Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

ВВЕДЕНИЕ

1. ЧЕЛОВЕК КАК РЕЗУЛЬТАТ БИОЛОГИЧЕСКОЙ И СОЦИОКУЛЬТУРНОЙ ЭВОЛЮЦИИ

2. ПРИРОДА КАК ОСНОВА СОЦИАЛЬНОГО БЫТИЯ

3. ПРОБЛЕМА ЧЕЛОВЕКА В ФИЛОСОФИИ. ЕГО СУЩНОСТЬ

4. МАРКСИСТСКОЕ УЧЕНИЕ О СООТНОШЕНИИ ПРИРОДНОГО И СОЦИАЛЬНОГО В ЧЕЛОВЕКЕ

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

ВВЕДЕНИЕ

Проблема человека - одна из основных в философии. Большое значение для понимания сущности человека, путей его развития имеет выяснение вопроса о его происхождении. Человек включен сразу в два мира: мир природы и мир общества. Аристотель называл человека политическим животным, признавая в нем сочетание двух начал: биологического и политического, т.е. социального.

Важно понять, какое из этих начал является доминирующим, определяющим в формировании способностей, чувств, поведения, действий человека и каким образом осуществляется взаимосвязь биологического и социального в человеке.

Мы признаём, что каждый человек уникален, своеобразен и неповторим, но, тем не менее, постоянно группируем людей по различным признакам, одни из которых определяются биологически, другие - социально, а некоторые - взаимодействием биологического и социального.

Возникает вопрос, какое значение в жизни общества имеют биологически и социально обусловленные различия между людьми и группами людей?

Для того чтобы на него ответить, необходимо изучить каждую из сторон и природную, и социальную, опираясь на всё богатство философских знаний о человеке, об обществе и природе в целом.

Говоря по существу, данная тема универсальна и охватывает всё сущее вокруг нас, позволяя более объемно и многогранно высветить специфику общества, его законов. В данной работе я постараюсь рассмотреть предложенную тему с философской точки зрения. Философия веками пыталась разгадать тайну человеческого бытия. Выдвигались различные теории, строились целые системы представлений о мире и человеке. Но даже сегодня никто не может сказать, что знает о человеческой природе всё.

Должно пройти ещё очень много лет, чтобы разгадать многие тайны, ответов на которые у нас пока нет.

Зато у нас имеется богатейшая кладезь знаний, накопленных благодаря величайшим умам человечества, чтобы мы могли сказать: «Мы знаем о человеке не всё, но очень многое!»

1. ЧЕЛОВЕК КАК РЕЗУЛЬТАТ БИОЛОГИЧЕСКОЙ И СОЦИОКУЛЬТУРНОЙ ЭВОЛЮЦИИ

Человек по своей сути есть существо биосоциальное. Он является частью природы и вместе с тем неразрывно связан с обществом. Биологическое и социальное в человеке слиты воедино, и только в таком единстве он существует. Биологическая природа человека - это его естественная предпосылка, условие существования, а социальность - сущность человека. Благодаря этой сущности, человек отделяет себя от природы, отделяет тело и дух, поэтому для человечества характерна культурная система: обряды, учения, нормы поведения и др.

Биологическая природа человека проявляется в его анатомии, физиологии: он обладает кровеносной, мышечной, нервной и другими системами. Его биологические свойства жестко не запрограммированы, что дает возможность приспосабливаться к различным условиям существования. Однако он неразрывно связан с обществом. Человек становится человеком, лишь вступив в общественные отношения, в общение с другими. Социальная сущность человека проявляется через такие свойства, как способность и готовность к общественно полезному труду, сознание и разум, свобода и ответственность и др.

Люди давно осознали, что человек по своей сути уникален, но вот откуда он произошёл? По этому поводу всегда шли ожесточенные споры, которые не затихают и по сей день. «Существует несколько подходов к решению вопроса о происхождении человека:

Религиозная теория (божественная, теологическая). Подразумевает божественное происхождение человека. Душа - источник человеческого в человеке.

Теория палеовизита. Суть теории состоит в том, что человек является существом внеземным, пришельцы из космоса, посетив Землю, оставили на ней человеческие существа.

Теория Эволюции Чарльза Дарвина (материалистическая). Человек является биологическим видом, происхождение его природное, естественное. Генетически связан с высшими млекопитающими. Эта теория относится к материалистическим теориям (естественнонаучным).

Естественнонаучная теория Ф. Энгельса (материалистическая). Фридрих Энгельс заявляет, что главная причина появления человека (точнее, его эволюция) это труд. Под влиянием труда у человека сформировалось сознание, а также язык и творческие способности.

Таким образом, о причинах, определивших становление собственно человека, можно высказывать только предположения».

Как было сказано ранее, человек не только существо биологическое, но и общественное. Так что же отличает его от животного? «Во-первых, человек обладает мышлением и членораздельной речью. Только человек может размышлять о своем прошлом, критически оценивая его, и думать о будущем, строя планы. Коммуникативными возможностями обладают и некоторые виды обезьян, но только человек способен передавать другим людям объективную информацию об окружающем мире. К речи можно добавить и другие способы отражения окружающей действительности, например, музыка, живопись, скульптура и т.д. Человек способен к сознательной целенаправленной творческой деятельности:

Моделирует свое поведение и может выбирать различные социальные роли;

Обладает прогностической способностью, т.е. способностью предвидеть последствия своих действий, характер и направленность развития природных процессов;

Выражает ценностное отношение к действительности.

Животное в своем поведении подчинено инстинкту, его действия изначально запрограммированы. Оно не отделяет себя от природы.

Во-вторых, человек в процессе своей деятельности преобразует окружающую действительность, создает необходимые ему материальные и духовные блага и ценности. Осуществляя практически преобразующую деятельность, человек творит «вторую природу» - культуру. Животные же приспосабливаются к окружающей среде, которая определяет их образ жизни. Они не могут производить коренных изменений в условиях своего существования.

В-третьих, человек способен изготавливать орудия труда и использовать их как средство производства материальных благ. Иными словами, человек может изготавливать орудия с помощью ранее сделанных средств труда.

В-четвёртых, человек воспроизводит не только свою биологическую, но и социальную сущность и поэтому должен удовлетворять не только свои материальные, но и духовные потребности. Удовлетворение духовных потребностей связано с формированием внутреннего (духовного) мира человека».

Таким образом, человек - существо уникальное: открытое миру, неповторимое, духовно незавершенное; существо универсальное: способное к любому виду деятельности; существо целостное: интегрирует в себе физическое, психическое и духовное начало.

2. ПРИРОДА КАК ОСНОВА СОЦИАЛЬНОГО БЫТИЯ

человек бытие природа эволюция

Проблемы человека в обществе и общества в природе исследует философия социума. Вообще, природа - это базовое понятие. Существует три его понимания: широкое, среднее и узкое.

Широкое понимание - космос, весь окружающий мир и природа человека.

Среднее понимание - природа нашей планеты.

Узкое понимание - то, что находится вокруг нас на уровне обывательского мышления.

Природа и общество - две противоположности, но общество - это часть природы. Оно вырвано из контекста природы. Общество - это очеловеченная природа. Оно продолжает быть природой, но живёт по своим законам. Если же человек относится к природе стихийно и потребительски, то запускается процесс самоликвидации общества, ведь оно является продуктом деятельности человека. В обществе человек реализует природные принципы своего существования. Человеческое общество имеет три составные части.

Антропосфера - сфера жизни людей, то, где человек может выжить.

Социосфера - область общественных отношений между людьми.

Биотехносфера - область распространения технического влияния человека.

«Общество, его качественная специфика выступают своего рода барьером, который отделяет природное от неприродного. Стоит природному перешагнуть порог общества, вступить в круг его имманентных взаимосвязей, как оно как бы теряет свое качество природного. Ясно, что при таком понимании, - а оно в рамках социальной философии весьма распространено, - вопрос о природных характеристиках самого общества либо исследуется весьма поверхностно, либо вообще не рассматривается.

