1
lt;...gt; Предложение - это грамматически оформленная по законам данного языка целостная (т. е. не делимая далее на речевые единицы с теми же основными структурными признаками) единица речи, являющаяся главным средством формирования, выражения и сообщения мысли. Язык как орудие общения и обмена мыслями между всеми членами общества пользуется предложением как основной формой общения. Правила употребления слов в функции предложений и правила соединения слов и словосочетаний в предложении - ядро синтаксиса того или иного языка. На основе этих правил устанавливаются разные виды или типы предложений, свойственные данному конкретному языку. В предложении выражается не только сообщение о действительности, но и отношение к ней говорящего.
Каждое предложение с грамматической точки зрения представляет собой внутреннее единство словесно выраженных его членов, порядка их расположения и интонации. lt;...gt;
В настоящее время главная задача синтаксиса русского языка в области изучения предложения до некоторой степени предопределена историей развития нашей отечественной грамматики. Эта задача состоит в том, чтобы изучить все конкретно-языковые формы или структурные особенности основных разновидностей двусоставных (или двучленных) и односоставных (или одночленных) предложений в современном русском языке и выяснить последовательность, пути и закономерности их исторического развития.
Общая теория синтаксиса, построенного на основе марксистского учения о языке, не отбрасывает проблемы связи логических и синтаксических, шире - вообще грамматических категорий. Последовательное применение марксистского положения о неразрывном единстве языка и мышления позволяет обосновать и подтвердить фактами языка связь логических и синтаксических категорий и в то же время обнаружить их действительные различия, обусловленные спецификой внутренних законов развития языка. Однако грамматика как наука, абстрагирующая свои закономерности от конкретного народно-языкового материала на широкой исторической основе, не может и не должна смешиваться с логикой. В отличие от формальной логики как науки о законах правильного мышления грамматика, опираясь на материалистическую диалектику, изучает исторические законы построения той или иной конкретной народной речи, в которой реализуется мысль. Следовательно, и синтаксис как часть грамматики имеет свои объекты исследования - словосочетание и предложение, свой научный метод и решает свои специфические задачи, в том числе и свои задачи изучения предложений и их членов. lt;...gt;
2
Изучая правила составления предложений, синтаксис прежде всего должен выяснить, как слова и словосочетания, объединяясь в структуре предложения в качестве его членов, образуют предложение и в чем заключаются характерные конструктивно-грамматические признаки предложения. В нашей отечественной грамматической науке выдвинуты два общих характерных признака предложения в русском языке, хотя взаимоотношение и взаимодействие этих признаков до настоящего времени остаются не вполне определенными. Это - интонация сообщения и предикативность, т. е. отнесенность высказываемого содержания к реальной действительности, проявляющаяся в совокупности таких грамматических категорий, которые определяют и устанавливают природу предложения как основной и вместе с тем первичной грамматически организованной единицы речевого общения, выражающей отношение говорящего к действительности и воплощающей в себе относительно законченную мысль. Наличие обоих этих признаков для предложения обязательно.
Обычно говорят, что слова и словосочетания, соединенные в предложении большей частью посредством тех же приемов согласования, управления и примыкания, которые характерны для связей слов внутри словосочетания, без соответствующей организации их интонационными средствами еще не представляют собой сообщения. Интонационными средствами устанавливается, обусловливается коммуникативное значение слов в предложении, определяется членение предложения и осуществляется его внутреннее единство. Благодаря интонации не только соединения слов, но и отдельные слова могут приобрести значение предложений. lt;....gt; Интонация сообщения, таким образом, является важным средством оформления предложения и выступает в качестве одного из постоянных характерных признаков предложения. Именно в этом признаке заключается одно из коренных отличий предложения от словосочетания.
Различием интонаций в значительной степени определяются основные функциональные и вместе с тем модальные типы предложений - предложения повествовательные, вопросительные и побудительные. lt;...gt;
Главными интонационными средствами, выполняющими основные функции в организации предложения, являются ударение и мелодика. Будучи существенным, неотъемлемым признаком предложения, интонация, однако, не исчерпывает и не определяет грамматической сущности предложения и своими вариациями не обусловливает и не создает всего многообразия видов предложений в русском языке. lt;...gt;
Интонация сама по себе, т. е. вне словесного содержания, вне отношения речи к действительности, расчлененной, законченной, логически построенной мысли не выражает. Интонация не является средством формирования и воплощения мысли, без слов она может быть выразительной, но не является содержательной, т. е. не служит материальной оболочкой мысли. Об интонации сообщения можно сказать, что она является лишь формой выражения более или менее замкнутой единицы речи (предложения). Однако интонация вовсе не является формой грамматического построения предложения. Правда, интонация может служить средством превращения слова и словосочетания в предложение, может выполнять предикативную функцию, но интонации не свойственно предметно-смысловое содержание. Часто она прямо причисляется к средствам субъективного выражения. Но при этом необходимо помнить, что это средство субъективного речевого выражения общественно организовано и общественно осознано. Вместе с тем в таких формах общения, как письменная речь, интонация нередко отступает на второй план.
lt;...gt; При чисто морфологическом подходе синтаксическое учение о предложении в целом получает односторонний и искаженный характер: оно не отражает всего многообразия структурно-грамматических форм предложения в русском языке. Вообще при построении теории предложения «морфологизм» в чистом виде не может привести к пониманию всего разнообразия структурных типов предложения. Дело в том, что со структурой предложения связаны свои особые синтаксические категории, базирующиеся на морфологических категориях, но далеко выходящие за их пределы: категории времени и модальности, а также - в широком синтаксическом понимании - и категория лица, т. е. те категории, которые выражают отношение сообщения к действительности и подводятся под общее понятие «предикативности»; эти категории могут быть свойственны предложению в целом - независимо от наличия в его составе глагола. lt;... gt;
Значение и назначение общей категории предикативности, формирующей предложение, заключается в отнесении содержания предложения к действительности. В этом и состоит различие между словом зима со свойственным ему лексическим значением и предложением Зима в таком пушкинском стихе: Зима. Что делать нам в деревне? lt;...gt;
Общее грамматическое значение отнесенности основного содержания предложения к действительности конкретизируется в синтаксических категориях модальности, а также времени и лица. Именно они придают предложению значение основного средства общения, превращая строительный материал языка в живую, действенную речь.
В конкретном предложении значения лица, времени, модальности устанавливаются с точки зрения говорящего лица. Но сама эта точка зрения определяется объективным положением говорящего лица в момент речи по отношению к собеседнику и к отражаемому и выражаемому в предложении «отрезку», «кусочку» действительности. Отношения сообщения, содержащегося в предложении, к действительности - это и есть прежде всего модальные отношения. То, что сообщается, может мыслиться говорящим как реальное, наличное в прошлом или в настоящем, как реализующееся в будущем, как желательное, требуемое от кого- нибудь, как недействительное и т. п. Формы грамматического выражения разного рода отношений содержания речи к действительности и составляют синтаксическое существо категории модальности. Категорией модальности определяются различия между разными модальными типами предложения. Кроме форм глагольных наклонений, категория модальности выражается модальными частицами и словами, а также интонацией. Известно, например, сложное и тонкое разнообразие модальных красок инфинитивных предложений в русском языке. Модальность инфинитивных предложений определяется самой формой инфинитива и интонацией, а усиливается и дифференцируется частицами. lt;...gt;
Многообразие форм и способов выражения предикативности, разные виды сочетания и переплетения синтаксических категорий времени и модальности, широкие возможности выражения отношения говорящего лица к действительности посредством интонаций модальной окраски, осуществляемое посредством тех же интонаций эмоционально-волевое воздействие говорящего на слушателя и эмоционально-волевая реакция его на те или иные факты, явления действительности - все это обнаруживается в разнообразии конкретно-языковых форм (или типов) предложений современного русского языка.
Их выделение, разграничение, грамматическая характеристика, выяснение качественных различий между разными типами, изучение взаимодействий отдельных типов, исследование путей развития форм предложения в разговорной и книжно-письменной речи - важные задачи синтаксиса русского языка. lt;...gt;
4
Соотносительные члены предложения, связанные предикативными отношениями,- это подлежащее, выраженное формой именительного падежа существительного или местоимения (а также субстантивированным словом), и сказуемое, выраженное личной формой глагола, краткой формой причастия, прилагательного или другими морфологическими средствами.
Члены предложения - это синтаксические категории, возникающие в предложении на основе форм слов и форм словосочетания и отражающие отношения между структурными элементами предложения. Между частями речи и членами предложения есть связь и даже взаимодействие, но нет параллелизма. Синтаксическая сущность слова или неделимого словосочетания как члена предложения определяется той функцией, которую несут они в строе предложения. lt;...gt;
Подлежащее и сказуемое как главные члены предложения противопоставляются второстепенным: определению, дополнению и обстоятельству. lt;...gt;
Во второстепенных членах предложения как бы синтезируются, обобщаются по функции те разнообразные грамматические отношения, которые обнаруживаются между словами в строе словосочетаний. В структуре предложения словосочетания соединяются и выстраиваются в строго определенной иерархической перспективе. Служа для пояснения главных членов предложения - подлежащего и сказуемого, второстепенные члены могут, в свою очередь, определяться и дополняться поясняющими их самих второстепенными членами. lt;...gt;
И все же синтаксические признаки второстепенных членов предложения складываются и развиваются на базе твердо установившихся морфологических категорий и их функционально-синтаксического усложнения в системе разных типов словосочетаний. Именно так установилась категория определения, морфологическим ядром которой явились качественные и относительные прилагательные. Не менее определенны морфологические основы категории дополнения: формы и функции косвенных падежей имен существительных и местоимений в тех случаях, когда предметное значение имени не поглощается оттенками определительного и обстоятельственного характера и не растворяется в них. Морфологическую базу синтаксической категории обстоятельства составляют наречия и функционально близкие к ним формы косвенных падежей существительных (обычно с предлогом), когда в них закрепляются значения обстоятельственных отношений. Но функционально-синтаксические оттенки, облекающие морфологическое ядро категорий определения, дополнения и особенно обстоятельства, оказываются настолько сложными, а иногда и недифференцированными и внутренне противоречивыми, что они очень часто выходят за рамки этих категорий (ср., например, функции так называемого объектного инфинитива: рассчитывал сегодня закончить работу; отрадно вспомнить и т. д.) или создают ряд переходных, смешанных типов.
Таким образом, при зыбкости трех категорий второстепенных членов предложения - определения, дополнения и обстоятельства - очень важны наблюдения над случаями переходными и «синкретическими» (т. е. совмещающими значения разных членов предложения). lt;...gt;
Таким образом, традиционное учение о второстепенных членах предложения нуждается в коренном пересмотре. Этот пересмотр требует углубленного исследования всех видов синтаксических связей между словами как в формах словосочетаний, так и в структуре предложений. Дело в том, что в строе предложения синтаксические связи между словами, характерные для основных типов словосочетаний, расширяются и пополняются иными видами и типами связей. Особенно многообразны связи, возникающие и развивающиеся при предикативных отношениях. Поэтому общепризнано, что правила образования словосочетаний не охватывают всей грамматической схемы предложения и всех возможных ее осложнений. lt;.gt; Вопросы к экзамену по синтаксису
для студентов 4 курса ФФиЖ

