских деревень и маленьких городков, расположенных на территории Казахстана. Десятки населенных пунктов были переименованы в 90-е годы после распада СССР и получения Республикой Казахстан независимости.

    Яркими примерами можно назвать Мичуринск, Сухиновку, Интернационал, Авангард, Шавровку. Все эти населенные пункты, основанные русскими переселенцами, впоследствии были переименованы в честь Абая.

    Во многих крупных городах Казахстана установлены памятники Абаю Кунанбаеву. Сюда можно отнести Алматы, Астану, Усть-Каменогорск, Семипалатинск.

    Практически в каждом крупном городе (и многих мелких населенных пунктах) есть улицы и проспекты Абая - большая часть из них получила новое название уже после обретения независимости Казахстаном.

    Известные родственники

    Один из самых известных казахстанских писателей является Мухтар Ауэзов. Мало кто знает, что он - внучатый племянник просветителя. Ну а наибольшую известность Ауэзову принес исторический роман "Путь Абая", посвященный известному предку.

    Также стоит упомянуть о другом казахстанском поэте - Шакариме Кудайбердиеве. Он был племянником Абая.

    Заключение

    На этом наша статья подходит к концу. Теперь вы знаете больше о великом казахском просветителе Абае Кунанбаеве. Немного ознакомились с его творчеством, имеете представление о биографии и вехах жизни, оказавших влияние на мировоззрение поэта.