произв. К. Маркса, посвященное теоретич. обобщению опыта Революции 1848-49, а также последующих событий во Франции до гос. переворота в дек. 1851. Написано в дек. 1851 - марте 1852, опубл. И. Вейдемейером в Нью-Йорке в мае 1852; 2-е изд. с предисл. Маркса вышло в 1869, 3-е - под ред. и с предисл. Ф. Энгельса в 1885; на рус. яз. издано в Женеве в 1894.

Применяя материалпстич. понимание истории в исследовании определ. историч. периода, Маркс развивает здесь гл. обр. теорию классовой борьбы и революции. Он подчеркивает активную роль людей в историч. процессе: «Люди сами делают свою историю...»; впервые употребляет термин «общественная формация»; развивает теорию базиса и надстройки (см. К. Маркс и Ф. Энгельс, Соч., т. 8, с. 119, 120, 145, 148). Маркс разрабатывает типологию революций (см. там же, с. 122-23, 141), периодизацию революц. событий 1848-51, анализирует явление бонапартизма. Маркс четко формулирует необходимость союза пролетариата и крестьянства: «Крестьяне... находят своего естественного союзника и вождя в городском пролетариате, призванном ниспровергнуть буржуазный порядок»; когда крестьянин расстанется с верой в свою парцеллу, «...пролетарская революция получит тот хор, без которого ее соло во всех крестьянских странах превратится в лебединую песню» (там же, с. 211, 607); впервые формулирует положение о необходимости слома бурж. гос. машины: «Все перевороты усовершенствовали эту машину вместо того, чтобы сломать ее» (там же, с. 206); при этом он подчеркивает: «Слом государственной машины не подвергает никакой опасности централизацию. Бюрократия есть только низшая и грубая форма централизации...»; «Государственная централизация, в которой нуждается современное общество, может возникнуть лишь на развалинах военно-бюрократической правительственной машины...» (там же, с. 606, 213).

Как указывал Энгельс в предисловии к 3-му изд. работы Маркса, в этом гениальном труде Маркс на опыте истории франц. революции проверил правильность открытого им великого закона движения истории, т. е. материалистич. понимания истории (см. там же, т. 21, с. 259).

Отличное определение

Неполное определение

ВОСЕМНАДЦАТОЕ БРЮМЕРА ЛУИ БОНАПАРТА"

