Имя прилагательное - та самая часть речи, без которой наш язык не может существовать. И дело тут не только в необходимости придания образности. Без прилагательных невозможна даже банальная конкретизация объектов. Если нам неизвестны точные признаки того или иного предмета, мы не можем его представить и, следовательно, с трудом можем предугадать, какие действия по отношению к этому объекту мы сможем выполнить.

Все мы понимаем, что объекты не могут быть одинаковыми. Один из них больше, второй - меньше, третий - более тяжёлый, а четвёртый - вообще по цвету темнее. Так как же описать нечто, что своими признаками отличается от других предметов? Как подчеркнуть эту разницу? Именно для этого и нужны сравнительная степень и превосходная степень сравнения имён прилагательных. Попробуем разобраться, что же это такое.

А для чего?

Как уже говорилось выше, сравнительная и нужна для того, чтобы идентифицировать объект через сравнение его с другим объектом. Обычно первоначально называется один из предметов, чтобы человек мог представить, с чем ему придётся сравнивать, а уже потом перечисляются признаки нового объекта относительно первоначального, чтобы, сравнивая, мы могли составить представление о том, что нам пока неизвестно.

Сравнительная степень и превосходная степень действительно необходима в образовании, чтобы помочь обучаемому лучше понять природу предмета, что, конечно, способствует успешному усвоению материала. Вместе с тем наша повседневная речь стала бы гораздо более скудной, если бы в ней не было этих самых сравнений - тогда в ряде ситуаций мы просто не могли бы выразить свою мысль! Образовать сравнительную и превосходную и наречий (о чем будет сказано позже) совсем не сложно. Главное - уметь правильно применять их.

От чего образуем?

В первую очередь, нужно понять, что сравнительная и превосходная степень прилагательных - явление, характерное только для качественных частей речи. например, которые обозначают принадлежность предмета кому-либо, не могут образовать нечто подобное: не может же мяч, например, быть больше Танин, чем Сашин, а хвост - больше лисицын, чем волчий. То же самое можно сказать насчёт стол более деревянный, чем стул? Нонсенс!

Так что обязательно запомните, что только у имеется сравнительная степень и превосходная степень.

Сравнительная - синтетика

Начнём со сравнительной степени имени прилагательного. Во-первых, нужно понять, что она бывает простая и составная, то есть образуется либо с помощью специальных суффиксов, либо добавлением определённых слов, подчёркивающих различие между объектами. Простая степень, её ещё называют синтетической, как было сказано выше, образуется с помощью формообразовательных суффиксов, которые прибавляются к Выбор суффикса зависит от того, на какой звук заканчивается эта самая основа. Для большинства согласных звуков (кроме нескольких исключений, о которых будет сказано ниже) подходят суффиксы -ее- и -ей-: светлый - светлЕЕ, горячий -горячЕЙ и так далее.

Суффикс -е- применяется в таких случаях:

  • Когда имя прилагательное заканчивается на г, х, д, т (дорогой - дорожЕ, сухой - сушЕ, богатый - богачЕ, молодой - моложЕ). Кстати, здесь, как вы уже заметили, наблюдается и чередование согласного звука в корне слова, что тоже является немаловажным моментом.
  • Когда имя прилагательное заканчивается суффиксом -к- (высокий - вышЕ, низкий - нижЕ).
  • В случаях-исключениях, не поддающихся, к сожалению, никакой логике (дешёвый - дешевлЕ).

И последняя группа суффиксов -ше- и -же- используются также в единичных случаях, больше как исключения (тонкий - тоньШЕ, глубокий - глубЖЕ).

Кроме того, нельзя не упомянуть о том, что существует определённое количество слов, у которых и вовсе при образовании формы сравнительной и превосходной степени меняется сам корень (хороший - ЛУЧШЕ, плохой - ХУЖЕ).

Повседневная речь допускает добавление приставки -по- к прилагательному, уже стоящему в сравнительной степени, чтобы немного смягчить это различие (светлый -светлЕЕ - ПОсветлее, дорогой - дороЖЕ - ПОдороже). В предложении такая форма имени прилагательного чаще всего является частью составного именного сказуемого. Более того, она не изменяется по родам, числам и падежам.