Нужно же исходить из того, что природное имеет место везде, где налицо проявление механических, физических, химических, биологических и других необщественных законов. Суть любого природного явления и выражается именно в подчиненности действию этих законов. Полагаем, что при таком понимании природы открываются более широкие методологические возможности для рассмотрения общества.

К сожалению, в работах по социальной философии крайне мало исследуется жизнедеятельность человека именно как природного субъекта. Эта его природность полагается как бы вынесенной за скобки социальной жизнедеятельности, чем-то таким, что не заслуживает серьезного внимания социальной философии.

Может быть, в силу этих установок за пределами социальной философии остались многие принципиальные достижения научного знания. Так, если на учение И. Павлова о сигнальных системах социальная философия марксизма как-то прореагировала, то фрейдизм и неофрейдизм были ею начисто проигнорированы. А ведь в этом учении было достигнуто важное приращение знаний относительно того, как определенные природные качества детерминируют жизнедеятельность человека, как детерминирующее воздействие этих качеств преломляется в обществе, приобретает многократно опосредованные причудливые формы отражения в общественной жизнедеятельности человека. Фрейдизм убедительно показал, что природные качества - это не просто предпосылка, условие, внешний фон человеческого общественного бытия, а имманентный и мощный фактор этого бытия. Но если фрейдизм доказал это на примере одного природного института, то можно лишь догадываться, сколько еще глубоких тайн откроется человеку относительно влияния других его природных качеств. Думается, что и развитие генетики приоткрывает нам важные механизмы воспроизводства и природного бытия человека, показывает, как они вплетаются в общественную жизнедеятельность человека, влияют на нее и в свою очередь подчиняются ее воздействию. Одним словом, все развитие науки о человеке с достаточной убедительностью доказало, что природная натура человека, его природные качества представляют собой не просто естественную предпосылку общественного бытия человека, а являются весьма важными детерминантами всего его жизненного поведения, его общественного бытия. Понять во всей многогранности и целостности жизнедеятельность человека как общественного существа можно, лишь в максимальной степени учитывая его природное бытие, сложные механизмы вплетения природных качеств, потребностей, свойств человека в ткань его общественной жизнедеятельности. В связи со сказанным хотелось бы выразить свое отношение к некоторым дискуссиям о биосоциальной сущности человека. Весьма часто участники этих дискуссий были озабочены превыше всего тем, чтобы подчеркнуть приоритетность социальной сущности человека. И на этом фоне природная, биологическая характеристика человека вольно или невольно выступала как нечто малозначащее. В результате в сознание научных кругов и широкой общественности внедрялась мысль о первостепенности социальных качеств человека и некоторой вторичности, низменности его биологических, природных черт. А из этого умонастроения проистекало и полуснисходительное отношение к определенным потребностям человека, необходимости их удовлетворения, деятельности по этому удовлетворению.

Еще раз остается повторить: человек целостен, все грани его бытия одинаково необходимы, ущербность любой из них одинаково губительна для него. Отсюда вытекает, что природная жизнь человека находится не за пределами его сущности, а представляет собой ее неотделимую составляющую».

3. ПРОБЛЕМА ЧЕЛОВЕКА В ФИЛОСОФИИ. ЕГО СУЩНОСТЬ

Как было сказано выше, человек оценивает себя как часть общества. Сам по себе он един в трёх смыслах: человек, индивид, личность. Эти три понятия всем давно известны. Человек - единичный представитель рода человеческого, наделённый характерными для этого рода чертами. Индивид - некая безличность, обладающая конкретными качествами, отдельными биологическими особенностями, которые отличают каждого человека. Однако выделяют ещё одну категорию, которую можно связать с личностью - персона. В современном мире это понятие выражает необходимые личностные черты. Персона (по К. Г. Юнгу) - социальная роль, которую индивид играет в соответствии с требованиями, обращёнными к нему со стороны окружающих; публичное лицо человека, воспринимаемое обществом. Отсюда следует, что максимально персонализированный индивид есть личность. Ценность личности выражается через социальную активность, общественно-полезную деятельность. Личность несёт ответственность перед обществом. Для личности очень важно наличие самоуважения и достоинства.

«Также человека можно рассматривать в единстве двух значений: разделительном и собирательном. В разделительном смысле человек - индивидуум, личность, живое существо. В собирательном смысле человек - человечество, человеческий род, человеческое общество. Между тем и другим «человеком» существует определенная дистанция, которая в практике словоупотребления обозначается как противоположность «человек - общество». Слово «человек» чаще всего употребляется в разделительном смысле. В собирательном же обычно употребляется слово «общество».

Человек рожден природой и обществом, но как особая реальность, а не как природное или социальное существо. Иными словам человек не социальное и биологическое, а... человеческое существо.

Толстой неправильно противопоставляет человека животному как якобы живущему сегодняшним днем. Животные, по-своему жаждут бессмертия, «делают» его. Если бы они жили только одним днем, то давно бы сгинули с лица Земли. В противопоставлении человека животным, в его возвеличивании перед животными я усматриваю определенную идеалистическую (нереалистическую) тенденцию во взглядах великого писателя. Толстой говорил еще в уничижительном смысле о «животной личности» в человеке. Между тем мы не так уж далеки от меньших братьев наших. Миллиарды лет развивалась и совершенствовалась живая природа. Человек со своей духовностью развивается каких-то несколько десятков тысяч лет. Было бы большим самомнением считать, что все, чем обладает человек, он приобрел в эти несколько десятков тысяч лет.

Конечно, человек - не только животное. За миллионы лет своего становления он нарастил в себе гигантский культурный слой. В этом смысле его можно охарактеризовать как культурное животное. Культура - это, с одной стороны, то, чем отличается человек от животных, а, с другой, то, что является продолжением-усовершенствованием живого-животного в человеке. Т.е. человек и отталкивается от животных, и продолжает их. Такова его сущность. Иными словами, сущность человека - сложное переплетение природно-биологического и социально-культурного».

4. МАРКСИСТСКОЕ УЧЕНИЕ О СООТНОШЕНИИ ПРИРОДНОГО И СОЦИАЛЬНОГО В ЧЕЛОВЕКЕ

«Марксистская философия исходит из предпосылки об уникальности человеческого бытия. Уникальность положения человека в мире обусловлена:

Сочетанием биологической и социальной сущности человека;

Предметно-практической деятельностью человека как определяющей формой взаимодействия человека с окружающей средой.

Человек выделяется из мира животных благодаря активной производственной деятельности, благодаря труду. Специфика человеческого бытия объясняется на основе концепции общественно-практической, деятельностной сущности человека.

Материальное производство, социальная организация жизнедеятельности людей (род, семья, государство, моральные и правовые нормы) обеспечивают природно-биологическое выживание и существование человека. Труд становится главным условием бытия человека.

Специфическим способом жизнедеятельности человека является не приспособление к природе и собирательство, а материальное производство, в процессе которого человек, воздействуя на природу, творит мир очеловеченной природы, мир культуры, создает средства для удовлетворения жизненных потребностей как отдельных людей, так коллективной жизнедеятельности всего общества людей».

«Людей можно отличать от животных по сознанию, по религии - вообще по чему угодно. Сами они начинают отличать себя от животных, как только начинают производить необходимые им средства к жизни, - шаг, который обусловлен их телесной организацией. Производя необходимые им средства к жизни, люди косвенным образом производят и саму свою материальную жизнь».

«В самом акте воспроизводства изменяются не только объективные условия - изменяются и сами производители, вырабатывая в себе новые качества, развивая и преобразовывая себя благодаря производству, создавая новые силы и новые представления, новые способы общения, новые потребности и новый язык».

«Именно в переработке предметного мира человек впервые действительно утверждает себя как родовое существо».