  1. Синтаксис как коммуникативный уровень грамматики. Предмет синтаксиса как раздела
    грамматики. Связь синтаксиса с лексикой и морфологией.

  2. Система синтаксических единиц. Вопрос о синтаксеме как минимальной синтаксической единице.

  3. Словосочетание как синтаксическая единица. Словосочетание и слово. Словосочетание и
предложение.

  1. Классификации словосочетаний. Грамматическое значение словосочетаний.

  2. Типы грамматической связи в словосочетании.

  3. Предложение как основная синтаксическая единица. Признаки предложения.

  4. Структурно-семантические типы простых предложений.

  5. Основные грамматические категории предложения.

  6. Предложение и высказывание как единицы языка и речи. Типы предложений по цели
    высказывания.

  7. Семантическая структура предложения: диктум и модус.

  8. Формально-грамматическая структура предложения. Предикативная основа. Понятие о
    структурной схеме предложения.

  9. Понятие членов предложения как структур но-семантических компонентов. Разновидности
    второстепенных членов по количеству связей с другими членами предложения. Семантика
    детерминантов.

  10. Структурно-семантическая (традиционная) классификация второстепенных членов. Синкретизм.

  11. Подлежащее, его семантика, способы выражения.

  12. Сказуемое, его роль в структуре предложения. Типы сказуемого.

  13. Типы односоставных глагольных (личных) предложений. Их функции в тексте.

  14. Безличные и инфинитивные предложения. Их структура, семантика и роль в тексте.

  15. Номинативные предложения. Разновидности номинативных предложений.

  16. Полные и неполные предложения. Вопрос об эллиптических предложениях.

  17. Вводные и вставные конструкции. Обращение, его функции в тексте.

  18. Понятие обособления. Условия обособления. Обособленные члены предложения с
    неполупредикативным значением.

  19. Понятие полупредикативности. Разновидности обособленных полупредикативных членов
предложения.

  1. Понятие однородности, показатели однородности. Разряды сочинительных союзов. Однородные и
    неоднородные определения.

  2. Сложное предложение как синтаксическая единица. Классификация сложных предложений.
Средства связи в сложном предложении.

  1. Сложносочиненные предложения. Общая характеристика ССП, структура, классификация.

  2. Подчинительная связь в сложном предложении (особенности, разновидности, средства связи).

  3. Сложноподчиненные предложения нерасчлененной структуры.

  4. Сложноподчиненные предложения расчлененной структуры.

  5. Бессоюзное сложное предложение. Вопрос о БСП в синтаксической науке. Н.С. Поспелов о
    специфике БСП. Средства связи в БСП.

  6. Структурно-семантические типы БСП.
31. Сложное предложение как синтаксическая. единица. Принципы классификаций сложных

предложений. Средства связи в сложном предложении.


  1. Организация многочленного сложного предложения. Сложные синтаксические конструкции:
период, диалогическое единство.

  1. Сложное синтаксическое целое. Структура. Типы ССЦ. ССЦ и абзац.

  2. Типы и средства связи предложений в ССЦ.

  3. Способы передачи чужой речи.

  4. Основные принципы русской пунктуации. Знаки препинания и их функции.

  5. Актуальное членение предложения. Средства актуального членения. Последовательный и
    параллельный строй текста.

  6. Функции порядка слов. Порядок слов в словосочетании и предложении. Инверсия. Парцелляция.

1. Предмет синтаксиса. Вопрос о составе синтаксических единиц. Система синтаксических единиц. Синтаксические единицы некоммуникативного уровня и их краткая характеристика.

2. Синтаксические единицы коммуникативного уровня и их краткая характеристика.

Вопрос об основных синтаксических единицах. Понятие о грамматическом значении синтаксических единиц. Сущность грамматического значения словосочетания, простого предложения, сложного предложения.

3. Синтаксическая связь как формально-грамматическое соединение синтаксических единиц. Типы сочетаемости слов: лексическая (референциальная), лексико-семантическая, категориальная (частеречная). Присловные и неприсловные синтаксические связи, их отличительные особенности, виды.

4. Предикативная связь, её особенности; синтаксические отношения и средства их выражения при данной связи. Специфика предикативной связи и основные её разновидности.

5. Сочинительная связь в её оппозиции подчинительной связи, её признаки, разновидности. Основные синтаксические отношения при сочинении и их средства выражения.

6. Подчинительная связь, её сущность, основные дифференциальные признаки; отграничение от других видов синтаксической связи /от неприсловной; от сочинительной/. Словосочетание и другие сочетания слов. Вопрос о предикативных и сочинительных сочетаниях слов.

7. Типология подчинительной связи. Виды подчинительной связи: по характеру главного слова как лексико-семантической единицы, по степени необходимости зависимого компонента при главном, по характеру формы зависимого компонента.

8. Типология подчинительной связи. Виды подчинительной связи: по отношению к лексико-семантическому фактору сочетаемости, по обязательности/факультативности сочетаемости, по возможности/невозможности выражения подчинительной связи разными формальными средствами. Соотношение и взаимодействие различных видов подчинительной связи.