Сравнительная - аналитика

Перейдём к составной-аналитической форме сравнительной степени имени прилагательного. Здесь всё гораздо проще: слова "более" и "менее" употребляются перед прилагательным (рисковый - более рисковый, образованный - менее образованный). В предложении аналитическая форма полностью соответствует функциям обычного имени прилагательного.

Превосходная - синтетика

Превосходная степень сравнения демонстрирует, как ясно из названия, абсолютное превосходство какого-то признака, наивысшую степень его проявления. Она также имеет синтетическую (простую) и аналитическую (составную) формы.

"Синтетика" образуется с помощью ряда суффиксов -ейш- ,-айш-, -ш- (простой - простЕЙШий, тихий - тишАЙШий). Кроме того, литературный стиль допускает применение приставки -най-, которая добавляется к прилагательному в сравнительной степени (маленький - НАЙменьший, простой - НАЙпростейший). Здесь уже наблюдается изменение по родам, числам и падежам, в отличие от сравнительной степени.

Превосходная - аналитика

С составной формой всё так же просто, как со сравнительной степенью. Здесь обычно добавляются слова "самый", "наиболее/наименее", присущие по большей части книжному стилю (НАИБОЛЕЕ успешный, НАИМЕНЕЕ рациональный, САМЫЙ простой), и "всех/всего" в сочетании с прилагательным в сравнительной степени, которые употребляются в разговорной речи (умнее ВСЕХ, интереснее ВСЕГО).

Степени сравнения наречий

А теперь перейдём к ещё одной части речи - наречию. Его необходимость и полезность неоспоримы. В принципе, у них очень много общего. Сравнительная и превосходная степень наречий - правило, по сравнению с прилагательным, гораздо менее объёмное и гораздо более лёгкое.

Во-первых, следует отметить, что степени сравнения образуют только наречия, заканчивающиеся на -о,-е, в основе которых лежат качественные прилагательные (просто, тихо, глубоко).

Во-вторых, перед нами всё те же две формы: сравнительная и превосходная с разделением в первом случае на простую и составную. Для образования простой сравнительной степени используются суффиксы -ее-, -ей-, -е- и -ше-, добавляемые к наречию без этого характерного -о, е: просто - прощЕ, смешно - смешнЕЕ. Тогда как составная форма создаётся с помощью уже известных слов "более/менее" и исходной формы наречия - МЕНЕЕ громко, БОЛЕЕ свободно. С превосходной степенью наречия ещё гораздо проще: здесь не бывает синтетической формы, а аналитическая образуется добавлением короткого "всех" к сравнительной степени наречия (тихо - тиШЕ - тише ВСЕХ, смело - смелЕЕ - смелее ВСЕХ).

Обобщаем

Нами была изучена сравнительная и превосходная степень. Таблица, которая поможет обобщить и повторить весь вышеизложенный материал, представлена ниже.

Прилагательное

Синтетическая

Аналитическая

Синтетическая

Аналитическая

Сравнительная

Суффиксы: ее, ей, е, к, ше, же

Приставка: по

(смелее, подороже)

более/менее

Прилагательное

(более смелый,

менее дорогой)

Суффиксы: ее, ей, е, ше

(тише, быстрее)

более/менее

(более громко)

Превосходная

Суффиксы: ейш, айш, ш

Приставка: наи

Сравнительная синтетическая

(смелейший, наилучший)

самый, всего/всех, наиболее/наименее

Прилагательное

(самый смелый, наиболее дорогой)

Сравнительная синтетическая

(красивее всех)

Заключение

Сравнительная степень и превосходная степень - тема, в принципе, элементарная. Тут достаточно знать нескольких суффиксов, чтобы успешно выполнять многочисленные грамматические упражнения. Кстати, эта особенность прилагательных и наречий свойственна многим языкам. Вот, например, английский: сравнительная и превосходная степень в этом языке образуется добавлением либо суффикса к односложным словам, либо усилительных слов к многосложным. Здесь всё даже проще, чем у нас! При желании можно овладеть этим правилом без труда. Практика, практика и ещё раз практика!