«Веществу природы человек сам противостоит как сила природы. Для того, чтобы присвоить вещество природы в форме пригодной для его собственной жизни, он приводит в движение принадлежащие его телу естественные силы: руки, ноги, голову и пальцы. Воздействуя посредством этого движения на внешнюю природу и изменяя ее, он в то же время изменяет свою собственную природу. Он развивает дремлющие в ней силы».

«Человек - это живое, телесное существо, жизнедеятельность которого представляет собой основанный на материальном производстве, осуществляющийся в системе общественных отношений, процесс сознательного, целенаправленного, преобразующего воздействия на мир и на самого человека для обеспечения его существования, функционирования, развития».

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Проблема человека - основная проблема в философии. Познать окружающий мир человек может лишь через познание самого себя. Это по своей сути - загадка, разгадав которую, мы разгадаем мир. Вопрос о том, какое начало, биологическое или социальное, всё же превалирует в человеке, конечно, остаётся незакрытым. Я считаю, что обе составляющие и природная, и общественная крайне важны, нельзя представить одно без другого, они сочетаются как единое целое. Без своей социальности, человек, по сути, ничем бы не отличался от животного. Вообще человек - существо противоречивое и парадоксальное, он не только порождение природного мира и природных процессов, но вместе с тем он живёт в этом мире и участвует в его процессах. Человечество на протяжении всего своего существования постоянно себя перерастает, это связано с тем, что оно постоянно собой недовольно, ему необходимо развитие, которое поднимает человечество на новые ступени существования. Чтобы человек оставался человеком, ему необходимо существовать в социуме. Общество даёт человеку всё, для удовлетворения его биологических и социальных потребностей. Оно живёт и развивается по законам природы, преобразуя всё вокруг себя. Живя среди людей, человек, с одной стороны хочет быть как все, а, с другой, не быть похожим на других, чем-нибудь выделяться. Это - вечное противоречие жизни. Человек - не коллективист и не индивидуалист, а то и другое вместе. Удивительно, как разнообразна человеческая роль в этом мире. С одной стороны, он может повелевать природой и называет себя её царём, с другой - он всецело зависим от неё, подвластен ей. Он всемогущ и немощен, ограничен и вездесущ, смертен и бессмертен. Вся человеческая жизнь строится на противоположности, совмещении несовместимого, в этом, по моему мнению, и заключается разгадка человеческого бытия. Не совмести человек в себе двух начал, не был бы он человеком.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

1. Барулин В.С. Социальная философия: Учебник. И - Изд. 2-е. - М.: ФАИР-ПРЕСС, 2000.

2. Балашов Л.Е. Философия: Учебник. 2-я редакция - М., 2005.

3. Радугин А.А. Философия: курс лекций. - 2-е изд., - М.: Библионика, 2006.

4. Хрестоматия по философии: Учебное пособие. Отв. ред. и сост. А.А. Радугин. - Москва: Центр, 2001.

Размещено на Allbest.ru

Подобные документы

    Эволюция философских представлений о человеке. Единство биологического и социального в человеке. Социокультурная программа человека. Аксиологическая оценка бытия человека. Проблема смысла жизни, антропосоциогенеза, идеалов и ценностей в философии.

    реферат , добавлен 31.03.2012

    Сущность понятия "человек" в философии, его осмысление в ходе эволюции цивилизации. Образы человека как воплощение духовного опыта человечества. Развитие понятия о соотношении биологического и социального в человеке в различные исторические эпохи.

    реферат , добавлен 13.06.2012

    Феномен человека в философии. Антропология как единая наука о человеке. Проблема антропосоциогенеза, этапы адаптации. теории общественного договора – Гоббс и Руссо. Взаимоотношение биологического и социального в человеке. Космос и будущее человека.

    реферат , добавлен 13.05.2009

    Происхождение человека, уникальность его бытия, смысл жизни и назначение. Соотношение биологического и социального в человеке; возможность улучшения человека посредством использования генетических методов. Понятие индивида, индивидуальности и личности.

    реферат , добавлен 06.11.2012

    реферат , добавлен 28.07.2010

    Философская антропология как раздел философии и особенности ее формирования. Проблемы человеческого существования. Социальное и биологическое в человеке и их взаимосвязь. Характерная особенность социологизаторского подхода к пониманию природы человека.

    реферат , добавлен 23.07.2009

    Человек как предмет изучения философии. Разработки философской антропологии. Доминирование трудовой теории антропосоциогенеза в диалектико-материалистической философии. Единство природного и общественного в человеке. Духовность и проблема смысла жизни.

    реферат , добавлен 15.02.2011

    Философская антропология – учение о человеке, ее соотношение с комплексом современных наук о человеке и философскими дисциплинами. Западная философская мысль. Государство как инструмент осуществления справедливости и удовлетворения потребностей человека.

    презентация , добавлен 13.05.2012

    Антропология и ХХ век. Человек и общество. Единство биологического, социального и духовного в человеке. Духовность. Человеческое бытие. Творчество. Исследование человека в единстве многообразных сторон его сущности.

    реферат , добавлен 02.03.2002

    Изучение основных аспектов проблемы человека в философии. Проблема антропогенеза – учения о происхождения человека. Сущность и существование. Взаимосвязь биологического и социального в человеке. Индивид, индивидуальность, личность. Смысл и цель жизни.

1 Природное и общественное в человеке (человек как результат биологической и социокультурной эволюции)

Как мы с вами знаем, проблема человека – одна из основных в философии . Большое значение для понимания сущности человека, путей его развития имеет выяснение вопроса о его происхождении.


Теория происхождения человека, суть которой заключается в изучении процесса его возникновения и развития, получила название антропогенез (от гр. anthropos - человек и genesis - происхождение).

Существует несколько подходов к решению вопроса о происхождении человека:
?
Религиозная теория (божественная; теологическая). Подразумевает божественное происхождение человека. Душа – источник человеческого в человеке.

? Теория палеовизита . Суть теории состоит в том, что человек является существом внеземным, пришельцы из космоса, посетив Землю, оставили на ней человеческие существа.

? Теория Эволюции Чарльза Дарвина (материалистическая). Человек является биологическим видом, происхождение его природное, естественное. Генетически связан с высшими млекопитающими. Эта теория относится к материалистическим теориям (естественнонаучным).


? Естественнонаучная теория Ф. Энгельса (материалистическая). Фридрих Энгельс заявляет, что главная причина появления человека (точнее, его эволюция) это труд. Под влиянием труда у человека сформировалось сознание, а также язык и творческие способности.


Таким образом, о причинах, определивших становление собственно человека, можно высказывать только предположения.

Влияние на его психофизическое состояние энергии космоса, электромагнитных волн, радиации и других воздействий огромно.

Человек - высшая ступень развития живых организмов на Земле. Биологически человек принадлежит к млекопитающим гоминидам, человекоподобным существам, которые появились около 550 тысяч лет назад.

Человек по своей сути есть существо биосоциальное. Он является частью природы и вместе с тем неразрывно связан с обществом. Биологическое и социальное в человеке слиты воедино, и только в таком единстве он существует.

Биологическая природа человека - это его естественная предпосылка, условие существования, а социальность - сущность человека.

    Человек – биологическое существо. Человек принадлежит к высшим млекопитающим, образуя особый вид Homo sapiens. Биологическая природа человека проявляется в его анатомии, физиологии: он обладает кровеносной, мышечной, нервной и другими системами. Его биологические свойства жестко не запрограммированы, что дает возможность приспосабливаться к различным условиям существования

    Человек – существо социальное. Неразрывно связан с обществом. Человек становится человеком, лишь вступив в общественные отношения, в общение с другими. Социальная сущность человека проявляется через такие свойства, как способность и готовность к общественно полезному труду, сознание и разум, свобода и ответственность и др.

Абсолютизация одной из сторон сущности человека приводит к биологизаторству или социологизаторству.