9. Словосочетание как самостоятельная единица синтаксиса. Учение о словосочетании, словосочетание в «узком» смысле слова. Основные признаки словосочетания в сопоставлении со словом, с фразеологизмом, с предложением.

10. Типы словосочетаний: а/ по морфологической природе главного и зависимого слова; б/ по грамматическому способу связи компонентов; в/ по характеру семантико-синтаксических отношений между компонентами. Средства выражения грамматического способа связи и семантико-синтаксических отношений в различного типа словосочетаниях.

11. Способы грамматической связи компонентов в словосочетании. Содержание этих понятий в школьной и научной грамматике.

12. Грамматическое значение словосочетания и семантико-синтаксические отношения компонентов в нём как база для установления статуса второстепенного члена предложения в традиционных синтаксических описаниях. Типы словосочетаний по характеру семантико-синтаксических отношений.

13. Структурные типы словосочетаний: простые и сложные словосочетания. Два подхода к выделению простых и сложных словосочетаний в научной традиции. Различные виды комбинаций зависимых компонентов в сложных словосочетаниях: словосочетания с последовательным подчинением и с соподчинением – однородным и неоднородным (параллельным).

14. Цельные словосочетания как особая разновидность словосочетаний. Основное условие синтаксической неделимости словосочетания как факт порождения цельного словосочетания. Характер семантико-синтаксических отношений между компонентами синтаксически неделимых словосочетаний; специфика их функционирования в составе предложения. Отграничение синтаксически несвободных словосочетаний от фразеологически связанных и других смежных сочетаний слов. Частные разновидности синтаксически неделимых словосочетаний (ЦСС).

15. Простое предложение как основная единица синтаксиса. Признаки простого предложения. Грамматическое значение простого предложения: его сущность, способы и средства выражения.

16. Предикативность как основное грамматическое значение предложения. Категории, оформляющие предикативность. Модальность, значение объективной и субъективной модальности; синтаксическое время, синтаксическое лицо.

17. Предикативная основа предложения. Понятие о структурной схеме и парадигме предложения.

18. Типология предложения. Типы предложения: 1) по количеству предикативных центров, 2) по воспроизведению структурной схемы, 3) по характеру предикативного центра, 4) по наличию-отсутствию второстепенных членов, 5) по наличию-отсутствию необходимых членов предложения.

19. Типология предложения. Типы предложения: 1) по характеру предикативных отношений, 2) по коммуникативной целеустановке, 3) по эмоциональной окраске. Фразеологизированные и нефразеологизированные структуры предложений.

20. Аспекты изучения предложения.

21. Понятие о членах предложения, краткая история их изучения. Главные и второстепенные члены предложения. Обязательные и факультативные, морфологизованные и неморфологизованные члены предложения. Понятие о детерминирующих членах предложения.

23. Сказуемое, его категориальные признаки. Понятие о вещественном и грамматическом значении сказуемого, классификационные основания для выделения структурных типов сказуемого. Простое и составное сказуемое. Простое глагольное сказуемое, основные способы его выражения, формы проявления и осложнения.

24. Составное глагольное сказуемое, его структурно-семантические особенности, способы выражения вещественного и грамматического значения в нём, осложнение структуры составного глагольного сказуемого. Отличие составного глагольного сказуемого от глагольных сочетаний с субъектным, объектным и обстоятельственным инфинитивом.

25. Составное именное сказуемое, его структурно-семантические особенности; виды связок в нём и основные способы выражения его именной части. Осложнение структуры составного именного сказуемого.

26. Второстепенные члены предложения и история их изучения. Принципы выделения второстепенных членов предложения. Приосновные и присловные второстепенные члены предложения. Типы второстепенных членов предложения: а) по отношению к структуре предложения, б) по характеру синтаксической связи, в) по морфологическому способу выражения, г) по характеру синтаксических отношений, д) по семантике.

27. Дополнение, его категориальные признаки, виды и способы выражения. Инфинитивное дополнение и его отграничение от инфинитивной части составного глагольного сказуемого, инфинитивного определения и инфинитивного обстоятельства. Синкретизм в области дополнения.

28. Определение, его категориальные признаки. Виды определений. Отграничение несогласованных определений от родительного присубстантивного в роли дополнения. Синкретизм в области определений. Приложение как особая разновидность определения. Характер связи между определяемым и приложением.

29. Обстоятельство, его категориальные признаки, виды обстоятельств и способы их выражения. Обстоятельства присловные и детерминирующие. Основные отличительные признаки детерминирующего обстоятельства. Синкретизм в области обстоятельств. Классификация обстоятельств в школьной грамматической традиции. Члены предложения с двойной синтаксической связью (дуплексивы).

30. Односоставное предложение. А. А. Шахматов об односоставном предложении. Вопрос о природе главного члена односоставного предложения. Классификация односоставных предложений (общая характеристика).

31. Структурно-семантические особенности и виды глагольных личных односоставных предложений. Вопрос об определённо-личных и обобщённо-личных предложениях в современной русистике.

32. Структурно-семантические особенности и виды глагольных неличных односоставных предложений. Специфика и разновидности инфинитивных односоставных предложений.

33. Структурно-семантические особенности и виды односоставных предложений именного класса. Разновидности односоставных предложений именного класса. Вопрос о номинативных предложениях в современной русистике. Изучение односоставных предложений с главным членом – подлежащим в школе.

34. Генитивные предложения, специфика их семантики и структуры. Способы выражения их главного члена. Генитивные предложения в их соотношении с безличными и номинативными односоставными предложениями, с полными и неполными структурами.

35. Нечленимые предложения, специфика их строения, семантики и функционирования.

Критерии их выделения. Вопрос о вокативных предложениях. Отграничение вокативных предложений от смежных структур.

36. Неполное предложение, критерии его выделения. Основные типы неполного предложения. Вопрос об эллиптических предложениях. Изучение неполных предложений в школе.

37. Осложненное предложение, его отличительные признаки (в сопоставлении с распространенным и сложным предложением). Предложения, осложненные однородными членами: специфика их семантики, связей и средств выражения. Однородные и неоднородные определения. Вопрос о предложениях с однородными сказуемыми.

38. Осложнённое предложение с обособленными членами, выраженными субстантивным оборотом, адъективным оборотом, причастным, деепричастным оборотом, приложением. Вопрос о полипропозитивности таких предложений. Специфика полупредикативных отношений. Общие и частные условия обособления.

39. Осложнённые предложения с уточняющими и пояснительными членами. Собственно пояснение, его виды и способы его выражения. Уточнение, его виды (ограничение, конкретизация, дополняющее уточнение) и способы его выражения.

40. Предложения с обособленными обстоятельствами. Условия их обособления. Осложнённое предложение с присоединительным оборотом, его отграничение от парцеллированных конструкций.

41. Осложнение простого предложения сравнительным оборотом. Дифференциальные признаки сравнительного оборота в его сопоставлении с неполным придаточным сравнительным в составе сложноподчинённого предложения.

42. Осложнённое предложение с вводными компонентами и вставными конструкциями. Типы вводных компонентов по функции (модальные, эмоциональные, союзные и др.). Функции и форма вставок (словоформа, словосочетание, предложение). Пунктуационное оформление предложений, осложненных вводными и вставными конструкциями.

43. Обращение. Форма и функции обращения. Простое предложение, осложнённое обращением, и его отграничение от омонимичных с ним конструкций.

44. Сложное предложение как смысловое, интонационное и структурное целое. Место сложного предложения в системе синтаксических единиц. Дифференциальные признаки сложного предложения, его грамматическое значение и средства выражения.

45. Структура сложного предложения: открытые/закрытые; гибкие/негибкие структуры; однородного/неоднородного состава; свободные и несвободные (фразеологизированные) модели сложного предложения. Переходные конструкции в области синтаксиса сложного предложения.

46. Типы сложного предложения по средствам связи и грамматическому значению. Типы сложного предложения по цели высказывания; моно- и полифункциональные сложные предложения; сложное предложение с точки зрения эмоциональной окраски его структуры; специфика актуального членения сложного предложения.

47. Сложносочиненное предложение как структурно-семантический тип сложного предложения; его дифференциальные признаки, сущность грамматического значения и средства его выражения (первичные и вторичные). Сложносочиненные предложения открытой структуры: критерии выделения, разновидности (основные и частные), отграничение от сложносочиненных предложений закрытой структуры. Структурно-семантические разновидности сложносочиненных предложений закрытой структуры (основные и частные).