Формы стихотворного ритма разнообразны. Русское стихосложение опирается на силлабо-тоническую (слогоударную) систему стихосложения.

Силлабо-тоническое стихосложение – способ организации стихотворения, при котором ударные и безударные слоги чередуются в определённом порядке, неизменном для всех строк стихотворения. Правила силлабо-тонического стихосложения были разработаны Василием Кирилловичем Тредиаковским («Новый и краткий способ к сложению стихов Российских» 1735) и («Письмо о правилах российского стихотворства», 1739). К середине XVIII века такой способ организации стихотворения стал главенствующим в русской поэзии.

Под стихотворным размером понимают правила чередования безударных и ударных слогов в стихе, иными словами – чередование стоп.

Стопа – это последовательность одного или нескольких безударных (слабых) и одного ударного (сильного) слога, чередующихся в определённом порядке. Для классических размеров стопа состоит либо из двух слогов (хорей и ямб – двусложные стихотворные размеры), либо из трёх (дактиль, амфибрахий и анапест – трёхсложные стихотворные размеры). Стопа является минимальной структурной единицей стиха. Количество стоп в одной поэтической строке учитывается при определении стихотворного размера. Количество стоп соответствует числу ритмических ударений в одной строке.

В русском стихосложении выделяют пять стихотворных размеров : хорей, ямб, дактиль, амфибрахий и анапест.

Хорей , или трохей (от греч. horeios – плясовой) – двусложный размер, где ритмические ударения падают на нечётные слоги . Стопа хорея схематически выглядит так: | – (знаком “|” условно обозначим ударный слог, а знаком “–“ безударный).

Буря мглою небо кроет,
Вихри снежные крутя…
(А.С. Пушкин)

| – | – | – | –
| – | – | – |

В данном случае перед нами пример 4-стопного хорея . (При этом следует учитывать, что ритмические ударения не всегда совпадают с обычным словесным ударением, и в слове иногда может быть два ритмических ударения – в приведённом примере слово «снежные» обладает двумя ритмическими ударениями. "Лишнее" ритмическое ударение называется пиррихием).

Ямб (от названия древнегреч. музыкального инструмента) – двусложный размер, где ритмические ударения падают на чётные слоги .

Стопа ямба схематически выглядит так: – |

Мой дядя самых честных правил.
Когда не в шутку занемог…
(А.С. Пушкин)

– | – | – | – | –
– | – | – | – |

В данном случае перед нами пример 4-стопного ямба .

Один из героев романа Ильфа и Петрова «Золотой телёнок» - Васисуалий Лоханкин – общался с окружающими исключительно пятистопным ямбом:

Я к вам пришёл навеки поселиться.
Пожар, пожар пригнал меня сюда.
(И. Ильф, Е. Петров)

– | – | – | – | – | –
– | – | – | – | – |
Это пример 5-стопного ямба .

Комедия "Горе от ума" написана разностопным ямбом, т.к. в тексте произведения используется разное количество стоп в ямбических строках:

Молчать!
Ужасный век! Не знаешь, что начать!
Все умудрились не по летам.
А пуще дочери, да сами добряки.
Дались нам эти языки!
(А.С. Грибоедов)

– |
– | – | – | – | – |
– | – | – | – | –
– | – | – | – | – | – |
– | – | – | – |

Это пример разностопного ямба . В каждой из строк от одной до шести стоп.

Дактиль (от греч. daktilos – палец) – трёхсложный стихотворный размер, где ритмические ударения падают на 1-й, 4-й, 7-й и т.д. слоги.
Стопа дактиля схематически выглядит так: | – –

Славная осень! Здоровый, ядрёный
Воздух усталые силы бодрит…
(Н.А. Некрасов)

| – – | – – | – – | –
| – – | – – | – – |
Это пример 4-стопного дактиля .