Основные отличия человека от животного:

    Человек обладает мышлением и членораздельной речью. Только человек может размышлять о своем прошлом, критически оценивая его, и думать о будущем, строя планы. Коммуникативными возможностями обладают и некоторые виды обезьян, но только человек способен передавать другим людям объективную информацию об окружающем мире. К речи можно добавить и другие способы отражения окружающей действительности, например, музыка, живопись, скульптура и т.д.

    Человек способен к сознательной целенаправленной творческой деятельности:

Моделирует свое поведение и может выбирать различные социальные роли;

Обладает прогностической способностью, т.е. способностью предвидеть последствия своих действий, характер и направленность развития природных процессов;

Выражает ценностное отношение к действительности.

Животное в своем поведении подчинено инстинкту, его действия изначально запрограммированы. Оно не отделяет себя от природы.

    Человек в процессе своей деятельности преобразует окружающую действительность, создает необходимые ему материальные и духовные блага и ценности. Осуществляя практически преобразующую деятельность, человек творит «вторую природу» - культуру. Животные же приспосабливаются к окружающей среде, которая определяет их образ жизни. Они не могут производить коренных изменений в условиях своего существования.

    Человек способен изготавливать орудия труда и использовать их как средство производства материальных благ. Иными словами, человек может изготавливать орудия с помощью ранее сделанных средств труда.

    Человек воспроизводит не только свою биологическую, но и социальную сущность и поэтому должен удовлетворять не только свои материальные, но и духовные потребности. Удовлетворение духовных потребностей связано с формированием внутреннего (духовного) мира человека.

Таким образом, человек – существо уникальное (открытое миру, неповторимое, духовно незавершенное); существо универсальное (способное к любому виду деятельности); существо целостное (интегрирует (соединяет) в себе физическое, психическое и духовное начало)

2 Общественное и индивидуальное сознание

1. Психика человека : сферы сознательного и бессознательного (подсознания); коллективное бессознательное (надсознание или сверхсознание или супер-я).

2. Сознание .

Сознательное, осознаваемое связано с природой и структурой сознания. Представители различных философских школ по-разному отвечают на вопрос о природе сознания и особенностях его формирования:

1) Естественно-научный подход заключается в том, что сознание – проявление функции головного мозга, вторичное по сравнению с телесной организацией человека.

2) Религиозно-идеалистический подход подчеркивает, что сознание первично, а человек «телесный» - его производная.

Таким образом, сознание - способность человека целенаправленно, обобщенно и оценочно отражать объективную реальность в чувственных и логических образах. Сознание управляет самыми сложными формами поведения (интеллектуальные проблемы, преодоление сопротивления, осознание конфликта и поиски выхода из него, действия в ситуациях угрозы).

Сознание

    свойство высокоорганизованной материи;

    субъективный образ объективного мира;

    идеальное (субъективная реальность как осознанное бытие)

3. Структура сознания :

    восприятие органами чувств окружающего мира и самого себя (получение первичных знаний);

    логико-понятийные способности и знания, получаемые на их основе (возможность выйти за пределы непосредственно чувственно данного, достичь сущностного понимания объектов);

    эмоциональные компоненты (сфера личностных переживаний, воспоминаний, предчувствий);

    ценностно-смысловые компоненты (сфера высших мотивов деятельности, ее духовных идеалов, способности к их формированию и пониманию).

4. Свойства сознания :

    Активность (отражает мир целенаправленно и избирательно; разрабатывает прогнозы развития природных и социальных явлений и процессов; конструирует теоретические модели закономерностей окружающего мира; служит основой преобразовательской деятельности человека).

    избирательность (различия в содержании сознания как на личном, так и на общественном уровне);

    субъективность;

    творческое начало.

Возникновение сознания является результатом эволюции природы. С усложнением жизни на Земле появляется живая природа, характеризующаяся наличием элементарных форм отражения: раздражимости, возбудимости, чувствительности. Дальнейшие эволюционные процессы приводят к формированию мозга, центральной нервной системы, психики животного, а затем и психики человека. Качественно новый этап развитие психики – возникновение сознания человека – был обусловлен такими социальными факторами, как изобретение орудий труда, создание предметов культуры и возникновение на определенном уровне развития человека знаковых систем.

Проявления активности сознания:

    активное (целенаправленное) и избирательное отражение мира;

    конструирование теоретических моделей, объясняющих закономерности окружающего мира;

    основа преобразовательной деятельности человека;

    прогнозирование природных и социальных процессов.

5. Основной признак сознания :

    Либо Знание – не только то, что человек знает, но также и то, что чем он не думает, но что легко можно вспомнить или понять (сделать содержанием сознания), а также неявное знание (неосознанные предпосылки и следствия),

    Либо Направленность сознания на определенный предмет или объект (можно его не знать, но после проявления интереса к нем, он становится объектом сознания)

6. Бессознательное – те явления, процессы, свойства и состояния, которые оказывают влияние на поведение человека, но не осознаются им. Проявляется в ошибках (оговорках, описках), забываниях, фантазиях, мечтах, грезах, сновидениях. Исследователь – Зигмунд Фрейд, направление – психоанализ.

7. Общественное (коллективное) сознание (надсознание, сверхсознание) – сознание группы общества, общественное мнение. (Теории К.Юнга). Общественное и индивидуальное сознание не сводимы друг к друга, не копируют друг друга, но тесно взаимодействуют. Относительно самостоятельно, распространяется образованием, СМИ, политическими партиями и общественными движениями. Существует на основе преемственности.

3 Самосознание индивида и социальное поведение

1. Самосознание это:

    осознание человеком своих действий, чувств, мыслей, мотивов поведения, интересов, своего положения в обществе.

    осознание человеком себя как личности, способной принимать решения и нести за них ответственность.

2. Самопознание – изучение личностью собственных психических и физических особенностей.

3. Виды самопознания : опосредованное (через самоанализ), непосредственное (самонаблюдение, в т.ч. через дневники, анкеты и тесты), самоисповедь (полный внутренний отчет перед самим собой), рефлексия (размышления о происходящем в сознании), познание себя путем познания других, в процессе общения, игры, труда, познавательной деятельности.

По сути дела, человек занимается самопознанием всю свою сознательную жизнь, но не всегда отдает себе отчет в том, что он осуществляет этот вид деятельности. Самопознание начинается в младенчестве и заканчивается смертью человека. Оно формируется постепенно по мере отражения как внешнего мира, так и познания самого себя.

Познание себя путем познания дургих. Ребенок вначале не выделяет себя из окружающего мира. Но в возрасте 3-8 месяцев он постепенно начинает различать себя, свои органы и тело в целом среди окружающих его предметов. Этот процесс называется самоузнавание. С этого и начинается самопознание. Взрослый является основным источником знаний ребенка о самом себе – он дает ему имя, приучает откликаться на него и т.д.

Известные слова ребенка: «Я сам…» означают его переход к важному этапу познания себя – человек учится словами обозначать признаки своего «Я», характеризовать себя.

Познание свойств собственной личности протекает в процессе деятельности и общения. В общении люди познают и оценивают друг друга. Эти оценки сказываются на самооценке личности.


4. Самооценка
– эмоциональное отношение к собственному образу (всегда субъективна). Самооценка может быть реалистической (у людей, ориентированных на успех), нереалистической (завышенной или заниженной у людей, ориентированных на избегание неудач).


5. Факторы, влияющие на самооценку
:

    сопоставление реального «Я» с идеалом,

    оценка других людей и сравнение себя с ними,

    отношение личности к собственным успехам и неудачам.

6. Образ «Я» («Я»-концепция) – относительно устойчивое, в большей или меньшей степени осознанное или зафиксированное в словесной форме представление человека о самом себе.

Самопознание тесным образом связано с таким явлением, как рефлексия , отражающим процесс размышления индивида о происходящем в его сознании. Рефлексия включает не только собственный взгляд человека на себя, но и учитывает то, каким видят его окружающие, особенно значимые для него отдельные личности и группы.