48. Общая характеристика сложноподчиненного предложения, его дифференциальные признаки. Основные элементы, структурирующие семантико-синтаксическую модель сложноподчиненного предложения. Отграничение подчинительных союзов от союзных слов. Типы структур сложноподчиненного предложения: структуры с фиксированным и нефиксированным порядком следования предикативных частей; с обратимыми/необратимыми частями; структуры с обратноподчиненными и взаимоподчиненными частями; свободные и несвободные модели.

49. Краткая история изучения сложноподчиненного предложения. Вопрос о классификации сложноподчиненных предложений. Изучение сложноподчиненного предложения в школе.

50. Сложноподчиненные предложения расчлененной и нерасчлененной структуры. Характер взаимодействия опорного компонента с придаточной частью в нерасчлененных структурах сложноподчиненного предложения. Сложноподчиненные предложения присубстантивно-атрибутивного типа: их дифференциальные признаки; их частные разновидности.

51. Сложноподчиненные предложения изъяснительного типа: их дифференциальные признаки; их частные разновидности. Трудные случаи квалификации сложноподчиненных предложений присубстантивно-атрибутивного и изъяснительного типа.

52. Местоименный класс сложноподчиненного предложения в его соответствии расчлененным/нерасчлененным структурам сложноподчиненного предложения. Конкретные разновидности сложноподчиненного предложения местоименного класса, их структурно-семантические особенности, трудные случаи квалификации. Несвободные (фразеологизированные) модели сложноподчиненного предложения местоименного класса.

53. Сложноподчиненные предложения расчлененной структуры: их общие дифференциальные признаки; их частные разновидности; структурно-семантическая характеристика каждой из них. Трудные случаи в квалификации сложноподчиненных предложений расчлененной структуры. Место и объем изучения сложноподчиненных предложений данного типа в школьной грамматике. Несвободные (фразеологизированные) модели сложноподчиненных предложений расчлененной структуры.

54. Сложноподчиненные предложения расчлененной структуры со значением сравнения: специфика семантики и строения, конкретные разновидности. Отличие неполных сравнительных придаточных от простого предложения, осложненного сравнительным оборотом. Контаминированные структуры сложных предложений со значением сравнения. Фразеологизированные модели сравнительных сложноподчиненных предложений.

55. Бессоюзное сложное предложение как особая структурно-семантическая единица синтаксиса, его место в системе сложного предложения. История изучения бессоюзного сложного предложения. Грамматическое значение бессоюзного сложного предложения и основные средства его выражения. Типология бессоюзного сложного предложения: бессоюзные сложные предложения однородного и неоднородного состава; открытой и закрытой структуры; с дифференцированными и недифференцированными отношениями. Бессоюзные сложные предложения с дифференцированными отношениями. Знаки препинания в данном типе структур.

56. Бессоюзные сложные предложения с недифференцированными отношениями: специфика семантико-синтаксических отношений между предикативными частями, лексического наполнения структуры и интонационного рисунка. Частные разновидности бессоюзного сложного предложения с недифференцированными отношениями. Знаки препинания в данном типе структур.

57. Понятие о чужой речи и способах ее передачи. Прямая речь. Косвенная речь. Перевод прямой речи в косвенную. Несобственно-прямая речь как контаминация форм прямой и косвенной речи. Структурно-формальные особенности и структурно-семантические разновидности несобственно-прямой речи. Цитация и ее формы. Пунктуационное оформление различных способов передачи чужой речи.

58. Сложные формы монологической и диалогической речи. Сложное синтаксическое целое как структурно-семантическая единица. Понятие микротемы. Структура сложного синтаксического целого. Средства связи частей, виды связи. Абзац как стилистико-композиционная единица. Сложное синтаксическое целое и абзац.

59. Диалогическое единство как структурно-семантическая единица диалогической речи. Типы диалогических единств по значению и формальным особенностям.

60. Принципы русской пунктуации. Система знаков препинания в современном русском языке, их основные функции, виды и специфика употребления.

Базовая литература для электронной версии лекционного курса

1. Крючков С. Е. и Максимов Л. Ю. Современный русский язык. Синтаксис сложного предложения. Учеб. пособие для студентов пед. ин-тов… – М. : Просвещение, 1977. – 191 с.

2. Современный русский язык: Теория. Анализ языковых единиц: Учеб. для студ. высш. учеб. заведений: В 2 ч. – Ч. 2: Морфология, Синтаксис / Под ред. Е. И. Дибровой. – М. : Издательский центр «Академия», 2001. – 704 с.

3. Современный русский язык: Учеб. для филол. спец. высших учебных заведений / Под ред. В. А. Белошапковой. – М. : Азбуковник, 1999. – 928 с.

4. Современный русский язык: Учебник / Под общей редакцией Л. А. Новикова. – СПб. : изд-во «Лань», 2001. – 864 с.

49.Текст как объект синтаксиса.

Текст -связное реч. пр-е на к.л. тематику. Т. образуют: 1. слова одной тематической гр., действия последоват-е или одновр. 2. интонация т-ко поддерж. смысл, но не выраж. его, главное сем-ка.

Типологии Т.:

1.Информативная: собственно инф. Т.(научн. Лит.); воздействующие Т.(худ.лит); гибридные (возд и инф.) (публицистика)

2. По форме повеств-я:устные(унт)/ письменные(авторск)

3.По кол-ву адресатов: мопологичн., диалогичн., полилогичн.

4.По форме: вербальн.(словесн), невербальн(графика),креализованный(смешанный)

5.По отн. К действит-ти: реальн(докум-т, научн.), возможн. Д. (худ.)-субъективн.

Научн Т инф : Худож.Т инф.:

эксплицитна мплицитна

(вся названа) (подтекст)

логичная ассоц(намек)

сугубологич.послед. строится с перестанк забег-ем вперед

допуск. образность образная

Подтекст -пунктирный повтор и ассоц., к-рые он вызывает.

Худ.Т.: относит. законч. фрагмент; имеет назв.(тема,идея)-всегда метафорично.; эпиграф; текст, имеющий членение.

1.Связность-1)на ур-не смысла(когерентность)

2)на ур. формы- когезия.

2.Членимость: том-глава-параграф-абзац; план-сверн.инф.

ССЦ-тематич. ед-во; абзац- композиц.-стилист.

3.Модальность.

Антиципирующая позиция-теория, а затем док-во (вывод, а затем пояснение.)

46.Уровни членения в МССП и МБСП

В П сгруп. струк-ры предик. части, объед-сь по смыслу, образуют структ-сем. блоки, кр-ые соед-ся разл. видами связи и образуют ур.чл-я Групп-ка предик. частей в многочл.СП обусл.выделение в нем ур.чл-я. Это создает опр. иерархичность структуры, проявляющуюся в неравноправии ур.чл-я Первый ур. чл-я (осн. чл-е) только один. Он характерен для всей конструкции в целом и опр-ся доминирующими смысл.отнош-ми м/у ее комп-тами - предик.частями (или их группами) и доминирующей структ.схемой. Другие же уровни членения выделяются в его рамках.

Палевая трава сохнет1, лес пустеет2, и тогда в далеке видно3, как среди бледно-желтой травы и серого мха горищ среди леса огромные зеленые факелы стланика4 . На I ур-не чл-я выд-ся 2 комп-та, соед-е сочин.связью соед. с-зом И и инт-ей. Отн-я м/у ними соед.-результ-е. На II ур. чл-я рассматр-ся внутр. строение каж д.комп. 1-й комп-т - это двучл.БСП однородн. состава с перечислит. отнош-ми. 2-й - двучл.СПП нерасчл. струк-ры с изъясн.-объектным придаточным.

Структ. схема м.б. представлена двумя вар-тами: а) вертикальным

б)горизонтальным: {,}, и {[сл. катег.сост-я видно -к], (с. с. как )}.

Наибольшая глубина (кол-во выделяемых ур-ней) многочл. СП не превышает 6-7 ур.чл-я, причем наиболее частотны П с двумя. ур.чл-я Кол-во уровней зависит от хар-ра синт. связей в П.