Амфибрахий (от греч. amfibrahus – с обеих сторон краткий) – трёхсложный стихотворный размер, где ритмические ударения падают на 2-й, 5-й, 8-й и т.д. слоги .
Стопа амфибрахия выглядит так: – | –

К отцу, весь издрогнув, малютка приник.
Обняв, его держит и греет старик.
(В.А. Жуковский)

– | – – | – – | – – |
– | – – | – – | – – |

Это пример 4-стопного амфибрахия .

По синим волнам океана,
Лишь звёзды блеснут в небесах…
(М.Ю. Лермонтов)

– | – – | – – | –
– | – – | – – |
Это пример 3-стопного амфибрахия .

Анапест (от греч. anapestos – отражённый назад, т.е. обратный дактилю) – трёхсложный стихотворный размер, где ритмические ударения падают на 3-й, 6-й, 9-й и т.д. слоги .

Стопа анапеста выглядит так: – – |

Назови мне такую обитель,
Я такого угла не видал…
(Н.А. Некрасов)

– – | – – | – – | –
– – | – – | – – |
Это пример 3-стопного анапеста .

Уважаемые гости и новички, приветствуем Вас на нашем форуме

Здесь вы можете найти ответы практически на все свои вопросы о серии игр «Готика» (в том числе различных модах на нее), «Ведьмак», «Ризен», «Древние свитки», «Эра дракона» и о многих других играх. Можете также узнать свежие новости о разработке новых проектов, сыграть в увлекательные ФРПГ, восхититься творчеством наших форумчан, либо самим показать, что вы умеете. Ну и наконец, можете обсудить общие увлечения или просто весело пообщаться с посетителями «Таверны».

Чтобы получить возможность писать на форуме, оставьте сообщение в

Внимание!
- Требуется примерно по 3-5 человек на каждую из версий ОС:: - Windows® XP SP3, Windows® Vista SP2, Windows® 7 SP1, Windows® 8, Windows® 8.1, Windows® 10(build 10 1607) и Windows® 10(build 10 1703). Для стационарных ПК и ноутбуков. Заявку на участие можно оставить

JavaScript отключён. Чтобы полноценно использовать наш сайт, включите JavaScript в своём браузере.

Статус В этой теме нельзя размещать новые ответы.

16 Июл 2007

Добрый день. Начнем-с...

Но сначала несколько слов: Многие скажут, что эти сведения ему не нужны, что он пишет как хочется и т.д. воля ваша, я и не призываю запоминать сей текст, как прописную истину... Пишите стихи как хочется, хоть задом наперед... НО (!) надо понять, что без теории далеко не уедешь. ПРиведу пример: можно построить дом не зная основ строения? Конечно можно! Вот только этот дом завалится от дуновения ветра... максимум у вас получится или конура или шалаш... тоже неплохо, но не фонтан. Ежели не поняли, то приведу пример номер два - можно приготовить пирог не не зная как и из чего? Конечно можно!! Вот только как бы не потравить всех своих знакомых и родных... Тут действует тот же принцип! Вы можете не готовить по предложенному рецепту, но знать знать где какой компонент очень желательно! Я так думаю! (с)

Сначала немного общих знаний. 8)

Стихосложение И Стиховедение

Системы стихосложения:

1. Метрическая (количественная) – свойственна для античности: древнегреческого и латинского языков. Основывается на счёте долготы/краткости гласных звуков. В основе лежит понятие метра. Чередование слов с долгими и краткими звуками задавало ритм стихам, которые пелись под аккомпанемент лир или кифар. Античная поэзия была неразрывна с музыкой, соответственно стихотворная речь была неразрывно связана с речью песенной. Рифма отсутствовала. Понятие метра было заимствовано русским стихосложением.