произведение Маркса, в к-ром он, применяя метод диалектич. материализма к анализу историч. событий 1848-51 во Франции, дал глубокий по содержанию и блестящий по форме образец науч. понимания обществ. развития. Сочинение написано в период с дек. 1851 по март 1852 в форме статей для еженедельного журнала, подготовлявшегося к изданию в США Вейдемейером. Из-за денежных затруднений издание журнала было прекращено и статьи не были опубликованы. По предложению Маркса они были изданы Вейдемейером в мае 1852 отд. книгой в виде первого и единств. выпуска "непериодического журнала" "Die Revolution" под назв., данным Вейдемейером: "Восемнадцатое брюмера Луи-Наполеона" (вместо Луи Бонапарта). Попытки переиздать книгу в Германии или в Англии оказались безрезультатными. 2-е изд. книги, текст которой Маркс пересмотрел заново, вышло только в 1869. В 1885 вышло 3-е издание книги под редакцией Энгельса. Франц. перевод книги был впервые опубликован в газете "Le Socialiste" – органе Рабочей партии Франции – в январе-ноябре 1891. В том же году в Лилле работа вышла отдельной книгой. На рус. языке впервые эта книга была издана в 1894 в Женеве. В Советском Союзе с 1918 по 1958 тираж лишь отдельных изданий книги достиг 1 млн. экз. После гос. переворота 2 дек. 1851, уничтожившего во Франции республику и давшего, казалось, совершенно неожиданно, всю полноту власти авантюристу Луи Бонапарту, "...Маркс выступил с кратким, эпиграмматическим произведением, в котором изложил в его внутренней связи весь ход французской истории со времени февральских дней и раскрыл в чуде 2 декабря естественный, необходимый результат этой связи..." (Энгельс Ф., см. Маркс К. и Энгельс Ф., Избр. произв., т. 1, 1955, с. 210). Превосходное понимание и проникновение в смысл совр. событий оказалось возможным потому, что Маркс проанализировал живую историю целого периода с т.зр. борьбы классов. Он обнажил политич. и материальные интересы всех классов Франции, их место и роль в революции. Ключом к пониманию истории второй франц. республики послужил Марксу открытый им же закон историч. развития, согласно к-рому всякая историч. борьба, совершающаяся в политической, религиозной, философской и любой др. идеологич. области, есть выражение классовой борьбы, к-рая, в свою очередь, обусловливается экономич. строем общества. Подытожив опыт классовой борьбы 1848–51, Маркс развил и конкретизировал идею диктатуры пролетариата, сделав важнейший теоретич. и политич. вывод о том, что пролетариату необходимо не просто завоевать бурж. гос. машину, а сломать это орудие подавления и угнетения пролетариата и трудящихся масс. "Все перевороты усовершенствовали эту машину вместо того, чтобы сломать ее" (Маркс К. и Энгельс Ф., Соч., 2 изд., т. 8, с. 206). Ленин, отмечая, что Маркс сделал громадный шаг вперед по сравнению с "Коммунистическим манифестом", назвал этот вывод главным, основным в учении марксизма о государстве (см. Соч., 4 изд., т. 25, с. 378). Особенно важна данная в работе характеристика социальной сущности крестьянства. Маркс раскрыл двойственную природу крестьянства и показал тенденцию его экономич. и политич. развития. Маркс сделал чрезвычайно важный и сыгравший впоследствии огромную роль вывод о неизбежности для крестьянства и необходимости для пролетариата союза между ними под руководством пролетариата в борьбе за пролет. революцию. Маркс показал, что "...интересы крестьян находятся уже не в гармонии с интересами буржуазии, с капиталом..., а в непримиримом противоречии с ними. Крестьяне поэтому находят своего естественного союзника и вождя в г о р о д с к о м п р о л е т а р и а т е, призванном ниспровергнуть буржуазный порядок" (Маркс К. и Энгельс Ф., Соч., 2 изд., т. 8, с. 211). Маркс сопоставил особенности развития бурж. и пролет. революций, подчеркнув присущие пролет. революции последовательность в разрешении всех стоящих перед ней задач и революц. закон самокритики. Маркс отметил, что буржуазия в период революций 17–18 вв. нуждалась в идеалах, художеств. формах и иллюзиях прошлого, чтобы скрыть истинное содержание своей борьбы. Напротив, пролет. революции могут черпать свои идеалы только из будущего, а не из прошлого. Произведение содержит ряд важных мыслей Маркса о восстании как искусстве, о сущности бурж. демократии, об отношении пролетариата к мелкой буржуазии и др. В этой работе Маркс, по словам Энгельса, проверил правильность открытого им закона историч. материализма, и "это испытание дало блестящие результаты" (Маркс К. и Энгельс Ф., Избр. произв., т. 1, 1955, с. 211). В этом произведении Маркс характеризует отношение между формами собственности и различными идейными течениями, как отношение между базисом и надстройкой: "Над различными формами собственности, над социальными условиями существования возвышается целая надстройка различных и своеобразных чувств, иллюзий, образов мысли и мировоззрений. Весь класс творит и формирует все это на почве своих материальных условий и соответственных общественных отношений" (Маркс К. и Энгельс Ф., Соч., 2 изд., т. 8, с. 145). Лит.: Маркс К., [Письмо] Ф. Энгельсу от 2 сент. 1852, в кн.: Маркс К. и Энгельс Ф., Соч., т. 21; Энгельс Ф., [Письмо] К. Марксу от 23 сент. 1852 г., там же; его же, Предисловие к третьему немецкому изданию [работы К. Маркса] "Восемнадцатое брюмера Луи Бонапарта", в кн.: Маркс К. и Энгельс Ф., Избр. произв., т. 1, М., 1955; Ленин В. И., Государство и революция, Соч., 4 изд., т. 25; Дудель С., Исторические работы Карла Маркса, "Книга и пролетарская революция", 1940, No 7; Рубинштейн?., Гениальное произведение основоположника коммунизма, "Марксистско-ленинская лит.". Библиогр. бюл., 1938, No 3; Селевнев К., Работа Маркса "Восемнадцатое брюмера Луи Бонапарта", "Историч. ж.", 1941, No 6; ?лоримон Бонт, Столетие книги К. Маркса "Восемнадцатое брюмера Луи Бонапарта", в сб.: Французские коммунисты в борьбе за прогрессивную идеологию, пер. с франц., М., 1953. Я. Каримская. Москва.

материализма, теории и тактики классовой борьбы пролетариата. Работа была написана в Лондоне в декабре 1851 - марте 1852 под непосредственным впечатлением государственного переворота во Франции, произведённого 2 декабря 1851 Луи Бонапартом [Маркс рассматривает этот переворот как карикатуру на переворот, осуществлённый Наполеоном Бонапартом 9 ноября (18 брюмера) 1799; отсюда - название книги]. Она была опубликована в мае 1852 в Нью-Йорке в издававшемся соратником Маркса И. Вейдемейером журнале «Revolution».