31.Высказывание.Парцеляция.Сегмент-я.

Одно П,в завис-ти от св.комуник. зад-я, м.б. воплощено в нес-ких высказ-ях с разн. акт.чл-ем.Вчера он/получил посылку. Он получил посылку/вчера. Вчера посылку получил/он . – эти высказ-я отл.закл. в кажд из нихактуализ.инф.

4 типа высказ-й:1)общеинформативные-веществ. инф. в целом,сказ. входит в рему.

2)частноинф.-частн.аспект вещ.инф.,сказ входит в тему(соб-е в целом известно.

3)общеверификативн.-не новое сообщ-е, а реакция на мнение собесед-ка,коррекция этого мнения.Ремой явл. одно сказуемое.Но она спрашивать /не стала.

4)частноверифик.-устанавл.реальность не факта в целом,а какого-то одного аспекта. Не одни злые люди/ночью гуляют.

Парцелляция -членение П,при к-ром содерж-е высказ-я реализ-ся не в одной,а в 2-х или нес-ких инт.-смысловых реч.ед-цах,следующих одна за др. после разд.паузы(точки,вопр.,воскл) Но нельзя же так.Вслух. Криком.При всех. От присоед-я отл.тем,что парцелир.части всегда вне осн.П.,а присоед. м.б. как вне,так и внутри.

Сегментир. конструкции(с двойн. обозн-ем),сост из 2-х частей:1ч. сегмент(отрезок)в начале П или Т,выр-ся сищ.в и.п.(именит.темы,именит.предсиавления),называет лицо или предмет,к-рые во 2ч.получ.2-е обозн. в форме мм.Высказ-е при этом дел-ся на 2.ч,к-рые разд. паузой. Земля.На ней никто не тронет…Лишь крепче прижимайся к ней.

30.Коммуник.аспект П проявл.в акт.чл-и,при к-ром в П выд-ся тема(данное, основа высказ-я) и рема(новое)

Сп-бы выдел-я комуник.центра высказ-я:

1.Логическое ударение.

2.Порядок слов.

3.Лекс.повтор. Анна была прелестна…прелестны были ее глаза, прелестна манера говорить...

4.Частицы.Осталось только одно – ждать.

5.Синт.констр.,гл.f к-рых выделение инф.: неполные П, вопр. П монологич.речи, односост. П, присоед-е, вставн.констр.(что касается…,то…)

Виды тематич. прогрессии:

1)простая линейная послед-ть

Т1-Р1(Т2=Р2)-Р2(Т3=Р2)-Р3

2)послед-ть с константной темой

3)посл-ть с произв.темой

Тема-индекаторы-подчерк-е,выдел-е(частицами)

Рема-индикаторы-финальн. позиция.

28.Вводные конструкции -слова,сочетания слов,П.Объективн.явл.действит-ти м.б. осложн. суб.оценкой.

Суб.модаль-ть(отн.говор-го к сообщ-му)выр.:

Сл.(разумеется,безусловно ),

Сочет. сущ.+предлог(к счастью ),

Сл-с.(по предсказаниям синоптиков ),

П(как говорят старожилы )

Морф. сп-б (слова)выр.вводности-модальн.сл.Мод.сл.-морфологизир-е. выр. вводн.сл. КЗ мод.сл. -суб.модаль-ть,обобщающая знач-я реаль-ти,достовер-ти,предполож-ти и т.п.(вероятно,безусловно, верно,несомненно,по-видимому,кажется, очевидно и др.) Из др.ч/р исп.:сущ.(к счастью ),прил.(самое главное ),нар.(вернее, короче,кстати ),гл.формы(полагаю,говорят,признаться ).

Диф.приз-ки:1)общ.знач-е – отношение говорящего к сообщ.

2)доминир.сп-б выр.-к-рия мод.сл.

3

сост.знач-е суб.мод-ти

)в устн.речи выд-ся интонацией(паузой и быстр.произнош)

Типы по f: 1.Достовер-ть сообщ.

факта (конечно,бесспорно,правда )

2.Предположение(неувер-ть)наверное,возможно,м.б.

3.Эмоц.оц-ка сообщ.(радость, огорчение,удивление)к стыду,к изумлению,к сожалению.

4.Степень обычности излаг.фактов:по обыкновению,как водится,как всегда.

5.Источник сообщения:по слухам,говорят,по мнению.

6.Отнош-е говорящего к сп-бу мыслей:короче,другими словами,по правде,по совести,говоря образно,честно говоря

7.Отнош-е м/у частями высказ-я:порядок мыслей,заключение,обобщение,степень значимости сообщ-й,выделение(актуализ-я)частей П(кстати,к примеру,наконец,в частности,главное,во-первых,повторяю, одним словом,следовательно )

8.С целью привлечь внимание:знаешь(ли), помнишь,представь,послушай.

28.29.Вставные компоненты вычленены из вводных в работах ВВ.Виноградова, АБ.Шапиро,Д,Э.Розенталя и др.,но в шк.проктике и в др.спец.исслед-ях они рассмотр-ся в сост.вводн.сл. и П.

Вставки содержат дополн.сообщ-я,попутн.замечания и резко разрывают синт связи в П.Вставки закл.в скобки или выд-ся тире. Если вводн.констр.м.б.вкл.в к.-н.тип по f,то вставки выр.самые разнообр круг дополн свед-й.Вводн.констр.заранее планир-ся для вкл.в высказ-е,а вставки произв. впечатл. незапланир-х,и это созд усл для их актуализ-и.По хар-ру связи с осн сообщ-ем вставки м. разделить:1)не связ.с осн.сообщ-ем,б)связ.

Вставки,обусловл-е осн.частью высказ-я,м.уточнять ее содерж-е,дополнять указ-ем на обстоят-ва,хар-зовать мимику,жесты,интонацию говорящего(Я вас люблю(к чему лукавить ? )

В отл. от вводных вставные П м.сущ-но отл.от осн.части высказ-я интонацией. Нередко вставн.П, резко нарушающие связи м/У сл.осн.высказ-я,сопровожд.сильн. чувствами.Поверьте(совесть в том порукой!),Супружество нам будет мукой…

26.ПП. м.осложн-ся поясн.,уточн. и присоед. чл.,к-рые объед-ся общ. инт. и f добавочн.сообщ-я.Обособл-ть объясн. их f назнач-ем - дополн.хар-зуют чл.ПП.

Уточн. – сужают понятие,ограничивают его. Прошлым летом я отдыхал в Крыму, в Мисхоре . Чаще всего уточн.обстоят-ва места и времени(там,туда,потом,везде ), образа действия(Он был тщательно, до розового лоска на щеках ,выбрит ).

Уточняющим м.б:

Обстоят-во,

Опр-е.(У него были белые, в известке ,

руки .)

Приложения(Обе, мать и дочь ,были в соломенных шляпах )

Поясн .-второе наименование по отн. к первому,другое обознач-е того же понятия.

М.иметь спец.с-зы(т.е,а именно,или(=т.е)

Я добрался до села с церковью в новом вкусе, т.е.с колоннами .

Поясн.отнош-я часто характериз.определения,но они не обособл.,а лишь отдел-ся от от предыдущ.опр. На тридцатой, последней версте не сулит ничего хорошего.

При пояснении два понятия выступают как тождество ,но словесно по-разному выраженное;при уточнении наименования 2-х разн.понятий,из к-рых одно более общ .,др.-его конкр .

Присоед .- присоед.к законч.П в дополнение к тому,что в нем есть,как возникшие попутно,в связи с содерж-ем осн.высказ-я.

Содерж.добавочн.содерж. Форма присоедчл. мотивир-ся определяемым словом.Эта связь ослабл-ся благодаря наличию синт.показ-лей присоед-я:

Располож-е сл.(т-ко абсолютн.к-ц П),

Интонация(заверш-ть осн.части,значит.пауза),

С-зы(и,да,зато,причем,притом,да и)

Сравнит.констр.- констр. со знач-ем признака предмета,действия и др. Выр-ся благодаря уподобл-юих(предмета,действия,состояния)др.по кач-ву и кол-ву.Знач-е зависит от слова,с к-рым связ.М.б. связ. с неск. чл.П,с предик.осн. в целом.Черные, как смола ,тени легли на траву.