2. Силлабическая «слоговая». Основана на равном счёте слогов в стихе. Характерна для языков с постоянным, фиксированным ударением - тюркских, романских (французский, испанский, итальянский), славянских (сербскохорватский, польский, чешский) и других. Например, во французском языке ударение на последнем слоге слова, польский (второй слог от конца), чешский (третий слог от конца). В русской поэзии употреблялось с середины 17 в до 30-х годов 18 века; основные размеры 8-, 11- и 13-сложный. Само понятие «силлабическое стихосложение» ввёл самый крупный русский стихотворец второй половины 17 века, приближённый к царскому двору учёный-монах Симеон Полоцкий. Важно было только количество слогов, поэтому ударение ставилось часто со смещением от обычного положения в слове. Силлабическое стихосложение на Руси было отменено реформой Тредиаковского – Ломоносова.

3. Тоническая «тонос» - «ударение». Основной принцип – равноударность, то есть равное количество ударений в стихе (строчке). Однако могут быть отступления от этого принципа, так как эта система характерна для языков с сильным подвижным ударением (английский, немецкий, русский).

4. Силлабо-тоническая. Её основной принцип – это закономерное и упорядоченное чередование ударных и безударных слогов (ударение играет решающую роль). Силлабо-тоническое стихосложение было введено на Руси Тредиаковским и Ломоносовым, заменив силлабическое стихосложение.

Основные разделы стиховедения:

I. Метрика и ритмика .
Метрика – раздел стиховедения о сочетании сильных и слабых мест в стихе, о метрическом строении строки, о системах стихосложения, о стихотворных метрах и размерах.

Ритмика - раздел стиховедения, изучающий совместно с метрикой законы строения стихотворной строки, её ритмические варианты, регулярные повторы словесно-звукового материала (слогов, слов, периодов, стихов, фраз, строф и пр.). Говорят также о ритмике стихов того или иного поэта, стиля, эпохи.

II. Фоника (эвфония) - область стихосложения, изучающая звуковую организацию стихотворной речи.

III. Мелодика – область, изучающая систему распределения восходящих и нисходящих интонаций в стихе.

IV. Строфика - раздел стиховедения, изучающий формы объединения стихов в композиционно законченное целое; учение об упорядоченном сочетании закономерно повторяющихся в тексте стихотворных строк.

V. Учение о рифме .

МЕТРИКА И РИТМИКА

Ритм - звуковое строение конкретной стихотворной строки (стиха); общая упорядоченность звукового строения стихотворной речи. Частным случаем ритма является метр.

Метр - упорядоченное чередование ударных и безударных слогов в стихе, общая схема звукового ритма.

Размер – способ звуковой организации стиха; частный случай метра. Например, метр ямб может включать в себя размеры от 1-стопного до 12-стопного (и более) ямба, а также вольный ямб. В силлабическом стихосложении размер определяется числом слогов; в тоническом - числом ударений; в метрическом и силлабо-тоническом - метром и числом стоп.

Силлабо-тоническая система стихосложения приняла основные метры, названные по аналогии с античными размерами: хорей, ямб, дактиль, амфибрахий, анапест.

16 Июл 2007

Теперь более детально...

Стих – отдельная строчка, упорядоченная (если в первой строке размер – ямб, то и во второй, обычно, тоже) и повторяющаяся.
Стопа – повторяющееся сочетание ударного и безударного слогов (сильного и слабого мест), единица длины стиха.

Условные обозначения:

1 - ударный слог
0 - безударный слог
/ - показатель конца стопы, отделяет одну стопу от другой.

Двусложные размеры:

Хорей - (схема: 1 0, то есть ударный + безударный слоги) ударение в строчке в целом - на первом, третьем, пятом, седьмом и т.д. слоге.