В этом произведении Маркс продолжает рассмотрение истории Революции 1848 во Франции , начатое в его предшествующей работе «Классовая борьба во Франции с 1848 по 1850 г.», даёт чёткую периодизацию истории революции, анализирует все перипетии политической жизни Франции революционных лет под углом зрения их конечного результата - бонапартистского переворота. Маркс рассматривает бонапартистский переворот как следствие резкого обострения классовых антагонизмов буржуазного общества, усиления контрреволюционности буржуазии, которая из страха перед пролетариатом отказалась от такой непосредственной формы своего господства, как буржуазная республика, и ради сохранения эксплуататорского строя передала власть в руки реакционной клики авантюристов. Показывая, что бонапартизм является диктатурой наиболее контрреволюционных элементов буржуазии, Маркс вскрыл его отличительные черты: политику лавирования между классами, кажущуюся самостоятельность государственной власти, грубую демагогию, прикрывающую защиту интересов эксплуататорской верхушки и сочетающуюся с политическим террором; всесилие военщины, продажность и коррупцию, использование преступного мира, шантажа, подкупа и других грязных средств. Уже на опыте первых месяцев бонапартистского режима Маркс вскрыл присущие ему внутренние противоречия и предсказал неизбежность его краха.

Большое внимание Маркс уделяет положению самого многочисленного в те годы класса французского общества - крестьянства - и анализу причин, заставивших крестьян отдать свои голоса Луи Бонапарту. Маркс вскрывает двойственную социальную природу крестьянина, подчёркивая, что наряду с консервативными устремлениями, которые Бонапарту удалось временно использовать, крестьянин обнаруживает и революционные тенденции, стремление вырваться из традиционных условий существования. Если предрассудки толкнули крестьянина к Бонапарту, то рассудок, осознание им своих интересов должны привести его к единству действий с рабочим классом. «Крестьяне, - пишет Маркс, - поэтому находят своего естественного союзника и вождя в городском пролетариате, призванном ниспровергнуть буржуазный порядок» (Маркс К. и Энгельс Ф., Соч., 2 изд., т. 8, с. 211). При этом Маркс подчёркивает, что в лице крестьян «... пролетарская революция получит тот хор, без которого её соло во всех крестьянских странах превратится в лебединую песню» (там же, с. 607). Этот вывод Маркса является развитием сформулированной им уже в «Классовой борьбе во Франции...» (написана в 1850) идеи союза рабочего класса с крестьянством под руководством рабочего класса.

Подчёркивая, что революции являются могучим ускорителем общественных процессов, Маркс показывает в своей работе некоторые существенные различия между буржуазными и пролетарскими революциями. В то время как первые «скоропреходящи, быстро достигают своего апогея», пролетарские революции представляют собой не кратковременную вспышку, а длительную полосу коренных преобразований. Они «постоянно критикуют самих себя», им свойственны стремление безбоязненно вскрывать и исправлять свои ошибки, неудержимая тяга к движению вперёд.

Огромное теоретическое значение имеет выдвинутое Марксом положение об отношении пролетарской революции к буржуазному государству. В этой работе Маркс на основе опыта революций 1848-49 впервые формулирует вывод о необходимости слома победившим пролетариатом старой государственной машины. Прослеживая на примере Франции возникновение и развитие военно-бюрократического государственного аппарата, Маркс указывает, что «все перевороты усовершенствовали эту машину вместо того, чтобы сломать ее» (там же, с. 206). «Этот вывод, - отмечал В. И. Ленин, - есть главное, основное в учении марксизма о государстве» (Полн. собр. соч., 5 изд., т. 33, с. 28).

В «» Маркс обосновывает также ряд других положений исторического материализма: об отношении между базисом и надстройкой, между идеологическими и политическими представителями того или иного класса и самим классом, о роли политических партий и роли личности в истории и т.д.

««Восемнадцатое брюмера Луи Бонапарта» » выдержало множество изданий на различных языках. Со 2-го немецкого издания (1869, Гамбург) содержит предисловие К. Маркса, а с 3-го (1885, Гамбург) - также и предисловие Ф. Энгельса. На русском языке работа впервые издана в 1894 в Женеве; вошла в 1-е изд. (т. 8) и 2-е изд. (т. 8) сочинений К. Маркса и Ф. Энгельса, в избранные произведения: К. Маркса в 2 томах (т. 2 - 1935, 1937, 1938, 1940), К. Маркса и Ф. Энгельса в 2 томах (т. 1 - 1948, 1949, 1952, 1955), К. Маркса и Ф. Энгельса в 3 томах (т. 1 - 1966). В виде отдельной книги ««Восемнадцатое брюмера Луи Бонапарта» » выдержало в СССР к 1 июля 1970 53 издания на языках народов СССР и иностранных языках общим тиражом 1 млн. 398 тыс. экз.; из них на рус. яз. 16 изданий общим тиражом 1 млн. 31 тыс. экз.

Б. А. Крылов.

Статья про слово "«Восемнадцатое брюмера Луи Бонапарта» " в Большой Советской Энциклопедии была прочитана 8239 раз