Ярк.форм.показ-ль-сравн.с-зы (как,будто,

словно,точно );предлоги ,имеющие сравн.-уподобит.знач-е(вроде,наподобие,подробно )

При сравн.степени кач.прил и нар употр оборот с с-зом чем(Изучение людей труднее,чем изучение книг,написанных о людях.)

Семантика сравн.констр не равна ЛЗ входящих в него слов.Высказ-е опир-ся на осн.ЛЗ,выраженное составом П. Больше недели шли холодные, как в октябре ,дожди.

(холодные как в октябре,шли-как в октябре,дожди-как в октябре)=> связ со всей основой П=>соеде двух высказ-й – осн. (Больше недели шли холодные дожди.), добавочн.(Такие дожди бывают в октябре)

25.Однородн.гл.чл.

Деление П на ПП и СП таит трудности в опр. П с однородн.гл.чл-прост или сложн.

1.а)Если сочин. ряд <-> связан общ.<=> - это ПП,т.к. перечисл.<-> заним. одно синт.место.

б)Объед-е гл.чл.в ф-ме номинативн П предс.собой СП(Безлюдье,степь .)Но явл.ПП,если они объед-ся общ.опр-ем(Красивые города и пригороды.)

2.Глаг.сказуемые всегда имеют свое синт.место,это всегда наименование отд.действий-одновр.,послед.,совместн.Их нельзя объед.обобщ.словом.(Голубые дни подымались с востока и уходили на запад )

Редко можно подобр гл. более общ.знач.:Он очень волновался:вскакивал с места,кричал.

Явл-е «однородн.глагольн.<=>» спорное.имеет двойств. природу:1)связ с общ.<->,2)расчл-ть предик. основы. Такие П явл переходными м/у ПП и СП,в частн. случаях тяготеют то к одному,то к др.

Как-то ночью грозно вздохнула и грохнула Нева .(однородн) С ветвей весело капала,а с крыш бежала вода.Он помял в руке картуз,потом сел.(сложн.)

К П перех.типа отн и П с разнооформл.<=>

(Я бродяга и страстно люблю жизнь .)

П с разн.типами неглаг.<=> - этоПП с однородн.чл.(Ночь была темная,свежая и безветренная.) Объед.эл-т – связка.

П. с нес-кими инфинитивами при общей личн./безл.ф-ме гл. явл ПП с однородн.чл.

(Хотелось присесть на землю,опустить руки,закрыть глаза.)

Гл.чл. безличн.П однородны,если - общ. связка.(Было тихо,сумрачно и скучно) Без связки-СП (Пустынно и темно)

Опр.-личн.,обощ.-личн с неск.гл.чл.- перех. тип. (Глядишь и не знаешь,идет или не идет его величавая ширь)(Ему верили,его хорошо знали.)

21 . Сказуемое - главный член двусоставного, выражающий признак предмета речи/мысли, названный подлежащим. Наиболее типичная форма - глагол в личной форме.

По структуре 3 типа: простое, составное (глагольное, именное), сложное.

Основанием деления сказуемого на простое и составное служит способ выражение вещественного и грамматического значений.

Простое гл. выр. гл. в изъяв., повел., сослаг. накл.и инф-вом в особом употреблении.

Ты не смейся ! Давайте поговорим ! Вы бы меня угостили чем-нибудь, что ли. А ты и плакать сразу .

Простое гл. бывает осложненным . Такое сказуемое, в частности, представляют:

1) повтор. спряг. гл. формы: Герасим глядел, глядел да как засмеется вдруг ;

2) повтор. спряг. гл. ф., соед-е ч-цей так : Вот я его обрадую так обрадую ;

3) сочет-я спряг. гл. ф. с предш-щим инф-вом того же гл.: Помнить я помню , да только смутно ;

4) сочет-я спряг. гл. ф. с отглаг. ч-цей знай : А он знай пляшет ;

5) слитные сочет-я спряга. гл. ф.типа пойду прогуляюсь, лягу отдохну .

Осложн. эл-ты вносят дополн. оттенки в грам. и лекс. знач-е сказуемого, но не затрагивают его структуры (см.: Н.М. Шанский,).

В качестве прост. гл. употр. устойч. гл.-именные сочетания типа принимать участие, оказывать помощь, приходить в уныние, впадать в тоску и т.п.(там же).

Сост. сказ.. 2 типа:

Сост. гл. сост. из вспом. гл.и инф-ва.

Вспом.гл.:

Фазовые, обозн. начало, продолжение, конец действия,: начать, стать, приняться, кончить, перестать,

С модальн. знач-ем: возм-ть, невозм-ть, желание, стремление, решение, старание: хотеть, желать, мочь, собираться, мечтать, намереваться, осмелиться, пытаться и т.п.

В качестве сост. гл. - сочетания инфинитива с предик. прил., имеющими модальн. знач. (должен, намерен, готов, обязан, способен, рад ) и глагольно-именными оборотами фразеологич. типа (иметь привычку, иметь намерение, изъявить желание и т.п.): .

К осложненным формам сост. отн. конст. из мод. и фазового либо двух модальных гл.+инф-в: Шубин хотел начать работать . ; Я могу (должен) решиться уехать .

Сост. именное. форм-ся из связки (в том числе и нулевой)и именной (присвязочной) части, выр.:сущ., прил., прич., числ., мм различных разрядов.

А.Н.Гвоздев отн. к числу связок наряду с "чистой" связкой быть гл. стать, делаться, являться, представляться, казаться ,: Он был учителем; Сестра стала взрослой; Ветер делается неприятным. Связочн. функция припис-ся также лексич. полнознач. гл.: Сестра лежала больная; Лето стояло жаркое; - сочетания наз-ся либо как сост. им. со знаменат.связкой (шк. уч.), либо как сложное им. сказуемое (Грамматика - 54, Н.С. Валгина и др.), либо как переходный тип сложного сказуемого, совмещающего черты простого и составного сказуемого (А.Н. Гвоздев). простое глагольное сказуемое+предикативное опр. или предик.дополнение. (Л.Д. Чеснокова и П.А. Лекант.)

Синт. констр., образуемые сочет-ем модального или фазового гл. со связкой в инф-ве и присвязочн. членом (сущ. или прил. в тв.п.): Она старалась казаться веселой ; Глаза ее продолжали оставаться грустными .

Такие констр.квалифиц. либо как осложн. сост. им. (П.А. Лекант), либо как трехчл. сложное сказ. (Гр.-54), либо как трехчл. сказ. смешанного (глагольно-именного) типа (Н.С. Валгина).

17.Неполнота.Элептичность.

Неполное п – П с лексич.незамещенными синтаксич-ми позициями. Осн. сфера употр. – разг. речь, диалог. Неполнота сним-ся контекстом. Все неполные предложения соотносятся с полными.

Неполные предложения делятся на:

Контекстуальные – это неполные предложения с неназванными членами предложения, которые были упомянуты в контексте (в ближайших предложениях или в том же)Мать сунула отцу морковь, а перчатки дать забыла. Я протянул отцу свои.

Ситуативные – это неполные предложения с неназв. чл., к-рые ясны из ситуации.Кто-то постучался. Она приоткрыла дверь. – Можно? – спросил он тихо.

Эллиптические п. были выделены как разновид-ть неполных, но сейчас их рассматривают отдельно. Эллиптические П – это семантич полн. П, где устраненное гл. сказ. не возмещ-ся из контекста или ситуации.

Роды эллиптических предложений по связи с общим значением:

П со значением движения, перемещения Татьяна в лес, медведь за ней

П со зн. речи, мысли Я ему про Фому, а он мне про Ерему

П со зн. битья, ударов Вот я тебя скалкой

П со зн. брать, хватать Я за свечку, свечка в печку

П со зн. наличия, бытия Вокруг месяца бледные круги

4.Синт.отнош.

Синт.связи выр.синт(смысловые)отн,в к-рых отр-ся отн-я м/у предметами и явл-ми действит-ти.Синт.отн. дел-ся на:

Предикативн.(хар-ные для предик.основы)

Непредик.(сочин. и подчин.отн.)

Предик.отн .выр-ся синт.связью координация.