7. Поведение – совокупность поступков человека, совершаемых им в относительно продолжительный период в постоянных или изменяющихся условиях. Если деятельность состоит из действий, то поведение – из поступков.

8. Поступок – действие, рассматриваемое с точки зрения единства мотива и последствий, намерений и дел, целей и средств.

Для обозначения поведения человека в обществе используется понятие социальное поведение.

9. Социальное поведение – поведение человека в обществе, рассчитанное на оказание определенного влияния на окружающих людей и общество в целом.

10.
Виды социального поведения :

    массовое (активность масс, не имеющая определенной цели и организованности) – групповое (совместные действия людей);

    просоциальное (мотивом деятельности будет является добро) – асоциальное;

    помогающее – конкурентное;

    девиантное (отклоняющееся) – противоправное.

11. Значимые виды социального поведения:

    связанные с проявлением добра и зла, дружбы и вражды;

    связанные со стремлением добиваться успеха и власти;

    связанные с уверенностью и неуверенностью в себе.


12.
Нравы – типичные, повторяемые множеством людей реакции на определенные события; преобразуются по мере сознания людей. Основаны на привычках.

Обычаи – форма поведения человека в определенной ситуации; обычаям следуют неуклонно, не задумываясь об их происхождении и почему они существуют.

Социальная ответственность выражается в склонности человека вести себя в соответствии с интересами других людей.


13. Отклоняющееся (девиантное) поведение
– поведение, противоречащее принятым в данном обществе правовым, нравственным, социальным и другим нормам и рассматриваемое большей частью членов общества как предосудительное и недопустимое. Основными видами отклоняющегося поведения являются: преступность, наркомания, проституция, алкоголизм и т.д.


14. Делинквентное поведение
(от лат. delictum - проступок, англ. - delinquency - правонарушение, провинность) - антиобщественное противоправное поведение индивида, воплощённое в его поступках (действиях или бездействии), наносящих вред как отдельным гражданам, так и обществу в целом.

Девиантное поведение может иметь коллективный и индивидуальный характер. Причем индивидуальная девиация в ряде случаев трансформируется в коллективную. Распространение последней обычно связано с влиянием криминальной субкультуры, носителями которой являются деклассированные элементы общества.

Типы девиантного поведения:

    Инновация (принятие целей, отрицание законных способов их достижений)

    Ритуализм (отрицание принятых целей при согласии со средствами)

    Ретритизм (отвергает и цели и способы)

    Бунт\Мятеж (не только отвержение, но и попытка замены своими ценностями)

Всякое девиантное поведение является отклоняющимся поведением, но не всякое отклоняющееся поведение можно отнести к делинквентному поведению. Признание отклоняющегося поведения делинквентным всегда связано с действиями государства в лице его органов, уполномоченных на принятие правовых норм, закрепляющих в законодательстве то или иное деяние в качестве правонарушения.

4 Мировоззрение, его виды и формы

1. Внутренний (духовный) мир человека – создание, усвоение, сохранение и распространение культурных ценностей.

2. Структура внутреннего мира :

    познание (интеллект) - потребность в знаниях о себе, об окружающем мире, о смысле и назначении своей жизни – формирует интеллект человека, т.е. совокупность умственных способностей, прежде всего способность получать новую информацию на основе той, которая у человека уже имеется.

    эмоции – субъективные переживания по поводу ситуаций и явлений действительности (удивление, радость, страдание, гнев, страх, стыд и т.д.)

    чувства – эмоциональные состояния, которые более длительны, чем эмоции, и имеют четко выраженный предметный характер (нравственные, эстетические, интеллектуальные и др.)

    мировоззрение

    направленность личности

3. Мировоззрение – система взглядов человека на окружающий мир и его место в нем:

    Структура мировоззрения: знания, принципы, идеи, убеждения, идеалы, духовные ценности

    Пути формирования: стихийный, осознанный.

    Классификация по эмоциональной окраске: оптимистическое и пессимистическое;

    Основные типы: обыденное (житейское), религиозное, научное.

    Роль в жизни человека. Мировоззрение дает: ориентиры и цели, методы познания и деятельности, истинные ценности жизни и культуры.

    Особенности: всегда исторично (различно в разные исторические этапы становления общества); тесно связано с убеждениями.

4. Убеждения – устойчивый взгляд на мир, идеалы, принципы, стремление.

Типы мировоззрения:

    Обыденное (или житейское) – является порождением повседневной жизни людей, в сфере которой осуществляется удовлетворение их потребностей

    Религиозное – связано с признанием сверхъестественного начала, поддерживает в людях надежду на получение ими того, чего они лишены в повседневной жизни. Основа – религиозные течения (буддизм, христианство, ислам)

    Научное – теоретическое осмысление результатов научной деятельности людей, обобщенных итогов человеческого познания.

Мировоззрение играет значительную роль в жизни человека: дает человеку ориентиры и цели для его практической и теоретической деятельности; позволяет людям понять, как лучше достичь намеченных ориентиров и целей, вооружает их методами познания и деятельности; дает возможность определять истинные ценности жизни и культуры.

Своего рода итоговый «сплав», который и определяет духовный мир человека в целом, его подход к тем или иным конкретным практическим делам, представляет собой менталитет человека.

5. Менталитет – совокупность всех итогов познания, оценка их на основе предшествующей культуры и практической деятельности, национального сознания, личного жизненного опыта.

5 Виды знаний

1. Чувственное и рациональное познание, интуиция

Рациональное познание – познание посредством мышления.

Интуиция – способность непосредственного постижения истины в результате «озарения», «наития», «прозрения» без опоры на логические обоснования и доказательства.

Формы чувственного познания:

1. ощущение – это отражение отдельных свойств предмета, явления, процесса;

2. восприятие – чувственный образ целостной картины предмета;

3. представление – образ объекта познания, запечатленный в памяти

Формы рационального познания:

1. понятие – это мысль, утверждающая общие и существенные свойства предмета, явления, процесса;

2. суждение – это мысль, утверждающая или отрицающая что-либо о предмете, явлении, процессе;

3. умозаключение (вывод) – мысленная связь нескольких суждений и выделение из них нового суждения. Типы умозаключения:

    индуктивное (от частного к общему);

    дедуктивное (от общего к частному);

    по аналогии.

Виды интуиции:

    мистическая – связана с жизненными переживаниями, эмоциями;

    интеллектуальная – связана с умственной деятельностью.

Особенности чувственного познания:

    непосредственность;

    наглядность и предметность;

    воспроизведение внешних свойств и сторон.

Особенности рационального познания:

    опора на результаты чувственного познания;

    абстрактность и обобщенность;

    воспроизведение внутренних закономерных связей и отношений.

Особенности интуиции:

    внезапность;

    неполная осознанность;

    непосредственный характер возникновения знаний.

Знание является единством чувственного и рационального познания. Они тесно взаимосвязаны.

Интуиция – своеобразная форма сопряжения чувственного и рационального в познании

По-разному рассматривается вопрос о месте чувственного и рационального познания. Существуют прямо противоположные точки зрения.

Эмпиризм (от гр. emperies - опыт) - единственным источником всех наших знаний является чувственный опыт.

Рационализм (от лат. ratio - разум, рассудок) - наши знания могут быть получены только с помощью ума, без опоры на чувства.

Очевидно, что нельзя противопоставлять чувственное и рациональное в познании, две ступени познания проявляются как единый процесс. Различие же между ними не временное, а качественное: первая ступень низшая, вторая - высшая. Знание является единством чувственного и рационального познания действительности. Вне чувственного представления у человека нет никакого реального знания. Например, многие понятия современной науки весьма абстрактны, и все же они не свободны от чувственного содержания. Не только потому, что своим происхождением эти понятия обязаны в конечном счете опыту людей, но и потому, что по своей форме они существуют в виде системы чувственно воспринимаемых знаков. С другой стороны, знание не может обойтись без рациональных данных опыта и включения их в результаты и ход интеллектуального развития человечества.