Мчат-ся ту-чи, вьют-ся ту-чи,
1 0 / 1 0 / 1 0 / 1 0
Не-ви-дим-ко-ю Лу-на
0 0 / 1 0 / 0 0 / 1
О-све-ща-ет снег ле-ту-чий;
0 0 / 1 0 / 1 0 / 1 0
Мут-но не-бо, ночь мут-на.
1 0 / 1 0 / 1 0 / 1
(А. Пушкин)

В не-бе та-ют об-ла-ка,
1 0 / 1 0 / 1 0 / 1
И, лу-чис-та-я на зно-е,
1 0 / 1 0 / 1 0 / 1 0
В иск-рах ка-тит-ся ре-ка,
1 0 / 1 0 / 1 0 / 1
Слов-но зер-ка-ло сталь-но-е.
1 0 / 1 0 / 1 0 / 1 0

Ямб – (схема: 0 1, то есть безударный + ударный слоги) ударение в строчке - на втором, четвертом, шестом, восьмом, десятом и т.д. слоге. Основные размеры: 4-стопный (лирика, эпос), 6-стопный (поэмы и драмы 18 в.), 5-стопный (лирика и драмы 19-20 вв.), вольный разностопный (басня 18-19 вв., комедия 19 в.).

О-пять сто-ю я над Не-вой,
0 1 / 0 1 / 0 1 / 0 1
И сно-ва, как в бы-лы-е го-ды,
0 1 / 0 1 / 0 1 / 0 1 / 0
Смот-рю и я, как бы жи-вой,
0 1 / 0 1 / 0 1 / 0 1
На эти дрем-лю-щи-е во-ды
0 1 / 0 1 / 0 1 / 0 1 / 0

Трёхсложные размеры:

Дактиль – (схема: 1 0 0 , то есть ударный + безударный + безударный слоги) ударение в стихе в целом - на первом, четвертом, седьмом, десятом, тринадцатом и т.д. слоге.

В раб-стве спа-сён-но-е
1 0 0 / 1 0 0
Серд-це на-род-но-е –
1 0 0 / 1 0 0
Зо-ло-то, зо-ло-то
1 0 0 / 1 0 0
Серд-це на-род-но-е!
1 0 0 / 1 0 0
(Н. Некрасов)

Как хо-ро-шо ты, о мо-ре ноч-но-е, -
1 0 0 / 1 0 0 / 1 0 0 / 1 0
Здесь лу-че-зар-но, там си-зо-тем-но...
1 0 0 / 1 0 0 / 1 0 0 / 1
В лун-ном си-я-ни-и, слов-но жи-во-е,
1 0 0 / 1 0 0 / 1 0 0 / 1 0
Хо-дит, и ды-шит, и бле-щет о-но.
1 0 0 / 1 0 0 / 1 0 0 / 1

Амфибрахий – (схема: 0 1 0, то есть безударный + ударный + безударный слоги) ударение в стихе в целом - на втором, пятом, восьмом, одиннадцатом и т.д. слоге.

В пес-ча-ных сте-пях а-ра-вий-ской зем-ли
0 1 0 / 0 1 0 / 0 1 0 / 0 1
Три гор-ды-е паль-мы вы-со-ко рос-ли
0 1 0 / 0 1 0 / 0 1 0 / 0 1
(М. Лермонтов)

На се-ве-ре ди-ком сто-ит о-ди-но-ко

На го-лой вер-ши-не со-сна.
0 1 0 / 0 1 0 / 0 1
И дрем-лет, ка-ча-ясь, и сне-гом сы-пу-чим
0 1 0 / 0 1 0 / 0 1 0 / 0 1 0
О-де-та, как ри-зой, о-на.
0 1 0 / 0 1 0 / 0 1
(М. Лермонтов)

Анапест – (схема: 0 0 1, то есть безударный + безударный + ударный слоги) ударение в строчке в целом - на третьем, шестом, девятом, двенадцатом и т.д. слогах

Есть в на-пе-вах тво-их сок-ро-вен-ных
0 0 1 / 0 0 1 / 0 0 1 / 0
Ро-ко-ва-я о ги-бе-ли весть.
0 0 1 / 0 0 1 / 0 0 1
Есть про-клять-е за-ве-тов свя-щен-ных,
0 0 1 / 0 0 1 / 0 0 1 / 0
По-ру-га-ни-е счас-ти-я есть.
0 0 1 /0 0 1 / 0 0 1
(А. Блок)