Непредик .:

Атрибут.(внешн.,внутр. кач-ва,сво-ва,принадл-ти):лесной массив,беличья шуба

Объектн.(действие,сост.,приз-к и предм.,на к-рый они напр.):любить природу,достойный похвалы.

Обстоят(дейст.,призк,сост. опр-ся со стороны св.качва,усл.проявл-я)ложиться на рассвете,слишком яркий.

2)Сочин. соед.(и,да ) и разд.(или,либо );

противит,(а,но ),градац.(да и,не только…,но и ),поясн.(т.е,а именно )

5.Синт отнош.в СП

1.Соед(перечисл;отожд. (тоже,также ),распр.; результ;следств.; несоотв-я-совмещ-е несходного, разл-го. градац-неравноценность двух событий. (не столько…сколько, не то что бы..но)

2.Разд(взаимоискл(или, не то…не то, либо, то ли…толи); ч/д (то…то…) ;альтернативн. мотивации(а то, а не то, или ).

3.Противит(сопост.; ограничит.(но,да,однако); уступ.; возмест.(зато, =но, однако).

4.Поясн. и присоед.-нет подтипов.

СПП 1.присубст.-атрибут-е (определит-е): Мне удалось поговорить с челове­ком, которого я искал;

2.изъясн.-объектн.Он рассказал о том, что вчера произошло;

3.Прикомпаративно-(сравнит-но)-объектные: Он поступил благороднее, чем мы думали;

4.местоименно-соотноситель- ные: Это был тот, кого все давно ждали;

Расчл. струк-ра

1)с придат. времени 2)причины 3)цели: 4) следств. 5)условие 6)уступка;

7)сравн. 8)подчин.-присоед. 9)сопост. 10)место 11)м-менно-соотн.

В П сгруп. струк-ры предик. части, объед-сь по смыслу, образуют структ-сем. блоки , кр-ые соед-ся разл. видами связи и образуют ур.чл-я Групп-ка предик. частей в многочл.СП обусл.выделение в нем ур.чл-я. Это создает опр. иерархичность структуры, проявляющуюся в неравноправии ур.чл-я Первый ур. чл-я (осн. чл-е) только один. Он характерен для всей конструкции в целом и опр-ся доминирующими смысл.отнош-ми м/у ее комп-тами - предик.частями (или их группами) и доминирующей структ.схемой. Другие же уровни членения выделяются в его рамках.

6.Словосочетание- min синт.ед.,сост. из 2-х и белее знаменат.сл.,объед.подчин.гр. связью(согл,упр.,примык)

1.Фортунатов,Пещковский,Петерсон: поним. сл.с.в шир.смысле как любое грам.соед.пары полнозн.слов.Сл.с и П рассм.в одном ряду(законч. и незаконч.сл.с)

2.Виноградов:сужает понятие сл.с.,искл. предик.сочет-е из сл.с.,вычл.сл.с исходя изслова,а не П:сл.с обр-ся на основе слова и явл. номинат.ед.

3.Белошапкова:сл.с призн-ся любые непредик.констр.,осн.на синт.связи как подч.,так и соч.

Признаки сл.с.:

1.Грамматич.:непредик.ед.

2.Функц.:ед-ца номинат.плана,выр.единое,но расчл.понятие.

3.Структ:сост из 2-х и более знаменат.сл.,связ.подчин. связью.

4.Семантич.:опр.синт.отнош-я м/у сл.

5.Парадигм-й:ед-ца представл. сисм-ой форм,опир-ся на формы гл.слова.

Из сл.с. искл.:

1)предикат.сочет-я,

2)сочинит.сочет-я,

3)полупредик.сочет-я с обособл.чл.П,выр-щими добавочн.сообщ-е,

4)предложно-падежн. и аналитич. формы(в течение дня,буду решать,самый умный )

9.Синтаксич.парадигматика.

Понятие парадигмы – система форм П, с одинак.лекс.наполнением,но с разн. грам.знач-ем предик-ти(модально-вр.план) Система форм предложения – парадигма предложения.

Полная парадигма 7-мичленна:

Реальн.модаль-ть:Дождик идет/шел/будет идти

Ирреальн.мод-ть:

Возможность Дождик бы шел

Желательность Пусть бы шел дождь

Побудит-ть Пусть идет дождик!

Парадигма м.б. полн. и неполн.,нечл. П не имеют парадигмы.

Структ.схема -типичн.образцы,по к-рым строятся в речи ед-цы разн.ур-ней синт.сис-мы. 2 т.зр.: структ.схема вкл.

Предик.min

Номин. min

1)Схемы двусост П

- спрягаемо-гл.:N1-Vf Лес шумел

Именные:N1-N1 Мой брат-учитель

N1-Adj Улыбка у него добрая

N1-Part Комната проветрена

2) Схемы односост. П

Vf1S Люблю грозу

Vf2S Без труда,не вытянешь рыбку

Praed Морозно

Praed-N3 Мне холодно

Vf3S Вечереет

Inf Молчать!

N1 Зима.

3)Схемы нечл. сл.П.: частицы(Да. ), модальн.сл(Конечно ).,меж-мет.(Ах!)

Схемная сем-ка .Структ.схемы разл.св.сем. потенциалом.:

1)как обозн.объективн.содерж.-интерпритац.сторона:кажд.схема по-своему интерпр.действие. За стеной поют(V р13)- целенапр.,но отвл.от произв. действие. Его носило по свету(Vs 3/ n )- нецеленапр.,не связ.с дет-ю чел.

2)какое именно объективн.содерж. способны выр.-ограничение содержания,связ.с ним и завис. Vs 3/ n - м.б.применена т-ко для обозн.дезагенсив-ти,она не возможна при изобр.активн.созн.деят-ти чел.


В.В. ВИНОГРАДОВ

Вопросы изучения словосочетаний.

Основные вопросы синтаксиса предложения

В отличие от своих предшественников, которые пытались найти «одного героя в качестве предмета исследования» 1, 221 синтаксиса А.М. Пешковский - словосочетание, А.А. Шахматов - предложение., В.В. Виноградов считает основными категориями этого отдела грамматики как предложение, так и словосочетание, поскольку между ними существует качественная разница по нескольким параметрам (см. Табл.).

По его мнению, «когда предложение становится единственным предметом синтаксического исследования, … из области грамматики выпадают многие вопросы изучения законов и правил сочетаемости слов» 1, 221.

Виноградов ставит задачу выяснения внутренней грамматической природы как словосочетаний, так и предложений; для чего считает необходимым чётко разграничить морфологию и синтаксис, а также определить переходные и смешанные зоны их взаимодействия.

Предметом морфологии является изучение правил образования форм слов, изучение слов как систем форм и самих этих форм в их внутреннем единстве и в их различиях, «зависящих от принадлежности … слов … к разным морфологическим и отчасти словообразовательным категориям» 1, 222.

Предметом синтаксиса «является изучение правил и способов соединения слов в словосочетания и предложения, а также изучение типов словосочетаний и предложений, их языкового строения, функций и условий употребления, законов их развития» 1, 221.

Словосочетание понимается Виноградовым как грамматическое единство, которое, возникая из сочетания слов по законам или правилам данного языка, выражает в составе предложения единое, хотя и расчленённое значение Словосочетание состоит не менее чем из двух полнозначных слов и является строительным материалом для предложения. Оно входит в систему коммуникативных средств языка только в составе предложения. Вне предложения словосочетание относится к области номинативных средств языка 2, 231.

Словосочетание организуется около одного знаменательного слова (господствующего слова, стержня словосочетания). Морфологический строй этого слова определяет конструктивные свойства словосочетания. Так как словосочетание обладает системой форм, «находится многообразие синтаксических функций одного и того же словосочетания, если его господствующее слово является изменяемым 2, 232.

Виноградов отмечает, что по грамматически господствующему главному слову словосочетания делятся на:

1) именные (субстантивные и адъективные);

2) глагольные;

3) наречные (адвербиальные).

Это различение очень важно, так как есть синтаксические связи, типичные для отдельных частей речи 1, 223; 2, 234.