2. Эмоции
(аффективная форма проявления моральных чувств) и чувства (эмоции, выраженные в понятиях – любовь, ненависть и др.) – мотивируют к устойчивости интересов и целей субъекта познания

3. Заблуждение –
содержание знания субъекта, не соответствующее реальности объекта, но принимаемое за истину. Источники заблуждений: погрешности при переходе от чувственного к рациональному познанию, некорректный перенос чужого опыта.

4. Ложь –
сознательное искажение образа объекта.

5. Знание
– результат познания действительности, содержание сознания, полученное человеком в ходе активного отражения, идеального воспроизведения объективных закономерных связей и отношений реального мира. Многозначность термина «знание»:

    знание как способности, умения навыки, базирующиеся на осведомленности;

    знание как познавательно-значимая информация;

    знание как отношение человека к действительности.

6. Виды знаний :

    Житейское – строится на здравом смысле (Носит эмпирический характер. Базируется на здравом смысле и обыденном сознании. Является важнейшей ориентировочной основой повседневного поведения людей, их взаимоотношений между собой и с природой. Сводится к констатации фактов и их описанию)

    Практическое – строится на действиях, овладении вещами, преобразовании мира

    Художественное – строится на образе (Целостное отображение мира и человека в нем. Строится на образе, а не на понятии)

    Научное – строится на понятиях (Понимание действительности в ее прошлом, настоящем и будущем, достоверное обобщение фактов. Осуществляет предвидение различных явлений. Реальность облекается в форму отвлеченных понятий и категорий, общих принципов и законов, которые зачастую приобретают крайне абстрактные формы)

    Рациональное – отражение реальности в логических понятиях, строится на рациональном мышлении

    Иррациональное – отражение реальности в эмоциях, страстях, переживаниях, интуиции, воле, аномальных и парадоксальных явлениях; не подчиняется законам логики и науки.

    Личностное (неявное) – зависит от способностей субъекта и от особенностей его интеллектуальной деятельности

7. Формы знаний :

    Научное – объективное, системно организованное и обоснованное знание

    Ненаучное – разрозненное, несистематическое знание, которое не формализуется и не описывается законами

    Донаучное – прототип, предпосылки научного знания

    Паранаучное – несовместимое с имеющимся научным знанием

    Лженаучное – сознательно использующее домыслы и предрассудки

    Антинаучное – утопичное и сознательно искажающее представление о действительности

Сложившаяся в нашей литературе традиция позволяет употреблять выражение «проблема биологического и социального» в очень широком и, к сожалению, довольно неопределенном смысле. Поэтому уточнение аспектов отношения биологического и социального -- насущная методологическая и науковедческая задача. Ее решение осложняется отсутствием достаточно строгих оснований классификации, качественным многообразием того, что принято относить к биологическим или социальным элементам действительности, многосложностью связей этих элементов.

В соответствии с характеристикой К. Маркса сущности человека как совокупности общественных отношений, он предстает существом социальным. Вместе с тем человек -- часть природы. С этой точки зрения люди принадлежат к высшим млекопитающим, образуя особый вид Homo sapiens, а, следовательно, человек оказывается существом биологическим.

Как и всякий биологический вид, Homo sapiens характеризуется определенной совокупностью видовых признаков. Каждый из этих признаков у различных представителей вида может изменяться в довольно больших пределах, что само по себе нормально. Методы статистики позволяют выявить наиболее вероятные, широко распространенные значения каждого видового признака. На проявление многих биологических параметров вида могут влиять и социальные процессы. К примеру, средняя «нормальная» продолжительность жизни человека, по данным современной науки, составляет 80--90 лет, если он не страдает наследственными заболеваниями и не станет жертвой внешних по отношению к его организму причин смерти, таких, как инфекционные болезни или болезни, вызванные ненормальным состоянием окружающей среды, несчастные случаи и т. п. Такова биологическая константа вида, которая, однако, изменяется под воздействием социальных закономерностей. В результате реальная (в отличие от «нормальной») средняя продолжительность жизни возросла с 20--22 лет в древности до примерно 30 лет в XVIII веке, 56 лет в Западной Европе к началу XX века и 75--77 лет -- в наиболее развитых странах на исходе XX века.

Биологически обусловлена продолжительность детства, зрелого возраста и старости человека; задан возраст, в котором женщины могут рожать детей (в среднем 15--49 лет); определяется соотношение рождений одного ребенка, близнецов, троен и т. д. Биологически запрограммирована последовательность таких процессов в развитии человеческого организма, как способности усваивать различные виды пищи, осваивать язык в раннем возрасте, появление вторичных половых признаков и многое другое. По некоторым данным, передается по наследству, то есть биологически обусловлена, и одаренность разных людей в различных видах деятельности (музыка, математика и т. п.).

Подобно другим биологическим видам, вид Homo sapiens имеет устойчивые вариации (разновидности), которые обозначаются, когда речь идет о человеке, чаще всего понятием расы. Расовая дифференциация людей связана с тем, что группы, населяющие различные районы планеты, адаптировались к конкретным особенностям среды их обитания, и это выразилось в появлении специфических анатомических, физиологических и биологических признаков. Но, относясь к единому биологическому виду Homo sapiens, представитель любой расы обладает такими свойственными этому виду биологическими параметрами, которые позволяют ему с успехом участвовать в любой из сфер жизнедеятельности человеческого общества.

Если же говорить о человеческой предыстории, то вид Homo sapiens является последней из известных сегодня ступеней развития рода Homo. В прошлом нашими предшественниками были другие виды этого рода (такие, как Homo habilis -- человек способный; Homo erectus -- человек прямоходящий и пр.), наука не дает пока однозначной генеалогии нашего вида.

Биологически каждый из когда-либо живших или живущих ныне человеческих индивидов является уникальным, единственным, ибо неповторим набор генов, получаемых им от родителей (исключение составляют однояйцевые близнецы, наследующие идентичный генотип). Эта неповторимость усиливается в результате взаимодействия социальных и биологических факторов в процессе индивидуального развития человека, ибо каждый индивид обладает уникальным жизненным опытом (даже однояйцевые близнецы по мере взросления становятся в чем-то отличными друг от друга).

Уникальность каждого человека -- факт первостепенной философско-мировоззренческой важности. Признание бесконечного многообразия рода человеческого, а, следовательно, и бесконечного разнообразия способностей и дарований, которыми могут обладать люди, есть один из основополагающих принципов гуманизма. Во времена культа личности Сталина в нашей стране, как известно, было в ходу утверждение: «Незаменимых людей нет». Оно использовалось для обоснования отношения к отдельному человеку как «винтику» громадной машины, для оправдания попрания прав и достоинства человека. Признание же уникальности и самоценности каждого человеческого существа прямо противоположно такому пониманию человека и такой антигуманной практике.

Приведенные примеры говорят о трудности, если не невозможности однозначной расшифровки словосочетания «соотношение биологического и социального». Очевидно, лишь конкретные предмет и цель исследования могут задать границы его точных значений. Для предупреждения смысловой путаницы следует прежде всего, различать конкретно-научный и философский аспекты проблемы биологического и социального.

Наиболее четкие примеры конкретно-научного аспекта дают те дисциплины, которые имеют дело с пограничными проблемами, лежащими на стыке общественных и естественных наук, и особенно те, предмет которых образуется наложением и взаимодействием сфер социального и природного. Это многие отрасли географии, медицина, сельскохозяйственные науки и др. О ряде отраслей знания можно сказать, что определенный срез соотношения биологического и социального составляет их специфический предмет. К традиционным наукам такого рода -- психологии, генетике человека, антропологии -- сегодня можно добавить эргономику и экологию человека, или медицинскую экологию.