Про-зву-ча-ло над яс-ной ре-ко-ю,
0 0 1 / 0 0 1 / 0 0 1 / 0
Про-зве-не-ло в по-мерк-шем лу-гу,
0 0 1 / 0 0 1 / 0 0 1
Про-ка-ти-лось над ро-щей не-мо-ю,
0 0 1 / 0 0 1 / 0 0 1 / 0
За-све-ти-лось на том бе-ре-гу.
0 0 1 / 0 0 1 / 0 0 1

Усечение - неполная стопа в конце стиха или полустишия. Усечение, как правило, присутствует при чередовании в стихах рифм из слов с ударением на различных слогах от конца (например, женских и мужских рифм).

Гор-ны-е вер-ши-ны
1 0 / 0 0 / 1 0
Спят во тьме ноч-ной;
1 0 / 1 0 / 1
Ти-хи-е до-ли-ны
1 0 / 0 0 / 1 0
Пол-ны све-жей мглой...
1 0 / 1 0 / 1
(М.Ю. Лермонтов)

Пиррихий – схема: 0 0 , то есть безударный + безударный слоги в двусложных размерах.

Те-перь у нас до-ро-ги пло-хи,
0 1 / 0 1 / 0 1 / 0 1 / 0 - ямб
Мос-ты за-бы-ты-е гни-ют
0 1 / 0 1 / 0 0 / 0 1 - ямб и пиррихий в третьей стопе

Спондей – схема: 1 1 , то есть ударный + ударный слоги в двусложных размерах, стопа со сверхсхемным ударением.

Швед, рус-ский – ко-лет, ру-бит, ре-жет.
1 1 / 0 1 / 0 1 / 0 1 / 0 - ямб и спондей в первой стопе
Бой ба-ра-бан-ный, кли-ки, скре-жет,
1 0 / 0 1 / 0 1 / 0 1 / 0 - ямб
Гром пу-шек, то-пот, ржань-е, стон,
1 1 / 0 1 / 0 1 / 0 1 – ямб и спондей в первой стопе
И смерть, и ад со всех сто-рон.
0 1 / 0 1 / 0 1 / 0 1 - ямб
(А. Пушкин)

Трибрахий – схема: 0 0 0 , то есть безударный + безударный + безударный слоги в трёхсложных размерах.

При-слу-шай-ся к гу-лу раз-до-лий не-ез-же-ных,
0 1 0 / 0 1 0 / 0 1 0 / 0 1 0 / 0 - амфибрахий
При-слу-шай-ся к бе-ше-ной их пе-ре-стрел-ке
0 1 0 / 0 1 0 / 0 0 0 / 0 1 0 – амфибрахий с трибрахием в третьей стопе.

Альтернация – схема: 1 0 1, то есть ударный + безударный + ударный слоги в трёхсложных размерах.

Сверхсхемное ударение - ударение на слабом месте стихотворного метра.

Ког-да я ночь-ю жду е-ё при-хо-да,
0 1 / 0 1 / 0 1 / 0 1 / 0 1 / 0 - ямб
Жизнь, ка-жет-ся, ви-сит на во-лос-ке.
1 1 / 0 0 / 0 1 / 0 0 / 0 1 – ямб с сверхсхемным ударением в первой стопе и пиррихием в четвёртой.

Что по-чес-ти, что ю-ность, что сво-бо-да
0 1 / 0 0 / 0 1 / 0 0 / 0 1 / 0 – ямб с пиррихиями во второй и четвёртой стопах.
Пред ми-лой гость-ей с ду-доч-кой в ру-ке.
0 1 / 0 1 / 0 1 / 0 0 / 1 0 – ямб с пиррихием в четвёртой стопе.
(А. Ахматова)

По количеству полных стоп определяется длина размера: двустопный, трёхстопный, четырёхстопный, пятистопный и т.д. Наиболее употребительны короткие размеры.