словосочетание грамматика виноградов

Качественная разница между словосочетанием и предложением

Словосочетание

Предложение

номинативное средство языка (именование)

коммуникативное средство языка

(единица сообщения)

не является цельной единицей языкового общения и сообщения

является цельной единицей языкового общения и сообщения

непредикативное соединение слов

(не свойственны предикативные отношения)

предикативное соединение слов

(свойственны предикативные отношения)

не типичны синтаксические категории лица, времени и модальности

типичны синтаксические категории лица, времени и модальности

не имеет интонации сообщения

имеет интонацию сообщения

(постоянный характерный признак предложения)

обладает системой форм

элемент структуры распространённого простого предложения (строительный материал для предложения)

простое предложение -элемент структуры сложного предложения

Виноградов выделяет также и другой критерий деления словосочетаний на группы - по семантическим классам и словообразовательным гнёздам. По этому критерию словосочетания объединяются в группы по общности основы и по связи словообразовательных отношений главных слов, а также по общему семантическому качеству (приблизиться к городу, близкий к городу, близость к городу) 1, 224; 2, 234.

Связи слов в словосочетании могут быть обусловлены не только грамматически, но и семантически. Такие связи, в отличие от свободных синтаксических связей, Виноградов называет «семантически несвободными», а образуемые на их основе разряды словосочетаний - «группами семантически связанных словосочетаний». Их изучение требует установления и разграничения в системе языка семантических категорий слов с одинаковыми формами синтаксической сочетаемости (мечтать о путешествии, мечты о путешествии, беспокоиться о детях, беспокойство о детях - гл. и сущ. со значением мысли, речи, чувства). 1, 224; 2, 234.

Третий круг образования словосочетаний охватывает разные части речи и разнообразные разряды слов. Это словосочетания с присоединённым к главному слову посредством предлога «слабоуправляемым» существительным. Для них типична двусторонняя и довольно свободная предложная связь. «И тут огромную роль играет группировка слов по семантическим, а отчасти и по словообразовательным группам» Это словосочетания со вторым обстоятельственным или обстоятельственно-определительным членом: погрузиться по пояс, мокрый по пояс, вода по пояс; ехать в Москву, путь в Москву, дорога в Москву, путешествие в Москву; остановиться у реки, дом у реки 1, 224 - 225; 2, 234.

Анализ сцеплений однородных членов (так называемых сочинительных словосочетаний) Виноградов включает в состав учения о предложении .

Виноградовым отмечены два круга важных вопросов, касающихся словосочетаний, которые остались пока за пределами академического синтаксиса:

1. Не раскрыты способы построения сложных словосочетаний, нет группировки основных типов сложных сочетаний.

2. Правила образования словосочетаний должны быть дополнены правилами использования и употребления разных типов словосочетаний в структуре предложения .

Виноградов разграничивает простые и сложные предложения.

Простое предложение иногда представляет собой очень сложную структуру. Оно имеет разнообразные формы построения, разные типы, а также может быть осложнено обособленными и однородными членами .

Виноградов подтверждает, что разграничение простых предложений русского языка на двусоставные и односоставные «прочно вошло в научный синтаксис» . Но вопрос об односоставных предложениях, по его мнению, «нуждается в дальнейшем углублённом исследовании». Виноградов выявляет непоследовательность А.А. Шахматова в описании односоставных предложений. Он считает, что тезис Шахматова о сочетании психологического субъекта и предиката в одном главном члене предложения отрывает исследователей от конкретно-исторического языкового материала и отрицает отражение в речи объективной действительности

. «… было бы нецелесообразно стремиться к отысканию «подлежащих» и «сказуемых»… во всех типах односоставных предложений. Однако в некоторых их формах можно найти морфологические соответствия одному из главных членов двусоставного … предложения» .

Различие между простым и сложным предложениями - структурное. «Простое предложение организуется посредством единой концентрации форм выражения категорий времени, модальности и лица; в сложном предложении может быть несколько органически связанных друг с другом конструктивных центров этого рода» .

Сложным Виноградов называет такое предложение, которое представляет собой единое интонационное и смысловое целое, но состоит из частей (двух и больше), более или менее однотипных с простыми предложениями по своей формальной грамматической структуре. Части сложного предложения по внешнему строению однородны с простыми предложениями, но «в составе целого они не имеют смысловой и интонационной законченности, …и, следовательно не образуют отдельных предложений» .

Виноградов считает, что принципы описания и разграничения типов сложных предложений ещё не установлены, «унаследованное от давней традиции» деление их на сложносочинённые и сложноподчинённые очень схематично и условно. Он рассматривает случаи «взаимного подчинения», опираясь на работы В.А. Богородицкого и А.М. Пешковского (хотя - но, несмотря на то, что - всё же, лишь только - как, едва - как и т.п.) . Сюда же относятся многие типы бессоюзных предложений.

Виноградов показывает, что «понятия подчинения и сочинения находятся в диалектической связи и взаимодействии» .

Таким образом, по мнению Виноградова, «не следует увлекаться механическим разнесением» разных видов сложных предложений «по рубрикам сочинения и подчинения», а нужно стремиться к полному и всестороннему описанию структурных особенностей всех основных их типов. При этом необходимо учитывать интонацию, порядок слов, наличие или отсутствие соотносительных с союзом слов, синтаксические функции типизированных лексических элементов, разные способы морфологического выражения синтаксической связи .

Литература

1. Виноградов В.В. Основные принципы русского синтаксиса // Избр. тр. Исследования по русской грамматике.- М.: Наука, 1975. - С. 221-230.

2. Виноградов В.В. Вопросы изучения словосочетаний // Там же - С. 231-253.

3. Виноградов В.В. Основные вопросы синтаксиса предложения // Там же - С. 254-294.

Подобные документы

    Определение синтаксиса как раздела грамматики. Предмет синтаксиса в современном языкознании. Типы связи слов в словосочетании. Структура и виды предложения. Способы выражения синтаксической структуры предложения. Основные составляющие синтаксиса.

    курсовая работа , добавлен 24.09.2010

    Понятие термина и терминологические словосочетания. Проблема полисемии терминологических единиц. Терминологическая лексика в печатных СМИ. Терминологические словосочетания по экономике, особенности их функционирования и перевода на русский язык.

    дипломная работа , добавлен 11.06.2014

    Глагол как самая сложная и самая емкая грамматическая категория русского языка. Морфологические категории, синтаксические функции и лексико-семантические категории глагола. Изучение влияния глагольных конструкций на именные словосочетания и предложения.

    контрольная работа , добавлен 05.12.2014

    Структура и основные элементы словосочетания в английском языке. Виды синтаксических отношений. Основа альтернативного подхода к словосочетанию, его главные отличия от предложения. Теория о трех рангах. Понятие и свойства примыкания. Атрибутивная связь.

    презентация , добавлен 13.03.2011

    Лексическое значение слов. Словари русского языка. История возникновения устойчивых словосочетаний (фразеологизмов). Правила расстановки ударений в словах. Морфемный разбор слов, правила орфографии. Морфологический и синтаксический разбор словосочетаний.

    контрольная работа , добавлен 01.04.2015

    Общая характеристика простого предложения. Двусоставное простое предложение как основной структурно-семантический тип простого предложения. Типы односоставных предложений. Глагольные и субстантивные односоставные предложения в текстах наружной рекламы.

    курсовая работа , добавлен 18.04.2010

    Теории словосочетания в лингвистике, его принципы и схемы классификации. Типы ядерных (группы слов, образующих грамматически организованную структуру) и безъядерных словосочетаний (основанных на отсутствии ядра внутри группы) в английском языке.

    курсовая работа , добавлен 29.11.2010

    Характеристика словосочетания как единицы синтаксиса языка. Тавтология как языковое явление, стилистический прием или разновидность плеоназма. Структурная классификация тавтологических сочетаний русского и французского языков, семантические компоненты.

    дипломная работа , добавлен 22.04.2011

    Члены предложения, которые отвечают на один и тот же вопрос и связаны с одним и тем же словом в предложении. Образование сочинительных словосочетаний с помощью однородных членов предложения. Соединение однородных членов с помощью запятой или союза.

    презентация , добавлен 24.02.2011

    Современная характеристика распространенного предложения. Предложение - единица синтаксиса. Структура распространенного предложения. Связь в предложении. История изучения распространенного предложения. Трудности изучения русского языка.