Биологическая и социальная формы движения материи «соседствуют» в эволюционной картине мира: в ходе поступательного развития материи на базе ее биологической формы возникает качественно новое явление -- общество. Поэтому взаимодействие закономерностей этих уровней действительности создает сложный комплекс проблем, касающихся роли и места каждого из них в различных сферах социального. Вследствие этого образуется богатейшая гносеологическая почва для метафизических и идеалистических ошибок, которые подкрепляются и закрепляются классовым интересом и включаются в идеологическое обращение. Наиболее распространенная из этих ошибок связана с таким сведением (редуцированием) социального к биологическому, которое ведет к подмене первого вторым. Она-то часто и лежит в основе свойственного буржуазной философии неисторического подхода к человеку и социальной действительности в целом.

Сегодня всякий, кто выступает с тезисом о биологическом превосходстве одной расы над другой, будет оценен общественным мнением, по меньшей мере, как реакционер, а категорическое неприятие этого тезиса мы считаем естественным для каждого здравомыслящего человека. А между тем такой взгляд на вещи является историческим завоеванием человечества, и притом завоеванием сравнительно недавним. Еще в прошлом веке было распространено убеждение в превосходстве «белой расы» над всеми другими, и идеи, которые сегодня мы оцениваем как расистские, в тех или иных формах высказывались отнюдь не отъявленными реакционерами, а людьми вполне прогрессивных взглядов. Так, немецкий биолог Э. Геккель, ревностный пропагандист учения Ч. Дарвина, в 1904 году писал: «Хотя значительные различия в умственной жизни и культурном положении между высшими и низшими расами людей, в общем, хорошо известны, тем не менее, их относительная жизненная ценность обычно понимается неправильно. То, что поднимает людей так высоко над животными...-- это культура и более высокое развитие разума, делающее людей способными к культуре. По большей части, однако, это свойственно только высшим расам людей, а у низших рас способности развиты слабо или вовсе отсутствуют... Следовательно, их индивидуальная жизненная значимость должна оцениваться совершенно по-разному». Заметим, что подобные воззрения у многих вполне мирно могли уживаться с чувствами сострадания и жалости по отношению к людям «низших», то есть обделенных самой природой рас, даже с интересом к их экзотическим нравам и обычаям.

Еще один пример того, как порой быстро и резко может меняться в истории восприятие биологически обусловленных различий между людьми,-- это социальные взаимоотношения между мужчинами и женщинами. Различие двух полов, принадлежащее к числу наиболее фундаментальных биологических различий между людьми, в многообразных формах отражается в социальных отношениях и в культуре общества. На протяжении многих веков это различие осмысливалось людьми сквозь призму категорий «высшего» (к которому относили мужское начало) и «низшего» (женского). Борьба за равноправие женщин началась по историческим меркам совсем недавно -- всего лишь 100 -- 150 лет назад. И хотя сегодня в этой области остается еще много нерешенных проблем, а движение женщин за свои права приобретает подчас в западных странах экзотические и даже экстремистские формы, нельзя не заметить того, насколько активнее и многограннее стало участие женщин в жизни современного общества. Во всяком случае, ныне в общественном мнении все больше утверждается понимание того, что различие полов должно пониматься не в плане их противопоставления как якобы «высшего» и «низшего», а в плане их взаимодополнительности и одного из важных источников разнообразия человеческой природы -- того разнообразия, которым обеспечивается ее богатство.

Человек и общество

Тема 1.

Природное и общественное в человеке

(человек как результат биологической и социокультурной эволюции)


План урока

1.Теории происхождения человека

2. Человек – биосоциальное существо

3. Основные отличия человека от животного

4. Человек, индивид, личность


Антропогенез (от гр. Anthropos – человек и genesis – происхождение ) – теория происхождения человека, где рассматривается процесс его возникновения и развития.

Существует несколько подходов к решению вопроса о происхождении человека.

Естественно-научные (материалистические теории)

Божественное происхождение человека.

Ч. Дарвин

Человек – создание неземное, пришельцы из космоса, посетив Землю, оставили на ней человеческие существа.

Душа – источник человеческого в человеке.

Ф. Энгельс

(1809-1882) – английский естествоиспытатель, создатель эволюционной теории

Человек как биологический вид имеет естественное, природное происхождение и генетически связан с высшими млекопитающими.

Религиозная теория

Главная причина появления человека – труд.

Теория палеовизита

социальный мыслитель, политический деятель

Под влиянием труда сформировались специфичечские качества человека: сознание, язык, творческие способности.




Человек – высшая ступень развития живых организмов на Земле Человек – биосоциальное существо

Социальное существо

Биологическое существо

Человек при надлежит к высшим млекопитающим, образуя особый вид Homo sapiens. Биологическая природа человека проявляется в его анатомии, физиологии : он обладает кровеносной, мышечной, нервной и другими системами. Его биологические свойства жестко не запрограммированы, что дает возможность приспосабливаться к различным условиям существования.

Условие, предпосылка существования человека

Неразрывно связан с обществом. Человек становится человеком, лишь вступив в общественные отношения, в общение с другими.

Социальная сущность человека проявляется через такие свойства, как способность к общественно полезному труду, сознание и разум, свобода и ответственность и др.

Сущность человека


1.Человек обладает мышлением и членораздельной речью:

  • Размышляет о своем прошлом; критически его оценивая;
  • Думает о будущем;
  • Мечтает и строит планы;
  • Передает объективную информацию об окружающем мире;
  • Умеет отражать действительность не только с помощью речи, но и с помощью музыки, живописи и др. образных форм.

2. Человек способен к сознательной целенаправленной творческой деятельности:

  • Моделирует свое поведение и может выбирать различные социальные роли;
  • Обладает способностью предвидеть отдаленные последствия своих действий, характер и направленность развития природных процессов;
  • Выражает ценностное отношение к действительности.

Основные отличия человека от животного

3. Человек в процессе своей деятельности преобразует окружающую действительность, создает необходимые ему материальные и духовные блага и ценности:

  • Осуществляет практически преобразующую деятельность, человек творит «вторую природу» – культуру.

4. Человек способен изготавливать орудия труда и использовать их как средство производства материальных благ.

5. Человек воспроизводит не только свою биологическую, но и социальную сущность:

  • Удовлетворяет не только свои материальные, но и духовные потребности;
  • Удовлетворение духовных потребностей связано с формированием духовного (внутреннего) мира человека.


Индивид Индивидуальность Личность

Индивид

Индивидуальность

(от лат. Individuum –неделимый, неразделенный)

Это единичный представитель человеческого рода, конкретный носитель всех социальных и психологических черт: разума, воли, потребностей, интересов и т.д.

Личность

Это неповторимое своеобразие проявлений человека, подчеркивающая исключительность, многосторонность, естественность и непринужденность его деятельности.

(от лат. Persona – особа)

Человек как отдельная особь среди других людей.

Это человеческий индивид, являющийся субъектом сознательной деятельности, обладающий совокупностью социально значимых черт, свойств, которые он реализует в общественной жизни.

Человек как один из многих, но с учетом его личных особенностей: внешний облик, манера поведения, характер и т.д.

Человек с социально значимыми качествами.


Личность – человек как общественное существо, конкретное проявление общественной сущности человека, его индивидуальных психических свойств (темперамента, характера, способностей, уровня умственного развития, потребностей, интересов) и социальных функций (отношения к действительности, людям, обществу в целом; поведение человека, его общественная деятельность).

В определенной степени независима

от общества

Способна нести ответственность

и решать проблемы

Отличается самостоятельностью в поступках

ЛИЧНОСТЬ

Контролирует поведение, обладает волей


Л И Ч Н О С Т Ь

Факторы, обусловливающие развитие личности

Биологические факторы

(генотип – анатомно-физиологическая структура человека;

черты лица, окраска кожи, цвет глаз и волос и т.д.;

функциональные особенности (группа крови и др.);

некоторые особенности нервной системы человека;

психические свойства личности (характер, ум, воля, интересы, способности и др.)

Социальная среда

Воспитание

и обучение


НЕ всякий человек является личностью.