Двустопный ямб

Иг-рай, А-дель,
0 1 / 0 1
Не знай пе-ча-ли;
0 1 / 0 1 / 0
Ха-ри-ты, Лель
0 1 / 0 1
Те-бя вен-ча-ли...
0 1 / 0 1 / 0
(А. Пушкин)

Четырёхстопный ямб

О па-мять серд-ца! Ты силь-ней
0 1 / 0 1 / 0 0 / 0 1
Рас-суд-ка па-мя-ти пе-чаль-ной
0 1 / 0 1 / 0 0 / 0 1 / 0
И час-то сла-дость-ю сво-ей
0 1 / 0 1 / 0 0 / 0 1
Ме-ня в стра-не пле-ня-ешь даль-ной.
0 1 / 0 1 / 0 1 / 0 1 / 0
(К. Батюшков)

Двустопный хорей

А-ты-ба-ты,
1 0 / 1 0
Шли сол-да-ты,
1 0 / 1 0
А-ты-ба-ты
1 0 / 1 0
На ба-зар..
1 0 / 1
(народн.)

Четырёхстопный хорей

Бу-ря мгло-ю не-бо кро-ет,
1 0 / 1 0 / 1 0 / 1 0
Вих-ри снеж-ны-е кру-тя;
1 0 / 1 0 / 0 0 / 1
То, как зверь, о-на за-во-ет,
0 0 / 1 0 / 1 0 / 1 0
То за-пла-чет, как ди-тя...
0 0 / 1 0 / 0 0 / 1
(А. Пушкин)

Двустопный амфибрахий

Пусть сос-ны и е-ли
0 1 0 / 0 1 0
Всю зи-му тор-чат,
0 1 0 / 0 1
В сне-га и ме-те-ли
0 1 0 / 0 1
За-ку-тав-шись спят.
0 1 0 / 0 1
(Ф. Тютчев)

Трёхстопный амфибрахий

Средь шум-но-го ба-ла слу-чай-но,
0 1 0 / 0 1 0 / 0 1 0
В тре-во-ге мир-ской су-е-ты,
0 1 0 / 0 1 0 / 0 1
Те-бя я у-ви-дел, но тай-на,
0 1 0 / 0 1 0 / 0 1 0
Тво-и по-кры-ва-ла чер-ты.
0 1 0 / 0 1 0 / 0 1
(А. Толстой)

Трёхстопный анапест

Что ты жад-но гля-дишь на до-ро-гу
0 0 1 / 0 0 1 / 0 0 1 / 0
В сто-ро-не от ве-сё-лых под-руг?
0 0 1 / 0 0 1 / 0 0 1
Знать, за-би-ло сер-деч-ко тре-во-гу –
0 0 1 / 0 0 1 / 0 0 1 / 0
Всё ли-цо тво-ё вспых-ну-ло вдруг.
0 0 1 / 0 0 1 / 0 0 1
(Н. Некрасов)

Четырёхстопный дактиль

Ут-ро ту-ман-но-е, ут-ро се-до-е,
1 0 0 / 1 0 0 / 1 0 0 / 1 0
Ни-вы пе-чаль-ны-е, сне-гом по-кры-ты-е,

Не-хо-тя вспом-нишь и вре-мя бы-ло-е,
1 0 0 / 1 0 0 / 1 0 0 / 1 0
Вспом-нишь и ли-ца, дав-но по-за-бы-ты-е.
1 0 0 / 1 0 0 / 1 0 0 / 1 0 0
(И. Тургенев)

Сверхдлинный размер (12-стопный хорей):

Близ мед-ли-тель-но-го Ни-ла, там, где о-зе-ро Ме-ри-да, в цар-стве пла-мен-но-го РА,
0 0 / 1 0 / 0 0 / 1 0 / 1 0 / 1 0 / 0 0 / 1 0 / 1 0 / 1 0 / 0 0 / 1
Ты дав-но ме-ня лю-би-ла, как О-зи-ри-са И-зи-да, друг, ца-ри-ца и сест-ра!
1 0 / 1 0 / 1 0 / 1 0 / 1 0 / 1 0 / 0 0 / 1 0 / 1 0 / 1 0 / 0 0 / 1
(В. Брюсов)