Человеком рождаются,

личностью становятся в процессе социализации

Домашнее задание

Баранов П.А. и др. Учебное пособие.Тема1.

Видеоурок:

Лекция:


Центральным понятием курса обществознания является человек. Что же такое человек?

Человек - это биосоциальное существо, обладающее мышлением и речью, способностью создавать орудия труда и пользоваться ими в процессе общественного производства.

Рассмотрим биологические и социальные признаки человека.

Человек как биологическое существо

Как биологическое существо человек является результатом эволюционного развития (антропогенеза) и представляет собой вид Homo sapiens (человек разумный). Он обладает признаками общими для многих животных класса млекопитающих, среди которых: живорождение, млекопитание, использование предметов природы, инстинкты. Немного подробнее остановимся на инстинктах. Из курса биологии вам известно, что инстинкты – это врожденные акты поведения, которые помогают выжить в природной среде. Человеку свойственны такие животные инстинкты, как самосохранение, продолжение рода, "свой-чужой" и многие другие. Любое инстинктивное поведение человека или животного диктуется биологическими потребностями. Так, потребность в безопасном и удобном жилище удовлетворяется инстинктом построения жилья. Сравним этот инстинкт у животных и человека. К примеру, пчёлы строят соты, пауки плетут паутины, ласточки вьют гнёзда, бобры строят хатки. Но этому их никто не учил, умение строить жильё определённым образом передалось им по наследству. Человек строит дом, но в силу того, что он Homo sapiens к врожденному стремлению удовлетворить потребность в жилище подключает ещё и разум. И поэтому человек придумал тысячи способов строительства жилья.

Следовательно, человек как биологическое существо имеет общие для многих животных признаки, но отличается разумом, помогающим действовать вопреки своим биологическим потребностям.

Социальная сущность человека
В разумности человек проявляет свою социальную сущность. Если, как биологическое существо он приспосабливается к окружающей среде, то, как социальное способен преобразовывать её, созидая что-либо новое, ранее не существовавшее. Обретение человеком "человеческого" связано с его нахождением в социальной среде. То есть человек становится человеком не столько по рождению, сколько в ходе социализации. Это означает, что живя в окружении людей, он учится общаться, играть, приобретать знания, трудиться и осваивает много других форм поведения. Кроме того, человек усваивает правила и нормы, выработанные данным обществом и прочно устоявшиеся в нём. Так, с раннего детства его учат тому, как надо себя вести, а от какого поведения следует воздержаться. В итоге человек превращается в социальное культурное существо. Процесс социализации начинается с самого рождения, первого прикосновения, слова мамы и продолжается всю жизнь. Что же происходит с человеком, оказавшимся вне общества, к примеру, среди зверей? Результат жизни в "диких" условиях может быть разным и зависит от возраста человека, а если быть точнее, от того, прошёл человек хоть какой - то этап социализации или нет. Нам известны факты о детях - маугли, которых вскармливали животные. Вернувшись в общество они так и не научались говорить, пользоваться столовыми приборами, носить одежду, передвигаться на ногах. Они уподобились зверям. Взрослый же человек, прошедший социализацию, воспитанный обществом и умеющий использовать предметы окружающего мира в свою пользу, попав в "дикие" условия, обустраивает свой быт приблизительно в том виде, каком привык жить. А самое главное, он не теряет своей человеческой сущности. Этому есть яркий литературный пример - Робинзон Крузо - главный герой одноимённого рассказа Даниэля Дефо.

Биологическое и социальное в человеке тесно связано. Развитие определённых социальных качеств в человеке происходит благодаря тому, что в нём имеются биологические предпосылки. Давайте рассмотрим эти биологические предпосылки и социальные качества.

Биологические предпосылки

Социальные качества

Взаимосвязь

1

Развитый головной мозг

Разумность

Развитый головной мозг позволяет человеку приобретать знания, создавать предметы, преобразовать природу. Человек контролирует своё поведение и действует в зависимости от конкретной жизненной ситуации. Он различает добро и зло, верит, помнит, мечтает, творит. У него нет страшных когтей и клыков, маскирующей окраски, которые помогают многим животным избежать опасности. Но у человека есть разум, благодаря которому стал могущественной силой на Земле.

2

Прямохождение и особое строение кисти руки

Создание орудий труда

Гердер И.Г., немецкий философ XVIII века писал, что «человек находится на высшей ступени развития, потому что ходит прямо – иной причины нет». Прямохождение и развитие кисти рук позволило человеку совершать трудовые действия. Известны слова американского просветителя Б. Франклина: "Человек - это животное, создающее орудия труда". Именно создание орудий труда выделило человека из животного мира. Да, животные умеют использовать предметы природы (к примеру, палки и камни) для строительства норок. Но только человек может изготовлять одни орудия труда с помощью других.

3


Анатомо-физиологические механизмы (задатки), инстинкты

Мышление и деятельность

Человек преобразует окружающий мир под свои нужды благодаря деятельности. А формирование деятельности зависит от наличия у человека мышления. Потому, что прежде чем что-то сделать человек обдумывает идею и действия в голове. Более подробно о мышлении и деятельности вы узнаете после изучения темы .

4

Речь и общение

Жизнь в обществе – это каждодневное взаимодействие людей друг с другом. Это взаимодействие происходит в ходе общения, которое было бы не возможным без наличия членораздельной речи у человека. Общение и взаимодействие с другими людьми очень важно для человека, потому что только в группах он развивается, реализует себя и достигает социальной зрелости.

Подытожим, человек – это биосоциальное существо, обладающее мышлением и речью. Как биологическое существо он обладает признаками, присущими животным класса Млекопитающие: инстинкты, живорождение, млекопитание, использование предметов природы и отличительными признаками: развитый головной мозг, прямохождение, развитая кисть руки, инстинкты. Как социальное существо обладает характерными только для человека качествами: разумность, способность создавать орудия труда, деятельность, способность к членораздельной речи, общение.

Индивид, индивидуальность, личность.

В социологии, которая является частью предмета обществознания наряду с термином «человек» используются понятия индивид, индивидуальность и личность. Вы должны понимать значения этих понятий и уметь различать их.

Индивид – это один из представителей биологического вида Homo sapiens, имеющий генетически наследуемые биологические признаки.

Индивидом является каждый человек. Это понятие характеризует то, что в людях присутствуют одинаковые биологические особенности, относящие к виду Homo sapiens. Так, у каждого человека одна голова, две руки, 32 зуба, есть психика, строение внутренних органов одинаковое и т.д. Но в мире не найти абсолютно одинаковых индивидов, даже если они близнецы. Индивиды отличаются друг от друга внешними и внутренними признаками. Как вы знаете, к внешним относятся рост, цвет глаз, длина волос и другие, а к внутренним темперамент, характер, способности, знания, умения и другие. Отличия в этих признаках делают каждого из нас индивидуальным. Что же такое индивидуальность?


Индивидуальность – это совокупность неповторимых биологических и социальных качеств, присущих каждому человеку.

Согласитесь, для каждого человека очень важно, чтобы окружающие принимали его таким, какой он есть. Наверняка вы слышали, как в адрес какого-либо человека звучали слова: «Он – яркая индивидуальность». Эти слова подчёркивают "особенность" человека, его отличие от других. Очень дорожат такой оценкой люди творческого труда: художники, писатели, ученые.

А кого называют личностью? Личность – это человек, выделившийся на фоне других своими поступками. Человек становится личностью в обществе, в процессе социализации.

Личность – это социальный признак человека, связанный с наличием у него социально-значимых качеств, то есть таких, которые важны и необходимы обществу (к примеру, самостоятельность, ответственность, гражданственность, патриотизм, толерантность, альтруизм, гуманность и многие другие).

Личностью является не столько тот, кто обладает этими качествами, сколько тот, кто проявляет их в своем отношении к людям, обществу и природе. Иногда мы слышим: "Он – Человек с большой буквы". Так говорят о личности.